Начальный остаток

Зачем нужен счёт 000 в 1С. Принцип ввода начальных остатков.

Даже сейчас все ещё встречаются люди, которые ведут бухгалтерию на бумаге. При переходе фирмы на 1С Бухгалтерию требуется ввести остатки, но данная операция оказывается незнакомой. Почему так происходит?

Все дело в том, что операция ввода начальных остатков собственно к бухгалтерии никакого отношения не имеет. Именно поэтому о ней никогда не слышали люди, незнакомые с ведением учета в компьютерной программе. Научиться вести бухгалтерию самостоятельно вы можете .

Ввод начальных остатков — это чисто техническая вспомогательная операция. Её назначение – перенести в программу 1С состояние компании на момент начала ведения учета в программе.

Приведу пример. Допустим, есть некоторая фирма (ООО или ИП), созданная в 2010 году. С момента создания компании бухучет велся на бумаге, либо в какой-то программе. Поскольку у предприятия ведется хозяйственная деятельность, то накапливаются различные документы, отчеты и прочее. Также присутствует товары, продукция на складах, денежные средства в банке и в кассе. Кто-то должен фирме за поставленные товары, а также есть задолженность покупателей. И так далее…

Допустим, с 1 января 2015 года было принято решение вести бухгалтерский учет в 1С Бухгалтерии. Установили программу, создали базу данных. Однако в новой базе ещё ничего нет, т.е. программа ещё ничего «не знает» о предыдущей деятельности фирмы. Так вот, ввод начальных остатков — это и есть перенос данных в новую информационную базу 1С Бухгалтерия.

Конечно, переносит требуется не все данные. Совсем не нужно вбивать в 1С Бухгалтерию заново все документы фирмы, начиная с момента регистрации. Требуется только перенести остатки по счетам. То есть если, к примеру, на банковском счете есть 1 000 000 рублей, то следует записать на счет 51 эту сумму. То же самое и с другими счетами.

Однако, как это хорошо известно любому бухгалтеру, если изменения произошли на одном счете плана счетов, то должно произойти и на другом. Принцип двойной записи нарушать нельзя. Тогда в данном случае возникает вопрос: если на счете 51 вдруг появилась сумма в 1 000 000 рублей (да хоть в 1 копейку!), то откуда эта сумма взялась? Это не кредит в банке, не оплата от покупателя — это уже наше. Получается, что деньги как-бы должны взяться из ниоткуда!

Тот же самый вопрос можно выразить более кратко: Дт=51 Кт=? 1 000 000

Вот тут-то нам на помощь и приходит специальный вспомогательный счет 000. Сразу скажу, что искать его в Плане счетов не стоит — счет этот существует исключительно в программе 1С Бухгалтерия и предназначен для того, чтобы подставлять его в проводках в процессе ввода начальных остатков. Проводка в приведенном выше примере тогда принимает следующий вид:

Дт=51 Кт=000 1 000 000

Как проверить правильность ввода начальных остатков

Конечно вы заметили, что в результате такой проводки на счете 000 образовался кредитовый остаток в 1 000 000 рублей. Таким образом, при вводе остатков по активным счетам на счете 000 происходит накопление сумм по кредиту. И, как легко догадаться, при вводе остатков по пассивным счетам суммы на счете 000 накапливаются по дебету.
Поскольку фундаментальное уравнение бухгалтерии Активы=Пассивы (А=П) должно всегда соблюдаться, то очевидно следующее.

Запомните:

после ввода всех остатков, конечное сальдо на счете 000 должно быть нулевым!

Таким образом, проверить правильность ввода начальных остатков в 1С Бухгалтерии очень просто. Достаточно сформировать ОСВ (оборотно-сальдовую ведомость) по счету 000. Если конечное сальдо на счете равно нулю, значит остатки введены правильно. Если же нет, то придётся проверить сделанные операции на предмет ошибок. Пример ОСВ приведен ниже.

Следует заметить, что ОСВ по счету 000 позволяет проверить только правильность ввода суммовых остатков. Если вы ошибётесь при вводе количественных остатков (например, количество товара на складе), то программа не сможет выявить данную ошибку.

На самом деле ввод остатков сложнее, чем кажется. Здесь описан лишь основной принцип. На самом же деле есть множество особенностей и, конечно, велика вероятность совершить ошибку при вводе данных. Исключить ошибки при вводе начальных остатков вам помогут курсы 1С, представленные на нашем сайте.

Очень часто, начиная работать в 1С 8.3 Бухгалтерия, в учете пользователя уже есть первоначальные остатки, и перед ним возникает вопрос — как занести их в базу? Рассмотрим пошаговую инструкцию ввода остатков в 1С 8.3 на примере основных средств.

Подготовка к вводу остатков

Перед тем как вводить начальные остатки, необходимо:

  • настроить учет в 1С:
    • функциональность;
    • параметры учета;
    • учетную политику по БУ и НУ.
  • заполнить основные справочники:
    • Контрагенты, например, загрузив их из файла Excel или XML;
    • Номенклатура, например, используя загрузку номенклатуру и ее цены из Excel;
    • Физические лица;
    • Основные средства и т.д.

Ввод остатков в 1С 8.3

Для ввода остатков запустите Помощник ввода начальных остатков в разделе Главное — Начало работы — Помощник ввода остатков.

По ссылке Установить дату ввода остатков укажите дату, предшествующую дате начала работы в базе: например, если учет вы начинаете вести с 1 января, то укажите дату 31 декабря.

На вкладке Основные счета плана счетов укажите все остатки на балансовых счетах. Не забудьте и про Забалансовые счета плана счетов: их тоже нужно внести.

Для этого выберите счет, по которому у вас имеются остатки, для их ввода воспользуйтесь кнопкой Ввести остатки по счету.

Режим ввода остатков

Ввод остатков можно осуществлять по данным:

  • БУ;
  • НУ;
  • специальных регистров.

По каким данным заносятся остатки, устанавливается в документе Ввод остатков по кнопке Режим ввода остатков или Еще — Режим ввода остатков.

Флажки могут быть установлены все или только необходимые. Например, при смене режима налогообложения нужно ввести остатки только по НУ и специальным регистрам. А при вводе остатков при переходе на раздельный учет по НДС не с начала ведения базы нужно ввести остатки только по специальным регистрам, не затрагивая данные БУ и НУ. Если остатки заносятся в пустую базу, то должны быть установлены все три флажка.

Режим ввода остатков можно установить не в каждом документе. В некоторых документах нет необходимости заносить данные в специальные регистры, а в других— данные по налоговому учету заполняются в отдельных графах от бухгалтерского учета. Поэтому кнопку Режим ввода остатков вы найдете не в каждом документе.

Ввод остатков основных средств в 1С 8.3

Рассмотрим ввод остатков в 1С 8.3 на примере основных средств.

На 31.12.2018 в Организации за Григорьевым В. А. закреплен Склад готовой продукции, приобретенный у стороннего контрагента, первоначальной стоимостью 3 840 000 руб. Склад принят к учету в качестве ОС и введен в эксплуатацию документом ОС-1 № 5 от 09.12.2014. Срок полезного использования — 240 месяцев. Накопленная сумма амортизации по БУ и НУ — 768 000 руб. (3 840 000 /240*48). За время эксплуатации склад не модернизировался.

В соответствии с учетной политикой амортизация по БУ и НУ начисляется линейным методом по всем объектам основных средств. Расходы на амортизацию включаются в состав коммерческих расходов по БУ (косвенные расходы по НУ).

Для ввода остатков по Складу готовой продукции установите курсор на счет 01 или 01.01, по кнопке Ввести остатки по счету создайте документ Ввод остатков.

Далее нажмите кнопку Добавить и заполните первоначальные данные.

Изучить подробнее заполнение справочника Основные средства

Далее перейдите на вкладку Бухгалтерский учет и укажите: как склад поступил в организацию, МОЛ и параметры начисления амортизации.

  • Срок полезного использования — первоначальный срок полезного использования, а не остаточный на дату ввода остатков.

Аналогично заполните вкладку Налоговый учет.

На вкладке События укажите, когда Склад введен в эксплуатацию и каким документом.

Введенные данные отразятся в табличной части. Если вам каких-то данных в таблице не хватает, вы можете зайти в форму ввода остатков двойным нажатием по любой графе или настроить отображение граф по кнопке Еще — Настроить форму.

В нашем примере Склад готовой продукции не модернизировался, поэтому Текущая стоимость будет равна Первоначальной стоимости.

Проводки

Все начальные остатки заносятся в корреспонденции со счетом 000 «Вспомогательный счет». После ввода остатков на этом счете не должно быть незакрытых сумм.

Так нужно ввести остатки по каждому счету на вкладке Основные счета плана счетов.

При вводе остатков по счету 01 «Основные средства» сразу заполняются остатки по начисленной амортизации.

НДС по реализации

Вкладка НДС по реализации заполняется, если нужно отразить остатки НДС по реализованным ценностям (остатки по регистру НДС Продажи), а также указать базу распределения для корректного ведения раздельного учета.

Остатки НДС по реализации необходимо ввести, если вы вносите остатки по счетам 90 «Продажи» или 91.01 при реализации прочего имущества (ОС, материалов и т.д.), т.е. начинаете вести учет не сначала периода.

Базу распределения обязательно нужно вводить при ведении раздельного учета, если есть входящий НДС, подлежащий к распределению.

Изучить подробнее Ввод первоначальных остатков по 90 счетам

Проверка начальных остатков

После ввода всех остатков изначально проверьте Итого (баланс) внизу формы Помощника ввода начальных остатков. Сумма Сальдо Дт и Сальдо Кт должна совпадать.

Далее осуществите проверку с помощью следующих отчетов:

  • Оборотно-сальдовая ведомость;
  • Анализ Субконто.

Проверьте себя! Пройдите тест:

  • Тест № 50. Приобретение основного средства с дополнительными расходами на доставку
  • Тест № 44. Приобретение основных средств на кредитные средства
  • Тест № 42. Реализация основного средства с убытком
  • Тест № 41. Принятие к учету основного средства с амортизационной премией
  • Тест № 33. Приобретение основного средства: автомобиль
  • Тест № 16. Документ Принятие к учету ОС

См. также:

  • Как в 1С посмотреть остатки на складе?
  • Учет основных средств в 1С 8.3: пошаговая инструкция
  • Инвентаризация в 1С 8.3 Бухгалтерия 3.0
  • Инвентарная карточка учета объекта основных средств в 1С 8.3
  • Как оприходовать основные средства в 1С 8.3: пошаговая инструкция
  • Продажа основного средства в 1С 8.3: пошаговая инструкция
  • Реализация основного средства с убытком
  • Как исправить наименование ОС в 1С?
  • Как отразить восстановление НДС с остаточной стоимости ОС при переходе на УСН?
  • Как НДС со счета 19.01 «НДС при приобретении основных средств» перевести на счет 68.02?

Если Вы являетесь подписчиком системы «БухЭксперт8: Рубрикатор 1С Бухгалтерия», тогда читайте дополнительный материал по теме:

  • Для чего определяется Функциональность?
  • Для чего определяются параметры учета?
  • Учетная политика по НУ: вкладка НДС
  • Учетная политика по НУ: вкладка Налог на прибыль
  • Назначение справочника Контрагенты и создание его элементов
  • Загрузка контрагентов и банковских счетов из файла Excel
  • Загрузка реквизитов контрагента из файла XML

Если Вы еще не подписаны:

Активировать демо-доступ бесплатно →

или

Оформить подписку на Рубрикатор →

После оформления подписки вам станут доступны все материалы по 1С Бухгалтерия, записи поддерживающих эфиров и вы сможете задавать любые вопросы по 1С.

Помогла статья?

Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно

Ввод начальных остатков

1. Ввод остатков по Денежным средствам

Меню: Бухгалтерские операции -> Начальные остатки.

  1. Дата ввода начальных остатков — вводится дата, предшествующая дате начала ведения учета в сервисе. Пример: начало работы в сервисе приходится 1 января 2018 года, значит датой ввода начальных остатков необходимо установить 31 декабря 2017 года;
  2. Остатки в кассе — вводится остаток по кассе;
  3. Остатки на банковских счетах — вводится остаток по банковскому счету;

Чтобы добавить остаток по кассе (2) или банковскому счету (3) нажимаем кнопку «Добавить». В новой строке указываем Кассу/Банковский счет и указываем сумму остатка.

2. Ввод остатков по расчетам с контрагентами

2.1. Ввод остатка расчетов с контрагентами

А. Вводим информацию в бухгалтерском учете.

Меню: Бухгалтерские операции -> Начальные остатки -> Расчеты с контрагентами и учредителями организации.

По задолженности покупателя делаем запись. По каждому договору указываем один тип задолженности: задолженность или аванс. Дата проводки — предшествующий день даты остатка. Проводки будут следующие:

  • Проводка на сумму задолженности нашей организации по Договору №2 : Дт 62.01 Аналитика: Контрагент Кт 000,
  • Проводка на сумму полученного аванса в счет предстоящей поставки по Основному договору: Дт 000. Кт 62.02 Аналитика: Контрагент

Б. Вводим информацию в регистры взаиморасчетов.

Меню: Контрагенты — Журнал взаиморасчетов.

Записи на задолженность покупателя и аванс от покупателя введены автоматически.

На дебиторскую задолженность сделана запись в колонке «Дебиторская задолженность» (это не аванс, поэтому из них аванс выданный = 0). На полученный аванс сделана запись в разделе кредиторская задолженность (так как мы должны контрагенту), и указано, что это аванс, полученный на всю сумму.

После этих действий задолженность отразилась также в ведомости взаиморасчетов:

и в оборотно-сальдовой ведомости по счету.

3. Ввод остатков по материальным запасам

Меню: Бухгалтерские операции -> Начальные остатки -> Запасы.

Дата документа — день до даты остатков. Указываем склад, где будут храниться запасы, вид прочих доходов и расходов оставляем пустым. В списке товаров указываем остаток товаров по цене покупки.

Остатки введены.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *