Международные перевозки НДС

Содержание

Образец договора транспортной экспедиции в международном сообщении, заключаемый между юридическими лицами.

ДОГОВОР

транспортной экспедиции в международном сообщенииг. «» 2020 г. в лице , действующего на основании , именуемый в дальнейшем «Клиент», с одной стороны, и в лице , действующего на основании , именуемый в дальнейшем «Экспедитор», с другой стороны, именуемые в дальнейшем «Стороны», заключили настоящий договор, в дальнейшем «Договор», о нижеследующем:

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1. Предметом настоящего договора является организация Экспедитором транспортно-экспедиционного обслуживания экспортно-импортных грузов по поручению и за счет средств Клиента.

2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Отношения Сторон регулируются настоящим договором, Конвенцией о Дорожной Перевозке грузов, постатейным комментарием к ней, Федеральным законом «О транспортно-экспедиционной деятельности», Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, «Уставом Автомобильного и городского и наземного электрического транспорта», а также Гражданским Кодексом Российской Федерации.

2.2. Стороны договорились, что экспедиторскими документами, подтверждающими заключение Договора транспортной экспедиции являются договор-заявка утвержденного Сторонами образца (являющаяся аналогом экспедиторского документа «поручение Экспедитору»), товарно-транспортная накладная международного образца CMR (подтверждающая принятие груза к перевозке и являющейся аналогом экспедиторского документа «Экспедиторская расписка».

2.3. Стороны договорились, что факсимильные и электронные копии настоящего Договора, договор-заявок, являются неотъемлемой частью настоящего Договора и имеют силу оригиналов. 2.4. После подписания настоящего Договора и договор-заявок к нему все предварительные устные соглашения Сторон теряют силу.

3. ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕРЕВОЗОК

3.1. После предварительной устной договоренности с Экспедитором, Клиент направляет договор-заявку в письменном виде не позднее дней до срока предоставления автотранспортных средств Экспедитором. Договор-заявка от Клиента к Исполнителю передается либо факсимильным сообщением, либо по электронной почте. В свою очередь Экспедитор письменно (подписью и печатью предприятия) подтверждает выполнение заказа, указывая государственные номера тягача, полуприцепа и паспортные данные водителя транспортного средства. В случае устного приема заказа от Клиента Экспедитор не несет ответственности за его своевременное выполнение, что может повлечь за собой трудности транспортно-экспедиционного обслуживания груза. Заявка может быть составлена на одну или несколько перевозок, а также на определенный период времени.

3.2. Необходимый подвижной состав, его количество и время его подачи под погрузку может изменяться по предварительной договоренности Сторон, но не позднее, чем за один рабочий день до даты подачи автомобиля под погрузку. В случае если Клиент изменил вышеуказанные условия менее чем за один рабочий день до даты подачи автомобиля под погрузку, Экспедитор имеет право отказаться от выполнения своих обязательств и не несет ответственность, связанную с несвоевременностью подачи (или неподачей) автотранспортных средств.

4. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СТОРОН

4.1. Обязательства Экспедитора:

4.1.1. Экспедитор обязан организовать перевозку и осуществить транспортно-экспедиционное обслуживание грузов по заявкам Клиента, строго соблюдая условия договор-заявки и в соответствии с настоящим договором.

4.1.2. Экспедитор обязуется организовать подачу под загрузку автотранспортные средства в технически исправном состоянии.

4.1.3. Экспедитор обязан по требованию Клиента выписать доверенность на получение груза и его перевозку водителем транспортного средства, указанным в договор-заявке и передать ее факсимильной или электронной связью Клиенту.

4.1.4. Экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей третьих лиц. Возложение исполнения обязательства на третье лицо не освобождает Экспедитора от ответственности перед Клиентом за исполнение настоящего договора.

4.1.5. Экспедитор обязуется требовать документального оформления в случае изъятия таможенными службами любого количества груза в виде записи в накладной, заверенной печатью таможни, или в виде акта на изъятие и немедленно информировать об этом Клиента.

4.1.6. Экспедитор обязуется организовать доставку вверенного Клиентом груза в указанный пункт назначения и сдачу его уполномоченному лицу в целости и сохранности в сроки, согласно заявке.

4.1.7. Экспедитор обязуется незамедлительно информировать Клиента обо всех проблемах, возникающих в процессе осуществления погрузки, транспортировки, разгрузки, прохождения таможенных формальностей.

4.1.8. Экспедитор обязуется сообщать Клиенту о местонахождении автомобиля с грузом, а также о вынужденных задержках транспортных средств в пути следования, авариях и других происшествиях, препятствующих своевременной доставке груза либо угрожающих его сохранности.

4.1.9. Экспедитор обязуется предоставить Клиенту документы, подтверждающие факты задержки транспортного средства в пути, простоев у отправителя (получателя) груза, на таможнях стран транзита для успешного разрешения проблем, в случае их возникновения по указанным причинам.

4.1.10. После осуществления перевозки, по требованию Клиента, Экспедитор обязан в течении дней направить в адрес Клиента копии необходимых документов, подтверждающих факт доставки груза (Накладные, акты приёма передачи, СМR, др. документы предусмотренные договором или договор-заявкой), с обязательным последующим предоставлением оригиналов.

4.1.11. Экспедитор обязуется охранять коммерческие интересы Клиента, соблюдать нейтральность, не разглашать информацию, касающуюся его клиентов.

4.1.12. Экспедитор оставляет за собой право отозвать автотранспорт в следующих случаях:

  • если Клиент не обеспечит загрузку и таможенное оформление в течение 48 часов, с момента подачи автомобиля. Время подачи автомобиля считается до 12.00 местного времени.
  • если загруженный груз не соответствует описанному в договор-заявке или в товарно-транспортной накладной (CMR);
  • если загрузка осуществляется с нарушением правил и норм загрузки;
  • в других случаях, предусмотренных законодательством РФ;

4.2. Обязательства Клиента:

4.2.1. Клиент обязуется сообщить (при наличии) в договор-заявке информацию об особых свойствах груза (как-то: невозможность перевозки совместно с другим грузом, хрупкий груз, и пр.) и особенностях его крепления в грузовом отсеке (навал, груз на растяжках, и пр.), требования к транспортировке, в т.ч. к особому скоростному режиму транспортировки, особые требования к характеристикам автомобиля (страна происхождения автомобиля, тип и способ растентовки, откидывающиеся борта, их высота, пневмоподвеска, обрешетка кузова и т.д.), а также к дополнительным приспособлениям и оборудованию (гидролифт, тип и количество коников (стоек) и пр.), и прочую информацию, являющуюся значимой для качественного исполнения Экспедитором своих обязанностей по настоящему Договору.

4.2.2. Клиент обязуется предъявить к перевозке груз правильно оформленный, окантованный, в надлежащей таре и упаковке, предохраняющей груз от порчи и повреждений в пути следования.

4.2.3. Клиент обязуется в случае срочности доставки груза и/или строгого требования к соблюдению срока доставки уведомить об этом Экспедитора и имеет право потребовать от последнего выполнения услуг по организации страхования перевозки от просрочки в доставке.

4.2.4. Клиент обязуется для выполнения Экспедитором своих обязательств по настоящему договору обеспечивать его необходимой документацией, включая товаросопроводительные документы (CMR, товарные накладные и пр.), коммерческие инвойсы, сертификаты (в т.ч. гарантийные сертификаты, письма (в т.ч. отказные), сертификаты качества и соответствия, карантинные, ветеринарные сертификаты, статистические формы учета и пр.), лицензии, доверенности и т.д., требующиеся для надлежащего транспортно-экспедиционного обслуживания грузов Клиента и таможенной очистки и/или переотправки груза в соответствии с требованиями таможенного законодательства.

4.2.5. Клиент обязуется обеспечить проведение процедуры погрузки/разгрузки транспортных средств и таможенное оформление перевозимого груза в течение 48 часов с момента прибытия транспортного средства на место погрузки/выгрузки.

4.2.6. Клиент обязуется обеспечивать упаковку и крепление груза по нормам, гарантирующим сохранность груза во время транспортировки.

4.2.7. Клиент обязуется содействовать исполнению требований водителя транспортного средства на месте загрузки по рациональному размещению груза во избежание нарушения норм нагрузки по осям подвижного состава.

4.2.8. При обнаружении в процессе разгрузки следов вскрытия, недостачи, повреждения груза или его упаковки вызов представителя Экспедитора обязателен. В случае невозможности прибытия представителя Экспедитора на выгрузку, Экспедитор обязан уполномочить водителя доверенностью на участие в составлении и подписании Акта об обнаружении несоответствия при приемке товара. Акт должен быть составлен в трех экземплярах в тот же день, когда несоответствие выявлено, и представлен Экспедитору. Составленный без участия уполномоченного Экспедитором лица Акт не считается действительным.

4.2.9. Клиент обязуется охранять коммерческие интересы Исполнителя, соблюдать нейтральность и не разглашать информацию, касающуюся его клиентов.

4.2.10. Клиент вправе отозвать подтверждённую заявку исполнителя но не менее чем за рабочих дня, предшествующих дню загрузки.

4.2.11. Клиент вправе выбирать пункт таможенного перехода самостоятельно. В случае, если это обстоятельство не является значимым, выбор таможенного перехода остается за Экспедитором, при этом если автомобиль следует под процедурой таможенного транзита без использования TIR-Carnet, на Клиенте лежит обязанность по своевременному предоставлению гарантийного обязательства на таможенный переход.

5. РАСЧЕТЫ

5.1. Основанием для оплаты за услуги по настоящему договору являются счет, счет-фактура, акт выполненных работ (факсимильные, электронные копии или оригиналы), если иное не указано в договор-заявке.

5.2. Расчеты за перевозку автомобильным транспортом производятся между Клиентом и Экспедитором за каждую отдельную перевозку согласно оговоренной в договор-заявке сумме фрахта наличными денежными средствами, либо безналичным путем.

5.3. Оплата за перевозки производится Клиентом в сроки, указанные в договор-заявке.

5.4. За нарушение сроков оплаты счетов по вине Клиента, выставленных Экспедитором, Клиент выплачивает Исполнителю штраф в размере % от суммы счета за каждый день просрочки.

6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

6.1. Экспедитор и Клиент несут полную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнением пунктов настоящего договора, с учетом положений Конвенции «О договоре международной перевозки грузов» (Конвенция КДПГ) и ФЗ РФ «О транспортно-экспедиционной деятельности», а также в соответствии с действующим законодательством РФ.

6.2. Основанием для освобождения от ответственности являются основания, указанные в законодательных актах, регулирующих отношения Сторон.

6.3. Сторона, нарушившая свои обязательства по договору должна без промедления устранить эти нарушения.

6.4. Стороны возмещают друг другу убытки (в том числе и по уплате штрафов) в случае, если понесение убытков или уплата штрафов подтверждены документально.

6.5. Стороны обязаны согласовывать друг с другом в письменном виде (дополнительным соглашением, гарантийным письмом по оплате и пр.) дополнительные расходы, возникшие в ходе исполнения ими обязательств по настоящему договору.

6.6. За срыв погрузки по вине Экспедитора (неподача транспортного средства под загрузку) Экспедитор уплачивает Клиенту штраф в размере % от стоимости фрахта, при этом замена транспортного средства на аналогичное не считается срывом погрузки по вине Экспедитора, если будет соблюден оговоренный Сторонами в договор-заявке срок прибытия автомобиля на выгрузку.

6.7. За срыв погрузки по вине Клиента, последний уплачивает Экспедитору штраф в размере 20% от стоимости фрахта, при этом, если имел место простой транспортного средства под погрузкой, помимо уплаты штрафных санкций за срыв погрузки, Клиент уплачивает штрафные санкции за фактический простой автомобиля, если он составил более 8 часов со времени прибытия автомобиля под погрузку.

6.8. За сверхнормативный простой, определяемый на основании п.4.2.4 настоящего договора за первые двое суток Клиент уплачивает штраф в размере рублей за каждые сутки простоя, далее за простой, превышающий двое суток в размере рублей за каждые сутки, если иное не указано в договор-заявке. Простой за выходные и праздничные дни не оплачивается Клиентом в случае, если транспортные средства прибыли под загрузку/разгрузку менее чем за 24 часа до выходных и праздничных дней.

6.9. За просрочку в доставке груза свыше 24 часов, Экспедитор уплачивает Клиенту штраф в размере рублей за каждые сутки опоздания. Клиент имеет право требовать возмещения убытков, вызванных просрочкой доставки, только в случае значительного опоздания автомобиля на выгрузку (более рабочих дней). В случае, если Клиент знает о возможности понесения таких убытков из-за опоздания прибытия груза в меньший, чем рабочих дней, срок, он обязан уведомить об этом Экспедитора, чтобы последний смог предпринять действия для предотвращения таких убытков.

6.10. Если Клиент перегрузит автомобиль свыше веса, согласованного договором-заявкой, письменно не согласовав сверхнормативную загрузку и повышение фрахта с Экспедитором, то в этом случае Клиент несет полную (в т.ч. и материальную) ответственность за перегруз транспортного средства.

7. ФОРС-МАЖОР

7.1. Если полное или частичное неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств было вызвано наступлением форс-мажорных обстоятельств, возникших после заключения настоящего договора, стороны освобождаются от ответственности по договору. К форс-мажорным обстоятельствам относятся: стихийные бедствия, эпидемии, война или военные действия, забастовки и иные чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства.

7.2. Сторона, для которой создалась невозможность исполнения своих обязательств по настоящему договору, обязана незамедлительно письменно уведомить другую сторону о наступлении форс-мажорных обстоятельств, предполагаемом сроке их действия и прекращения.

7.3. Если указанные форс-мажорные обстоятельства повлияли на возможность исполнения обязательств в срок, то этот срок соразмерно продлевается на время действия форс-мажорных обстоятельств.

7.4. Если указанные форс-мажорные обстоятельства будут длиться свыше 6 месяцев, то каждая из сторон вправе расторгнуть настоящий договор, уведомив об этом другую сторону в разумный срок. При этом ни одна из сторон не будет требовать от другой стороны возмещения убытков.

8. АРБИТРАЖ

8.1. В случае возникновения споров, Стороны будут стремиться к их урегулированию путем переговоров, а в случае, если Стороны не смогут прийти к соглашению, то все споры подлежат разрешению в соответствии с действующим законодательством в Арбитражном суде по месту нахождения Истца.

8.2 Претензионный порядок урегулирования споров для Сторон обязателен. Срок рассмотрения Сторонами претензий – календарных дней.

9. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

9.1. Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания и действует до полного исполнения Сторонами своих обязательств.

9.2. Если ни одна из Сторон не заявила в письменной форме о своем намерении расторгнуть настоящий договор, срок его действия будет автоматически продлеваться на каждый последующий календарный год.

9.3. Договор может быть изменен или дополнен при согласовании обеих Сторон и досрочно расторгнут по инициативе любой из Сторон, при условии предварительного письменного уведомления об этом другой Стороны за дней.

10. ЮРИДИЧЕСКИЕ АДРЕСА И БАНКОВСКИЕ РЕКВИЗИТЫ СТОРОН

КлиентЮр. адрес:Почтовый адрес:ИНН:КПП:Банк:Рас./счёт:Корр./счёт:БИК: ЭкспедиторЮр. адрес:Почтовый адрес:ИНН:КПП:Банк:Рас./счёт:Корр./счёт:БИК:

11. ПОДПИСИ СТОРОН

Клиент _________________ Экспедитор _________________

Транспортно-экспедиционные услуги: вопросы исчисления НДС

Транспортно-экспедиционные услуги: оценка налоговых рисков

На первый взгляд, рассмотренный порядок исчисления и уплаты НДС при оказании услуг по договору транспортной экспедиции выглядит простым и понятным. Вместе с тем анализ арбитражной практики показывает, что количество рассмотренных судами споров данной категории значительно. Причем проблемы возникают не только у экспедиторов, но и у заказчиков данных услуг. Рассмотрим наиболее спорные моменты.

Таможенный режим и применяемая ставка по НДС

В соответствии с пунктом 1 статьи 156 ТК РФ ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и их вывоз с этой территории влекут за собой обязанность лиц поместить товары под один из таможенных режимов, предусмотренных таможенным законодательством. Положения части первой подпункта 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ во взаимосвязи с подпунктом 1 пункта 1 данной статьи позволяют однозначно говорить о возможности, а правильнее, о необходимости применения ставки 0 % при помещении товаров под таможенный режим экспорта (вывозе) или под таможенный режим свободной экономической зоны. Вместе с тем, положения подпункта 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ не содержат категоричного запрета на применение нулевой ставки по НДС в отношении работ (услуг) по организации и сопровождению перевозок грузов, вывозимых за пределы территории России или ввозимых на территорию России, а также иных подобных работ (услуг) при помещении товаров под иные таможенные режимы. В таких условиях наиболее сложная ситуация складывается для организаций, осуществляющих перевозку и/или транспортно-экспедиционное обслуживание товаров, помещаемых под таможенный режим «выпуск для внутреннего потребления», то есть режим, при котором товары остаются на таможенной территории РФ без обязательства об их вывозе с этой территории.

При таких обстоятельствах споры с налоговыми органами о применяемой ставке неизбежны, причем исход такого спора в суде предугадать сложно.

Так, например, в постановлении ФАС СЗО от 14.05.2008 по делу № А56-16677/2007 отмечено, что «ответчик (налоговый орган — прим. авт.) необоснованно не принимает во внимание положения части первой подпункта 2 пункта 1 указанной статьи, которая связывает применение ставки 0 % в отношении таких работ (услуг) с соблюдением налогоплательщиком положений подпункта 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ — то есть с наступлением факта помещения товара под таможенный режим экспорта или свободной таможенной зоны».

В Определении ВАС РФ от 27.11.2008 № 15232/08 изложена сходная позиция, согласно которой применение ставки НДС 0 % при оказании услуг по перевозке товара связано с наступлением факта помещения товара под таможенный режим экспорта. При этом дополнено, что товары должны быть «помещены под таможенный режим экспорта на момент совершения данных операций либо если по характеру самих операций они могут осуществляться только в отношении экспортных товаров».

Вместе с тем, противоположного мнения придерживается ФАС СКО. Например, в постановлении от 19.02.2008 № Ф08-515/2008-173А по делу № А32-12521/ 2007-14/204 указано: «норма, содержащаяся в абзаце 2 подпункта 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ, не имеет указания на какой-либо таможенный режим, понятия «экспортируемые», «вывозимые» должны трактоваться вне связи с таможенным режимом экспорта».

Следует отметить, что в данных судебных делах налогоплательщики преследовались противоположные цели:

  • в первом случае — подтвердить правомерность предъявления к вычету НДС заказчиком по услугам транспортной экспедиции, выставленного экспедитором по ставке 18 %;
  • во втором случае — подтвердить правомерность применения ставки НДС 0 % экспедитором.

Взаимосвязь способа определения налоговой базы и ставки по НДС

Как показывает практика, ранее нулевая ставка по НДС применялась в основном организациями-перевозчиками, в том числе при оказании услуг по договору транспортной экспедиции. С учетом внесенных в НК РФ изменений (исключения требования о выполнении работ/оказании услуг российскими перевозчиками) с 1 января 2006 года действующее законодательство о налогах и сборах не ограничивает каким-либо образом круг субъектов предпринимательской деятельности, правомочных применять ставку НДС в размере 0 % при оказании услуг по перевозке и/или транспортно-экспедиционному обслуживанию. Следовательно, в таких условиях уже не должны возникать вопросы о правомерности применения нулевой ставки по НДС экспедиторами, оказывающими исключительно посреднические услуги.

Однако налоговые органы не всегда считают такой подход правомерным. Так, например, в постановлении ФАС МО от 22.01.2008 № КА-А41/14327-07 по делу № А41-К2-7034/07 отмечено следующее:

«По мнению инспекции, поскольку само общество не оказывало услуги по перевозке, а только заключало от своего имени договоры на организацию перевозок грузов автомобильным транспортом в международном сообщении с перевозчиками грузов, то такая деятельность общества является посреднической. Поэтому налоговый орган считает, что заявитель неверно определяет налоговую базу по НДС, необоснованно применяя налоговую ставку 0 процентов при выполнении работ (оказании услуг), предусмотренную пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ, вместо п. 1 ст. 156 НК РФ».

Исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что деятельность общества по транспортно-экспедиционному обслуживанию является самостоятельным видом деятельности и положения подпункта 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ распространяются на работы (услуги) по организации перевозок грузов, осуществляемых как организациями-перевозчиками, так и посредниками.

Можно предположить, что количество споров, связанных с правомерностью применения экспедиторами, не являющимися перевозчиками, нулевой ставки по НДС уменьшится с выходом Определения ВАС РФ от 10.01.2008 № 17600/07. Вынося данное Определение, судьи указали, что «перечень работ (услуг), а также организаций, имеющих право их выполнять (оказывать) не имеет исчерпывающего характера и связан с обеспечением доставки груза до получателя». С учетом данного обстоятельства суды пришли к выводу, что экспедиторские услуги непосредственно связаны с обеспечением доставки груза до получателя, поэтому их реализация облагается НДС по налоговой ставке 0 % в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ.

Кроме того, заслуживает внимания Определение ВАС РФ от 30.11.2007 № 16092/07. В рамках данного дела было установлено, что общество, выступая экспедитором, осуществляло услуги по сопровождению, транспортировке, погрузке экспортируемых и импортируемых товаров, применяло по данным операциям налоговую ставку 0 процентов в соответствии со ст. 164 НК РФ. По мнению инспекции, экспедитор вправе претендовать на применение ставки 0 % «лишь по работам и услугам, выполненным в отношении экспортированных товаров собственными силами». Принимая решение в пользу налогоплательщика, суд указал, что НК РФ «не устанавливает ограничений, связанных с личным выполнением таких услуг лицом, заключившим договор транспортной экспедиции».

Кроме того, в Определении дополнительно отмечено, что «положения НК РФ согласуются с правилами статьи 801 Гражданского кодекса Российской Федерации, включающей в обязанности экспедитора не только выполнение определенных договором транспортной экспедиции услуг, но и организацию их выполнения». Аналогичная позиция высказана также в постановлении ФАС СКО от 08.07.2008 № Ф08-3671/2008.

Определение «перечня» транспортно-экспедиционных услуг в целях применения нулевой ставки по НДС

Как отмечалось ранее, применение по НДС нулевой ставки в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ правомерно при выполнении работ (услуг) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке товаров, а также иных подобных работ (услуг). Данная формулировка позволяет говорить о том, что конкретный перечень транспортно-экспедиционных услуг, при реализации которых применяется ставка НДС 0 %, законодательством о налогах и сборах не определен. Статья 801 ГК РФ также содержит открытый перечень видов услуг, которые могут быть оказаны в рамках осуществления договора транспортной экспедиции.

С позицией, согласно которой перечень работ (услуг), выполняемых в отношении ввозимых и вывозимых товаров (грузов), не является исчерпывающим, соглашаются и судьи.

В качестве примеров можно привести Определение ВАС РФ от 10.01.2008 № 17600/07, постановление ФАС ВСО от 07.02.2008 № А33-2333/07-Ф02-46/08, Постановление ФАС ПО от 22.09.2008 по делу № А65-30592/07 и некоторые другие.

Помимо услуг, непосредственно поименованных в рассматриваемой норме, налогоплательщикам удалось доказать правомерность применения нулевой ставки по НДС в отношении следующих видов услуг:

  • погрузо-разгрузочных работ, оказания услуг по хранению, маркировке, перемещению груза с открытого склада на закрытый, доработке, упаковки, сортировке, переупаковке, перетарке грузов (постановление ФАС СКО от 10.06.2008 № Ф08-2708/2008);
  • аренде цистерн и выполнению работы по их ремонту (постановления ФАС ПО от 20.01.2008 по делу № А55-10700/07-51, от 19.02.2008 по делу № А55-8046/07-44).

Дополнительно следует напомнить, что согласно позиции Минфина России, высказанной в письме от 11.05.2007 № 03-07-08/108, услуги по оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозки грузов, подлежат налогообложению НДС по ставке в размере 18 %.

По мнению автора, данная позиция не бесспорна, так как данные виды услуг непосредственно поименованы в определении транспортно-экспедиционной деятельности, приведенном в Федеральном законе от 30.06.2003 № 87-ФЗ, а какие-либо дополнительные аргументы в обоснование своей позицией Минфин России в разъяснениях не приводит.

Отсутствие у экспедитора права на «произвольное» применение ставки по НДС

Нередко транспортно-экспедиционные организации, не являющиеся перевозчиками, во избежание возникновения спорных ситуаций, связанных с необходимостью подтверждения применения нулевой ставки по НДС, выставляют заказчикам документы со ставкой НДС 18 %.

Сумма НДС в дальнейшем уплачивается экспедитором в бюджет, а заказчиком услуг предъявляется к вычету. Рассуждения с точки зрения логики показывают, что в такой ситуации говорить о недополучении бюджетом налогов было бы неправильно. Вместе с тем, в такой крайне неблагоприятной ситуации оказывается заказчик. Во-первых, сумма договора оказывается завышенной на величину НДС, во-вторых, велика вероятность, что при проведении налоговой проверки будет сделан вывод о неправомерности предъявления заказчиком к вычету уплаченных экспедитору сумм НДС. Проанализируем существующую практику.

Рассматривая в подобной ситуации вопрос о размере ставки по НДС, налоговые органы и суды придерживаются «позиции закона»: «Налогоплательщик не вправе изменять установленную законодательством о налогах и сборах ставку налога» (данный вывод приведен, в частности, в постановлениях ФАС ПО от 22.03.2007 по делу № А12-14009/06-С36, ФАС СЗО от 11.02.2008 по делу № А56-15329/2007, ФАС МО от 30.05.2007 № КА-А40/4604-07-П, Определении ВАС РФ от 19.09.2008 № 11807/08). В связи с чем серьезные вопросы возникают у заказчиков транспортно-экспедиционных услуг, так как в такой ситуации предъявление НДС к вычету со стоимости данных услуг неправомерно.

Анализ арбитражной практики показал, что доказать налогоплательщику свою позицию в такой ситуации проблематично. В качестве примера можно привести постановление ФАС ПО от 02.11.2006 по делу № А55-1997/2006-3. В документе отмечено следующее:

«В соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в отношении услуг, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ».

Судом было подтверждено, что применение ставки по НДС в размере 18 % по транспортно-экспедиционным услугам при осуществлении экспортной перевозки грузов не соответствует законодательству о налогах и сборах, следовательно, организацией неправомерно предъявлен НДС к налоговому вычету».

Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 19.06.2006 № 16305/05. В ходе рассмотрения дела установлено, что обществом (экспедитором) в 2004 году были организованы международные перевозки грузов автомобильным транспортом по заявкам экспортера. В стоимость услуг экспедитора были включены суммы НДС. По результатам проведенной проверки экспортера налоговым органом был установлен факт необоснованного выставления экспедитором в адрес экспортера счета-фактуры, включающего НДС по ставке 18 %, и, соответственно, неправомерного предъявления НДС экспортером к вычету.

Отказ налогового органа в возмещении, а нередко и возврате НДС влечет за собой необходимость пересмотра договорных отношений между экспедитором и заказчиком в части определения стоимости транспортно-экспедиционных услуг.

Учитывая, что в такой ситуации можно говорить «о неосновательном обогащении» экспедитора на суммы НДС, заказчик вправе потребовать уменьшения суммы сделки на НДС, и возврата денежных средств, излишне уплаченных экспедитору.

Из материалов дела следует, что:

«Экспедитор за оказанные в августе, сентябре и октябре 2005 г. услуги выставил заказчику счета, в которые был включен НДС в размере — 18 %. Указанные счета заказчиком были оплачены. Налоговый орган отказал заказчику в компенсации НДС «за счет бюджета по причине незаконности его включения в платежи за отгруженную на экспорт продукцию». В связи с чем, заказчик потребовал от экспедитора вернуть незаконно начисленный, а соответственно и перечисленный налог.

Рассмотрев материалы дела, суд установил, что вознаграждение экспедитора не подлежало налогообложению по НДС по ставке 18 %, в связи с чем, признал включение в счета, выставленные экспедитором, сумм НДС необоснованным и вернул излишне уплаченные средства заказчику».

Следует отметить, что стороны договора экспедиции могут попытаться разрешить в суде спор о ставке по НДС, не дожидаясь проведения налоговой проверки. Ведь от ставки НДС, примененной в договоре, будет зависеть и общая стоимость услуг, определенная сторонами. Соответственно, экспедитором может быть предъявлен иск в суд о взыскании задолженности по договору (при неперечислении заказчиком суммы НДС), а заказчиком — иск о взыскании неосновательного обогащения в виде излишней уплаты НДС (в случае, если первоначально сумма налога была уплачена).

По мнению автора, в данной связи также целесообразно обратить внимание на постановление ФАС СЗО от 10.09.2007 по делу № А56-4272/2007, в котором заказчику удалось доказать необоснованное увеличение суммы штрафных санкций по договору транспортной экспедиции на сумму НДС.

Применение ставки по НДС 0 % исполнителями (соисполнителями)

Как это ни странно, но вопрос применения ставки 0 % при оказании услуг в рамках договора транспортной экспедиции затрагивает не только заказчика данных услуг и экспедитора, но и организации, являющиеся фактическими исполнителями (соисполнителями) по договору.

Ведь положения абзаца второго подпункта 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ не содержат ограничения в применении данной нормы только перевозчиками и/или экспедиторами.

В течение 2007-2008 гг. в судах было рассмотрено несколько дел, связанных с неправомерностью предъявления исполнителями (соисполнителями) к оплате заказчикам, счетов включающих НДС по ставке 18 %, и соответственно, предъявления заказчиками* указанных сумм НДС к вычету, если известно, что данные услуги непосредственно связаны с перевозкой или организацией перевозки экспортируемых грузов.

Примечание:
* Отметим, что факт неправомерного предъявления НДС может иметь место и у экспедитора в случае определения размера дохода из полной суммы договора и учета в составе собственных затрат, уменьшающих налоговую базу по прибыли, расходов по договорам с исполнителями.

В данной связи наибольший интерес представляют постановления ФАС СЗО от 21.01.2008 по делу № А56-10273/2007 и от 11.02.2008 по делу № А56-15329/2007.

Из материалов дел следует, что между обществом и иностранной компанией был заключен договор транспортной экспедиции, согласно которому экспедитор принял на себя обязательство по поручению клиента и за счет клиента оказывать услуги по организации и экспедированию перевозок грузов в международном сообщении в собственном, арендованном, приобретенном в лизинг подвижном составе. Договором установлено, что договорная цена включает сумму железнодорожного тарифа и вознаграждения общества за экспедиторские услуги, которая является выручкой по договору транспортной экспедиции.

Во исполнение данного договора обществом был заключен договор с железной дорогой (исполнителем) на организацию перевозок. В соответствии с данным договором исполнитель взял на себя обязательства предоставить обществу по его заявке подвижной состав для доставки грузов; осуществлять диспетчерский контроль за продвижением груженых и возвратом порожних вагонов.

Сопоставив указанные договоры, суд указал, что оказанные железной дорогой обществу услуги по организации перевозок (предоставление подвижного состава для доставки груза на экспорт) непосредственно связаны с исполнением обществом договора транспортной экспедиции, а, следовательно, при реализации этих услуг исполнитель был обязан выставить счет-фактуру с указанием ставки НДС — 0 %.

Особо стоит акцентировать внимание на том обстоятельстве, что судом был отклонен довод, что исполнитель (железная дорога) не располагал сведениями об использовании данных вагонов для экспорта груза, так как в заявках на перевозку груза, подаваемых экспедитором, содержалась информация о станциях отправления и назначения.

Также доводы «о незнании» не были приняты во внимание при рассмотрении аналогичного дела ФАС ВСО. В постановлении от 07.02.2008 № А33-2333/07-Ф02-46/08 отмечено, что «услуги оказывались в отношении контейнера № 515079418, следующего по маршруту «Красноярск-Казахстан». Общество на момент начала погрузки названного контейнера достоверно знало об экспортном характере груза. Таким образом, указанные услуги непосредственно связаны с производством и реализацией экспортируемых обществом товаров, в связи с чем, налогообложение данных услуг должно производиться по ставке налога 0 %».

Дополнительно необходимо отметить, что суд, принимая решение в пользу налогового органа, указал следующее: «В соответствии с пунктом 10 части 5 статьи 169 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914, следует, что обязанность по контролю за правильностью оформления выставленных продавцом счетов-фактур возлагается на покупателя».

С учетом приведенных доводов данные дела налогоплательщиками были проиграны.

Вместе с тем существует иной подход при рассмотрении услуг, оказываемых исполнителями, в частности железной дорогой по предоставлению вагонов в аренду. Например, подтверждая правомерность применения исполнителями ставки НДС 18 %, суд указал, что услуги по предоставлению вагонов для загрузки не могут рассматриваться как оказанные в отношении товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, а услуги по возврату порожних вагонов оказываются после завершения экспорта товаров (постановление ФАС СЗО от 27.10.2008 по делу № А56-41424/2006).

Подобную позицию поддерживает ВАС РФ (постановления Президиума ВАС РФ от 28.10.2008 № 6080/08 и 7752/08).

В другой ситуации, несмотря на необоснованность применения ставки 18 % соисполнителями, было указано, что «контрагенты налогоплательщика со спорных операций уплатили НДС в полном объеме по налоговой ставке 18 %, что проверено налоговым органом в ходе встречных проверок. Таким образом, в бюджете сформирован источник для возмещения налога налогоплательщику» (постановление ФАС УО от 12.08.2008 № Ф09-5035/08-С2 по делу № А47-7254/07).

В связи с изложенным судом было подтверждено право налогоплательщика на применение вычетов по НДС.

Подводя итог вышеизложенному, следует еще раз подчеркнуть, что договор транспортной экспедиции является наиболее сложным и противоречивым с точки зрения налогообложения, что предъявляет повышенные требования как непосредственно к сторонам данного договора, так и к субъектам предпринимательской деятельности, являющимся исполнителями в рамках договорных отношений, в особенности при осуществлении международных перевозок грузов.

Популярен вопрос, международная перевозка облагается НДС 0% или осуществляется без НДС. Услуги по перемещению товаров при помощи воздушного, железнодорожного транспорта и автомобилей облагаются по нулевой ставке. При этом важно соблюсти условие – пункт отправки или назначения должен быть расположен не в РФ.

НДС на транспортные услуги при международных перевозках

Популярен вопрос, какой применяется НДС при международных перевозках. Согласно статье 164 НК, применяется обложение 0%, если пункты отправления товаров и их назначения располагаются не в России. Процент будет нулевой при международной перевозке нефти или газа, при перемещении пассажиров в рамках транзита, при перевозке пассажиров за пределами России.

Нулевой ставкой облагается транспортировка пассажиров железнодорожным сообщением в пригороде, в дальнем сообщении по России. Данный процент применяется при осуществлении перевозок воздушными судами внутри страны в Крым (из него), Севастополь, Калининград.

Чтобы применять ставку при выполнении перевозок за пределами страны, следует представить необходимые документы. К ним относят копии договора с контрагентами, данные по товаросопроводительной документации. Потребуется представление копий ТД, либо внесенная в реестр информация.

Документы необходимо направить в налоговую службу в течение 180 суток, которые отсчитываются от времени проставления отметки в таможне на документах. Если лицо не представляет своевременно бумаги для подтверждения ставки, потребуется внести в казну тариф по основной ставке в 20%.

Подтверждение ставки НДС 0 при международной перевозке

Чтобы подтвердить нулевую ставку НДС по перевозкам, плательщикам требуется представить в фискальный орган ряд документов. Необходим контракт либо копия документа с резидентом или нерезидентом на оказание перечисленных услуг по транспортировке.

Помимо этого, требуются копии транспортной документации. Они необходимы, чтобы подтвердить вывоз продукции из России или ввоз товаров через границу страны. Документы, которые подтверждают право на осуществление ввоза или вывоза, имеют особенности в зависимости от того, каким транспортом выполнялась перевозка. К
примеру, может потребоваться комбинированная накладная или авиационная, и т.д.

На транспортной документации должна быть проставлена отметка таможни о том, что товар вывезен. Если продукция перемещалась через страны ЕАЭС, то требуется отметка о разрешении выпуска таможни РФ. Срок представления данных для подтверждения налога
в 0% составляет 180 суток.

Вычет НДС с транспортных услуг по грузоперевозке у заказчика

Входной налог на добавленную стоимость подлежит вычету в общем порядке. Оформить его можно в течение трех лет с того квартала, когда услуги были приняты к учету. При переводе аванса в счет предстоящей грузовой перевозки, входной сбор можно вычесть в квартале, когда выполняются все условия для его осуществления. Необходимо соблюдать пункт 12 статьи 171 и пункт 9 статьи 172 Налогового Кодекса.

Вычеты по сбору позволяют снизить размер налога, который плательщик рассчитал к оплате за квартал. Все виды вычетов перечислены в Налоговом Кодексе в 171 статье. В первом пункте данной статьи говорится, что плательщики налога могут снизить сумму сбора, которая рассчитана согласно 166 ст. за конкретный период. То есть, компания или ИП имеет право снизить размер НДС, который следует внести в бюджет.

Воспользоваться правом на вычет можно только при соблюдении ряда требований, которые отражены в статье 171. Купленные плательщиком объекты должны применяться в налогооблагаемых операциях, необходимо поставить ценности на учет. Плательщик
должен иметь корректно оформленные первичные документы. Эти условия должны выполняться одновременно.

НДС на транспортные услуги при посреднической деятельности

При посреднической деятельности в случае осуществления грузоперевозки и доставки экспедиторы должны вести журнал полученных и выставленных счетов-фактур, если они признаются плательщиками тарифа.

База обложения рассчитывается как доход от вознаграждения. Транспортные услуги экспедитора в пределах РФ облагаются по ставке 20%, которая является основной. Если экспедиторы являются неплательщиками, освобождены от НДС, им требуется вести
Журнал получаемых и выставляемых документов, отображать доходы от выполняемых работ.

При оформлении счетов-фактур организации, которые занимаются посреднической деятельностью, отображают затраты на оплату работ трем лицам. В книге продаж документация не будет зарегистрирована, так как необходимости исчисления налога при освобождении не возникает.

Согласно подпункту 2.1 пункта 1 статья 164 НК нулевая ставка НДС применяется в отношении услуг по международной перевозке товаров, в том числе автотранспортными средствами, а также транспортно-экспедиционных услуг (ТЭУ), оказываемых на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки.

Для подтверждения обоснованности применения ставки 0 % в налоговые органы представляется копия транспортного, товаросопроводительного или иного документа с отметкой российского таможенного органа, подтверждающего ввоз товара на территорию РФ.

Однако в НК не установлены особенности в отношении отметок российских таможенных органов, подтверждающих ввоз товаров автомобильным транспортом на территорию РФ и проставляемых на копиях указанных документов, а также не указано, какой российский таможенный орган проставляет такие отметки.

📌 Реклама Отключить

В связи с этим при такой перевозке товаров, по мнению ФНС, выраженному в письме № СД-4-3/18722 от 16.09.2019, в налоговые органы представляются копии вышеуказанных документов с теми отметками российских таможенных органов, проставление которых предусмотрено нормами законодательства РФ о таможенном деле.

Должностное лицо таможенного органа назначения проставляет в графе «I» декларации на товары (ТД) и в транспортных (перевозочных) документах с отметками о выпуске товаров штамп «Товар поступил», заполняет его и заверяет оттиском личной номерной печати (далее — ЛНП).

В случае использования в качестве декларации на товары транспортных, коммерческих документов вышеуказанные отметки проставляются на двух экземплярах транспортного документа с отметками о выпуске товаров, а также на описи документов, составляющих ТД.

📌 Реклама Отключить

Таким образом для подтверждения обоснованности применения ставки 0 % при оказании услуг по ввозу товаров на территорию РФ автомобильным транспортом с территории иностранного государства, не являющегося государством — членом Союза, в том числе через территорию государства — члена Союза, в таможенном органе которого (таможенный орган отправления) товары были помещены под таможенную процедуру таможенного транзита, либо ТЭУ при организации такой международной перевозки товаров в российские налоговые органы представляется копия транспортного, товаросопроводительного или иного документа с вышеуказанными отметками российского таможенного органа назначения, подтверждающего ввоз товара на территорию РФ.

Если товары, ввозимые с территории иностранного государства, не являющегося государством — членом Союза, через территорию государства — члена Союза, на территории этого государства — члена Союза были помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, то такие товары приобретают статус товаров Союза. В этом случае представляются копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов без каких-либо отметок российских таможенных органов.

В связи с письмом о доведении до сведения налоговых органов и налогоплательщиков разъяснений Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики о налогообложении доходов от международных перевозок и сопровождения грузов, осуществляемых иностранными организациями, сообщаем.

В соответствии со статьей 246 Налогового кодекса Российской Федерации (далее-Кодекс) плательщиками налога на прибыль организаций признаются иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.

Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 309 Кодекса к доходам иностранной организации, подлежащим обложению налогом на прибыль, удерживаемым у источника выплаты в Российской Федерации, относятся доходы от международных перевозок, если получение таких доходов не связано с предпринимательской деятельностью иностранной организации через постоянное представительство в Российской Федерации.

В случае, если иностранная организация, осуществляющая международную перевозку, является лицом с постоянным местопребыванием в государстве, с которым у Российской Федерации заключено действующее соглашение об избежании двойного налогообложения, в силу статьи 7 Кодекса положения соответствующего международного договора имеют приоритет над нормами национального законодательства в области налогов и сборов.

При налогообложении доходов от международных перевозок следует руководствоваться статьей «Доходы от международных перевозок» соответствующего соглашения об избежании двойного налогообложения.

В случае если какой-либо вид транспорта, которым осуществляется международная перевозка, не поименован в статье «Доходы от международных перевозок», то применяются нормы статьи «Прибыль от предпринимательской деятельности» соглашения об избежании двойного налогообложения, а именно прибыль предприятия одного государства подлежит налогообложению только в этом государстве, если только предприятие не осуществляет предпринимательскую деятельность в другом государстве через находящееся там постоянное представительство. Если предприятие осуществляет предпринимательскую деятельность, как указано выше, то прибыль предприятия может облагаться налогом в этом другом государстве, но только в той части, которая относится к этому постоянному представительству.

Согласно статье 312 Кодекса при применении положений международных договоров Российской Федерации иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства.

В случае отсутствия межправительственного соглашения об избежании двойного налогообложения российская организация при выплате дохода иностранной организации вправе применять общеустановленные нормы российского законодательства о налогах и сборах.

На основании пункта 1 статьи 310 Кодекса обязанность по исчислению и удержанию налога на прибыль с доходов иностранной организации возлагается на российскую организацию (налогового агента), выплачивающую иностранной организации доходы по ставке 10 процентов.

Что касается налогообложения доходов, получаемых иностранными организациями по договору сопровождения грузов, то необходимо отметить следующее.

Согласно положениям Кодекса в доходы от международных перевозок не включаются доходы от оказания экспедиторских услуг (сопровождение грузов) и к этим доходам не применяется порядок налогообложения у источника выплаты.

Таким образом, доходы, полученные иностранными компаниями на основании договоров об экспедиторских услугах, которые оказаны российской организации, не подлежат налогообложению на территории Российской Федерации, если такая деятельность иностранных компаний на территории Российской Федерации не приведет к образованию их постоянных представительств. Соответственно, в этом случае российская организация не будет являться налоговым агентом для иностранных компаний по договору о транспортно-экспедиторских услугах.

Директор Департамента И.В. Трунин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *