Мероприятия налогового контроля

Налоговые проверки и иные мероприятия налогового контроля

Налоговые органы на основании пп. 2 п. 1 ст. 32 НК РФ обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, а также вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц.

Налоговым контролем согласно п. 1 ст. 82 НК РФ признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством:

— налоговых проверок;

— получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов;

— проверки данных учета и отчетности;

— осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);

— а также в других формах, предусмотренных НК РФ.

Главой 14 НК РФ определены такие формы налогового контроля, как направление запросов в банк о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке, об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), об операциях на счетах, по вкладам (депозитам), об остатках электронных денежных средств (ст. 86 НК РФ), проведение налоговых проверок (ст.ст. 87- 89.2 НК РФ), допрос свидетеля (ст. 90 НК РФ), осмотр (ст. 92 НК РФ), истребование документов (ст. 93 НК РФ), истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках (ст. 93.1 НК РФ), выемка документов и предметов (ст. 94 НК РФ), привлечение эксперта, специалиста, переводчика, понятых (ст.ст. 95-98 НК РФ), запрос сведений у госорганов, учреждений, организаций либо нотариусов, осуществляющих регистрационные действия (ст. 85 НК РФ).

С 1 января 2012 года в разделе V.1 НК РФ определен порядок осуществления налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

Особенности осуществления налогового контроля устанавливаются также отдельными положениями части второй НК РФ (например, в гл. 26.4 НК РФ — при выполнении соглашений о разделе продукции).

А с 1 января 2015 года введена новая форма налогового контроля — налоговый мониторинг, особенности осуществления которого регулируются разделом V.2 НК РФ, введенным Федеральным законом от 04.11.2014 N 348-ФЗ.

В рамках межведомственных соглашений налоговые органы, таможенные органы, органы внутренних дел, следственные органы и органы управления государственными внебюджетными фондами РФ информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач (п. 3 ст. 82 НК РФ).

Предусмотренные п. 1 ст. 82 НК РФ формы деятельности налоговых органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах являются мероприятиями налогового контроля. С учетом положений ст. 7 НК РФ мероприятиями налогового контроля также являются формы деятельности налоговых органов, предусмотренные международными договорами Российской Федерации, содержащими положения, касающиеся налогообложения и сборов (п. 1.2 письма ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12837@).

Отметим, что Российская Федерация в 2014 году ратифицировала Конвенцию о взаимной административной помощи по налоговым делам от 25.01.1988 (далее — Конвенция) (вступила в силу для Российской Федерации 01.07.2015). Страны, ратифицировавшие Конвенцию (в том числе, государства — члены Совета Европы и Организации экономического сотрудничества и развития), согласились оказывать друг другу административную помощь по налоговым делам, которая может предусматривать при необходимости меры, предпринимаемые судебными органами. Такая административная помощь состоит в:

— обмене информацией, включая проведение одновременных налоговых проверок и участие в налоговых проверках за границей;

— помощи по взиманию налогов, включая принятие обеспечительных мер;

— направлении документов.

ФНС России в соответствии с распоряжениями Правительства РФ от 30.04.2016 N 834-р и от 07.12.2016 N 2608-р подписаны многосторонние соглашения компетентных органов об автоматическом обмене страновыми отчетами и об автоматическом обмене финансовой информацией в налоговых целях.

Федеральным законом от 27.11.2017 N 340-ФЗ в НК РФ внесены изменения, которыми установлены правила сбора, предоставления и обмена информацией о финансовых счетах и отчетностью о финансово- хозяйственной деятельности международных групп компаний, в том числе:

— определен порядок взаимодействия налоговых органов РФ с компетентными органами зарубежных стран при проведении налогового мониторинга и совместных налоговых проверок (п. 6 ст. 82 и раздел VII.1 НК РФ),

— установлены правила сбора, предоставления и обмена информацией о финансовых счетах и отчетностью о финансово- хозяйственной деятельности международных групп компаний.

Наиболее распространенными мероприятиями (формами) налогового контроля, являются налоговые проверки. Иные мероприятия налогового контроля, в большинстве своем, осуществляются в ходе проведения налоговых проверок и при рассмотрении материалов налоговых проверок в качестве дополнительных мероприятий налогового контроля. Отдельные мероприятия налогового контроля в случаях, предусмотренных НК РФ, могут проводиться вне рамок налоговых проверок (например, вызов налогоплательщика для дачи пояснений (п. 1 ст. 82 НК РФ), истребование соответствующей информации у госорганов и банков (п. 13 ст. 85 и п. 2 ст. 86 НК РФ), осмотр документов и предметов (п. 2 ст. 92 НК РФ), истребование документов (информации) относительно конкретной сделки (п. 2 ст. 93.1 НК РФ) и др.).

В соответствии со ст. 87 НК РФ налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов:

— камеральные налоговые проверки (ст. 88 НК РФ);

— выездные налоговые проверки (ст. 89 НК РФ).

Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах, при этом порядок их проведения различен.

Не могут являться основой для проведения камеральной или выездной налоговой проверки специальная декларация, представленная в соответствии с Федеральным законом от 08.06.2015 N 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», и (или) прилагаемые к ней документы и (или) сведения, а также сведения, содержащиеся в них. Такие сведения признаются налоговой тайной, а также не могут быть использованы в качестве доказательств при рассмотрении дел о налоговых правонарушениях, выявленных в ходе налоговых проверок и иных мероприятий налогового контроля (абз. 1 п. 1 ст. 88, абз. 2 п. 4 ст. 101, абз. 3 п. 7 ст. 101.4, п. 8 ст. 102 НК РФ).

Внимание

При проведении налоговых проверок не действуют ограничения, предусмотренные Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ, в том числе запрет на проведение в 2016 — 2018 г.г. плановых проверок в отношении субъектов малого бизнеса, установленный в ст. 26.1 этого Закона (п. 4 ч. 3.1 ст. 1 и ч. 6 ст. 23.1 Закона N 294-ФЗ).

Особенности проведения налоговыми органами контрольных мероприятий в связи с коронавирусной инфекцией

В целях минимизации рисков возникновения и распространения коронавирусной инфекции до 1 мая 2020 года ФНС России приостанавливает назначение выездных налоговых проверок, проверок пользователей онлайн-касс, а также контрольные мероприятия по соблюдению требований валютного законодательства и вопросам госрегулируемых видов деятельности в области азартных игр и лотерей в отношении всех категорий налогоплательщиков, в том числе малого и среднего бизнеса. ФНС России издан соответствующий приказ от 20.03.2020 N ЕД-7-2/181@ в рамках поручения Председателя Правительства РФ М.В. Мишустина от 18.03.2020 N ММ-П36-1945.

О том, что это означает и как налоговые органы будут взаимодействовать с налогоплательщиками разберемся подробнее.

Какие налоговые проверки приостановят

Речь идет о приостановлении выездных и повторных выездных налоговых проверок в отношении всех налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков страховых взносов, плательщиков сборов), в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства.

Проверки должны быть приостановлены с 20 марта 2020 года (даты вступления в силу Приказа N ЕД-7-2/181@) до 1 мая 2020 года.

В этот период не будут выноситься решения о проведении выездных и повторных выездных налоговых проверок.

Проведение уже назначенных проверок приостанавливается. В отношении таких проверок должны быть вынесены решения о приостановлении проведения проверки в соответствии с п. 9 ст. 89 НК РФ.

Примечание

Согласно п. 9 ст. 89 НК РФ на период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.

Подробнее смотрите:

Энциклопедия решений. Приостановление и возобновление выездной налоговой проверки;

Энциклопедия решений. Действия налоговых органов во время приостановления выездной проверки.

Приостановление проведения выездной налоговой проверки оформляется соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего такую проверку. Срок его вручения (направления) проверяемому налогоплательщику не установлен НК РФ. Но форма решения предусматривает указание даты, подписи, фамилии, имени и отчества лица, получившего такое решение.

Ограничения в проведении мероприятий налогового контроля

Согласно п. 2 Приказа N ЕД-7-2/181@ исключается проведение мероприятий налогового контроля, связанных с непосредственным контактом с налогоплательщиками (их сотрудниками, представителями), свидетелями, иными лицами . К числу таких мероприятий относятся:

— нахождение проверяющих должностных лиц налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика (ст. 91 НК РФ);

— осуществление допросов (ст. 90 НК РФ);

— осуществление осмотров (ст. 92 НК РФ);

— осуществление вызовов в налоговый орган (пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ);

— осуществление выемок (ст. 94 НК РФ);

— проведение инвентаризаций (п. 13 ст. 89 НК РФ) и т.п.

Указанные мероприятия налогового контроля не будут осуществляться до особого распоряжения ФНС России. Конкретный период вводимых ограничений установлен только в отношении выездных налоговых проверок (до 1 мая 2020 года).

Что же касается проведения экспертизы, то в силу прямого указания пп. 4 п. 7 ст. 95 НК РФ присутствие проверяемого лица при назначении и производстве экспертизы может быть реализовано только с разрешения должностного лица налогового органа.

Ограничения по истребованию документов у налогоплательщиков и иных лиц (ст.ст. 93-93.2 НК РФ) не предусмотрено.

В то же время необходимо учитывать, что прием налогоплательщиков налоговыми органами ограничен. Согласно письму ФНС России от 20.03.2020 N БС-4-19/4884@ в инспекциях должны быть размещены боксы для приема документов от различных категорий налогоплательщиков (ЮЛ, ФЛ и ИП) с указанием графика выемки из них полученных документов и их регистрации. Налогоплательщикам рекомендуется запечатывать в конверты объемные документы во избежание их утери. Если же налогоплательщик настаивает на приеме документов лично сотрудником инспекции с целью получения отметки о приеме на копии запроса, отказать в этом инспекция не вправе.

В сложившейся ситуации лучше отправлять истребуемые документы по ТКС или через личный кабинет.

Если налогоплательщик не успевает представить истребуемые документы в течение установленного в требовании срока, необходимо в течение дня, следующего за днем его получения, направить уведомление о невозможности представления в установленные сроки документов (информации) с указанием причин, по которым документы не могут быть представлены, и о сроках, в течение которых возможно их представление (п. 3 ст. 93, п. 5 ст. 93.1, п. 5 ст. 93.2 НК РФ).

Ограничения по камеральным налоговым проверкам

Камеральные налоговые проверки осуществляются по месту нахождения налогового органа. Поэтому специальные ограничения по таким проверкам не установлены.

Вместе с тем действует вышеуказанный запрет в части осуществления отдельных мероприятий налогового контроля, предусматривающих непосредственный контакт с налогоплательщиками.

Соответственно, при выявлении ошибок в декларации (расчете), а также в иных случаях, предусмотренных ст. 88 НК РФ, затребовать пояснения налоговые органы вправе только в письменном виде. Пригласить к себе для дачи пояснений налоговые органы не могут.

Особенности рассмотрения дел о налоговых правонарушениях.

Территориальным налоговым органам дано указание обеспечить проведение процедур, предусмотренных ст. ст. 101, 101.4 НК РФ, по телекоммуникационным каналам связи (ТКС), а также с использованием каналов видеоконференцсвязи (п. 3 Приказа N ЕД-7-2/181@).

То есть процедуры рассмотрения материалов налоговых проверок и иных мероприятий налогового контроля переводятся в онлайн-режим.

Как ознакомиться с материалами дела о налоговых правонарушениях

В настоящее время для обеспечения прав и законных интересов лиц, в отношении которых возбуждены дела о налоговых правонарушениях, налоговым органам рекомендовано ознакомление с указанными материалами осуществлять путем снятия копий и направления их по ТКС (п. 3 Приказа N ЕД-7-2/181@).

Подписание и получение протокола ознакомления с материалами проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля осуществляется с использованием ТКС.

Для ознакомления с материалами проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля налогоплательщику необходимо подать в налоговый орган соответствующее заявление. Специальная форма для этого не утверждена, поэтому заявление составляется в произвольной форме.

Сроки ознакомления не изменяются. Налоговый орган обязан обеспечить возможность ознакомиться с указанными материалами не позднее двух дней со дня подачи лицом соответствующего заявления (в пределах сроков, предусмотренных для подачи письменных возражений по акту налоговой проверки и по дополнению к акту налоговой проверки (абз. 3 п. 2 ст. 101, п. 6 ст. 100 и п. 6.2 ст. 101 НК РФ).

Как можно участвовать в рассмотрении материалов проверки и иных мероприятий налогового контроля в онлайн-режиме

Налоговым органам рекомендовано уведомлять о возможности обеспечения участия по ТКС, а также с использованием каналов видеоконференцсвязи в рассмотрении дела о налоговых правонарушениях (п. 3 Приказа N ЕД-7-2/181@).

С целью участия в рассмотрении материалов дела о налоговых правонарушениях налогоплательщику необходимо предварительно представить в инспекцию:

— заявление об обеспечении участия по ТКС, а также с использованием каналов видеоконференцсвязи в рассмотрении дела о налоговых правонарушениях (специальная форма не установлена, составляется в свободной форме);

— копии документов, подтверждающих личность и полномочия лиц, планирующих принять в нем участие;

— при необходимости — ходатайство об отложении рассмотрения дела о налоговых правонарушениях для обеспечения такого участия.

При согласии на рассмотрение дела о налоговых правонарушениях без обеспечения участия налоговые органы попросят направить такое согласие в письменной форме.

Документы, необходимые для участия в процедуре в онлайн-режиме, представляются с использованием ТКС до даты рассмотрения дела.

Заметим, что неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) налогового органа рассмотреть материалы дела в отсутствие этого лица, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано обязательным (абз. 4 п. 2 ст. 101, абз. 1 п. 7 ст. 101.4 НК РФ).

Поэтому при наличии доказательств такого уведомления и непредставления проверяемым лицом к дате рассмотрения дела указанных документов, рассмотрение дела о налоговых правонарушениях осуществляется без участия указанных лиц.

В рамках проведения дополнительных мероприятий налогового контроля осуществление осмотров исключается до особого распоряжения ФНС России (п. 2 Приказа N ЕД-7-2/181@).

Подписание и получение протокола рассмотрения материалов проверки осуществляется с использованием ТКС.

Аналогичный порядок применяется при рассмотрении иных актов о нарушениях законодательства РФ (п. 3 Приказа N ЕД-7-2/181@).

Материалы налоговых проверок и иных мероприятий налогового подлежат рассмотрению в установленные ст. ст. 101 и 101.4 НК РФ сроки. Нарушение отдельных процессуальных сроков не влечет безусловную отмену итоговых решений по налоговым проверкам, но соразмерно уменьшает сроки принудительного взыскания налоговой задолженности, а также банкротства. В ряде случаев нарушение указанных сроков может привести к существенным затруднениям или к невозможности осуществления принудительного взыскания налоговой задолженности, а также затруднениям при осуществлении участия уполномоченных органов в делах о банкротстве (письмо ФНС России от 10.01.2019 N ЕД-4-2/55).

Особенности рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб)

Порядок рассмотрения жалоб практически не изменяется. В общем случае вышестоящие налоговые органы осуществляют рассмотрение жалоб (апелляционных жалоб) без участия лиц, подавших данные жалобы (их представителей).

В случае признания необходимости участия подателя жалобы вышестоящие налоговые органы обеспечат его с использованием ТКС, а также с использованием каналов видеоконференцсвязи (п. 4 Приказа N ЕД-7-2/181@).

Напомним, что рассмотрение жалобы (апелляционной жалобы) в присутствии подавшего ее лица предусмотрено лишь при обжаловании решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения в случае выявления в ходе ее рассмотрения:

противоречий между сведениями, содержащимися в представленных нижестоящим налоговым органом материалах,

либо несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в материалах нижестоящего налогового органа (п. 2 ст. 140 НК РФ).

В частности, необходимость участия подателя жалобы предусмотрена в случае выявления нарушений существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки или иных мероприятий налогового контроля. В таких ситуациях вышестоящий налоговый орган вправе отменить обжалуемое решение, рассмотреть указанные материалы в установленном ст. ст. 101 и 101.4 НК РФ порядке (с участием налогоплательщика) и вынести новое решение (п. 5 ст. 101 НК РФ).

В этих случаях порядок взаимодействия с налоговыми органами в онлайн-режиме аналогичен вышеописанному порядку рассмотрения налоговых дел (п. 3 Приказа N ЕД-7-2/181@).

Приостановление проверок пользователей онлайн-касс.

До 1 мая 2020 года приостанавливается инициирование и проведение проверок:

— за соблюдением требований законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники;

— за соблюдением платежными агентами, банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), использованию платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления расчетов (ст. 7 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», ст. 14.2 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ «О национальной платежной системе»);

— проверок, в отношении которых применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в том числе, в области азартных игр и лотерей)

Ограничение не распространяется на проведение внеплановых проверок, результатом которых является выдача и переоформление лицензий (п. 5 Приказа N ЕД-7-2/181@).

Начатые и незавершенные проверки, а также незаконченное производство по делам об административных правонарушениях осуществляются, исключая непосредственный контакт с налогоплательщиками (по телекоммуникационным каналам связи, через личный кабинет налогоплательщиков, посредством почтовых отправлений) (п. 7 Приказа N ЕД-7-2/181@).

В этих случаях порядок взаимодействия с налоговыми органами аналогичен вышеописанному порядку рассмотрения налоговых дел (п. 3 Приказа N ЕД-7-2/181@).

Приостановление контрольных мероприятий по соблюдению требований валютного законодательства

До 1 мая 2020 года приостанавливается инициирование и проведение проверок соблюдения валютного законодательства.

Исключение предусмотрено для случаев, когда по уже начатым проверкам соблюдения валютного законодательства выявлены нарушения, срок давности привлечения к административной ответственности за которые истекает до 01.06.2020.

В таких случаях допускается проведение указанных проверок и осуществление административного производства только в части таких нарушений. По остальным нарушениям, выявленным в рамках таких проверок, мероприятия валютного контроля и административное производство подлежат приостановлению до 01.05.2020 (п. 6 Приказа N ЕД-7-2/181@).

Начатые и незавершенные проверки соблюдения валютного законодательства, а также незаконченное производство по делам об административных правонарушениях осуществляются, исключая непосредственный контакт с налогоплательщиками (по телекоммуникационным каналам связи, через личный кабинет налогоплательщиков, посредством почтовых отправлений) (п. 7 Приказа N ЕД-7-2/181@).

В этих случаях порядок взаимодействия с налоговыми органами в онлайн-режиме аналогичен вышеописанному порядку рассмотрения налоговых дел (п. 3 Приказа N ЕД-7-2/181@).

Мероприятия налогового контроля в ходе проведения камеральной налоговой проверки

КС РФ в определении от 08.04.2010 N 441-О-О отметил два характерных признака, отличающих выездную налоговую проверку от камеральной: углубленное изучение документов бухгалтерского и налогового учета, а также проведение ряда специальных мероприятий налогового контроля, например осмотра (ст. 92 НК РФ) и выемки документов и предметов (ст. 94 НК РФ). Камеральная же налоговая проверка, по смыслу п. 1 ст. 88 НК РФ является формой текущего документального контроля за соблюдением налогового законодательства, который проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. В отличие от выездной налоговой проверки, она нацелена на своевременное выявление ошибок в налоговой отчетности и оперативное реагирование налоговых органов на обнаруженные нарушения, что позволяет смягчить для налогоплательщиков последствия от неправильного применения ими налогового закона.

Таким образом, КС РФ указал на то, что такие мероприятия, как осмотр и выемка документов и предметов, должны проводиться только в рамках выездной налоговой проверки.

Тем не менее на практике в ходе углубленной камеральной проверки налоговые органы проводят следующие мероприятия налогового контроля:

— истребование документов у налогоплательщика (ст. 93 НК РФ);

— истребование документов (информации) о налогоплательщике или о конкретных сделках у контрагентов и иных лиц (встречная проверка) (ст.ст. 86, 93.1 НК РФ);

— допрос свидетелей (ст. 90 НК РФ);

— назначение экспертизы (ст. 95 НК РФ);

— привлечение специалиста, переводчика (ст.ст. 96-97 НК РФ);

— выемку документов (ст. 94 НК РФ);

— осмотр территорий и помещений (ст.ст. 91, 92 НК РФ).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *