Минтранс нормы

Внесены изменения в методические рекомендации Минтранса России «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте»

Распоряжением Минтранса России от 14 июля 2015 г. № НА-80-р внесены изменения в Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», введенные в действие Распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р.

Распоряжением от 14 июля 2015 г. № НА-80-р добавлены категории транспортных средств, выпущенных после введения в действие в 2008 г. Методических рекомендаций: легковой транспорт производства России, стран СНГ и зарубежного производства, выпущенный с 2008 года; автобусы производства России, стран СНГ и зарубежного производства, выпущенные с 2008 года; грузовые автомобили производства России, стран СНГ и зарубежного производства, выпущенные с 2008 года; тягачи производства России, стран СНГ и зарубежного производства, выпущенные с 2008 года и др.

Указанным Распоряжением включены зимние надбавки к расходу топлива в новых российских регионах — Крыму и городе Севастополе.

Уточнены характеристики автомобилей и условия эксплуатации, при которых возможно превышение норм расхода ГСМ. Повышающие коэффициенты расхода топлива будут применяться для любых населенных пунктов, в зависимости от численности населения.

Из методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», введенных в действие Распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 г. N АМ-23-р с изменениями, внесенными Распоряжением Минтранса России от 14 июля 2015 года N НА-80-р):

Распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р (ред. от 20.09.2018) «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте»

Письмом Минюста России от 21.09.2009 N 03-2609 предписано руководствоваться данным документом в целях организации эксплуатации транспортных средств.

  • Распоряжение
  • Приложение. Методические рекомендации нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте
    • I. Общие положения
    • II. Нормы расхода топлив для автомобилей
      • 7. Легковые автомобили
        • 7.1. Легковые автомобили отечественные и стран СНГ
          • 7.1.1. Легковые автомобили отечественные и стран СНГ выпуска с 2008 года
            • Богдан
            • ВАЗ
            • Волга
            • ГАЗ
            • ЗАЗ
            • ИЖ
            • СеАз
            • УАЗ
        • 7.2. Легковые автомобили зарубежные
          • 7.2.1. Легковые автомобили зарубежные выпуска с 2008 года
            • Audi
            • BMW
            • Citroen
            • Chevrolet
            • Chery
            • Chrysler
            • Cadillac
            • Daewoo
            • Dodge
            • Infiniti
            • Fiat
            • Ford
            • GMC
            • Great Wall
            • Honda
            • Hyundai
            • Jeep
            • Jaguar
            • KIA
            • Lexus
            • Mazda
            • Mercedes-Benz
            • Lifan
            • Mitsubishi
            • Nissan
            • Opel
            • Peugeot
            • Porsche
            • Renault
            • Rover
            • Saab
            • Seat
            • Skoda
            • Ssang Yong
            • Subaru
            • Suzuki
            • TAGAZ
            • Toyota
            • Volkswagen
            • Volvo
            • Vortex
      • 8. Автобусы
        • 8.1. Автобусы отечественные и стран СНГ
          • 8.1.2. Автобусы отечественные и стран СНГ выпуска с 2008 года
        • 8.2. Автобусы зарубежные
          • 8.2.2. Автобусы зарубежные выпуска с 2008 года
            • Citroen
            • Fiat
            • Ford
            • Hyundai
            • Iveco
            • MAN
            • Mercedes-Benz
            • Mitsubishi
            • Peugeot
            • Renault
            • Scania
            • SsangYong
            • Toyota
            • Volkswagen
            • Andare
            • Foton
            • Golden Dragon
            • Higer
            • Shenlong
            • Yutong
            • ЛУИДОР
      • 9. Грузовые бортовые автомобили
        • 9.1. Грузовые бортовые автомобили отечественные и стран СНГ
          • 9.1.1. Грузовые бортовые автомобили отечественные и стран СНГ выпуска с 2008 года
            • ГАЗ
            • КамАЗ
            • МАЗ
            • УАЗ
            • УРАЛ
        • 9.2. Грузовые бортовые автомобили зарубежные
          • 9.2.1. Грузовые бортовые автомобили зарубежные выпуска с 2008 года
            • Ford
            • Hyundai
            • Isuzu
            • Iveco
            • Mercedes
            • Renault
            • Scania
            • АБ
            • АТС
      • 10. Тягачи
        • 10.1. Тягачи отечественные и стран СНГ
          • 10.1.1. Тягачи отечественные и стран СНГ выпуска с 2008 года
            • КамАЗ
            • МАЗ
            • УРАЛ
        • 10.2. Тягачи зарубежные
          • 10.2.1. Тягачи зарубежные выпуска с 2008 года
            • DAF
            • Ford
            • Hyundai
            • Iveco
            • MAN
            • Mercedes-Benz
            • Renault
            • Scania
            • Volvo
            • Freightimer
            • Kenworth
            • Tatra
      • 11. Самосвалы
        • 11.1. Самосвалы отечественные и стран СНГ
          • 11.1.1. Самосвалы отечественные и стран СНГ выпуска с 2008 года
            • ЗИЛ-СААЗ
            • МАЗ
            • УРАЛ
            • КамАЗ
            • ГАЗ-САЗ
        • 11.2. Самосвалы зарубежные
          • 11.2.1. Самосвалы зарубежные выпуска с 2008 года
            • DongFeng
            • Ford
            • Hyundai
            • Iveco
            • MAN
            • Mitsubishi
            • Scania
            • Tatra
      • 12. Фургоны
        • 12.1. Фургоны отечественные и стран СНГ
          • 12.1.1. Фургоны отечественные и стран СНГ выпуска с 2008 года
            • БАГЕМ
            • ВИС
            • ГАЗ
            • КамАЗ
            • МАЗ
            • УАЗ
        • 12.2. Фургоны зарубежные
          • 12.2.1. Фургоны зарубежные выпуска с 2008 года
            • Citroen
            • Fiat
            • Ford
            • Hyundai
            • Isuzu
            • Iveco
            • MAN
            • Mercedes-Benz
            • Peugeot
            • Renault
            • Scania
            • Volkswagen
            • Volvo
            • Foton
      • 13. Медицинские автотранспортные средства
        • 13.1 Медицинские автотранспортные средства отечественные и стран СНГ
          • 13.1.1. Медицинские автотранспортные средства отечественные и стран СНГ выпуска с 2008 года
            • ГАЗ
            • УАЗ
            • АСМП
        • 13.2. Медицинские автотранспортные средства зарубежные
      • 14. Автомобили-эвакуаторы
        • 14.1. Автомобили эвакуаторы на базе автомобилей отечественных и стран СНГ выпуска с 2008 года
          • АЭ
          • РК
        • 14.2. Автомобили эвакуаторы на базе автомобилей зарубежных выпуска с 2008 года
          • Hyundai
          • АЭ
      • 15. Нормы расхода топлив для специальных и специализированных автомобилей
        • 15.1. Автовышки телескопические
        • 15.2. Установки бурильные
        • 15.3. Установки дезинфекционные
        • 15.4. Кабелеукладчики
        • 15.5. Кинопередвижки
        • 15.6. Компрессоры
        • 15.7. Краны автомобильные
          • 15.7.1. Краны автомобильные отечественные и стран СНГ выпуска с 2008 года
            • КС
            • УРАЛ
            • Акран
        • 15.8. Лаборатории на автомобилях
        • 15.9. Лебедки на шасси автомобилей
        • 15.10. Мастерские на автомобилях
        • 15.11. Погрузчики
        • 15.12. Автомобили пожарные
          • 15.12.1. Автомобили пожарные отечественные и стран СНГ выпуска с 2008 года
            • АЦ
            • КамАЗ
            • ПАЗ
            • ПСА
          • 15.12.2. Автомобили пожарные зарубежные выпуска с 2008 года
            • Iveco
            • Liebherr
        • 15.13. Автомобили-битумовозы
        • 15.14. Автомобили-гудронаторы
        • 15.15. Автомобили-самопогрузчики
        • 15.16. Автомобили-топливозаправщики и маслозаправщики
          • 15.16.1. Автомобили-топливозаправщики и маслозаправщики отечественные и стран СНГ выпуска с 2008 года
          • 15.16.2. Автомобили-топливозаправщики и маслозаправщики зарубежные выпуска с 2008 года
        • 15.17. Автомобили-цистерны
          • 15.17.1. Автомобили-цистерны выпуска с 2008 года
            • АТС
        • 15.18. Автомобили-цементовозы и автобетоносмесители
          • 15.18.1. Автомобили-цементовозы и автобетоносмесители зарубежные выпуска с 2008 года
            • Mercedes-Benz
            • Volvo
        • 15.19. Бронированные автомобили отечественные и стран СНГ выпуска с 2008 года
          • ВАЗ
          • КамАЗ
          • УАЗ
          • ДИСА
          • ЛАУРА
          • Ратник
          • РИДА
          • 15.19.1. Бронированные автомобили зарубежные выпуска с 2008 года
            • Лаура
            • РИДА
            • ДИСА
            • ИМЯ
            • РИДА
            • Рыцарь
        • 15.20. Автомобили для перевозки подозреваемых, временно заключенных и обвиняемых отечественные и стран СНГ выпуска с 2008 года
          • ГАЗ
          • КамАЗ
          • 15.20.1. Автомобили-штабные выпуска с 2008 года
            • АШ
    • Приложение N 1. III. Нормы расхода смазочных материалов
      • 16. Индивидуальные эксплуатационные нормы расхода масел (в литрах) и смазок (в кг) на 100 л общего расхода топлив автомобилем, не более
        • 16.1. Легковые автомобили
          • Легковые автомобили бензиновые
          • Легковые автомобили дизельные
        • 16.2. Автобусы
          • Дизельные автобусы
        • 16.3. Бортовые грузовые автомобили
          • Грузовые бензиновые автомобили и автобусы, включая работу на сжиженном и сжатом газе
          • Дизельные грузовые автомобили и самосвалы
        • 16.4. Тягачи
        • 16.5. Самосвалы
        • 16.6. Фургоны
        • 16.7. Для автомобилей и их модификаций, на которые отсутствуют индивидуальные нормы расхода масел и смазок, установлены следующие временные нормы расхода масел и смазок
        • 16.8. Специальные жидкости
          • Расход реагента Adblue
    • Приложение N 2. Предельные значения зимних надбавок к нормам расхода топлива по субъектам Российской Федерации и их частям
      • Применение зимних надбавок к нормам расхода топлив
    • Приложение N 3. Классификация и система обозначения автомобильных транспортных средств
      • Классификация автотранспортных средств, принятая ЕЭК ООН
    • Приложение N 4. Нормы расхода топлив на обогрев салонов автобусов и кабин автомобилей независимыми отопителями
    • Приложение N 5. Примеры расчета нормативного расхода топлива
    • Приложение N 6. Рекомендации по сезонному применению автомобильных бензинов для регионов Российской Федерации. — Исключено
    • Приложение 7. Рекомендации по сезонному применению дизельных топлив для регионов Российской Федерации. — Исключено

Открыть полный текст документа

Какие нормы нужно использовать при списании ГСМ

Когда организация владеет и распоряжается одним или несколькими служебными автомобилями, стоящими на ее балансе, перед ней постоянно стоит задача покупки топлива, обоснования его использования и списания на расходы.

Действующие правила налогообложения позволяют уменьшать за счет этого списания базу налога на прибыль, но только в том случае, если они правильно обоснованы в соответствующей отчетной документации.

Поэтому крайне важно корректно вести учет истраченных горюче-смазочных материалов и соблюдать нормы списания, устанавливаемые Министерством транспорта Российской Федерации.

Рассмотрим, какие нормы по ГСМ актуальны на сегодняшний день, как они зависят от сезона, а также нюансы, которые могут возникнуть при обосновании их списания в неоднозначных случаях. Покажем на примере, как правильно произвести нормативный расчет списания ГСМ.

Понятие норматива ГСМ

Расход топлива на служебном автотранспорте не может происходить бесконтрольно и ненормированно, иначе не избежать перерасходов, а возможно, даже слива. Для контроля и учета количества ГСМ выведено понятие нормы расхода топлива – экономически обоснованного показателя, отражающего среднюю надобность в горючем (бензине, газе, солярке) для служебного автотранспорта различных разновидностей на определенный километраж.

Общепринятым и наиболее удобным является расчет расхода ГСМ на 100 км пробега.

Кто устанавливает нормы ГСМ

Министерство транспорта РФ дает рекомендации по нормированию топлива. Однако они оставались неизменными с 2015 года (последнее распоряжение Минтранса РФ относительно норм топлива № АМ-23-р датируется 14 июля 2015 года), что на сегодня не вполне отражает актуальную ситуацию.

Министерство финансов РФ сделало по этому поводу официальное разъяснение: в Письме от 19 августа 2016 года № 03-03-06/1/48789 сообщается, что следование нормам, установленным Минтрансом – это право, а не обязанность предпринимателя. Налоговые органы не вправе настаивать на соблюдении именно этих показателей при списании ГСМ.

Нормы расхода и списания топлива, действующие для каждой конкретной компании, должны быть приняты, утверждены и зафиксированы во внутренней документации.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Для автотранспортных фирм, в отличие от других юридических лиц и предпринимателей, учет расходов на топливо по рекомендациям Минтранса обязателен.

Бухгалтерский учет нормативов ГСМ

При составлении баланса показатель расхода топлива для списания бухгалтер вносит:

  • в графу «Материальные расходы», если количество вписывается в установленные на предприятии нормы;
  • частично – в графу «Внереализационные расходы», если истраченные ГСМ превышают лимиты (в эту графу вписывается количество, вышедшее за пределы нормы).

Для этого применяется счет 10 «Основные средства» с соответствующими субсчетами.

Подтверждающим документом, на основании которого делается расчет фактически истраченного топлива, является путевой лист, форму которого предприятию разрешено разрабатывать самостоятельно, а также талоны, чеки, сертификаты и т.д., подтверждающие закупку топлива по определенной цене.

Зачем нужны показатели норм ГСМ

Цели учета нормативов топлива достаточно очевидны:

  • контроль расходов организации на топливо для транспортных средств;
  • профилактика перерасхода, слива и т.п.;
  • ведение соответствующей отчетности;
  • уточнение себестоимости перевозок;
  • снижение налогооблагаемой базы;
  • основание для расчета с сотрудниками, использующими для служебных целей личный автотранспорт.

От чего зависит величина показателя ГСМ

Рекомендованные Министерством транспорта РФ либо самостоятельно разработанные на предприятии, нормы списания топлива зависят от объективных факторов:

  • вида транспорта (легковое авто, грузовик, фура, транспорт спецназначения и т.д.);
  • конкретной марки авто;
  • его пробега;
  • срока, в течение которого автомобиль находится в эксплуатации;
  • базового расхода ГСМ;
  • некоторых установленных коэффициентов – сезонных, территориальных, дорожных, грузоподъемных и т.п.

Что утверждает Минтранс

Документ-распоряжение Минтранса, устанавливающее рекомендованные нормы, носит методический характер. В нем приведены базовые показатели расхода газа, солярки, бензина для конкретных марок транспортных средств, дифференцированных также по классам и моделям. С помощью этих таблиц можно удобно вести топливный учет.

Ниже приводятся нормы топлива по самым распространенным представителям служебного автопарка. Полное перечисление всех предусмотренных Минтрансом России автотранспортных средств (около 800 марок) с соответствующими нормативами расходов ГСМ можно скачать по ссылке ниже.

ФАЙЛЫ
Скачать нормы расхода топлива, установленные Министерством транспорта РФ .doc

Сезонные нюансы для ГСМ

Общеизвестно, что расход топлива зимой и летом существенно отличается. Для холодного времени года действует специальная надбавка по нормам ГСМ, действующая в интервале от 2 до 20%, в зависимости от региона РФ. Документ, предлагаемый к использованию Минтрансом РФ, регулирует этот вопрос в приложении № 2.

Расход топлива, подсчитываемый самостоятельно

Несмотря на то что организация вправе пользоваться нормами Минтранса, что иногда оказывается предпочтительнее, поскольку рекомендуется налоговиками, можно производить собственные расчеты, исходя из установленных внутренними актами нормативов ГСМ.

Упрощенный вариант предусматривает нахождение частного от количества потраченного топлива и пройденного километража (для установления процентного соотношения цифра умножается на 100). В результате получится показатель в «привычной» форме, отражающий необходимое количество ГСМ для 100 км пути на данном авто. Далее к ней можно при необходимости применить соответствующие коэффициенты.

Более сложная формула, применяемая для исчисления данного показателя, учитывает конкретную марку авто и установленный для нее топливный норматив (из таблицы Минтранса или внутренних актов самой организации). Также принимается в расчет количество груза или пассажиров, находящихся на борту транспортного средства, режим движения, некоторые другие погрешности (зимний коэффициент, поправка на тип дороги и пр.).

Nрасх. = 0,01 х Nпредусм. х (1 + х К х 0,01)

где:

  • Nрасх. – исчисляемая норма расхода ГСМ для произведения списания (измеряется в литрах);
  • Nпредусм. – норматив, предусмотренный в документах организации или Распоряжением Минтранса РФ;
  • S – километраж, пройденный данным авто;
  • К – коэффициент, принимаемый во внимание при учете различных поправок.

Пример конкретного расчета

Служебный автомобиль, принадлежащий ООО «Вольта», марки Тойота Королла с объемом двигателя 1,6 л совершил поездку, отмеченную в путевом листе расстоянием 650 км. При этом он затратил 62 л бензина. Груза на борту не было (доставлялись документы). Поездка была произведена зимой, зимняя надбавка, установленная в ООО «Вольта», составляет 5%. Фирма использует для расчета показатели из таблицы Минтранса РФ.

Рассчитаем расход топлива для списания. По данным Распоряжения Минтранса, нормы расхода топлива для автомобиля данной марки, идущего без груза, составляет 9 л на 100 км пробега. Зимний коэффициент принимаем за 5. Других надбавок данная поездка на авто этой марки в приведенных условиях не предусматривает. Произведем исчисление по формуле: 0,01 х 9 х 650 (1 + 5 х 0,01) = 0,09 х 650 х 1,05 = 61,4 л.

Как видим, водитель служебного авто практически не превысил расхода бензина, требующегося по нормативу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *