Механическая ошибка

На практике возникают ситуации, когда бухгалтер по начислению заработной платы допускает ошибки при расчете сумм заработной платы, полагающейся сотрудникам. В этом случае работники могут получить большую сумму или наоборот. В настоящей статье расскажем, что необходимо сделать, чтобы вернуть излишне выплаченную работнику заработную плату.

В начале скажем, что если сотруднику была выплачена заработная плата в меньшем размере, то необходимо просто доплатить ее. При этом нужно составить бухгалтерскую справку и докладную записку руководителю учреждения. Если же сотруднику была выплачена заработная плата в большем размере, могут возникнуть трудности, так как согласно ст. 137 ТК РФ излишне выплаченная заработная плата не может быть взыскана с сотрудника, за исключением ряда случаев.

Излишне выплаченная заработная плата в результате:

– счетной ошибки;

– признания органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров вины работника в невыполнении норм труда;

– его неправомерных действий, установленных судом.

– неправильного применения норм трудового законодательства;

– неправильного применения иных нормативных правовых актов;

– остальных случаев.

Работодатель имеет право взыскать с работника излишне выплаченную ему заработную плату

Работодатель не имеет права взыскивать излишне выплаченную работнику заработную плату

Что такое счетная ошибка?

В настоящее время законодательство не содержит определения понятия «счетная ошибка». Согласно разъяснениям сотрудников Рос­труда счетной считается арифметическая ошибка, то есть ошибка, допущенная при проведении арифметических подсчетов (Письмо от 01.10.2012 № 1286‑6‑1). Для более наглядного понимания того, что признается счетной ошибкой, а что нет, приведем таблицу (перечень ошибок, представленных в ней, не является исчерпывающим). 📌 Реклама Отключить

Счетные ошибки Не счетные ошибки
Арифметическая ошибка, например, при сложении составных частей заработной платы.

Примечание: счетной следует считать ошибку, допущенную в арифметических действиях (действиях, связанных с подсчетом) (Определение ВС РФ от 20.01.2012 № 59-В11-17)

Неправильное применение норм законодательства, например:

– оплата отпуска большей продолжительности;

– оплата всех часов сверхурочной работы в двойном размере.

Неправильное применение нормативно-правовых актов организации, в том числе:

– выплата премии в большем размере;

– начисление дополнительных выплат, которые не установлены данному работнику

Ошибка в результате сбоя бухгалтерской программы.

Примечание: в настоящее время сложилась противоречивая судебная практика:

– сбой компьютерной программы – это частный случай счетной ошибки (Определение Самарского областного суда от 18.01.2012 № 33-302/2012);

– сбой программы – не счетная, а техническая ошибка (Апелляционное определение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 27.03.2013 № 33-709/2013)

Получение работником заработной платы:

– дважды;

– в большем размере из-за технической ошибки при вводе данных.

Примечание: в Определении ВС РФ от 20.01.2012 № 59-В11‑17 сказано, что дважды выплаченные работнику деньги счетной ошибкой не считаются. Кроме того, в этом же документе отмечено, что технические ошибки, совершенные по вине работодателя, не являются счетными

Порядок действий при возврате излишне выплаченной работнику заработной платы, если произошла счетная ошибка

  1. Комиссия учреждения составляет акт, в котором фиксируется факт ошибки. В нем обязательно указывается, является ли эта ошибка счетной. Пример акта см. на стр. 32.
  2. Составляется и направляется работнику уведомление, в котором отражается срок удержания переплаты. Пример уведомления см. на стр. 32.

К сведению 📌 Реклама Отключить

Согласно ст. 137 ТК РФ работодатель вправе принять решение об удержании сумм из заработной платы работника не позднее одного месяца со дня окончания срока, установленного для возврата неправильно исчисленных выплат, при условии что работник не оспаривает оснований и размеров удержания.

3. Издается приказ об удержании переплаты (только если сотрудник согласен и срок удержания не истек). В Письме Роструда от 09.08.2007 № 3044‑6‑0 сказано, что согласие на удержание сумм из зарплаты должно быть дано работником в письменном виде.

Обратите внимание

Если срок принятия решения истек или работник отказывается в добровольном порядке вернуть излишне полученную им заработную плату, работодателю придется взыскивать ее в судебном порядке.

В заключение этого подраздела отметим, что согласно ст. 138 ТК РФ общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20%, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, – 50% заработной платы, причитающейся сотруднику.

📌 Реклама Отключить

Как взыскать излишне выплаченную заработную плату, если сотрудник уволен?

Для этого необходимо, как и в случае, когда сотрудник продолжает работать в учреждении, составить акт и уведомление, в котором также потребовать вернуть излишне выплаченную сумму заработной платы в добровольном порядке, но дописать, что если работник этого не сделает, то учреждение обратится в суд.

Учреждение имеет право обратиться в суд, так как согласно ст. 1102 ГК РФ лицо, которое неосновательно обогатилось за счет другого лица, обязано возвратить последнему это неосновательное обогащение, за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 данного кодекса. В пункте 3 ст. 1119 ГК РФ сказано, что не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, суммы возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

📌 Реклама Отключить

Таким образом, если работодатель выплатил сотруднику заработную плату в большем размере из-за счетной ошибки, на основании гражданского законодательства он имеет право потребовать вернуть эту сумму даже в том случае, если сотрудник уволился.

К сведению

При обращении в суд работодателю необходимо подготовить:

  • трудовой договор с бывшим сотрудником;
  • документы по расчету и выплате заработной платы;
  • акт комиссии о выявленной счетной ошибке;
  • уведомление, которое было направлено сотруднику, с предложением добровольно вернуть излишне выплаченную ему заработную плату.

Можно ли взыскать сумму ущерба с бухгалтера, который совершил ошибку при расчете?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть две ситуации: когда с работником заключен договор о материальной ответственности и когда такой договор не заключен. Согласно ст. 244 ТК РФ письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности могут заключаться с работниками, достигшими возраста 18 лет и непосредственно обслуживающими или использующими денежные, товарные ценности или иное имущество. При этом перечни работ и категорий работников, с которыми могут заключаться указанные договоры, а также типовые формы данных договоров утверждаются Правительством РФ. 📌 Реклама Отключить

К сведению

В настоящее время перечни должностей и работ, замещаемых и выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовые формы договоров о полной материальной ответственности утверждены Постановлением Минтруда РФ от 31.12.2002 № 85.

Кроме того, материальная ответственность в полном размере причиненного работодателю ущерба может быть установлена трудовыми договорами, заключаемыми с заместителями руководителя организации, главным бухгалтером (ст. 243 ТК РФ).

Договор о материальной ответственности

Заключен

Не заключен

Работодатель имеет право взыскать с работника излишне выплаченную ему заработную плату

Работодатель не имеет права взыскивать излишне выплаченную работнику заработную плату

– издать приказ о создании комиссии для установления причин и размера ущерба;

– потребовать от виновного сотрудника пояснительную записку;

– составить акт об ущербе;

– издать приказ о возмещении виновным сотрудником суммы ущерба

– издать приказ о создании комиссии для установления причин и размера ущерба;

– потребовать от виновного сотрудника пояснительную записку;

– если сотрудник отказывается давать пояснения, составить соответствующий акт;

Согласно ст. 248 ТК РФ взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба, не превышающей средний месячный заработок, производится по распоряжению работодателя. Распоряжение может быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного работником ущерба. 📌 Реклама Отключить

К сведению

Если месячный срок истек или работник не согласен добровольно возместить причиненный работодателю ущерб, а сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с работника, превышает его средний месячный заработок, взыскание может осуществляться только судом.

Бухгалтерский учет

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н, расходы на выплату заработной платы относятся на подстатью 211 «Заработная плата» ­КОСГУ. Учет расчетов по оплате труда ведется на счете 0 302 11 000 «Расчеты по заработной плате» (п. 256 Инструкции № 157н). Следовательно, типовые операции по возврату излишне выплаченной заработной платы будут отражаться следующим образом:

Казенное учреждение (Инструкция № 162н*) Бюджетное учреждение (Инструкция № 174н**) Автономное учреждение (Инструкция № 183н***)
Дебет Кредит Дебет Кредит Дебет Кредит
Начислена заработная плата
1 401 20 211 1 302 11 730 0 109 60 211

0 109 70 211

0 109 80 211

0 109 90 211

0 401 20 211

0 302 11 730 0 109 60 211

0 109 70 211

0 109 80 211

0 109 90 211

0 401 20 211

0 302 11 000
Перечислена сумма заработной платы с лицевого счета учреждения на банковскую карту сотрудника
0 302 11 830 1 304 05 211 0 302 11 830 0 201 11 610 0 302 11 000 0 201 11 000
Отражена излишне начисленная заработная плата
методом «красное сторно»
1 401 20 211 1 302 11 730 0 401 20 211 0 302 11 730 0 401 20 211 0 302 11 000
1 209 30 560 1 302 11 730 0 209 30 560 0 302 11 730 0 209 30 000 0 302 11 000
Отражены внесенные в кассу суммы излишне полученной заработной платы
1 201 34 510 1 209 30 660 0 201 34 510 0 209 30 660 0 201 34 000 0 209 30 000
Отражено внесение наличных денежных средств на счет на основании расходного кассового ордера, квитанции к объявлению на взнос наличными
1 210 03 560 1 201 34 610 0 210 03 560 0 201 34 610 0 210 03 000 0 201 34 000
Отражено зачисление наличных денежных средств на счет на основании выписки с лицевого (банковского) счета
1 304 05 211 1 210 03 660 0 201 11 510 0 210 03 660 0 201 11 000 0 210 03 000

*
Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н. 📌 Реклама Отключить

**
Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

***
Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.

* *

В заключение еще раз обратим ваше внимание на основные моменты, связанные с возвратом излишне выплаченной сотруднику заработной платы.

1. Учреждение имеет право вернуть излишне выплаченную работнику сумму заработной платы только в строго установленных случаях:

  • если была допущена счетная ошибка;
  • при признании органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров вины работника в невыполнении норм труда;
  • если выплата работнику излишней заработной платы произошла в связи с его неправомерными действиями, установленными судом.

2. В случае обнаружения излишне выплаченных сумм работодатель должен составить акт о случившемся и уведомить об этом сотрудника. 📌 Реклама Отключить

3. Даже если учреждение имеет право вернуть излишне выплаченные суммы, необходимо получить письменное согласие работника на удержание этих сумм (или работник добровольно возвращает их).

4. Удержание излишне выплаченной суммы из заработной платы работника может растянуться на несколько месяцев, поскольку нужно учитывать положения ст. 138 ТК РФ.

5. Если сотрудник отказывается возвращать излишне полученную сумму или срок принятия решения истек, учреждение вправе обратиться в суд.

6. Учреждение может взыскать излишне выплаченную сумму с сотрудника, допустившего не счетную ошибку.

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 183»

Акт

об обнаружении счетной ошибки

Бухгалтером по расчету заработной платы В. А. Плаксиной была обнаружена счетная ошибка при выплате заработной платы за июнь 2016 года сотруднику П. Ф. Сорокину. Ошибка произошла из-за арифметического действия (сложения), в результате чего в июне 2016 года заработная плата П. Ф. Сорокину была выплачена в большей сумме, а именно больше на 2 000 руб.

Комиссия в составе главного бухгалтера А. М. Лисиной, начальника отдела кадров Е. В. Смирновой и бухгалтера-кассира Е. А. Воробьевой факт обнаружения счетной ошибки подтверждает.

Бухгалтер по расчету

заработной платы Плаксина В. А. Плаксина

Члены комиссии:

Главный бухгалтер Лисина А. М. Лисина

Начальник отдела кадров Смирнова Е. В. Смирнова

Бухгалтер-кассир Воробьева Е. А. Воробьева

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 183»

Уведомление

Учителю физики

Уважаемый Петр Федорович!

Сообщаем, что в результате счетной ошибки, допущенной бухгалтером по расчету заработной платы В. А. Плаксиной, Вам была излишне выплачена заработная плата за июнь 2016 года. Данный факт подтвержден соответствующим актом комиссии в лице главного бухгалтера А. М. Лисиной, начальника отдела кадров Е. В. Смирновой и бухгалтера-кассира Е. А. Воробьевой.

На основании вышесказанного предлагаем Вам добровольно вернуть излишне выплаченную Вам сумму заработной платы за июнь 2016 года в размере 2 000 руб. в срок до 16 августа 2016 года. В противном случае эта сумма будет удержана из Вашей заработной платы.

Директор ГБОУ «СОШ № 183» Соколов В. И. Соколов

Не возражаю против удержания суммы из заработной платы, Сорокин, 02.07.2016.

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Классификация ошибок Памятка для учащихся

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Стилистика изучает употребление слов, словосочетаний и предложений с точки зрения соответствия ила несоответствия содержанию и цели высказывания, обстановке речи, жанру ее, эмоциональной настроенности, с точки зрения ясности и точности выражения мысли.

Отсюда понятно, что лексически и грамматически правильная речь может быть неправильной или неудачной в стилистическом отношении. Так, в предложении «Доктор, у меня очи болят» нет ни лексических, ни грамматических нарушений. Но с точки зрения стилистической это предложение неудачное: слово очи, относящееся к торжественному, поэтическому стилю, неуместно употреблено в нейтральном контексте.

Стилистические ошибки бывают словарного и грамматического характера. Стилистическая ошибка словарного характера — это результат неуместного yпoтpeбления слов; стилистическая ошибка грамматического характера — это результат неудачного построения словосочетаний и предложений.

Приведем примеры стилистических ошибок:

1.Немотивированное включение в текст стилистически неоднородных слов и выражений: «Вхожу в класс, Обращаю свои взоры на чистоту доски»; «Доктор, у меня очи болят»; «Печорин стал волочиться за княжной» (в сочинении); «Пушкин сделался реалистом чистейшей воды»..

2.Неуместное, не соответствующее содержанию контекста употребление отдельных слов и выражений: Благодаря болезни он не пошел в школу»; «Из-за мужества и храбрости наши части одержали победу»; «Он уважает жаркое».

3.Неточное употребление слов, влияющее на смысл предложения: «В сумраке тумана тускло сияет луна» ,(при слове тускло неправильно’ употреблено слово сиять, которое имеет значение «ярко светить»; здесь надо употребить глагол светить);

«Золото сверкает, бриллиант блестит» (о золоте лучше сказать блестит или сияет, а о бриллианте — ограненном алмазе — сверкает: слова блестеть и сиять, имеют по большей части значение «излучать относительно ровный и постоянный свет», тогда как сверкать характеризует свечение прерывистое, неравномерное и переливчатое).

| Неточное выражение мысли имеем также в некоторых шаблонных, встречающихся в разговорной речи, но нелитературных оборотах: например «одеть (на себя)’, калоши, шляпу, перчатки» и т. п. (вместо надеть)-, Я одолжил у него 50 рублей» (надо: Я занял у него ; 50 рублей или Он одолжил мне 50 рублей). —

4.Возникновение двусмысленности ,из-за неправильного употребления

местоимений: «Он оставил меня со своим чемоданом»; «Брат велел мне отнести эти вещи к себе»; Декабристы разбудили революционные силы |России и многих людей поставили на путь борьбы за народное дело. Но, к сожалению, многие из них не | видели этой прекрасной цели и не могли найти смысла жизни, становились «лишними людьми».

5.Употребление лишних слов. Это прежде всего слова из категории .вводных слов, употребленные без надобности: «Мы, значит, добьемся высоких показателей, значит, в учебе».Подобные ошибки встречаются и в виде дублирования членов предложения при помощи местоимения, употребления тавтологических оборотов, а также речевых штампов, паразитических конструкций и т.д.» «Ваня, вместо того чтобы сказать, где Петя, он начал лгать»; «страсть к графомании.»; «моя автобиография»; «они проявили свою инициативу»; «молодой юноша»; «незаслуженная клевета»; «скуки ради»; «очень огромный»; «очень громадный»; «продолжайте Дальше»; «грустить о своей родной семье»; «по линии успеваемости имеем некоторое улучшение»; «в деле строительства колхозов»; «везде и всюду»; «целиком и полностью»; «в общем и целом» и др.

6. Громоздкость фразы.

а) Составление чересчур длинных сложных предложений, которые можно было бы разбить на несколько более коротких сложных или простых предложений). «Стремление Катерины к воле, страстные, охватывающие ее порывы чувства наталкиваются на старозаветный купеческий быт, охраняемый Кабановой, «но прямота Катерины не позволяет ей идти на обман, на который идет легкомысленная Варвара, она не может стать такой же покорной, как муж Тихон, и она все время внутренне противится тем требованиям, которые предъявляет к ней чуждый ей быт».

б) Употребление тождественных по смыслу суждений в одинаковой или слабо измененной словесной форме, в результате чего мысль топчется на месте, а речь обрастает ненужными словами и оборотами: | «В поэзии Маяковского с огромной силой звучит «Я пламенная любовь к своей социалистической Родине, любовь к своему народу, к своей Родине центральное место в творчестве Маяковского. Великий поэт был великим советским патриотом». «Большинство своих лучших произведений Маяковский посвятил социалистической Родине, её величавым будням посвящена значительная часть произведений Маяковского».

7.Неудачный порядок слов, затемняющий смысл предложения:

а) Отделение управляющего слова от управляемого: «Негодование крестьян все усиливалось против помещиков»; «занимающиеся крестьяне, полевыми работами»; «ехавшие крестьяне из города».

б) отделение определения от определяемого слова:

«Большие и красивые на окраине города здания быстро вырастали».

в) Удаление поясняемого слова от придаточного предложения: «За границу был отправлен Ломоносов, где он прожил пять лет»; «Товарищи послали в тюрьму записку с дамой, которая была передана ему».

г) другие случаи неудачного порядка слов, ведущего к искажению смысла, к двусмысленности: «К нему приходили, письма с пожеланиями избавления от тяжелой болезни и долголетней жизни» (получается, что в письмах были пожелания избавления не только от тяжелой болезни, но и от долголетней жизни). Надо: «… с пожеланиями долголетней жизни и избавления от тяжелой болезни». «В магазине продавалось много драповых пальто и костюмов». (Получается, что продавали не только драповые пальто, но и драповые костюмы, так как определение драповых, стоящее «.перед однородных существительных пальто и костюмов, воспринимается как относящиеся к ним обоим). Надо «В магазине продавалось много, костюмов и драповых .пальто».

8. Неудачное использование изобразительных средств языка:

а) Неудачные сравнения: «Ксения Иванова такая же добрая, простая, скромная, как ее комната», «Подхалимство и угодничество ярким букетом процветает в облпрофсоюзе»

б) Неуместные метафоры не проясняющие мысль, а, наоборот, затемняющие ее: «Вставали на защиту своего народа и его брошенного в грязь права»; «Наличие в рабочих-революционерах индивидуальных черт и придает им выпуклость».

в) Смешение отвлечённых и конкретных понятий: «Но темные силы фашизма не могли спокойно смотреть на труд и счастье свободных людей; Горький широко распространяется в народе». \

9. Неблагозвучие:

а) Нагромождение шипящих и свистящих звуков: «Нам нужен воин, правильно ориентирующийся в боевой обстановке, сознающий свой долг перед Родиной и ненавидящий врага, хорошо знающий задачи своей части и умеющий бороться с врагами».

б) Повторение однокоренных слов: «Лопухов любил Веру Павловну, которая разлюбила его и полюбила Кирсанова»; «Вузы готовят хорошо подготовленных специалистов»; «Язык является общественным явлением»; «Русский народ объединился воедино»; «Онегин имел имение»; «Она очень устала и поэтому перестала плакать».

ЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Логическая ошибка — это отступление от логических норм изложения мысли. Укажем на следующие наиболее распространенные логические ошибки:

1.Неаргументированность отдельных положений, когда ученик ограничивается каким-либо кратким указанием на то или иное положение без подтверждения его фактами: «В комедии «Недоросль» Фонвизина имеются черты классицизма» (если ученик не подтвердил этого положения фактами, то это будет логической ошибкой).

2.Ложная аргументация: «В речи, произнесенной Павлом на суде, выражены основные требования пролетариата. Он сказал: «Мы — революционеры и будем таковыми до поры, пока одни — только командуют, другие — только работают. Наши идеи растут, они все ярче разгораются, они охватывают народные массы, организуя их для борьбы за свободу… Победим мы — рабочие!» (Ошибка в том, что из речи Павла взяты не те слова, в которых изложены требования пролетариата. Для аргументации суждения, выраженного в первом предложении, надо было взять следующие слова Павла: «Наши лозунги просты — долой частную собственность, все средства производства—народу, вся власть—народу, труд — обязателен для всех».)

3.Одна мысль не подготавливает к восприятию другой, т. е. между предложениями или его частями отсутствует смысловая связь: «Через все творчество Маяковского красной нитью проходит пафос, созидательного труда. В поэме «Хорошо!», написанной в 1927 году, Маяковский пишет: «Я планов наших люблю громадье». О поэме «Хорошо!» Луначарский сказал: «Это Октябрьская революция; отлитая в бронзу». Или: «Калики сказали ему, что на роду ему смерть написана. Поэтому, он был смелый и скромный».

4.Одна мысль противоречит другой, т. е. между двумя предложениями или его частями установлена неверная логическая связь: «В отрыве от народных масс передовое дворянство было бессильным. Результатом этого явилось восстание декабристов»; «Вначале Павел был политически несознателен, но он понял, что ему нужно вступить в кружок и занятая революционной работой». .

5.Ненужное противопоставление суждений: «Еще с детства в Катерине проявляются основные черты ее характера, но совсем иначе потекла ее жизнь в чужом доме»; «Пульхерия Ивановна была 55-летняя старущка, но с добродушными глазами, и улыбка появлялась редко».

6.Смешение причины и следствия: «Воспитание Онегина и Печорина проходило в уродливых условиях, и это объясняется тем, что они (Онегин и Печорин) не понимали роли народных масс в исторических судьбах страны».

7.Смешение в одном ряду логически неоднородных понятий или лонятий, объемы которых частично совладают: «Перу Маяковского принадлежат произведения о мире, о труде, о советской действительности»; «Голос Маяковского вдохновляет нас к работе, поднимает на борьбу против темных сил реакции и поджигателей войны».

8.Одинаковые понятия употребляются как различные по содержанию: «Патриотическая страстная любовь к Родине определяет внутреннюю сущность коммунистов, их убеждения, характеры и взгляды».

9.Хаотическое нагромождение мыслей: «От Корчагина и героев Макаренко до нас—напряженный пафос пятилеток, Комсомольск, Днепрогэс, рабфаки, споры, яростная работа, борьба за новое в городе и деревне, в донских степях и в болотах Колхиды, в тундрах Арктики и в лабораториях московских вузов, герои Кетлинской, Горбатова, Катаева, Симонова, Долматовского.

«МЕХАНИЧЕСКИЕ» ОШИБКИ (ОПИСКИ)

«Механическая» ошибка или описка — это неправильное написание, вызванное не незнанием, а другими причинами: утомлением, повышенной нервозностью, дефектами зрения, невнимательностью и т. п.

«Механические» — ошибки встречаются в виде пропусков слов и букв, в виде ненужного повторения слов и букв, в виде замены одной буквы другой и т. п.

Учитель должен анализировать «механические» ошибки учащихся. Дело в том, что одна и та же ошибка для одного ученика может быть «механической», для другого — следствием незнания какого-либо правила. Так, если ученик, свободный от диалектных ошибок в устной речи, слово лавка напишет с буквой у после а. то это будет опиской. Но то же написание для ученика с диалектными особенностями в произношении является диалектно-фонетической ошибкой.

Учитель должен установить причину «механических» ошибок и по возможности устранить ее. Предметом особой заботы учителя должно быть, в частности, воспитание у учащихся внимательности при письме.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ОШИБКИ Пунктуационная ошибка — это нарушение правил употребления — знаков препинания. Пунктуационные ошибки бывают трех типов: 1.Пропуск знака препинания: «Ученики пишут читают и рисуют». 2.Лишний знак препинания: «Мы едем сегодня, в Москву». 3.Употребление знаков препинания, не соответствующих содержанию текста: «Я не знаю, почему, она уходит?» .. Изучение в школе пунктуации должно строиться на синтаксической основе, так как пунктуационные правила прежде всего связаны с синтаксическим членением речи. Важно, чтобы учащиеся уяснили логическую основу пунктуации: знаки препинания обозначают те или иные смысловые отношения между составными частями текста.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Грамматическая ошибка заключается в образовании форм слов или построении словосочетаний и предложений, противоречащем грамматическим законам языка.

Грамматические ошибки бывают морфологические и синтаксические. Морфологические ошибки— это всякого рода отступления от норм в словоизменении и формообразовании. Примеры:

1.Неправильные формы именительного падежа множественного числа . существительных: «полыа», «ухи», «человеки».

2.Неправильные формы родительного падежа множественного числа существительных: ‘ «делов», «местов», «родителев», «пожеланиев».

3.Образование множественного числа от существительных, имеющих в соответствующих значениях только форму единственного числа: «Рабочие движения этого периода терпели поражение»; «Необходимы прочные знания русского языка».

4.Образование единственного числа от существительных, имеющих в определенном значении только форму множественного числа: «хорошее квартирное условие»; «прекрасная умственная способность».

5. Нелитературные формы глагола: «хочут», «хочете», «хотишь», «хотится», «серчать», «высказывает против».

6.Неправильные формы деепричастия: «выпимши», «не емши», «не спамши», а также образование деепричастий от глаголов, от которых они не образуются: «ждя», «шья», «бдя», «вья».

7.Неправильныечформы причастия: «выдающие писатели»; «ученики, занимающие математикой»; «борющий пролетариат»; «жаждующий»; «будующий».

8.Нелитературные формы сравнительной степени: «ужее», «более сильнее»; «самый красивейший».

9.Неправильные формы местоимений сочетании с предлогами или без них: «к ему», «возле ее», «об ём», «ихний», «ейный».

10.Неправильные формы предлогов в сочетании со знаменательными словами: «об товарище»; «о Андрее»;

Синтаксические ошибки

— это нарушения грамматических правил построении словосочетаний и предложений. Сюда относится, например:

1.Неправильное согласование слов: «красивый ведро»; «солнце села»; «участник собрания, состоявшееся на днях».

2.Неправильные формы управляемых слов: «уверенность в правоту»; «сколько время?», «стрелять по нем»; «благодаря, согласно, вопреки чего»; «уделить внимание на него»; «обратить внимание этому вопросу»; «пишу с карандашом»; «характерно ему».

3.Смешение категорий вида и времени: «не успеем записывать», «я пойду на вечер, состоявшийся в клумбе»; «люди, занимавшиеся производством на дому, называются кустарями».

4.Употребление деепричастия в роли глагола-сказуемого: «Он жил за границей. Потом вернувшись в Россию и посвятил себя науке»; «Иван ушедши».

5.Несоответствие деепричастного оборота основной части предложения: «Возвращаясь из школы, начался дождь».

6.Употребление придаточных предложений как самостоятельных: «Когда люди ехали на парусных судах, которые управлялись ветром»; «Если городничий-при- знал, что нет человека, который не имел бы за собой грехов». ,

7.Смешение прямой и косвенной речи: «Маяковский говорил, что для меня вопроса не было: идти за пролетариатом или нет?; «Калики говорят, что ты.будешь богатырь»; «Когда Илья разговаривал с Идолищем, Идолище спрашивает, каков у вас Илья Муромец».

8.Неумелое пользование союзами, вследствие чего получается несоответствие между союзами и смысловыми взаимоотношениями в сложноподчиненном предложении; «Хозяйка ее бьет потому, чтобы она не спала»; «Так как охрана тюрьмы тщательно рассматривала часы, но в них ничего не нашла».

ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ В школьной практике термин «орфографическая ошибка» употребляется в очень широком значении: любое неправильное написание слова, если оно не признается опиской (так называемой «механической ошибкой»), классифицируется .как орфографическая ошибка. Поэтому в школе попадают ошибки, совершенно различные по своей природе. Так, ошибки типа «цыфра» и «более умнее» обычно считаются орфографическими, хотя они являются результатом нарушения разных требований к письменной речи. В первом случае ошибка вызвана: несоблюдением орфографического правила о написании гласных после ц, во втором случае—несоблюдением грамматического правила об образовании форм сравнительной степени. Следовательно, чтобы не допускать ошибку первого типа, необходимо, знать орфографические правила — установившуюся традицию в написании тех или иных слов; чтобы не допускать ошибку второго типа, надо изучить грамматические правила, знать грамматический строй языка. Поэтому ошибки первого типа, целесообразно назвать орфографическими, ошибки второго типа —грамматическими.

Орфографическая ошибка—это такое написание слова, которое противоречит установившимся правилам правописания слов.

К орфографическим ошибкам следует отнести,’ например. такие: .

1.Неправильное написание начальной формы слова, т. е. формы, которая, дается в орфографических словарях: «обявление»; «еденица».

2.Нарушение правил об употреблении прописных к строчных букв: «ярославская область»; «красота Московских улиц».

3.Несоблюдение правил о слитном, полуслитном и раздельном написании слов: «машино строительный завод»; «втечение дня».

4.Неправильный перенос слов: «по-дннмать»; «подписать»; «под-ыграть».

5.Неправильное употребление соединительных гласных: «птицолов»; «кровеобращение».

6. Ошибки в написании некоторых сложных’слов: «сороколетие»; «сталетие».

7. Смешение в написании различных форм слов, например глагольных форм, а именно: I и II спряжения глаголов и образованных от них причастий; изъявительного наклонения .настоящего времени и инфинитива: «мелят муку»; «строют дом»; «борящийся»; «нескончаимый»; «стал веселится»; «он веселиться».

Русская орфография’опирается на грамматические (морфологические) законы строения слов. Именно грамматика поддерживает систему однообразных написаний: сравните, например, различное произношение, но одинаковое написание корня вод- в словах води, вода, водяной, водка.

Однако, будучи связана с грамматикой, орфография не составляет части грамматики: она только .прикладной раздел по отношению к ней. Орфография отличается большой, консервативностью, ее правила наиболее стабильны и долговечны. В орфографии много условного и традиционного; поэтому многие написания проверяются только словарем: топор, песок, казак, жюри, собака, тормоз, снеток, циркуль, цыган, жизнь, широкий, коммунист, грамматика, воск, ковш, мозг, лапша, автор.

Из сказанного следует, что в усвоении орфографии большое значение имеет механическая память, так как многие орфографические правила и исключения ‘из них, а также написание целого ряда слов приходится запоминать механически, без какой-либо грамматической и логической основы.

Объяснительная записка об ошибке в работе

Никто не застрахован от ошибок в работе. Руководитель, столкнувшись с неправильным или неграмотным выполнением служебных обязанностей сотрудником, естественно захочет получить объяснения от работника. Как правило, требуется объяснение в письменном виде. Работнику следует написать объяснительную записку, в которой следует пояснить причины возникновения ошибки в работе.

На первый взгляд, объяснительная записка кажется чем-то несущественным, но это не так. Это документ, который поможет руководству разобраться в случившемся и принять верное решение о необходимости дисциплинарного взыскания.

В зависимости от допущенной ошибки и степени тяжести ее последствий зависит вид возможного взыскания, наложение которого оформляют приказом, образец которого можно скачать по .

Для того, чтобы постараться избежать возможного наказания, работнику следует подумать над содержимым объяснительной записке, составить ее грамотно, кратко и емко описать ситуацию и постараться найти объективные причины допущенной ошибки в работе.

Ниже рассмотрим, как правильно оформить такой документ. В качестве примера предлагаем скачать образец объяснительной записки об ошибке в работе, бланк для бесплатного скачивания находится внизу статьи.

Работник должен знать, что для того, чтобы применить дисциплинарного взыскание, работодателю требуется в обязательном порядке получить от работника письменное объяснение. Поэтому работнику при возникновении ошибки в исполнении трудовых обязанностей следует успокоиться, без его объяснения работодатель не вправе наказывать сотрудника. Следует вооружиться чистым листом бумаги и ручкой и обдумать содержание документа. Можно оформить документ в электронном виде, после чего распечатать. Данный момент, как правило, не принципиален.

Также предлагаем скачать образец объяснительной записки о невыполнении должностных обязанностей.

Другие образцы объяснительной:

  • о прогуле — образец;
  • об опоздании — .

Как правильно написать объяснительную записку об ошибке в работе?

Текст составляется в свободной форме, но сам документ должен иметь ряд обязательных реквизитов:

  • адресат — ФИО и должность руководителя, название организации, документ обязательно должен иметь указание на то, для кого он предназначен;
  • название документа и его заголовок;
  • дата написания;
  • подпись работника;
  • текст с описанием события и объяснением случившегося.

Основное внимание следует уделить тексту. Необходимо кратко и емко описать ситуацию — какая именно ошибка в работе допущено, какие последствия эта ошибка вызвала для деятельности организации.

Текст должен быть лаконичным и кратким. Не следует превращать объяснительную записку в сочинение, это все-таки важный документ, предназначенный для руководителя организации. Излишняя информация, эмоции могут вызвать у руководства лишние вопросы, поэтому стоит писать емко и по делу.

После того, как дано описание ошибки, допущенной работником, следует написать причины этого. Нужно постараться указать объективную и уважительную причину. Но если это не возможно, не стоит сваливать вину на другого, обвинять других сотрудников, руководство это не одобрит. Лучше постараться сослаться на сложившиеся обстоятельства — большая загруженность на работе, большой и непрерывный поток клиентов, механическая ошибка из-за напряженного дня, плохое самочувствие или иная причина.

Если сотрудник признает свою вину в допущенной ошибке, обязательно нужно выразить свое раскаяние, уверить руководство, что подобной ошибки впредь допущено не будет, убедить всех, что будут приняты все необходимые меры по недопущению подобного.

Далее полученный текст следует подписать и передать по месту назначения.

Пример объяснительной записки об ошибке в работе:

Директору ООО «Альфа»

Туполеву А.А.

от бухгалтера

Кухаркиной А.П.

Объяснительная записка

об ошибке в заполнении документов

26 августа 2015 года мною были неверно указаны цены на продукцию в товарной накладной №432 и счете-фактуре №564, они были завышены на 10%. Покупатель, увидев завышенные цены, отказался принимать товар, в связи с чем он вернулся на склад ООО «Альфа».

Возникшая ошибка вызвана повышенной загруженностью в день подготовки документа. 26 августа отсутствовала по причине болезни напарница, в связи с чем, пришлось выполнять работу за двоих. Документы были подготовлены в конце рабочего дня, когда сильная усталость вызвала невнимательность при выполнении работы.

Ошибку свою признаю. Постараюсь в будущем относиться более внимательно к работе и заполнению документов.

26.08.2015 Кухаркина А.П.

Еще образцы написания объяснительной записки об ошибке:

Если вина работником признается:

Если вина работником не признается:

Еще пример:

Также в качестве примера предлагаем скачать образец объяснительной по ссылке ниже.

Объяснительная записка образец об ошибке в работе — скачать word.

Акт об обнаружении счетной ошибки

При расчете выплат сотрудникам, таких как зарплата, премии, пособия, могут быть допущены счетные ошибки. При их обнаружении бухгалтер — именно он чаще всего их и находит — должен уведомить об этом руководство и составить соответствующий акт. В результате всех необходимых действий излишне выплаченные суммы нужно удержать из выплат работника, а недоплаченные — доплатить. Как составить акт об обнаружении счетной ошибки, расскажем в статье.

ФАЙЛЫ
Скачать образец акта об обнаружении счетной ошибки .doc

Что такое счетная ошибка

Не каждая ошибка будет считаться счетной, а только та, которая возникла при проведении арифметических действий и при некоторых других моментах. Об этом говорится в письме Роструда от 1 октября 2012 года №1286-6-1 и определении ВС от 20 января 2012 года №59-В11-17. От того, произошла ошибка в результате неверных арифметических подсчетов или нет, зависит дальнейший порядок действий руководства организации. Если ошибку определят как счетную, то тогда наниматель сможет удержать из зарплаты сотрудника излишне переведенные деньги. Такая норма указана в ст. 137 ТК РФ.

Счетными ошибками считаются:

  • те, которые возникли в результате неверных арифметических действий (неправильный результат при сложении частей оплаты труда, например);
  • те, которые возникли из-за сбоя в бухгалтерской программе;
  • те, что получились при неверном механическом вводе данных бухгалтером.

То, что ошибка именно счетная, нужно заверить документально. И только после подтверждения осуществляют те или иные действия. Рассмотрим коротко алгоритм действий работодателя.

Порядок действий при обнаружении счетной ошибки

В случае недоплаты необходимо доплатить недостающую сумму работнику. В этой ситуации сначала составляют акт, потом работник должен с ним ознакомиться (кроме того, работнику может быть отправлено уведомление), а затем работодатель издает приказ о выплате необходимой суммы.

Если работнику переплатили, то в этом случае сотрудник может оспорить основание для удержания. Тогда после ознакомления с актом и при отсутствии согласия работника на удержание из заработной платы работодатель обращается в суд, и все будет зависеть от его решения.

Если работник согласен на удержание, то тогда после акта составляют уведомление о сроках удержания. В нем работник расписывается о том, что согласен с этим. Далее издают приказ об удержании переплаты.

Составляем акт

Утвержденной законодательно формы акта не существует, поэтому его пишут в свободной форме, соблюдая структуру данных документов.

Что нужно указать в акте:

  1. Наименование компании.
  2. Место и дату составления акта.
  3. Наименование (акт об обнаружении счетной ошибки) и номер документа.
  4. Краткое описание факта: кем и когда обнаружена ошибка, при расчете какой выплаты и какому сотруднику, какова сумма задолженности или, наоборот, излишне выплаченной зарплаты, премии или другой выплаты.
  5. Подтверждение комиссией факта счетной ошибки. Здесь нужно указать ФИО и должности членов комиссии. Обычно это бухгалтера (главный, кассир), сотрудники отдела кадров.
  6. Действия, которые необходимы для устранения ошибки: доплатить работнику нужную сумму или удержать ее из заработной платы.

Документ завершают подписи обнаружившего счетную ошибку бухгалтера, а также членов комиссии.

К сведению! При написании акта используют официально-деловой стиль, стараются избегать ошибок. Для распечатывания берут белую бумагу формата А4.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *