Мса 610

Понятие и назначение МСА

Международные стандарты аудиторской деятельности (МСА) – это комплекс документации в сфере аудита, который был разработан Международной Федерацией бухгалтеров для обеспечения увеличения эффективности реализации аудиторских проверок и уменьшения трудозатрат для осуществления аудитов и сопутствующих ему услуг.

Замечание 1

МСА отражают наиболее важные правила и принципы реализации аудиторских проверок финансовой отчетности хозяйствующих единиц и оформления результатов его проведения.

МСА 610 «Использование работы внутренних аудиторов»

Определение 1

МСА 610 «Использование работы внутренних аудиторов» — это один из международных стандартов аудиторской деятельности, посредством которого регламентируются обязанности внешних аудиторских групп и индивидуальных аудиторов в случае применения результатов работы внутренних аудиторов экономического субъекта.

Стоит отметить, что данный стандарт применяется только в случае наличия в организационной структуре хозяйствующей единицы службы внутреннего аудита. Данный стандарт аудита необходимо рассматривать совместно с международным стандартом аудита МСА 200 «Основные цели независимого аудитора».

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа МСА 610 «Использование работы внутренних аудиторов» 460 руб.
  • Реферат МСА 610 «Использование работы внутренних аудиторов» 280 руб.
  • Контрольная работа МСА 610 «Использование работы внутренних аудиторов» 200 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

МСА 610 может быть применен в случае, если внешний аудитор планирует применять в ходе реализации аудита результаты работы службы внутреннего аудита для изменения характера аудиторской проверки, сроков ее реализации, снижение общего объема выполняемых работ в рамках реализации аудита. Согласно стандарта 610 внешний аудитор может использовать результаты работы внутренних аудиторов или непосредственно привлекать их к работам по выполнению аудита финансовой отчетности хозяйствующей единицы.

Для определения сферы и объема аудита с учетом результатов работы внутренних аудиторов внешний аудитор обязан:

  • Ознакомиться с результатами внутреннего аудита;
  • Обсудить полученные результаты внутренней работы с ответственными сотрудниками;
  • Оценить насколько полно и достоверно, корректно был выполнен внутренний аудит;
  • Оценить были ли получены достаточные аудиторские доказательства для формирования соответствующего заключения;
  • Дать оценку квалификации внутренних аудиторов;
  • Оценить объем профессиональных суждений и риск существенного искажения отчетности;
  • Установить уровень компетенции сотрудников службы внутреннего аудита хозяйствующей единицы.

На основании полученных данных внешний аудитор делает вывод о возможности использования результатов работы внутренних аудиторов в ходе проведения аудита и привлечении внутренних аудиторов к проверке.

Помимо использования результатов работы служб внутреннего аудита хозяйствующей единицы внешний аудитор может привлечь сотрудников данной службы к выполнению аудита. Для этого внешний аудитор обязан:

  • Сделать запрос и получить согласие ответственного руководителя хозяйствующей единицы на то, чтобы сотрудник службы внутреннего аудита мог исполнять поручения внешнего аудитора. Также необходимо получить подтверждение невмешательства организации в работу внутреннего аудита, выполняемую по поручению внешнего сотрудника;
  • Получить согласие сотрудников службы внутреннего аудита в письменном виде на соблюдение ими конфиденциальности в вопросах некоторой информации в соответствии с поручениями внешнего аудитора. Также в случае выражения согласия на привлечение внутренних аудиторов к аудиту отчетности, ответственные лица обязаны информировать внешнего аудитора в случае возникновения угроз для их объективности.

Порядок и особенности использования результатов внутреннего аудита рассмотрим по следующему плану:

16.1. Обобщение результатов внутреннего аудита

16.2. Организация внутренней аудиторской проверки эффективности СВК бизнес-процессов компании

16.3. Проведение аудиторских процедур

16.4. Работа СВА с материалами аудита после утверждения окончательной редакции «Аудиторского отчета»

Обобщение результатов внутреннего аудита

Для внутреннего аудита пока не разработаны формы отчетности обобщения результатов проверки. Нельзя механически использовать те формы отчетности, которые применяются в отечественной практике внешнего аудита, ревизии. Отчеты внутренних аудиторов должны составляться по форме, разработанной непосредственно в организации. Они должны включать:

1) перечень выявленных отклонений;

2) перечень обстоятельств, при которых эти отклонения были выявлены;

3) оценку выявленных отклонений с точки зрения их влияния на организацию;

4) рекомендации по возможному исправлению данных отклонений;

5) оценку данных рекомендаций в плане их возможного влияния на организацию;

6) конструктивные предложения (при их наличии) по совершенствованию различных аспектов функционирования организации, имеющие отношение к проделанной работы.

Предложения по документам, которые обобщают результаты отдельных направлений деятельности службы внутреннего аудита, представленные в таблице 16.1.

Итоговые документы внутреннего аудита, как правило должны иметь 3 части.

Таблица 16.1

ДОКУМЕНТЫ, обобщает результаты ОТДЕЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ внутреннего аудита

п.п

Направления деятельности службы внутреннего аудита в соответствии с поставленными задачами

Форма отчетности

Периодический контроль финансово-хозяйственной деятельности головной организации и ее подразделений

Отчет службы внутреннего аудита о проверке подразделения

Анализ хозяйственной и финансовой деятельности, оценка экономических и инвестиционных проектов, экономической безопасности систем бухучета и внутреннего контроля головной организации и ее подразделений

Аналитические отчеты финансово-хозяйственной деятельности подразделений и всей организации в целом, аналитические справки и отчет по отдельным вопросам

Проведение семинаров, повышение квалификации и обучение персонала, оказание помощи кадровой службе в подборе и тестировании бухгалтерского персонала

Отчеты службы внутреннего аудита

Научная разработка, издание методических пособий, рекомендаций по бухучету, налогообложению, анализа и других направлений информационного обслуживания подразделений предприятия

Отчеты службы внутреннего аудита

Консультирование по вопросам финансового, банковского и иного хозяйственного законодательства, оптимизации налогообложения, реорганизации и ликвидации предприятия

Справки со ссылкой на законы и инструкции

Компьютеризация бухучета, составление отчетности, расчетов по налогообложению и др.

Отчеты службы внутреннего аудита

Взаимодействие с внешними аудиторами, представителями налоговых и других контролирующих органов

Отчеты службы внутреннего аудита

Вступительная часть включает:

1. Номер отчета;

2. Название подразделения, филиалы, проверяемого;

3. Наименование населенного пункта, на территории которого осуществлялась проверка;

4. Дата составления отчета;

5. Срок проведения проверки в соответствии с общим планом (план-график) проведения внутреннего аудита — даты начала и окончания проверки;

6. Основание проведения аудита и цель (вопросы) проверки; объекты) проверки;

7. Период деятельности предприятия (структурного подразделения), за который проведена проверка;

8. Должности, фамилии, имена и отчества лиц, проводивших и участвовали в проверке;

9. Должности, фамилии, имена и отчества руководства проверяемого подразделения (филиалы, предприятия);

10. Другие необходимые сведения.

Аналитическая часть отчета содержит систематизированное изложение и обоснование аудиторского подхода к проведению аудита, установления аудиторского риска, обоснование выбора объектов проверки. В данной части документа приводится подтверждения фактов нарушений и недостатков в работе, осуществленных должностными лицами и выявленных в ходе проверки, или на то, что нарушений не было установлено, раскрытие связанных с этими фактами обстоятельств, имеющих значение для принятия правильного решения по результатам проверки. Освещаются также достижения предприятия, положительные результаты деятельности.

По форме представления материала сначала освещаются существенные замечания, имеющих содержательный характер для подразделений и предприятия, а затем раскрываются замечания по форме.

Итоговая часть отчета содержит общий вывод аудитора о состоянии бухгалтерского учета, внутреннего контроля и отчетности по объекту проверки, а также предложения по устранению выявленных нарушений. При составлении отчета внутреннего аудитора излагаются наиболее существенные нарушения, значительно искажают отчетность, делается общий вывод о степени достоверности отчетности с указанием нарушений, снижающих ее достоверность или ставят под сомнение. Мнение внутреннего аудитора должна быть подкреплена ссылками на действующие законодательные акты с развернутой аргументацией причин, повлиявших на выражение ним такого мнения. В документе должно содержаться ссылки на документы подразделения по определению размера убытков, злоупотреблений и нарушений законодательства.

Отчет подписывается руководителем службы внутреннего аудита. Стилистика аудиторского отчета должно быть близка к научной, официально-деловой, для которой характерны:

— Наличие понятий, используемых преимущественно в официальных документах;

— Логическая его основа и недопустимости использования образного изложения содержания;

— Последовательность и точность изложения фактов, объективность, четкость и определенность формулировок результатов исследования;

— Нейтральность и целеустремленность изложения содержания документов с элементами стандартизации делового языка.

Приложениями к аудиторскому заключению могут быть копии документов, кассы, выборки, расчеты, обоснования в виде таблиц, схем, графиков, диаграмм и пр.

Внутренние аудиторы осуществляют контроль за устранением «слабых» с сторон и своевременным проведением мероприятий, рекомендованных на основании проверки. Такой контроль касается каждой аудиторской проверки, а ответственность за контроль возлагается на председателя аудиторской группы, который должен выполнять свои обязанности, пока не будет представлено доказательство, что меры были приняты, а недостатки были устранены.

Обобщение результатов внутреннего аудита включает комплекс методических приемов группировки и систематизации его результатов, необходимых для принятия решений по устранению выявленных недостатков в деятельности предприятия.

Проведенные проверки группируются и систематизируются в журнале службы внутреннего аудита.

При обобщении результатов составляют отдельные сводные документы, например, сведения выборочной инвентаризации объектов учета, акты ревизии аудита деятельности предприятия, обследование мест хранения ценностей.

Результатом обобщения также могут быть разработаны аудитором меры по профилактике нарушений действующего законодательства и внутренних распоряжений предприятия. Эти меры позволяют контролирующему органу лучше разобраться в причинах недостатков и принять обоснованные решения по результатам аудита.

Однородные недостатки обобщают в таблицах, схемах, графиках, ведомостях, машинограммах и других документах с помощью таких методических приемов (таблица 16.2).

Таблица 16.2

Методические приемы обобщения недостатки при проведении внутреннего аудита

Хронологическое группировки недостатков

Группировка недостатков последовательно по периодам их возникновения в финансово-хозяйственной деятельности контролируемого

Систематизированное

группировки

недостатков

Это группировка выявленных в деятельности контролируемого недостатков по однородности и содержанию и предварительно зафиксированных аудитом в хронологической последовательности

Хронологически систематизированное группировки

Группировка позволяет обобщить недостатки, выявленные аудитом

Документирование результатов промежуточного контроля

Используется как методический прием при оформлении контрольных процедур в процессе выполнения их на промежуточных стадиях, чтобы засвидетельствовать состояние объектов контроля на момент проверки (ревизия кассы, выборочная инвентаризация материальных ценностей, хронометражные наблюдения аудита, тематические обследования аудита и др.)

Аналитическое группировки недостатков

Составление ведомостей, таблиц, обобщение однородных недостатков, выявленных в процессе аудита, с помощью таких методических приемов, как экономический анализ, статистические расчеты, экономико-математические методы

Окончание табл. 16.2

Хронологическое группировки недостатков

Группировка недостатков последовательно по периодам их возникновения в финансово-хозяйственной деятельности контролируемого

Следственно-юридическое

обоснование

недостатков

Применяется тогда, когда необходимо обосновать доказательствами сумму причиненного ущерба или установить ответственность должностных лиц контролируемого. При этом аудитор выполняет определенные следственно-юридические процедуры

Виды юридических доказательств

Личные доказательства

Источником является информация от работников предприятия (объяснения должностных лиц и третьих лиц, заключения экспертов)

Вещественные доказательства

Письменные и предметные доказательства. Например, оригиналы первичных документов, изъятые по решению правоохранительных органов, заключения инвентаризационных комиссий по списанию недостач и другие, которые свидетельствуют правонарушения

Первичные доказательства

Полученные от первоисточника (первичные документы, договоры о материальной ответственности, коммерческие акты и др.)

Производные доказательства

Установлены путем повторного группировки (учетные регистры, машинограммы, составленные при обобщении данных первичных документов)

Систематизированное группирование результатов контроля — изложение в итоговых документах внутреннего аудита в систематизированном виде выявленных недостатков в деятельности предприятия.

Обобщение и изложение результатов аудита в итоговых документах осуществляется аудиторами по данным записей в журнале аудитора, группировка недостатков, согласованных с руководством предприятия.

Результаты внутреннего аудита подаются в итоговых документах в письменной форме. Они должны быть точными, объективными, четкими, краткими и конструктивными. Качество таких документов характеризует качество работы аудитора.

Итоговые документы внутреннего аудита представляют собой:

— Информацию для руководства;

— Информацию для отдела, деятельность которого проверялась;

— Информацию для заинтересованных отделов предприятия (например, отдела технического контроля, службы безопасности или отдела кадров);

— Информацию и доказательства для внешних аудиторов;

— Основание для принятия управленческих решений. Предоставление рекомендаций и предложений — важный момент.

Если неудачно донести до руководства свои рекомендации (предложения), они не будут адекватно принятии, несмотря на их целесообразность и необходимость.

Внешний аудитор, предоставляя рекомендации в информационном письме руководству, не имеют причины беспокоиться, будут ли они реализованы или нет. Совсем в другом положении находятся внутренний аудитор,

занимая штатную должность в своей организации. Постоянно работая, внутренний аудитор будет возвращаться к тем же проблемам, если они не будут решены, если руководство не прислушается к его предложениям. Вот почему рекомендации и предложения должны быть обоснованными, предоставляться в письменной форме, понятными, точными, содержать лаконичные, логически правильно построенные формулировки, которые не имели бы двойственного толкования. От этого в значительной степени зависит авторитет отдела внутреннего аудита. В любом случае органы управления должны предоставить четкий ответ на предложения внутреннего аудитора и указать, какие из них будут реализованы, а какие нет, с объяснением причин.

Иногда внутреннему аудитору приходится обсуждать с органами управления свои рекомендации и предложения. При этом часто возникают споры, которые переходят в напряжении дискуссии. Умение доказать правильность своей позиции зависит от профессионализма и личных качеств главного внутреннего аудитора. Но он всегда должен сохранять свою независимость, объективность, руководствуясь кодексом этики внутреннего аудитора. Письменная информация внутреннего аудитора заполняется в двух экземплярах, один из которых передается руководителю и главному бухгалтеру организации для ознакомления, выявления возможных возражений и урегулирования спорных положений. Второй экземпляр используется для написания отчета внутреннего аудитора, после чего он передается в архив службы внутреннего аудита.

Письменная информация внутреннего аудитора подписывается всеми аудиторами, проводившими проверку, и руководителем группы.

Проверка считается законченной, когда выявленные нарушения устранены, а финансово-хозяйственная деятельность проверяемого подразделения, обеспечивает полный хозяйственный расчет и рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Выявленные в ходе проверки недостатки, не требующие существенных изменений в деятельности подразделения, необходимо устранить в ходе проверки. Об их устранении в процессе проверки осуществляются соответствующие записи в отчете.

Если при проверке выявлены серьезные нарушения законодательства Украины и (или) иных нормативных правовых актов, недостачи, хищения денежных средств или материальных ценностей, нарушения налогового законодательства, которые требуют внесения изменений в бухгалтерскую отчетность предприятия и возмещения потерь (то есть основание для отстранения от работы виновных должностных лиц и взыскания с них нанесенного ущерба), материалы проверок передаются в юридический отдел предприятия. Последний дает правовую оценку записям в материалах проверки и готовит исковые документы для передачи в суд с целью вишкодування материальный ущерб.

Юридическому отделу должны быть переданы:

— Акт проверки в оригинале с приложенными к нему заверенными копиями документов, подтверждающих нанесенный действительный ущерб;

— Объяснения должностных лиц, на которых возложена ответственность за нанесенный ущерб;

— Дополнительные данные, подтверждающие правильность записей в материалах проверки и объем нанесенного ущерба;

— Расчет материального ущерба, за подписью руководителя предприятия и главного бухгалтера;

— Трудовой договор (контракт) с должностными лицами, которые допустили правонарушения, и приказ о приеме их на работу.

Размер нанесенного материального ущерба определяется по рыночным ценам.

Законодательством установлены следующие правовые формы охраны собственности от посягательств гражданская, административная и уголовная, по трудовому законодательству.

Лицам, виновным в причинении вреда, должно быть предложено возместить ее добровольно. В случае отказа возмещения осуществляется в судебном порядке путем предъявления гражданского иска. В заявлении, которое направляется в правоохранительные органы, нужно указать:

— В чем конкретно заключается правонарушения;

— В какой сумме нанесен вред;

— Обстоятельства, время и место совершения правонарушения;

— Возможных свидетелей по делу (Ф.И.О., адрес по месту жительства или работы).

В подтверждение причиненного ущерба и его размеров к заявлению должны прилагаться: акты аудиторских проверок, инвентаризаций, сравнительные или дефектные ведомости, накладные, счета-фактуры, выводы комиссии по факту порчи материальных ценностей, расчет бухгалтерии о размере ущерба, копии договора с материально-ответственным лицом , справку о периоде работы, объяснения, документы о возмещении задолженности в добровольном порядке.

При нарушениях и злоупотреблениях необходимые меры по сохранению отдельных документов. Для этого их изымают как в процессе проверки, так и по ее окончании. Изъятие документов производится в соответствии с нормативными документами.

В первую очередь изымаются документы, имеющие признаки подчисток, исправления цифр и текста и содержащие неправильные и (или) поддельные показания. На этих документах нельзя делать никаких пометок.

В структурных подразделениях проверяемых вместо изъятых документов оставляют их копии с указанием на обороте, кем и когда они удалены.

Принимаются также меры по возмещению материального ущерба, нанесенного предприятию. Эта работа должна начинаться сразу же после их обнаружения. Для возмещения материального ущерба необходимо убедиться: есть документы, которые подтверждают наличие прямого действительного ущерба, вину работника; соблюден, установленный законом порядок и сроки привлечения работника к материальной ответственности, правильно выбранный вид ответственности (полная или ограничено).

Возмещение материального ущерба осуществляется также по всем уплаченных подразделениях, штрафы, неустойки, других санкциях. При этом администрация должна привлечь к имущественной ответственности в соответствии с законодательством конкретных виновных лиц.

Повышению эффективности проверок способствует обсуждение их итогов с учредителями, руководителями и ответственными работниками предприятия. При необходимости вопрос сохранности собственности обсуждаются с персоналом подразделения, вносятся их предложения по организационно-технических мероприятий и утверждаются планы по устранению выявленных недостатков и меры по o повышение эффективности работы данного подразделения.

Отчетные документы по аудиторских проверках, проект решения по проверке (приказ), приложение, другие документы по проверке и перечень принятых мер представляются на рассмотрение должностному лицу, назначила аудиторскую проверку.

В итоговой части проекта приказа материалы излагаются в следующей последовательности:

— Коротко перечисляются показатели финансово-хозяйственной деятельности и проведены мероприятия по улучшению работы подразделения, проверяется;

— Указываются недостатки в работе проверенного подразделения вследствие непринятия определенных мероприятий;

— Перечисляются, какие законодательные акты нарушены, допущенные недостачи, хищения, потери от бесхозяйственности;

— Перечисляются наиболее существенные факты нарушений, выявленные проверками и указанные в справке по проверке.

В распорядительной части проекта приказа необходимо:

— Оценить деятельность подразделения и его руководства;

— Изложить предложения по ответственности должностных

лиц за допущенные недостатки, нарушения и другие негативные поступки; предложения, направленные на устранение выявленных недостатков и улучшения деятельности подразделения. Предложения должны быть конкретными, обоснованными и реальными по сути и сроках;

— Указать должностных лиц, ответственных за устранение выявленных нарушений и недостатков и сроки их устранения.

Четко отлаженный контроль за выполнением принятых решений по результатам аудиторских проверок обеспечивает эффективность мероприятий по устранению выявленных проверкой недостатков.

Контроль за выполнением приказа осуществляется путем рассмотрения отчетов руководителя проверенного подразделения о выполнении указаний руководителя предприятия, анализа данных отчетности и документальной проверки работы подразделения на месте.

Для учета и контроля за выполнением решений по аудиторских проверках аудиторская служба или аудитор ведут книгу учета аудиторских проверок и принятых по ним мерах.

В книге ведутся следующие графы:

— Наименование подразделения, в котором проведена проверка;

— Организационный метод проверки;

— Дата отчетного документа о проверке;

— Дата приказа по результатам проверки;

— Номер приказа;

— Сроки предоставления информации об исполнении решения по отчету о проверке;

— Дата фактического предоставления отчета о выполнении приказа;

— Сумма материального ущерба;

— Передано в суд;

— Сумма возмещенных убытков, материальных ценностей и ценных бумаг;

— Сумма возмещенных убытков виновными лицами добровольно;

— Сумма дополнительно начисленных и внесенных платежей в бюджет.

Правило (стандарт) № 29

«Рассмотрение работы внутреннего аудита»

Утвержден Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696

Введение

1. Настоящее федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности, разработанное с учетом международных стандартов аудита, устанавливает единые требования для внешних аудиторов при рассмотрении работы службы внутреннего аудита. Настоящее федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности не применяется, если служба внутреннего аудита аудируемого лица оказывает помощь внешнему аудитору при выполнении процедур внешнего аудита. Процедуры, предусмотренные в настоящем федеральном правиле (стандарте) аудиторской деятельности, должны применяться к сфере внутреннего аудита в той части, которая имеет отношение к аудиту финансовой (бухгалтерской) отчетности.

2. Внешний аудитор рассматривает деятельность службы внутреннего аудита и ее влияние на внешние аудиторские процедуры, если таковое существует.

3. Внутренний аудит — контрольная деятельность, осуществляемая внутри аудируемого лица его подразделением — службой внутреннего аудита. Функции службы внутреннего аудита включают мониторинг адекватности и эффективности системы внутреннего контроля.

4. В то время как внешний аудитор несет исключительную ответственность за выражение аудиторского мнения и за определение характера, временных рамок и объема внешних процедур аудита, некоторые результаты работы службы внутреннего аудита могут оказаться полезными для внешнего аудитора.

Объем и цели внутреннего аудита

5. Объем и цели внутреннего аудита в каждом случае различны и зависят от размера и структуры аудируемого лица и требований его руководства. Обычно функции службы внутреннего аудита включают один или несколько следующих элементов:

а) мониторинг эффективности процедур внутреннего контроля (постановка необходимых систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля входит в обязанности руководства, и этому следует постоянно уделять соответствующее внимание, а на службу внутреннего аудита обычно возлагаются обязанности по проверке этих систем, мониторингу эффективности их функционирования, а также представлению рекомендаций по их усовершенствованию);

б) исследование финансовой и управленческой информации (включает обзорную проверку средств и способов, используемых для сбора, измерения, классификации этой информации и составления отчетности на ее основе, а также специфические запросы в отношении отдельных ее составляющих частей, включая детальное тестирование операций, остатков по счетам бухгалтерского учета и других процедур);

в) контроль экономности, эффективности и результативности, включая нефинансовые средства контроля аудируемого лица;

г) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации, нормативных актов и прочих внешних требований, а также политики, директив и прочих внутренних требований руководства.

Взаимоотношения между внутренним аудитом и внешним аудитором

6. Роль службы внутреннего аудита определяется руководством аудируемого лица.

7. Цели внутреннего аудита отличаются от целей внешнего аудитора, который назначается для представления независимого аудиторского заключения по финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица. Цели службы внутреннего аудита меняются в зависимости от требований руководства. В свою очередь, основная цель внешнего аудитора — получить разумную уверенность в том, что финансовая (бухгалтерская) отчетность не содержит существенных искажений.

8. Тем не менее некоторые средства достижения целей внешних и внутренних аудиторов аналогичны, и отдельные направления деятельности службы внутреннего аудита могут оказаться полезными при определении характера, временных рамок и объема процедур внешнего аудита.

9. Служба внутреннего аудита является подразделением аудируемого лица. Деятельность службы внутреннего аудита независимо от степени ее самостоятельности и объективности не может достичь той степени независимости, которая требуется от внешнего аудитора при выражении мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности. Внешний аудитор несет исключительную ответственность за выраженное аудиторское мнение, и эта ответственность не уменьшается при использовании результатов работы службы внутреннего аудита. Все суждения в отношении аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности выносятся внешним аудитором.

Понимание и предварительная оценка внутреннего аудита

10. Внешний аудитор получает достаточное понимание деятельности службы внутреннего аудита для того, чтобы установить и оценить риски существенных искажений финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также разработать и выполнить аудиторские процедуры.

11. При эффективном внутреннем аудите можно модифицировать характер и временные рамки, а также уменьшить объем аудиторских процедур, выполняемых внешним аудитором, но нельзя полностью отменить их. Однако в некоторых случаях, рассмотрев деятельность службы внутреннего аудита, внешний аудитор может принять решение о том, что внутренний аудит не окажет никакого влияния на процедуры внешнего аудита.

12. Внешний аудитор должен предварительно оценить, насколько эффективны функции службы внутреннего аудита, если он собирается в дальнейшем полагаться на их эффективность, что повлияет на аудиторский риск и его оценку.

13. Предварительная оценка эффективности функций внутреннего аудита, данная внешним аудитором, влияет на суждение внешнего аудитора относительно того, каким образом использование результатов деятельности службы внутреннего аудита может повлиять на оценку рисков и изменить характер, временные рамки и объем дальнейших процедур внешнего аудита.

14. При достижении понимания и осуществлении оценки эффективности функций внутреннего аудита нужно учитывать следующие важные критерии:

а) организационный статус, то есть конкретный статус службы внутреннего аудита в структуре аудируемого лица и влияние этого статуса на способность такой службы быть объективной (в идеальной ситуации служба внутреннего аудита отчитывается перед высшим руководством аудируемого лица и освобождена от другой управленческой подотчетности; любые ограничения, налагаемые руководством на службу внутреннего аудита, должны быть тщательно изучены, в частности, внутренние аудиторы должны иметь возможность свободного общения с внешним аудитором);

б) объем функций, то есть характер и объем поручений, выполняемых службой внутреннего аудита (внешний аудитор также определяет, следует ли руководство аудируемого лица рекомендациям службы внутреннего аудита и как это подтверждается);

в) профессиональная компетентность (выполняется ли внутренний аудит лицами, имеющими адекватные профессиональные навыки и опыт, достаточные для работы в качестве внутренних аудиторов, например, внешний аудитор может проанализировать принципы и конкретные процедуры найма и обучения внутренних аудиторов, их опыт и профессиональный уровень);

г) должная профессиональная добросовестность (надлежащим ли образом внутренний аудит планируется, контролируется и оформляется документально, то есть должно быть рассмотрено наличие адекватных аудиторских пособий, рабочих программ и рабочих документов).

Сроки взаимодействия и координации

15. При планировании использования работы службы внутреннего аудита внешний аудитор рассматривает предварительный план внутреннего аудита на данный период и обсуждает его со службой внутреннего аудита на самом раннем этапе. Если работа службы внутреннего аудита является одним из факторов при определении характера, временных рамок и объема процедур внешнего аудита, то желательно предварительно согласовать сроки этой работы, объем аудиторского взаимодействия, уровень существенности и предлагаемые методы отбора проверяемой совокупности, документальное оформление выполненной работы, а также процедуры обзорной проверки и формы отчетности.

16. Взаимодействие со службой внутреннего аудита является более действенным, если встречи происходят через определенные интервалы времени в течение всего периода проведения внешнего аудита. Внешний аудитор должен быть информирован о соответствующих внутренних аудиторских отчетах (заключениях) и получить доступ к ним, а также должен быть информирован обо всех важных аспектах, о которых стало известно внутреннему аудитору и которые могут повлиять на работу внешнего аудитора. Подобным образом внешний аудитор обычно информирует внутреннего аудитора о любых важных вопросах, которые могут повлиять на работу внутреннего аудитора.

Оценка эффективности внутреннего аудита

17. При использовании конкретной работы службы внутреннего аудита внешний аудитор оценивает и выполняет тестирование эффективности этой работы для подтверждения ее адекватности целям внешнего аудитора.

18. Оценка конкретной работы службы внутреннего аудита включает рассмотрение адекватности объема работы и соответствующих программ, а также того, остается ли в силе предварительная оценка эффективности функций службы внутреннего аудита, основываясь на следующих вопросах:

а) выполняется ли работа лицами, имеющими соответствующее образование и опыт работы в качестве внутренних аудиторов, надлежащим ли образом контролируется и документально оформляется работа ассистентов внутреннего аудитора;

б) получены ли достаточные надлежащие аудиторские доказательства, обеспечивающие разумные выводы;

в) являются ли сделанные выводы надлежащими в конкретных обстоятельствах и соответствуют ли подготовленные отчеты (заключения) результатам выполненной работы;

г) соответствующим ли образом раскрыта информация о любых исключениях или необычных фактах, выявленных при внутреннем аудите.

19. Характер, временные рамки и объем выполняемых аудиторских процедур в отношении конкретной работы службы внутреннего аудита зависят от суждения внешнего аудитора о риске существования неправильного или ложного заявления относительно соответствующей области аудита, от оценки внутреннего аудита и оценки конкретной работы службы внутреннего аудита. Такие аудиторские процедуры могут включать исследование уже проверенных при внутреннем аудите областей, исследование других подобных областей и наблюдение за выполнением процедур внутреннего аудита.

20. Внешний аудитор документирует свои выводы относительно конкретной работы службы внутреннего аудита, которая была им оценена и в отношении которой им были выполнены аудиторские процедуры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *