Налоги в древнем Египте

Строительство пирамид Древнего Египта и развитие сельского хозяйства создало необходимость возникновения сильной экономики. Рабочие требовали оплаты их труда, которое выражалось не только в монетах из драгоценного металла, но и обычном пайке.

Идеологии было недостаточно, чтобы гарантировать власть «бессмертным” фараонам. Без упорядочения денежного обмена система была обречена на крах. Для того чтобы укрепить легитимность правящей династии и осуществлять сбор средств с прибыли торговцев, промышленников и аграрных хозяйств, государственные чиновники ввели систему налогов в Древнем Египте. Она позволяла пополнять регулярно пустеющую казну, средства из которой тратились на возведение храмов и гробниц, совершение религиозных обрядов.

Формирование системы сбора налогов древнего Египта

Администрирование денежных отношений стало одним из главных достижений периода нахождения у трона фараонов с I по III династий. В общей сложности это время составило около 400 лет. Позже оно было классифицировано как Раннединастический период (с 2950 по 2575 годы до н.э.).

В его начале правила о взимании налогов в Древнем Египте были только унифицированы. Фараон Нармер и его наследники столкнулись с проблемой обложения данью обширных территорий, растянувшихся от центральной части Африки до берегов Средиземного моря. Конец периода был ознаменован созданием централизованной командной экономики. На вырученные средства финансировались грандиозные строительные проекты царей.

Записи о введении инновации были обнаружены на камне Палермо, который хранит сведения о наиболее важных событиях тех времен. Он был составлен при V династии, примерно в 2040 г. до н.э. И ведет к началу возникновения древней цивилизации при непосредственном преемнике Нармера — фараоне Ага. В них указано, что царь путешествовал каждые два года по всему Египту, чтобы удостовериться, доволен ли его народ, и как обстоят дела в государстве. Также ревизии проводились для целей осуществления расходования казны высокими чиновниками и контроля отправления правосудия.

В последние десятилетия выезды фараона способствовали систематической оценке финансового положения страны и исполнения обязательств по выплате дани — налогов Древнего Египта. При II династии был зафиксирован факт проведения формальной переписи сельскохозяйственных запасов страны. Во времена правления III династии, согласно данных Палермского Камня, записи о затоплениях дельты Нила производилась ежегодно. Уровень воды измерялся в локтяз и долях локтя. Причина, побудившая власти архивировать данную информацию, проста: высота затопления Нила влияла на уровень урожая в следующем сезоне. Благодаря этим данным рассчитывались налоги, которые должны были поступить в казну.

Налоги Древнего Египта и поддержание международных отношений

Кувшин с записью налогов древнего Египта

Практика сбора налогов с населения была принята исключительно на египетских территориях. Соседи новацию не поддержали. Чтобы поддержать статус фараона как защитника Египта, были созданы легенды о поражении соседних государств, которые пребывали в хаосе. Для придания национального единства, что обнаруживаться на протяжении всей истории цивилизации, все иностранцы были изображены врагами.

На фрагменте предмета из слоновой кости, обнаруженном в гробницу Нармера, был изображен палестинский сановник, наклонившийся период египетским царем. Реально же это время было ознаменовано расцве торговых отношений между Египтом и Палестиной. Это свидетельствует о том, что все ранее обнаруженные артефакты должны тщательно изучаться и анализироваться на предмет достоверности указанных в них сведений.

В то время как отношения древнего Египта на Ближнем Востоке были напряженными и противоречивыми, договоренности с Нубией в долине Нила к югу от первой катаракты (порога) были легко достижимы. Международные связи были налажены в период правления додинастических царей Тжени, Нуби и Нехен.

Это выражалось в том, что цари Нубийского царства заимствовали традицию строительства царских захоронений в виде пирамид (в современном Судане их насчитывается около 300) и ведения торговли с соседними государствами. Ранние правители Египта, в своей решимости установить контроль над торговыми путями, старались наладить отношения с нубийскими соперниками прежде, чем они стали составлять реальную угрозу.

В ходе археологических исследований была обнаружена надпись на Гебель Шейх Сулейман. На ней изображен гигантский скорпион, который держит в своих клешнях поверженного вождя нубийцев. Эта картина является наглядной иллюстрацией египетской политики в отношении Нубии. На второй картине выгравирована сцена опустошения с мертвыми или умирающими племенами царства Куш. Она содержит иероглифический шифр царя Древнего Египта.

Преуспевающие империи на Ближнем Востоке становились партнерами Египта и были от него географически удалены. При этом угроза целостности южных границ постоянно волновала правителей. После вмешательства Египта в вопросы управления Нижней Нубией, признаки самостоятельной власти на этой территории не обнаруживались в течение почти тысячи лет.

Гегемония египетского царства в долине Нила и процветание торговых связях благоприятно сказались на росте общего благосостояния страны и ее народа. Гробницы становились все более богатыми. Заметно увеличился социальный разрыв между богатыми и бедными. Наибольшую выгоду получило, безусловно, само государство.

После объединения Верхнего и Нижнего Египта все номы стали подчиняться централизованной власти. Отдельные общины продолжали обрабатывать земли. Теперь они были представлены в качестве арендодателей, которые отдавали арендную плату в обмен на использование сельскохозяйственных угодий.

Как велась запись о налогах в древнем Египте

Сборщик налогов древнего Египта

Среди всех великих изобретений человечества, письмо занимает особое место. Его сила — в передаче знаний, что дают власть. Записи, повествующие о истории возникновения и развития древних цивилизаций, невозможно переоценить.

Сегодня практически невозможно представить мир без письменности. Содержание древнеегипетских иероглифических записей было откровением и тайной для непосвященных. До сих пор точно не известно, при каких обстоятельствах они были изобретены. Но их возникновение указывает на возникновение в обществе и государственном строе процессов, которые требовали фиксации.

Самые ранние записи были обнаружены в гробнице додинастического царя Абджу, жившего около 150 лет до Нармера, объединившего Египет. Короткие надписи сформированы из определенных знаков. Это свидетельствует о сложности иероглифического письма, в древнем Египте оно формироваться на протяжении почти трех с половиной тысяч лет.

Археологи до сих пор спорят, где возникло письмо: в Древнем Египте или южном городе Урук (современная Варка) в Месопотамии. Вероятно, что оно пришло на египетские земли вместе с влиянием культур общин Месопотамии до объединения государства первым фараоном. Однако древнеегипетский язык так очевидно отражает особенности общества египтян, и логичнее заключить, что представляли собой продукт развития коренных народов.

Очевидно додинастические правители Египта размышляли над странными знаками, нанесенными на товар, завезенный из земель Месопотамии, и оценивая их в качестве источника информации, и впоследствие дали указание изобрести собственную структуру письма.

Какими бы не были обстоятельства возникновения египетского алфавита, ранние правители Египта высоко оценили потенциал письменности, и не в последнюю очередь для создания четкой системы экономического администрирования. Конкурирующие государства расширяют сферу своего влияния. А возможность ведения учета собственных товаров и сообщения другим информации по средством знаков казались удивительным новвоведением. Это значительно упрощало обмен продуктами и влияло на улучшение отношений государств.

Фараон дает указание все налоги Древнего Египта, которые исчислялись, в основном, зерном, фиксировать при помощи царской печати. На ней было изображено имя Гора. При наполнении гробниц сокровищами, которые могли понадобится представителям династии для лучшей жизни в загробном мире, производилось нанесение записей о содержании, количестве, качестве, происхождении товаров и других важных деталей. Идея нашла восторженные отзывы в высших кругах египетского общества.

На протяжении всей истории древнего Египта, грамотность была привилегией элиты, служившей при дворе фараона. Любой писец, умеющий читать и писать, имел доступ к рычагам власти. Они вели жесткий учет оплаты налогов. С теми, кто не платил дань, безжалостно расправлялись. Во многих гробницах были обнаружены рисунки, изображающие писцов, подводящих финансовые итоги в сезон сбора урожая. Надписи заносились списками с помощью стебля тростника. Сборщики налогов в древнем Египте подвергали неплательщиков поркам и пыткам, которые иногда заканчивались смертельным исходом. Крестьянам связывали руки и ноги и бросали в рвы или топили. Живопись, датируемая периодом ранее 2400 г. до н.э., содержит сцены встречи представителей власти с владельцами хозяйств, с которых не был удержан налог.

Историк Тоби Уилкинсон пишет в книге «Взлет и падение Древнего Египта”:

«Правительство первой династии разработало и ввело программу общенародной системы налогообложения. Облагались данью, в первую очередь, сельскохозяйственные угодья. Важную роль в формировании экономики цивилизации сыграло возникновения иероглифического письма. В Древнем Египта, с самого начала его возникновения, канцелярия фараона использует знаки алфавита для составления отчетов о богатствах страны для целей сбора налогов. Самые ранние из них, после объединения страны под руководством Нармера, были начертаны чернилами на гончарных банках. Доходы учитывались как на территории Верхнего, так и Нижнего Египта. Для большей эффективности применения системы, страна была поделена на две половины”.

Когда дело доходило до сбора налогов в виде доли от собранного урожая с сельскохозяйственных угодий, от лица государства выступали чиновники. Не возникает сомнений в том, что их полномочия были подкреплены силой: принудительными мерами. Они ставили печати в виде оттисков, благодаря которым стало известно, как работала казна с самого начала истории древнего Египта.

Вырученные средства расходовались по двум направлениям. Одна часть шла непосредственно в государственные мастерские для изготовления продукции: жира и выделки из кожи крупного рогатого скота и свиней; белья из льна; хлеба и пива. Некоторыми из них затем торговали или обменивали с учетом прибыли, которая направлялась обратно государству. Вторая часть распределялась на оплату труда работникам администрации и для реализации строительныз проектов. Оставшаяся часть, в частности в виде зерна, отправлялась на хранение в государственные склады, которые располагалась в важных региональных центрах.

Они использовались для финансирования деятельности флота, а также оставалась в закромах для создания резервного запаса в случае неурожая, чтобы предотвратить массовый голод. С одной стороны народ страдал от необходимости направления в пользу государства части дохода. С другой — налоги представляли собой своеобразный страховой резерв в случае непредвиденных ситуаций.

Налоги в древнем Египте и денежные отношения

Сбор налогов в древнем Египте

Налоги древнего Египта выплачивались не только натуральной продукцией, но и деньгами. В ранние периоды монет и бумажных денег не существовало. Оплата производилась в виде продуктов питания, воды, нефти, товаров и услуг. Обменивались на деньги также животные, чаще всего овцы. Именно они были изображены на первых египетских деньгах.

В Месопотамии и Египте были найдены серебряные кольца, которые использовались как средство оплаты несколькими веками раннее до того, как были отчеканены первые монеты. На стенах храма древней столицы Египта, Фив, датированного 1300 г. до н.э. изображен мужчина, которые положил золотые кольца на весы.

Возникновение денежных отношений способствовало развитию торговли между Египтом, Месопотамией и Палестиной. Археологам удалось найти кувшин со слитками серебра и золота в виде палочек. Ими платили при покупке вещей. Единицей измерения служил «дебен”, равный трем унциям. Мешок пшеницы стоил один дебен. На четыре или пять дебенов можно было купить корову.

Налоги в Египте традиционно являются главной статьей текущих поступлений государственного бюджета.

В структуре налогообложения в АРЕ преобладают косвенные налоги и различные сборы, поступления от которых равняются в последнее время около 2/3 всех налоговых сборов. В свою очередь на таможенные пошлины и сборы за инвалютные операции приходится почти 1/2 косвенных налогов, на обложение местных товаров и услуг — 1/3 и на гербовые и прочие сборы – 1 /6.

Прямые налоги составляют в общих налоговых сборах примерно 1/3. На долю подоходных приходится 95% поступлений прямых налогов, на долю поимущественных — 5%.

В последние годы в налоговой политике египетского правительства все отчетливее проявляется тенденция к дальнейшему увеличению поступлений от косвенных налогов. Подобный курс налоговой политики можно рассматривать как отказ Министерства финансов от усиления борьбы с уклонением от уплаты прямых налогов, превратившемся в АРЕ в повсеместное явление. По свидетельству египетских официальных лиц, по некоторым видам прямых налогов собирается менее половины тех сумм, которые должны были поступить в бюджет.

Используемая в Египте система подоходных налогов включает в себя:

  • подоходный налог на юридических лиц,
  • общий подоходный налог,
  • шедулярные подоходные налоги (налог на зарплату, налог на доходы от движения капитала, налог на производственные и коммерческие доходы, налог на некоммерческие прибыли).

Обложение всеми этими налогами осуществляется на основании Закона № 157/1981 с последующими его дополнениями и изменениями, а также актов, регулирующих исполнительное производство.

В соответствии с этими законодательными актами юридические лица в Египте подлежат обложению подоходным налогом на юридических лиц, а также в соответствующих случаях шедулярным налогом на доходы от движения капитала. Физические лица облагаются одним, несколькими или всеми шедулярными подоходными налогами в зависимости от того вида доходов, который они получают. Каждый шедулярный налог применяется к определенному виду дохода и имеет свои собственные ставки и правила расчета. Кроме того, физические лица облагаются общим подоходным налогом на весь доход, являющийся предметом обложения различными шедулярными налогами.

В числе других прямых и косвенных налогов, действующих в Египте, следует отметить налог на развитие, налог на наследство, налог на недвижимость, таможенные сборы, налог на потребление и гербовые сборы.

Прямые и косвенные налоги в АРЕ, как правило, отчисляются в государственный бюджет, однако некоторые их виды (например, налог на недвижимость) поступают в распоряжение местных органов власти.

Деятельность налоговой администрации в Египте контролируется Налоговым управлением, подотчетным Министерству финансов.

Действующие на территории АРЕ компании подлежат обложению подоходным налогом на юридических лиц, причем египетские фирмы платят его со всей чистой прибыли вне зависимости от того, где она была создана, а иностранные — только с той ее части, которая получена от операций в Египте. Облагаемый этим налогом доход представляет собой валовой доход, включая поступления от продажи основного капитала, за вычетом понесенных потерь, обоснованных коммерческих расходов и освобождаемых от уплаты сумм.

Обложению подоходным налогом на юридических лиц не подлежат:

  1. доходы компаний, учрежденных в соответствии с законами об инвестициях №43/1974 и №230/1989;
  2. доходы компаний, созданных в соответствии с законом о новых поселениях № 59/1979;
  3. часть дохода, эквивалентная проценту, который компания могла бы получить, вложив сумму, равную оплаченному капиталу, в банк.

Процентная ставка, используемая при расчете этой суммы, объявляется Центральным банком Египта. Данное положение распространяется лишь на компании, зарегистрированные на Фондовой бирже.

Кроме того, в отдельных случаях не подлежат обложению подоходным налогом на юридических лиц проценты по облигациям, дивиденды и другие распределяемые прибыли акционерных компаний.

Практически все обоснованные коммерческие расходы компаний могут быть вычтены при расчете облагаемого этим налогом дохода. Так, при его расчете вычитаются все оплаченные ранее налоги; амортизация; проценты, роялти и рентные платежи, связанные с деятельностью компании; запасы и резервы; безнадежные и сомнительные долги; выплаты директорам и управляющим; выплаты акционерам за присутствие на общих собраниях; сумма заработной платы или выплата 10% прибылей в соответствии с Законом № 159/1981 (выплата персоналу свыше 10% минимума, установленного законом, не подлежит вычету); взносы по общей системе социального страхования в АРЕ, а также 20% от сумм, выделяемых компаниями в собственные фонды социального страхования; дары местным и центральным органам власти (в пределах 7 % чистого дохода); судебные издержки; представительские расходы, подтвержденные оправдательными документами (в том случае, если ряд оправдательных документов отсутствует, необлагаемые этим налогом представительские расходы ограничиваются 3 % чистой прибыли).

Облагаемые налогом доходы отделений иностранных компаний рассчитываются сходным образом. Отправной точкой для этого являются доходы, отражаемые в бухгалтерских книгах. В случае если отделение иностранной компании не ведет свои счета должным образом, египетская налоговая администрация исчисляет налог с той доли валовых доходов иностранной компании, которую она получила в АРЕ.

Ставка подоходного налога

Стандартная ставка подоходного налога на юридических лиц в Египте составляет 40%. Однако доходы промышленных компаний и фирм, осуществляющих экспортные операции, облагаются 32%-ной налоговой ставкой, а доходы компаний нефтегазовой промышленности — 40,55%.

Ежегодная декларация о прибылях или убытках, заверенная уполномоченным контролером, должна быть представлена в соответствующий налоговый орган в течение 30 дней с момента одобрения финансового отчета компании. Декларация должна быть доставлена либо представителем компании, либо направлена заказным письмом. К ней необходимо приложить копию последнего одобренного балансового отчета, счета прибылей и убытков, а также других бухгалтерских документов, подписанных контролером, свидетельствующим подлинность финансового положения компании.

Подоходные налоги на юридических лиц, рассчитываемые самими компаниями, должны быть оплачены в день представления декларации в Налоговое управление. Обычно это означает окончание процедуры их выплаты, однако налоговый орган может использовать свое право для того, чтобы уточнить, исправить или отклонить декларацию, уведомив компанию о предлагаемом им разрешении спорного вопроса.

В этом случае компания в течение 30 дней с получения уведомления должна в письменном виде информировать Налоговое управление, принимает она или нет предложенное разрешение спорного вопроса. Если предложение принято, то последующая апелляция невозможна и налог уплачивается в том размере, который определен Налоговым управлением.

При возражении против предложенного разрешения спорного вопроса Налоговое управление направляет компании формальный иск на сумму дополнительных налоговых выплат, которые, по его мнению, должны быть произведены.

В течение следующих 30 дней после получения иска компания должна либо выплатить указанную в нем сумму, либо обратиться в Апелляционный комитет. Если какая-нибудь из сторон окажется не удовлетворенной решением Апелляционного комитета, она может направить очередную апелляцию в Коммерческий суд, а затем в Апелляционный суд.

Если компания не в состоянии представить заполненную необходимым образом декларацию, налоговый орган определяет сумму налоговых выплат, руководствуясь своим собственным мнением. В этом случае юридическое лицо теряет право на апелляцию и обязано выплатить определенную налоговым органом сумму полностью.

Государственные налоговые инспекторы не контролируют регулярно компании. Однако при необходимости представители налоговых органов могут посетить помещение компании без предварительного уведомления и потребовать для проверки документацию, подтверждающую соблюдение законодательства о налогообложении.

В случае представления налоговой декларации после истечения установленного срока налагается штраф в размере 20% подоходного налога. Его величина может быть понижена наполовину, если выплата налога не потребует обращения в Апелляционный комитет.

На компании, представляющие недостоверные декларации, налагается штраф в размере 10% от неуплаченного налога, или 1000 египетских фунтов. В случае повторения нарушения штраф может быть удвоен или утроен. Злостное уклонение от налогообложения наказуемо тюремным заключением и штрафом в размере трехкратной величины невыплаченного налога.

Шедулярный налог на доходы

Помимо подоходного налога юридические лица в АРЕ подлежат обложению шедулярным налогом на доходы от движения капитала. Его ставка составляет 32%.

За исключением нижеперечисленных, этим налогом облагаются все виды получаемых в Египте процентов. Кроме того, местные компании или иностранные фирмы, имеющие статус постоянного учреждения, уплачивают этот налог с дивидендов и другой распределяемой прибыли, получаемой от иностранных компаний, и большинства видов получаемых из-за границы процентов. Иностранные налоги, выплаченные с подобного дохода, вычитаются при расчете облагаемых этим египетским шедулярным налогом сумм. Дивиденды, полученные от местных компаний, не подлежат обложению налогом на доход от движения капитала.

Расходы по выплате шедулярного налога на движение капитала действующими в Египте компаниями вычитаются при расчете их доходов, подлежащих обложению подоходным налогом на юридических лиц.

Налогом на доходы от движения капитала не облагаются:

  • проценты по займам в иностранной валюте, предоставленным проектам, осуществление которых одобрено в соответствии с законами об иностранных инвестициях № 43/1974 и 230/1989;
  • процент, составляющий часть коммерческого дохода компании (например, банка) при условии, что компания расположена в Египте и ее доход облагается подоходным налогом на юридических лиц;
  • проценты по займам и кредитам, предоставленным египетскому правительству, местным органам власти или компаниям государственного сектора из источников, находящихся за границей;
  • проценты на счета в свободно конвертируемой валюте;
  • проценты по облигациям, зарегистрированным на Фондовой бирже и выпущенным зарегистрированными акционерными компаниями, при условии, что они не превышают установленную Центральным банком Египта ставку для депозитов на тот же срок, что и облигации;
  • проценты по облигациям, выпущенным банками государственного сектора;
  • проценты по депозитам и сберегательным счетам в банках, входящих в систему Центрального банка Египта, а также сберегательным счетам в почтовых отделениях.

В случае если иностранный источник дохода расположен в стране, не имеющей подобного соглашения с АРЕ, и облагается двойным подоходным налогом (страны расположения и египетским), то его зарубежные выплаты вычитаются при расчете облагаемого налогом дохода в АРЕ.

Как отмечалось выше, физические лица в Египте подлежат обложению различными шедулярными налогами на отдельные источники дохода, а также общим подоходным налогом. Шедулярные налоги вычитаются при исчислении величины дохода, облагаемого общим подоходным налогом.

Резиденты — постоянно проживающие в АРЕ лица (египтяне или иностранцы, которые обычно попадают в этот разряд при налогообложении после пяти и более лет проживания в стране) подлежат обложению шедулярными налогами на доходы, получаемые в Египте или из зарубежных источников. Правила обложения ими отличаются в зависимости от вида доходов.

Нерезиденты — лица, не проживающие постоянно в АРЕ, обычно облагаются шедулярными налогами только на египетские источники доходов.

Что касается общего подоходного налога, то в отношении него действуют те же правила определения облагаемых и необлагаемых доходов, которые используются при расчете шедулярных налогов.

Шедулярным налогом на заработную плату облагаются:

  • работники частного сектора — резиденты и нерезиденты;
  • работники египетских государственных и местных органов власти, общественных организаций и компаний государственного сектора — резиденты и нерезиденты;
  • директора и управляющие частных компаний с окладом до 5000 ег. ф. в год (компания может назначить ими до 4 чел., ни один из которых не может владеть более 5 % ее акционерного капитала). В случае если оклады превышают 5000 ег. ф., сумма сверх этой величины облагается шедулярным налогом на движение капитала с более высокой налоговой ставкой.

Обложению этим доходом не подлежат профессиональные надбавки (до 240 ег. ф. в год), представительские средства (до 3000 ег. ф. в год) и премии (до 3000 ег. ф. в год). Вместе с тем общая величина подобных необлагаемых доходов не может превышать 4000 ег. ф. в год.

Кроме того, при исчислении облагаемой налогом величины заработной платы предоставляются следующие скидки: 720 ег.ф. — для одинокого лица, не состоящего в браке; 840 ег. ф. — для лица, состоящего в браке, но не имеющего детей, или лица, не состоящего в браке, но содержащего одного или более детей; 960 ег. ф. — для лица, состоящего в браке и содержащего одного или более детей. Возможно предоставление и других скидок, в том числе скидки в размере 10% с заработной платы для покрытия расходов, вызванных характером работы (табл. 1).

Таблица 1.

ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА, ег. ф. СТАВКА НАЛОГА, %
до 480 2
Следующие 480 5
960 10
960 15
960 18
более 3840 22

В соответствии с законом работодатель должен представить в налоговый орган сведения об адресе, должности и заработной плате нового сотрудника в течение 60 дней с начала его работы. Любые изменения в этой информации сообщаются в течение 40 дней. В свою очередь каждый сотрудник обязан сообщить в налоговый орган аналогичные сведения не позднее 40 дней с начала работы.

Работодатель обязан ежемесячно удерживать налог на заработную плату и выплачивать удержанную сумму налоговому органу в течение первых 15 дней следующего месяца. Нанимателю, имеющему 50 и более работающих, может быть разрешено выплачивать шедулярный налог на заработную плату раз в квартал.

Уклонение от уплаты этого налога наказывается штрафом или тюремным заключением, либо и тем, и другим одновременно.

Физические лица в Египте платят также шедулярный налог на доходы от производственной и коммерческой деятельности, получаемые в стране или за границей.

Правила расчета величины облагаемой этим налогом прибыли в целом совпадают с описанными выше правилами расчета сумм, облагаемых подоходным налогом на юридических лиц, а предоставляемые при его уплате скидки аналогичны тем, которые предоставляются при выплате налога на зарплату. Следует отметить, что эти скидки можно использовать только при выплате одного шедулярного налога.

Ставка налога на доходы от производственной и коммерческой деятельности приводится в табл. 2.

Таблица 2.

ОБЛАГАЕМАЯ ПРИБЫЛЬ, ег. ф. ПРОЦЕНТНАЯ СТАВКА, %
коммерческие фирмы промышленные фирмы
до 1000 20 20
следующие
1500 23 23
2000 27 27
2500 32 32
3000 35 32
3500 38 32
более 13500 40 32

Эти же ставки используются и при обложении доходов от экспортных операций.

Физическое лицо, облагаемое этим подоходным налогом, обязано представить заполненную налоговую декларацию до 1 апреля каждого года или в течение трех месяцев с конца финансового года предприятия-налогоплательщика. Указанная в ней сумма налога должна быть внесена в день представления декларации. В остальном процедура взимания этого налога сходна с той, которая используется при выплате юридическим лицом подоходного налога.

К числу шедулярных налогов на физических лиц в АРЕ относится и налог на некоммерческую прибыль, которым облагаются лица свободных профессий. Этот налог выплачивается только с доходов, получаемых от профессиональной деятельности в Египте. Как и в других случаях, при его расчете предоставляется возможность исключать из оплаты определенные суммы.

Таблица 3.

НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ДОХОДЫ, ег. ф. СТАВКА НАЛОГА, %
до 1000 18
следующие 1500 20
2000 25
свыше 4500 30

Налог на движение капитала в Египте платят не только юридические, но и физические лица. Правила его исчисления и выплаты, так же как и ставка 32%, одинаковы.

Помимо всех перечисленных выше отдельных шедулярных налогов, физические лица в АРЕ платят общий подоходный налог, исчисляемый с тех же доходов, что и шедулярные. Помимо этого в облагаемую им сумму включаются также дивиденды, полученные от египетских акционерных компаний, причем в том случае, если акции зарегистрированы на Фондовой бирже, то в облагаемую общим подоходным налогом сумму включается только половина полученных по ним дивидендов. Последнее правило распространяется и на проценты по облигациям.

Так же, как при исчислении отдельных шедулярных налогов, при определении доходов, подлежащих обложению общим подоходным налогом, налогоплательщику предоставляется право исключить из оплаты ряд расходов, однако этим правом можно воспользоваться лишь при выплате одного налога.

Кроме перечисленных выше расходов, которые можно исключать при выплате отдельных налогов на физических лиц, при расчете величины облагаемых общим подоходным налогом доходов можно исключать стоимость приобретенных в истекшем году акций и облигаций акционерных частных и государственных компаний, средства, вложенные в правительственные облигации развития, инвестиционные и сберегательные сертификаты, а также средства, положенные на счета в банки, входящие в систему Центрального банка. Общая величина таких расходов, которые можно исключать только из подлежащих обложению общим подоходным налогом, составляет 30% чистого дохода, но не более 3000 ег. ф. В эту сумму не входит выплата шедулярных налогов. С их учетом эта сумма увеличивается до 4000 ег. ф. в год.

Следует отметить, что порядок обложения общим подоходным налогом иностранцев несколько отличается от изложенного ранее порядка налогообложения египтян. Эти отличия состоят в определении сумм, облагаемых налогом. Так, при их расчете иностранцы могут дополнительно исключать:

  • заработную плату, получаемую ими на объектах, вступивших в эксплуатацию в соответствии с законами об иностранных инвестициях № 43/1974 и № 230/1989;
  • вознаграждение иностранным специалистам, период работы которых в облагаемом налогом году не превышает 6 месяцев;
  • профессиональное вознаграждение нерезидентов, выполняющих в Египте некоммерческие задания;
  • иностранные источники доходов экспертов и специалистов, приехавших по контрактам на работу в АРЕ.

Физические лица с чистым доходом, превышающим 2000 ег. ф. в год, обязаны представить в соответствующий налоговый орган декларацию, указав в ней источники дохода и предоставляемые законом налоговые льготы. Декларация должна быть подана в течение четырех месяцев с начала года, а иностранцы, уезжающие из Египта, должны представить ее не менее чем за 60 дней до отъезда. В указанные сроки должен быть выплачен и общий подоходный налог.

Как отмечалось ранее, на перечисленные выше прямые подоходные налоги приходится в общей сложности около 1/3 всех налоговых поступлений государственного бюджета АРЕ. Остальная их часть, если исключить из расчета незначительные средства, поступающие от прямых поимущественных налогов (например, налога на недвижимое имущество), приходится на косвенные налоги и сборы, наиболее существенными из которых являются импортные пошлины и налог на потребление.

Древнеегипетская пекарня. Модель из Фив. XI династия

римечательной особенностью древнеегипетской экономики было нормирование (или что-то в этом роде) в виде твердо фиксированных затрат и доходов. Его основная цель уже тогда состояла в обеспечении казны и хозяйств постоянными источниками поступлений. Объектами нормирования являлись земля, зерно и другие продукты, содержание работников, а также налоги. Так, межевание государственных полей (например, после частых наводнений) состояло в предварительном определении зернового налога.

Должность сборщика налогов была материально ответственной. Невозможность обеспечить утвержденную норму сбора могла привести агента к гибели.

Имелось несколько приемов технологии учета, например, по типам записей — по типам землевладения и ответственности.

При первом типе записей на папирусе записывалось: «Земля, возделанная таким-то», включает в себя: размер участка, норму сбора (норму налогообложения) с единицы площади — 5 мер зерна аруры земли среднего качества, общую сумму сбора. Все три цифры написаны красной тушью.

Записи второго типа относятся к другим формам собственности. Они начинаются со слова «доля, часть» и состоят из трех цифр, из которых первая — черная, а остальные — красные. Первый показатель — общая площадь участка, второй — облагаемая налогом, третий — норма обложения. Она постоянна и фиксирована — 12/4 меры зерна.

Был и еще один тип записи — из двух черных цифр, причем участки измерены не в арурах, а в земельных локтях. Содержание записей не ясно, но условно переводится как остающаяся невозделанной и поэтому не облагаемая налогом земля.

Технология учета при помощи описей зависела от экономического содержания учетных объектов. Поскольку разные по назначению объекты учитывались в одной описи, то в ней сосуществовали все три формы учетной регистрации. Современные ученые полагают, что можно было бы описи вести раздельно по типам учетных записей. Но так как подобный подход отсутствует, то можно сделать вывод о том, что главным был хозяйственный контроль, объектами которого прежде всего являлись земля и ответственные за нее.

Агенты по сбору зерна были практически бесконтрольны в своей деятельности, что объяснялось их бедственным положением: вышестоящие чиновники требовали обязательного выполнения нормы. Некоторые агенты и чиновники излишне увлекались и считали особой доблестью «перевыполнять» нормы сбора.

В иероглифической надписи на плите, обнаруженной в Билгаи, читаем:

Я чиновник превосходный для господина его, так как поставляю в избытке зерновой налог, поставляю в избытке многочисленные подати. Мое превышение зернового налога и податей десятикратно в сравнении с моим обложением зерновым налогом и податями. 4632 меры вина — моя людская повинность — я доставлял в количестве 30 000, с превышением на 25 368… 70 мер меда — мое обложение медом— я доставлял их в количестве 700 (с превышением на) 630. 70 000 хар — мой годовой зерновой налог — я доставлял их в количестве 140 000, с превышением на 70 000″.

Сбор даров. Модель из фив. XX династия. Метрополитен-музей

Многочисленные подати разоряли земледельцев.

Самостоятельности земледельцы не имели никакой. Они и налоги сами не платили, только частные владельцы. Жатва совершалась также под наблюдением учетных работников. В Древнем Египте существовала многоуровневая система хозяйственного контроля. Она по своей репрессивной сути поддерживала, охраняла и культивировала социальное подавление.

Урожай убирали за месяц под неусыпным присмотром контролеров.

Особенностью сельскохозяйственного производства в Древнем Египте была полная сдача собранного урожая на склады, после чего излишек над нормой сдачи возвращался земледельцам, что зависело от размеров их участков. Поэтому-то земледельцы присутствовали при межевании и давали клятвы, что измерение произведено правильно. Такая система продержалась в Египте до нового времени.

Зерно собирали, перевозили, доставляли в центральные хранилища, а затем распределяли по хозяйствам — царским и храмовым, и каждый этап, конечно, учитывался по ответственным и контролировался. Система сбора и распределения средств обрастала документами, сверками, взаимными и вышестоящими проверками. О невыполнении нормы сбора указывали в документах.

Наряду с земном другим важнейшим материальным ресурсом был скот. Неизвестно, нормировался ли приплод, но перепись скота в целом по стране производилась каждые два года. Для этого скот доставляли к местам подсчета и в целях налогообложения клеймили. В учете соблюдалось деление скота по видам, возрастным группам и производственному назначению. По данным описей составляли сводные списки скота.

Периодически производилась перепись имущества. Об их важности говорит тот факт, что в документах при определении даты ссылались на них, например, год после первого подсчета, после седьмого счета золота и полей. Податные списки всего имущества крестьян составлялись с указанием их наделов, скота, посадок и налогов с них. Подати именовались труд. Опись собранных с имущества налогов, очевидно, строилась по типу налоговой описи зерна. В ней же указывалась задолженность владельца имущества. Списки задолженников, полученные выборочно из описей, хранились отдельно и были под особым контролем. Для сбора недоимок время от времени с отрядом стражников выезжали чиновники, которые беспощадно расправлялись с задолженниками и их имуществом.

Восстание, произошедшее около 1750 г. до н.э., уничтожило эти списки. Один из папирусов, названный «Речение Ипувера», говорит об этом так:

Вскрыты архивы, расхищены их податные декларации… чиновники убиты. Взяты их документы… писцы по учету урожая, списки их уничтожены… жатва созревает, но об ней не доносит никто. Писец сидит в своей канцелярии, руки его бездействуют в ней».

Статуя писца

В переписях населения, проводившихся через каждые пятнадцать лет, указывались категории населения и их имущество. Тщательно был поставлен учет рабочей силы. Он начинался с оформления работников по местам работ. Документ о наборе поступал в бюро дома царских документов, а затем к надсмотрщикам рабочих партий. На его основании заготавливались приказы о назначении. Учет работников вели по головам.

Учет персонала дополнялся учетом использования рабочей силы. Для этого также использовались поименные списки. В них указывались неявки по причинам. Уважительными были религиозные обряды в храмах, болезнь работника или его близких, укус скорпиона.

От налогов освобождались писцы и судьи. Тем не менее в судебной практике встречались фальшивые документы, которые составляли писцы и одобряли судьи. В этом отношении характерен фрагмент описания судебного процесса о разделе земли: «…подложная опись в его руке»; «И я свидетельствую, говоря: ложна опись, которая сделана против меня! Ибо, когда я был допрошен раньше, я был найден записанным».

Учет в Древнем Египте определялся как «узнавание», «установление убыли». В отношении красных записей трудно сказать что-либо однозначное.

В одном папирусе ими обозначались нормы налога, вся площадь участка и вся сумма сбора (или налога). В этом же папирусе долевые параграфы имеют две красные цифры — облагаемая налогом площадь и норма налога. В другом папирусе при учете сдачи зерна красные записи касаются также цифровой части, а в третьем, того же назначения, выделена только текстовая.

Экономические отношения в эллинистическом Египте строились на подневольном труде свободных земледельцев и рабов, монополиях и налогах. Налогов было великое множество. Например, апомойра в размере 1/6 урожая вносилась натурой и деньгами. Налог 331/3% взимали с урожая винограда, по такой же ставке — от стоимости ввозимого вина, 5% — дохода от аренды помещений; 10% — от продажной стоимости товаров: 2%— на торговые рыночные сделки, в том числе за ввоз и вывоз товаров; сборы за проезд по стране (апостолион). Сбор апостолиона отдавался на откуп. Он взимался с капитанов, матросов, ремесленников и других групп проезжающих. Примечательно, что с проституток налог взимался в 20 раз больший, чем с матросов.

Существовал особый сбор за пропуск в пустыню; сборы на содержание флота, полиции, бань, врачей, местной администрации и т.д.

Известна целая система монополий— на добычу сырья и материалов (руда, лен), производство (масло, папирус), обращение (ввоз товаров), финансы (банки). Монополии могли быть и принудительными, так как высокий налог не поощрял владельцев капиталов вкладывать их. Разновидность монополий — откуп. Он тоже был принудительным. Основная задача откупа состояла в том, чтобы собранные с налогоплательщиков средства передать в государственную казну. Откупщики собирали продукты, могли организовать их обработку и переработку, сдавали их торговцам, за что получали твердую оплату. С них брали обязательство получать наибольший доход от производства и продажи.

Инструменты писца

Основным объектом учета и контроля оставалась земля и ее использование. Зерно было главным предметом экспорта. Земля по-прежнему принадлежала царю, но отдавалась во владение храмам, вельможам и крестьянам, а обрабатывали ее крестьяне и рабы. Все участки ежегодно фиксировались в описях, с указанием их местоположения, размеров, предполагаемого урожая и сумм налогов пропорционально доходу. Некоторые категории населения налогов не платили. Описи пересылались в аппарат диойкета. По пути следования опись проходила через руки огромного числа чиновников, выполняющих учетные функции, — стратегов, эпистатов, экономов, царских писцов, архифилакитов, хрематистов, коммограмматеусов, комархов, топархов, топограмматеусов.

Папирусы содержат подробную классификацию земель по различным признакам: качеству, степени орошения, владению, расположению, сельскохозяйственным культурам и налогам. Фиксировался перевод участка из одной категории в другую. Общий земельный кадастр Египта отсутствовал или не сохранился.

Все собранное, как и в доэллинистический период, сдавалось в хранилище, которое возглавляли ситологи. Новшеством была оценка урожая по твердым государственным ценам. Из него удерживались налоги, а остаток по квитанциям на остраках выдавали владельцу урожая. При откупной системе урожай проверяли местные чиновники и откупщики, последние оценивали его. В храмах часть урожая оставляли, а часть сдавали ситологу, оценивая его при этом в денежном выражении.

Во время сбора урожая и уплаты налогов состояние урожая и его оценку проверяла специальная комиссия по данным измерений участков, что фиксировалось в специальном документе с печатями, который составляли в двух экземплярах. Налоговая отчетность была приоритетной.

Ниже приводится древнеегипетский текст из «Податного Устава Птолемея Филадельфа». (Papyrus Revenue Laws, SB, Bh. 1), заимствованный из «Хрестоматии по истории Древней Греции / Под ред. Д.П. Каллистова.— М.: Мысль, 1964)». К сожалению, папирус, на котором написан Устав, был поврежден. Но и в этом виде его справедливо относят к золотому фонду древних экономических источников.

____________________________________

Раздел 1. СДАЧА НАЛОГОВ НА ОТКУП. Столбец 1. В царствование Птолемея, сына Птолемея Сотера…

(три строки фрагментированы, остальное утеряно).

Столбец 2. Если кто-либо из откупщиков… пожелает продать…

(Речь, по-видимому, о перепродаже откупщиками части откупа. Следует пять фрагментированных строк, остальное утеряно) 40 4 40 5 (Столбец 3.) Доходами откупщиков ведают антиграфеи, назначенные экономом (остальное утеряно).

Столбец 4. Они (подразумеваются чиновники, ведавшие сбором недоимок) будут взыскивать недоимки, ведя ежедневный счет, в течение тридцати дней… (остальное фрагментировано и утеряно).

Столбец 5. Если же они окажутся должниками царской казны, то пусть соразмерно будет произведено взыскание и в пользу добившихся их осуждения.

Поручительство (три строки фрагментированы, остальное утеряно).

Столбец 6. (Запрещается?) откупщикам получать от сборщиков недоимок, если даже это будет в пределах тридцати дней (остальное утеряно).

Столбец 7. (Одна копия договора должна быть скреплена печатью и подписями…) и свидетелей, вторая же нескрепленная. И пусть составят список лиц, обслуживающих откуп, с указанием имени отца, родины и чем каждый занимается (остальное утеряно).

…Если же они не были соучастниками, то пусть взыщут с лиц, обслуживающих откуп, срок которого уже истек. Пусть откупщики, если они обвиняют сборщиков недоимок или их помощников в чем-либо относящемся к откупу, обращаются в суд в том номе, где они получили откуп (остальное утеряно).

Столбец 9. С того дня, когда откупщики взяли откуп, чиновники, ведающие сдачей на откуп, пусть вывесят в пункте сбора налогов на десять дней условия откупа, записанные на греческом и местном языках, и если окажется какое-либо (новое) распоряжение, касающееся откупа…

(несколько строк испорчено).

Столбец 10. Надзор над инспекторами, сборщиками налогов, хранителями (налоговых) расписок и занимающимися чем-либо другим при откупе, а также учет поступающих в откуп доходов (пусть осуществляет) архонт (т.е. глава компании откупщиков) и компания откупщиков, чтобы…

ничего помимо антиграфеев (несколько строк испорчено). Если же (сборщики налогов), инспектора и прочие лица, обслуживающие откуп, что-либо (из налогов взыщут или) что-либо другое без ведома антиграфея получат, или, изыскав, не внесут.

Столбец 11. …антиграфею, то пусть уплатят царской казне в пятидесятикратном размере.

Если антиграфей что-либо как не уплаченные… эконому или антиграфею, то уплатит в царскую казну в пятидесятикратном размере.

(Должны быть записаны?) у эконома и антиграфея с указанием имен отца и родины и имена архонтов, участников компании откупщиков, поручителей, сборщиков налогов и помощников, внесенных в список.

Столбец 12. Если эконом и антиграфий обнаружат, что кто-либо обслуживает откуп, не будучи внесенным в список, пусть отведут (его) к царю, прежде чем кто-нибудь (потерпит ущерб?) из-за него. (Несколько строк испорчено.) Пусть будет жалованье сборщикам налогов каждому в месяц 30 драхм, помощникам в месяц (каждому) 20 драхм, хранителям расписок каждому 15 драхм, инспектору… помесячно сто драхм.

Столбец 13. Сколько следует назначить в каждый откуп сборщиков налогов, помощников и хранителей расписок, пусть распределят эконом и антиграфей вместе с архонтом. (Несколько строк испорчено.) …если же кто сделает что-либо из этого, то уплатит в царскую казну 5талантов и будет находиться под стражей, пока о нем не решит царь.

Столбец 14. Регистрация архонтов. Все желающие стать архонтами пусть зарегистрируются у чиновника, ведающего продажей откупа (несколько строк испорчено).

Если кто-нибудь вопреки этому возьмет откуп, или перепродаст его, или войдет в компанию откупщиков, с него будет взыскано 30мин и… и поручитель (две строки испорчены).

Столбец 15. Не разрешается ни брать откуп, ни участвовать в компании откупщиков, ни быть поручителями таким лицам, как царские чиновники, хрематисты, эйсагогеас (хрематисты и эйсагогеас— чиновники, исполняющие судебные функции). (Несколько строк испорчено.) Взимание налогов. Откупщики должны взимать с лиц, подлежащих обложению, все (налоги) в соответствии с законами. Если же что-нибудь сделают вопреки предписанному, то уплатят в царскую казну 3таланта и налоги, сколько еще (осталось невнесенных)… если не записали в книги в течение тридцати дней.

Столбец 16. Расчет. Эконом и антиграфей должны производить расчет с откупщиками перед десятым днем каждого месяца относительно доходов, полученных в предыдущее время… (Несколько строк испорчено.) Они не должны ни приписывать полученное в текущем месяце к ранее поступившему, ни переносить из одного (счета) в другой, и если ктонибудь из сборщиков налогов или помощников, взяв что-либо из доходов откупа, возместит, то никоим образом не должны записывать это в его личный счет.

Всякий раз, когда они будут делать следующий расчет, пусть присоединят к доходам остаток от предыдущего расчета, указав, насколько велик был остаток от предшествующего периода.

Столбец 17. Если в предыдущее время была недоимка, а в следующем (месяце) — прибыль и эконом удержал полностью необеспеченную порукой часть откупа… (Несколько строк испорчено.) Если впоследствии и в том откупе, в котором есть прибыль, появится недоимка, ему (т.е. эконому) следует взыскать перечисленную прибыль с поручителей, приписанных к откупу, в который был перенесен остаток, прежде же… пусть возвратит перечисленное (туда), откуда перенесено.

Столбец 18. Копии всех расчетов, которые эконом составил с откупщиками, пусть он тотчас же вручит каждому из членов компании, подписанные всеми рассчитывавшимися (несколько строк испорчено)… пусть отсылает ежемесячно копии расчетов дойкету и эклогисту.

Когда же истечет время, на которое был продан откуп, пусть все откупщики налогов явятся до 10-го числа следующего месяца и пусть эконом произведет с ними полный расчет, установив стоимость поступлений, что они должны уплатить, что уже уплачено до этого и в какие сроки, нет ли от перекупа или от других (причин) какого-либо долга, который должен изыскать эконом, а также все остальное.

Столбец 19. …если что-либо еще они должны, и какое количество из этого (долга) приходится на каждого. И пусть под долей каждого должника припишет внизу, сколько следует удержать отдельно с откупщиков или с поручителя и в какое время, и остальное, если он что-либо должен сверх этого. Если же окажется прибыль, то пусть запишет (эконом в пользу откупщиков?)… (Около 7строк утеряно.) (Столбец 20.) Те из откупщиков, которые не рассчитываются с экономом, когда он пожелает и пригласит (их для этого), пусть уплатят в казну 30 мин, и эконом пусть принудит их (произвести расчет). (Утеряно около 7 строк.) Пусть эконом даст каждому из поручителей расчет, в котором укажет, что с него (т.е. с поручителя) взыскано то, что он должен.

Если же не даст по требованию в тот же день или в следующий, то пусть будет обвинен в несправедливом взыскании.

Пусть рассчитываются таким же образом все, кто возьмет что-либо на откуп из царской казны.

О договорах. Поскольку экономы и антиграфеи или находящиеся при них царские чиновники подписывают договор, касающийся откупов, запрещается (всем обслуживающим откуп) чиновникам что бы ни было взыскивать…

Столбец 21.…помимо договора и без расписок. (Следующие 8строк фрагментированы, смысл неясен.) Сроки для подачи жалоб. Какие бы жалобы ни возникли на основании податного закона, пусть он (по-видимому, подразумевается эконом) вызывает в суд относительно… когда пожелает, по поводу остальных жалоб, какие возникнут на основании податных законов и для которых в каждом из законов установлено разное время для подачи жалоб, пусть он вызывает в суд в тот период, на который….

Столбец 22. …были проданы доходы, и еще в течение трех месяцев, если после указанного времени кто-либо из участников откупной компании или из обслуживающих откуп не будет схвачен (за злоупотребления).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *