Материальные запасы бюджетного учреждения

К материальным запасам в бюджетных учреждениях относятся:

— предметы, независимо от их стоимости, которые используются в деятельности учреждения не более 12 месяцев;

— предметы, которые используются в деятельности учреждения в течение периода, превышающего 12 месяцев, но не относящиеся к основным средствам в соответствии с ОКОФ;

— готовая продукция.

Все эти материальные ценности предназначены для использования в процессе деятельности учреждения или для продажи.

Пунктом 49 Инструкции №25н установлено, что все материальные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по их фактической стоимости, в которую включается и сумма налога на добавленную стоимость, предъявленная учреждению поставщиками и подрядчиками. Исключение составляют лишь материальные запасы, которые были приобретены или изготовлены в рамках деятельности, приносящей доход и облагаемой НДС. В этом случае, если иное не предусмотрено НК РФ, оплаченный поставщикам и подрядчикам налог на добавленную стоимость может быть предъявлен к зачету.

Приобретение материальных запасов бюджетными учреждениями осуществляется на основании договоров поставки, которые они заключают с поставщиками, поскольку теперь все бюджетные учреждения наделены правами и обязанностями государственных заказчиков.

Рассмотрим вопрос о порядке заключения договоров поставки более подробно.

С 1 января 2006 года вступил в силу Федеральный закон от 21 июля 2005 года №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон №94-ФЗ). Он существенно изменил практику осуществления закупок бюджетными учреждениями. Теперь все заказы, в соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона №94-ФЗ, сумма которых превышает 60 000 рублей, должны размещаться только в соответствии с требованиями этого закона.

В соответствии со статьей 10 Закона №94-ФЗ заключение государственного или муниципального контракта на поставку товаров, стоимость которых превышает 60 000 рублей, может осуществляться:

— путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;

— без проведения торгов (методом запроса котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).

Обратите внимание: в соответствии с требованиями статьи 4 Закона №94-ФЗ, учреждение (получатель бюджетных средств) вправе размещать государственный заказ, если оно уполномочено на это органом государственной власти Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или органом государственной власти местного самоуправления. В случае если учреждение не уполномочено размещать заказы, договор на поставку заключается вышестоящей организацией, и поставка материальных запасов в учреждение осуществляется в порядке централизованного снабжения.

Порядок отражения в бюджетном учете операций по централизованному снабжению материальными ценностями определен в части IV Инструкции №25н.

Расчеты с поставщиками по централизованному снабжению материальными ценностями учреждений производятся вышестоящими учреждениями (заказчиками).

Приемка материальных ценностей по централизованному снабжению производится учреждениями в установленном порядке.

Вышестоящее учреждение (заказчик) направляет учреждению — грузополучателю Извещение по форма 0504805 в двух экземплярах об отправке в его адрес поставщиком материальных ценностей. К Извещению прилагается копия счета поставщика на отправленные в адрес учреждения (грузополучателя) материальные ценности.

После того, как грузополучатель примет к учету поступившие ценности, он сообщает заказчику о поступлении и отражении в учете этих ценностей, направляя ему второй экземпляр Извещения.

Вышестоящее учреждение (заказчик) производит следующие записи по расчетам с поставщиком за материальные ценности в порядке централизованного снабжения учреждений:

Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
1 206 22 560 1 201 016 10 Перечислена предоплата за материальные ценности
1 304 04 340 1 302 22 730 На основании полученных от поставщика документов на отправленные ценности учреждению-грузополучателю
1 302 22 830 1 206 22 560 Отражено уменьшение кредиторской задолженности в счет перечисленных ранее авансов за полученные ценности
1 302 22 830 2 201 01 610, 1 304 05 340 Отражена оплата счета поставщика

Учреждением (грузополучателем) по получении Извещения и копии счета поставщика на отправленные в адрес грузополучателя материальные ценности производятся следующие записи:

Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
1 106 04 340 1 304 04 340 Отражена сумму поступивших материалов или возвратной тары

При отправке поставщику возвратной тары учреждение (грузополучатель) высылает вышестоящему учреждению для расчетов с поставщиком все документы, подтверждающие отправку тары, с указанием ее количества, цены и стоимости.

По этим операциям учреждение (грузополучатель) производит записи:

Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
1 304 04 340 1 105 00 000 Отгружена поставщику возвратная тара

Вышестоящее учреждение (заказчик) по этим операциям производит следующие записи:

Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
1 206 22 560 1 304 04 340 Получены документы от учреждения (грузополучателя) на отправленную возвратную тару
01 401 01 272 01 304 04 340 Отражена сумму разницы между ценой приобретения тары и ценой, по которой возвращена тара поставщику
2 201 01 510, 1 210 02 440 1 206 22 660 Получены средств за возвратную тару

Если возвратная тара приобреталась в прошлом году, заказчик эту сумму вносит в доход соответствующего бюджета.

Статьей 17 Закона №94-ФЗ предусмотрен контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о размещении госзаказов. Он осуществляется путем плановых и внеплановых проверок уполномоченным органом.

Федеральная налоговая служба в Письме от 25 июля 2006 года №ВЕ-6-17/725@ «Разъяснения по закупкам одноименных товаров (работ, услуг)» приводит соответствующие разъяснения Департамента государственного регулирования тарифов и инфраструктурных реформ по данному вопросу:

«В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 2 февраля 2006 года №19-ФЗ установлена административная ответственность должностного лица за осуществление оплаты в течение квартала без заключения контракта закупки одноименных товаров, одноименных работ, одноименных услуг на сумму, превышающую размер, установленный законодательством Российской Федерации.

Законодательством Российской Федерации — Федеральным законом от 21 июля 2005 года №94-ФЗ (часть 2 статьи 1) право заказчика осуществить закупку без заключения контракта предусмотрено в случае, если такие товары, работы, услуги поставляются, выполняются, оказываются на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, то есть 60 тысяч рублей.

Таким образом, должностное лицо несет административную ответственность за закупки одноименных товаров, одноименных работ, одноименных услуг в течение квартала на сумму, превышающую 60 тысяч рублей.

Принимая во внимание, что определение «одноименные товары» может иметь разные трактовки, Минэкономразвития России считает возможным придерживаться общих определений товара, которые используются, например, в ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения», Постановлении Госкомстата России от 25 марта 2002 года №23 «Об утверждении «Основных положений о порядке наблюдения за потребительскими ценами и тарифами на товары и платные услуги, оказанные населению, и определения индекса потребительских цен», из которых следует, что под одноименными понимаются аналогичные по техническим и функциональным характеристикам товары, работы, услуги определенного вида, которые могут отличаться друг от друга незначительными особенностями (деталями), не влияющими на качество и их основные потребительские свойства, и которые являются однородными по своему потребительскому назначению».

Как указано в Письме №ВЕ-6-17/725@, статьей 25 Федерального закона от 2 февраля 2006 года №19-ФЗ, введены и вступили в силу с 8 февраля 2006 года, новые статьи 7.29 – 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые предусматривают новые размеры штрафов (от 25 до 200 МРОТ) за нарушения условий размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Пленум Высшего арбитражного суда Российской Федерации в Постановлении от 22 июня 2006 года №24 «О применении к государственным (муниципальным) учреждениям пункта 2 статьи 1 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и статьи 71 Бюджетного кодекса Российской Федерации» дает следующие разъяснения по вопросу о пределах и порядке реализации государственным или муниципальным учреждением (далее — учреждение) полномочий по расходованию выделенных по смете денежных средств на закупку товаров (работ, услуг) для обеспечения собственной деятельности:

«В соответствии со статьями 48 и 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение является юридическим лицом, имущество которого обособлено от имущества создавшего его публичного образования, поэтому оно может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Следовательно, при реализации указанных полномочий учреждение выступает как хозяйствующий субъект со специальной правоспособностью и действует в своих интересах в соответствии с целями деятельности, предусмотренными в его учредительных документах.

Порядок расходования учреждением денежных средств в приведенных случаях регламентирован положениями статей 70 и 71 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В частности, согласно статье 71 названного Кодекса все закупки бюджетными учреждениями товаров, работ и услуг на сумму свыше 2 000 минимальных размеров оплаты труда (200 000 рублей) осуществляются исключительно на основе государственных или муниципальных контрактов.

Применяя данную норму, арбитражные суды при рассмотрении споров должны иметь в виду, что в силу положений Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о размещении заказов), в том числе его статей 4 и 9, для заключения государственного (муниципального) контракта учреждению необходимо получить полномочия государственного (муниципального) заказчика, которыми его может наделить соответствующий орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления.

Исходя из пункта 2 статьи 9 Закона о размещении заказов государственный (муниципальный) контракт заключается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации (параграф 4 главы 30) и иными федеральными законами с учетом положений названного Закона.

Приобретение бюджетными учреждениями для собственных нужд товаров, работ и услуг на сумму, не превышающую 200 000 рублей, осуществляется на основании договоров, заключаемых в обычном порядке в соответствии с общими правилами, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации.

От договоров (контрактов), заключаемых учреждением в пределах выделенных по смете денежных средств для обеспечения собственных нужд, необходимо отличать контракты, заключаемые в целях обеспечения государственных (муниципальных) нужд согласно Закону о размещении заказов.

В силу статьи 3 Закона о размещении заказов под государственными (муниципальными) нуждами понимаются обеспечиваемые в соответствии с расходными обязательствами публичного образования за счет средств соответствующего бюджета и внебюджетных источников финансирования потребности публичного образования в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления его функций, в том числе для реализации целевых программ, а также для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация.

Поэтому если учреждение уполномочено органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления выполнять функции государственного (муниципального) заказчика при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд, оно, действуя в этом случае в интересах и от имени публичного образования, должно в полном объеме руководствоваться положениями Закона о размещении заказов, за исключением случаев, когда соответствующие товары, работы, услуги поставляются, выполняются, оказываются на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке (пункт 2 статьи 1 Закона о размещении заказов).

В настоящее время в соответствии с указанием Центрального банка Российской Федерации от 14 ноября 2001 года №1050-У такой размер составляет 60 000 рублей».

Как было уже отмечено, бюджетные учреждения могут приобрести материальные запасы по договору купли-продажи, изготовить собственными силами, получить по договору дарения, при безвозмездной передаче или в результате выбытия основных средств и другого имущества.

Фактической стоимостью приобретаемых по договору купли-продажи материальных запасов складывается из следующих затрат:

— суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);

— суммы, уплачиваемые за информационные консультационные и посреднические услуги, связанные с приобретением материальных ценностей;

— таможенные пошлины и иные платежи, связанные с приобретением материальных запасов;

— суммовые разницы, возникающие до принятия материальных запасов к бухгалтерскому учету в случаях, когда оплата производится в валюте Российской Федерации в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте;

— транспортные расходы, связанные с доставкой материальных запасов до места их использования, включая страхование доставки;

— расходы, связанные с подработкой, сортировкой, фасовкой и улучшением технических характеристик полученных запасов, не связанные с их использованием;

— иные платежи, непосредственно связанные с приобретением материальных запасов.

Фактическая стоимость материальных запасов при их изготовлении самим учреждением определяется исходя из затрат, связанных с изготовлением данных активов.

Фактическая стоимость материальных запасов, полученных учреждением по договору дарения или в результате выбытия основных средств и другого имущества, определяется как сумма их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету, стоимости их доставки и затрат на приведение их в состояние, пригодное для использования.

Повторим, что под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к бухгалтерскому учету.

Учреждения могут получать материальные ценности в результате безвозмездного поступления от учреждений, подведомственных разным главным распорядителям бюджетных средств одного уровня бюджета (а также от государственных и муниципальных организаций), от учреждений разных уровней бюджетов, а также от учреждений, подведомственных одному главному распорядителю (распорядителю) средств бюджета. В этих случаях материальные запасы принимаются по фактической стоимости, с учетом затрат на их доставку и приведение их в состояние, пригодное для использования.

Материальные запасы, находящиеся в соответствии с условиями договора в пользовании или распоряжении учреждения, но не принадлежащие ему, принимаются к учету в размере стоимости, предусмотренной в договоре.

Если стоимость приобретенных материальных запасов определена в иностранной валюте, то для принятия к учету этих запасов, производится пересчет их стоимости в валюту Российской Федерации по курсу Центробанка России, действующему на дату принятия запасов к бухгалтерскому учету.

Списание (отпуск) материальных запасов производится:

— по фактической стоимости каждой единицы,

— по средней фактической стоимости.

Оценка материальных запасов по средней фактической стоимости производится по каждой группе или виду запасов путем деления общей фактической стоимости группы (вида) запасов на их количество, складывающихся, соответственно, из средней фактической стоимости и количества остатка на начало месяца, и поступивших запасов в течение текущего месяца на дату списания (отпуска).

Учет материальных запасов ведется на следующих счетах Плана счетов бюджетного учета:

0 105 01 000 «Медикаменты и перевязочные средства»;

0 105 02 000 «Продукты питания»;

0 105 03 000 «Горюче-смазочные материалы»;

0 105 04 000 «Строительные материалы»;

0 105 05 000 «Мягкий инвентарь»;

0 105 06 000 «Прочие материальные запасы»;

0 105 07 000 «Готовая продукция».

Более подробно с вопросами, касающимися бюджетного учета, бюджетной отчетности и налогообложения бюджетных учреждений, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Бюджетные учреждения».

Учет материалов — процесс достаточно трудоемкий. Сложность его заключается в том, что материальные запасы, которые учреждение использует в своей деятельности, могут иметь абсолютно разное назначение, сроки службы и ценность. Соответственно, порядок хранения, учета и списания для различных категорий материалов не может быть единым.

Перечень учетных документов

Перечень документов, которыми казенное учреждение может пользовать­ся при отражении операций по движению материальных запасов, приведен в пп. 24 и 25 Инструкции № 162н.

Перемещение материальных запасов внутри учреждения, передача их в эксплуатацию оформляется следующими первичными документами:

Списание материалов и продуктов питания производится на основании: 📌 Реклама Отключить Условие, предъявляемое к неунифицированным докумен­там, это обязательное наличие следующих реквизитов:

  • наименование и дата составления документа;
  • наименование учреждения и его идентификационные коды (ИНН, КПП, ОКПО и код главы по БК);
  • содержание хозяйственной операции;
  • измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выра­жении;
  • наименование должностей лиц, ответственных за совершение операции и правильность ее оформления;
  • личные подписи указанных лиц и их расшифровка.

Такие правила приведены в пп. 6 и 7 Инструкции № 157н. 📌 Реклама Отключить

Общий порядок документального учета

При разработке общего порядка учета материальных ценностей их сле­дует условно разделить на две категории:

1) материалы, которые после их выдачи в эксплуатацию требуют даль-
нейшего учета;

2) материалы, наличие которых не нужно контролировать.
Расходование второй группы материалов, как правило, производится на основании Ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учрежде­ния (ф. 0504210). Ведомость применяется для оформления выдачи матери­алов в пользование сотрудникам и одновременно является документом-основанием для их списания с учета в момент выдачи в эксплуатацию. Об этом сказано в Методических указаниях по применению форм первичных учетных документов, приведенных в Приложении № 5 к приказу Минфина России от 15.12.2010 № 173н (далее — Методические указания № 173н). Осно­ванием для выдачи, например, канцтоваров, могут служить заявки от со­трудников, оформленные в письменной форме.

📌 Реклама Отключить

Оформление выдачи в эксплуатацию материальных ценностей, которые требуют дальнейшего учета, производится обычно на основании Требова­ния-накладной (ф. 0315006). В ней указываются наименование материалов и материально ответственное лицо (структурное подразделение), которому передан объект учета.

Дальнейшее списание материальных запасов оформляется актами (ф. 0504230, ф. 0504143). К Акту о списании материальных запасов (ф. 0504230) прилагаются документы, утвержденные руководителем учре­ждения, подтверждающие расход материалов. Акт о списании мягкого и хо­зяйственного инвентаря (ф. 0504143) применяется для оформления решения комиссии о списании указанных материальных ценностей. Эти акты служат основанием для отражения в бухгалтерском учете учреждения фактическо­го выбытия материалов. Такие правила установлены в Методических указа­ниях № 173н.

📌 Реклама Отключить

Аналитический учет материалов ведется по их группам (видам), наиме­нованиям, сортам и количеству, в разрезе материально ответственных лиц и (или) мест хранения. Материально ответственные лица в свою очередь ведут учет материалов в Книге (ф. 0504042) или Карточке (ф. 0504043) уче­та материальных ценностей (п. 119 Инструкции № 157н).

Кроме общего порядка движения и списания материалов, в учетной по­литике следует отразить частный порядок учета для различных групп од­нородных материалов.

Вопрос организации документооборота по первичному учету материаль­ных запасов имеет большое значение для деятельности учреждения. Рацио­нально выстроенный документооборот позволяет эффективно контролиро­вать наличие ценностей, упрощает работу бухгалтерии и дисциплинирует материально ответственных лиц. Именно поэтому целесообразно как можно подробнее отразить в учетной политике все нюансы, касающиеся учета мате­риалов. Кроме того, учетная политика учреждения, являясь локальным нор­мативным актом, помогает избежать возможных разногласий с контролиру­ющими органами по поводу организации учета материальных запасов.

УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАПАСОВ

В.Л. Киселева,
эксперт Издательского Дома «Советник бухгалтера»

Оборотные активы – это те ресурсы, без которых фактически невозможна деятельность любого учреждения. К ним, в частности, относятся и материальные запасы.

Отражение на счетах

Полный перечень материальных запасов приведен в пункте 99 Инструкции по применению Единого плана счетов, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н).
Согласно пункту 118 Инструкции № 157н все виды оборотных активов, за исключением денежных средств и дебиторской задолженности, учитываются на отдельных счетах, открываемых к счету 10500 «Материальные запасы»:

0 10501 000 «Медикаменты и перевязочные средства»;
0 10502 000 «Продукты питания»;
0 10503 000 «Горюче-смазочные материалы»;
0 10504 000 «Строительные материалы»;
0 10505 000 «Мягкий инвентарь»;
0 10506 000 «Прочие материальные запасы»;
0 10507 000 «Готовая продукция»;
0 10508 000 «Товары»;
0 10509 000 «Наценка на товары».

Согласно пункту 101 Инструкции № 157н единица бухгалтерского учета материальных запасов выбирается учреждением самостоятельно.

Единица учета

В качестве единицы бухгалтерского учета материальных запасов могут быть выбраны номенклатурный номер, партия, однородная группа.
Номенклатурный номер в качестве единицы учета выбирается в случае, если необходимо обеспечить раздельный аналитический учет однородных материальных запасов, выпущенных разными производителями, разных торговых марок, артикулов и т.п. Такой вариант учета целесообразно применить при организации учета товаров.
Партия в качестве единицы учета выбирается тогда, когда необходимо обеспечить раздельный аналитический учет однородных материальных запасов, в разрезе поступивших и партий материальных запасов. Например, при учете медикаментов и продуктов питания, так как они имеют срок годности.
Однородная группа в качестве единицы учета выбирается с учетом существенности аналитической информации об отдельных объектах материальных запасов в целях оптимизации учетных процедур и уменьшения трудозатрат, связанных с организацией такого учета.
Как правило, подобный способ учета выбирается в отношении потребляемых материальных запасов, например бумаги для офисной техники.
Единицы бухгалтерского учета, применяемые в целях учета определенных видов (групп) материальных запасов, должны быть закреплены в учетной политике госучреждения.
Выбор конкретной единицы бухгалтерского учета для группы (вида) материальных запасов должен быть произведен таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации о запасах, а также надлежащий контроль за их наличием и движением (письмо Минфина России от 25.03.2016 № 02-07-10/17036).

Проект Стандарта

25 августа 2017 года на сайте Минфина России (https://www.minfin.ru) опубликован проект федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Запасы» для публичного обсуждения. Ознакомившись с проектом, можно направить предложения и замечания в проект стандарта.
При введении его в действие в 2020 году будут урегулированы порядок оценки запасов при их признании, особенности последующей оценки и оценки при их выбытии, а также требования к раскрытию информации в бухгалтерской отчетности.
Стандарт будет предусматривать следующую группировку нефинансовых активов, признаваемых в качестве запасов (таблица № 1):

Таблица №1

Группы материальных запасов Виды активов, относящихся к запасам Субъекты учета запасов
Материальные запасы — Материалы;
— готовая продукция;
— биологическая продукция;
— товары;
— иные материальные запасы
Организации госсектора
Незавершенное производство Совокупность фактически понесенных субъектом учета затрат на изготовление готовой продукции, выполнение работ, оказание услуг
Нефинансовые активы имущества казны — Недвижимое имущество;
— движимое имущество;
— драгоценные металлы и камни;
— нематериальные активы;
— непроизведенные активы;
— материальные запасы;
— прочие активы, составляющие казну
Госорганы и органы местного самоуправления, уполномоченные в сфере управления и распоряжения имуществом казны

Первичные документы

Операции с материальными запасами отражаются на основании первичных документов, формы которых утверждены приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н (далее – Приказ № 52н), а также составленных по формам, разработанным в самом учреждении или оформляемых контрагентами учреждения (таблица № 2).

Таблица № 2

Первичные документы по учету материальных запасов

Наименование документа Форма Примечание
Поступление материальных запасов
Накладная № ТОРГ-12 Документы, подтверждающие получение учреждением материальных запасов
Товарно-транспортная накладная № 1-Т Применяется для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом
Товарный чек Бланк строгой отчетности Отражает факт приобретения товара у продавца и подтверждает оплату этого товара
Извещение 0504805 Составляется в случае безвозмездной передачи материальных запасов дополнительно к сопроводительным документам
Универсальный передаточный документ (УПД) Бланк документа и рекомендации к его заполнению приведены в письме ФНС РФ от 21.10.2013 № ММВ-20-3/96@ Документ, подтверждающий факт совершения хозяйственной операции и объединяющий в себе счет-фактуру и первичный документ
Акт приемки материалов (материальных ценностей) 0504220 Составляется в случае:
-выявления расхождений фактического наличия материалов с данными документов поставщика;
-принятия к учету материалов, полученных от ликвидации, проведения демонтажных и ремонтных работ объектов основных средств
Приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) 0504207 Составляется учреждением при поступлении материальных ценностей и служит основанием для принятия к бухгалтерскому учету и отражения на балансе
Внутреннее перемещение и выбытие материальных запасов
Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения 0504210 Применяется для учета движения материальных ценностей внутри учреждения между структурными подразделениями
Карточка (книга) учета выдачи имущества в пользование 0504206 При выдаче или возврате регистрируется по наименованиям выданное в пользование имущество с указанием нормы выдачи, нормативного срока использования, количества выданных материальных ценностей
Меню-требование на выдачу продуктов питания 0504202 Составляется ежедневно в соответствии с нормами раскладки продуктов питания
Требование-накладная 0504204 Применяется для учета движения материальных ценностей внутри учреждения между структурными подразделениями, материально ответственными лицами и при реализации готовой продукции

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для предварительного ознакомления.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

В результате изучения главы 4 студент должен:

  • • знать порядок признания материальных запасов, их классификацию, методику оценки и документальное оформление операций по движению материальных запасов;
  • • уметь применять полученные теоретические знания, методы бухгалтерского учета материальных запасов, нормативные акты, регулирующие учет материальных запасов в бюджетном учреждении;
  • • владеть методами сбора, регистрации и обобщения в бухгалтерском учете и отчетности операций по движению материальных запасов.

Порядок признания материальных запасов, их классификация, оценка и документальное оформление

Материальные запасы являются одним из важнейших элементов производственной и хозяйственной деятельности любого бюджетного учреждения. Для осуществления бюджетным учреждением непрерывной деятельности необходимо иметь в достаточном количестве материальные запасы, поэтому возникает необходимость в приобретении сырья, материалов и др.

Для бюджетных учреждений, осуществляющих производственную деятельность, материальные запасы являются основным вещественным элементом производственного цикла и составляют основу прямых материальных затрат в себестоимости изготовленной продукции.

Четкий учет материальных запасов также важен вследствие существенного влияния правильности их расчета на бухгалтерскую отчетность и финансовые результаты бюджетного учреждения в целом.

Наряду с четкой постановкой и организацией бухгалтерского учета материальных запасов в бюджетном учреждении все более важное значение приобретают вопросы экономии и рационального использования материальных запасов. Решение данных проблем поможет бюджетным учреждениям избежать ряда ошибок, нарушений и отклонений от существующих нормативных положений, стабильно осуществлять финансово-хозяйственную деятельность, а также повысить качество оказываемых учреждением услуг.

В соответствии с и. 98 Инструкции № 157н материальные запасы — это сырье, материалы, приобретенные (созданные) для использования (потребления) в процессе деятельности учреждения (или) для изготовления иных нефинансовых активов, а также готовой продукции, произведенной учреждением и приобретенных для продажи товаров.

Перечень объектов учета, относящихся к материальным запасам, представлен на рис. 4.1.

Рис. 4.1. Состав материальных запасов бюджетного учреждения

Следует обратить внимание на то, что периодом, равным 12 месяцам, не является календарный год.

В отношении материальных запасов таким периодом является следующий промежуток времени:

  • • для материальных запасов, используемых бюджетным учреждением при производстве готовой продукции, выполнении работ или оказании услуг — с момента передачи материальных запасов в эксплуатацию до момента списания готовой продукции (работ, услуг), при изготовлении (выполнении, оказании) которых эти запасы использованы. Данный промежуток времени называется производственным циклом;
  • • для материальных запасов, используемых в управленческой и хозяйственной деятельности (не включаемых в стоимость готовой продукции) — с момента выдачи материалов в эксплуатацию до момента их предполагаемого изъятия по причине полного исчерпания эксплуатационных свойств.

Некоторые объекты имущества относятся к материальным запасам независимо от их стоимости и срока службы (и. 99 Инструкции № 157н). Например, специальные инструменты и приспособления, специальная одежда, специальная обувь, форменная одежда, спортивная одежда и обувь, постельное белье и постельные принадлежности и др.

Под готовой продукцией, учитываемой в составе материальных запасов, понимается продукция, изготовленная в бюджетном учреждении для целей продажи (и. 121 Инструкции № 157н).

Под товарами понимают материальные ценности, приобретенные бюджетным учреждением для продажи (и. 124 Инструкции № 157н).

Материальные запасы играют важную роль в хозяйственной деятельности бюджетного учреждения. Поэтому необходимым этапом организации бухгалтерского учета материальных запасов является их группировка и классификация по различным признакам. Инструкция № 157н предусматривает группировку материальных запасов по группам и видам учета. Группировка материальных запасов по группам представлена на рис. 4.2.

Рис. 4.2. Классификация материальных запасов по группам

Инструкцией № 157н предполагается возможность учета бюджетными учреждениями сырья, материалов и готовой продукции как в составе особо ценного движимого имущества, так и в составе иного имущества. В то же время товары могут учитываться только в составе иного движимого имущества.

При определении бюджетным учреждением особо ценного движимого имущества необходимо руководствоваться постановлением Правительства РФ.

Напомним, что при отнесении имущества к особо ценному движимому имуществу, как правило, рассматриваются три основных критерия:

  • 1) балансовая стоимость имущества;
  • 2) возможность осуществления уставной деятельности без данного

имущества;

3) специальный порядок отчуждения имущества.

Группировка материальных запасов по видам учета является более детализированной и составляет основу организации аналитического учета запасов в бюджетном учреждении (рис. 4.3).

Еще одним классификационным признаком, по которому могут группироваться материальные запасы, является вид финансового обеспечения (вид деятельности). Данный классификационный признак указывает на источник приобретения материальных запасов в соответствии с Инструкцией № 157н. Поэтому бухгалтерский учет материальных запасов в бюджетном учреждении ведется раздельно в разрезе отдельных видов.

Рис. 4.3. Классификация материальных запасов по видам учета

В соответствии с и. 100 Инструкции № 157н материальные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической стоимости. Фактическая стоимость определяется по-разному в зависимости от способов поступления материальных запасов в бюджетное учреждение. Способы поступления материальных запасов отражены на рис. 4.4.

Рис. 4.4. Способы поступления материальных запасов

Порядок формирования фактической стоимости материальных запасов, в зависимости от способа их приобретения, представлен в табл. 4.1.

Таблица 4.1

Формирование фактической стоимости материальных запасов в зависимости от способа приобретения

Способ приобретения материальных запасов

Порядок формирования фактической стоимости

Нормативная база

1. Приобретены за плату (деньги) в рамках государственного (муниципального) договора

Сумма фактических затрат учреждения на приобретение и доведение до состояния, пригодного к использованию

Пункт 102

Инструкции № 157н

2. Поступили в результате разборки, утилизации (ликвидации) объектов основных средств или иного имущества

По текущей оценочной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету

Пункт 106

Инструкции № 157н

3. Поступили безвозмездно, в том числе по договору дарения

По текущей оценочной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету

Пункт 25 Инструкции № 157н; п. 34 Инструкции № 174н

4. Постановка на баланс неучтенных материальных ценностей по результатам инвентаризации

По текущей оценочной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету

Пункт 31

Инструкции № 157н

5. Изготовление самим бюджетным учреждением

Фактические затраты, связанные с производством данных запасов

Пункт 104

Инструкции № 157н

6. Поступили в порядке возмещения в натуральной форме ущерба, причиненного виновным лицом

По стоимости недостающих материальных ценностей

Пункт 34 Инструкции № 174н. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина России от 13.06.1995 №49

7. Поступили по договору мены

В бухгалтерском учете — стоимость активов, переданных или подлежащих передаче

Пункт 24 Инструкции № 157н

Способ приобретения материальных запасов

Порядок формирования фактической стоимости

Нормативная база

8. Поступление по договору лизинга

Определяется условиями договора и признается в сумме расходов лизингодателя на приобретение, доставку, изготовление и доведение до состояния пригодного к использованию

Пункт 26 Инструкции № 157н

При приобретении материальных запасов за плату в их фактическую стоимость включаются суммы, уплачиваемые продавцу по договору поставки, стоимость информационных, консультационных и посреднических услуг, связанных с их приобретением, таможенные пошлины и иные платежи, расходы по заготовке и доставке ценностей, включая страхование доставки, расходы по подработке, сортировке, фасовке и улучшению технических характеристик полученных запасов, а также иные платежи, непосредственно связанные с приобретением материальных запасов.

Материальные запасы, стоимость которых при приобретении выражена в иностранной валюте, принимаются к бухгалтерскому учету в денежной оценке в валюте Российской Федерации, исчисленной путем пересчета суммы в иностранной валюте по курсу Банка России, действующему на дату принятия объекта к учету (и. 30 Инструкции № 157н).

Фактическая стоимость материальных запасов, по которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством РФ (п. 107 Инструкции № 157н).

Выбытие объектов материальных запасов также может производиться различными способами (рис. 4.5).

Оценка при выбытии (отпуск) материальных запасов производится одним из двух способов (п. 108 Инструкции № 157н):

  • • по фактической стоимости каждой единицы;
  • • средней фактической стоимости.

Фактическая стоимость каждой единицы материальных запасов может применяться бюджетным учреждением в следующих случаях (и. 109 Инструкции № 157н):

  • 1) при выбытии материальных запасов, используемых учреждением в особом порядке (драгоценные металлы, драгоценные камни и т.п.);
  • 2) выбытии материальных запасов, которые не могут обычным образом заменять друг друга.

Этот способ предполагает ведение учета и осуществление контроля над каждой номенклатурной единицей материальных ресурсов.

Рис. 4.5. Способы выбытия материальных запасов в бюджетном учреждении

На практике наиболее часто бюджетные учреждения используют метод средней фактической стоимости. Определение средней фактической стоимости материальных запасов производится по каждой группе (виду) запасов по формуле 4.1 (в целом за месяц):

где Срф — средняя фактическая стоимость материальных запасов;

Снач пер — средняя фактическая стоимость остатка материальных запасов на начало месяца;

С — фактическая стоимость поступивших материальных запасов в те- чение текущего месяца;

К — количество остатка материальных запасов на начало месяца;

нач. пер г

К — количество поступивших материальных запасов в течение теку-

ПОСТ J г J

щего месяца.

Стоимость материальных запасов на конец месяца отражает все цены, по которым приобретались материальные запасы в течение отчетного месяца, что позволяет сглаживать колебание цен. Стоимость материальных запасов на конец отчетного месяца оценивается по формуле 4.2:

где Скон пер — средняя фактическая стоимость остатка материальных запасов на конец месяца;

Снач пер — средняя фактическая стоимость остатка материальных запасов на начало месяца;

С — фактическая стоимость поступивших материальных запасов в те- чение текущего месяца;

Сизрасх — стоимость израсходованных материальных ценностей за месяц.

Пример 1. В течение месяца бюджетное учреждение приобрело четыре партии материальных запасов, предназначенных для собственных нужд. В учете учреждения на начало месяца числится 300 единиц аналогичных материальных запасов. Их средняя фактическая стоимость составляет 320 руб. / единицу. Общая стоимость — 96 000 руб. (300 ед. х 320 руб. / единицу). Материальные запасы списываются по средней фактической стоимости.

Исходные данные и расчет списания материальных запасов по средней фактической стоимости приведены в табл. 1.

Расчет списания материальных запасов по средней фактической стоимости

Таблица 1

п.п.

Количество,

единицы

Покупная цена (руб.)

Сумма

(руб.)

Остаток на 1 октября

320,00

96 000,00

Поступило за октябрь:

10 октября

350,00

315 000,00

15 октября

350,00

297 500,00

23 октября

400,00

80 000,00

28 октября

420,00

210 000,00

Всего с остатком на начало месяца

998 500,00

Отпущено в октябре

12 октября

25 октября

29 октября

Итого отпущено

Остаток на 1 ноября

Списание по способу средней фактической стоимости

Средняя цена в октябре 998 500/2 750 = 363,09

Итого списываем в октябре (см. и. 3)

12 октября

363,09

236 008,50

25 октября

363,09

515 587,80

29 октября

363,09

199 699,50

Итого

951 295,80

Остаток на 1 ноября

363,11

47 204,20

Такой порядок расчета закреплен в п. 108 Инструкции № 157н. Данная норма Инструкции № 157н устанавливает единственный порядок расчета средней фактической стоимости материальных запасов, т.е. бюджетным учреждениям разрешается применять только взвешенную оценку. Использование скользящей оценки, при которой в расчет включаются количество и стоимость материальных запасов на начало месяца и все поступления до момента отпуска, для бюджетных учреждений не допускается.

Применение одного из указанных способов по группе (виду) материальных запасов осуществляется в течение финансового года непрерывно и должно быть закреплено в учетной политике бюджетного учреждения.

Основные бухгалтерские операции, проводимые с материальными запасами, могут отражаться в регистрах бухгалтерского учета на основании первичных документов1 (табл. 4.2).

Таблица 4.2

Перечень первичных документов и регистров бухгалтерского учета по движению материальных запасов в бюджетном учреждении

Регистры

бухгалтерского

учета

Наименование

операции

Первичные документы

Документы, заполняемые материально ответственными лицами

Журнал операций № 3 расчетов с подотчетными лицами. Журнал операций № 4 расчетов с поставщиками и подрядчиками

Поступление

материальных

запасов

Карточки количественно-суммового учета материальных ценностей (МЦ) (форма 0504041)

Книга учета МЦ по наименованиям, сортам и количеству (форма 0504042)

Поступление

продуктов

питания

Накопительная ведомость по приходу питания (форма 0504037) по каждому материально ответственному лицу

Оборотная ведомость по нефинансовым активам (форма 0504035)

Главная книг

Журнал операций № 6 по выбытию и перемещению нефинансовых активов

Выбытие: расход МЦ; реализация; перемещение; недостача и потери

  • 1. Накопительная ведомость по расходу продуктов питания (форма 0504038).
  • 2. Ведомость выдачи МЦ на нужды учреждения (форма 0504210).
  • 3. Акт о списании материальных запасов (форма 0504230).
  • 4. Путевой лист (формы 0340002,
  • 0345001,0345002, 0345004, 0345005, 0345007).
  • 5. Меню-требование на выдачу продуктов питания (форма 0504202)

Оборотная ведомость по нефинансовым активам (форма 0504035)

1 Приказ Минфина России от 30.03.2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».

  • Постановление Правительства РФ от 26.07. 2010 № 538 «О порядке отнесенияимущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *