МСФО учет основных средств

Компонентный учет

Компонентный учет В рамках пересмотра применения международных стандартов финансовой отчетности в 2004 году были установлены требования компонентного учета для отражения амортизации основных средств. Компонентный учет (или компонентное требование) регламентирует раздельный учет каждого элемента объекта основных средств в случае, если его стоимость является существенной в совокупной стоимости данного объекта. После идентификации компонентов и определения сроков их полезного использования следует определение ликвидационной стоимости и выбор соответствующего метода начисления амортизации. Если отдельные элементы объекта основных средств имеют одинаковые сроки полезного использования, они могут быть сгруппированы для целей учета амортизации. Оценка стоимости воздушных средств является яркой иллюстрацией применения компонентного подхода к учету основных средств. Корпус и двигатели самолета часто приобретаются у разных производителей и имеют разные требования по ремонту и техническому обслуживанию. Срок эксплуатации двигателя самолета существенно короче, чем корпуса; двигатель требует регулярной замены для обеспечения годности самолета к полетам. Определение двигателя как компонента позволяет начислять амортизацию в течение всего срока его полезного использования и полностью амортизировать стоимость двигателя до нуля или ликвидационной стоимости на дату замены. После этого признание компонента прекращается, а стоимость замещаемого компонента капитализируется при установке нового двигателя. В соответствии с требованиями МСФО 16 амортизация представляет собой распределение амортизируемой стоимости актива между учетными периодами на протяжении срока его полезной службы. Существует несколько рекомендованных методов начисления амортизации основных средств по МСФО 16: • равномерного начисления — равномерное начисление постоянной суммы амортизации на протяжении срока полезной службы объекта; • уменьшаемого остатка — начисление наибольших сумм амортизации в начальных периодах использования объекта и постепенное уменьшение суммы амортизации на протяжении срока его полезной службы; • суммы изделий — начисление суммы амортизации в зависимости от предполагаемого производства продуктов труда на эксплуатируемом объекте основных средств. Используемый метод должен соответствовать схеме получения экономических выгод от объекта основных средств. Если доход от эксплуатации объекта основных средств распределяется на протяжении срока его полезной службы равномерно, рекомендуется использовать метод равномерного начисления амортизации. Если в течение срока службы отдача от использования объекта постепенно уменьшается, целесообразно применение метода уменьшаемого остатка. Метод суммы изделий рекомендуется применять в том случае, если уменьшение амортизируемой стоимости объекта пропорционально объему произведенной продукции или выполненных работ. Амортизационные отчисления должны определяться отдельно для каждого значительного компонента основных средств, а метод начисления амортизации основных средств необходимо периодически пересматривать. Если в предполагаемой схеме получения экономических выгод от объекта произошли существенные изменения, следует соответственно изменить и метод начисления амортизации. Не подлежат амортизации те объекты основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются, например земля. В настоящее время все больше предприятий вводят компонентный учет в соответствии с требованиями МСФО. В рамках пересмотра применения международных стандартов финансовой отчетности в 2004 году были установлены требования компонентного учета для отражения амортизации основных средств. Компонентный учет (или компонентное требование) регламентирует раздельный учет каждого элемента объекта основных средств в случае, если его стоимость является существенной в совокупной стоимости данного объекта. После идентификации компонентов и определения сроков их полезного использования следует определение ликвидационной стоимости и выбор соответствующего метода начисления амортизации. Если отдельные элементы объекта основных средств имеют одинаковые сроки полезного использования, они могут быть сгруппированы для целей учета амортизации.

Оценка стоимости воздушных средств является яркой иллюстрацией применения компонентного подхода к учету основных средств. Корпус и двигатели самолета часто приобретаются у разных производителей и имеют разные требования по ремонту и техническому обслуживанию. Срок эксплуатации двигателя самолета существенно короче, чем корпуса; двигатель требует регулярной замены для обеспечения годности самолета к полетам. Определение двигателя как компонента позволяет начислять амортизацию в течение всего срока его полезного использования и полностью амортизировать стоимость двигателя до нуля или ликвидационной стоимости на дату замены. После этого признание компонента прекращается, а стоимость замещаемого компонента капитализируется при установке нового двигателя.
В соответствии с требованиями МСФО 16 амортизация представляет собой распределение амортизируемой стоимости актива между учетными периодами на протяжении срока его полезной службы.Существует несколько рекомендованных методов начисления амортизации основных средств по МСФО 16:

  • равномерного начисления — равномерное начисление постоянной суммы амортизации на протяжении срока полезной службы объекта;
  • уменьшаемого остатка — начисление наибольших сумм амортизации в начальных периодах использования объекта и постепенное уменьшение суммы амортизации на протяжении срока его полезной службы;
  • суммы изделий — начисление суммы амортизации в зависимости от предполагаемого производства продуктов труда на эксплуатируемом объекте основных средств.

Используемый метод должен соответствовать схеме получения экономических выгод от объекта основных средств. Если доход от эксплуатации объекта основных средств распределяется на протяжении срока его полезной службы равномерно, рекомендуется использовать метод равномерного начисления амортизации. Если в течение срока службы отдача от использования объекта постепенно уменьшается, целесообразно применение метода уменьшаемого остатка. Метод суммы изделий рекомендуется применять в том случае, если уменьшение амортизируемой стоимости объекта пропорционально объему произведенной продукции или выполненных работ.
Амортизационные отчисления должны определяться отдельно для каждого значительного компонента основных средств, а метод начисления амортизации основных средств необходимо периодически пересматривать. Если в предполагаемой схеме получения экономических выгод от объекта произошли существенные изменения, следует соответственно изменить и метод начисления амортизации. Не подлежат амортизации те объекты основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются, например земля.
В настоящее время все больше предприятий вводят компонентный учет в соответствии с требованиями МСФО.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *