Малые предприятия

Основные критерии, соблюдение которых позволяет отнести организацию или предпринимателя к субъектам малого или среднего предпринимательства, закреплены в ст. 4 Закона № 209-ФЗ. В этих целях учитываются:

  • среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год;
  • объем выручки от предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год (постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265);
  • структура уставного или складочного капитала (для организаций).

Требования к среднесписочной численности работников и объемам дохода для малых, средних и микропредприятий различны. Требования к структуре их уставного (складочного) капитала едины для всех (обратите внимание на разницу в требованиях для хозяйственных обществ/товариществ/партнерств и для акционерных обществ).

Размер доходов от предпринимательской деятельности определяется по правилам НК РФ и включает в себя (см. письмо Минфина России от 30.01.2018 № 03-11-06/2/4870):

  • доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (ст. 249 НК РФ);
  • внереализационные доходы (ст. 250 НК РФ).

Для отнесения к той или иной категории субъектов малого или среднего предпринимательства предприятие должно соответствовать следующим требованиям:

Среднесписочная численность работников Объем дохода Структура уставного (складочного) капитала
Для хозяйственных обществ, товариществ, партнерств Для акционерных обществ
Микропредприятие не более 15 человек 120 млн рублей Не более 25 % капитала принадлежит:

  • государству;
  • субъектам РФ;
  • муниципальным образованиям;
  • общественным или религиозным организациям (объединениям);
  • благотворительным и иным фондам.

ИЛИ
Не более 49 % капитала принадлежит:

  • иностранным юридическим лицам;
  • юридическим лицам, не относящимся к субъектам малого или среднего предпринимательства.
Не более 25 % голосующих акций принадлежит:

  • государству;
  • субъектам РФ;
  • муниципальным образованиям;
  • общественным или религиозным организациям (объединениям);
  • благотворительным и иным фондам.

ИЛИ
Не более 49 % голосующих акций принадлежит:

  • иностранным юридическим лицам;
  • юридическим лицам, не относящимся к субъектам малого или среднего предпринимательства.

Размер суммарной доли участия иностранных организаций не ограничен, если они не являются офшорными и соответствуют критериям отнесения к субъектам малого или среднего предпринимательства (среднесписочная численность и доходы).

Малое предприятие не более 100 человек 800 млн рублей
Среднее предприятие не более 250 человек 2 млрд рублей

Ограничения по доле участия в уставном (складочном) капитале не распространяются на:

  • организации, акции которых отнесены к акциям высокотехнологичного или инновационного сектора экономики;
  • организации, внедряющие результаты интеллектуальной деятельности (программы для ЭВМ, базы данных, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау)), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) бюджетных или автономных научных учреждений или образовательных организаций высшего образования, которые являются бюджетными или автономными учреждениями;
  • хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, получившие статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»;
  • хозяйственные общества и партнерства, учредителями (участниками) которых являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством РФ перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»;
  • ООО, участниками которых являются только общероссийские общественные объединения инвалидов и (или) их отделения (территориальные подразделения), кроме того, в таких ООО за предшествующий календарный год среднесписочная численность инвалидов по отношению к другим работникам составляет не менее 50 %, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда – не менее 25 %.

МАЛОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ — коммерческая организация, в уставном капитале которой доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия): в промышленности — 100 человек; в строительстве — 100 человек; на транспорте — 100 человек; в сельском хозяйстве — 60 человек; в научно-технической сфере — 60 человек; в оптовой торговле — 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли. Критерии отнесения предприятий к малым предприятиям (включая среднюю численность работников) установлены Федеральным законом от 14 июня 1995 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ», определяющим общие положения в области государственной поддержки и развития малого предпринимательства в РФ, устанавливающим формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства, действующим на всей территории РФ в отношении всех субъектов малого предпринимательства независимо от предмета и целей их деятельности, организационно-правовых форм и форм собственности. Ведению РФ подлежат определение общих принципов, приоритетных направлений и методов государственной поддержки малого предпринимательства в РФ, установление порядка создания и деятельности федеральных органов государственной власти в области государственной поддержки малого предпринимательства, разработка и реализация федеральных программ развития и поддержки малого предпринимательства, финансируемых не менее чем на 50% за счет средств федерального бюджета и специализированных внебюджетных фондов РФ, установление льгот для субъектов малого предпринимательства по федеральным налогам и иным платежам в федеральный бюджет и специализированные внебюджетные фонды РФ. Субъекты РФ в соответствии со своими полномочиями решают все вопросы в области поддержки малого предпринимательства, в том числе могут применять дополнительные меры по поддержке малого предпринимательства за счет собственных средств и ресурсов. Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица. В случае превышения малым предприятием установленной численности указанное предприятие лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца.

Субъект малого предпринимательства с момента подачи заявления установленного Правительством РФ образца регистрируется и получает соответствующий статус в органах исполнительной власти, уполномоченных действующим законодательством. Формы заявления и свидетельства о государственной регистрации предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, приведены в приложениях к письму ГНС от 3 марта 1992 г. № ИЛ-6-03/77. Субъекты РФ и органы местного самоуправления не вправе устанавливать дополнительные условия для регистрации субъектов малого предпринимательства по сравнению с условиями, установленными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Уклонение от государственной регистрации субъектов малого предпринимательства или необоснованный отказ в государственной регистрации могут быть обжалованы в суд в установленном порядке с возмещением первоначально уплаченной государственной пошлины истцу в случае решения в его пользу. Взыскание указанной пошлины производится с ответчика. В случае признания судом незаконности действий органов регистрации последние возмещают расходы, перечисляемые на счет субъекта малого предпринимательства после его регистрации на основании решения суда. Государственная статистическая и бухгалтерская отчетность малых предприятий представляется в утверждаемом Правительством РФ порядке, предусматривающем упрощенные процедуры и формы отчетности, содержащие в основном информацию, необходимую для решения вопросов налогообложения. Приказом Минфина РФ от 21 декабря 1998 г. № 64н утверждены Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства. Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям:

— формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

— создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических и информационных ресурсов, разработок и технологий;

— установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;

— поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;

— организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий. Порядок налогообложения, освобождения субъектов малого предпринимательства от уплаты налогов, отсрочки и рассрочки их уплаты устанавливается в соответствии с законодательством о налогах и сборах РФ. Налогообложение субъектов малого предпринимательства может осуществляться на основе упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства. В случае, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации. Законами РФ и законами субъектов РФ устанавливаются льготы по налогообложению субъектов малого предпринимательства, фондов поддержки малого предпринимательства, инвестиционных и лизинговых компаний, кредитных и страховых организаций, а также предприятий, учреждений и организаций, создаваемых в целях выполнения работ для субъектов малого предпринимательства и оказания им услуг. Субъекты малого предпринимательства вправе применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов с отнесением затрат на издержки производства в размере, в два раза превышающем нормы, установленные для соответствующих видов основных фондов. Наряду с применением механизма ускоренной амортизации субъекты малого предпринимательства могут списывать дополнительно как амортизационные отчисления до 50% первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет. В случае прекращения деятельности малого предприятия до истечения одного года с момента ввода его в действие суммы дополнительно начисленной амортизации подлежат восстановлению за счет увеличения балансовой прибыли указанного малого предприятия. Порядок применения механизма ускоренной амортизации субъектами малого предпринимательства определен в письме ГНС от 15 октября 1996 г. № 08-2-01/56. Особенности отнесения иностранных организаций к субъектам малого предпринимательства определены в письме ГНС от 11 июля 1996 г. № 06-1-14/8702.

Энциклопедия российского и международного налогообложения. — М.: Юристъ. А. В. Толкушкин. 2003.

Прежде чем понять, на какие льготы можно рассчитывать, нужно убедиться в том, что бизнес соответствует критериям, по которым его можно отнести к субъектам МСП.

Малый бизнес в 2019 году — критерии определения

Лимиты доходов для субъектов МСП установлены в Постановлении Правительства от 04.04.2016 № 265.

Чтобы понять, соответствует ли компания критериям малого бизнеса или нет, нужно брать в расчет не только выручку от реализации (критерий до 1 августа 2016 года), а все доходы от предпринимательской деятельности.

В 2019 году к малым относятся компании, которые, во-первых, вписываются в рамки лимита по размеру доходов в 800 млн руб. и по численности персонала в 100 человек, а во-вторых, соответствуют требованиям по доле участия других компаний в уставном капитале: для гособразований, общественных и религиозных организаций и фондов — не более 25 % в сумме; для обычных юрлиц, в том числе иностранных, — не более 49 % в сумме; для юрлиц, которые сами субъекты малого и среднего предпринимательства, ограничений нет.

С 1 августа 2016 года функционирует Единый реестр субъектов МСП, используя данные по отчетности. Доступ к этому ресурсу можно получить на сайте ФНС. Реестр позволяет убедиться в наличии и правильности внесенных данных о конкретном бизнесе. Чтобы им воспользоваться, достаточно ввести ИНН, ОГРН, ОГРНИП, название фирмы или ФИО ИП.

Почему реестр имеет значение? Потому что наличие в нем сведений о предприятии гарантирует возможность получения определенных льгот, которые полагаются малому бизнесу. Поэтому, если в реестре не оказалось сведений о вашем бизнесе или вы выяснили, что те сведения, которые есть, некорректны, не поленитесь и предоставить верную информацию.

Налоговые каникулы

Впервые зарегистрированные ИП могут «отправиться» в 2019 году на налоговые каникулы. Эта мера поддержки возникла своевременно, как раз в разгар экономического кризиса — с 1 января 2015 года. Налоговые каникулы, по мнению чиновников, должны стать стимулом для открытия бизнеса на фоне нестабильной ситуации в экономике.

Федеральный закон от 29.12.2014 № 477-ФЗ устанавливает срок, в течение которого зарегистрированные ИП могут применять нулевые налоговые ставки — до 31 декабря 2020 года. Воспользоваться такой возможностью могут предприниматели, соблюдающие ряд требований:

  • они применяют УСН или ПСН;
  • их деятельность имеет отношение к производству, социальной или научной сфере;
  • доля услуг, работ или товаров, на которые распространяется налоговая ставка 0 %, составляет не менее 70 % от общего дохода.

Стоит учитывать, что налоговые каникулы действуют не более двух налоговых периодов с момента регистрации ИП. У регионов есть право самостоятельно определять виды деятельности, подпадающие под налоговые льготы, и устанавливать сроки действия каникул. В каких-то регионах ИП получают два полных льготных года, в других — только год. Также могут устанавливаться дополнительные «лимиты» в виде ограничения средней численности работников или предельного размера доходов.

В любом случае вопрос применения налоговых каникул требует уточнения на местах. Например, в Новгородской области с 1 августа 2016 года каникулы стали представлять для таких видов деятельности, которые ранее не входили в список льготных: ремонт предметов личного потребления и хозяйственно-бытового назначения, а также услуги — стирка и химчистка, парикмахерские и салоны красоты, ритуальные услуги.

В Подмосковье период действия налоговых каникул изначально был установлен до 2018 года. Однако Московская областная Дума приняла закон, продлевающий каникулы на территории региона до 31 декабря 2020 года. Льготой могут воспользоваться индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в производстве, социальной, научной сфере, а также в сфере социальных услуг населения.

Кроме того, принятый Московской областной Думой закон продлевает до 31 декабря 2020 года действие пониженной налоговой ставки в размере 10 % для налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» и осуществляющих деятельность в приоритетных для Московской области сферах — производственной, социальной или научной.

Онлайн-бухгалтерия для самостоятельных предпринимателей, которые не разбираются в бухгалтерии. Начинающим ИП — год в подарок!

Узнать больше

Обратите внимание на п. 14 «Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением глав 26.2 и 26.5 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства», в котором уточняется, что право на налоговую ставку 0 % по УСН и ПСН, предусмотренную для впервые зарегистрированных ИП, распространяется в том числе и на граждан, ранее прекративших статус ИП и окончивших ведение предпринимательской деятельности, но решивших ее возобновить. То есть, если вы регистрируете ИП не впервые, а повторно, то вы тоже можете воспользоваться налоговыми каникулами.

Надзорные каникулы

С 1 января 2016 по 31 декабря 2018 года для субъектов малого предпринимательства, кроме тех, кто допускал значительные нарушения за последние три года, действовали надзорные каникулы. Это послабление имело отношение и к действующим, и к вновь созданным компаниям. При этом надзорные каникулы не затрагивали малый бизнес, связанный с социальной сферой, образованием и здравоохранением. Каникулы не распространялись на виды госконтроля, предусмотренные п. 6 ст. 26.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ. Кроме того, надзорные каникулы не распространялись на налоговые проверки и ревизии со стороны ПФ и ФСС (Федеральный закон от 13.07.2015 № 246-ФЗ).

Накануне 2019 года президент подписал Федеральный закон от 25.12.2018 № 480-ФЗ, в соответствии с которым мораторий на плановые проверки малого бизнеса продлевается еще на два года — до 31 декабря 2020 года. Проверок не избежать только тем, кто работает в сферах, где введен риск-ориентированный подход, и юрлицам и ИП, у которых до этого уже отбирали или приостанавливали лицензию, или если ранее вступило в силу постановление о назначении административного наказания за грубое нарушение КоАП РФ или же имели место дисквалификация или административное приостановление деятельности.

Предприниматель вправе подать в орган контроля (надзора) заявление об исключении себя из ежегодного плана проверки, если обнаружит себя в плане и посчитает эту проверку незаконной. Решение по заявлению принимается в течение 10 дней со дня поступления. Если принимается положительное решение, проверка отменяется и удаляется из плана. Для поиска запланированных проверок предпринимателям лучше пользоваться сводным планом проверок субъектов предпринимательства на 2019 год на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ.

Региональные налоговые льготы

Такие льготы в 2019 году имеют право вводить местные власти. Поэтому наиболее точную информацию лучше узнавать на региональных сайтах центров поддержки предпринимательства. Проще всего воспользоваться поиском в разделе «Поддержка МСП в регионах» на Федеральном портале малого и среднего предпринимательства. Укажите регион — и вы автоматически попадете на «местный» портал малого и среднего предпринимательства.

Допустим, если вы выберете в поиске Томскую область, то выйдете на сайт «Малый и средний бизнес Томской области», на котором можно найти подробную инфографику с мерами поддержки и различными льготами.

Субсидии

Малый бизнес может претендовать на субсидию от государства. Случаи, когда она предоставляется, перечислены в Постановлении Правительства РФ от 15.04.2014 № 316. В этом же документе указан перечень документов, необходимых для получения денег.

Условия и порядок получения субсидии лучше уточнять на региональных сайтах администраций, центров развития и поддержки предпринимательства и других госструктур, связанных с проблемами предпринимательства. Например, на сайте Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы можно найти информацию по субсидиям как для начинающих предпринимателей (с момента регистрации юрлица, ИП — не более двух лет), так и для более опытных бизнесменов.

Так, московский предприниматель может рассчитывать на компенсацию лизинговых платежей, компенсацию процентов по кредитам, компенсацию затрат на приобретение оборудования и др. На сайте Департамента обозначены условия, порядок процедуры и даже приведены бланки необходимых документов.

В Контур.Журнале опубликована статья «Пошаговая инструкция: как получить субсидию от Правительства Москвы», в которой о своем опыте получения субсидии рассказывает генеральный директор Premium Telecom Лидия Царенко. Также мнением по этому вопросу делятся бизнесмены в статье «Как получить субсидию на открытие бизнеса: опыт предпринимателей».

Кадровый учет

Благодаря Федеральному закону от 03.07.2016 № 348-ФЗ с 1 января 2017 года микропредприятия освободились от ведения кадрового учета, то есть могут полностью или частично отказаться от оформления и применения таких локальных нормативных актов, как правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, положение о премировании и др.

Закон определяет, что для регулирования трудовых отношений работодателю придется включить в трудовые договоры с работниками условия, предусмотренные трудовым законодательством. Трудовые договоры заключаются на основе типовой формы.

Как только микропредприятие переходит в положение малого бизнеса, оно становится обязанным вести кадровый учет. В этом случае ему придется за четыре месяца утвердить все необходимые кадровые документы.

Учет и отчетность

Для ИП эта льгота не актуальна, поскольку они и так освобождены от обязанности вести бухучет, а для малого бизнеса важна. Подробнее ознакомиться со списком преференций можно в Информации Минфина РФ N ПЗ-3/2015.

Закупки

Согласно Постановлению Правительства РФ от 19.08.2016 № 819 c 1 января 2018 года годовой объем прямых закупок госкомпаний у субъектов МСП вырастет до 15 %. Хотя стратегия развития МСП до 2030 года, принятая в июне, подразумевает постепенное наращивание квоты до 25 % с 2018 года.

В рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ малому бизнесу предоставлен ряд льгот. В частности, как отмечается в Постановлении Правительства РФ от 11.03.2016 № 182, заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения контракта при проведении конкурсов, электронных аукционов и запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства. Также, согласно п. 8 ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, заказчик должен оплатить работы или товары не позже 15 дней с даты подписания документа о приемке.

Преференции для малого бизнеса по Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ прописаны в Постановлении Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352. Так, например, документ обязывает заказчика разрабатывать, утверждать и публиковать в ЕИС перечень того, что будет закупаться только у субъектов МСП (при условии соблюдения нормы — не менее 10 % от совокупного годового объема закупок заказчика). В то же время заказчик имеет право требовать от поставщика только декларацию, подтверждающую его статус.

Льготная аренда

У малого бизнеса есть возможность заключать с региональными властями на льготных условиях договоры аренды, но в каждом отдельном случае нужно узнавать детали и условия на местах.

Например, для отдельных хозяйствующих субъектов Москвы действует несколько видов поддержки: программа «Рубль за квадратный метр», бесплатные коворкинги, преимущественное право выкупа помещения и др.

С 1 января по 31 декабря 2018 года СМП могут рассчитывать на льготную ставку арендной платы в размере 4500 руб. за кв. м в год (п. 1 постановления Правительства Москвы от 25 декабря 2012 г. № 800-ПП). При этом они должны арендовать нежилые помещения площадью до 300 кв. м, находящиеся в имущественной казне города, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов. Эта же ставка распространяется на СМП, связанный со здравоохранением и образованием, который так же арендует нежилые помещения площадью свыше 300 кв. м. Однако есть одна деталь: ставка действует для них только в том случае, если они получили до 1 апреля 2013 года заключение отраслевого органа исполнительной власти о наличии оснований для предоставления имущественной поддержки.

Чтобы иметь преимущественное право на выкуп помещения, нужно прежде всего соответствовать условиям, обозначенным в Федеральном законе от 22.07.2008 № 159-ФЗ: не иметь задолженности по арендной плате, быть включенным в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а также владеть или пользоваться арендуемым имуществом непрерывно в течение двух и более лет.

Программа «Рубль за квадратный метр» действует для московского социального бизнеса. Объекты по ней предоставляются через открытый аукцион, который проводит Департаментом города Москвы по конкурентной политике. Список объектов и лотовая документация приведена на Инвестиционном портале города Москвы, сайте для размещения информации о проведении торгов и сайте Департамента города Москвы по конкурентной политике.

Право льготной аренды получает победитель аукциона, но при условии восстановления объекта за свой счет. Ставка 1 руб. за кв.м в год начинает действовать после завершения реконструкции объекта и выполнения требований программы.

Важно также отметить, что с 3 июля 2018 года действует Федеральный закон от 03.07.2018 № 185-ФЗ, который расширяет имущественную поддержку малого и среднего бизнеса. Этот закон устанавливает бессрочное право выкупа арендуемого государственного и муниципального имущества и возможность использования земельных участков при оказании имущественной поддержки субъектам МСП.

Если будут соблюдены определённые правила, то организации и индивидуальные предприниматели могут считать себя теми, кто относится к субъектам малого или среднего предпринимательства в 2017 году (далее также – СМП) со всеми вытекающими последствиями. Приведём основные критерии отнесения к малому и среднему бизнесу.

Критерии

Условия, соответствие которым позволяет обществам с ограниченной ответственностью (ООО) считать себя субъектами малого или среднего предпринимательства в 2017 году, чётко закреплены законом и перечислены в следующей таблице.

Критерии
Критерии отнесения к малому или среднему бизнесу Максимальные показатели
Средняя фирма Малая фирма Микрофирма
Общий размер участия в УК государства, регионов России, местных властей, а также благотворительных, религиозных, общественных организаций и подобных фондов
До 25%
Общий размер участия в УК:
• зарубежных юридических лиц;
• компаний, не отнесённых к СМП.
До 49%
Среднее количество сотрудников предприятия за минувший год От 101 до 250 сотрудников Не более 100 сотрудников Не более 15 сотрудников
Общая прибыль ООО по всем видам деятельности за минувший год календаря и без налога на добавленную стоимость До 2 миллиардов рублей До 800 миллионов рублей До 120 миллионов рублей

Имейте в виду, что в реестре СМП возможны подвижки в отношении присвоенного статуса среднего/малого/микропредприятия. Это возможно в случае, если организация не соблюдает условие о доходе или среднем количестве своих сотрудников на протяжении 3-х лет подряд.

Иными словами, первый раз статус фирмы могут пересмотреть в 2020 году, если на протяжении 2017 – 2019 годов она вышла за вышеописанные лимиты.

Также см. «Критерии малых предприятий на 2017 год: таблица».

Статус предпринимателей

Реестр среднего и малого бизнеса учитывает также и ИП. Но для них имеют значение только 2 критерия:

  1. Среднее количество сотрудников у коммерсанта.
  2. Размер получаемой прибыли от ИП.

Когда у коммерсанта нет персонала, берут во внимание только заработок индивидуального предпринимателя. Для таких ИП критерии дохода аналогичны обществам с ограниченной ответственностью (см. последнюю строку таблицы).

Акционерные предприятия

Считается, что акционерные компании могут тоже быть причислены к субъектам среднего или малого бизнеса, как и остальные организации. Для начала они должны подходить под любое из условий относительно среднего количества сотрудников и общего дохода. Помимо этого, акционерные фирмы должно отвечать специальным критериям, которые особо отмечены в законе.

Например, акции таких организаций должны:

  • относиться к сфере высоких технологических и инноваций;
  • быть оборотоспособны на организованных рынках ценных бумаг.

Реестр СМП

Существует единственный официальный реестр средних или малых организаций. Он отображает сведения о предприятиях и частных предпринимателях. В том числе – микрофирмах.

Отвечает за данный реестр и ведёт его Федеральная налоговая служба России.

Вот точная ссылка на этот Реестр:

Постановление Правительства РФ от 13 июля 2015 г. № 702.

Как понять, относится компания к малым или нет

По ряду признаков организации делят на малые и средние. Для малых есть множество поблажек при ведении бухучета и не только. Какие же компании могут ими воспользоваться?

Критерии, по которым определяют статус предприятия

Организацию относят к малому бизнесу, если она подходит под определенные условия. Они перечислены в статье 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209ФЗ (далее – Закон № 209-ФЗ):

  1. ограничение по структуре капитала. Это значит, что в уставном капитале сельхозорганизации доля РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, различных общественных объединений и фондов в сумме не должна превышать 25 процентов. Участие юрлиц, которые не являются малыми или средними компаниями, также лимитировано – суммарно не более 49 процентов. Такое же ограничение действует в отношении доли иностранных предприятий.
  2. требования к средней численности работников за предшествующий календарный год. Она не должна превышать 100 человек. Здесь учитывают весь персонал организации, включая работающих по гражданско-правовым договорам, совместительству, сотрудников представительств, филиалов и других обособленных подразделений компании (п. 6 ст. 4 Закона № 209-ФЗ).
  3. условие о размере выручки. Для дохода от реализации товаров, работ или услуг за предшествующий календарный год (без учета НДС) также есть предел – не более 800 млн руб. Такое значение утвердило Правительство РФ в постановлении от 13 июля 2015 г. № 702, вступившее в силу 25 июля 2015 года.

Замечу, что среди малых организаций выделяют микропредприятия. Средняя численность их работников не должна быть более 15 человек, а сумма выручки – 120 млн руб. 📌 Реклама Отключить

Обратите внимание: предприятие теряет статус малого, если численность работников и выручка больше предельных значений в течение трех календарных лет подряд. Так сказано в пункте 4 статьи 4 Закона № 209-ФЗ.

Если превышена 49-процентная доля участия юрлиц, компания также лишится своего статуса. Причем с даты, когда изменение долей в уставном капитале зарегистрируют в ЕГРЮЛ.

Подробнее о том, как посчитать среднюю численность

Среднюю численность работников за предшествующий календарный год рассчитывают в соответствии с Указаниями… утвержденными приказом Росстата от 28 октября 2013 г. № 428 (далее – Указания). Для этого надо сложить (п. 77 Указаний):

  • среднесписочную численность сотрудников;
  • среднее количество внешних совместителей;
  • среднее число работников, трудившихся по договорам гражданско-правового характера.

Обратите внимание на то, как посчитать среднесписочную численность персонала. Ее определяют ежемесячно. Сначала складывают списочный состав сотрудников за каждый календарный день месяца (с 1-го по 30-е или 31-е число либо по 28-е или 29-е число – в феврале), включая праздники и выходные. Затем полученную сумму делят на количество календарных дней в месяце (п. 78 Указаний). В качестве списочной численности за выходной или праздник берут ту, которая была в предшествующий рабочий день. 📌 Реклама Отключить

Добавлю, что среднее число сотрудников определяют в целом по организации и по всем видам деятельности. Поэтому сюда включают работников филиалов, представительств и иных обособленных подразделений.

Чтобы было понятно, о чем речь, рассмотрим сказанное на конкретном примере.

ПРИМЕР

В 2014 году ООО «Ромашка» имело следующие показатели по персоналу:

Численность работников хозяйства

Определим среднюю численность сотрудников за 2014 год: 📌 Реклама Отключить

422 чел. : 12 мес. + 15 чел. : 12 мес. + 18 чел. : 12 мес. = 38 чел.

Как видим, полученное значение меньше 100.

Значит, по критерию численности компания подходит под малое предприятие. И если остальные условия также соблюдены, то в 2015 году организацию относят к малому бизнесу.

Какие льготы есть у малого бизнеса

Что дает статус представителя малого бизнеса? Какие преимущества у таких организаций? Давайте все рассмотрим по порядку.

Организация вправе отказаться от некоторых ПБУ

У малых компаний есть льготы по ведению бухгалтерского учета. Специалисты Минфина России обобщили их и представили в информации № ПЗ-3/2015.

Кроме того, основные особенности бухгалтерского учета на малом предприятии прописаны в Типовых рекомендациях… утвержденных приказом Минфина России от 21 декабря 1998 г. № 64н (далее – приказ № 64н).

📌 Реклама Отключить

Итак, хозяйствам, относящимся к малому бизнесу (за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг), разрешили не применять:

  • ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда»;
  • ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы». Если организация отказалась от данного ПБУ, то она не создает никаких резервов. То есть все фактические расходы учитывают по мере их возникновения;
  • ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам»;
  • ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности»;
  • ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах». Правда, те предприятия, которые публикуют свою бухотчетность полностью или частично, все же обязаны использовать это ПБУ;
  • ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций». Тогда компания не отражает разницы, возникающие между бухгалтерским и налоговым учетом. В бухотчетности показывают сумму налога, указанную в декларации по налогу на прибыль.

Если малое предприятие не хочет применять ПБУ 2/2008, 8/2010, 11/2008, 12/2010, 16/02 или 18/02, это необходимо закрепить в учетной политике. 📌 Реклама Отключить

Отдельные операции можно учитывать упрощенно

В некоторых ПБУ, которые малые компании обязаны применять, все равно предусмотрены послабления. Отдельные операции можно учитывать упрощенно. Для этого в учетной политике предприятию следует прописать, какие способы оно выбрало.

Перечислю те нормы, которые действуют специально для представителей малого бизнеса:

  • пункт 15.1 ПБУ 1/2008. В нем речь вот о чем. Когда организация меняет свою учетную политику, это ведет к определенным последствиям. Они могут серьезно повлиять на финансовое положение компании, ее финрезультаты и движение денежных средств. В бухотчетности предприятие вправе отражать такие существенные последствия перспективно (кроме случаев, когда законодательство установило другой порядок);
  • пункт 19 ПБУ 19/02. Компания может учитывать все свои финвложения так, будто по ним нельзя определить текущую рыночную цену. Выбрав данный порядок, малое предприятие отражает свои финансовые вложения (как рыночные, так и нерыночные) по первоначальной стоимости;
  • пункт 7 ПБУ 15/2008. Организация вправе списывать все расходы по займам в состав прочих затрат;
  • пункт 12 ПБУ 9/99, пункт 18 ПБУ 10/99. Малая компания может признавать выручку кассовым методом. В этом случае расходы отражают только после погашения задолженности;
  • пункт 9 ПБУ 22/2010. Предприятию можно исправлять существенную ошибку предшествующего года, выявленную после утверждения бухотчетности за этот год, без ретроспективного пересчета.

Подчеркну, что данные нормы – это право малых компаний, а вовсе не обязанность. 📌 Реклама Отключить

Компания может сократить план счетов

Малому предприятию разрешено сокращать количество синтетических счетов. Для этого в учетной политике необходимо предусмотреть, что организация использует упрощенную систему ведения бухучета. Ее суть состоит в том, что для отражения операции используют не несколько, а один счет.

Как счета обычного и упрощенного учетов соответствуют друг другу, посмотрите в таблице:

Счета обычного и упрощенного планов счетов

Обычная система бухучета Упрощенная система бухучета с сокращенным числом счетов
07 «Оборудование к установке»
10 «Материалы»
11 «Животные на выращивании и откорме»
10 «Материалы»
20 «Основное производство»
23 «Вспомогательные производства»
25 «Общепроизводственные расходы»
26 «Общехозяйственные расходы»
28 «Брак в производстве»
29 «Обслуживающие производства и хозяйства»
44 «Расходы на продажу»
20 «Основное производство»
41 «Товары»
43 «Готовая продукция»
41 «Товары»
62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
71 «Расчеты с подотчетными лицами»
73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»
75 «Расчеты с учредителями»
76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
79 «Внутрихозяйственные расчеты»
76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
51 «Расчетные счета»
52 «Валютные счета»
55 «Специальные счета в банках»
57 «Переводы в пути»
51 «Расчетные счета»
80 «Уставный капитал»
82 «Резервный капитал»
83 «Добавочный капитал»
80 «Уставный капитал»
90 «Продажи»
99 «Прибыли и убытки»
91 «Прочие доходы и расходы»
99 «Прибыли и убытки»

У предприятия есть выбор – применять регистры бухучета или нет 📌 Реклама Отключить

У малых компаний есть и другие послабления. К примеру, руководитель такого предприятия может сам вести бухгалтерский учет. Основание – пункт 3 статьи 7 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Кроме того, организация вправе выбрать, использовать ей регистры бухучета имущества или нет. Если компания решила их не применять, то все хозоперации регистрируют только в книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности. Это форма № К-1, утвержденная приказом № 64н. Однако такой способ учета подходит лишь тем компаниям, у которых немного операций (как правило, не более тридцати в месяц) и которые ничего не производят.

Остальным малым компаниям рекомендую использовать регистры бухучета. Тогда факты хоздеятельности отражают в комплекте упрощенных ведомостей. Обычно каждую ведомость применяют для учета операций по одному из бухгалтерских счетов.

📌 Реклама Отключить

Добавлю, что еще бывает простая система ведения бухучета – без применения двойной записи. Но ее вправе выбрать только микропредприятия (п. 6.1 ПБУ 1/2008).

Обратите внимание: упрощенные способы бухгалтерского учета не предназначены для компаний, которые по закону должны проводить аудит своей отчетности.

Компания вправе сдавать упрощенную бухотчетность

В состав годовой бухгалтерской отчетности малого предприятия могут входить только баланс и отчет о финансовых результатах. Основание – пункт 85 Положения… утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н.

Но и это еще не все. Данные формы организация вправе заполнять по упрощенному варианту (п. 6 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н, далее – приказ № 66н):

  • в бухгалтерском балансе и отчете о финансовых результатах отражают сведения по группам статей (а не отдельно по каждой статье);
  • в приложениях к этим формам приводят только самую важную информацию, без которой нельзя оценить финансовое положение компании и результаты ее деятельности.

Упрощенные бланки бухбаланса и отчета о финрезультатах можно найти в приложении № 5 к приказу № 66н. Актив такого баланса сократили до пяти строк, пассив – до шести. В отчете о финансовых результатах всего семь строк. 📌 Реклама Отключить

Приложения (если они необходимы) составляют в произвольном виде.

Добавлю: если малая компания хочет формировать годовую бухгалтерскую отчетность в общем порядке, то она вправе так поступить. Ведь у компании есть выбор – либо обычная отчетность, либо упрощенная.

Можно обойтись без лимита кассы

Организации, относящиеся к малому бизнесу, обязаны соблюдать порядок ведения кассовых операций (п. 1 указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У). Но при этом им разрешили не устанавливать лимит кассы. То есть хранить все деньги в компании, не сдавая в банк (п. 2 указания № 3210-У, п. 1, 4 письма ФНС России от 9 июля 2014 г. № ЕД-4-2/13338).

Чтобы воспользоваться данным преимуществом, издайте приказ по организации. В нем укажите, что деньги хранятся в кассе без лимита остатка.

Региональные власти устанавливают для малых компаний налоговые льготы

📌 Реклама Отключить

В налоговом законодательстве нет специальных льгот для организаций, имеющих статус малого предприятия. Однако такие спецрежимы, как упрощенка и вмененка, по некоторым своим критериям подходят только для этих компаний. Например, по численности работников – не более 100 человек.

Замечу, что льготы по региональным и местным налогам могут устанавливать соответствующие власти.

Так, например, в Законе г. Москвы от 5 ноября 2003 г. № 64 прописаны льготы для малых компаний, которые платят налог на имущество с кадастровой стоимости объектов.

Важно запомнить

Для малых организаций предусмотрены различные льготы в бухгалтерском учете. Компании могут их применять по своему желанию. Выбранные способы следует отразить в учетной политике.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *