Налог у источника выплаты

Глава 20. УДЕРЖАНИЕ НАЛОГА У ИСТОЧНИКА ВЫПЛАТЫ

Статья 161. Порядок удержания налога у источника выплаты

1. Следующие лица (налоговые агенты) обязаны удерживать налог у источников выплаты:

1) юридические лица, а также в установленных настоящим Кодексом случаях их обособленные подразделения, которые производят выплаты ра- ботающим по найму физическим лицам;

2) физические лица — индивидуальные предприниматели, которые осу- ществляют выплаты физическим липам, работающим у них по найму;

3) физические и юридические лица, выплачивающие пенсии, стипендии и пособия другим лицам, за исключением государственных пенсий, стипен- дий и пособий;

4) юридические лица-резиденты, которые выплачивают дивиденды фи- зическим и юридическим лицам;

5) физические и юридические лица, которые выплачивают проценты физическим и юридическим лицам;

6) физические и юридические лица, которые осуществляют платежи, предусмотренные в статье 164 настоящего Кодекса;

7) физические и юридические лица, выплачивающие выигрыши по обли- гациям, лотереям, призы (выигрыши, подарки) по результатам конкурсов и соревнований.

2. Физическое или юридическое лицо, выплачивающее доход, несет ответственность за удержание и перечисление налогов в бюджет. Если суммы налога не удерживаются, лицо, выплачивающее доход, обязано внес- ти за свой счет в бюджет сумму неудержанного налога и соответствующие штрафы и проценты.

3. Физические и юридические лица, удерживающие (начисляющие) на- лог у источника выплаты согласно части 1 настоящей статьи, в том числе лица, получающие средства на выплату заработной платы в банках и дру- гих финансово-кредитных учреждениях, выполняющих отдельные виды бан- ковских операций, обязаны:

1) перечислять удержанные (начисленные) налоги, в том числе соци- альный налог в соответствии с главой 35 настоящего Кодекса, в бюджет одновременно с получением средств на выплату заработной платы, в дру- гих случаях — в течение 5-ти банковских дней после окончания месяца, в котором были произведены выплаты (платежи);

2) при выплате заработной платы выдавать физическим лицам, полу- чающим доход, по их требованию справки с указанием фамилии, инициалов, суммы и вида дохода, а также суммы удержанного налога (если налог удерживается);

3) в течение 30 дней после окончания налогового года представлять в налоговые органы по месту своего регистрационного учета в обязатель- ном порядке, а также направлять (представлять) физическим и юридичес- ким лицам, получающим (получившим) доход согласно части 1 настоящей статьи, по их требованию в течение 10 дней справки с указанием иденти- фикационного номера налогоплательщика, наименования (фамилии, имени и отчества) лица, общей суммы дохода и общей суммы налога, удержанного в отчетном году.

4. Работодатель, не являющийся основным работодателем .налогопла- тельщика, обязан удерживать подоходный налог с заработной платы по ставке 13 процентов без применения вычетов, предусмотренных статьей 139 настоящего Кодекса.

Статья 162. Удержание налога на дивиденды у источника выплаты

1. Дивиденды, выплачиваемые резидентными предприятиями, подлежат налогообложению у источника выплаты по ставке в 12 процентов, за иск- лючением дивидендов, выплачиваемых резидентным предприятиям.

2. Дивиденды, облагаемые налогом в соответствии с частью 1 насто- ящей статьи, не включаются в валовой доход их получателя и не подлежат дальнейшему налогообложению.

Статья 163. Удержание налога на проценты у источника выплаты

1. Проценты, выплачиваемые резидентом или постоянным учреждением нерезидента, или от имени такого учреждения, облагаются налогом у ис- точника выплаты по ставке в 12 процентов от причитающейся суммы, если доход получен из источника в Республике Таджикистан в соответствии со статьей 34 настоящего Кодекса, за исключением случаев части 2 настоя- щей статьи.

2. Проценты, в том числе по договорам финансовой аренды (лизин- га), выплачиваемые резидентным банкам, другим резидентным финансово- кредитным учреждениям (организациям), в том числе резидентным микрофи- нансовым организациям, резидентным лизинговым компаниям, не подлежат налогообложению у источника выплаты.

3. Проценты, обложенные налогом в соответствии с частью 1 настоя- щей статьи, не включаются в валовой доход их получателя — физического лица и не подлежат дальнейшему налогообложению после их выплаты этому лицу.

4. Юридическое лицо — резидент, прибыль которого подлежит обложе- нию налогом, в случае получения процентов, обложенных налогом в соот- ветствии в частью 1 настоящей статьи, включает в свой валовой доход полную сумму процентного дохода без вычета удержанного налога и имеет право на зачет этого налога, удержанного у источника выплаты, при на- личии документов, подтверждающих удержание налога у источника выплаты.

Статья 164. Удержание налога на доходы нерезидентов у источника

выплаты

1. Доход нерезидента из источника в Республике Таджикистан, опре- деляемый в статье 34 настоящего Кодекса и не относящийся к постоянному учреждению этого нерезидента, расположенному на территории Республики Таджикистан, подлежит обложению налогом у источника выплаты как вало- вой доход, без осуществления вычетов (за исключением вычета в случае налогообложения в соответствии со статьей 220 настоящего Кодекса из общей суммы, включающей налог на добавленную стоимость и подлежащей выплате нерезиденту, удержанного из этой общей суммы налога на добав- ленную стоимость), по ставкам, определенным в части 6 настоящей статьи.

2. Под выплатой дохода понимается передача денег в наличной и (или) безналичной формах, ценных бумаг, товаров, иного имущества, вы- полнение работ, оказание услуг.

3. Налогообложению у источника выплаты не подлежат выплаты в пользу нерезидентов в соответствии с частью 1 настоящей статьи, свя- занные с поставкой товаров по внешнеторговым операциям (связанные с импортом товаров) на территорию Республики Таджикистан.

4. Налогообложение доходов нерезидента у источника выплаты произ- водится независимо от распоряжения данным нерезидентом своими дохода- ми, полученными в Республике Таджикистан, в пользу третьих лиц в Рес- публике Таджикистан и (или) своих подразделений в других государствах.

5. Налог на доходы нерезидента из источника в Республике Таджи- кистан удерживается независимо от формы и места осуществления выплаты дохода.

6. С учетом положений настоящей статьи доходы нерезидента из ис- точника в Республике Таджикистан, не связанные с постоянным учреждени- ем этого нерезидента, расположенным на территории Республики Таджикис- тан, подлежат налогообложению у источника выплаты как валовой доход, без осуществления вычетов (за исключением вычета в случае налогообло- жения в соответствии со статьей 220 настоящего Кодекса из обшей суммы, включающей налог на добавленную стоимость и подлежащей выплате нерези- денту, удержанного из этой общей суммы налога на добавленную стои- мость), по следующим ставкам:

1) дивиденды — согласно статье 162 настоящего Кодекса;

2) проценты — согласно статье 163 настоящего Кодекса;

3) страховые взносы, выплачиваемые резидентным предприятием или индивидуальным предпринимателем — резидентом в соответствии с догово- ром страхования или перестрахования риска — по ставке 4 процента;

4) платежи, выплачиваемые резидентным предприятием или индивиду- альным предпринимателем — резидентом за телекоммуникационные услуги или транспортные услуги при осуществлении международной связи или меж- дународных перевозок между Республикой Таджикистан и другими государс- твами, кроме платежей по морскому фрахту, — по ставке 4 процента, а платежи по морскому фрахту — по ставке 6 процентов;

6) выплачиваемые резидентным предприятием или индивидуальным предпринимателем — резидентом доходы, определенные в части 8 статьи 34 настоящего Кодекса, за исключением доходов:

— указанных в пунктах 1), 2), 3), 4), 5) настоящей части;

— указанных в пунктах 12), 13), 26) части 8 статьи 34 настоящего Кодекса;

— от продажи или передачи имущества, указанного в пункте 11) час- ти 8 статьи 34 настоящего Кодекса, — по ставке 15 процентов.

7. Для целей настоящей статьи платежи, произведенные постоянным учреждением нерезидента в Республике Таджикистан или от имени такого учреждения, рассматриваются как произведенные резидентным предприяти- ем.

Статья 165. Представление налоговой отчетности по удержанию нало-

га у источника выплаты

Налоговые агенты, определенные в статье 161 настоящего Кодекса, обязаны один раз в полугодие не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным полугодием, в котором возникло обязательство по удержанию на- лога у источника выплаты, представлять в налоговые органы по месту своего регистрационного учета расчет налога, удержанного у источника выплаты, по форме и в порядке, установленным уполномоченным государс- твенным органом.

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 7 октября 2011 г.

Содержание журнала № 20 за 2011 г.В.А. Полянская, экономист

М.Н. Ахтанина, юрист

С каких доходов иностранной организации нужно исчислить и удержать налог, как это сделать и как отчитаться

Плательщиками налога на прибыль, кроме российских организаций, являются иностранные организации, получающие доходы от источников в РФп. 1 ст. 246 НК РФ. И если ваша организация выплатила доход иностранной компании, не имеющей постоянного представительства в РФ, вполне вероятно, что ей придется выступить в роли налогового агентап. 1 ст. 24, пп. 2, 2.1 ст. 275, п. 4 ст. 286 НК РФ. Причем независимо от применяемого режима налогообложения. То есть вам нужно будет удержать с дохода иностранного контрагента и перечислить в бюджет соответствующую сумму налога на прибыль.

А станете вы налоговым агентом или нет, зависит от вида выплаченного дохода.

Физические лица, в том числе предприниматели, не являются агентами по налогу на прибыль при выплате доходов иностранным организациямп. 4 ст. 286, п. 1 ст. 310 НК РФ; Письмо Минфина России от 17.06.2008 № 03-08-13.

Облагаемые доходы иностранной организации

Для удобства мы показали их в таблице.

Вид дохода Максимальная налоговая ставка*, %
Дивидендыподп. 1 п. 1 ст. 309 НК РФ 15подп. 3 п. 3 ст. 284 НК РФ
Доходы от распределения прибыли или имущества организаций, в том числе при их ликвидации или выходе участника из ОООподп. 2 п. 1 ст. 309 НК РФ 20подп. 1 п. 2 ст. 284 НК РФ
Проценты по долговым обязательствам любого видаподп. 3 п. 1 ст. 309 НК РФ 20подп. 1 п. 2 ст. 284 НК РФ
Доходы от использования в РФ прав на объекты интеллектуальной собственности, в частности:

  • лицензионное вознаграждение (роялти)п. 5 ст. 1235 ГК РФ;
  • платежи по договору коммерческой концессии (франчайзинга)п. 1 ст. 1027 ГК РФ
20подп. 1 п. 2 ст. 284 НК РФ
Отметим, что, по мнению Минфина, российским налогом на прибыль такие платежи облагаются, даже если само право пользования объектами интеллектуальной собственности будет использоваться за пределами РФПисьмо Минфина России от 14.05.2010 № 03-08-05
Доходы от продажи исключительных прав не подлежат налогообложению у источника выплатп. 2 ст. 309 НК РФ
Доходы от реализации акций (долей) российских организаций, более 50% активов которых состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории РФ, а также финансовых инструментов, производных от таких акций, за исключениемподп. 5 п. 1 ст. 309 НК РФ; п. 7 ст. 2, ч. 2, 3 ст. 4 Федерального закона от 07.06.2011 № 132-ФЗ:

  • акций, признаваемых обращающимися на организованном рынке ценных бумаг в соответствии с п. 3 ст. 280 НК РФ;
  • ценных бумаг, а также производных от них финансовых инструментов, реализованных на иностранных биржах через иностранных организаторов торговли
20подп. 1 п. 2 ст. 284 НК РФ
Доходы от продажи недвижимого имущества, находящегося на территории РФподп. 6 п. 1 ст. 309 НК РФ 20подп. 1 п. 2 ст. 284 НК РФ
Доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества (за исключением морских или воздушных судов, транспортных средств, а также контейнеров, используемых в международных перевозках), используемого на территории РФ, в том числе доходы от лизинговых операций (за вычетом возмещаемой стоимости лизингового имущества)подп. 7 п. 1 ст. 309 НК РФ 20подп. 1 п. 2 ст. 284 НК РФ
Доходы от предоставления в аренду или субаренду морских или воздушных судов, транспортных средств, а также контейнеров, используемых в международных перевозкахподп. 7 п. 1 ст. 309 НК РФ 10подп. 2 п. 2 ст. 284 НК РФ
Доходы от международных перевозок, если пункт назначения или отправления находится на территории РФподп. 8 п. 1 ст. 309 НК РФ 10подп. 2 п. 2 ст. 284 НК РФ
Экспедиторские услуги не относятся к перевозкам, поэтому доходы от них не облагаются российским налогом на прибыльПисьма Минфина России от 19.11.2010 № 03-08-05, от 11.10.2010 № 03-08-05; Письма УФНС России по г. Москве от 14.05.2010 № 16-15/050709@, от 28.10.2009 № 16-15/112945; Постановление ФАС ВСО от 25.05.2011 № А19-19549/10
Штрафы и пени за нарушение договорных обязательствподп. 9 п. 1 ст. 309 НК РФ 20подп. 1 п. 2 ст. 284 НК РФ

* Международными договорами (соглашениями об избежании двойного налогообложения) могут быть установлены пониженные ставки налога на прибыль или может предусматриваться вообще освобождение конкретных доходов от налогообложения на территории РФст. 7 НК РФ.

Кроме того, в НК РФ сказано, что налогом на прибыль также облагаются «иные аналогичные доходы»подп. 10 п. 1 ст. 309 НК РФ. Однако что следует понимать под этим, в Кодексе не разъясняется. Можно выделить три позиции, сформировавшиеся в правоприменительной практике по этому вопросу.

ПОЗИЦИЯ 1. Это любые доходы, полученные от источников в РФ, не связанные с деятельностью постоянного представительства иностранной организации и не относящиеся к доходам от продажи имущества, имущественных прав, выполнения работ, оказания услуг на территории РФп. 2 ст. 309 НК РФ; п. 1.1 разд. II Методических рекомендаций налоговым органам по применению отдельных положений главы 25 НК РФ, касающихся особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций, утв. Приказом МНС России от 28.03.2003 № БГ-3-23/150 (далее — Методические рекомендации). Этот подход позволяет контролирующим органам относить к доходам, аналогичным перечисленным в п. 1 ст. 309 НК РФ:

  • выплаты страхового возмещения по договорам имущественного страхованияПисьма Минфина России от 11.08.2011 № 03-03-06/3/6, от 25.06.2010 № 03-03-06/1/431;
  • доходы от операций с любыми финансовыми инструментами срочных сделокПисьма Минфина России от 26.08.2011 № 03-03-06/2/133, от 07.07.2011 № 03-08-05, от 16.03.2011 № 03-08-05;
  • бонусы, выплаченные иностранному покупателю за покупку определенного количества товаровПисьмо Минфина России от 11.08.2009 № 03-08-05;
  • доходы, полученные иностранцем по договору доверительного управления, в котором российская организация является доверительным управляющим, а иностранная организация — учредителем или выгодоприобретателемп. 6 ст. 309 НК РФ; Письмо Минфина России от 06.10.2009 № 03-03-06/1/642.

ПОЗИЦИЯ 2. Это доходы, не связанные с обычной предпринимательской деятельностью иностранной компанииПостановление Президиума ВАС РФ от 08.07.2008 № 3770/08. То есть аналогичные доходы — это «пассивные» доходы, получаемые от вложений капитала и не зависящие от каждодневной деятельности. В то же время в перечне п. 1 ст. 309 НК РФ упомянуты такие доходы, как доходы от международных перевозок, которые «пассивными» не назовешь.

ПОЗИЦИЯ 3. Это доходы, аналогичные прямо названным в п. 1 ст. 309 НК РФПисьмо УМНС России по г. Москве от 05.06.2002 № 26-12/25907; Постановление ФАС МО от 01.02.2006 № КА-А41/12791-05. Например, проценты за пользование чужими деньгами по ст. 395 ГК РФ аналогичны штрафам и пени за нарушение договорных обязательств.

Как видим, вариантов несколько. Но в любом случае, если вы сомневаетесь, относятся ли доходы, которые вы будете выплачивать иностранному контрагенту, к доходам, облагаемым у источника выплаты (налогового агента), загляните еще и в п. 2 ст. 309 НК РФ, в котором названы доходы иностранцев, с которых российские организации налог не удерживают.

Необлагаемые доходы иностранной организации

К доходам иностранцев, не облагаемым российским налогом на прибыль у источника выплаты — российской организации, относятся доходып. 2 ст. 309 НК РФ:

  • от продажи имущества (кроме недвижимости, находящейся на территории РФ, и акций российских компаний, более 50% активов которых состоит из такой недвижимости);
  • от продажи имущественных прав;
  • от выполнения работ (оказания услуг) на территории РФ.

При этом указанные операции не должны приводить к образованию постоянного представительства иностранного контрагента в РФп. 2 ст. 309 НК РФ.

Основываясь на такой формулировке НК, налоговые инспекторы зачастую считают, что если деятельность привела к образованию постоянного представительства, но иностранец на налоговый учет в России не встал, то вы обязаны выступить в роли налогового агента. Однако это не так. Вам не нужно самостоятельно выяснять, привела ли деятельность вашего иностранного контрагента к образованию постоянного представительства или нет и встал ли иностранец на учет. Поскольку если постоянное представительство образовано, то иностранная организация признается самостоятельным плательщиком российского налога на прибыль независимо от того, встала она на налоговый учет или нет. А значит, вы не являетесь налоговым агентом. Если же постоянного представительства нет, то вы не являетесь налоговым агентом в силу п. 2 ст. 309 НК РФ и никаких документов, подтверждающих статус иностранца, вы не обязаны представлятьп. 7.1 разд. II Методических рекомендаций; п. 3 ст. 306, пп. 5, 6, 8 ст. 307 НК РФ; Постановления ФАС ДВО от 18.05.2009 № Ф03-1968/2009; ФАС МО от 15.03.2007 № КА-А40/1507-07-П.

Когда с дохода налог удерживать не нужно

Вам не придется удерживать и перечислять в бюджет налог, если доход, который вы выплачиваете иностранному контрагентуп. 2 ст. 310 НК РФ:

  • <или>относится к постоянному представительству иностранца и у вас есть нотариально заверенная копия свидетельства о постановке иностранной организации на учет в налоговых органахутв. Приказом МНС России от 07.04.2000 № АП-3-06/124; подп. 1 п. 2 ст. 310 НК РФ.

Копия должна быть заверена не ранее чем в году, предшествующем году выплаты дохода. Например, чтобы не удерживать налог с доходов, выплачиваемых в 2011 г., нужна копия свидетельства, заверенная в 2010 г. или 2011 г.Письмо Минфина России от 29.04.2009 № 03-08-05/1;

  • <или>освобожден от налогообложения в РФ международным договором (соглашением) и у вас есть подтверждение того, что иностранная компания имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым заключен международный договор (об этом подтверждении мы еще поговорим ниже)подп. 4 п. 2 ст. 310, п. 1 ст. 312 НК РФ;
  • <или>выплачивается иностранному организатору, маркетинговому партнеру, официальной вещательной компании XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочиподп. 5, 6 п. 2 ст. 310 НК РФ; п. 6 ст. 12 Федерального закона от 30.07.2010 № 242-ФЗ; статьи 3, 3.1 Федерального закона от 01.12.2007 № 310-ФЗ. Эта льгота действует в отношении доходов, выплачиваемых до 1 января 2017 г.

Нюансы применения международных договоров

Как мы уже упомянули, международным договором, заключенным с государством, на территории которого находится ваш иностранный контрагент, могут быть предусмотрены пониженные ставки налога на прибыль или освобождение от налогообложения в РФ. Но для того чтобы воспользоваться международной льготой, нужно, чтобы к моменту выплаты дохода иностранная организация представила вам документ, подтверждающий ее постоянное местонахождение в таком государстве, заверенный компетентным органомст. 7 НК РФ, подп. 4 п. 2, п. 3 ст. 310, п. 1 ст. 312 НК РФ.

Компетентный орган — это орган, который назван таковым в соответствующем международном соглашении. Как правило, такими органами соглашения называют министров финансов и руководителей налоговых органов (их уполномоченных представителей). Документы, выданные другими органами и организациями, для целей налогообложения резидентство иностранца не подтверждаютп. 1 ст. 312 НК РФ; п. 5.3 разд. II Методических рекомендаций; Письмо Минфина России от 25.06.2010 № 03-03-06/1/431; Письма УФНС России по г. Москве от 17.03.2010 № 16-12/027377, от 19.05.2009 № 16-15/049833, от 21.04.2009 № 16-15/038742; Постановление Президиума ВАС РФ от 28.12.2010 № 9999/10.

Учтите, если подтверждение составлено на иностранном языке, то вам потребуется его перевод на русский языкп. 1 ст. 312 НК РФ.

Кроме того, налоговый инспектор может предъявить дополнительные требования к документу, подтверждающему резидентство иностранного контрагента, в частности потребовать, чтобы:

  • <или>документ был легализован (засвидетельствована подлинность подписи, печати и штампа в дипломатическом представительстве или консульстве РФ в государстве, органами которого документ выдан)п. 5.3 разд. II Методических рекомендаций; Постановление Президиума ВАС РФ от 28.06.2005 № 990/05; Письмо УФНС России по г. Москве от 16.08.2006 № 20-12/72977;
  • <или>на документе был проставлен апостиль, если документ исходит от органов государства, присоединившегося к Гаагской конвенции (отменяющей требование легализации иностранных официальных документов)заключена в Гааге 05.10.61, вступила в силу для России 31.05.92. Но здесь нужно учитывать вот что.

Во-первых, с некоторыми государствами достигнута договоренность о принятии документов без проставления апостиля или консульской легализации. Перечень таких государств приведен в отдельных Письмах МинфинаПисьма Минфина России от 17.06.2010 № 03-08-13, от 09.10.2008 № 03-08-05/2; Письмо ФНС России от 12.05.2005 № 26-2-08/5988; Письмо УФНС России по г. Москве от 21.12.2010 № 16-15/133937@.

Во-вторых, Минфин рекомендовал принимать неапостилированные документы, указывая на то, что иностранные государства поступают именно такПисьма Минфина России от 01.07.2009 № 03-08-13, от 05.10.2004 № 03-08-07. Поэтому если документ исполнен на официальном бланке компетентных органов иностранных государств и подписан официальными уполномоченными лицами, то апостиль и легализация ему не нужны.

Мы решили уточнить позицию Минфина по этому вопросу на сегодняшний момент.

Из авторитетных источников

ПЛУЖНИКОВА Светлана Викторовна Заместитель начальника отдела международного налогообложения Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

«На сегодняшний день данный вопрос до конца не урегулирован. Есть договоренность только с несколькими странами — это Республика Белоруссия, Украина, Республика Молдова, Республика Казахстан, Республика Узбекистан, Киргизская Республика, Республика Таджикистан, Республика Армения, Азербайджанская Республика, Соединенные Штаты Америки, Республика Кипр, Словацкая Республика, Федеративная Республика Германия.

Подтверждения постоянного местопребывания (резидентства), выданные уполномоченными органами вышеуказанных стран, принимаются без апостилирования.

Ответственной за обмен информацией в рамках межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения является ФНС России. И мы надеемся, что работа по этому вопросу будет вестись и дальше”.

Если ваш иностранный контрагент является резидентом государства, с которым у России нет договоренностей, для снижения налоговых рисков лучше получить апостиль. Даже если он будет проставлен после выплаты доходаПостановления ФАС МО от 30.07.2009 № КА-А40/6945-09; ФАС ДВО от 25.07.2008 № Ф03-А59/08-2/2798;

Порядок исчисления и удержания налога

Если с дохода, который вы собираетесь выплатить иностранцу, нужно исчислить и удержать российский налог на прибыль, вам нужно правильно определить налоговую базу и своевременно перечислить налог в бюджет.

Определяем налоговую базу

В большинстве случаев налоговая база — это сумма выплачиваемого дохода. Поэтому исчислить налог просто: нужно сумму дохода умножить на соответствующую ставкуп. 3 ст. 247, п. 1 ст. 274, п. 3 ст. 275, п. 1 ст. 286, п. 4 ст. 286 НК РФ.

Но есть и операции, налоговая база по которым определяется как доходы за вычетом понесенных расходовп. 1 ст. 310 НК РФ:

  • продажа недвижимого имущества, находящегося в РФ, или акций российских предприятий, активы которых на 50% состоят из такой недвижимостип. 4 ст. 309 НК РФ. Расходы на приобретение недвижимости или акций определяются в порядке, установленном статьями 268 и 280 НК РФ;
  • предоставление имущества в лизингподп. 7 п. 1 ст. 309 НК РФ. В расходах лизингодателя учитывается стоимость предмета лизинга;
  • распределение организацией в пользу иностранного участника имущества, в частности, при ликвидации организации или выходе иностранца из ООО. Доход облагается налогом только в той части, которая превышает вклад, внесенный иностранным участником в уставный капиталподп. 1 п. 2 ст. 43, подп. 2 п. 1 ст. 309 НК РФ; Письма Минфина России от 01.11.2010 № 03-08-05, от 03.08.2010 № 03-03-06/1/519; Письмо УФНС России по г. Москве от 30.10.2008 № 20-12/101953.

Такие расходы учитываются, только если к дате выплаты доходов у вас есть документы, их подтверждающие (в частности, договор купли-продажи объекта недвижимости, платежные документы и т. д.Письмо Минфина России от 19.04.2011 № 03-08-05).

Расходы исчисляются в той же валюте, в которой выплачивается доход (при необходимости пересчитываются по официальному курсу (кросс-курсу) ЦБ РФ на дату их осуществления)п. 5 ст. 309 НК РФ.

Удерживаем и уплачиваем налог

Налог, подлежащий удержанию, исчисляется в той валюте, в которой вы будете выплачивать доходп. 5 ст. 309 НК РФ. А вот перечислить его в бюджет нужно в рублях по курсу ЦБ РФ на дату перечисления. Причем сделать это нужно не позднее следующего рабочего дня после дня выплаты иностранцу доходап. 5 ст. 45, пп. 2, 4 ст. 287, п. 1 ст. 310 НК РФ.

Проблема может возникнуть, если доход выплачен в натуральной форме или ваше обязательство перед иностранцем прекращено неденежным способом, например зачетом встречного требования.

НК РФ обязывает и в такой ситуации перечислить налог в бюджет, уменьшив соответствующим образом неденежный доход иностранной компаниип. 3 ст. 309, п. 1 ст. 310 НК РФ. Но как это сделать? Ведь даже если мы, например, поставим иностранцу меньше товаров, чем должны по бартерному контракту, денег у нас от этого не появится.

Теоретически можно сослаться на то, что налог удерживается только из денег, выплачиваемых иностранцуподп. 1 п. 3 ст. 24 НК РФ. Да и ВАС разъяснял, что оштрафовать агента за неперечисление налогаст. 123 НК РФ можно, только если он имел возможность удержать соответствующую сумму из выплачиваемых иностранцу денегп. 44 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5. А значит, достаточно письменно сообщить в налоговый орган о невозможности удержать налогподп. 2 п. 3 ст. 24 НК РФ.

Но эти аргументы могут и не сработать. И налоговые органы, и суд исходят из того, что раз обязанность установлена, то ее нужно исполнять. Так, недавно суд признал правомерным взыскание штрафа по ст. 123 НК РФ с организации, не перечислившей налог с дохода иностранца по той причине, что обязательство по выплате ему процентов было новировано в вексельПостановление ФАС ВВО от 18.08.2010 № А28-20189/2009.

Избежать подобных проблем помогут так называемые налоговые оговорки в договорах. Все, что нужно сделать, — это написать, что цена договора увеличивается на сумму налогов, подлежащих уплате за иностранную организацию на территории РФ. Тогда вы будете четко знать, сколько должны иностранцу, а сколько — государству.

Порядок представления отчетности

Выплатив иностранной организации доход, вам еще нужно будет отчитаться перед налоговой инспекцией, представив Налоговый расчет (информацию) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налоговутв. Приказом МНС России от 14.04.2004 № САЭ-3-23/286@; п. 4 ст. 310 НК РФ. Если вы выплатили доход:

  • в I квартале, то расчет нужно представить не позднее 28 апреля и потом уже за год;
  • во II квартале — не позднее 28 июля и потом уже за год;
  • в III квартале — не позднее 28 октября и потом уже за год;
  • в IV квартале — только один раз, не позднее 28 марта следующего года (годовой расчет).

Налоговый расчет составляется отдельно в отношении каждого отчетного и налогового периода, в котором выплачивались доходы иностранным организациям, и нарастающим итогом с начала года не составляетсяПисьмо ФНС России от 20.11.2009 № 3-2-14/20; Письмо УФНС России по г. Москве от 27.06.2008 № 20-12/060969.

Например, если вы перечислили иностранцу доход в июне, то не позднее 28 июля вы должны были представить налоговый расчет за II квартал. Если в III квартале никаких выплат не будет, то представлять отчет за III квартал не нужно. И дальше расчет нужно будет подать только за год.

Если доходы не облагаются российским налогом на прибыль, то не возникает налогоплательщика, а значит, и нет налогового агентаст. 24 НК РФ. Следовательно, представлять расчет в ситуации, когда вы выплачиваете иностранной компании доходы, с которых не удерживаете налог, потому что доходы освобождены от налогообложения в РФ, не нужно. Согласны с этим и судыПостановления ФАС ЗСО от 20.08.2010 № А27-25154/2009; ФАС ПО от 12.03.2009 № А72-5266/2008.

Однако контролирующие органы считают иначе и требуют представлять расчет при любых выплатах дохода иностранной организацииИнструкция по заполнению формы налогового расчета… утв. Приказом МНС России от 03.06.2002 № БГ-3-23/275; Письмо Минфина России от 07.06.2011 № 03-03-06/1/334; Письма УФНС России по г. Москве от 12.11.2010 № 16-15/118318@, от 27.07.2006 № 18-11/1/66229. При этом они предлагают в разделе 1 налогового расчета заполнять графы 1—7 (графы 8—12 не заполняются), в разделе 2 — графы 1—8 (графы 9—13 не заполняются)Письмо УФНС России по г. Москве от 07.07.2008 № 20-12/064111.

Однозначно подавать расчет не нужно в отношении доходов, которые не относятся к полученным от источника в РФ (например, по услугам, оказанным вне территории РФ, перевозкам исключительно между пунктами, находящимися за пределами РФ).

***

Если вы несвоевременно перечислите в бюджет налог за иностранца, вас могут оштрафовать по ст. 123 НК РФ. Штраф составит 20% от суммы налога, подлежащего перечислению. А вот взыскать с вас недоимку, то есть потребовать уплатить налог за счет средств налогового агента, инспекторы не вправеПостановления Президиума ВАС РФ от 06.04.2010 № 14977/09; ФАС МО от 21.02.2011 № КА-А40/393-11, от 16.04.2009 № КА-А40/1191-09-2; ФАС ВСО от 26.11.2009 № А78-733/2009; ФАС ПО от 29.12.2010 № А49-8215/2009.

Вместе с тем имейте в виду, что недавно был обнародован проект Постановления Пленума ВАС РФ по части первой НК РФ (с ним можно ознакомиться на сайте ВАС РФ). И в нем ВАС предлагает, чтобы в такой ситуации налоговые органы заявляли к налоговым агентам иски о возмещении убытков.

Другие статьи журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» на тему «Внешнеэкономическая деятельность»:

1. В ряде случаев законодательство обязывает лиц, которые выплачивают вознаграждения, дивиденды и другие виды доходов, исчислять, удерживать и перечислять в бюджет суммы налога за налогоплательщика. Эти лица являются источниками выплаты. Необходимо различать понятия «источник выплаты» и «источник доходов».

Источник доходов может быть двух видов: источник пассивных доходов и источник активных доходов. Под источником

пассивных доходов понимаются те активы, которые приносят доход лицу.

В данном случае источник должен быть выражен в определенной форме — имущество, долевое участие в предприятии, ценные бумаги и т. д. Под источником активных доходов подразумевается непосредственно выполнение работ, оказание услуг, ведение предпринимательской деятельности и т.п.

Следовательно, источник доходов — это деятельность или активы, приносящие доход, источник выплаты — это лицо, фактически выплачивающее суммы другому лицу1.

Источник выплаты уплачивает налог только с тех доходов, которые получает от него другое лицо, и только за счет средств налогоплательщика. Налогоплательщик же получает доход, уже уменьшенный на сумму налога.

2. Уплачивая налог от своего имени и за счет налогоплательщика, источник выплаты выступает в роли так называемого налогового агента. Налоговых агентов ни в коем случае не следует отождествлять с налогоплательщиками2, несмотря на то что налоговые агенты во многом обладают теми же правами и обязанностями. В качестве налоговых агентов могут быть признаны не только юридические, но и физические лица — предприниматели, нотариусы и т. п.

3. Способ удержания налогов используется в следующих

случаях:

— при выплате доходов физическому лицу источники выплаты обязаны удержать и перечислить в бюджет подоходный

налог;

— при выплате организациями доходов от дивидендов по акциям, процентов по ценным бумагам и доходов от долевого участия источник выплаты обязан удержать и перечислить в бюджет налог на доходы;

— при реализации на территории России иностранным предприятием, не состоящим на налоговом учете в России, товаров (работ, услуг) российскому покупателю (заказчику) последний при перечислении цены обязан удержать НДС по расчетной ставке.

Удержание налогов у источника выплаты как разновидность способов уплаты налога интересно тем, что налоговые агенты, как и налогоплательщики, проходят практически все стадии налогового производства.

Первая стадия (исчисление налога) осуществляется в усеченном виде, поскольку налоговый агент не должен определять «чужой» объект налогообложения и иные элементы стадии. Он должен определить только сумму удержания.

Вторая стадия налогового производства реализуется налоговым агентом практически полностью.

4. Действующим законодательством не предусмотрена обязанность налоговых агентов сообщать в налоговые органы о неудержанных суммах налогов. В то же время, согласно п. 76 Инструкции Госналогслужбы РФ от 29 июня 1995 г. № 35 «По применению закона Российской Федерации «О подоходном налоге с физических лиц»3, при невозможности взыскания налога с физических лиц налоговым агентом (например, при выплате дохода в натуральной форме) или в случаях, когда заведомо известно, что взыскание задолженности может быть осуществлено в течение многих лет, предприятия, учреждения и организации вправе в течение месяца с момента установления такого факта сообщить о сумме задолженности налоговому органу по месту своего нахождения.

Взыскание этой суммы в таких случаях производится на основании платежного извещения, вручаемого налоговым органом физическому лицу.

За своевременно не удержанные, удержанные неполностью или не перечисленные в бюджет суммы подоходного налога ст. 22 Закона о подоходном налоге предусматривает соответствующие меры ответственности. За неудержание НДС и налога на доходы при выплате вознаграждения иностранному юридическому лицу ответственность законом не установлена. Ответственность, установленная ст. 13 Законом об основах налоговой системы, к налоговым агентам не применяется.

5. Проблема применения ответственности за неудержание сумм налоговых платежей решается налоговым законодательством неоднозначно. Как было указано, меры ответственности предусмотрены только в отношении подоходного налога.

В последнее время распространились случаи, когда налоговые органы, установив неудержание налога на добавленную стоимость с иностранных предприятий, осуществляют его взыскание с российских предприятий в бесспорном порядке. Однако такая практика представляется необоснованной, поскольку

она не основана на законе.

Так, в соответствии с п. 5 ст. 7 Закона о налоге на добавленную стоимость удержание налога предусмотрено «…за мет средств, перечисляемых иностранным предприятиям или другим лицам, указанным этими иностранными предприятиями…*. Иначе говоря, российское предприятие обязано удержать и перечислить в бюджет налог, плательщиком которого является иностранное предприятие, причем это перечисление осуществляется за счет средств иностранного предприятия, а не за счет собственных средств российской стороны.

В то же время мера ответственности для российских предприятий за нарушения порядка удержания и перечисления в бюджет НДС, обязанность по уплате которого лежит на иностранных предприятиях, в действующем законодательстве отсутствует. Кроме того, в соответствии с Указом Президента РФ от 21 июля 1995 г. № 746 «О первоочередных мерах по совершенствованию налоговой системы Российской Федерации»4 Правительству РФ было дано поручение внести на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство, предусматривающего «…установление ответственности российских организаций за неудержание налогов при выплатах иностранным юридическим и физическим лицам, не состоящим на учете в налоговом органе РФ…». Однако данное поручение до сих пор не исполнено, и соответствующих изменений в законодательство не внесено.

Напомним, что Законом об основах налоговой системы и Законом РСФСР «О Государственной налоговой службе РСФСР» налоговым органам предоставлено право взыскивать с предприятий в бесспорном порядке недоимки по налогам и другим обязательным платежам, а также суммы штрафов и иные санкции, предусмотренные только законодательством. Взыскиваемые суммы неудержанного НДС и спецналога за иностранное предприятие не являются недоимкой российской стороны. Они также не обозначены в российском законодательстве в качестве штрафа или иной санкции. Следовательно, взыскание этих сумм в бесспорном порядке налоговыми органами представляется неправомерным.

1. Эппель Д. Компании иностранные, а штрафы российские // Налоги, 1997. № 2. С. 21.

Юристь, 1996. С. 192.

3. «Экономика и жизнь», 1995. №№ 30—32.

4. «Российская газета» or 26 июля 1995 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *