МУП закупки

Чагин К. Г., консультант по социальной политике Института экономики города (Москва)

Журнал «Бухгалтер Крыма: учет в унитарных предприятиях» № 1/2019

Как известно, правила осуществления закупок ГУП и МУП в последние годы претерпевали значительные трансформации. До 2017 года эти заказчики проводили свои закупки по Закону № 223-ФЗ, после их в большинстве случаев обязали использовать Закон № 44-ФЗ, затем аптекам, а потом и всем остальным ГУП и МУП разрешили вернуться к Закону № 223-ФЗ – при закупках без привлечения бюджетных средств.

Таким образом, сейчас по общей схеме ГУП и МУП применяют:

  • Закон № 223-ФЗ – для закупок за счет средств, которые зарабатывают сами;

  • Закон № 44-ФЗ – для закупок за счет средств, предоставленных им из бюджетов своих учредителей.

Поэтому изменения, которые постоянно вносятся в оба эти закона, являются для таких заказчиков актуальными. В данной статье сделан краткий обзор основных новаций, которые необходимо учитывать при закупках начиная с 2019 года.

Новации в Законе № 223-ФЗ.

Прежде всего, с 01.01.2019 для закупок по Закону № 223-ФЗ стал обязательным ряд норм, введенных в этот закон еще с 01.07.2018. До конца 2018 года можно было осуществлять закупки «по-старому», но до начала 2019 года заказчики были обязаны внести в свои положения о закупке соответствующие изменения и с начала 2019 года уже осуществлять закупки по новым правилам (если какой-то заказчик не успел это сделать, то осуществлять закупки в 2019 году он сможет только в рамках Закона № 44-ФЗ). Рассмотрим, что надо учитывать в этом году.

Единые требования к проведению конкурентных закупок

Теперь в своих положениях о закупке заказчики при установлении правил применения того или иного способа конкурентной закупки должны будут учитывать условия, установленные в самом Законе № 223-ФЗ. К значимым относятся следующие условия.

1. Участник конкурентной закупки вправе направить заказчику запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, при этом в течение 3 рабочих дней с даты поступления такого запроса заказчик должен разъяснить положения документации о конкурентной закупке и разместить ответ в ЕИС с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил запрос. Но заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение, если запрос поступил позднее чем за 3 рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

2. Заказчик имеет право отменить конкурентную закупку по одному и более предмету закупки (лоту) только до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в закупке, причем решение об отмене должно размещаться в ЕИС в день принятия этого решения. По истечении данного срока и до заключения договора заказчик вправе отменить определение поставщика (исполнителя, подрядчика) только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством. Отметим, что эта новация призвана положить конец относительной «вольнице» заказчиков в части определения правил отказа от закупки.

3. Участник конкурентной закупки вправе подать только одну заявку на участие в такой закупке в отношении каждого предмета закупки (лота) в любое время с момента размещения извещения о ее проведении до предусмотренных документацией о закупке даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в закупке, при этом участник вправе изменить или отозвать свою заявку до истечения срока подачи заявок. Заявка на участие в такой закупке является измененной или отозванной, если изменение осуществлено или уведомление об отзыве заявки получено заказчиком до истечения срока подачи заявок на участие в закупке.

4. Договор по результатам конкурентной закупки должен заключаться не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола по результатам закупки.

5. Заказчик вправе предусмотреть в положении о закупке требование об обеспечении заявок на участие в конкурентных закупках, в том числе порядок, срок и случаи возврата такого обеспечения. В извещении об осуществлении закупки, документации о закупке должны быть указаны размер обеспечения и иные требования к нему, в том числе условия банковской гарантии (если этот способ обеспечения заявок на участие в закупках предусмотрен положением о закупке заказчика). Более того, согласно рассматриваемым новациям в Законе № 223-ФЗ заказчик не должен устанавливать требование обеспечения заявок на участие в закупке, если НМЦД не превышает 5 млн руб., а при таком превышении вправе требовать обеспечения заявок в размере не более 5 % НМЦД. Случаи, когда обеспечение заявки не возвращается участнику закупки, сейчас тоже определены в самом Законе № 223-ФЗ – это, во-первых, случай, когда победитель уклоняется или отказывается заключить договор, а во-вторых, случай, когда победитель не предоставляет или предоставляет с нарушением установленных условий до заключения договора заказчику обеспечение исполнения договора (если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке установлены требование обеспечения исполнения договора и срок его предоставления до заключения договора).

6. Отдельно определен подробный порядок осуществления конкурентной закупки в электронной форме. Не допускаются переговоры заказчика с оператором электронной площадки и оператора электронной площадки с участником конкурентной закупки в электронной форме в случае, если в результате этих переговоров создаются преимущественные условия для участия в закупке и (или) условия для разглашения конфиденциальной информации; участник конкурентной закупки в электронной форме вправе отозвать свою заявку либо внести в нее изменения не позднее даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке, направив об этом уведомление оператору электронной площадки; и т. д. Отметим, что любые конкурентные закупки должны будут осуществляться в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке (за исключением закупок, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства, – см. ниже).

О конкурентных закупках, участниками которых могут быть только субъекты МСП

Конкурентные закупки, участниками которых в соответствии с Законом № 223-ФЗ могут быть только субъекты МСП, будут осуществляться исключительно в электронной форме.

Установлены подробные правила таких закупок. Например, они могут осуществляться только следующими способами: конкурс в электронной форме, аукцион в электронной форме, запрос котировок в электронной форме, запрос предложений в электронной форме. В качестве обеспечения заявки в такой закупке могут использоваться не только денежные средства, но и банковская гарантия. Эти закупки должны проводиться только на электронных площадках, функционирующих в соответствии с едиными требованиями, предусмотренными Законом № 44-ФЗ, и рядом дополнительных требований по Закону № 223-ФЗ. Причем такие закупки могут проводиться заказчиками только на электронных площадках, которые включены в утвержденный Правительством РФ перечень8.

Изменены правила продления срока подачи заявок при внесении изменений в извещение или документацию о закупке

При внесении изменений в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в ЕИС указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке оставалось не менее половины срока подачи заявок на участие в такой закупке, установленного положением о закупке для данного способа закупки.

Новации в Законе № 44-ФЗ.

Проведение закупок в электронной форме

Главной новацией применения Закона № 44-ФЗ является то, что с начала 2019 года все конкурентные закупки должны проводиться в электронной форме, «бумажными» они могли быть только до конца 2018 года. Исключения из этого общего правила, когда все-таки возможна закупка в бумажной форме, касаются лишь нескольких случаев – например, запроса котировок для нормального жизнеобеспечения граждан, закупки на территории иностранного государства (ч. 43 и 44 ст. 112 Закона № 44-ФЗ). Именно поэтому в данном законе пока еще остаются разделы, которые регламентируют проведение «бумажных» закупок.

В электронной форме (как электронные процедуры) должны будут проводиться любые открытые конкурентные закупки, а закрытые – только в случаях, определенных Правительством РФ. Закупки должны осуществляться через электронные площадки, в связи с чем вводится их разделение на обычные и специализированные. На первых проводятся открытые закупки, на вторых – закрытые. И в первом, и во втором случае перечни площадок утверждены Правительством РФ – в первый перечень сейчас включено восемь площадок, во второй – только одна. Кроме этого, подробно регламентирован порядок проведения электронных закупочных процедур, в том числе в разрезе отдельных способов закупки. Например, установлены право операторов электронных площадок взимать плату за участие в электронной процедуре с ее участника, а также порядок ее взимания и ее предельные размеры. В случае отмены заказчиком закупки оператор электронной площадки должен будет возвратить заявки участникам закупки в течение часа с момента размещения в ЕИС извещения об отмене электронной процедуры с одновременным уведомлением в форме электронного документа участника процедуры об ее отмене; при любых закупках в электронной форме участнику закупки, который вносит в качестве обеспечения денежные средства, достаточно будет представить документ (например, платежное поручение), подтверждающий это внесение. Отметим, что большинство площадок ввело такую плату – например, популярная площадка «Сбербанк-АСТ» (http://www.sberbank-ast.ru) взимает 1 % НМЦК, но не более 2 тыс. руб. в отношении закупок, в которых участвуют только субъекты СМП и СОНКО, и 5 тыс. руб. в отношении других закупок.

Единый реестр участников закупок в ЕИС

С 01.01.2019 вступила в силу новая норма закона, согласно которой вводится единый реестр участников закупок в ЕИС. В целях формирования такого реестра осуществляется бесплатная регистрация участников закупок в ЕИС в порядке, который установлен Правительством РФ. С 01.01.2019 по 31.12.2019 включительно аккредитованные ранее на электронных площадках участники закупок для участия в электронных процедурах обязаны пройти регистрацию в ЕИС. При этом операторы электронных площадок не позднее рабочего дня, следующего после дня регистрации участника закупки в ЕИС, осуществляют аккредитацию такого участника на электронной площадке. При аккредитации оператор не вправе требовать от участника закупки какие-либо документы и (или) информацию. Участник закупки, зарегистрированный в ЕИС и аккредитованный на электронной площадке, вправе участвовать во всех электронных процедурах, проводимых на ней. Регистрация участника закупки в ЕИС и его аккредитация на электронной площадке осуществляются сроком на 3 года.

Уменьшение суммы банковской гарантии

Сумма банковской гарантии может быть уменьшена по мере поступления платы по контракту, в обеспечение которого она выдана. Если заказчиком установлено требование обеспечения исполнения контракта, в контракт включается обязательство поставщика в случае отзыва у банка, предоставившего банковскую гарантию, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта в течение месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика о необходимости предоставить соответствующее обеспечение. Размер такого обеспечения может быть уменьшен в установленном порядке. За каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства начисляется пеня. Размер обеспечения исполнения контракта уменьшается посредством направления заказчиком информации об исполнении поставщиком обязательств по поставке товара, выполнению работы (ее результатов), оказанию услуги или об исполнении им отдельного этапа исполнения контракта и стоимости исполненных обязательств для включения в соответствующий реестр контрактов. Размер обеспечения исполнения контракта уменьшается пропорционально стоимости исполненных обязательств, приемка и оплата которых осуществлены в порядке и сроки, предусмотренные контрактом.

Уменьшение размера обеспечения исполнения контракта осуществляется при условии отсутствия не исполненных поставщиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком, а также приемки заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта в объеме выплаченного аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

Такое уменьшение не допускается в случаях, определенных Правительством РФ в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты здоровья, прав и законных интересов граждан. Размер обеспечения исполнения контракта, предоставленного в виде банковской гарантии, заказчик уменьшает путем отказа от части своих прав по этой гарантии. При предоставлении нового обеспечения исполнения контракта возврат банковской гарантии заказчиком гаранту, предоставившему указанную гарантию, не осуществляется, взыскание по ней не производится.

(Соответствующие изменения Законом № 502-ФЗ внесены в ч. 30 ст. 34, ч. 3.1 и 12 ст. 45, ч. 7 – 7.3 ст. 96 Закона № 44-ФЗ. Указанные нормы в новой редакции применяются к отношениям, связанным с закупками, извещения об осуществлении которых размещены в ЕИС либо приглашения принять участие в которых направлены после 01.07.2019.)

Изменение цены контракта в пределах увеличения ставки НДС

До 01.10.2019 в рамках срока исполнения контракта допускается по соглашению сторон изменение цены заключенного до 01.01.2019 контракта в пределах увеличения ставки НДС в отношении товаров, работ, услуг, приемка которых осуществляется после 01.01.2019, если увеличенный размер ставки НДС не предусмотрен условиями контракта.

(Статья 112 Закона № 44-ФЗ дополнена ч. 54. Изменение действует с 27.12.2018.)

Требование об обеспечении заявки на участие в определении поставщика

Нельзя требовать обеспечения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) от участников закупки, которые являются государственными или муниципальными учреждениями любого типа (ранее это правило относилось только к казенным учреждениям). (Изменение внесено в ч. 6 ст. 44 Закона № 44-ФЗ. Действует с 27.12.2018.)

Установление ответственности за ложную внешнюю экспертизу

Наконец, еще одной новацией является установление конкретных мер ответственности за ложную внешнюю экспертизу.

Согласно поправкам к УК РФ за заведомо ложное заключение, которое привело к причинению крупного ущерба (от 2,25 млн руб.), грозит штраф до 300 тыс. руб. Наказание будет строже, если по неосторожности преступление повлечет тяжкий вред здоровью или смерть человека, осужденного также могут лишить права занимать определенные должности и вести определенные виды деятельности.

Согласно поправкам в КоАП РФ административную ответственность установили в виде штрафа от 30 тыс. до 50 тыс. руб. для физических лиц и от 100 тыс. до 150 тыс. руб. для юридических лиц; экспертов также могут отстранить от проведения экспертиз в отношении закупок на срок от 6 месяцев до 1 года.

Отказ от закупки по 223-ФЗ состоит в праве заказчика прекратить закупочную процедуру выбора поставщика. При этом заказчик должен придерживаться определенного регламента действий.

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию 8 (800) 350-34-85 или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

Правила отмены закупки

Нередко у заказчика возникает необходимость отменить ту или иную закупочную процедуру, и он обладает правом на это. Согласно 223-ФЗ, заказчики вправе отменить как конкурентную, так и неконкурентную закупку.

Если необходимо отменить неконкурентную закупку у единственного поставщика, то заказчику необходимо руководствоваться собственным Положением о закупке. Связано это с тем, что в 223-ФЗ никак не регламентируется вопрос отмены неконкурентных закупок.

До недавнего времени 223-ФЗ не содержал порядка действий при принятии решения об отказе от проведения закупки. Порядок проведения данной процедуры заказчику следовало установить самостоятельно и отобразить его в Положении о закупках по ч. 6 Постановления Правительства №908 от 2012 года.

С июля 2018 года процедура подверглась изменениям после вступления в силу поправок в 223-ФЗ. Так, с указанной даты именно 223-ФЗ, а не локальное Положение заказчика будет регулировать процедуру отмены закупки. Согласно вступившим в силу ч. 5, 7 ст. 3.2 223-ФЗ об отмене конкурентных способов закупки, организатор торгов вправе отменить предложение по одному или нескольким пунктам до даты окончания приема предложений.

Правила, которые вступили в силу с июля 2018 года, заказчик обязан продублировать в своем Положении о закупках.

Алгоритм действий

Процедура отмены закупки будет зависеть от того, на каком этапе это нужно сделать. Так, если сведения о закупках содержатся только в плане закупок, то заказчику нужно просто его скорректировать и разместить обновленный план в ЕИС.

Но когда извещение о закупке уже было опубликовано в ЕИС, то отменить ее будет сложнее. Процедура в данном случае будет выглядеть следующим образом:

  1. Заказчик принимает решение об отказе от закупочной процедуры и оформляет его в письменной форме. Решение оформляется в виде протокола или приказа.
  2. Размещает решение о прекращении приема заявок в ЕИС. Именно с этой даты процедура официально считается отмененной.

После окончания приема заявок процедуру отменить можно только при возникновении обстоятельств непреодолимой силы по Гражданскому кодексу.

Закон 223-ФЗ обязывает заказчиков размещать не менее 18% от совокупного объема государственного заказа у субъектов малого предпринимательства.

Сам порядок проведения таких закупочных процедур регламентирован ст. 3.4 223-ФЗ, а правила их отмены аналогичны общему порядку, который действует в отношении всех закупок.

При этом до вступления в силу ч. 15 ст. 3.2 223-ФЗ можно было также отменить закупку уже после принятия всех заявок путем отказа от подписания контракта с победителем. Но по новым правилам заказчики теперь не вправе отказывать поставщикам в подписании договора.

Такие изменения должны были появиться в Положениях о закупках у всех заказчиков до января 2019 года. Но в данных положениях закона речь идет только о конкурентных процедурах, следовательно, отказ от подписания договора по результатам неконкурентных способов будет правомерен. При этом заказчику не нужно забывать о внесении правок в план закупок.

В 223-ФЗ не указаны причины для отмены закупки, но данный перечень в обязательном порядке прописывается в Положении заказчика. Это обязанность прямо вытекает из пп. 5, 31 Постановления Правительства №908 от 2012 года.

В качестве типовых оснований можно определить:

  1. Изменение финансовых программ заказчика.
  2. Изменение (исчезновение) потребностей в товарах, работах и услугах.
  3. Необходимость исполнения предписания от контролирующих инстанций.
  4. Изменение законодательных норм.

В случае если закупка отменяется заказчиком по основаниям, которые не были прописаны его Положением о закупке, то она признается необоснованной и ограничивающей конкуренцию.

Данный вывод следует из Постановления Арбитражного суда Московского округа от 2017 года №Ф05-12698/2016.

В какие сроки возможна отмена

Заказчик вправе отменить закупку после того, как извещение о ней появилось в ЕИС. Согласно ч. 5 ст. 3.2 223-ФЗ, отменить закупку можно только до наступления даты окончания подачи заявок на участие в ней. Хотя формально заказчик может отменить закупку и в последний день подачи заявок, но одно из решений ФАС указывает на то, что это не соответствует закону. Но по 44-ФЗ требования к срокам отмены закупок еще более жесткие (не позднее, чем за 5 дней до окончания подачи заявок на конкурс или аукцион), поэтому это нельзя рассматривать как ущемление прав заказчика.

Согласно ч. 7 ст. 3.2, заказчик имеет право на отмену закупки и в последний день приема заявок, и даже после истечения указанных сроков, но только при возникновении обстоятельств непреодолимой силы по Гражданскому кодексу.

С учетом положений п. 3 ст. 401 Гражданского кодекса для признания обстоятельства непреодолимой силы необходимо его соответствие условиям чрезвычайности (то есть исключительности и нетипичности при обычных условиях) и непредотвратимости (то есть невозможности избежать последствий от него). Таким образом, если наступление обстоятельств каким-то образом зависело от воли сторон, то они не считаются обстоятельствами необратимой силы.

В п. 23 ст. 3.2 223-ФЗ указывается на то, что если заказчик принял решение об отмене конкурентной закупки с участием СМП, то оператор электронной площадки, на которой она проводится, не передает заказчику поступившие заявки на участие.

Оформление протокола или приказа

Независимо от основания отмены закупки заказчик должен его грамотно запротоколировать.

В п. 31 Постановления №908 указано, что документ об отказе от закупочной процедуры по 223-ФЗ должен содержать дату принятия соответствующего решения и основания. В остальном форма протокола или приказа никак законодательно не регулируется, и заказчик вправе разработать ее самостоятельно на основании собственных предпочтений.

Само решение, оформленное в виде протокола или приказа, относится к внутренней документации заказчика и не подлежит размещению в открытом доступе, но заказчик вправе разместить документацию в ЕИС.

Порядок размещения сведений в ЕИС

Согласно п. 6 ст. 3.2 223-ФЗ, для отмены закупки заказчик в обязательном порядке размещает об этом информацию в ЕИС. Оно оформляется в виде извещения об отмене закупки и содержит в обязательном порядке:

  • номер и наименование закупки;
  • сведения о заказчике;
  • дата принятия решения;
  • основание отмены.

Извещение размещается в ЕИС в день принятия соответствующего решения. Вместе с извещением заказчик вправе разместить и иные документы об отказе по своему усмотрению (протоколы, само решение и пр.).

Перед размещением документации она подписывается с помощью электронной квалифицированной подписи.

За неразмещение положенной информации об отказе от проведения торгов заказчику грозит штраф по ч. 5 ст. 7.32.3 КоАП. Для должностных лиц величина штрафных санкций составляет 30000-50000 руб., для юрлиц – от 100000 до 300000 руб.

Согласно судебной практике, должностное лицо заказчика могут привлечь к ответственности и за неразмещение в документации основания для отмены закупки.

Образец извещения об отмене закупки по 223-ФЗ можно скачатьздесь.

Таким образом, до июля 2018 года 223-ФЗ лишь рамочно регулировал вопросы отмены закупок, но после принятия поправок в законодательство здесь появились более четкие ограничения. Все заказчики по данному закону должны привести в соответствие собственные Положения о закупках.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Илья Тарасов Опыт в сфере госзакупок Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *