Нарушение сроков оплаты

Заключив договор, контрагенты берут на себя обязательства, за нарушение которых может последовать применение санкций: неустойки, штрафы, пени, изъятие предмета залога и другие неблагоприятные последствия.

Что такое обязательство с юридической точки зрения

Понятие обязательства законодательно закреплено в п. 1 ст. 307 ГК РФ. Под этим термином понимается необходимость одного лица (должника, контрагента) совершить определенные действия в пользу другого лица (кредитора). Например, выполнить условия договора по оказанию услуг, выполнению работ, поставки, возврату или предоставлению денежных средств.

Обязательства могут возникать из условий договора и сделок, но могут возникать и в силу закона, например, в связи с причинением ущерба или получением неосновательного обогащения.

Иногда стороны вступают в сделки, не заключая договор, таким примером является предоставление оферты и принятие ее (акцепт). По этому же принципу часто оказываются услуги, направленные на широкий круг лиц. Споры по таким гражданско-правовым отношениям регулируются действующим законодательством.

Что является неисполнением контракта и когда оно правомерно?

Неисполнением обязательств по договорам, сделкам, в силу закона признается нарушение условий, предусмотренных контрактом, офертой или законодательством. Как правило, это сопровождается причинением убытков контрагенту или кредитору.

Гражданский кодекс Российской Федерации в силу ст. 309 и ст. 310 не предусматривает односторонний отказ от исполнения договоров, сделок, контрактов и т.п., если иное не предусмотрено условиями договора или законом.

Таким образом, если контрагент допускает неисполнение условий по сделке, то его можно привлечь к ответственности.

К мерам ответственности можно отнести: неустойку, штраф, пени, взыскание причиненных убытков, упущенной выгоды, морального вреда и другое.

Размеры неустоек, пени, штрафов могут определяться условиями договора (договорная неустойка, ст. 330 Гражданского кодекса) или законодательно, в частности ст. 15 и ст. 395 ГК РФ.

Законодательством предусмотрены случаи, когда неисполнение обязательств не влечет за собой применение санкций.

К таким случаям относятся:

  • обстоятельства непреодолимой силы (форс — мажор)

  • отсутствие вины

Данные обстоятельства, как правило, приходится доказывать в судебном порядке, чтобы избежать начисления неустоек и штрафов.

Обратите внимание: нельзя оправдывать неисполнение контрактов отсутствием необходимых товаров на рынке или неисполнением сделок со стороны третьих лиц.

Обязательства по договору можно не исполнять, если в контракте предусмотрена возможность одностороннего отказа или расторжения сделки или по основаниям, предусмотренным законодательством.

Обратите внимание: люди часто заблуждаются относительно возможности не исполнять условия сделки, например, если у банка отобрали лицензию или контрагент подал на банкротство, то это не означает, что обязательства по договорам автоматически прекращены. В таких случаях, а также при уклонении контрагента от принятия исполнения по сделке, можно воспользоваться депозитом нотариуса или суда. Это предусмотрено действующим законодательством и освобождает от штрафных санкций в будущем.

Обязательства по договорам прекращаются только путем их исполнения. В остальных случаях, могут быть применены штрафные санкции, если иное не следует из контракта или законодательства.

Как определить размер неустойки?

Существует два основных подхода к определению размера штрафов и пени.

  • Договорная неустойка. Контрактом может быть предусмотрен штраф или пени за нарушение того или иного пункта договора. В таком случае размер неустойки определяется в соответствии с такими условиями.

  • Согласно законодательству. Если причинен ущерб, вред имуществу или здоровью, если неправомерно удерживаются денежные средства, если отсутствуют штрафы в договоре, то следует воспользоваться правовыми механизмами, закрепленными законодательно.

Обратите внимание: одновременное применение договорных санкций и ст. 395 Гражд. кодекса невозможно.

Также следует помнить, что не допускается уменьшение размера неустоек и других ограничений, если они закреплены в законе, например, о Защите прав потребителей. Ограничение прав контрагентов контрактными условиями допускается только, если на это есть указание в законе, иные ограничения ничтожны и могут быть не применены судами при разбирательстве.

Обратите внимание: при признании отдельных пунктов договора ничтожными или недействительными будет учитываться срок исковой давности. Если Вы считаете, что контракт нарушает Ваши права, следует незамедлительно принять меры, чтобы не допустить истечения срока исковой давности. В разных случаях, он может составлять один или три года.

Можно ли уменьшить размер санкций?

При любых обстоятельствах контрагенты должны действовать с соблюдением принципа добросовестности и не злоупотреблять своими правами. На этом принципе осуществляется расчет размера штрафных санкций, именно этим правилом руководствуются суды при принятии решений.

Существует ряд случаев, когда штрафные санкции по неисполнению обязательств по договорам можно уменьшить или полностью исключить:

  • применение последствий наступления обстоятельств непреодолимой силы. Если у контрагента нет возможности исполнить контракт вследствие военных действий, стихийных бедствий, эмбарго, законодательных запретов, пандемии (эпидемии) и других обстоятельств, то об этом следует незамедлительно сообщить контрагенту и урегулировать ситуацию, когда эти обстоятельства прекратят действие. Также следует собрать документы, подтверждающие наступление указанных обстоятельств.

  • отсутствие вины. Если причиной неисполнения обязательства по договорам стало недобросовестное поведение другой стороны, то штрафные санкции применяться не могут.

  • несоразмерность штрафных санкций. Если мера ответственности превышает разумные пределы, то суд может снизить штраф соразмерно степени допущенного нарушения.

Обратите внимание, моральный вред может быть снижен судом по своему усмотрению, поэтому сознательно завышать указанные требования не рекомендуется.

Судом также может быть снижен штраф или пени, если они были искусственно завышены и не соответствуют принципам разумности и соразмерности. Снижение происходит по инициативе суда, если речь идет о физическом лице, и по ходатайству ответчика, если речь идет о юридическом лице.

Существуют и иные способы уменьшения мер ответственности. Советуем Вам опираться на существующую судебную практику при рассмотрении подобных вопросов или обратиться за профессиональной помощью к юристам.

Получить юридическую помощь Вы можете, обратившись:

  • Оставьте заявку (на сайте, по телефону +7 (495) 771-50-41 или электронной почте info@pravoleg.ru)

  • Запишитесь на бесплатную консультацию (только для Москвы и МО)

  • Мы также есть в WhatsApp , Viber , Skype (раздел «Контакты»)

Подробные консультации осуществляются с изучением документов, которые Вы можете предоставить очно в офисе или дистанционно (по электронной почте или через мессенджер – см. раздел Контакты).

Все обращения обрабатываются в течение одного рабочего дня.

Заказать консультацию

А. Гусев

Журнал «Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера» № 9/2017

Комментарий к Федеральному закону от 26.07.2017 № 189-ФЗ.

В силу ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт вносится обязательное условие о порядке и сроках: оплаты товара, работы или услуги; осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом; оформления результатов такой приемки.

Таким образом, оплата по контракту должна быть произведена заказчиком в срок, установленный в контракте. При этом в соответствии с ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, преду­смотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства.

В настоящее время в отдельных случаях по результатам полного исполнения контракта, этапа исполнения контракта складывается негативная практика, связанная со злоупотреблениями со стороны заказчика при осуществлении оплаты по контракту.

С целью минимизации издержек поставщика (подрядчика, исполнителя) и дисциплинирования заказчика в отношениях, связанных со своевременной оплатой выполненных по контракту обязательств, Федеральным законом от 01.05.2017 № 83-ФЗ «О внесении изменений в статьи 30 и 34 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» ст. 34 Закона о контрактной системе с 01.05.2017 дополнена ч. 13.1, в силу которой срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного ч. 7 ст. 94 Закона о контрактной системе, за исключением случая, обозначенного в ч. 8 ст. 30 Закона о контрактной системе, а также случаев, когда Правительством РФ в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.

Комментируемым Федеральным законом от 26.07.2017 № 189-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности должностных лиц заказчика за нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрены поправки в КоАП РФ, направленные на выполнение требований ч. 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе. С этой целью предусматривается введение в указанный кодекс ст. 7.32.5, устанавливающей ответственность за нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при закупках для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно ч. 1 данной статьи нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, преду­смотренного государственным или муниципальным контрактом, повлечет наложение административного штрафа в размере от 30 000 до 50 000 руб. Совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное нарушение, повлечет дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Напомним, что в силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным кодексом установлена административная ответственность. Юридические лица подлежат названной ответственности за совершение указанных нарушений в случаях, предусмотренных статьями разд. II КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях. Юридическое лицо признается виновным в совершении такого правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность соблюдать правила и нормы, за нарушение которых обозначенным кодексом или законами субъекта РФ введена административная ответственность, но оно не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.

На основании ст. 2.4 КоАП РФ к административной ответственности привлекается должностное лицо в случае совершения им нарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а также лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РФ.

По общему правилу постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, за исключением случаев, прямо указанных в ст. 4.5 КоАП РФ. Согласно изменениям, внесенным в ч. 1 ст. 4.5, за нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при закупках для обеспечения государственных и муниципальных нужд лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения. Отметим, что истечение срока давности привлечения к этой ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

Рассматривать дела об административных правонарушениях, ответственность за совершение которых установлена ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ, будут вправе контрольные органы в сфере закупок. В части 2 ст. 23.66 КоАП РФ сказано, что рассматривать дела об административных правонарушениях от имени контрольного органа в сфере закупок вправе:

  • руководители федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок и их заместители;

  • руководители структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок и их заместители;

  • руководители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок и их заместители;

  • руководители органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере закупок и их заместители;

  • руководители структурных подразделений органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере закупок и их заместители.

В свою очередь, рассмотрение дел, ответственность за совершение которых определена ч. 2 ст. 7.32.5 КоАП РФ, отнесено к компетенции судов.

ВОПРОС:

Какая ответственность предусмотрена для заказчика в случае нарушения им сроков оплаты контракта?

ОТВЕТ:

За несвоевременную оплату по договору, заключенному в рамках ФЗ-44, предусмотрена гражданско-правовая и административная ответственность.

5. В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней).

1. Нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом — влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение — влечет дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работники контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные ст. ст. 7.29 — 7.32, 7.32.5, ч. 7, 7.1 ст. 19.5, ст. 19.7.2 КоАП РФ, несут административную ответственность как должностные лица (примечание к ст. 2.4 КоАП РФ).

Обзор подготовлен специалистами Линии Консультирования ГК «Земля-СЕРВИС»

Исполнение и ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственного или муниципального контракта и договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд

Исполнение государственного или муниципального контракта осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 506 — 523 ГК о договоре поставки. В п. 2 ст. 531 ГК лишь оговаривается, что при поставке товаров для государственных или муниципальных нужд покупателям, указанным в отгрузочной разнарядке, товары оплачиваются государственным заказчиком, если иной порядок расчетов не предусмотрен государственным контрактом.

Вопрос об оплате товаров возникает и применительно к договору поставки товаров для государственных или муниципальных нужд. Но в этом случае речь идет не только и не столько о том, кто должен оплатить товар, но и о том, по каким ценам он должен оплачиваться и, что не менее важно, каким актом или документом определяются цены на данные товары.

Согласно ст. 532 ГК товары по договорам поставки оплачиваются покупателями по ценам, определяемым в соответствии с государственным или муниципальным контрактом. В указанной статье ГК предусматривается также важное положение, гарантирующее право продавцов на получение оплаты поставляемых товаров для государственных или муниципальных нужд. Государственный заказчик признается поручителем по обязательству покупателя в договоре поставки надлежащим образом оплачивать полученные им товары. Данное поручительство, вытекающее из закона, подчеркивает, что ключевым субъектом права в системе договоров по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд (государственного или муниципального контракта и договора поставки) является государственный заказчик. В его ведении находятся финансы, обеспечивающие поставку необходимых государству товаров, на него возлагаются функции по организации и осуществлению правовых связей между участниками отношений по реализации государственных интересов в рассматриваемой области экономики.

Ответственность за неисполнение и ненадлежащее исполнение государственного или муниципального контракта и договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд наступает на общих основаниях (ст. 393 и 394 ГК) в форме возмещения убытков или уплаты неустойки потерпевшей стороне. Ответственность наступает в соответствии с п. 3 ст. 401 ГК независимо от наличия вины.

Возмещение убытков, причиненных поставщику (исполнителю) в связи с выполнением или расторжением государственного или муниципального контракта, предусмотрено ст. 533 ГК. Согласно п. 1 ст. 533 ГК убытки подлежат возмещению государственным заказчиком не позднее 30 дней со дня передачи товара в соответствии с государственным контрактом. При невозмещении данных убытков поставщик (исполнитель) вправе отказаться от исполнения государственного или муниципального контракта и потребовать возмещения убытков, вызванных расторжением государственного или муниципального контракта (п. 2 ст. 533 ГК).

При расторжении государственного или муниципального контракта по основаниям, указанным выше, поставщик также вправе отказаться от исполнения договора поставки для государственных или муниципальных нужд и потребовать, чтобы государственный заказчик возместил причиненные ему таким образом убытки.

В свою очередь государственный заказчик в случаях, указанных в законе, вправе полностью или частично отказаться от товаров, поставка которых предусмотрена государственным или муниципальным контрактом, при условии возмещения причиненных убытков (ст. 534 ГК). При этом, если такой отказ привел к расторжению или изменению договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд, убытки, причиненные покупателю расторжением или изменением договора, возмещаются государственным заказчиком.

Право на отказ государственного заказчика от поставки предусмотренных государственным или муниципальным контрактом товаров может возникнуть в результате утраты потребности в них, появления на рынке более совершенных в техническом отношении изделий, изменения конъюнктуры рынка и т.п.

Ответственность в форме уплаты неустойки (пени, штрафов) может быть договорной и (или) установленной в законе. Следует, однако, отметить, что по сравнению с общим договором поставки при поставке товаров для государственных или муниципальных нужд преобладающей является неустойка, устанавливаемая законом.

Так, согласно Закону «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» при нарушении условий договора (контракта) по срокам и (или) количеству поставщик уплачивает неустойку в размере 50% стоимости недопоставленных товаров. При этом неустойка за недопоставку товаров имеет штрафной характер, то есть с поставщика одновременно взыскиваются и убытки, и неустойка.

В целях побуждения сторон государственных или муниципальных контрактов и договоров поставки к надлежащему исполнению своих обязанностей законодатель широко использует такой способ обеспечения исполнения обязательств, как законная неустойка. Согласно ст. 9 Закона о размещении заказов в случае просрочки исполнения заказчиком обязательства по государственному или муниципальному контракту другая сторона вправе потребовать уплату за каждый день просрочки неустойки (штрафа, пеней) в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБР, действующей на день уплаты неустойки. Заказчик освобождается от уплаты неустойки, если докажет, что просрочка исполнения произошла вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.

Что касается ответственности поставщика за допущенные им нарушения, то она регулируется соответствующими законами о поставках для госнужд. Штрафная неустойка в размере 50% от стоимости недопоставленной продукции предусмотрена федеральным законом «О государственном материальном резерве» (ст. 16). Уплата неустойки не освобождает поставщика от выполнения своих обязательств по государственным или муниципальным контрактам и взыскивается до фактического их выполнения.

Кроме того, Закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусматривает специфический механизм стимулирования исполнения государственных или муниципальных контрактов — ведение реестра недобросовестных поставщиков (ст. 104). Недобросовестными поставщиками признаются: уклонившиеся от заключения контракта участники размещения заказа, поставщики, с которыми контракты расторгнуты в связи с существенным нарушением с их стороны. Сведения о недобросовестных поставщиках содержатся в реестре в течение 2 лет, после чего подлежат исключению из реестра.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *