Лицензия аудитора

отменен/утратил силу Редакция от 26.11.2001 Подробная информация

Наименование документ УКАЗ Президента РФ от 22.12.93 N 2263 (ред. от 26.11.2001) «ОБ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Вид документа правила, указ
Принявший орган президент рф
Номер документа 2263
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 26.11.2001
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус отменен/утратил силу
Публикация
  • В данном виде документ опубликован не был.
  • (в ред. от 22.12.93 — «Российская газета», N 239, 29.12.93,
  • «Собрание актов Президента и Правительства РФ», 1993, N 52, ст. 5069)
Навигатор Примечания

УКАЗ Президента РФ от 22.12.93 N 2263 (ред. от 26.11.2001) «ОБ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ВРЕМЕННЫЕ ПРАВИЛА АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(в ред. Указа Президента РФ от 26.11.2001 N 1360)

1. Настоящие Временные правила определяют правовые основы осуществления в Российской Федерации аудиторской деятельности как независимого вневедомственного финансового контроля и действуют до принятия Федеральным Собранием Российской Федерации закона Российской Федерации, регулирующего аудиторскую деятельность.

Временные правила применяются при осуществлении аудиторских проверок деятельности всех экономических субъектов, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также органов государственной власти и управления всех уровней и органов местного самоуправления.

2. Для целей настоящих Временных правил под экономическими субъектами понимаются независимо от организационно-правовых форм и видов собственности предприятия, их объединения (союзы, ассоциации, концерны, отраслевые, межотраслевые, региональные и другие объединения), организации и учреждения, банки и кредитные учреждения, а также их союзы и ассоциации, страховые организации, товарные и фондовые биржи, инвестиционные, пенсионные, общественные и другие фонды, а также граждане, осуществляющие самостоятельную предпринимательскую деятельность. К экономическим субъектам относятся также аудиторские фирмы и аудиторы, работающие самостоятельно.

3. Аудиторская деятельность — аудит представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг.

4. Аудиторская деятельность осуществляется наряду с финансовым контролем за деятельностью экономических субъектов, производимым в соответствии с законодательством Российской Федерации специально уполномоченными на то государственными органами.

5. Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации.

Основные показатели (содержание, объем и формы) принятой в Российской Федерации бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов определяются соответствующим законом Российской Федерации, а до его принятия — нормативными актами Совета Министров — Правительства Российской Федерации и в части бухгалтерской (финансовой) отчетности банков и кредитных учреждений — нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.

6. Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной.

Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных актами законодательства Российской Федерации, инициативная — по решению экономического субъекта.

Обязательная аудиторская проверка может проводиться по поручению государственных органов, определенных настоящими Временными правилами.

7. Уклонение экономического субъекта от проведения обязательной аудиторской проверки либо препятствование ее проведению влечет за собой взыскание на основании решения суда или арбитражного суда по искам, предъявляемым прокурором, органами федерального казначейства, органами государственной налоговой службы и органами налоговой полиции:

штрафа с экономического субъекта в сумме от 100- до 500-кратного размера установленной законом минимальной оплаты труда;

штрафа с руководителя (руководителей) экономического субъекта в сумме от 50- до 100-кратного размера установленной законом минимальной оплаты труда.

Суммы взыскиваемых штрафов зачисляются в доход республиканского бюджета Российской Федерации.

8. Аудиторской деятельностью имеют право заниматься физические лица — аудиторы и юридические лица — аудиторские фирмы независимо от вида собственности, в том числе иностранные и созданные совместно с иностранными юридическими и физическими лицами.

Аудиторские фирмы регистрируются как предприятия, создаваемые в целях осуществления аудиторской деятельности, и могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за исключением формы акционерного общества открытого типа.

Физические лица, прошедшие аттестацию, могут заниматься аудиторской деятельностью в составе аудиторской фирмы, заключив с ней трудовое соглашение (контракт), либо самостоятельно, то есть зарегистрировавшись в качестве предпринимателей.

Аудиторы, прошедшие аттестацию и желающие работать самостоятельно, а также аудиторские фирмы начинают свою деятельность после государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности, получения лицензии на осуществление аудиторской деятельности и включения в государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм.

Аудиторы и аудиторские фирмы могут в соответствии с законодательством Российской Федерации образовывать союзы, ассоциации и другие объединения для координации своей деятельности или защиты своих профессиональных интересов. Аудиторские объединения не вправе непосредственно заниматься аудиторской деятельностью.

9. Аудиторы и аудиторские фирмы помимо проведения проверок могут оказывать услуги по постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского (финансового) учета, составлению деклараций о доходах и бухгалтерской (финансовой) отчетности, анализу хозяйственно-финансовой деятельности, оценке активов и пассивов экономического субъекта, консультированию в вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства Российской Федерации, а также проводить обучение и оказывать другие услуги по профилю своей деятельности.

Аудиторы и аудиторские фирмы не могут заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью, кроме аудиторской и другой, связанной с ней, деятельности.

Аудиторы и аудиторские фирмы не вправе передавать полученные ими в процессе аудита сведения третьим лицам для использования этих сведений в целях предпринимательской деятельности.

10. Орган дознания и следователь при наличии санкции прокурора, прокурор, суд и арбитражный суд вправе в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации дать аудитору или аудиторской фирме поручение о проведении аудиторской проверки экономического субъекта при наличии в производстве указанных органов возбужденного (возобновленного производством) уголовного дела, принятого к производству (возобновленного производством) гражданского дела или дела, подведомственного арбитражному суду. Содержание такого поручения должно соответствовать обстоятельствам, послужившим основанием для возбуждения (возобновления производством) уголовного дела, принятия к производству (возобновления производством) гражданского дела или дела, подведомственного арбитражному суду. Срок проведения аудиторской проверки по такому поручению определяется по договоренности с аудитором (аудиторской фирмой) и, как правило, не должен превышать двух месяцев.

Государственные органы, по поручению которых проводится аудиторская проверка, обязаны создать надлежащие условия для ее проведения, а также при необходимости обеспечить личную безопасность аудиторов и членов их семей.

С согласия аудиторов проверка может проводиться по документам финансовой отчетности, изъятым (затребованным) в установленном порядке органом дознания, прокурором, следователем, судом и арбитражным судом.

Оплата работы аудитора (аудиторской фирмы) при проведении проверки по поручению органа дознания, прокурора, следователя, суда и арбитражного суда производится предварительно за счет проверяемого экономического субъекта по ставкам, ежегодно утверждаемым Советом Министров — Правительством Российской Федерации с учетом средней ставки оплаты, сложившейся на рынке аудиторских услуг.

В случае отсутствия у экономического субъекта достаточных средств вследствие несостоятельности (банкротства) предварительная оплата работы аудитора (аудиторской фирмы) производится в месячный срок по тем же ставкам за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации с последующим возмещением на основании решения арбитражного суда по иску соответствующего прокурора или органа федерального казначейства за счет имущества экономического субъекта, признанного несостоятельным (банкротом).

В случае отказа или уклонения экономического субъекта при наличии у него достаточных средств от предварительной оплаты работы аудитора (аудиторской фирмы), проведенной по поручению государственных органов, а также в случае неоплаты этой работы за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации аудитор (аудиторская фирма) либо по его ходатайству соответствующий прокурор может обратиться в суд или арбитражный суд за защитой нарушенных имущественных интересов.

Повторные аудиторские проверки экономического субъекта по тем же основаниям по поручению государственных органов производятся только за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации и не могут быть осуществлены аудитором или аудиторской фирмой, проводившими первоначальную проверку.

11. Аудиторская проверка не может проводиться:

а) аудиторами, являющимися учредителями, собственниками, акционерами, руководителями и иными должностными лицами проверяемого экономического субъекта, несу, несущими ответственность за соблюдение бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо состоящими с указанными лицами в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов);

б) аудиторскими фирмами:

в отношении экономических субъектов, являющихся их учредителями, собственниками, акционерами, кредиторами, страховщиками, а также в отношении которых эти аудиторские фирмы являются учредителями, собственниками, акционерами;

в отношении экономических субъектов, являющихся их дочерними предприятиями, филиалами (отделениями) и представительствами или имеющих в своем капитале долю этих аудиторских фирм;

в) аудиторами и аудиторскими фирмами, оказывавшими данному экономическому субъекту услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также составлению финансовой отчетности.

Если после заключения договора или дачи поручения на проведение аудиторской проверки возникли или стали известны обстоятельства, указанные в настоящем пункте, договор подлежит расторжению, а поручение отзывается. В случае умышленного сокрытия аудитором (аудиторской фирмой) от экономического субъекта — заказчика обстоятельств, исключающих возможность проведения аудиторской проверки, заказчику возмещаются за счет аудитора (аудиторской фирмы) все расходы, понесенные им в связи с заключением договора с аудитором (аудиторской фирмой). Сокрытие указанных обстоятельств является также основанием для аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности.

12. При проведении аудиторской проверки и составлении заключения аудиторы независимы от проверяемого экономического субъекта, а также от любой третьей стороны, в том числе от государственных органов, поручивших им проведение проверки, а также собственников и руководителей аудиторской фирмы, в которой они работают.

13. Аудиторы (аудиторские фирмы) имеют право:

а) самостоятельно определять формы и методы аудиторской проверки, исходя из требований нормативных актов Российской Федерации, а также конкретных условий договора с экономическим субъектом либо содержания поручения органа дознания, прокурора, следователя, суда и арбитражного суда;

б) проверять у экономических субъектов в полном объеме документацию о финансово-хозяйственной деятельности, наличие денежных сумм, ценных бумаг, материальных ценностей, получать разъяснения по возникшим вопросам и дополнительные сведения, необходимые для аудиторской проверки;

в) получать по письменному запросу необходимую для осуществления аудиторской проверки информацию от третьих лиц, в том числе при содействии государственных органов, поручивших проверку;

г) привлекать на договорной основе к участию в аудиторской проверке аудиторов, работающих самостоятельно или в других аудиторских фирмах, а также иных специалистов, за исключением лиц, указанных в подпунктах «а» и «в» пункта 11 настоящих Временных правил;

д) отказаться от проведения аудиторской проверки в случае непредоставления проверяемым экономическим субъектом необходимой документации, а также в случае необеспечения государственными органами, поручившими проведение проверки, личной безопасности аудитора и членов его семьи при наличии такой необходимости.

14. Аудиторы и аудиторские фирмы обязаны:

а) неукоснительно соблюдать при осуществлении аудиторской деятельности требования законодательства Российской Федерации;

б) немедленно сообщать заказчику, а также государственному органу, поручившему провести аудиторскую проверку:

о невозможности своего участия в проведении аудиторской проверки данного экономического субъекта вследствие обстоятельств, указанных в пункте 11 настоящих Временных правил, а также вследствие отсутствия лицензии, позволяющей произвести аудиторскую проверку данного экономического субъекта;

о необходимости привлечения к участию в проверке дополнительных аудиторов (специалистов) в связи со значительным объемом работы или какими-либо иными обстоятельствами, возникшими после заключения договора или получения поручения;

в) квалифицированно проводить аудиторские проверки, а также оказывать иные аудиторские услуги;

г) обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых ими в ходе аудиторской проверки, и не разглашать их содержания без согласия собственника (руководителя) экономического субъекта, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.

Данные, полученные в ходе аудиторской проверки, проводимой по поручению органа дознания, прокурора, следователя, суда и арбитражного суда, могут быть преданы гласности до вступления в силу приговора (решения) суда (арбитражного суда) только с разрешения указанных органов и в том объеме, в каком они признают это возможным.

Проверяемый экономический субъект имеет право получать от аудитора (аудиторской фирмы) исчерпывающую информацию о требованиях законодательства, касающихся проведения аудиторской проверки, правах и обязанностях сторон, а после ознакомления с заключением аудитора (аудиторской фирмы) — о нормативных актах, на которых основываются замечания и выводы аудитора (аудиторской фирмы). Аудитор (аудиторская фирма) обязан предоставлять экономическому субъекту эту информацию.

15. Орган, выдавший лицензию на осуществление аудиторской деятельности, по заявлению заинтересованного экономического субъекта, а также по собственной инициативе или по предложению прокурора может назначить проверку качества аудиторского заключения, производимую соответственно за счет средств заинтересованного экономического субъекта либо за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации.

В случае обнаружения неквалифицированного проведения аудиторской проверки, приведшей к убыткам для государства или для экономического субъекта, с аудитора (аудиторской фирмы) могут быть взысканы на основании решения суда или арбитражного суда по иску, предъявляемому органом, выдавшим лицензию:

понесенные убытки в полном объеме;

расходы на проведение перепроверки;

штраф, зачисляемый в доход республиканского бюджета Российской Федерации в сумме до 100-кратного размера установленной законом минимальной оплаты труда — с аудитора, осуществляющего свою деятельность самостоятельно, и от 100- до 500-кратного размера установленной законом минимальной оплаты труда — с аудиторской фирмы.

В рассмотрении дела по указанным искам не могут участвовать судьи, принимавшие когда-либо ранее решение о поручении аудиторской проверки данному аудитору (аудиторской фирме).

16. Руководители и иные должностные лица проверяемого экономического субъекта обязаны:

а) создавать аудитору (аудиторской фирме) условия для своевременного и полного проведения аудиторской проверки, предоставлять всю документацию, необходимую для ее проведения, а также давать по запросу аудитора разъяснения и объяснения в устной и письменной форме;

б) оперативно устранять выявленные аудиторской проверкой нарушения порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Запрещается предпринимать любые действия с целью ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудиторской проверки.

17. Результатом аудиторской проверки является заключение аудитора (аудиторской фирмы) — документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов.

Заключение аудитора (аудиторской фирмы) по результатам проверки, проведенной по поручению государственных органов, приравнивается к заключению экспертизы, назначенной в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации.

18. Заключение аудитора (аудиторской фирмы) должно состоять из трех частей — вводной, аналитической и итоговой:

а) в вводной части указываются:

для аудиторской фирмы: юридический адрес и телефоны; порядковый номер, дата выдачи и наименование органа, выдавшего лицензию на осуществление аудиторской деятельности, а также срок действия лицензии; номер регистрационного свидетельства; номер расчетного счета; фамилия, имя и отчество всех аудиторов, принимавших участие в проверке;

для аудитора, работающего самостоятельно: фамилия, имя, отчество, стаж работы в качестве аудитора; дата выдачи и наименование органа, выдавшего лицензию на осуществление аудиторской деятельности, а также срок действия лицензии; номер регистрационного свидетельства; номер расчетного счета;

б) в аналитической части указываются:

наименование экономического субъекта и период его деятельности, за который проводится проверка;

результаты экспертизы организации бухгалтерского (финансового) учета, составления соответствующей отчетности и состояния внутреннего контроля;

факты выявленных в ходе аудиторской проверки существенных нарушений установленного порядка ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, влияющих на ее достоверность, а также нарушений законодательства Российской Федерации при совершении хозяйственно-финансовых операций, которые нанесли или могут нанести ущерб интересам собственников экономического субъекта, государства и третьих лиц;

в) в итоговой части аудиторского заключения содержится запись о подтверждении достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта.

В случае если экономическим субъектом — заказчиком в ходе проведения проверки не были устранены существенные нарушения в ведении бухгалтерского (финансового) учета, составлении соответствующей отчетности и соблюдении законодательства Российской Федерации, в итоговой части аудиторского заключения делается запись о невозможности подтверждения достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Каждая страница аудиторского заключения подписывается аудитором, проводившим проверку, и заверяется его личной печатью.

При проведении проверки аудиторской фирмой аудиторское заключение, кроме того, подписывается в целом руководителем аудиторской фирмы либо уполномоченным им иным должностным лицом аудиторской фирмы и заверяется печатью аудиторской фирмы.

Экономический субъект обязан предоставлять заинтересованными лицам только итоговую часть аудиторского заключения.

19. Утратил силу.

(в ред. Указа Президента РФ от 26.11.2001 N 1360)

20. Порядок аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, формирования аттестационных комиссий и размер платы за проведение аттестации, а также порядок получения лицензий на осуществление аудиторской деятельности утверждаются Советом Министров — Правительством Российской Федерации.

(в ред. Указа Президента РФ от 26.11.2001 N 1360)

21. К аттестации на право осуществления аудиторской деятельности допускаются лица, имеющие экономическое или юридическое (высшее либо среднее специальное) образование, а также стаж работы не менее трех лет из последних пяти в качестве аудитора, специалиста аудиторской организации, бухгалтера, экономиста, ревизора, руководителя предприятия, научного работника или преподавателя по экономическому профилю.

К аттестации не допускаются лица, осужденные приговором суда с применением наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в сфере финансово-хозяйственных отношений, в течение отбывания наказания и в последующий период до погашения (снятия) судимости в установленном законом порядке.

Лица, успешно прошедшие аттестацию, получают квалификационный аттестат аудитора единого образца.

Квалификационный аттестат должен быть выдан в месячный срок со дня проведения аттестации. Если в течение двух лет с момента получения квалификационного аттестата лицо, прошедшее аттестацию, не приступило к работе в качестве аудитора, аттестат утрачивает силу.

Лицо, не прошедшее аттестацию, в месячный срок с момента его уведомления о принятии такого решения вправе обжаловать отказ аттестационной комиссии в выдаче квалификационного аттестата в суд.

22. Аудиторы, работающие самостоятельно, а также аудиторские фирмы могут заниматься аудиторской деятельностью только после получения лицензии на ее осуществление.

Лицензия на осуществление аудиторской деятельности выдается на основании соответствующего заявления с приложением:

а) для аудитора, работающего самостоятельно, — квалификационного аттестата и копии свидетельства о государственной регистрации;

б) для аудиторской фирмы — учредительных документов, копии свидетельства о государственной регистрации, сведений о ее руководителях, их заместителях и аудиторах, имеющих квалификационный аттестат.

Заявление о выдаче лицензии на осуществление аудиторской деятельности должно быть рассмотрено в течение 60 дней с момента представления всех предусмотренных в настоящем пункте документов.

23. Лицензии выдаются на осуществление:

банковского аудита;

аудита страховых организаций;

аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов;

общего аудита (аудита иных экономических субъектов).

24. Лицензии на осуществление аудиторской деятельности могут быть аннулированы выдавшими их органами в случаях:

а) обнаружения после выдачи лицензии факта представления для ее получения аудитором (учредителями аудиторской фирмы) недостоверных сведений;

б) осуществления аудитором (аудиторской фирмой) аудиторской деятельности, не предусмотренной выданной ему лицензией;

в) предоставления аудитором (аудиторской фирмой) полученных им в ходе аудита сведений третьим лицам без разрешения собственника (руководителя) хозяйствующего субъекта, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

г) вступления в законную силу приговора суда, предусматривающего наказание лица, занимающегося аудиторской деятельностью, в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в сфере финансово-хозяйственных отношений;

д) умышленного сокрытия аудитором (аудиторской фирмой) обстоятельств, исключающих возможность проведения аудиторской проверки экономического субъекта;

е) неоднократного неквалифицированного проведения аудиторских проверок или оказания аудиторских услуг.

Аннулирование лицензий по иным основаниям не допускается.

25. Осуществление юридическим или физическим лицом аудиторской деятельности без полученной в установленном порядке лицензии влечет за собой взыскание с указанных лиц на основании решения суда (арбитражного суда) по искам, предъявляемым прокурором, органами федерального казначейства, органами государственной налоговой службы и органами налоговой полиции:

полученных в результате незаконной деятельности доходов — в пользу введенных ими в заблуждение заказчиков в размерах понесенных этими заказчиками расходов;

штрафа в пределах от 500- до 1000-кратного размера установленной законом минимальной оплаты труда — в доход республиканского бюджета Российской Федерации.

Кроме того, орган, уполномоченный выдавать лицензии на осуществление аудиторской деятельности, вправе обратиться в арбитражный суд с иском о ликвидации указанного юридического лица.

26. Аудитор и аудиторская фирма вправе обжаловать решение об отказе в выдаче лицензии и о ее аннулировании в установленном порядке в суд или арбитражный суд.

27. Аудиторы и аудиторские фирмы несут в установленном порядке ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации при осуществлении аудиторской деятельности.

Имущественные споры экономических субъектов и аудиторов (аудиторских фирм) разрешаются судом, арбитражным или третейским судом.

  • Главная
  • Услуги
  • Лицензионный аудит

Лицензионный аудит

Программное обеспечение — это охраняемая законом интеллектуальная собственность, использование которой должно оплачиваться. Вы приобретаете не сам продукт, а право на его использование. Именно это положение в точности определяет понятие «лицензия»: это ваше право на использование программного обеспечения.

Лицензионный аудит

Комплексный лицензионный аудит — это эффективные технологии и процедуры управления лицензиями и оптимизации их использования, которые помогут понять, в каком состоянии находится ИТ-инфраструктура предприятия, какими программными активами располагает организация, где и насколько эффективно они используются.

Комплексный лицензионный аудит может помочь организации:

  • обнаружить недостатки в ИТ-инфраструктуре предприятия и определить ее соответствие с текущими задачами бизнеса;
  • контролировать IT-расходы и риски для укрепления финансового состояния;
  • оптимизировать текущие инвестиции для эффективного использования имеющихся программными активов;
  • расти и развиваться в ответ на увеличивающиеся потребности бизнеса за счет быстрой адаптации к новым условиям.

Этапы лицензионного аудита

Мы поможем Вам решить необходимые задачи связанные с проведением комплексного лицензионного аудита и управлением лицензий на программное обеспечение в Вашей организации.

Производители программного обеспечения

Мы готовы помочь Вам провести лицензионный аудит, проконсультировать и предложить оптимальную схему покупки лицензионного программного обеспечения следующих производителей:

16 февраля в 11.00 часов в Центре Информационных технологий компании «Гарант» состоялось интернет-интервью Директора Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов Российской Федерации Шнейдмана Леонида Зиновьевича.

Ведущий интернет-интервью — Царь Сергей Петрович (компания «Гарант»).

Добрый день, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория!

Мы начинаем наше интернет-интервью. Разрешите представить нашего гостя — директора Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов Российской Федерации Шнейдмана Леонида Зиновьевича.

Тема сегодняшнего интервью — «Новеллы законодательства об аудиторской деятельности».

С 1 января 2009 года вступил в силу новый Федеральный закон «Об аудиторской деятельности».

Принятие нового Федерального закона «Об аудиторской деятельности» обусловлено переходом от лицензирования указанной деятельности к саморегулированию в этой области и направлено на законодательное обеспечение существенного снижения административного вмешательства в аудиторскую профессию, освобождение государства от выполнения избыточных функций по регулированию аудиторской деятельности, создание механизмов профессионального и общественного надзора за деятельностью аудиторов.

Лицензирование аудиторской деятельности будет отменено с 1 января 2010 года. Одновременно будет введено обязательное членство аудиторов и аудиторских организаций в саморегулируемых организациях аудиторов. На эти организации будут возложены функции по ведению реестра аудиторов и аудиторских организаций, повышению квалификации аудиторов и контролю качества работы аудиторов и аудиторских организаций. Таким образом, государственное регулирование аудиторской деятельности в основном будет сведено к выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в этой сфере, ведению госреестра саморегулируемых организаций аудиторов, анализу состояния рынка аудиторских услуг в РФ.

Также в Федеральном законе содержатся иные принципиально новые положения, регулирующие процесс осуществления аудиторской деятельности.

В ходе интернет-интервью планируется обсудить причины принятия данного Федерального закона, его роль для дальнейшего развития аудиторской деятельности, провести разъяснения и проанализировать новые положения закона, а также выявить неустраненные недостатки и проблемы действующего законодательства в данной области и предложить пути их совершенствования.

На эти и другие актуальные вопросы интернет-аудитории в ходе интернет-интервью ответит Директор Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов Российской Федерации Шнейдман Леонид Зиновьевич.

К моменту начала нашего интернет-интервью поступило несколько десятков разных, интересных и проблемных вопросов, которые мы сегодня и хотим предложить нашему уважаемому гостю.

Ведущий:
Мы разбили вопросы на блоки для удобства, в соответствии с их тематикой. И первый вопрос: Федеральный закон от 30.12.2008 года N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» устанавливает новые реалии для аудиторов, вносит кардинально новые изменения в их деятельность. Скажите, пожалуйста, что даст новый закон пользователям аудиторских услуг — акционерам, инвесторам, кредиторам? С какими трудностями им предстоит столкнуться после объединения аудиторов и аудиторских организаций в саморегулируемые организации?

Шнейдман Л. З.:
Прежде всего, необходимо отметить, что закон 307-ФЗ не вносит какие-либо кардинальные изменения в деятельность аудиторов и основы рынка аудиторских услуг. Рынок аудиторских услуг, как показывает практика, состоялся, он достаточно стабилен, устойчиво работает. Необходимость переустраивать этот рынок, по нашему мнению, отсутствует. Смысл новой редакции закона об аудиторской деятельности — учесть те изменения, которые произошли в экономической жизни страны, накопленный опыт функционирования аудиторского рынка, учесть опыт аудиторской профессии в других странах, международно признанные модели регулирования аудиторской деятельности. Что касается пользователей аудиторских услуг, то главная цель изменений в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» — защита интересов широкого круга пользователей, в том числе названных Вами. Для реализации этой цели в новой редакции закона предусмотрен ряд механизмов и институтов, направленных на повышение качества аудиторских услуг, обеспечение стабильности работы аудиторского рынка.

Ведущий:
Как Вы считаете, сможет ли реформа аудита оправдать те ожидания, которые на нее изначально возлагались? Оправдаются ли такие нововведения, как переход на систему саморегулирования, отмена лицензирования аудиторской деятельности и пр.?

Шнейдман Л. З.:
Было бы очень странно, если бы я сомневался в этом. В самом вопросе, думается, заложен ответ. Конечно, мы надеемся на то, что внесенные в закон изменения оправдают наши ожидания. Хотя, снова подчеркну, мы ведем речь не о реформе аудиторской деятельности, а об упорядочении основ функционирования аудиторского рынка.

Ведущий:
Наиболее проблематичным и в развитии аудиторской деятельности в нашей стране, и в развитии собственно систем контроля качества аудита является отсутствие каких-либо концептуальных основ этого развития, не говоря уже о стройной концепции развития аудиторской деятельности. Планирует ли Минфин России каким-то образом приступить к решению данной проблемы?

Шнейдман Л. З.:
Не могу согласиться, что отсутствуют концептуальные основы развития аудиторской деятельности в стране. Они существуют, хотя и не собраны в какой-то единый документ как в некоторых других видах деятельности. Тем не менее, развитие аудиторской деятельности, поддержание ее на определенном уровне осуществляются в соответствии с теми планами, программами, которые определены совместно государством и профессией. Я имею в виду, например, Концепцию развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, одобренную Министерством финансов Российской Федерации в 2004 году, один из разделов которой посвящен аудиторской деятельности. Правительственная Программа развития экономики на 2006-2008 гг. определяла основные направления развития аудита на этот период. Названные документы описывают концептуальные основы развития, определяют, куда мы будем двигаться и какими темпами.

Ведущий:
Можно ли такие документы, как «Белая книга», Восьмая Директива Европейского Союза, регулирующие в целом аудиторскую деятельность в рамках ЕС, некоторые стандарты, действующие в отношении контроля, в частности, допустим ISA 220, рассматривать в качестве тех же концептуальных основ?

Шнейдман Л. З.:
Аудиторские стандарты, издаваемые Международной федерацией бухгалтеров, также являются ориентиром в развитии аудиторского дела в нашей стране. Правительство Российской Федерации еще в 2002 году определило, что российские федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности подготавливаются на основе международных стандартов аудита. Перечисленные Вами стандарты — часть системы международных стандартов аудита, поэтому мы ориентируемся на них. Более того, в российской практике уже имеются эквиваленты некоторых из этих стандартов.

Ведущий:
Мы переходим к следующему блоку вопросов, касающихся толкования и правоприменения норм ФЗ «Об аудиторской деятельности». Какие основные положения Федерального закона от 7 августа 2001 года N 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» по-прежнему будут действовать в 2009 году, а какие уже утратили силу?

Шнейдман Л. З.:
Остановлюсь на тех статьях закона 119-ФЗ, которые продолжают действовать в 2009 году. Прежде всего, статья, посвященная квалификационному экзамену и повышению квалификации аудиторов. Кстати, эта статья в части квалификационного экзамена будет действовать и в 2010 году. Продолжает действовать статья, посвященная совету по аудиторской деятельности, порядку аннулирования квалификационного аттестата. Постепенность введения некоторых статей объясняется следующим. К 1 января 2010 года должно завершиться формирование первых саморегулируемых организаций аудиторов. Только после этого можно будет сформировать рабочий орган совета по аудиторской деятельности и сам совет. Та же ситуация с квалификационным экзаменом. Ведь по новому закону именно саморегулируемым организациям аудиторов предстоит создать единую аттестационную комиссию для проведения экзамена.

Ведущий:
Следующий вопрос. Федеральный закон от 7 августа 2001 года N 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» устанавливал, что «аудит» и «аудиторская деятельность» являются предпринимательской деятельностью по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Однако новый закон содержит два определения, одно характеризующее аудит, другое — аудиторскую деятельность. Кроме того, в новой редакции аудит — это «независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности». Поясните, пожалуйста, зачем введено такое уточнение и почему принято решение разграничить понятия аудита и аудиторской деятельности, хотя ранее им соответствовало одно определение?

Шнейдман Л. З.:
Этот вопрос посвящен очень важному терминологическому уточнению в новой редакции закона. Действительно, закон 119-ФЗ ставил знак равенства между понятиями аудита и аудиторской деятельности. И в то же время в понятие «аудиторская деятельность» включались такие виды услуг, которые непосредственно к ней не имели никакого отношения. Из-за этого достаточно часто возникали недоразумения по поводу того, какая же деятельность является лицензируемой. Скажем, налоговое или бухгалтерское консультирование включалось в понятие аудиторской деятельности и, казалось, что для ведения этой деятельности надо иметь лицензию на осуществление аудиторской деятельности.
Закон 307-ФЗ в первой статье четко разграничивает те услуги, которые могут оказывать только субъекты аудиторской деятельности, и услуги, которые могут оказывать не только они. Это аудиторские услуги и прочие услуги, которые связаны с аудиторской деятельностью. Закон, кстати, не дает исчерпывающего перечня прочих услуг, он дает лишь примеры, основные виды таких услуг. Аудитор сам определяет вместе со своим клиентом, может ли он оказать какую-то иную услугу, не поименованную в законе в числе прочих. Такая услуга должна удовлетворять двум критериям: она должна быть связана с аудиторской деятельностью, и не должна порождать конфликт интересов аудиторской организации.
Аудиторская деятельность в законе включает аудит и сопутствующие аудиту услуги. К последним относятся, например, обзорная проверка финансовой информации, согласованные процедуры в отношении этой информации. Данное терминологическое уточнение позволяет определить, что есть аудиторская деятельность, какая часть работы аудиторской организации, аудитора подлежит самому жесткому контролю и регулированию. Все остальное в деятельности аудиторской организации — вопросы, которые решаются аудиторами, аудиторской организацией самостоятельно.

Ведущий:
Концепция нового закона «Об аудиторской деятельности» предполагает передачу одному федеральному органу исполнительной власти функций по выработке государственной политики в сфере аудиторской деятельности, ее нормативно-правовому регулированию, осуществлению контрольных и надзорных функций за профессиональной деятельностью аудиторских организаций и аудиторов и применение к ним мер дисциплинарного воздействия, утверждение стандартов аудиторской деятельности и многих других. Как данные положения закона соотносятся с действующим Указом Президента от 09.03.2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и иными нормативно-правовыми актами, предусматривающими организационное разделение функций регулирования экономической деятельности, надзора и контроля?

Шнейдман Л. З.:
В данном случае законодатель посчитал целесообразным наделить один орган функциями и по нормативно-правовому регулированию, и по надзору и контролю.

Ведущий:
И этот орган…?

Шнейдман Л. З.:
Это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области аудиторской деятельности — Министерство финансов РФ.

Ведущий:
С 1 января 2010 года будет отменено лицензирование аудиторской деятельности и заменено обязательным членством аудиторов, индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций в саморегулируемых аудиторских организациях. Не считаете ли Вы, что это является нарушением прав аудиторов работать до истечения срока лицензий? Ведь у многих аудиторских организаций срок действия лицензий истекает, например, в 2011 или 2012 году?

Шнейдман Л.З:
Нет, не считаю. Меняется законодательство, никто не отнимает у аудиторских организаций право вести аудиторскую деятельность. Для этого необходимо лишь выполнить те условия, которые предусматривает закон. Достаточно стать членом саморегулируемой организации и можно продолжать аудиторскую деятельность. При этом законодатель предусмотрел достаточно длительный переходный период — весь 2009 год. С нашей точки зрения, это вполне достаточное время для того, чтобы выполнить условия, предусмотренные переходными положениями закона.

Ведущий:
Как, по-вашему, отразится отмена лицензирования аудиторской деятельности и введение саморегулирования на численности индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций: их число возрастет или все же уменьшится?

Шнейдман Л. З.:
Я не думаю, что отмена лицензирования и введение обязательного членства в саморегулируемых организациях кардинально изменит численность аудиторов и аудиторских организаций. Для тех, кто честно и добросовестно работает на рынке аудиторских услуг, не составит особого труда выполнить требование закона об обязательном членстве. Те же, кто не очень честно работает на рынке, а такие существуют в любом сегменте экономики, наверняка, должны будут пересмотреть свои представления о работе либо исчезнуть с рынка. Впрочем, мы увидим, каким образом будет реализовываться закон, и как это скажется на численности аудиторов и аудиторских организаций.

Ведущий:
Переходим к блоку вопросов, касающихся аттестации аудиторов. С чем связано снижение образовательного ценза для претендентов на получение статуса аудитора? Теперь к сдаче квалификационного экзамена допускаются люди с любым высшим образованием, в то время как старый закон требовал наличия экономического или юридического образования.

Шнейдман Л. З.:
Это весьма обсуждаемая тема, особенно на различных интернет-форумах. Ряд причин, по которым было принято такое решение. В целом, представляется, что с принятием этого решения вся система подготовки аудиторов принимает законченный вид.
Сегодня, когда аудитором может быть лишь человек, имеющей высшее экономическое или юридическое образование, мы сталкивались с тем, что выпускник высшего учебного заведения должен дополнительно обучаться по программам подготовки к квалификационному экзамену, где он выслушивает те же самые курсы, связанные с бухгалтерской учетом, налогообложением, финансами, правом, финансовым менеджментом, процедурами аудита, которые он изучал в вузе.
Теперь не важно, по какой специальности человек получил образование. Важно, что он имеет определенный интеллектуальный потенциал, определенный объем знаний, которые могут стать базой для развития профессионализма. Дальше человек готовится к квалификационному экзамену, например, прослушивает соответствующие учебные курсы, углубленно изучает аудиторские вопросы, бухгалтерские вопросы, вопросы финансового менеджмента, налогообложения, права и т.д., и сдает квалификационный экзамен.
Тем самым, мы, во-первых, расширяем до некоторой степени базу специалистов, из которых можно черпать кадры аудиторов. С другой стороны, мы уравниваем различных специалистов, претендентов в правах с точки зрения сдачи квалификационного экзамена.
Министерство финансов РФ неоднократно рассматривало этот вопрос в силу того, что к нам поступает масса запросов от людей, которые не имели экономического, юридического образования, но, тем не менее, имели достаточный опыт, достаточную практику работы в аудиторских организациях. Мы не имели возможности допускать таких людей к квалификационному экзамену. И эти люди подчас вынуждены были идти получать второе образование по экономической или юридической специальности только для того, чтобы быть допущенными к сдаче квалификационного экзамена аудитора.

Ведущий:
Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» определены основания и порядок аннулирования квалификационных аттестатов аудиторов, в том числе в «случае неучастия аудитора в осуществлении аудиторской деятельности в течение двух последовательных лет». Далее предусматривается не распространять данную норму на руководителей СРО аудиторов, работников подразделений внутреннего контроля, госслужащих, осуществляющих регулирование аудиторской деятельности и надзор. Данное исключение, по-моему, абсолютно безосновательно и противоречит действующему законодательству об аудиторской деятельности. Каково Ваше мнение по этому вопросу?

Шнейдман Л. З.:
Исключение сделано для руководителей саморегулируемых организаций аудиторов, работников подразделений внутреннего контроля, руководителей аудиторских организаций. Мы заинтересованы в том, чтобы саморегулируемые организации аудиторов возглавляли чисто функционеры или люди, которые пришли из профессии, которые понимают, что есть аудиторская профессия, которые в состоянии профессионально обсуждать вопросы профессии, находить пути решения этих вопросов? Представляется, что предпочтительным является вариант, когда руководитель саморегулируемой организации аудиторов приходит из профессии. Но эта должность выборная.
Человек несколько лет проработал на должности руководителя саморегулируемой организации аудиторов, а потом решил вернуться к практической деятельности. Если не сделать указанного исключения, то этот человек должен будет прежде, чем вернуться к практике, заново сдавать квалификационный экзамен.
Но ведь он уже сдал один раз квалификационный экзамен и подтвердил наличие определенных знаний и навыков. Более того, находясь на должности руководителя саморегулируемой организации аудиторов, он продолжал повышать свою квалификацию, исполняя требование закона о ежегодном обязательном обучении. Почему мы должны по новой заставлять его сдавать экзамен? Наоборот, мы должны стимулировать, чтобы в руководство саморегулирумой организации приходили профессионалы. Данное исключение гарантирует таким профессионалам, что они смогут вернуться в профессию, и им не надо будет все начинать «с нуля».
Второе исключение касается работников подразделений внутреннего контроля. Речь идет только о тех работниках, в чьи должностные обязанности входит проверка бухгалтерской, финансовой отчетности. Разве мы не заинтересованы в том, чтобы люди могли достаточно свободно переходить из одной сферы деятельности в другую, требующую практически того же набора навыков и объема знаний. Сегодня я работаю независимым аудитором, завтра изменилась ситуация на рынке, и выгоднее работать в какой-то крупной компании в подразделении внутреннего аудита или в подразделении внутреннего контроля, чтобы потом снова вернуться на аудиторский рынок. Почему я должен потерять свой квалификационный аттестат? Ведь квалификационный аттестат — не допуск в профессию, допуск в профессию — это членство в саморегулируемой организации аудиторов. Квалификационный аттестат подтверждает, что я обладаю определенными знаниями и навыками, позволяющими мне участвовать в аудиторской деятельности. Если я имею квалификационный аттестат и на протяжении всего того периода, пока я работаю в подразделении внутреннего контроля, выполняю требования закона о ежегодном повышении квалификации, это означает, что я поддерживаю свой уровень знаний, свои навыки на необходимом уровне. Когда я решу вернуться в независимый аудит, то мне не надо будет снова идти сдавать экзамен, мне не надо будет начинать все «с нуля». Мы тем самым опять-таки стимулируем разнообразие услуг, которые могут оказывать специалисты, являющиеся аудиторами. Что касается госслужащих, то они в законе не упоминаются вовсе.

Ведущий:
В чем будет заключаться упрощенный порядок сдачи квалификационного экзамена для лиц, уже имеющих квалификационные аттестаты аудитора, выданные до 01.2001 года?

Шнейдман Л. З.:
Закон не устанавливает процедуру, а лишь уполномачивает соответствующий федеральный орган, определить такую процедуру. Пока упрощенный порядок не разработан. Я могу лишь предположить, что речь идет о «досдаче» тех предметов, которые аудитор не сдавал, получая квалификационный аттестат. Например, обладатель квалификационного аттестата в области общего аудита хочет заниматься также аудитом в банковской сфере. Естественно, прежде чем участвовать в банковском аудите он должен продемонстрировать знания и навыки в банковской сфере. Предметы, связанные с банковской деятельностью, этот аудитор и должен будет «досдать».
При этом совершенно ответственно хочу заявить: ни на каком этапе перехода на работу по закону 307-ФЗ речь не идет об обязательности пересдачи или досдачи экзамена, об обязательности какого-либо обучения, об обязательности обмена квалификационного аттестата аудитора.
Тот, кто не хочет, не обязан предпринимать никаких действий в отношении своего аттестата ни в 2009 году, ни в 2010 году, ни в 2011, ни в 2012, ни в 2013 году и т.д. Но если я хочу расширить сферу своей деятельности, если я забочусь о будущем, то есть смысл задуматься о «досдачи» экзамена в 2012-2013 годах по упрощенной схеме.

Ведущий:
Мы переходим к блоку вопросов, касающихся различных проблем в сфере аудиторской деятельности. И вопрос. Считаете ли Вы соразмерной и обоснованной предусмотренную законом ответственность за составление заведомо ложного аудиторского заключения?

Шнейдман Л. З.:
Да, я считаю ее обоснованной. Составление заведомо ложного аудиторского заключения — самое серьезное «преступление» аудитора. За это деяние человек должен терять возможность дальше заниматься аудиторской деятельностью.

Ведущий:
Следующий вопрос задает Татьяна из г. Краснодара. Необходимо ли осуществлять страхование аудиторской деятельности на период с 01 января 2009 года по 31 декабря 2009 года? Если необходимо, то какая возможна ответственность за незаключение договора страхования?

Шнейдман Л. З.:
Если это серьезная аудиторская организация, то, конечно же, необходимо. Потому что клиент хочет быть уверен, что аудиторская организация способна возместить соответствующие убытки, которые может понести клиент. Поэтому продолжение страхования аудиторской деятельности в 2009 году — нормальная практика.

Ведущий:
В случае, если в организации имеется коллегиальный и единоличный исполнительный орган, при этом коллегиальный орган состоит на 50% из аудиторов, обязательно ли директору организации — как единоличному исполнительному органу являться аудитором?

Шнейдман Л. З.:
Закон 307-ФЗ не содержит прямого ответа на этот вопрос. Но ответ можно найти в системном толковании закона. В чем смысл требования закона о том, чтобы единоличный исполнительный орган или 50% коллегиального исполнительного органа были аудиторами? Смысл заключается в том, что исполнительный орган подписывает аудиторское заключение и несет ответственность перед клиентом и заинтересованными лицами за это заключение. Хотелось бы, чтобы тот, кто подписывает аудиторское заключение, со знанием дела, с пониманием делал это. Заключение аудитора — это не просто финансово-хозяйственный документ. Оно имеет совершенно определенный смысл, значение и последствия. В этом истоки требования, чтобы единоличный исполнительный орган, генеральный директор организации был аудитором и понимал, что он подписывает. Кстати, следующим шагом в развитии аудиторского законодательства должно стать ужесточение ответственности за выданное аудиторское заключение. Должна быть пересмотрена вся система ответственности аудиторов и аудиторских организаций за свою деятельность.
Таким образом, если в организации имеется и единоличный, и коллегиальный исполнительный орган, учредительные документы, устав этой организацией определяют, каковы функции, какова компетенция коллегиального исполнительного органа. Требование быть аудитором должно распространяться на всех лиц, которые имеют право подписывать аудиторские заключения.

Ведущий:
Поясните, пожалуйста, как в этом году трактовать обязанность по проведению обязательного аудита: в новой редакции Закона критерии по выручке и сумме активов следует оценивать «за предшествовавший отчетному год» (ранее — «отчетный год»). Значит ли это, что например, организация, получив в 2008 году выручку более 50 млн., в 2009 году — менее 50 млн., будет подлежать обязательному аудиту в 2010 году и не будет в 2011? Ведь следуя нормам закона, получается именно так, аудиторы подтверждают отчетность за отчетный год?

Шнейдман Л. З.:
В этом вопросе в законе 307-ФЗ не поменялось ничего по сравнению с законом 119-ФЗ. Разве что обязательный аудит отчетности некоторых организаций, начиная с 1 января 2009 года, могут проводить не только аудиторские организации, но и индивидуальные аудиторы. Все остальные положения закона, касающиеся обязательного аудита, остались неизменными. Вопрос из зала: Леонид Зиновьевич, правильно ли я понимаю, что законодательные послабления в получении статуса аудитора направлены, в конечном счете, на то, чтобы увеличить численность людей, работающих по этой профессии? Однако Министр Фурсенко недавно заявлял, что хватит уже плодить полуобразованных людей. Для чего это нужно и с чем связано?

Шнейдман Л. З.:
Во-первых, в стране недостаточно аудиторов. Это показывает сравнение относительных показателей численности аудиторов (по отношению к количеству потенциальных клиентов) в России с другими странами. Во-вторых, закон об аудиторской деятельности не регулирует вопросы высшего образования. Аудитором может стать лишь человек, получивший высшее образование.

Вопрос из зала:
Сколько аудиторов не хватает сейчас в России?

Шнейдман Л. З.:
Сейчас мы работаем над тем, чтобы определить это число. Но, тем не менее, анализ ситуации на других рынках показывает, что аудиторов в стране при нормальных экономических условиях не хватает.

Ведущий:
В соответствии с ч. 5 ст. 17 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» саморегулируемой организации предоставлено право участия в разработке проектов стандартов в области бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности, что противоречит положению ФЗ «О бухгалтерском учете» о том, что данные стандарты разрабатывают и утверждают органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета?

Шнейдман Л. З.:
Я не вижу здесь противоречия. Если бы закон 307-ФЗ говорил, что саморегулируемая организация аудиторов разрабатывает и принимает стандарты бухгалтерского учета (как это сказано в отношении стандартов аудиторской деятельности), то, наверное, это было бы противоречие. Участие же аудиторской профессии в подготовке стандартов бухгалтерского учета — совершенно естественное и нормальное дело. Аудиторская профессия — один из важнейших «игроков» в сфере бухгалтерского учета. Уж кому как не аудитору думать о том, что надо совершенствовать в правилах бухгалтерского учета, что нужно совершенствовать в процедурах бухгалтерского учета, имея опыт проверки бухгалтерской, финансовой отчетности. В данном положении закона 307-ФЗ нет никакой новеллы, потому что уже сегодня вы не найдете ни одного правила бухгалтерского учета, ни одного нормативно-правового акта в области бухгалтерского учета, который не проходил бы подробного обсуждения профессиональной общественностью. Все проекты размещаются на официальном сайте Министерства финансов РФ в Интернете, и каждый, кто хочет, может прислать свои замечания и свои предложения, все они рассматриваются. Это в полной мере будет относиться и к саморегулируемым организациям аудиторов.

Сегодня в стране насчитывается более тридцати тысяч специалистов, занимающихся предоставлением аудиторских услуг. Хотя этот рынок и является относительно новым для Российской Федерации, он стремительно развивается. Причины этого явления кроются в большом спросе на аудит и его дороговизне.

Между тем, чтобы работать в качестве аудитора, необходимо получить специальный документ. Следует разобраться, как происходит лицензирование аудиторской деятельности.

Аудит – определение термина

Граждан, желающих заниматься аудиторской деятельностью, все больше. Эта перспективная профессия приносит большой доход, однако требует специального образования, опыта работы и наличия определенных умений. Несмотря на такие требования, количество аудиторов постоянно растет. Между тем, прежде чем делать шаги на пути аудиторской карьеры, необходимо сначала разобраться в терминологии.

Так, под аудиторской деятельностью подразумеваются операции, связанные с проверкой бухгалтерской отчетности предприятий и анализом правильности произведения расчетных операций. К компетенции аудиторов относится проверка:

  1. Деклараций, подаваемых в налоговую службу.
  2. Платежно-расчетных документов.
  3. Финансовой отчетности и других бумаг, связанных с финансовой деятельностью.

Внимание! Аудиторы проверяют не только правильность заполнения документации, но и производят проверку на осуществление денежных махинаций.

Это независимые специалисты, не числящиеся в штате предприятия. Учитывая важность подобных проверок для государства, аудитор – ответственная профессия, требующая высокой квалификации.

СРО вместо лицензии

Ранее необходимо было получать лицензию на аудиторскую деятельность. Без получения этого документа нельзя было проводить проверки и, соответственно, зарабатывать средства. Однако в 2009 году произошли существенные изменения. Лицензии были отменены (уже полученные документы аннулировались в 2010 году). Теперь вместо получения лицензии необходимо являться членами СРО.

СРО (саморегулируемые организации) – это специальные организации, внесенные в государственный реестр. Они некоммерческие. Каждый аудитор обязан быть членом СРО. Для этого необходимо подать заявку и оплатить членский взнос. Цель создания подобных организаций – обеспечение высокого качества аудиторских услуг.

Законодательная регулировка

Аудиторская деятельность регулируется на законодательном уровне. Сегодня в стране действуют сразу несколько законов, посвященных этой проблеме. Можно выделить следующие ФЗ:

  1. № 119. Первый нормативный акт, в котором рассматривается эта проблема. Был принят в 2001 году. В документ постоянно вносятся правки. Последние изменения вступили в силу в 2008 году (ФЗ №307).
  2. № 128. Действовал до 2006 года. Был посвящен лицензируемой деятельности.
  3. № 315. Один из наиболее новых нормативных актов. Ввел понятие СРО.

Поскольку теперь все аудиторы должны быть членами СРО, а подобные организации являются некоммерческими, аудиторская деятельность также контролируется ФЗ под номером 7, принятом еще в 1996 году и посвященным некоммерческим организациям.

Кто может получить лицензию

Получить лицензию может как частное лицо, так и компания (то есть, юридическое лицо). Не могут претендовать на получение лицензии юридические лица, которые:

  1. Зарегистрированы в качество ООО.
  2. Обладают уставным капиталом, не превышающим 100 МРОТов.
  3. Имеют в штате менее 51% аттестованных сотрудников.
  4. Имеют в штате менее двух лицензированных аудиторов (то есть специалистов, получивших специальный сертификат).

Индивидуальные предприниматели обязаны иметь аттестаты аудиторов. Выделяют несколько сфер аудиторской деятельности: аудит бирж, страховых компаний, банков, иных предприятий, зарегистрированных в качестве юридических лиц. Для каждой сферы необходимо получать отдельный аттестат.

Требования и условия

Проводить проверку могут только те аудиторы, которые получили высшее образование. Ранее для этого необходимо было учиться на экономическом или юридическом факультете. Сегодня получить аттестат может специалист любого профиля (даже филолог или журналист).

Важно! Единственное требование, выдвигаемое к диплому – он должен быть выдан аккредитованным учебным заведением.

Кроме высшего образования к аудиторам выдвигаются следующие требования:

  1. Не менее трех лет опыта работы в экономической сфере (бухгалтером, ревизором, экономистом либо преподавателем соответствующего профиля).
  2. Общий стаж работы – не менее пяти лет.
  3. Обучение в специальном аудиторском учебном заведении.

Кроме этого, гражданину, желающему стать аудитором, необходимо свободно владеть деловым этикетом и языком, а также пройти специальное тестирование. По результатам (в случае его успешной сдачи) претенденту выдается аттестат. Этот документ позволяет выполнять проверку предприятий. Однако прежде чем приступить к выполнению своих обязанностей, аудитор обязан вступить в СРО. Для этого необходимо подать заявку и оплатить членский взнос в размере 3 000 рублей.

Лицензирование

Для проведения аудита лицензия не нужна. Требование о ее получении было отменено еще в 2009 году. Однако необходимо стать членом СРО. Для этого юридическому лицу необходимо соответствовать требованиям, описанным выше.

Физические лица также могут стать членами данной организации. Для этого необходимо соответствовать условиям (по образованию, стажу работы, специальному обучению). Обязательным является получение сертификата (аттестата). Для его получения сдается специальный экзамен.

Документы

К сдаче экзамена допускаются только те граждане, которые подготовили определенный пакет документов. Для прохождения процедуры и получения квалификационного аттестата необходимо подготовить:

  1. Заявление (по установленной форме).
  2. Личный паспорт.
  3. Диплом.
  4. Трудовую книжку.

Необязательно представлять оригиналы документов, можно подготовить заверенные у нотариуса копии (кроме заявления).

Поскольку услуга по сдаче экзамена является платной, потребуется также предоставить квитанцию, свидетельствующую о факте внесения средств в счет уплаты государственной пошлины.

Читайте о том, нужна ли лицензия на квадрокоптер в России.

А информация о том, как получить лицензию на маркшейдерские работы.

Полезная статья «Порядок лицензирования ПО».

Таким образом, заняться аудиторской деятельностью могут и юридические, и физические лица. Как получить лицензию аудитора? Требование о получении лицензии было отменено в 2009 году. Вместо этого необходимо стать членом СРО.

К лицам, желающим стать аудиторами, выдвигаются строгие требования. Обязательным является получение специального аттестата, подтверждающего наличие квалификации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *