Налоги в Японии

Обязательства физлиц по отчислениям с доходов

Подоходный налог в Японии должны уплачивать все физические лица – как граждане данного государства, так и лица, приравненные по своему статусу к резидентам. Более того, если физлицо-нерезидент получает на территории Японии тот или иной доход (например, заработную плату и так далее), с него тоже взимаются платежи.
Подоходный налог в Японии, в отличие от большинства государств, взимается не только на общегосударственном уровне, но и на местном уровне — установлены отчисления в бюджет префектур и муниципалитетов. Поэтому общая сумма, которую приходится уплатить японцу, получается достаточно значительной. При этом существует небольшое послабление: законодательство позволяет произвести определенные вычеты из общей суммы дохода, чтобы уменьшить базу обложения. В частности, не включаются в сумму облагаемого налогом дохода затраты гражданина на лечение, а также некоторые другие виды расходов.

Подоходный налог в Японии начисляется по прогрессивной шкале в зависимости от общего размера полученного человеком дохода за отчетный период. Чем больше сумма заработка, тем выше ставка, которая применяется к плательщику. Такой подход признан социально справедливым.
Минимальная ставка общегосударственного НДФЛ составляет 10%, а максимальная — 50%. Последняя установлена для тех граждан, суммарный годовой доход которых превышает 30 миллионов иен. При этом в зависимости от места проживания плательщика он будет уплачивать дополнительно префектурный подоходный налог по ставке от 2% до 4%, а также муниципальный налог на доходы в пределах 3-12%.
При расчете учитываются различные виды поступлений, в том числе:

  • заработная плата;
  • дивиденды;
  • пенсии;
  • доходы, полученные физическим лицом от осуществления коммерческой деятельности;
  • доходы от использования недвижимого имущества (например, сдача в аренду) и так далее.

При расчете ставки играет роль не только общий размер поступлений, но и семейное положение плательщика. Для одиноких и для женатых граждан подоходный налог рассчитывается по-разному, поскольку во втором случае большую роль играет также размер поступлений супруга/супруги. Физическим лицам необходимо учитывать, что японское законодательство устанавливает крайне высокие штрафные санкции за несвоевременную подачу налоговой декларации — не позднее 15 марта года, следующего за отчетным. В случае нарушения вышеуказанного срока наступает обязательство уплатить штраф в размере 15% от общей суммы начисленного налога.

Япония – одна из самых высокоразвитых в экономическом и технологическом плане стран мира. Однако внутренний уклад и функционирование этого государства в целом заметно отличаются от других стран, чья экономика развивается не менее успешно. По форме правления Япония является конституционной монархией. При этом государство делится на 47 префектур и насчитывает около 2000 муниципалитетов. В этой статье мы расскажем о том, как устроена и работает налоговая система Японии.

Налоговая система Японии, как в США и Европе, характеризуется множественностью налогов. Их имеет право взимать каждый орган территориального управления. Но все налоги страны зафиксированы в законодательных актах. Каждый вид государственного налога регулируется законом. Закон о местных налогах определяет их виды и предельные ставки, в остальном установление ведется местным парламентом. Всего в стране 25 государственных и 30 местных налогов. Их можно классифицировать по трем крупным группам:

  1. Первая — это прямые подоходные налоги на юридических и физических лиц.
  2. Вторая — прямые налоги на имущество.
  3. Третья — прямые и косвенные потребительские налоги.

Всего в Японии 25 государственных и 30 местных налогов. Их можно подразделить на три крупные группы: прямые подоходные налоги с физических и юридических лиц, прямые налоги на имущество, прямые и косвенные потребительские налоги.

В Японии платят три вида местных налогов, взимаемых муниципалитетами:

  • Предпринимательский;

  • корпоративный муниципальный;

  • уравнительный налог.

Также особенностью является то, что финансовый год и налоговый период в Японии заканчивается в марте, а в апреле начинается новый.

Подробно рассмотрим некоторые виды налогов.

Подоходный налог уплачивают физические лица, признаваемые постоянными и временными резидентами Японии, а также лица, не являющиеся налоговыми резидентами, в отношении доходов, полученных от источников в Японии.

Все ставки дифференцированы по сумме доходов, получаемых гражданами, колеблются в интервале:

  • национальные — от 10% до 50%;

  • префектурные — от 2% до 4%;

  • муниципальные — от 3% до 12%.

Финансовый год в Японии заканчивается в марте, поэтому данная таблица сформирована в апреле 2015 года. Видим, реализованы налоги на 86,6% от плана. Из них «перевыполнили» план на 5% поступления подоходного налога. На 2% от планируемого увеличились поступления налога на наследство, это напрямую связанно с введением новой системы налогообложения наследства. В целом, план выполнен на 90% по отдельным видам налогов.

Сведения о размере налогов и сборов (апрель, 2015) (в млн йен, %)

Налоги

Планируемая сумма

Апрель

Апрель (сводная)

Реализация

Подоходный налог

15 817 000

2 403 191

16 715 648

105,7

Корпоративный налог

10 513 000

396 456

6 553 798

62,3

Налог на наследство

1 748 000

109 206

1 786 129

102,2

Налог на потребление

15 339 000

1 792 122

11 903 652

77,6

Налог на алкоголь

1 341 000

88 316

1 222 792

91,2

Налог на табачные изделия

922 000

76 714

918 628

99,6

Налог на бензин

2 545 000

203 426

2 296 150

90,2

Налог на сжиженный газ

10 000

8 952

89,5

Налог на авиационное топливо

53 000

4 298

52 090

98,3

Налог на нефть и уголь

613 000

62 464

582 975

95,1

Налог на развитие энергетических ресурсов

327 000

27 473

321 069

98,1

Налог с грузоподъемности водных транспортных средств

387 000

372 773

96,3

Таможенная пошлина

1 045 000

52 119

1 029 361

98,5

Корабельный (тоннажный) налог

10 000

9 988

99,9

Другие

Доходы по сборам

1 056 000

5 218

1 034 916

98,0

Общая сумма

51 726 000

5 131 762

44 808 940

86,6

Какие налоговые органы действуют в Японии

Несмотря на то что Япония – это унитарное государство, страна имеет хорошо развитое местное самоуправление, обладающее значительными полномочиями, в том числе и в плане введения различных налогов и их сбора. Фактически налоговые поступления в центральный и местные бюджеты примерно равны: соотношение собранных средств составляет примерно 53 на 47% в пользу центрального бюджета. Особенности налоговой системы Японии обусловили формирование двухуровневой системы налоговых органов.

Местный уровень

Взаимоотношения центральных и местных органов власти в финансовой сфере определяются специальными законами. Несмотря на постоянный рост объемов местных сборов их не хватает на финансирование всех местных нужд, поэтому часть расходов финансируется из центрального бюджета.

Для покрытия дисбаланса между потребностями и возможностями местных бюджетов налоговые поступления перераспределяются. Так, регионы получают по 32% от подоходного налога, налога на спиртное и налога на юридических лиц. С налога на табак государство передает регионам 25%, а с налога на потребление – 24%. В отличие от целевых субсидий и дотаций полученные доли налогов местные органы используют по своему усмотрению. Кроме того, существует система «уступаемых налогов», когда специальные национальные налоги, например на содержание сети дорог, передаются местным органам власти. Налогообложение в Японии организовано таким образом, что в структуре расходов граждан уплата налогов редко превышает 20%.

Для развитых стран это достаточно низкий уровень. Причем при нехватке средств правительство предпочитает брать взаймы, а не повышать налоги для своих граждан. По этой причине государственный долг Японии составляет порядка 200% ее годового ВВП.

Существуют местные налоги:

  1. На проживание в гостиницах и пользование предприятиями общественного питания. Так, в случае, если плата за проживание одного человека в течение суток превышает 10 тыс. иен или если плата с человека за одно посещение ресторана превышает 5 тыс. иен, взимается налог в размере 3%.
  2. За один день посещения горячих источников с человека берут налог в размере 150 иен, а за один день использования поля для игры в гольф — 800 иен. Эти налоги взимаются дополнительно к обычному 3% потребительскому налогу.
  3. Владелец автомобиля вынужден платить целую уйму налогов: 3% потребительский налог на покупку и налог на приобретение машины, налоги на бензин, налог на саму автомашину и на ее вес.

Основные виды налогов

Всего в стране действует порядка пятидесяти налогов, большую часть которых можно разбить на несколько основных групп. Рассмотрим каждую из них в отдельности.

Налоги на ведение бизнеса

Корпоративный налог Японии в паре с подоходным налогом с физических лиц обеспечивают около 70% поступлений в государственный бюджет. Все международные корпорации, получающие прибыль в Японии, обязаны платить налоги в этой стране.

В частности, налогообложению подлежат:

  1. Процентные доходы с ценных бумаг государства и корпораций.
  2. Проценты, начисляемые на займы, выданные субъектам, осуществляющим хозяйственную деятельность в стране.
  3. Дивиденды от акций.
  4. Встречное удовлетворение за использование движимого и недвижимого имущества.
  5. Все виды вознаграждений (зарплаты, премии и т.п.) за оказание услуг в стране.
  6. Пенсии и выходные пособия.
  7. Доходы от передачи авторских и патентных прав.
  8. Доходы от сдачи в аренду оборудования и машин.
  9. Доходы от рекламной деятельности.
  10. Прибыль от погашения японских облигаций.
  11. Распределение прибыли.
  12. Доходы от хозяйственной деятельности.

Все эти доходы считаются прибылью, и это еще не полный список. Налог в Японии на прибыль, в зависимости от объема облагаемой прибыли, может составлять для местных компаний от 22 до 30%, а для иностранных юридических лиц – от 29,33 до 40,87%.

Обложение налогом недвижимости

Недвижимость в Японии дорогая, и все ее владельцы, независимо от их физического или юридического статуса, ежегодно уплачивают на нее налог в размере 1,4% полной стоимости, определяемой местными властями. Дополнительно взимается 0,3% этой стоимости на местные нужды.

Система поощрений

В Японии существует довольно хорошо развитая система поощрений как национальных, так и иностранных инвестиций, основные цели которой можно свести к созданию благоприятных условий для дальнейшего развития осуществляемой в рамках национальной экономики структурной перестройки, а также для ускорения экономического роста относительно менее развитых регионов страны. Для иностранной предпринимательской деятельности в Японии наиболее важное значение имеет система поощрения инвестиций в периферийных районах страны. Многие иностранные предприниматели, имеющие значительный опыт работы на японском рынке, знают, что организация производственной деятельности в таких районах требует не только намного меньших затрат, но может быть осуществлена в более сжатые сроки и относительно проще.

Основными средствами поощрения инвестиций, желательных с точки зрения содействия решению стоящих перед страной экономических задач, являются налоговые льготы, субсидии и финансовые льготы.

Система налоговых льгот

Система налоговых льгот, действующая в настоящее время, базируется на различных рода законах о региональном развитии и заключается в основном в мероприятиях по уменьшению или даже полному освобождению от обложения местными налогами.

Субсидии

Субсидии подразделяются на национальные и местных органов самоуправления. Национальные субсидии применяются при переносе производственных мощностей из «промышленно избыточных» регионов и при создании социальной инфраструктуры и инфраструктуры защиты окружающей среды: величина субсидии от размеров расширения или вновь построенных заводских площадей. Система при субсидировании региональной занятости основывается на дотациях — от 18 тыс. до 29 тыс. иен в месяц — на каждого работника, который получает работу в регионах с малой степенью занятости в результате строительства новых или расширения действующих производственных или иных мощностей и дается сроком на один год.

Налогообложение играет важную роль в формировании бюджета каждой страны. Поэтому все страны мира стремятся к улучшению функционирования системы налогообложения. Законодательство каждой из них имеет свои особенности и положения нормативно-правовой базы, обеспечивающей нормальное и правильное действие систем налогообложения. Особенно интересна в этом плане налоговая система Японии.

В отличие от других стран, в Японии довольно высока доля неналоговых поступлений. Так, налоги составляют 84% всего государственного бюджета, а неналоговые средства — 16%. К такому виду доходов бюджета относится арендная плата, продажа земельных участков и другой муниципальной недвижимости, пени, штрафы, продажа облигаций, доходы от лотерей, займы и др. В неналоговые статьи дохода включается также остаток предыдущего года.

Налоговая система Японии имеет некоторые особенности и отличается от налоговых систем европейских стран и США. В Японии существуют 2 типа налогов: государственные и местные.

Помимо общегосударственных в Японии взимаются также и местные налоги: префектуральные (к ним относятся налог на проживание в префектуре, налог с предприятий в расчете на число занятых, налог на приобретение собственности, часть акциза на табак, налог на зрелищные мероприятия, с транспортных средств, подоходный и налог на пользование природными ресурсами) и муниципальные (к ним относятся налог на проживание, имущественный, часть акциза на табак, налог на легкие транспортные средства, налог на земельную собственность, развитие городов). Их сбором занимаются местные органы самоуправления.

Отличительной особенностью налоговой системы Японии является, во-первых, гибкая, дифференцированная налоговая политика, во-вторых, налогам уделяется много внимания, причем как правительства, так и населения: издается множество книг и брошюр, где подробно рассказывается о налогообложении страны. В итоге люди знают, на что идут уплачиваемые ими налоги.

Также одной из особенностей налоговой системы Японии является то, что 64% всех налоговых поступлений образуется за счет государственных налогов.

Еще одной особенностью налоговой системы Японии является многообразие налогов. Налоги имеют право взимать каждый орган территориального управления. Все налоги страны зафиксированы в законодательных актах. Закон о местных налогах определяет их виды, предельные ставки. Остальные нормы налогообложения регулируются местными парламентами. Такая система схожа с налогообложением в России.

Всего в Японии 25 государственных и 30 местных налогов. Их можно подразделить на три крупные группы: прямые подоходные налоги с физических и юридических лиц, прямые налоги на имущество, прямые и косвенные потребительские налоги.

В Японии платят три вида местных налогов, взимаемых муниципалитетами:

  • Предпринимательский;

  • корпоративный муниципальный;

  • уравнительный налог .

Также особенностью является то, что финансовый год и налоговый период в Японии заканчивается в марте, а в апреле начинается новый.

Подробно рассмотрим некоторые виды налогов.

Подоходный налог уплачивают физические лица, признаваемые постоянными и временными резидентами Японии, а также лица, не являющиеся налоговыми резидентами, в отношении доходов, полученных от источников в Японии.

Все ставки дифференцированы по сумме доходов, получаемых гражданами, колеблются в интервале:

  • национальные — от 10% до 50%;

  • префектурные — от 2% до 4%;

  • муниципальные — от 3% до 12%.

В Японии процент этого налога зависит от доходов конкретного человека. Максимальная ставка – 50%. Например, если японец за год заработал больше 30 млн. иен (около 8 млн. руб). Минимальной ставкой 10% могут пользоваться только «бедные» японцы, которые в месяц получают не более 275 тыс. иен (около 74 тыс. руб.)

Налог на наследство взимается при получении наследства от умершего человека. С 1января 2015 года введена новая система, в которой размер безналоговой суммы сокращён на 40%. Таким образом, если раньше необлагаемая налогом сумма наследства составляла 70 млн.йен, то с 2015 года она уменьшилась до 42 млн йен.

Потребительский налог (аналог НДС) взимается в размере 8% цены практически с каждого товара или услуги (с 2017 года хотят повысить до 10%). Это косвенный налог, поскольку включается в цену товара и оплачивается потребителем.

Транспортный налог. В Японии при покупке новой машины необходимо заплатить налог в размере примерно 5% от ее стоимости. Сумма рассчитывается, исходя из объема двигателя и массы автомобиля. Собственникам электромобилей и гибридных моделей налог начисляется со скидкой 20%.

Налог на недвижимость в Японии может быть в пределах 3-4% от кадастровой стоимости земли и постройки

Налог на прибыль организаций. Корпоративный налог взимается с чистой прибыли компаний. Налогоплательщиками корпоративного налога являются индивидуальные предприниматели и организации.

Национальная ставка составляет 33,48%. Корпоративный налог взимается со всех корпораций-резидентов Японии, в которые входят как общества с ограниченной ответственностью, так и акционерные общества. Ставку этого налога власти Японии неоднократно обещают понизить, однако этого не происходит. Такая налоговая нагрузка на финансы компаний побуждает их к оттоку капиталов за границу.

Далее рассмотрим долю налоговых поступлений в бюджет Японии на практике. Данные представлены за январь 2016 года.

Рис.1.Доля налоговых поступлений, январь 2016 года.

Видим, что наибольший удельный вес приходится на подоходный налог, который составляет 31,2% от всех налоговых поступлений. На втором месте по объему поступлений находится налог потребление – 30,3%, на третьем – корпоративный налог (20,8%).

Как было уже упомянуто, финансовый год в Японии заканчивается в марте, поэтому данная таблица сформирована в апреле 2015 года. Видим, реализованы налоги на 86,6% от плана. Из них «перевыполнили» план на 5% поступления подоходного налога. На 2% от планируемого увеличились поступления налога на наследство, это напрямую связанно с введением новой системы налогообложения наследства, о которой говорилась ранее. В целом, план выполнен на 90% по отдельным видам налогов.

Табл.1. Сведения о размере налогов и сборов (апрель, 2015) (в млн йен, %)

Налоги

Планируемая сумма

Апрель

Апрель (сводная)

Реализация

Подоходный налог

15 817 000

2 403 191

16 715 648

105,7

Корпоративный налог

10 513 000

396 456

6 553 798

62,3

Налог на наследство

1 748 000

109 206

1 786 129

102,2

Налог на потребление

15 339 000

1 792 122

11 903 652

77,6

Налог на алкоголь

1 341 000

88 316

1 222 792

91,2

Налог на табачные изделия

922 000

76 714

918 628

99,6

Налог на бензин

2 545 000

203 426

2 296 150

90,2

Налог на сжиженный газ

10 000

8 952

89,5

Налог на авиационное топливо

53 000

4 298

52 090

98,3

Налог на нефть и уголь

613 000

62 464

582 975

95,1

Налог на развитие энергетических ресурсов

327 000

27 473

321 069

98,1

Налог с грузоподъемности водных транспортных средств

387 000

372 773

96,3

Таможенная пошлина

1 045 000

52 119

1 029 361

98,5

Корабельный (тоннажный) налог

10 000

9 988

99,9

Другие

Доходы по сборам

1 056 000

5 218

1 034 916

98,0

Общая сумма

51 726 000

5 131 762

44 808 940

86,6

В Японии обсуждается вопрос о тяжести налогового бремени рядового гражданина. Однако, несмотря на высокие ставки налогов, государство предоставляет значительный необлагаемый минимум, который учитывает семейное положение человека. От уплаты налогов освобождаются средства, затраченные на лечение. Дополнительные льготы имеют многосемейные. В современной Японии приветствуются семьи, в которых работают оба супруга примерно с одинаковыми доходами, поэтому пары, где работает только один супруг, несут более тяжелое налоговое бремя .

Список литературы:

Введение

1. Экономические проблемы Японии на рубеже тысячелетий

2. Налоговые органы Японии

3. Начисление и виды налогов

4. Японская налоговая политика в ретроспективе

4.1 Система резервных фондов

4.2 Специальная налоговая система для поощрения и поддержки мелкого и среднего предпринимательства

4.3 Гибкость применения налоговых льгот

4.4 Политика снижения налогов

4.5 Назревшая налоговая реформа

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Япония, в чём сегодня никто и не сомневается, страна рационалистов.

Рационально всё — от устройства японского дома до налоговой системы. Причём обе эти вещи одинаково важны для японца, а значит, рассматриваются с точки зрения и макро- и микроэкономических перспектив, только в одном случае для семьи, а во втором – для страны.

Таким образом, поскольку налоговая система – часть жизни японца, цель данной работы — анализ устройства этой системы.

Для достижения данной цели использована справочная, энциклопедическая литература по Японии, а также аналитические материалы.

Экономические проблемы Японии на рубеже тысячелетий

На пороге ХХI века Япония стоит перед необходимостью вернуться к устойчивой экономической динамике и сохранить за собой место одного из лидеров мировой экономики. Это зависит от того, насколько успешно и быстро стране удастся преодолеть затяжной финансовый и структурный кризис, поразивший ее экономику в 90-х годах.

Япония начинает радикально менять методы экономической политики. Экономическая стратегия, направленная на завоевание мирового лидерства и строившаяся на сочетании защиты внутреннего рынка и внешней экспансии, выполнила свои задачи и устарела. Японии все труднее конкурировать с США и Западной Европой в сферах глобализации финансов, информации и связи.

Чтобы выйти из тяжелой ситуации, японское правительство ведет параллельно две разнонаправленные и трудно совместимые линии экономической политики. Одна линия состоит в антикризисном управлении при помощи расширения государственного участия в экономике. Увеличено финансирование строительства объектов, инфраструктуры, сделаны огромные вливания в капитал банков, накопивших безнадежные долги. Эффект от них еще не наступил, но тяжелый бюджетный кризис уже налицо: в 1999 г. дефицит бюджета составил около 6,7% ВВП, а накопленный долг приблизился к 100% ВВП.


Другая линия современной экономической политики — либеральные реформы: приватизация государственного сектора, дерегулирование финансовых рынков, либерализация валютного режима, реформа бюджетной системы, пересмотр антимонопольного законодательства. Ставится задача оживить национальный денежный рынок и рынок капитала, с тем чтобы кредит и финансы стали ведущей отраслью экономики страны по конкурентоспособности предлагаемых услуг и способности создавать новые рабочие места. Цель бюджетной реформы — в первые годы нового века восстановить равновесие бюджета. В госсекторе предстоит реформа общественных работ, которые предполагается вести на средства и под управлением частного бизнеса.

Потенциальные ежегодные темпы роста в первые десятилетия нового века оцениваются в 2%, но это верхняя их граница. Реализация этих темпов зависит от сочетания таких внутренних условий, как демографическая перспектива, динамика потребительского спроса и жилищного строительства, замена и обновление основного капитала предприятий, научно-технический прогресс.

Причем пополнение государственного бюджета Японии более, чем в какой бы то ни было стране Востока, зависит от налоговой политики государства. В свете этого рассмотрим вопрос устройства налоговых органов страны.

Налоговые органы Японии

На Национальное налоговое управление (ННУ), структурно входящее в Министерство финансов как его «внешнее» ведомство, возложены все функции по начислению, сбору и пресечению случаев уклонения от уплаты всех общегосударственных прямых (подоходного, корпоративного, на наследство и дарение, землю и недвижимость) и косвенных налогов и сборов (потребительского, «алкогольного», «табачного», «бензиновых», «дорожного» и гербового). Исключение составляют лишь таможенные пошлины и корабельные сборы, относящиеся к компетенции Министерства финансов.

Помимо общегосударственных в Японии взимаются также и местные налоги: префектуральные и муниципальные. К первым относятся налог на проживание в префектуре, налог с предприятий в расчете на число занятых, налог на приобретение собственности, часть акциза на табак, налог на зрелищные мероприятия, с транспортных средств, подоходный и налог на пользование природными ресурсами. Ко вторым — налог на проживание, имущественный, часть акциза на табак, налог на легкие транспортные средства, налог на земельную собственность, развитие городов и другие. Их сбором занимаются местные органы самоуправления, которые имеют свои налоговые конторы, независимые от общенациональных.

При численности населения Японии в 127 млн. человек штатный состав Национального налогового управления составляет 56466 служащих. В организационном плане ННУ состоит из центрального аппарата (651 чел. -1,2%), одиннадцати региональных налоговых бюро, региональной налоговой инспекции о. Окинава и 524 налоговых инспекций, где работает 54974 сотрудника (97,4% от всего штатного состава), а также Налоговый колледж -363 чел. (0,6%) и Национальный налоговый трибунал — 478 чел. (0,8%) с его филиалами, где происходит обжалование правильности начисления налогов. Структурно как центральный аппарат, так и региональные налоговые бюро и инспекции на местах имеют идентичное функциональное построение и представлены тремя основными департаментами (отделами): по налогообложению, сбору налогов, а также по проведению проверок и криминальному расследованию случаев уклонения от их уплаты. По целевому назначению 68% штатных сотрудников занимаются вопросами начисления налогов и прежде всего подоходного, корпоративного и потребительского, 15% — сбором налогов и 17% — управлением и координацией. При этом характерно своеобразное «разделение труда», когда региональные бюро контролируют правильность уплаты налогов крупными компаниями в зоне их ответственности, а налоговые инспекции — малый и средний бизнес на местах, а также подоходный налоги, налоги с наследства, недвижимости и другие.

Книга: Налоговые системы зарубежных стран — Андрущенко

Судьбоносным историческим событием, с которого началось формирование современного образа Японии, стали реформы, проведенные, начиная с 1868 г., микадо (императора) Мацухито (1952-1912). Он взял себе титул «Мэйдзи”, что в переводе означает просвічене управления, поэтому период его почти полувекового управления (1867-1912) получил название «революции Мэйдзи”. По сути речь идет о японский аналог вдогонку западноевропейской Просвете — рационалистическому движения XVII-XVIII вв. в сфере государственного управления, права, политической и культурной жизни. По своему содержанию реформы имели антифеодальный буржуазно-демократический характер, была введена конституция и проведены мероприятия по европеизации страны. С целью «счастья и благосостояния подданных” император провозгласил: новые идеи будут заимствованы из всего мира и слава Японии от этого только выиграет, — принцип, сохраняет силу по сей день.

Во второй половине XIX в. была осуществлена решительная модернизация страны: проведено школьное, административную и бюджетную реформы, создано регулярную армию, основан государственный банк, введена единая денежная единица (иену), натуральные налоги заменены на денежные, отменен налоговый иммунитет и субсидию («рисовый паек”) самураям. Последние из беспокойной военной корпорации трансформировались в дисциплинированных чиновников, энергичных проводников развития страны. В целом преобразования такого масштаба дали мощный импульс дальнейшему социальному прогрессу, экономической и военной мощи Японии.

После поражения во Второй мировой войне программу экономического возрождения страны (1946-1952) разработала группа американских специалистов, которую возглавлял известный ученый-финансист, профессор Колумбийского университета Карл Шоуп (1902-1991). Под эгидой оккупационных властей по проекту «миссии Шоупа” были осуществлены бюджетная и налоговая реформы. Основные особенности последней: очистка налоговой системы от архаических элементов, создания комфортных условий для деятельности добросовестных плательщиков, поощрение добровольной уплаты налогов. С этой целью было внесено оригинальное новшество — введена так называемые голубые декларации для компаний, которые вели надлежащий бухгалтерский учет и отчетность, полностью выполняли налоговые обязательства. Податели таких деклараций освобождались от обременительных проверок, надоедливого контроля. Голубые декларации выдержали испытание временем и сохранились по сей день. 80% плательщиков вообще были освобождены от подачи деклараций, что свидетельствует простоту администрирования налогов. Другие изменения налогового кодекса связаны с существенным повышением необлагаемого минимума и существенного — с 85 до 55% — снижение максимальной ставки подоходного налога с физических лиц независимо от источника дохода. Норма налогообложения прибыли юридических лиц была уменьшена с 52,5% до 35%.

По мнению некоторых специалистов, благодаря деятельности «миссии Шоупа в Японии была создана едва ли не самая совершенная в своей простоте налоговая система в мире. Ее считают наиболее удачным налоговым проектом из когда-либо осуществленных отдельным экономистом·. Не удивительно, что усилия Карла Шоупа получили признание как официальной, так и корпоративной Японии. Он был награжден одним из высших японских орденов, а в 1991 г. фирма «Тойота” выделила Колумбийском университета 2 млн. долл. для основания кафедры имени Шоупа, — редкий случай чествования налоговика со стороны бизнеса. Налоговая реформа стала одной из предпосылок японского «экономического чуда”. Страна взяла курс на инновационные технологии и развитие человеческого капитала. К наиболее высокооплачиваемых категорий отнесли ученых, учителей, врачей, работников транспорта, — то есть, тех, кто обеспечивает интеллектуальный уровень и физическое здоровье населения, несет ответственность за безопасность людей. В 60-70 годы Япония по основным макроэкономическим показателям вышла на второе место в мире.

Современная налоговая система — результат налоговой реформы 1988 г. Созданная в первые послевоенные годы под диктовку американских экспертов система налогообложения просуществовала 40 лет (!), исполнив роль максимальной мобилизации государственных доходов, а также обеспечив поддержание высокой нормы накопления, т.е. той части ВВП, которая не потребляется в текущем году, а материализуется в виде зданий, сооружений, оборудования, производственных запасов. На конец 80-х годов в стране сложились благоприятные условия для реформирования налогов с целью стимулирования экономического роста путем повышения деловой активности и наращивания внутреннего потребительского спроса. Реформа обеспечила общее сокращение налоговой нагрузки на экономику при повышении косвенных налогов на население.

* * *

Система государственных доходов Японии имеет свои особенности. Во-первых, они заключаются в довольно высокой доли неналоговых доходов — 15% в государственном (центральном) бюджете, 25% — в местных бюджетах. К этой категории доходов относятся доходы от продажи земли и иной государственной или муниципальной недвижимости, арендная плата, пени и штрафы, доходы от лотерей и поступления от займов. Во-вторых, для Японии характерна высокая централизация налоговых поступлений, две трети которых имеют статус государственных налогов, остальные налоги поступают в местные бюджеты, обеспечивая 40% их доходов. (Для сравнения: в США за счет местных налогов нередко формируется до 75% доходной базы местных бюджетов, а в Украине удельный вес местных налогов и сборов в доходах местных бюджетов в целом составляет лишь 2%). В-третьих, в Японии соотношение отдельных видов налогообложения в государственном и местных бюджетах совпадает: и там, и там больше половины приходится на подоходные налоги, на втором месте находятся имущественные налоги, на третьем — налоги на потребление.

Главные составляющие современной налоговой системы Японии:

— налог на доходы физических лиц (подоходный налог);

— налог на прибыль корпораций;

— налог на имущество физических и юридических лиц;

— налог на наследство и дарение;

— акцизы;

— налог на добавленную стоимость;

— пошлина;

— налог на проживание (в некоторых источниках — налог на жителей).

Подоходный налог Япония внедрила одной из первых в 1887 г., что соответствует провозглашенному национальному девизу учиться у всего мира. Для подоходного налога на основе единой базы (совокупности доходов плательщика) предусмотрено три уровня налогообложения: национальный, префектурный, муниципальный. То есть, по признаку распределения поступлений данный налог имеет комбинированный характер по признаку административно-территориального деления страны. После реформы 1988 г. дванадцятиступенева шкала ставок подоходного налога с прогрессией от 10,5 до 60%, была возведена до трех ставок: 10, 25, 50%, по которым взимается национальный подоходный налог. Ставки префектурного налога дифференцированы от 2 до 4%, муниципального — от 3 до 12%. Соответственно общая норма налогообложения находится в диапазоне от 15 до 76% (!). Под обложение данным налогом попадают заработная плата, доходы фермеров и лиц свободных профессий, дивиденды, проценты, бонусы, пособия и пенсии, доходы от недвижимого имущества, другие денежные заработки. Среди льгот по данному налогу привлекает внимание освобождение от уплаты налогов на срок до 5 лет для некоторых категорий плательщиков. В 2004 г. правительство приняло решение предоставить дополнительные налоговые льготы тем, кто инвестирует деньги в финансовые рынки путем перенаправления средств из сберегательных депозитов на рынки капиталов.

Налог на прибыль корпораций также имеет комбинированную систему распределения доходов между бюджетами в следующем порядке: национальная ставка — 33,48%; префектурна — 5% от уровня национальной ставки (или 1,67% от величины прибыли); муниципальная ставка — 12,3% от национальной (или 4,12% от прибыли). Следовательно, общая норма налогообложения прибыли юридических лиц составляет около 40% (33,48 + 1,67 + 4,12). Для субъектов малого бизнеса ставка налога на прибыль в 1988 г. была снижена с 30 до 28%, были предусмотрены налоговые льготы.

Налог на имущество физических и юридических лиц взимается по единой ставке 1,4% от стоимости налогооблагаемого имущества, которое переоценивают каждые три года. Подлежат налогообложению недвижимость, ценные бумаги, депозиты. Древнейшая, а в феодальную эпоху почти единственная, форма имущественного налогообложения в Японии — земельный налог. В средние века вносилась натурой в размере десятой части урожая, современный налог взимается на основе кадастровой оценки земли.

Налог на наследство и дарения взимается в случае передачи собственности, (оцененной в рыночных ценах или по цене приобретения), по завещанию и по акту дарения. Ставки налога дифференцированы в зависимости от стоимости наследуемого (подаренного) имущества и характера родственных связей. Так, для наследников, которые не относятся к детей, родителей, сестер и братьев, ставка повышается на 20%, но в любом случае в максимуме не может превышать 75% стоимости доли наследника. В налогооблагаемую базу не входит стоимость имущества, полученного от родственников для поддержания минимума существования и получения образования, а также собственность, завещанная государственным, общественным, научным, благотворительным и религиозным организациям.

В 1989 г. был введен 3%-ный налог на потребление (налог с продажи), позже трансформирован в налог на добавленную стоимость европейского образца. Японский НДС взимается по ставке 5%.

Система акцизов включает налоги на алкогольные напитки, табачные изделия, нефтепродукты, электроэнергию, автомобили, бытовые услуги. Оригинальной чертой налогообложения услуг по социальным контекстом является взимание налога при превышении определенной суммы, на которую предоставляется услуга. Например, обед в ресторане при стоимости до 7,5 тыс. иен (около 75 долл.) не подлежит налогообложению, из более дорогого взимается 3-х процентный акциз.

Проблемно-эвристические вопросы для самотестирования

1. Объясните содержание и назначение налогового иммунитета, которым пользовались самураи. Кто они, почему как раз самураи имели право на иммунитет, к какой эпохе относится существование? Приведите примеры налогового иммунитета по социальному признаку в странах Западной Европы, а также в Украине.

2. В Японии действует прогрессивная шкала подоходного налога, в Украине введена единая («плоская”) ставка. Дайте сравнительную характеристику обоим налоговым режимам под фискально-технологическим углом зрения и в социально-этическом контексте.

3. Одна из статей налогооблагаемого дохода в Японии — бонусы. Объясните происхождение и характер этого вида дохода.

4. В чем вы видите сравнительные преимущества и недостатки системы налогов, закрепленных за отдельными бюджетами, и системы комбинированных или совместных налогов, поступления которых распределяются в определенной установленной пропорции между отдельными звеньями бюджетной системы? Прокомментируйте в свете порядка распределения налоговых поступлений в Украине.

5. Японское законодательство предусматривает налоговую льготу по признаку времени, а именно освобождение некоторых категорий плательщиков от налогообложения на срок до 5 лет. Существуют ли в Украине аналогичные льготы?

6. Дайте оценку процессов модернизации (вестернизации) Японии во второй половине XIX и ХХ вв. Сравните условия и результаты их проведения, раскройте роль фискально-бюджетных реформ, приведите примеры подобных преобразований в странах Западной Европы. Возможно ли в принципе решить финансово-экономические проблемы Украины исключительно на основе импорта знаний, произведенного в других странах, и заимствования чужого опыта?

Рекомендуемая литература

Александров И.М. Налоговые системы России и зарубежных стран. —

М.: Бератор-Пресс, 2002. — С. 188-190.

Налоги и налогообложение / Под ред. М.В. Романовского,

А.В. Врублевской. — СПб.: Питер, 2001. — С. 442-449. Налоговые системы зарубежных стран / Под ред. В.Г. Князева,

Д.Г. Черника. — М.:Закон и право, ЮНИТИ, 1997. — С. 97-100.

Онищенко В. Работа с налогоплательщиками в Японии // Вестник налоговой службы Украины. — 2001. — Ноябрь-декабрь.

(Дополнительные источники выбирайте из общего списка использованной и рекомендуемой литературы, а также осуществляйте самостоятельный поиск).

Книга: Налоговые системы зарубежных стран — Андрущенко

Налоговые системы зарубежных стран — Андрущенко
Тема 1. Всеобъемлющее действие налогообложения и предпосылки функционирования налоговых систем
Тема 2. Природа, принципы, функции налогов
Тема 3. Методология исследования налогов
Тема 4. Налоговая система Соединенных Штатов Америки
Тема 5. Налоговая система Великобритании
Тема 6. Налоговая система Германии
Тема 7. Налоговая система Франции
Тема 8. Налоговая система Италии
Тема 9. Налоговая система Канады
Тема 10. Налоговая система Японии
Тема 11. Налоговая система Российской Федерации
Приложения
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ И РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
ПОСЛЕСЛОВИЕ

На предыдущую


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *