Международная перевозка НДС

При оказании услуг по международной перевозке товаров, а также транспортно-экспедиционных услуг на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки должна применяться ставка НДС в размере 0%. Пленум ВАС в прошлом году пояснил арбитражным судам, каким образом должна применяться указанная норма Налогового кодекса. Напомним эти разъяснения и узнаем, в каких конкретных ситуациях арбитражные суды воспользовались ими.

Норма НК РФ и разъяснения высшего арбитра

Согласно абз. 1 пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ при оказании услуг по международной перевозке товаров обложение НДС производится с применением налоговой ставки в размере 0%. В следующем абзаце пояснено, что следует понимать под международными перевозками товаров. Итак, это перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река-море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории РФ.

То же самое (в части применения нулевой ставки) касается оказания на основании договора транспортной экспедиции российскими организациями или индивидуальными предпринимателями транспортно-экспедиционных услуг при организации международной перевозки (другими словами, данные услуги должны оказываться в отношении товаров, являющихся предметом международной перевозки) (абз. 5 пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ). Причем, как пояснил Пленум ВАС в п. 18 Постановления от 30.05.2014 N 33, неважно, кто выступает в качестве организатора международной перевозки: сам экспедитор, заказчик транспортно-экспедиционных услуг либо иное лицо.

Норма права. По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза (п. 1 ст. 801 ГК РФ).

Высший арбитр также добавил: оказание обозначенных услуг (международной перевозки и транспортной экспедиции) несколькими лицами (множественность лиц на стороне исполнителя или привлечение основным исполнителем третьих лиц (субисполнителей)) само по себе не препятствует применению нулевой ставки НДС всеми участвовавшими в оказании услуг лицами. Поэтому ставку в размере 0% применяют также:

— перевозчики, оказывающие услуги по международной перевозке товаров на отдельных этапах перевозки;

— лица, привлеченные экспедитором для оказания отдельных транспортно-экспедиционных услуг.

Из представленных разъяснений следует, что характер международной перевозки определяется конечным пунктом отправления или пунктом назначения товаров, который должен быть расположен за пределами территории РФ. Поэтому пункты отправления и пункты назначения должны определяться исходя из достижения цели перевозки (в том числе перевозки в непрямом международном сообщении), а не исходя из того, на каком промежутке перевозки товара оказываются услуги отдельным контрагентом.

Итак, посмотрим на конкретных примерах, каким образом с учетом позиции Пленума ВАС разрешаются споры в арбитражной практике.

Экспедитор — это необязательно организатор международной перевозки

В деле N А32-9908/2012 были рассмотрены такие претензии налогового органа. Анализ условий заключенных обществом договоров на оказание транспортно-экспедиционных услуг опровергает факт непосредственного участия общества в организации международной перевозки. Услуги оказаны обществом при фактическом перемещении товара на территории РФ, представленные договоры являются договорами возмездного оказания услуг, а не договорами транспортной экспедиции и не отвечают условиям пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ. Деятельность заявителя облагается налогом по ставке 0% при оказании им транспортно-экспедиционных услуг по организации международной перевозки на основании договора транспортной экспедиции, а применение нулевой ставки НДС в отношении транспортно-экспедиционных услуг юридическим лицом, не организующим международную перевозку вывозимых за пределы территории РФ товаров, нормами п. 1 ст. 164 НК РФ не предусмотрено.

Судьи возразили: буквальное толкование нормы, содержащейся в абз. 5 пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, позволяет сделать вывод об установлении законодателем условия применения ставки НДС в размере 0% при оказании транспортно-экспедиционных услуг, связанных с организацией международной перевозки. Другими словами, налогоплательщик-экспедитор не обязан сам организовывать международную перевозку, но оказываемая им услуга должна быть непосредственно связана с организацией международной перевозки.

В рассматриваемой ситуации общество оказывало комплекс транспортно-экспедиционных услуг по организации перевалки экспортных грузов заказчиков, состоящий из двух этапов. На первом этапе оказывались услуги, связанные с предоставлением (подачей) под погрузку железнодорожного подвижного состава и логистическим сопровождением груза до пункта перевалки (порта). На втором этапе экспедитор непосредственно оказывал услуги по перевалке экспортируемого груза за пределы РФ в порту. Факт оказания услуг подтвержден представленными в материалы дела счетами-фактурами, актами оказанных услуг, поручениями на погрузку экспортных товаров, коносаментами и другими документами, оформленными с учетом требований п. 3.1 ст. 165 НК РФ.

Ключевой вывод. Общество правомерно применило ставку НДС 0% при реализации транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых на основании договоров транспортной экспедиции при организации международной перевозки, которая была осуществлена другим лицом (Постановление АС СКО от 08.09.2014 по делу N А32-9908/2012). Аналогичный вывод озвучен судьями того же округа в Постановлениях от 18.08.2014 по делу N А32-31887/2012, от 28.07.2014 по делу N А32-7224/2012, от 16.07.2014 по делу N А32-5659/2013, от 11.07.2014 по делу N А32-41922/2011, от 09.07.2014 по делу N А32-24527/2012.

Привлечение третьих лиц не помеха для применения нулевой ставки

Примером тому является Постановление АС ВСО от 29.08.2014 по делу N А33-90/2013.

Налоговый орган отказал в возмещении НДС и применении нулевой ставки в отношении транспортно-экспедиционных услуг, оказанных обществом во исполнение обязательств по экспортным контрактам в отношении товара, помещенного под таможенную процедуру экспорта, с привлечением третьих лиц для их исполнения. Суды признали такой отказ неправомерным, выяснив следующее.

Экспортные контракты предусматривали обязанность общества по оказанию транспортно-экспедиционных услуг до морских портов и возможность привлечения к их исполнению третьих лиц. Заключенные обществом с клиентами договоры на оказание услуг соответствуют признакам и содержат существенные условия договоров транспортной экспедиции. На их основании обществом оказаны транспортно-экспедиционные услуги в отношении товаров, перевозимых за рубеж в непрямом международном сообщении, где конечными пунктами перевозки являлись страны, находящиеся за пределами территории РФ.

Также установлено, что в момент оказания обществом услуг перевозимый товар был помещен под таможенный режим экспорта, предполагающий убытие товара с таможенной территории Таможенного союза и наличие в части документов (железнодорожных накладных) указаний на доставку груза до мест, расположенных в Российской Федерации, составление промежуточных документов не опровергает этих обстоятельств.

Ключевой вывод. Обществом посредством привлечения третьих лиц организована и произведена именно международная перевозка (оказаны услуги транспортной экспедиции).

Возврат заказчику порожних ТС — это тоже услуга по международной перевозке грузов

Налоговая инспекция посчитала, что услуга по возврату транспортных средств — полуприцепов на территорию заказчика не может быть отнесена к услуге международной перевозки товара, поскольку оказывается после завершения перевозки (не является неотъемлемой частью единого перевозочного процесса). В связи с этим услуги по возврату порожних полуприцепов подлежат обложению НДС по ставке не 0, а 18%. Кроме того, налоговики пришли к выводу о неправомерном предъявлении обществом к вычету НДС, относящегося к топливу, использованному при возврате порожних транспортных средств заказчику.

Суды первой и апелляционной инстанций поддержали позицию контролирующего органа. Возврат транспортного средства, на котором осуществлена международная перевозка, в силу ст. 164 НК РФ не относится к международной перевозке, определяемой исключительно движением товара, а не транспортных средств. Порожние транспортные средства не являются товаром, и их возврат не признается реализацией в смысле, придаваемом данному понятию ст. 38 НК РФ, следовательно, услуги по возврату транспортных средств — это самостоятельный вид услуг, отличающийся от услуг по перевозке экспортируемых товаров, и они не подлежат обложению налогом по нулевой ставке (Решение Арбитражного суда Калининградской области от 12.02.2014 и Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2014 по делу N А21-9765/2013).

Однако арбитры кассационной инстанции признали указанные выводы судов ошибочными, основанными на неправильном толковании норм материального права.

В соответствии с условиями заключенных договоров подача транспортных средств к месту погрузки является элементом комплекса услуг по международной перевозке грузов, а не самостоятельным видом услуг. Возврат предоставленных ранее заказчиками вместе с грузом полуприцепов связан с необходимостью их повторной загрузки. Согласно договорам именно в этом состоит смысл предпринимательской деятельности общества по оказанию носящих непрерывный характер услуг перевозки в виде доставки грузов по назначению и возврата автотранспортных средств в целях последующей их загрузки иным товаром.

В рассматриваемом случае обществу не заказывались услуги по движению автомобилей без груза (холостой пробег). В состав цены оказанных услуг вошли все виды предусмотренных договором расходов на доставку товаров в рамках деятельности, результаты которой реализуются и потребляются в процессе ее осуществления. В цену услуги по перевозке включены как стоимость международной перевозки товаров, так и расходы на подачу (возврат) транспортных средств. Таким образом, налогоплательщик обоснованно применял ставку 0%, ведь услуга по возврату полуприцепа для погрузки имеет адресный характер — осуществляется под конкретный груз и его перевозку по определенному маршруту (Постановление АС СЗО от 28.11.2014 по делу N А21-9765/2013). Точно такие же выводы по аналогичной ситуации представлены в Постановлении АС СЗО от 21.10.2014 по делу N А21-10424/2013 (в этом случае единодушие проявили судьи всех трех инстанций).

Ключевой вывод. Общество при организации международной перевозки грузов оказало заказчикам услуги по возврату транспортных средств — полуприцепов, без которых данная перевозка не могла быть осуществлена и которые подпадают под действие пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ.

Последствия использования экспедитором 18%-ной ставки вместо нулевой ставки

В первую очередь это может стать проблемой для клиента (заказчика), так как у него не возникает право на возмещение из бюджета суммы НДС, уплаченной экспедитору. Налоговая ставка является установленным законом элементом налогообложения, обязательным для применения налогоплательщиками, поэтому счета-фактуры с налоговой ставкой, не соответствующей пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, то есть содержащие ненадлежащую налоговую ставку, не отвечают требованиям пп. 10 п. 5 ст. 169 НК РФ. В связи с этим такие счета-фактуры не могут являться основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету. Примеров того, что судьи согласны с изложенным подходом, в арбитражной практике более чем достаточно.

Арбитражный суд

Реквизиты постановления

АС УО

от 13.05.2015 N Ф09-2566/15

от 06.05.2015 N Ф09-2648/15

от 26.01.2015 N Ф09-9607/14

АС ВСО

от 04.06.2015 N Ф02-1262/2015, Ф02-1612/2015

ФАС ЗСО

от 19.02.2014 по делу N А45-25193/2012

АС МО

от 09.02.2015 N Ф05-15266/2014

АС СЗО

от 26.08.2014 N Ф07-6734/2014 по делу N А56-80813/20130, в передаче которого в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 16.01.2015 N 307-КГ14-5678

ФАС ВСО

от 07.02.2014 по делу N А19-5756/2013, в передаче которого в Президиум ВАС отказано Определением ВАС РФ от 27.05.2014 N ВАС-6285/14

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

от 25.12.2014 N 17АП-6078/2014-АК

Включение экспедитором суммы НДС в стоимость оказываемых услуг и ее уплата в полном объеме в бюджет ситуацию не меняют, поскольку в силу п. 2 ст. 169 НК РФ незаконное применение налоговой ставки (пусть и другим лицом) лишает заказчика права на возмещение НДС (Постановление АС ВВО от 11.03.2015 N Ф01-245/2015, в передаче которого в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 08.07.2015 N 301-КГ15-6818).

В описанной ситуации решение возникающей проблемы заказчик вполне может переложить на исполнителя (экспедитора) путем взыскания с него неосновательного обогащения в виде излишне полученных НДС и процентов за пользование чужими денежными средствами. Сумма НДС, рассчитанная экспедитором и уплаченная клиентом по налоговой ставке, не предусмотренной законом, является излишне уплаченной, поэтому подлежит взысканию с первого (Постановление ФАС ВСО от 20.06.2014 по делу N А19-13095/2012). Экспедитор может избежать ответственности, если заказчик обратится в суд с иском о взыскании неосновательного обогащения по истечении срока исковой давности (исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения, — п. 2 ст. 199 ГК РФ).

Общий срок исковой давности составляет три года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (п. 1 ст. 196, п. 1 ст. 200 ГК РФ). В свою очередь, заказчик должен был узнать об излишней оплате полученных услуг не позднее дня оплаты, в том числе авансовыми платежами, каждого выставленного ему счета-фактуры с указанием в нем необоснованной ставки НДС — 18% (Постановление АС ЦО от 09.10.2014 по делу N А14-14284/2013, в передаче которого в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 01.04.2015 N 310-ЭС14-7948).

Ключевой вывод. Выставленный экспедитором заказчику счет-фактура с выделенной в нем суммой НДС, рассчитанной с применением налоговой ставки в размере 18 % вместо 0%, не может выступать в качестве основания для применения заказчиком налогового вычета. Если сумма налога уплачена экспедитору, заказчик может взыскать ее с него как неосновательное обогащение.

В то же время необходимо учитывать, что применение нулевой ставки НДС корреспондирует с обязанностью налогоплательщика представить в налоговый орган в установленный срок надлежащим образом оформленный пакет документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ. Согласно п. 3.1 указанной статьи при реализации услуг, установленных пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% налогоплательщики представляют в налоговые органы следующие документы:

— контракт (его копию) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на оказание данных услуг. В случае вывоза товаров с территории РФ на территорию государства — члена Таможенного союза или ввоза товаров на территорию РФ с территории такого государства и заключения налогоплательщиком контракта на оказание услуг с лицом, не осуществляющим внешнеэкономическую сделку по перевозимым товарам, понадобится еще один документ. В налоговый орган должна быть также представлена копия контракта, заключенного обозначенным лицом с лицом, совершающим внешнеэкономическую сделку по перевозимым товарам;

— копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории РФ (ввоз товаров на территорию РФ).

Представленный список документов явно указывает на то, что у экспедитора, скорее всего, отсутствует возможность самостоятельно собрать необходимые для подтверждения правомерности применения нулевой ставки НДС документы. Пятый арбитражный апелляционный суд на этом основании посчитал: если с третьим лицом, участвующим в процессе перевозки, заключен договор, из которого следует, что он является участником международной перевозки с передачей соответствующих документов, подтверждающих данный факт, такое лицо может применять нулевую ставку. Судьи подчеркнули, что, делая названный вывод, они исходят не из возможности выбора (произвольного применения) налоговой ставки, а из установленной налоговым законодательством обязанности подтвердить налоговую ставку 0% соответствующим пакетом документов (Постановление от 05.08.2015 по делу N А51-1939/2015).

А вот судьи АС МО указали: основания для возникновения, порядок и сроки уплаты налога, а также подлежащая применению ставка налогообложения устанавливаются не в порядке определения условий гражданско-правовой сделки, а из императивных норм Налогового кодекса. Применение в правоотношениях сторон той или иной предусмотренной Налоговым кодексом ставки НДС связано с представлением истцом (заказчиком) ответчику (экспедитору), а последним — в налоговый орган обосновывающих применение ставки 0% документов. При наличии комплекта документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки НДС, стороной контракта применяется именно такая ставка налога в силу императивной нормы НК РФ, а не по условиям договора (в рассматриваемой ситуации в договоре содержалось условие о цене товара, включающей ставку НДС 18%). В случае же отсутствия документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой налоговой ставки, ответчиком применяется ставка 18%.

Поскольку доказательства представления заказчиком экспедитору комплекта документов, подтверждающих применение нулевой ставки НДС, материалы дела не содержат, арбитры не удовлетворили иск заказчика о взыскании с ответчика неосновательного обогащения в виде суммы НДС и процентов за пользование чужими денежными средствами (Постановление от 03.12.2014 N Ф05-11937/2014 по делу N А40-41840/13, в передаче которого в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 25.03.2015 N 305-ЭС15-1339).

* * *

В силу пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ при оказании услуг по международной перевозке грузов и транспортно-экспедиционных услуг в рамках организации такой перевозки обложение НДС производится с применением нулевой ставки (причем, как пояснил Пленум ВАС, всеми задействованными в процессе участниками). В связи с этим нулевую ставку НДС применяют как перевозчики, оказывающие услуги по международной перевозке товаров на отдельных этапах перевозки, так и лица, привлеченные экспедитором для оказания отдельных транспортно-экспедиционных услуг. При этом действие указанного подпункта распространяется на транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые в отношении товаров, являющихся предметом международной перевозки, вне зависимости от того, выступает в роли организатора международной перевозки сам экспедитор, заказчик транспортно-экспедиционных услуг либо иное лицо. Финансисты постоянно обращают внимание налогоплательщиков на необходимость использования приведенных разъяснений высшего арбитра при применении норм пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ (см. Письма от 15.07.2015 N 03-07-08/40497, от 29.06.2015 N 03-07-08/37366, от 23.06.2015 N 03-07-08/36143, от 03.06.2015 N N 03-07-08/31993, 03-07-08/32160, от 19.12.2014 N 03-07-08/65899).

Понятно, что не дремлют и арбитры. Поэтому в судебной практике появились их выводы о том, что экспедитору необязательно быть организатором международной перевозки, а привлечение к исполнению обстоятельств по экспортным контрактам третьих лиц не может стать препятствием для применения ставки НДС в размере 0%. Главное, чтобы оказание услуги было связано с международной перевозкой.

Следует также учитывать: применение экспедитором вместо нулевой ставки НДС 18%-ной ставки и выставление заказчику счета-фактуры с ненадлежащей ставкой налога означают, что у последнего не возникнет право на применение вычета. В данной ситуации заказчик может взыскать с экспедитора уплаченную ему сумму НДС как неосновательное обогащение, а также потребовать от него уплаты процентов за пользование чужими денежными средствами. Препятствием для такого разрешения ситуации может стать отсутствие у экспедитора возможности собрать необходимый пакет документов, подтверждающих применение нулевой ставки.

Наша компания «Универсальные Грузовые Решения» осуществляет услуги международной перевозки грузов и товаров различными видами транспорта:

Они могут использоваться как по отдельности, так и в различных комбинациях. Выбор вида транспорта, которым осуществляются международная перевозка и маршруты его следования разрабатываются таким образом, чтобы обеспечить максимально быструю доставку груза в пункт назначения и минимизацию затрат клиента на перевозку и таможенное оформление.

Мы оказываем услуги любым участникам ВЭД:

  • Физическим лицам
  • Юридическим лицам
  • Индивидуальным предпринимателям

Осуществляем доставку любых грузов и товаров, различных размеров и объемов! Это могут быть отправки как в коммерческих целях, отправляемые или доставляемые в адрес юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Так, например, и некоммерческие отправки, получаемые или доставляемые в адрес физических лиц (переезд на постоянное место жительства за границу или наоборот).

Мы с радостью готовы ответить Вам по стоимости и срокам доставки, виде транспорта, которым может быть доставлен груз. Предложить различные варианты на Ваше усмотрение, а Вам уже выбрать наиболее подходящие из них. А также готовы ответить на любые вопросы связанные с таможенным оформлением, сертификацией, страхованием и на другие интересующие Вас вопросы!

География международных перевозок грузов

Нами осуществляется международные перевозки грузов и абсолютно любых товаров, различных размеров и объемов из любых стран мира в Российскую Федерацию или из России в любые страны мира. География очень обширна и охватывает практически все страны мира, за исключением некоторых, где проходят военные действия.

Австралия Гонконг Корея Тайвань
Австрия Греция Куба Турция
Азербайджан Грузия Латвия Украина
Америка Европа Литва Финляндия
Англия Египет Люксембург Франция
Аргентина Израиль Норвегия Харбин
Афганистан Индия ОАЭ Черногория
Белоруссия Индонезия Польша Чехия
Бельгия Ирландия Португалия Швейцария
Болгария Испания Румыния Швеция
Венгрия Италия Сингапур Шанхай
Вьетнам Камерун США Эстония
Германия Канада Сербия Южная Америка
Голландия Китай Таиланд Япония

Типы грузов при международных перевозках

Нами перевозятся в международном сообщении любые типы и виды грузов:

Виды международных перевозок грузов и товаров

Компания «Универсальные Грузовые Решения» осуществляет международные перевозки различными видами транспорта: автомобильным, морским, железнодорожным и авиа. Они могут использоваться как по отдельности, так и в различных комбинациях. Так, например, международные перевозки грузов в страны Европы традиционно осуществляются автомобильным или воздушным транспортом, в то время, как для транспортировки груза из Индии или Китая может использоваться комбинированный транспорт: морской и сухопутный. При отправке небольших партий грузов, как правило небольшим объемом и весом (до 100 кг) и при необходимой срочности – используется авиа транспорт, что является наиболее быстрым способом доставки.

Выбор транспорта, которым осуществляются международные перевозки, маршруты его следования разрабатываются таким образом, чтобы обеспечить максимально быструю доставку груза в пункт назначения и минимизацию затрат клиента на перевозку и таможенное оформление.

Автомобильным транспортом – это одна из самых востребованных услуг. Популярность автомобильной перевозки грузов на международном направлении объясняется его доступной стоимостью, универсальностью, возможностью забирать груз со склада продавца и доставлять на склад покупателя без дополнительных перегрузок, а также быстро транспортировать груз на дальнее расстояние. Компания «Универсальные Грузовые Решения» осуществляет грузоперевозка автотранспортом практически любых видов грузов по всему миру. В том числе он может быть использован при доставке небольших партий товаров в составе сборного груза. В основном автотранспорт востребован в таком сегменте, как страны СНГ и Страны Европейского Союза. Эти направления являются традиционными, экономические связи складывались в течение продолжительного времени, на европейском направлении и на территории стран СНГ имеется развитая дорожная сеть, облегчающая транспортировку груза. Эти преимущества делают грузоперевозки автотранспортом одним из самых доступных и экономически целесообразных видов.

Морским транспортом — являются одними из самых дешевых. Данный транспорт широко используется для доставки контейнерных грузов из стран Азии, северной и южной Америки и др. стран имеющих морские порты. Не меньшим спросом пользуются морские перевозки и на европейском направлении. Как правило при морских перевозках используется комбинированный вид транспорта: автомобильный-морской-автомобильный. Вначале груз доставляется в порт автомобильным транспортом, далее доставляется морским транспортом от порта до порта, а дальше перегружается на автомобильное транспортное средство для последующей доставки на склад получателя. Так, например доставка в Россию может осуществляться через порты Прибалтики, Финляндии, России (Санкт-Петербурга, Усть-Луги, Новороссийска, Ростова-на-Дону, Владивостока, Находки и др. морских портов России).

Железнодорожным транспортом перевозки также весьма популярны. Так как данный транспорт, как правило, используется для перевозки крупногабаритных и тяжелых грузов на дальние расстояния, где нецелесообразно использовать автомобильный и морской транспорт. А также может быть использован в составе комбинированных перевозок грузов или работы по схеме «от двери до двери». Так например часто используется доставка железнодорожным транспортом из стран Европы и СНГ. Либо комбинированным транспортом через порты Санкт-Петербурга, Владивостока, Находки. В этом случае доставка груза осуществляется морем до порта, где организуется его перегрузка и таможенное оформление груза. После завершения всех процедур груз может быть размещен на железнодорожную платформу либо вагоне и доставляется на станцию получателя.

Авиационным транспортом перевозки не менее популярны. Этот вид транспорта популярен для небольших грузов, срочных, а так же скоропортящихся. Доставка осуществляется через основные аэропорты России: Москвы, Санкт-Петербурга, Владивостока и др. Для больших объемов груза данный тип грузоперевозок становиться нецелесообразным в связи с его высокой стоимостью.

Мультимодальные перевозки грузов как правило используются при смешанном виде перевозок комбинированным транспортом авто+авиа+авто; авто+море+ж/д+авто; авто+ж/д+авто и др. Например: груз доставляется в морской порт автомобильным транспортом, далее осуществляется морским путем, после чего из порта груз опять доставляется автомобильным транспортом на склад получателя.

Перевозка и доставка из Китая

Одним из направлений деятельности компании «Универсальные Грузовые Решения» являются международные грузоперевозки из стран Азии: Китая, Индии, Японии, Тайваня, Таиланда и др.

В сегменте международные перевозки товаров из Китая – это одно из самых популярных направлений, так как выход на один из самых быстрорастущих рынков для Российских компаний является одним из важнейших этапов развития. Осуществляемые компанией «Универсальные Грузовые Решения», международные перевозки товаров из Китая позволяют компаниям-импортерам эффективно осуществлять внешнеэкономическую деятельность, обеспечивая быструю и своевременную поставку товара.

Международные грузоперевозки из Азии осуществляются преимущественно морским транспортом через порты Санкт-Петербург, Владивосток и другие крупные портовые города России, где груз проходит таможенное оформление.

Перевозки из Европы

Международные грузоперевозки из Европы являются традиционным направлением. Экономические связи России со странами Европы складывались на протяжении десятилетий и отличаются устойчивостью. Международные автомобильные грузоперевозки из Польши, Германии, Голландии, Франции, Испании, Италии, Бельгии, Англии, Чехии, Финляндии и других стран Европы являются одним из основных направлений в деятельности компании «Универсальные Грузовые Решения».

На европейском направлении компания «Универсальные Грузовые Решения» также осуществляет международные перевозки из Турции, Румынии и Болгарии.

В зависимости от пункта назначения, международные перевозки из Европы, осуществляются через территорию Прибалтики, Белоруссии или Украины. На этом направлении, как правило, осуществляются международные автомобильные грузоперевозки, но в зависимости от маршрута следования транспортировка груза может осуществляться морским путем в Санкт-Петербург.

Нельзя не принимать во внимание и огромное значение, которое имеет Германия в транзитных международных грузоперевозках. Благодаря выгодному транспортно-географическому положению государства сюда стекаются товары из различных стран мира, после чего международные грузоперевозки из Германии осуществляются сухопутным путем или морским через порт Санкт-Петербурга.

Использование автомобильного транспорта на таком направлении, как международные грузоперевозки из Финляндии является на сегодняшний день одним из наиболее целесообразных. Использование грузового автотранспорта объясняется не только ценовой привлекательностью, но и его универсальностью. Автомобильный транспорт позволяет осуществлять международные грузоперевозки из Финляндии практически всех видов товаров.

Перевозка в страны СНГ

Компания «Универсальные Грузовые Решения» осуществляет перевозки из России в страны СНГ и наоборот из СНГ в Россию. Это наиболее востребованное направление из-за преференций на таможне по товарам производимым в данных станах.

Грузоперевозки из Грузии, Узбекистана, Армении и Молдовы пользуются значительным спросом, но в то же время требует знания особенностей таможенного оформления. Товары из стран СНГ как правило облагаются только НДС без уплат таможенных пошлин. Самым ярким примером может служить свободное перемещение товаров из стран Таможенного союза: России, Беларуссии, Казахстана, Армении и Кыргызстана. Из этих государств грузоперевозки осуществляются без прохождения таможенного контроля и в рамках свободной торговли между ними.

Международные перевозки в Страны Северной и Южной Америки

Нами осуществляется доставка из стран Северной и Южной Америки в Российскую Федерацию или наоборот. Как правило, при перевозке грузов используется морской или воздушный транспорт. При перевозке морским транспорт сроки доставки значительно отличаются от сроков доставки воздушным транспортом и могут составлять от 30 дней против 1-2 дней при доставке воздушным.

Схемы «От двери До двери»

Компания «Универсальные Грузовые Решения» предоставляет комплексные услуги по схеме «от двери о двери». Подобная схема является одной из самых выгодных для клиента, который полностью доверяет все заботы по доставке и таможенному оформлению груза профессионалам.

Схема «от двери до двери» включает в себя ряд этапов:

  • Подготовка груза к отправке, разработка логистической схемы;
  • Транспортировка груза в Россию;
  • Таможенное оформление груза;
  • Доставка груза на склад владельца.

Одним из важнейших этапов схемы является таможенное оформление груза. Его особенностью является необходимость заполнения различных деклараций, оформления сертификатов и другой разрешительной документации. Даже малейшие ошибки при заполнении документации могут впоследствии привести к проблемам с постановкой на баланс и дальнейшей реализации продукции.

Сотрудничество с компанией «Универсальные Грузовые Решения» обеспечивает быстроту доставки товара, снижение стоимости международных перевозок и быстрое прохождение таможенного оформления.

Если Вам нужны международные грузоперевозки из Европы, СНГ, стран Азии, Северной и Южной Америки или других стран мира. Мы с радостью станем Вашим надежным партнером!

Сроки и стоимость международной перевозки грузов и товаров

Сроки и стоимость международной перевозки грузов и товаров в нашей компании минимальны по рынку и рассчитываются индивидуально в зависимости от вида транспорта, выбранного маршрута, веса и габаритов груза.

Мы уверены, что сроки, стоимость и качество услуг Вас приятно удивят!

Узнать стоимость международной перевозки

ДОГОВОР

транспортной экспедиции в международном сообщенииг. «» 2020 г. в лице , действующего на основании , именуемый в дальнейшем «Клиент», с одной стороны, и в лице , действующего на основании , именуемый в дальнейшем «Экспедитор», с другой стороны, именуемые в дальнейшем «Стороны», заключили настоящий договор, в дальнейшем «Договор», о нижеследующем:

ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1. Предметом настоящего договора является организация Экспедитором транспортно-экспедиционного обслуживания экспортно-импортных грузов по поручению и за счет средств Клиента.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Отношения Сторон регулируются настоящим договором, Конвенцией о Дорожной Перевозке грузов, постатейным комментарием к ней, Федеральным законом «О транспортно-экспедиционной деятельности», Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, «Уставом Автомобильного и городского и наземного электрического транспорта», а также Гражданским Кодексом Российской Федерации.

2.2. Стороны договорились, что экспедиторскими документами, подтверждающими заключение Договора транспортной экспедиции являются договор-заявка утвержденного Сторонами образца (являющаяся аналогом экспедиторского документа «поручение Экспедитору»), товарно-транспортная накладная международного образца CMR (подтверждающая принятие груза к перевозке и являющейся аналогом экспедиторского документа «Экспедиторская расписка».

2.3. Стороны договорились, что факсимильные и электронные копии настоящего Договора, договор-заявок, являются неотъемлемой частью настоящего Договора и имеют силу оригиналов. 2.4. После подписания настоящего Договора и договор-заявок к нему все предварительные устные соглашения Сторон теряют силу.

ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕРЕВОЗОК

3.1. После предварительной устной договоренности с Экспедитором, Клиент направляет договор-заявку в письменном виде не позднее дней до срока предоставления автотранспортных средств Экспедитором. Договор-заявка от Клиента к Исполнителю передается либо факсимильным сообщением, либо по электронной почте. В свою очередь Экспедитор письменно (подписью и печатью предприятия) подтверждает выполнение заказа, указывая государственные номера тягача, полуприцепа и паспортные данные водителя транспортного средства. В случае устного приема заказа от Клиента Экспедитор не несет ответственности за его своевременное выполнение, что может повлечь за собой трудности транспортно-экспедиционного обслуживания груза. Заявка может быть составлена на одну или несколько перевозок, а также на определенный период времени.

3.2. Необходимый подвижной состав, его количество и время его подачи под погрузку может изменяться по предварительной договоренности Сторон, но не позднее, чем за один рабочий день до даты подачи автомобиля под погрузку. В случае если Клиент изменил вышеуказанные условия менее чем за один рабочий день до даты подачи автомобиля под погрузку, Экспедитор имеет право отказаться от выполнения своих обязательств и не несет ответственность, связанную с несвоевременностью подачи (или неподачей) автотранспортных средств.

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СТОРОН

4.1. Обязательства Экспедитора:

4.1.1. Экспедитор обязан организовать перевозку и осуществить транспортно-экспедиционное обслуживание грузов по заявкам Клиента, строго соблюдая условия договор-заявки и в соответствии с настоящим договором.

4.1.2. Экспедитор обязуется организовать подачу под загрузку автотранспортные средства в технически исправном состоянии.

4.1.3. Экспедитор обязан по требованию Клиента выписать доверенность на получение груза и его перевозку водителем транспортного средства, указанным в договор-заявке и передать ее факсимильной или электронной связью Клиенту.

4.1.4. Экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей третьих лиц. Возложение исполнения обязательства на третье лицо не освобождает Экспедитора от ответственности перед Клиентом за исполнение настоящего договора.

4.1.5. Экспедитор обязуется требовать документального оформления в случае изъятия таможенными службами любого количества груза в виде записи в накладной, заверенной печатью таможни, или в виде акта на изъятие и немедленно информировать об этом Клиента.

4.1.6. Экспедитор обязуется организовать доставку вверенного Клиентом груза в указанный пункт назначения и сдачу его уполномоченному лицу в целости и сохранности в сроки, согласно заявке.

4.1.7. Экспедитор обязуется незамедлительно информировать Клиента обо всех проблемах, возникающих в процессе осуществления погрузки, транспортировки, разгрузки, прохождения таможенных формальностей.

4.1.8. Экспедитор обязуется сообщать Клиенту о местонахождении автомобиля с грузом, а также о вынужденных задержках транспортных средств в пути следования, авариях и других происшествиях, препятствующих своевременной доставке груза либо угрожающих его сохранности.

4.1.9. Экспедитор обязуется предоставить Клиенту документы, подтверждающие факты задержки транспортного средства в пути, простоев у отправителя (получателя) груза, на таможнях стран транзита для успешного разрешения проблем, в случае их возникновения по указанным причинам.

4.1.10. После осуществления перевозки, по требованию Клиента, Экспедитор обязан в течении дней направить в адрес Клиента копии необходимых документов, подтверждающих факт доставки груза (Накладные, акты приёма передачи, СМR, др. документы предусмотренные договором или договор-заявкой), с обязательным последующим предоставлением оригиналов.

4.1.11. Экспедитор обязуется охранять коммерческие интересы Клиента, соблюдать нейтральность, не разглашать информацию, касающуюся его клиентов.

4.1.12. Экспедитор оставляет за собой право отозвать автотранспорт в следующих случаях:

  • если Клиент не обеспечит загрузку и таможенное оформление в течение 48 часов, с момента подачи автомобиля. Время подачи автомобиля считается до 12.00 местного времени.
  • если загруженный груз не соответствует описанному в договор-заявке или в товарно-транспортной накладной (CMR);
  • если загрузка осуществляется с нарушением правил и норм загрузки;
  • в других случаях, предусмотренных законодательством РФ;

4.2. Обязательства Клиента:

4.2.1. Клиент обязуется сообщить (при наличии) в договор-заявке информацию об особых свойствах груза (как-то: невозможность перевозки совместно с другим грузом, хрупкий груз, и пр.) и особенностях его крепления в грузовом отсеке (навал, груз на растяжках, и пр.), требования к транспортировке, в т.ч. к особому скоростному режиму транспортировки, особые требования к характеристикам автомобиля (страна происхождения автомобиля, тип и способ растентовки, откидывающиеся борта, их высота, пневмоподвеска, обрешетка кузова и т.д.), а также к дополнительным приспособлениям и оборудованию (гидролифт, тип и количество коников (стоек) и пр.), и прочую информацию, являющуюся значимой для качественного исполнения Экспедитором своих обязанностей по настоящему Договору.

4.2.2. Клиент обязуется предъявить к перевозке груз правильно оформленный, окантованный, в надлежащей таре и упаковке, предохраняющей груз от порчи и повреждений в пути следования.

4.2.3. Клиент обязуется в случае срочности доставки груза и/или строгого требования к соблюдению срока доставки уведомить об этом Экспедитора и имеет право потребовать от последнего выполнения услуг по организации страхования перевозки от просрочки в доставке.

4.2.4. Клиент обязуется для выполнения Экспедитором своих обязательств по настоящему договору обеспечивать его необходимой документацией, включая товаросопроводительные документы (CMR, товарные накладные и пр.), коммерческие инвойсы, сертификаты (в т.ч. гарантийные сертификаты, письма (в т.ч. отказные), сертификаты качества и соответствия, карантинные, ветеринарные сертификаты, статистические формы учета и пр.), лицензии, доверенности и т.д., требующиеся для надлежащего транспортно-экспедиционного обслуживания грузов Клиента и таможенной очистки и/или переотправки груза в соответствии с требованиями таможенного законодательства.

4.2.5. Клиент обязуется обеспечить проведение процедуры погрузки/разгрузки транспортных средств и таможенное оформление перевозимого груза в течение 48 часов с момента прибытия транспортного средства на место погрузки/выгрузки.

4.2.6. Клиент обязуется обеспечивать упаковку и крепление груза по нормам, гарантирующим сохранность груза во время транспортировки.

4.2.7. Клиент обязуется содействовать исполнению требований водителя транспортного средства на месте загрузки по рациональному размещению груза во избежание нарушения норм нагрузки по осям подвижного состава.

4.2.8. При обнаружении в процессе разгрузки следов вскрытия, недостачи, повреждения груза или его упаковки вызов представителя Экспедитора обязателен. В случае невозможности прибытия представителя Экспедитора на выгрузку, Экспедитор обязан уполномочить водителя доверенностью на участие в составлении и подписании Акта об обнаружении несоответствия при приемке товара. Акт должен быть составлен в трех экземплярах в тот же день, когда несоответствие выявлено, и представлен Экспедитору. Составленный без участия уполномоченного Экспедитором лица Акт не считается действительным.

4.2.9. Клиент обязуется охранять коммерческие интересы Исполнителя, соблюдать нейтральность и не разглашать информацию, касающуюся его клиентов.

4.2.10. Клиент вправе отозвать подтверждённую заявку исполнителя но не менее чем за рабочих дня, предшествующих дню загрузки.

4.2.11. Клиент вправе выбирать пункт таможенного перехода самостоятельно. В случае, если это обстоятельство не является значимым, выбор таможенного перехода остается за Экспедитором, при этом если автомобиль следует под процедурой таможенного транзита без использования TIR-Carnet, на Клиенте лежит обязанность по своевременному предоставлению гарантийного обязательства на таможенный переход.

РАСЧЕТЫ

5.1. Основанием для оплаты за услуги по настоящему договору являются счет, счет-фактура, акт выполненных работ (факсимильные, электронные копии или оригиналы), если иное не указано в договор-заявке.

5.2. Расчеты за перевозку автомобильным транспортом производятся между Клиентом и Экспедитором за каждую отдельную перевозку согласно оговоренной в договор-заявке сумме фрахта наличными денежными средствами, либо безналичным путем.

5.3. Оплата за перевозки производится Клиентом в сроки, указанные в договор-заявке.

5.4. За нарушение сроков оплаты счетов по вине Клиента, выставленных Экспедитором, Клиент выплачивает Исполнителю штраф в размере % от суммы счета за каждый день просрочки.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

6.1. Экспедитор и Клиент несут полную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнением пунктов настоящего договора, с учетом положений Конвенции «О договоре международной перевозки грузов» (Конвенция КДПГ) и ФЗ РФ «О транспортно-экспедиционной деятельности», а также в соответствии с действующим законодательством РФ.

6.2. Основанием для освобождения от ответственности являются основания, указанные в законодательных актах, регулирующих отношения Сторон.

6.3. Сторона, нарушившая свои обязательства по договору должна без промедления устранить эти нарушения.

6.4. Стороны возмещают друг другу убытки (в том числе и по уплате штрафов) в случае, если понесение убытков или уплата штрафов подтверждены документально.

6.5. Стороны обязаны согласовывать друг с другом в письменном виде (дополнительным соглашением, гарантийным письмом по оплате и пр.) дополнительные расходы, возникшие в ходе исполнения ими обязательств по настоящему договору.

6.6. За срыв погрузки по вине Экспедитора (неподача транспортного средства под загрузку) Экспедитор уплачивает Клиенту штраф в размере % от стоимости фрахта, при этом замена транспортного средства на аналогичное не считается срывом погрузки по вине Экспедитора, если будет соблюден оговоренный Сторонами в договор-заявке срок прибытия автомобиля на выгрузку.

6.7. За срыв погрузки по вине Клиента, последний уплачивает Экспедитору штраф в размере 20% от стоимости фрахта, при этом, если имел место простой транспортного средства под погрузкой, помимо уплаты штрафных санкций за срыв погрузки, Клиент уплачивает штрафные санкции за фактический простой автомобиля, если он составил более 8 часов со времени прибытия автомобиля под погрузку.

6.8. За сверхнормативный простой, определяемый на основании п.4.2.4 настоящего договора за первые двое суток Клиент уплачивает штраф в размере рублей за каждые сутки простоя, далее за простой, превышающий двое суток в размере рублей за каждые сутки, если иное не указано в договор-заявке. Простой за выходные и праздничные дни не оплачивается Клиентом в случае, если транспортные средства прибыли под загрузку/разгрузку менее чем за 24 часа до выходных и праздничных дней.

6.9. За просрочку в доставке груза свыше 24 часов, Экспедитор уплачивает Клиенту штраф в размере рублей за каждые сутки опоздания. Клиент имеет право требовать возмещения убытков, вызванных просрочкой доставки, только в случае значительного опоздания автомобиля на выгрузку (более рабочих дней). В случае, если Клиент знает о возможности понесения таких убытков из-за опоздания прибытия груза в меньший, чем рабочих дней, срок, он обязан уведомить об этом Экспедитора, чтобы последний смог предпринять действия для предотвращения таких убытков.

6.10. Если Клиент перегрузит автомобиль свыше веса, согласованного договором-заявкой, письменно не согласовав сверхнормативную загрузку и повышение фрахта с Экспедитором, то в этом случае Клиент несет полную (в т.ч. и материальную) ответственность за перегруз транспортного средства.

ФОРС-МАЖОР

7.1. Если полное или частичное неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств было вызвано наступлением форс-мажорных обстоятельств, возникших после заключения настоящего договора, стороны освобождаются от ответственности по договору. К форс-мажорным обстоятельствам относятся: стихийные бедствия, эпидемии, война или военные действия, забастовки и иные чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства.

7.2. Сторона, для которой создалась невозможность исполнения своих обязательств по настоящему договору, обязана незамедлительно письменно уведомить другую сторону о наступлении форс-мажорных обстоятельств, предполагаемом сроке их действия и прекращения.

7.3. Если указанные форс-мажорные обстоятельства повлияли на возможность исполнения обязательств в срок, то этот срок соразмерно продлевается на время действия форс-мажорных обстоятельств.

7.4. Если указанные форс-мажорные обстоятельства будут длиться свыше 6 месяцев, то каждая из сторон вправе расторгнуть настоящий договор, уведомив об этом другую сторону в разумный срок. При этом ни одна из сторон не будет требовать от другой стороны возмещения убытков.

АРБИТРАЖ

8.1. В случае возникновения споров, Стороны будут стремиться к их урегулированию путем переговоров, а в случае, если Стороны не смогут прийти к соглашению, то все споры подлежат разрешению в соответствии с действующим законодательством в Арбитражном суде по месту нахождения Истца.

8.2 Претензионный порядок урегулирования споров для Сторон обязателен. Срок рассмотрения Сторонами претензий – календарных дней.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

9.1. Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания и действует до полного исполнения Сторонами своих обязательств.

9.2. Если ни одна из Сторон не заявила в письменной форме о своем намерении расторгнуть настоящий договор, срок его действия будет автоматически продлеваться на каждый последующий календарный год.

9.3. Договор может быть изменен или дополнен при согласовании обеих Сторон и досрочно расторгнут по инициативе любой из Сторон, при условии предварительного письменного уведомления об этом другой Стороны за дней.

ЮРИДИЧЕСКИЕ АДРЕСА И БАНКОВСКИЕ РЕКВИЗИТЫ СТОРОН

КлиентЮр. адрес:Почтовый адрес:ИНН:КПП:Банк:Рас./счёт:Корр./счёт:БИК: ЭкспедиторЮр. адрес:Почтовый адрес:ИНН:КПП:Банк:Рас./счёт:Корр./счёт:БИК:

ПОДПИСИ СТОРОН

Клиент _________________ Экспедитор _________________

Анищенко А. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

По умолчанию считается, что право на применение нулевой ставки НДС надо заслужить и доказать. Однако, если это нужно налоговой инспекции, оказывается, что применение нулевой ставки – вовсе не право, а прямая обязанность налогоплательщика. И судьи с этим согласны. Для примера приведем Постановление АС МО от 14.05.2020 по делу № А40-271540/2018. Но чтобы было понятнее, в чем заключается проблема, рассмотрим предысторию вопроса.

Международные перевозки

Несмотря на санкции и пандемию иностранные грузы постоянно перемещаются через территорию РФ. При этом обычно еще требуется сопровождение, которое называется транспортно-экспедиционными услугами. Что к ним относится, указано в пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, например, прием, выдача, завоз-вывоз грузов, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, хранение грузов в складских помещениях и на открытых площадках экспедитора.

Компании и ИП могут оказывать также услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава или контейнеров для проведения международных перевозок.

Однако во многих случаях процессом перевозки одного и того же груза на разных участках занимаются разные компании (ИП). В каких случаях они могут (даже обязаны) применять нулевую ставку НДС? Является ли международной перевозка на основании договора транспортной экспедиции иностранного товара от российской таможни в месте прибытия до внутренней таможни и таможни в месте убытия из России? Какая ставка НДС применяется при оказании услуг по перевозке на основании договора транспортной экспедиции уже растаможенного иностранного товара от внутренней таможни в РФ до конечного российского потребителя? Какая ставка НДС применяется при перевозке на основании договора транспортной экспедиции иностранного товара от таможни в месте прибытия в России до внутренней таможни России?

Изначально были сомнения…

С одной стороны, есть ряд писем Минфина, из которых следует, что ставка НДС в размере 0% применяется налогоплательщиком в отношении всей стоимости перевозки или транспортировки товаров от пункта отправления, находящегося за пределами РФ, до пункта назначения, находящегося в РФ (см., например, Письмо от 24.05.2006 № 03-04-08/108).

В Письме от 18.03.2011 № 03-07-08/73 Минфин отмечает: транспортно-экспедиционные услуги, поименованные в пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, которые российская компания оказывает на основании договора транспортной экспедиции при перевозке товаров между пунктом отправления, расположенным за рубежом, и пунктом назначения, расположенным в России, подлежат обложению НДС по нулевой ставке. Это не зависит от вида таможенной процедуры, под которую помещаются товары. Однако в таком случае нужно представлять налоговикам документы, список которых приведен в п. 3.1 ст. 165 НК РФ.

С другой стороны, есть Письмо Минфина России от 11.12.2012 № 03-07-14/114, в котором говорится, что в случае если началом перевозки является пункт отправления, находящийся за рубежом, а окончанием перевозки – пункт назначения в России, услуги по перевозке товаров, помещенных под таможенную процедуру транзита, облагаются НДС по нулевой ставке.

В случае перевозки иностранных товаров между двумя пунктами, находящимися на территории РФ, в том числе при перевозке товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, от таможни в месте прибытия до внутренней таможни, такие услуги облагаются НДС по базовой ставке (сейчас составляет 20%).

Кстати, согласно Письму Минфина России от 17.10.2014 № 03-07-08/52436 услуги, связанные с перевозкой ввозимых в Россию грузов, не предусмотренные пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, а также не поименованные в других положениях п. 1 ст. 164 НК РФ, облагаются НДС по ставке 18% (в настоящее время – 20%).

К решению проблемы подключился Пленум ВАС

Пленум ВАС в п. 18 Постановления от 30.05.2014 № 33 обозначил свой подход: при наличии нескольких исполнителей заказа перевозки сопутствующих транспортно-экспедиторских услуг каждый из них – участник отдельного этапа выполнения общего заказа – имеет право на нулевую ставку НДС. При этом действие пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ распространяется на транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые в отношении товаров, являющихся предметом международной перевозки, вне зависимости от того, выступает ли организатором международной перевозки сам экспедитор, или заказчик транспортно-экспедиционных услуг, или иное лицо.

Последствия

В Письме от 14.06.2016 № СД-4-3/10498@ ФНС дала следующие рекомендации.

1. Транспортно-экспедиторские услуги будут облагаться НДС по ставке 0%, если одновременно выполняются два условия:

  • договор транспортной экспедиции соответствовует требованиям ГК РФ и Федерального закона от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»;

  • услуги оказываются именно при организации международной перевозки.

При этом нужно руководствоваться классификацией транспортно-экспедиторских услуг, установленной ГОСТ Р 52298-2004 «Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги транспортно-экспедиторские. Общие требования».

2. В силу пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров судами, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами РФ.

Что касается транспортно-экспедиционных услуг в отношении товаров, ввозимых в РФ или вывозимых из РФ и не предусмотренных в п. 1 ст. 164 НК РФ, то такие услуги облагаются НДС на основании п. 3 ст. 164 НК РФ по ставке 18% (сейчас – 20%).

И да, при этом налоговики предложили учитывать п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ № 33.

Однако в Письме от 22.06.2016 № 03-07-08/36183 Минфин сообщил, что оказываемые российской компанией на основании договора транспортной экспедиции услуги по перевозке товаров, ввезенных автотранспортом от российского порта до пункта назначения, находящегося на территории России, к услугам, перечисленным в пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, не относятся. В других подпунктах п. 1 ст. 164 НК РФ они не поименованы. Поэтому в отношении таких услуг нулевая ставка НДС не применяется.

Но немного позже – в Письме ФНС России от 04.07.2016 № СД-4-3/11936@ – был сделан следующий вывод. Транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки от пункта отправления, расположенного за пределами территории РФ, до пункта назначения, расположенного на территории РФ, подлежат обложению НДС по ставке в размере 0% независимо:

  • от количества перевозчиков, участвующих в оказании услуг по перевозке товаров;

  • ставки налога, применяемой налогоплательщиками-перевозчиками, которые оказывают услуги по перевозке товаров.

Без права выбора

Но вернемся к нашему примеру – делу № А40-271540/18. Общество обратилось в суд с требованием к налоговикам признать недействительным отказ в возмещении «входного» НДС. Счета-фактуры, по которым отказали, были выставлены ОАО «РЖД» на услуги по перевозке груза железнодорожным транспортом.

Налоговики решили, что услуги ОАО «РЖД» должны были облагаться НДС по нулевой ставке как подпадающие под действие пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ.

Компания же посчитала, что раз во всех перечисленных счетах-фактурах, выставленных ОАО «РЖД», был указан НДС по ставке 18% (дело было еще до увеличения ставки налога), суммы предъявленного НДС можно было учесть в составе налоговых вычетов.

Это не внутреннее дело

Общество оказывало услуги по международной и внутренней перевозке грузов, для чего привлекало ОАО «РЖД» и некоторые другие компании. ОАО «РЖД» по заявкам общества осуществляло внутреннюю и международную перевозку грузов, составляло внутренние и международные железнодорожные накладные, акты оказания услуг, а также выставляло счета-фактуры.

Причиной спора стали поставки из Китая. На территории КНР груз до границы перевозила местная китайская компания, а уже от границы – ОАО «РЖД». Помимо него услуги по перевозки китайских грузов на территории России обществу оказывали и другие российские компании.

Суд, рассмотрев предъявленные ему договоры о перевозке и сопутствующие ей договоры о транспортно-экспедиторских услугах, однозначно решил, что эти услуги имели место в рамках единой международной перевозки и, строго говоря, применять здесь базовую ставку налога ОАО «РЖД» не имело права.

Ноль – значит ноль!

В соответствии с п. 2, пп. 10 п. 5 ст. 169 НК РФ в счете-фактуре, которая на основании ст. 172 НК РФ является основным документом, подтверждающим налоговые вычеты, в обязательном порядке должна быть указана налоговая ставка, соответствующая операциям, отраженным в п. 1 – 4 ст. 164 НК РФ. При этом счет-фактура, составленный с нарушением порядка, установленного п. 5, 6 ст. 169 НК РФ, не может являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм НДС к возмещению.

Налогоплательщик (в силу положений ст. 164, 168, 169 НК РФ), выставляющий покупателю счет-фактуру, не вправе по своему усмотрению изменять установленную налоговым законодательством ставку налога.

Согласно пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ рассматриваемые в данном деле операции должны облагаться НДС по ставке 0%.

В соответствии с п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ № 33 оказание услуг по международной перевозке несколькими лицами само по себе не препятствует применению налоговой ставки 0% всеми участвовавшими в их оказании лицами. В связи с этим нулевую ставку применяют также перевозчики, оказывающие услуги по международной перевозке товаров на отдельных этапах перевозки, и лица, привлеченные экспедитором для оказания отдельных транспортно-экспедиционных услуг.

Эти правила распространяются на транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые в отношении товаров, являющихся предметом международной перевозки, вне зависимости от того, выступает ли организатором международной перевозки сам экспедитор, или заказчик транспортно-экспедиционных услуг, или иное лицо.

Международная накладная

При проведении железнодорожной перевозки в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» и Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) от 01.11.1951 в обязательном порядке составляется железнодорожная накладная (внутренняя или международная). В ней в том числе указываются пункт отправления и пункт назначения груза.

Такая накладная с отметками таможенников о ввозе товара на территорию РФ или о вывозе товара за ее пределы в силу пп. 3 п. 3.1 ст. 165 НК РФ представляется налоговикам для подтверждения правомерности применения ставки 0% по данным услугам. Следовательно, подтверждением оказания услуг международной перевозки грузов будет являться международная железнодорожная накладная СМГС с указанием пункта погрузки за пределами территории РФ и пункта доставки в пределах территории РФ.

В данном деле налоговики установили, что по спорным операциям к актам оказания услуг и счетам-фактурам были приложены международные железнодорожные накладные СМГС с пунктом отправления из КНР и пунктом назначения в России. Это прямо подтверждает то, что спорные операции должны облагаться НДС по нулевой ставке, а применение базовой ставки НДС незаконно.

«Здесь вам не тут!»

На что все же надеялась компания? А надеялась она на п. 5 ст. 173 НК РФ и Постановление Пленума ВАС РФ № 33. Однако суд отклонил ее аргументы.

В указанных норме и документе речь идет о возможности применения вычетов НДС, предъявленных по товарам, работам, услугам, реализация которых не подлежит налогообложению в силу ст. 146, 148, 149 НК РФ, но по которым контрагентом дополнительно в цену товара был включен НДС. В силу п. 5 ст. 173 НК РФ контрагент в таком случае обязан исчислить и уплатить НДС.

При реализации товаров, работ, услуг, подлежащей налогообложению, налогоплательщик обязан начислить на цену товара налог по определенной ставке (нулевой, пониженной, базовой), менять которую сам он не вправе. Поэтому в случае, если контрагент выставил налогоплательщику счет-фактуру по реализации услуг, облагаемых в силу закона по ставке 0%, указав в ней незаконно иную ставку налога, такой налогоплательщик не вправе учитывать в составе вычетов НДС, незаконно предъявленный по иной ставке.

Такую трактовку поддержали КС РФ в Определении от 15.05.2007 № 372-О-П и Президиум ВАС, например, в постановлениях от 19.06.2006 № 1964/06 и от 19.06.2006 № 16305/05. Так что ОАО «РЖД» незаконно применило к стоимости своих услуг ставку НДС в размере 18%. Общество – заказчик услуг не имело права предъявить этот незаконно начисленный налог к вычету из бюджета.

Есть нюанс…

Итак, права на вычеты у общества нет. Но что делать с НДС? Деньги-то были уплачены!

Такие ситуации (в том числе с ОАО «РЖД») встречались и ранее – см., например, Постановление ФАС ВСО от 09.04.2012 по делу № А19-8162/2011. Деньги можно вернуть. Судьи указали, что особых правил о возврате излишне уплаченных сумм по договору об оказании услуг законодательство не предусматривает. Из существа рассматриваемых отношений невозможность применения правил о неосновательном обогащении не вытекает, поэтому к спорным правоотношениям подлежат применению положения ст. 1102 ГК РФ об обязанности приобретателя возвратить потерпевшему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество. Иначе говоря, это неосновательное обогащение. Следовательно, сумма налога, рассчитанная продавцом и уплаченная покупателем по ставке, не предусмотренной законом, является излишне уплаченной и подлежит возврату (см. постановления ФАС ВСО от 22.03.2012 по делу № А19-10351/2011 и от 20.12.2010 по делу № А33-437/2010).

Однако в Постановлении Президиума ВАС РФ от 17.04.2012 № 16627/11 была рассмотрена аналогичная ситуация, и обнаружилось кое-какое противоречие. Дело в том, что априори подразумевается, что нулевая ставка НДС – это льготная ставка и право на ее применение нужно документально доказать.

Президиум ВАС указал, что обложение НДС соответствующих операций с применением ставки налога 0% возможно только при условии представления документов, перечисленных в ст. 165 НК РФ. Эти документы представляются в налоговую инспекцию одновременно с налоговой декларацией за очередной налоговый период (п. 10 ст. 165 НК РФ). В случае отсутствия надлежащего комплекта документов компания не вправе применять налоговую ставку 0% и обязана применить другую (пониженную либо базовую) ставку НДС.

Так что же получается? ОАО «РЖД» не предъявляло документов, чтобы претендовать на нулевую ставку, и правомерно применило ставку НДС 18%. Но суд, рассматривая претензии налоговиков к покупателю, решил, что ОАО «РЖД» было обязано применить ставку в размере 0%.

Иначе говоря, получается, что ОАО «РЖД» одновременно обязано применить ставку НДС в размере 0 и 18%!

Выводы

Отечественные покупатели, приобретающие услуги, которые теоретически могут облагаться по ставке НДС в размере 0%, к сожалению, должны вникать в особенности применения ставки поставщиками, с которыми они работают. В противном случае можно оказаться без вины виноватым.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *