Метод нмцк

Ни одна проводимая на территории Российской Федерации государственная или муниципальная закупка не может быть проведена без определения цены контракта. Государственный или муниципальный заказчик обязан верно рассчитать такую сумму, которая становится начальной максимальной ценой контракта.

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию 8 (800) 350-34-85 или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

В противном случае проведение закупки и ее результаты могут быть оспорены.

Понятие начальной максимальной цены контракта

Понятие начальной максимальной цены контракта (НМЦК) сформулировано в рамках статьи 22 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок» как основного регулятора, который действует на всех уровнях осуществления закупок для того, чтобы удовлетворить государственные или муниципальные нужды.

В качестве начальной максимальной цены контракта рассматривается предельное, максимальное значение, по которому заказчик может заключить контракт для удовлетворения своих нужд. Сумму выше, чем указанное значение, ни один исполнитель контракта определить не имеет права, так как контракт невозможно будет заключить со стороны заказчика.

Данная цена указывается во всех документах, которые готовятся для сопровождения проводимой закупки, а также в извещении о проведении закупки. При этом не играет никакой роли то, какой именно способ – конкурентный или неконкурентный – будет использоваться для проведения такой закупочной процедуры.

Если речь идет о начальной максимальной цене контракта, которая устанавливается для контракта, заключаемым по итогам закупки у единственного поставщика, то итоговый контракт заключается на основании той цены, которая была установлена самим заказчиком путем использования различных методов расчета.

Методы определения НМЦК

Часть 1 статьи 22 Федерального закона «О контрактной системе» дает подробное указание государственному или муниципальному заказчику о том, с помощью каких именно методов должно проводиться формирование начальной максимальной цены контракта.

В настоящее время указанной частью рассматриваются пять основных методов для проведения расчетов начальной максимальной цены контракта.

Целесообразность использования того или иного метода определения начальной максимальной цены контракта определяет сам заказчик исходя из того, что именно будет закупаться.

Кроме того, использование того или иного метода определения начальной максимальной цены контракта должно отвечать целям проводимой закупки, чтобы не допустить установления слишком низкой или слишком высокой цены.

Метод анализа рынка

Использование метода анализа представленного рынка (другое название – метод сопоставимых цен, представленных на рынке) в рамках действующего законодательства на сегодняшний день является приоритетным для заказчика при определении НМЦК. Данный метод опирается на уже имеющиеся данные, сформированные на рынке, в отношении идентичных товаров, услуг или работ, которые собирается закупать тот или иной заказчик.

В соответствии с правилами использования данного метода под идентичными товарами понимаются те товары, которые имеют одинаковые характеристики. При этом если сравниваемые товары имеют незначительные внешние отличия, то они все равно будут считаться идентичными.

Если заказчик осуществляет определение начальной максимальной цены контракта путем использования метода анализа рынка, но идентичных товаров не найдено, то заказчик вправе использовать показатели цен, которые установлены для однородных товаров.

При этом под однородными товарами понимаются товары, которые не могут быть признаны идентичными, но имеют сходные характеристики, а внутреннее устройство исполнено из схожих компонентов, если такие товары исполняют или смогут исполнять одни и те же функции по сравнению с теми аналогами, которые планирует закупать государственный или муниципальный заказчик.

Пошаговая методика данного способа установления НМЦК выглядит следующим образом:

  • определение в плане закупок и плане-графике проводимой закупки и установление максимальных предельных размеров бюджетных средств на ее проведение;
  • анализ всех имеющихся сведений о ценах на потенциальные объекты планируемой закупочной процедуры на основании всех имеющихся источников данных, включая интернет-магазины и официальные сайты возможных поставщиков, а также на основании направленных запросов (не менее пяти штук) о предоставлении информации об уровне цен на конкретные товары, услуги или работы. Ответом на такие запросы должны стать ценовые предложения от потенциальных исполнителей заключенного контракта (таких ответов должно быть не менее трех);
  • формирование итоговых значений на основании представленных данных, которые будут включены в обоснование НМЦК и представлены в рамках закупочной документации.

Нередко совместно с методом анализа рынка используется другой метод – нормативный.

Нормативный метод

Нормативный метод как один из вариантов проведения расчетов начальной максимальной цены контракта предусмотрен частью 7 статьи 22 Федерального закона «О контрактной системе».

Использование данного метода характерно для закупок, которые осуществляются в соответствии с положениями части 1 статьи 93 указанного закона, то есть для закупок у единственного поставщика.

Содержание данного метода сводится к тому, что заказчик при проведении той или иной закупочной процедуры обязан пользоваться установленными нормативными требованиями к тем объектам закупки, которые характерны для конкретной процедуры. Однако использование этого метода возможно только в том случае, если речь идет о контракте, который опирается на государственное нормирование и установление специальных требований относительно технической или количественной стороны определения тех или иных товаров, работ или услуг, которые будут удовлетворять нужды такого заказчика.

Ключевое содержание такого метода – это формирование начальной максимальной цены контракта на основании установленных в соответствии с правилами нормирования показателями.

Такие правила устанавливаются ежегодно на уровне Правительства Российской Федерации в специальных постановлениях. При этом все полученные сведения ложатся в основу обоснования НМЦК.

Тарифный метод

Тарифный метод также является одним из основных методов, который используется при установлении начальной максимальной цены контракта. Его использование чаще всего характерно для тех случаев, когда речь идет о необходимости закупки у единственного поставщика.

Для тарифного метода характерно использование в тех случаях, когда речь идет о заключении контракта для удовлетворения нужд заказчика, где объектом закупки выступают товары или услуги, либо работы, цены на которые установлены методом государственного регулирования на федеральном, региональном или муниципальном уровнях.

Начальная максимальная цена контракта в таком случае устанавливается на основании сформированных специальными регулирующими документами тарифов на те или иные объекты закупок, а для установления НМЦК путем использования такого тарифа используются максимальные значения, которые сформулированы для того или иного товара или услуги.

Проектно-сметный метод

Использование проектно-сметного метода чаще всего осуществляется в следующих случаях:

  • если речь идет о строительстве, капитальном ремонте или реконструкции каких-либо объектов, которые имеют статус капитальных строений;
  • в качестве объекта закупки определяется работа по исполнению технического задания относительно сохранения существующих объектов исторического или культурного наследия и приравненных к ним, которые имеют историческую или культурную ценность для различных регионов, народов Российской Федерации либо являются объектами федерального культурного и исторического наследия;
  • осуществление ремонта зданий и инженерных сооружений, для которых принято решение о проведении текущего ремонта.

В основу расчетов начальной максимальной цены контракта ложатся показатели, сформированные в рамках специально составленной сметы и проекта выполняемых в рамках закупки работ.

Затратный метод

Затратный метод предусмотрен частью 10 статьи 22 Федерального закона «О контрактной системе» и рассматривается как один из возможных методов для определения начальной максимальной цены контракта.

В основу этого метода ложится расчет НМЦК, основывающийся на тех затратах, которые заказчик может понести для приобретения того или иного товара или заказа, выполнения каких-либо работ или оказания услуг. Кроме того, в рамках затратного метода рассчитывается и та прибыль, которую получил заказчик по итогам осуществления той или иной закупки.

Получить всю такую информацию можно на основании сведений, содержащихся в ЕИС.

Обоснование НМЦК

Все полученные данные должны быть сформированы в виде специального отчета – обоснования начальной максимальной цены контракта. Обоснование НМЦК – это специальный отчет, на основании которого формируется финансовое значение, которое ложится в основу цены, устанавливаемой в самом начале проведения той или иной закупочной процедуры независимо от того, идет ли речь о конкурентной или неконкурентной процедуре.

В обосновании начальной максимальной цены контракта указывается не только рассчитанная цена, также необходимо отразить те параметры, на основании которых было сформировано такое значение. При этом действующим законодательством сформировано специальное указание, которое говорит о том, что отражать наименования поставщиков, которые предоставили информацию о ценовых предложениях, запрещено.

Так как начальная максимальная цена контрактов, установленная одним из перечисленных выше методов, может иметь значение, которое не всегда соответствует реальности, в обосновании НМЦК заказчик вправе его скорректировать. Образец рекомендуемой формы обоснования НМКЦ можно посмотреть поссылке.

Начальная максимальная цена контракта – это пороговое значение, выше которого контракт не может быть заключен. Для расчетов этого значения используются различные методы, а итоговое значение должно быть отражено в обосновании НМЦК, составляемом в письменном виде, которое в последующем прилагается к документации о проводимой закупке.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Илья Тарасов Опыт в сфере госзакупок Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

НМЦК, или начальная максимальная цена контракта – это определенная заказчиком в установленном порядке цена контракта, выше которой он не вправе подписать контракт с потенциальным поставщиком.

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

8 (800) 350-31-84

Что такое НМЦК

Мониторинг проведенных за 2018 году закупок указал, что одним из наиболее распространенных нарушений стало завышение цены контракта или неправильно выбранный способ ее определения. По экспертным данным, нарушения, которые были допущены в рамках государственного заказа, оцениваются в 153 млрд р., а переплата по закупкам составляет не менее 10-15%. Поэтому можно ожидать, что вопросу корректного определения цены контракта будет уделяться пристальное внимание со стороны контролирующих инстанций. За правильностью определения и обоснованием НМЦК уполномочены следить органы внутреннего финансового контроля по п. 3 ч. 8 ст. 99 44-ФЗ.

НМЦК фигурирует в таких важных документах, как извещение о проведении закупки, документация по закупке, приглашение принять участие в закупке, план-график. Участник, который сделал предложение по цене выше НМЦК, от дальнейшего участия в закупке отстраняется.

Вопросы определения НМЦК регулируются положениями ст. 22 44-ФЗ и Приказом МЭР от 2013 года №567. Заказчик не обязан придерживаться правил по Приказу МЭР: они имеют рекомендательный характер.

В некоторых сферах закупок при определении НМЦК нужно учитывать положения следующих нормативно-правовых актов:

  1. При определении НМЦК на закупке в составе гособоронзаказа учитываются положения 275-ФЗ от 2012 года.
  2. При определении цены контракта, который подписывается с единственным поставщиком, при покупке жилых помещений – 161-ФЗ от 2008 года «О содействии…».
  3. При определении НМЦК при пассажироперевозках – ФЗ-220 от 2015 года.

От правильного определения НМЦК во многом зависит результативность и эффективность закупки. При заниженной цене закупка может попросту не состояться, и высока вероятность подписания контракта с недобросовестным поставщиком. Завышенная НМЦК влечет к неэффективному расходованию бюджетных средств и может вызвать вопросы со стороны контролирующих инстанций.

Величина НМЦК влияет не только на цену контракта, но и на некоторые ограничения, которые существуют при определении исполнителя госконтракта. Например, НМЦК по 44-ФЗ свыше 500 тыс. р. делает недопустимым запрос котировок. Закупка неконкурентным способом у единственного поставщика допускается, если сумма контракта не превышает 300 тыс. р. по п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

Цена контракта оказывает влияние на сроки проведения процедуры и отведенные временные рамки для подачи заявки. Для электронных аукционов с НМЦК более 3 млн р. срок подачи заявки составляет от 15 дней после размещения закупочного извещения в ЕИС, при стоимости до 3 млн р. – до 7 дней.

С июля 2018 года также изменились сроки для рассмотрения первой части заявки на участие в электронном аукционе. Теперь при закупках менее 3 млн р. сроки принятия решения заказчика о допуске или отклонении заявок находятся в пределах 1 рабочего дня.

Таким образом, НМЦК может повлиять на сроки закупки и выбор способа отбора поставщика.

От НМЦК зависят также следующие условия реализации закупки:

  1. Закупки среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных НКО проводятся с ценой контракта не более 20 млн р. по ч. 1 ст. 30 44-ФЗ.
  2. Размер обеспечения участия при исполнении контракта привязан к НМЦК.
  3. С учетом НМЦК к участнику могут применяться антидемпинговые меры (если он снизит цену контракта более, чем на 25%, то участнику придется вносить обеспечение в повышенном размере).
  4. Шаг аукциона зависит от цены контракта по закупочной документации.

Также с июля 2018 года заказчик вправе не устанавливать требование об обеспечении при цене закупки в пределах 1 млн р. (на основании 44-ФЗ). Указанные выводы были подтверждены Минфином в письме №24-06-08/70718 от 2018 года.

Обоснование НМЦК является обязанностью заказчика. Сведения о расчетах НМЦК и ее обоснование вносятся заказчиком в план-график. Они находятся в открытом доступе в реестре ЕИС.

В процессе расчета цены заказчиком применяется рекомендованная МЭР форма. В ней он отражает всю процедуру вычисления цены, реквизиты документов, подтверждающих достоверность вычисления, и указывает дату подведения итогов. НМЦК окончательно должна закрепляться в плане-графике как минимум за 10 дней до предстоящей закупки.

Классификация методов определения НМЦК

Методические рекомендации Минэкономразвития уточняют установленный порядок определения НМЦК по ст. 22 44-ФЗ. Минфин в 2019 году анонсировал изменения в правила расчета цены, но текст Приказа в открытом доступе еще не был размещен.

Законодательство о контрактной системе предусматривает один приоритетный метод для расчета НМЦК – это метод сопоставимых рыночных цен. Он применяется заказчиком по умолчанию, тогда как остальные методы используются при невозможности использования рыночного.

В числе остальных способов обоснования НМЦК можно выделить:

  1. Нормативный метод.
  2. Тарифный метод.
  3. Проектно-сметный метод.
  4. Затратный метод.

Одновременно с ними дополнительные методические рекомендации могут предусматривать и иные методы обоснования цены. Полномочия по принятию подобного рода решений принадлежат региональным исполнительным органам власти (на основании ч. 20.1 ст. 22 44-ФЗ). Например, расчеты могут проводиться с учетом Распоряжения Правительства Москвы №242-РП, Правительства Сахалинской области №117-р и пр.

Таким образом, указанный перечень методов расчета НМЦК не является закрытым, и заказчик может использовать иные способы.

Если заказчик не имеет возможности применить установленные законом о контрактной системе и методическими рекомендациями варианты расчета, то проводится закупка, и затем приводится обоснование невозможности применения рекомендованных методов (по ч. 12 ст. 22 44-ФЗ).

Так, при закупке у единственного поставщика стоимость контракта определяется на основе единственного предложения, отвечающего требованиям заказчика, например, если заказчик приобретает учебную литературу у издания, обладающего исключительными правами на данную книгу.

Метод сопоставимых рыночных цен

Методу сопоставимых рыночных цен, или анализу рынка отдается приоритет при определении НМЦК контракта по 44-ФЗ.

Данный метод основан на анализе действующих ценовых предложений на аналогичные товары, работы и услуги с учетом финансовых, технических, коммерческих условий предстоящего контракта. На основе проведенного рыночного анализа заказчик определяет максимальную стоимость.

Метод сопоставимых рыночных цен состоит в прогнозировании стоимости закупки по расценкам, которые действуют на идентичные товары и на однородные товары.

Под идентичными товарами в данном случае понимаются такие товары, которые обладают такими же качественными, функциональными, техническими, эксплуатационными характеристиками. У таких товаров одна страна происхождения и производитель. При этом они могут иметь незначительные различия во внешнем виде (например, два автомобиля с разным цветом кузова).

Но не всегда у заказчика есть возможность сопоставить цены на идентичный товар. Ввиду уникальности объекта закупки ему приходится брать за основу стоимость однородных товаров. Однородные товары обладают сопоставимыми характеристиками, в их состав могут входить аналогичные компоненты. Они могут производиться в одной стране и обладают схожей репутацией на рынке. Данные товары выполняют аналогичные функции, они могут быть коммерчески взаимозаменяемыми (например, автомобильные шины от разных производителей).

В рамках метода рыночного анализа цен заказчику необходимо запросить цену на товары, работы и услуги. При этом поступившее коммерческое предложение должно содержать указание на товарный знак и иные отличительные черты товара, которые позволяют отнести его к аналогичному или идентичному.

Заказчику следует учитывать требование об однородности сравниваемых цен. Сведения поставщиков относительно цены считаются неоднородными, если отклонения по ним свыше 33% (например, один поставщик сделал предложение по цене в 1000 р., другой – в 200 р.). В этом случае заказчику рекомендуется сделать еще несколько ценовых запросов.

Заказчик сам определяет, сколько ценовых запросов ему следует направить для сопоставления. Согласно п. 3.7.1 Приказа МЭР от 2013 года №567, заказчик должен направить как минимум 5 запросов. Но, например, в Постановлении АС Северо-Западного округа от 2015 года по делу №А42-2927/2014 данный факт был оспорен: суд пришел к выводу, что заказчик самостоятельно определяет количество запросов, необходимых для определения НМЦК. Запросы цен заказчик может опубликовать в ЕИС.

В рамках данной методики в качестве источника информации для заказчика о ценах на товары и услуги может выступать реестр контрактов.

При анализе реестра контрактов по 44-ФЗ Минэкономразвития рекомендует заказчикам ориентироваться на государственные контракты, которые:

  1. Были подписаны в последние три года.
  2. По которым не взыскивалась неустойка.

НМЦК может быть увеличена заказчиком с учетом выбранного способа проведения заказа:

  • для конкурса – не более, чем на 10%;
  • аукциона – 13%;
  • запроса котировок – 17%;
  • запроса предложений – 17%.

Цена закупки у единственного поставщика не корректируется.

Еще одним источником информации для заказчика являются данные из открытых источников:

  • реклама;
  • публичные оферты;
  • котировки;
  • статистическая отчетность;
  • информация государственных и муниципальных органов;
  • сведения информационно-ценовых бюро.

Заказчику нужно избегать информации для расчета НМЦК, которая поступила от лиц из РНП, анонимных источников, не соответствующую требованиям закупки.

Тарифный метод – это частный метод обоснования цены контракта, который следует применять, если цены на товары, работы и услуги регулируются со стороны государства и муниципалитета. Цена контракта в указанном случае определяется с учетом регулируемых тарифов на товары, работы и услуги.

Тарифный метод обоснования опирается на следующие правовые документы:

  1. ФЗ-44 «О контрактной системе» – ч. 8 ст. 22.
  2. Приказ МЭР РФ от 02.10.2013 №567.

Для того чтобы доказать невозможность применения тарифного метода, заказчик должен сослаться на нормативно-правовой акт, где указано, что цены на объект закупки являются регулируемыми. Примерами таких законов, указывающих на тарифное регулирование отдельных закупок, являются:

  1. Услуги водоснабжения (водоотведению) по №416-ФЗ от 2011 года.
  2. Услуги по теплоснабжению по №190-ФЗ от 2010 года.
  3. Услуги общедоступной электросвязи (почтовой) связи по Постановлению Правительства РФ №637 от 2005 года.
  4. Услуги по газоснабжению по №69-ФЗ от 1999 года.
  5. Услуги электроэнергетики по №35-ФЗ от 2003 года.
  6. ОСАГО по №40-ФЗ от 2002 года.
  7. Услуги по обращению с ТБО №89-ФЗ от 1998 года.
  8. Поставка лекарств из перечня ЖНВЛП по №61-ФЗ от 2010 года.
  9. Услуги пассажироперевозок по №220-ФЗ от 2005 года.

НМЦК тарифным методом рассчитывается предельно просто: количество закупаемого товара, работ или услуг умножается на действующий тариф за одну единицу.

Муниципальные органы власти дополнительно могут регулировать тарифы на услуги или продукцию местных предприятий.

Нормативный

При нормативном методе НМЦК определяется с учетом требований к закупаемым товарам, работам и услугам, которые прописаны в ст. 19 «Нормирование закупок» 44-ФЗ. Данный метод применяется при необходимости учета предельных цен на закупаемые товары, работы и услуги.

Нормативный метод допускается применять совместно с методом сопоставимых рыночных цен. При этом полученная НМЦК не должна превышать значений нормативов.

В процессе применения нормативов используются значения предельных цен, размещенных в ЕИС.

Проектно-сметный

Проектно-сметный метод – это частный способ расчета НМЦК, который заключается в определении цены:

  1. На строительные работы.
  2. На работы по реконструкции и капитальному ремонту капитальных объектов.
  3. На проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников культуры и исторического наследия).
  4. На ремонтно-отделочные работы (работы по ремонту помещений, строений и сооружений).

В процессе расчета НМЦК сметным методом заказчику может потребоваться проектная документация, данные о ценах с использованием индекса, положения о достоверности сметных данных, информация об инвестиционном климате и пр.

Затратный

Затратный метод используется при невозможности использовать иные методы или как дополнение к ним. Он заключается в определении НМЦК в виде произведенных затрат и обычной прибыли для данного вида деятельности.

В процессе применения затратного метода заказчик должен учесть типовые прямые и косвенные затраты:

  • на производство;
  • на приобретение или сбыт;
  • на транспортировку;
  • на хранение;
  • на страхование;
  • на прочие затраты.

Сведения о норме прибыли могут быть получены заказчиком с учетом анализа контрактов по ЕИС и других общедоступных источников данных.

Обоснование метода расчета

В обосновании выбранного метода расчета НМЦК указываются следующие сведения:

  1. Предмет контракта.
  2. Базовые характеристики объекта закупки.
  3. Объем закупаемого товара, работа и услуги.
  4. Используемый метод расчета НМЦК.
  5. Обоснование метода.
  6. Формула расчета НМЦК.
  7. Ответственное лицо.
  8. Должность лица и его ФИО.
  9. Дата обоснования НМЦК.

За нарушение действующей процедуры обоснования НМЦК заказчику грозит ответственность. Согласно требованиям 44-ФЗ, в закупочной документации обязательно размещается информация о НМЦК. Отсутствие указанной информации грозит заказчику административной ответственностью, которая предусмотрена положениями ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП. Размещение информации в ЕИС в обход установленных правил предусматривает штрафные санки для должностных лиц заказчика в размере 15 тыс. р. и для юридических лиц – в размере 50 тыс. р.

Этапы расчета НМЦК по выбранному методу

На основании п. 2.2 Методических рекомендаций по использованию методов НМЦК (Приказ МЭР РФ от 02.10.2013 №567) заказчику следует:

  1. Определить свою потребность в товаре, работе и услуге, которая обусловлена целями закупок.
  2. Составить спектр требований к товарам, работам услугам, которые предполагается закупить, а также к условиям поставки.
  3. Проанализировать рынок через изучение общедоступных источников информации, использование которых предусмотрено Методическими рекомендациями.
  4. Сформировать описание объекта закупки по требованиям ст. 33 44-ФЗ.
  5. Проверить наличие товаров в перечнях, которые приняты по ст. 19 44-ФЗ в сфере о нормировании, в правительственных актах с исчерпывающими источниками информации для определения НМЦК, в нормативно-правовых актах, составленным в соответствии с ч. 22 ст. 22 44-ФЗ.
  6. Определить приемлемый метод расчета НМЦК или совокупность таких методов.
  7. Произвести расчеты.
  8. Составить письменное обоснование цены с учетом п. 2.1 Методических рекомендаций.

Таким образом, НМЦК в рамках 44-ФЗ выполняет важнейшие задачи. От корректного определения цены заказчиком определяется эффективность торговой процедуры. От НМЦК зависит ряд ограничений в процессе закупочной деятельности: сроки торгов, условия подписания государственного контракта, выбор способа закупки и пр. Заказчик должен рассчитать и обосновать НМЦК с опорой на метод сопоставимых рыночных цен, нормативный, тарифный, затратный, проектно-сметный методы. Он может использовать иные методы, если указанные способы недопустимо применить из-за специфики объекта закупки. Методу сопоставимых рыночных цен отдается приоритет.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии. Это бесплатно.

Тема определения и обоснования НМЦК очень обширна, полна нюансов и множества вопросов. Мы ответим на них в настоящей статье. Информация адресована заказчикам, но и поставщикам не стоит проходить мимо. Разберемся вместе в понятии «НМЦК», для чего оно введено, какие методы определения существуют. А также узнаем, какими нормативными документами регулируется.

НМЦК – определение и для чего необходимо. Различные ситуации при определении НМЦК. Особенности размещения извещения в ЕИС

Начальная (максимальная) цена контракта — как видно из названия, это высшая (максимальная) цена, которая указывается заказчиком в извещении, документации о закупке, приглашении принять участие в закрытой закупке. Она формируется при определении поставщика конкурентным способом. Правила определения НМЦК прописаны в ч.1 ст.22 44-ФЗ.

Определение НМЦК производится заказчиком при составлении плана-графика закупки, извещения об осуществлении закупки, формировании документации о закупке.

Давайте рассмотрим разные ситуации при определении НМЦК:

  • При занижении цены закупка может не состояться, т.к. очевиден убыток процедуры. Большая вероятность найти недобросовестного поставщика, который не сможет исполнить контракт по заявленной цене, либо предоставит некачественную услугу;
  • При завышении расчета произойдет неэффективное расходование бюджетных средств, а также цена может снизиться до состояния среднерыночной. Еще данная ситуация может говорить о том, что контракт «заточен» под своего поставщика, и заказчик разными уловками подведет к тому, что в закупке будет участвовать одна заявка;
  • И, наконец, при корректном определении НМЦК ситуация будет благоприятной, как для заказчика, так и для поставщика, произойдет эффективное расходование денежных средств, заказчик получит качественную услугу от добросовестного поставщика.

Извещение размещается на сайте ЕИС в сроки, приведенные ниже, в зависимости от способа закупки и размера НМЦК (таблица 1):

Таблица 1

Наименование закупки НМЦК Срок размещения на сайте ЕИС
Открытый конкурс в электронной форме При любом размере Не менее чем за 15 рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок
Электронный аукцион Более 3 млн. руб. Не менее чем за 15 календарных дней до даты окончания подачи заявок
3 млн. руб. и менее Не менее чем за 7 календарных дней до даты окончания подачи заявок

Запрос котировок в «бумажной» форме

Свыше 250 тыс. руб. Не менее чем за 7 рабочих дней до даты окончания подачи заявок
Не более 250 тыс. руб. Не менее чем за 4 рабочих дня до даты окончания подачи заявок
Запрос котировок в электронной форме При любом размере Не менее чем за 5 рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок
Запрос предложений в электронной форме При любом размере Не позднее чем за 5 рабочих дней до даты проведения такого запроса

Методы обоснования НМЦК по 44-ФЗ

Определение НМЦК регламентируются ст.22 44-ФЗ и Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 г. № 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)».

Примечание: Указанные методические рекомендации не являются нормативно правовым актом, т.е. заказчики не обязаны ими пользоваться (см. Письмо МЭР № Д28и-912 от 06.03.2017 г.). В качестве дополнения к Рекомендациям на уровне субъектов РФ могут быть также приняты свои рекомендации.

Методы определения и обоснования заказчиком НМЦК, а также цены контракта, заключенного с единственным поставщиком по 44-ФЗ

  • Метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка);
  • Нормативный метод;
  • Тарифный метод;
  • Проектно-сметный метод;
  • Затратный метод.

Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка)

Этот метод является самым распространенным и применяется в установлении НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, при сравнении рыночных цен идентичных товаров, работ, услуг, которые планируется выставить на торги, или при отсутствии подобных товаров, работ, услуг.

При использовании метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) сведения о стоимости должны быть получены путем сопоставления с условиями будущей закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, работ, услуг.

При указанном методе заказчик вправе применять обоснованные им коэффициенты или индексы для пересчета цен товаров, работ, услуг согласно различиям в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, работ, услуг.

В целях применения данного метода могут использоваться:

  • общедоступные сведения о рыночных ценах товаров, работ, услуг;
  • информация о ценах, полученная по запросу заказчика у поставщиков, производящих поставки идентичных товаров, работ, услуг, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг;
  • сведения, полученные по итогам размещения запросов цен товаров, работ, услуг в ЕИС.

Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является самым распространенным при определении и обосновании НМЦК.

Заказчик может направить поставщику запрос на предоставление ценовой информации. Также данная информация размещается в ЕИС или печатных изданиях.

В целях выявления однородности совокупности цен рекомендуется использовать коэффициент вариации, который определяется по формуле (рисунок 1):

НМЦК данным методом определяется по формуле (рисунок 2):

Состав запроса поставщику на предоставление информации о цене:

  • описание объекта закупки с указанием единиц измерения, количества товара, объема работы;
  • список сведений для определения идентичности или однородности товара, работы, услуги, предлагаемых поставщиком;
  • условия исполнения контракта, а также порядок поставки продукции, выполнению работ, оказанию услуг, предполагаемые сроки закупки, порядок оплаты, размер обеспечения исполнения контракта, требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества;
  • сроки предоставления ценовой информации;
  • информация о том, что сбор информации не влечет за собой возникновение каких-либо обязательств заказчика;
  • указание о том, что из ответа на запрос должны однозначно определяться цена единицы товара, работы, услуги и общая цена контракта на условиях, указанных в запросе, срок действия предлагаемой цены, расчет такой цены. Это делается, чтобы не возникло намеренное завышение или занижение суммы.

Какую информацию заказчик не вправе использовать при определении НМЦК?

  • представленную лицами, включенными в РНП;
  • полученную из анонимных источников;
  • информацию, полученную путем запроса и несоответствующую требованиям к содержанию документации, установленным заказчиком;
  • не содержащую расчет цен.

Рекомендации по корректировке цены в зависимости от вида закупок:

— конкурс — увеличение не более чем на 10%;
— аукцион — увеличение не более чем на 13%;
— запрос котировок, запрос предложений — увеличение не более чем на 17%;
— закупка у единственного поставщика — цена не корректируется.

Рекомендации заказчику при использовании метода сопоставимых рыночных цен:

  • Изучить рынок для определения товаров, работ, услуг, соответствующих описанию объекта закупки;
  • Определить товары, работы, услуги, идентичные объекту закупки, при их отсутствии – однородные ТРУ;
  • Направить запрос поставщику о предоставлении ценовой информации. В запросе необходимо привести подробное описание объекта закупки, указать условия исполнения контракта, объемы закупки, срок и желательную форму предоставления информации. Ниже приведена рекомендуемая форма обоснования, которая включает в себя наименование предмета контракта, основные характеристики объекта закупки, метод определения НМЦК с обоснованием, расчет, а также дата подготовки обоснования и подписи уполномоченных лиц (рисунок 3).

  • Разместить запрос в ЕИС;
  • Произвести поиск ценовой информации в реестре контрактов, заключенных заказчиками ранее;
  • Провести мониторинг общедоступной ценовой информации.
  • Отобрать документы и сведения, которые содержат всю необходимую информацию для определения НМЦК;
  • Провести в случае необходимости корректировку цен;
  • Проверить однородность ценовой информации.

Суть нормативного метода состоит в расчете НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, руководствуясь требованиями ст. 19 44-ФЗ, если такие требования устанавливают предельные значения цен товаров, работ, услуг.

При определении НМЦК данным методом используется информация о предельных ценах, размещенная в ЕИС.

Нормативный метод можно использовать вместе с методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). При этом полученная НМЦК не может превышать значения, рассчитанного по формуле согласно п.4.2 Рекомендаций.

Определить НМЦК данным методом можно по формуле, приведенной ниже (рисунок 4):

Тарифный метод

Данный метод используется заказчиком, если в соответствии с законодательством РФ цены закупаемых товаров, работ, услуг подлежат регулированию государством или установлены муниципальными правовыми актами. В этом случае НМЦК, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком, определяются по регулируемым тарифам.

Тарифный метод не рекомендуется применять к ценам, не ниже которых в соответствии с законодательством РФ осуществляются закупки, поставки или продажа таких товаров, работ, услуг.

Формула для определения НМЦК тарифным методом (рисунок 5):

Данный метод заключается в определении НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, на:

  • строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными исполнительной властью, осуществляющей функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области строительства, или органом исполнительной власти субъекта РФ;
  • работы по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, кроме научно-методического руководства, технического и авторского надзора, на основании проектной документации и в соответствии с реставрационными нормами и правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ в сфере государственной охраны объектов культурного наследия;
  • текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений.

Этот метод вступает в силу, когда невозможно использовать названные методы, либо нужно их дополнить. Суть метода состоит в определении НМЦК, как суммы произведенных затрат и обычной для определенного вида деятельности прибыли. При этом учитываются обычные (прямые и косвенные) затраты на производство или приобретение и (или) реализацию товаров, работ, услуг, затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные затраты.

Сведения об обычной прибыли для определенной сферы деятельности получает заказчик путем анализа контрактов, расположенных в ЕИС, других общедоступных источников информации, в том числе информации информационно-ценовых агентств, общедоступных результатов изучения рынка, а также результатов изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика.

Если вышеназванные методы для определения и обоснования НМЦК применить невозможно, то заказчик использует иные методы. Но в этом случае он должен сформировать обоснование невозможности применения указанных методов.

Онлайн-калькулятор расчета НМЦК

В настоящее время существует проект «Контрактная система в действии». В целях его реализации Национальная ассоциация институтов закупок (НАИЗ) предоставляет заказчикам бесплатный интернет-сервис: калькулятор расчета НМЦК. Эта программа значительно облегчит подготовку к торгам.

Калькулятор предназначен для расчета цены методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) в соответствии с Методическими рекомендациями.

С помощью сервиса можно рассчитать коэффициент вариации, среднее квадратичное отклонение. Также он дает цены прошлых периодов к текущему уровню цен и производит корректировку цены в зависимости от способа закупки, явившейся источником информации о цене.

По итогу предоставляется услуга скачивания обоснования НМЦК по форме, рекомендуемой Минэкономразвития РФ, а также таблицы расчета с полученными данными.

Таблица расчета на сайте НАИЗ выглядит следующим образом:

Таблица 2.

Цена 1 Цена 2 Цена 3 Цена 4 Цена 5 Количество Средняя арифметическая цена Среднее квадратичное отклонение Коэффициент вариации цен (не должен превышать 33 %) Расчет НМЦК

Идентичные и однородные товары, работы и услуги. Виды общедоступной информации о ценах товаров, работ, услуг для определения НМЦК

Далее рассмотрим, какие товары, работы, услуги относятся к идентичным, а какие к однородным.

Идентичными товарами, работами, услугами являются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характеристики. При определении идентичности товаров незначительные различия во внешнем виде могут не учитываться. При определении идентичности работ, услуг учитываются характеристики подрядчика, исполнителя, их деловая репутация.

К однородным товарам относятся товары, которые, не являясь идентичными, имеют схожие характеристики и состоят из схожих компонентов. Это позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются их качество, репутация на рынке, страна происхождения.

Однородными работами, услугами являются работы, услуги, которые, не являясь идентичными, имеют схожие характеристики, что позволяет им быть коммерчески и (или) функционально взаимозаменяемыми. При определении однородности работ, услуг учитываются их качество, репутация на рынке, а также вид работ, услуг, их объем, уникальность и коммерческая взаимозаменяемость.

Коммерческие и (или) финансовые условия поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг считаются сопоставимыми в том случае, если различия между такими условиями не оказывают существенного влияния на соответствующие итоги или эти различия могут быть учтены с использованием необходимых корректировок таких условий.

Определение идентичности и однородности товаров, работ, услуг необходимо для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Производится согласно методическим рекомендациям, описанных в ч.20 ст.22 44-ФЗ.

Виды общедоступной информации о ценах товаров, работ, услуг для определения НМЦК:

  • информация о ценах, содержащаяся в контрактах, которые выполнены и к ним не применялись неустойки в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением;
  • информация, содержащаяся в рекламе, каталогах, описаниях товаров и в других предложениях, являющихся публичными офертами;
  • информация о котировках на российских и иностранных биржах;
  • информация о котировках на ЭТП;
  • данные государственной статистики о ценах;
  • информация о ценах, содержащаяся в официальных источниках уполномоченных государственных органов и муниципальных органов в соответствии с законодательством РФ, муниципальными нормативными правовыми актами, а также в официальных источниках информации иностранных государств, международных организаций или иных общедоступных изданиях;
  • информация о рыночной стоимости предмета оценки согласно законодательству РФ или законодательству иностранных государств;
  • информация информационно-ценовых агентств, общедоступные результаты изучения рынка, а также результаты анализа рынка, проведенного по инициативе заказчика и на основании контракта.

Правительство Российской Федерации оставило за собой право установления полного списка источников информации, которые могут применяться для определения НМЦК.

Федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы устанавливаются методические рекомендации по применению методов определения НМЦК. В качестве дополнения к методическим рекомендациям, указанным в ч.20 ст.22 44-ФЗ, могут быть установлены методические рекомендации по применению методов определения НМЦК, в том числе предусматривающие рекомендации по обоснованию и применению иных методов определения НМЦК согласно ч.12 ст.22 44-ФЗ.

Нормативно-правовые акты, регулирующие определение НМЦК в некоторых сферах закупок

  • Особенности определения НМЦК при осуществлении включаемых в состав государственного оборонного заказа закупок устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».
  • До установления условий отнесения жилых помещений к стандартному жилью под стандартным жильем понимается жилье, соответствующее условиям отнесения его к жилью экономического класса (№ 506-ФЗ от 31.12.2017 г.).
  • Особенности определения цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, при приобретении жилых помещений, относящихся к стандартному жилью, устанавливаются Федеральным законом от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства».
  • Особенности определения НМЦК при выполнении работ, связанных с перевозками пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, устанавливаются Федеральным законом от 13.07.2015 г. № 220-ФЗ.
  • Федеральный закон от 13.07.2015 г. № 216-ФЗ описывает право Правительства РФ определить сферы деятельности, в которых устанавливается порядок определения НМЦК. Государственные корпорации «Росатом» и «Роскосмос» могут устанавливать порядок определения НМЦК согласно данному закону.

Образец обоснования НМЦК

Обоснованием начальной (максимальной) цены контракта называется документ с расчетом, к которому прикладывается информация и документы, являющиеся основанием выполнения такого расчета. В данном документе не указываются наименования поставщиков, представивших информацию. Обоснование подлежит размещению в сети «Интернет».

Оригиналы, использованных при определении, обосновании НМЦК документов (скриншоты, изображения страниц сайтов), нужно сохранять с документами о закупке, подлежащими хранению в соответствии с требованиями 44-ФЗ.

Для образца мы взяли на сайте ЕИС конкретное обоснование НМЦК закупки производимой в Краснодарском крае (рисунок 6).

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! Все мы с вами привыкли видеть в извещении и документации о закупке установленную заказчиком цену контракта. Согласно требований 44-ФЗ заказчики обязаны не просто указать начальную (максимальную) цену контракта (или сокращенно НМЦК) в извещении и документации о закупке, но и обосновать её. Обоснованию подлежит цена не только по конкурентным закупкам, но и цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Поэтому в настоящей статье мы с вами подробно поговорим, как о методах определения НМЦК, так и о способах её обоснования. Материал статьи будет интересен, прежде всего, заказчикам, однако и поставщики найдут для себя массу полезной информации.

1. Что такое начальная (максимальная) цена контракта?
2. Методы определения НМЦК по 44-ФЗ
3. Обоснование НМЦК
4. Последовательность действий при подготовке письменного обоснования НМЦК
5. Источники обоснования НМЦК
6. Онлайн калькулятор НМЦК от НАИЗ

Начальная (максимальная) цена контракта — это предельное значение цены, которое указывается в извещении о проведении закупки, документации о закупке, приглашении принять участие в закрытой закупке. Такая цена устанавливается при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) конкурентным способом.

Если сказать это более простым языком, то это цена выше которой контракт не может быть заключен. Если же участником закупки предложена цена выше установленной в извещении НМЦК, то заявка такого участника не рассматривается.

Цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком — это фиксированное значение цены, определенное и обоснованное заказчиком.

Определение НМЦК производится при формировании плана-графика закупки, подготовке извещения об осуществлении закупки и документации о закупке. Результат определения НМЦК отражается в указанных документах. При этом если в процессе осуществления закупок цена меняется, соответствующие коррективы вносятся и в план-график.

Размер НМЦК может повлиять на выбор способа определения поставщика, а также на срок размещения в единой информационной системе (ЕИС) извещения об осуществлении закупки.

Вопросы определения НМЦК регулируются ст.22 44-ФЗ и Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 г. № 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)». Однако стоит обратить внимание на то, что данные методические рекомендации не являются нормативно правовым актом, т.е. не обязательны для применения заказчиками. В дополнение к методическим рекомендациям Минэкономразвития России на уровне субъектов РФ могут быть также приняты свои рекомендации.

Контроль за правильностью определения и обоснования НМЦК осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (п.3 ч.8 ст.99 44-ФЗ).

Методы определения НМЦК по 44-ФЗ

Определение НМЦК является весьма ответственным этапом закупки, так как влияет не только на эффективное расходование бюджетных средств, но и на возможность проведения закупки как таковой.

Давайте рассмотрим с вами три возможные ситуации при определении НМЦК.

Ситуация №1 — НМЦК занижена

Если заказчик изначально установил заниженную НМЦК, то в такой ситуации процедура закупки может попросту не состояться. Вряд ли кто-то из участников захочет работать себе в убыток. Также велика вероятность заключения контракта с недобросовестным поставщиком, который либо не выполнит условия контракта по заявленной им цене, либо сэкономит на качестве поставляемого товара, выполняемой работы или оказываемой услуги. Ситуация с установлением заниженной цены может возникнуть в случае использования заказчиком неактуальных цен, либо без учета возможной инфляции.

Ситуация №2 — НМЦК завышена

В такой ситуации налицо неэффективное расходование бюджетных средств. Однако велика вероятность, что такая закупка привлечет внимание большего количества участников, которые в ходе торгов снизят установленную цену до размеров среднерыночной. Но в практике нередки случаи (особенно это касается электронных аукционов), когда подается одна единственная заявка и контракт заключается с участником по начальной (максимальной) цене. Либо участниками создается видимость торгов, в ходе которых цена снижается максимум на 0,5-1%.

Ситуация №3 — НМЦК определена корректно

Такая ситуация является благоприятной, как для заказчика, так и для потенциального участника. Во-первых, бюджетные средства расходуются эффективно, во-вторых, процедура закупки с большой долей вероятности состоится, в-третьих, участие в такой закупке выгодно для участника, в-четвертых, заказчик получит товар (работу, услугу) надлежащего качества.

Согласно ч.1 ст.22 44-ФЗ начальная (максимальная) цена контракта и цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:

1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);

2) нормативный метод;

3) тарифный метод;

4) проектно-сметный метод;

5) затратный метод.

Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта. Т.е. должен применяться заказчиками всегда, если иное не предусмотрено 44-ФЗ.

Суть этого метода заключается в установлении НМЦК на основании анализа рыночных цен на идентичные товары (работы, услуги) планируемые к закупке. В том случае, если заказчику не удается найти цены на идентичную продукцию, он вправе использовать цены на однородную продукцию.

Идентичными товарами (работами, услугами) признаются товары (работы, услуги), имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров незначительные различия во внешнем виде таких товаров могут не учитываться. При определении идентичности работ, услуг учитываются характеристики подрядчика, исполнителя, их деловая репутация на рынке (ч.13 ст.22 44-ФЗ).

Однородными товарами признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются их качество, репутация на рынке, страна происхождения (ч.14 ст.22 44-ФЗ).

Однородными работами, услугами признаются работы, услуги, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики, что позволяет им быть коммерчески и (или) функционально взаимозаменяемыми. При определении однородности работ, услуг учитываются их качество, репутация на рынке, а также вид работ, услуг, их объем, уникальность и коммерческая взаимозаменяемость (ч.15 ст.22 44-ФЗ).

При использовании метода сопоставимых рыночных цен заказчик может использовать поправочные коэффициенты и индексы для пересчета цен с учетом различий в характеристиках товаров, в коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Для анализа цен заказчик может использовать общедоступную информацию из открытых источников (например, из сети интернет), отправлять запросы потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям), а также разместить информацию о запросе цен в единой информационной системе (ЕИС). Заказчику необходимо получить минимум 3-и ценовых предложения, отвечающих требованиям к объекту закупки.

Данный метод заключается в расчете НМЦК на основе требований к закупаемым товарам, работам, услугам, установленных в соответствии со ст.19 «Нормирование в сфере закупок” 44-ФЗ в случае, если такие требования предусматривают установление предельных цен товаров, работ, услуг.

Указанный метод может применяться совместно с методом сопоставимых рыночных цен. Однако стоит учитывать, что полученная НМЦК не может превышать значения, рассчитанного на основании нормативного метода (п. 4.4 Методических рекомендаций).

При применении нормативного метода используется информация о предельных ценах товаров (работ, услуг), размещенная в ЕИС.

Этот метод применяется заказчиком, если в соответствии с законодательством РФ цены закупаемых товаров, работ, услуг подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами. В этом случае НМЦК определяются по регулируемым ценам (тарифам) на товары, работы, услуги (см. Постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)»).

Тарифный метод не рекомендуется применять к ценам товаров (работ, услуг), закупки, поставки или продажа которых осуществляются по ценам не ниже установленных в соответствии с законодательством РФ (п.5.1 Методических рекомендаций).

При применении указанного метода используются предельные цены (тарифы), принятые (утвержденные) в установленном порядке постановлениями, распоряжениями, приказами, иными правовыми актами органов государственной власти, местного самоуправления, которые уполномочены на регулирование цен в соответствующей сфере деятельности.

Данный метод заключается в определении НМЦК на:

  • строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства;
  • проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора;
  • текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений.

Данный метод применяется в случае невозможности применения иных методов или в дополнение к иным методам. Затратный метод заключается в определении НМЦК как суммы произведенных затрат и обычной для определенной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство или приобретение и (или) реализацию товаров, работ, услуг, затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные затраты.

Причем информация об обычной прибыли для определенной сферы деятельности может быть получена заказчиком исходя из анализа контрактов, размещенных в ЕИС, других общедоступных источников информации, в том числе информации информационно-ценовых агентств, общедоступных результатов изучения рынка, а также результатов изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика.

Важный момент! Приведенный выше перечень методов расчета (начальной) максимальной цены контракта не является закрытым. Если невозможно применить методы, указанные в ч.1 ст.22 44-ФЗ, то допускается использовать иные методы. В таком случае в обосновании НМЦК заказчик обязан пояснить невозможность применения перечисленных в ч.1 ст.22 44-ФЗ методов (ч.12 ст.22 44-ФЗ). Рекомендации по обоснованию и применению иных методов могут быть установлены высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ (ч.20.1 ст.22 44-ФЗ).

Обоснование начальной (максимальной) цены контракта – это расчет цены с приложением информации и подтверждающих документов (либо с указанием их реквизитов), на основании которых он выполнен.

При этом в обосновании НМЦК, которое подлежит размещению в открытом доступе в сети «Интернет», не указываются наименования поставщиков (подрядчиков, исполнителей), представивших соответствующую информацию.

Оригиналы использованных при определении, обосновании НМЦК документов, снимки экрана («скриншот»), содержащие изображения соответствующих страниц сайтов с указанием даты и времени их формирования, целесообразно хранить с иными документами о закупке, подлежащими хранению в соответствии с требованиями Федерального закона № 44-ФЗ.

Последовательность действий при подготовке письменного обоснования НМЦК

Согласно п.2.2 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта заказчик должен:

1) определить потребность в конкретном товаре, работе, услуге, обусловленную целями осуществления закупок в соответствии со статьей 13 44-ФЗ;

2) установить перечень требований к товарам, работам, услугам, закупка которых планируется, а также требований к условиям поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;

3) провести исследование рынка путем изучения общедоступных источников информации, в том числе использование которых предусмотрено настоящими Методическими рекомендациями, в целях выявления имеющихся на рынке товаров, работ, услуг, отвечающих требованиям, определенным в соответствии с пунктом 2;

4) сформировать описание объекта закупки в соответствии с требованиями ст. 33 44-ФЗ;

5) проверить наличие принятых в отношении планируемых к закупке видов, групп товаров, работ, услуг:

— нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, локальных нормативных актов государственной корпорации «Росатом», которыми устанавливаются порядки определения НМЦК в соответствии с ч. 22 ст.22 44-ФЗ;

— актов Правительства РФ, устанавливающих исчерпывающие перечни источников информации, которые могут быть использованы для целей определения НМЦК;

— правовых актов о нормировании в сфере закупок, принятых в соответствии со ст. 19 44-ФЗ;

6) в соответствии с установленными ст.22 44-ФЗ требованиями определить применимый метод определения НМЦК или несколько таких методов;

7) осуществить соответствующим методом определение НМЦК с учетом настоящих Методических рекомендаций;

8) сформировать обоснование НМЦК в соответствии с пунктом 2.1 Методических рекомендаций. Рекомендуемая форма обоснования НМЦК приведена в приложении № 1 к настоящим Методическим рекомендациям. Данная форма выглядит следующим образом:

Источники обоснования НМЦК

К общедоступной информации о ценах товаров, работ, услуг, которая может быть использована для целей определения НМЦК, относятся:

2) информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в рекламе, каталогах, описаниях товаров и в других предложениях, обращенных к неопределенному кругу лиц и признаваемых в соответствии с гражданским законодательством публичными офертами;

3) информация о котировках на российских биржах и иностранных биржах;

4) информация о котировках на электронных площадках;

5) данные государственной статистической отчетности о ценах товаров, работ, услуг;

6) информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в официальных источниках информации уполномоченных государственных органов и муниципальных органов в соответствии с законодательством РФ и, законодательством субъектов РФ, муниципальными нормативными правовыми актами, в официальных источниках информации иностранных государств, международных организаций или иных общедоступных изданиях;

7) информация о рыночной стоимости объектов оценки, определенной в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в РФ, или законодательством иностранных государств;

8) информация информационно-ценовых агентств, общедоступные результаты изучения рынка, а также результаты изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика, в том числе на основании контракта, при условии раскрытия методологии расчета цен;

9) иные источники информации.

Не рекомендуется использовать для расчета НМЦК ценовую информацию:

  • представленную лицами, сведения о которых включены в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
  • полученную из анонимных источников;
  • содержащуюся в документах, полученных заказчиком по его запросам и не соответствующих требованиям, установленным заказчиком к содержанию таких документов;
  • не содержащую расчет цен товаров, работ, услуг.

Онлайн калькулятор НМЦК от НАИЗ

На официальном сайте Национальной Ассоциации Институтов Закупок (НАИЗ) размещен онлайн калькулятор расчета начальной (максимальной) цены контракта методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). Более подробно ознакомиться с данным калькулятором и воспользоваться им вы сможете, перейдя по данной ссылке — http://naiz.org/fz44/nmc/. Расчет НМЦК можно выполнить, как по одному наименованию товаров (работ, услуг), так и по нескольким наименованиям.

На этом сегодня все. Надеюсь, что данная информация была для вас полезной. До встречи в следующих выпусках.

P.S.: Ставьте лайки и делитесь ссылками на статью со своими друзьями и коллегами в социальных сетях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *