НДС 2017

Актуально на: 19 ноября 2018 г.

С 01.01.2019 вступает в силу Федеральный закон от 03.08.2018 № 303-ФЗ, предусматривающий возврат к применявшейся до 01.01.2014 ставке НДС 20%. Обращаем внимание, что ставка НДС 20% устанавливается вместо ставки 18%, при этом налогообложение по ставке 0% или 10% Федеральный закон от 03.08.2018 № 303-ФЗ не затрагивает. О некоторых вопросах смены ставки НДС с 18 на 20% расскажем в нашей консультации.

Ставка НДС 20 процентов с какого года?

Ответив на вопрос «Когда ставка НДС вырастет до 20%», нужно упомянуть тот факт, что с 01.01.2019 применяется и новая расчетная ставка – вместо 18/118 нужно использовать ставку 20/120. Напомним, что расчетная ставка применяется, в частности, при исчислении НДС с полученных авансов в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), облагаемых НДС (п. 4 ст. 164 НК РФ).

Что делать в связи с повышением НДС?

Закон о повышении ставки НДС до 20 процентов не предусматривает для налогоплательщиков каких бы то ни было переходных положений. Однако, очевидно, что такое изменение налоговой ставки порождает определенные вопросы и трудности в ситуациях, когда исполнение договора началось в 2018 году, а закончилось уже после того, как введена в действие НДС-ставка 20%, т. е. после 01.01.2019.

К примеру, какую ставку должен применять продавец, если по товарам (работам, услугам), отгруженным с НДС по ставке 18%, после 01.01.2019 произошло изменение стоимости (например, скорректирована цена или уточнено количество)? Или какую ставку указать в счете-фактуре, выписанном в 2018 году, в случае внесения в него исправлений после 01.01.2019? А как повлияет изменение ставки НДС с 18 на 20 процентов при возврате в 2019 году или позднее товаров, отгруженных до 01.01.2019? А ведь еще вполне вероятна и такая ситуация, когда покупатель доплачивает продавцу 2%-ную разницу в налоге. Как составить счет-фактуру в этом случае? А нужно ли составлять в связи с установлением ставки НДС 20 дополнительные соглашения к договорам?

Чтобы снять многие вопросы, возникающие в связи с применением ставки НДС 20 процентов с 2019 года, ФНС выпустила Письмо от 23.10.2018 № СД-4-3/20667@ «О порядке применения налоговой ставки по НДС в переходный период». Об этом мы рассказывали в отдельном материале.

Безопасная доля вычетов по НДС в 2017 году

Безопасная доля вычета по НДС – неофициальный показатель. Но от его размера зависит интерес налоговых органов к деятельности компании и решение вопроса о назначении выездной проверки. Поэтому думающий главбух всегда знает, какова доля вычетов в компании. И ежеквартально проверяет ее на предмет соответствия показателям, на которое ориентируются налоговики.

По общему правилу, если доля вычетов по НДС от суммы начисленного налога равна либо превышает 89% за период 12 месяцев, то это является одним из критериев риска назначения выездной налоговой проверки (Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, утв. приказом ФНС России от 30.05.07 № ММ-3-06/333@).

Однако лимит вычета по НДС определяется в разрезе каждого региона РФ. Рассчитать показатель можно самостоятельно, зная статистические данные ФНС России. В настоящее время налоговое ведомство представило данные на 01.02.2017.

Безопасная доля вычетов НДС рассчитывается по формуле: Сумма вычетов по НДС / Налог к начислению x 100%.

Применять эту формулу просто. Открываете Отчет 1-НДС на 01.02.2017 по регионам России. Находите свой регион. И применяете формулу, используя данные строк 100 и 200 Отчета 1-НДС на 01.02.2017 по регионам России.

В Москве по состоянию на май 2017 года безопасная доля вычета по НДС составляет 95,01 %

Данный показатель по Москве (95,01%) рассчитан следующим образом:

Аналогичным образом компания из другого региона может рассчитать безопасную долю вычета по НДС, при соблюдении которой меньше шансов, что налоговики обратят внимание и назначат проверку.

Как рассчитать безопасную долю вычетов по НДС в самой компании

Показатель рассчитывается быстро и просто. Поэтому желательно делать это ежеквартально, чтобы во время оценить вероятность возникновения претензий со стороны проверяющих. Для расчета безопасной доли вычетов по НДС в компании нужно сделать следующее:

  • определите сумму НДС к начислению. Просуммируйте начисленный налог за 4 последних завершенных квартала;
  • аналогичное сделайте с вычетами. Сложите всем суммы в декларациях за те же 4 квартала;
  • разделите вычеты НДС на начисленный налог и умножьте на 100%.
  • полученный результат — реальная доля вычетов по НДС в компании.

Таким образом, зная долю вычетов по НДС в компании и безопасный лимит вычета налога в своем регионе, компания может самостоятельно оценить вероятность повышенного внимания налоговых органов. Если показатели существенно разнятся, целесообразнее заранее заручиться соответствующими пояснениями и быть готовым направить их в инспекцию.

Определение Верховного Суда РФ от 29.05.2017 N 310-КГ17-5206 по делу N А09-2134/2016 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительным решения налогового органа. Решение: В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как документы, представленные налогоплательщиком, содержали недостоверные сведения и не подтверждали реальность его хозяйственных операций с контрагентом.

Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации в отношении: товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации, и товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

Определение Верховного Суда РФ от 29.05.2017 N 303-КГ17-5184 по делу N А51-2166/2016 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу об оспаривании решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как суды пришли к правильному выводу о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды в результате учета для целей налогообложения операций не в соответствии с их действительным экономическим смыслом и наличия в представленных документах недостоверных сведений.

В силу пункта 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в порядке статьи 166 НК РФ, на установленные этой статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, и товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

Определение Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 309-КГ17-3713 по делу N А50-976/2016 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании частично недействительным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку суд пришел к правильному выводу, что поскольку налогоплательщиком выбран способ налогообложения «доходы», при котором единый налог исчисляется без учета расходов, то при переходе на общий режим налогообложения у общества не возникло право на применение вычета по налогу на добавленную стоимость в связи с тем, что в соответствующие периоды налогоплательщик пользовался налоговой выгодой в виде применения более низкой налоговой ставки.

Согласно пункту 6 статьи 346.25 Налогового кодекса организации и индивидуальные предприниматели, применявшие упрощенную систему налогообложения, при переходе на общий режим налогообложения выполняют следующее правило: суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику, применяющему упрощенную систему налогообложения, при приобретении им товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые не были отнесены к расходам, вычитаемым из налоговой базы при применении упрощенной системы налогообложения, принимаются к вычету при переходе на общий режим налогообложения в порядке, предусмотренном главой 21 настоящего Кодекса для налогоплательщиков налога на добавленную стоимость.

Определение Конституционного Суда РФ от 28.03.2017 N 547-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы акционерного общества «Черноморские магистральные нефтепроводы» на нарушение конституционных прав и свобод подпунктами 2.1, 2.2 и 2.5 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, а также частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации»

Для целей главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации установлены различные налоговые ставки, в том числе 0 процентов, применение которых зависит от специфики реализуемых налогоплательщиком товаров (работ, услуг). Как ранее указывал Конституционный Суд Российской Федерации, связанностью налоговых органов законом объясняется избранный законодателем вариант детального урегулирования порядка реализации права налогоплательщиков на применение ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость непосредственно в Налоговом кодексе Российской Федерации, что соответствует Конституции Российской Федерации (постановления от 14 июля 2003 года N 12-П и от 23 декабря 2009 года N 20-П).

Определение Конституционного Суда РФ от 28.02.2017 N 468-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Востокфлот» на нарушение конституционных прав и свобод подпунктом 12 пункта 1 статьи 164 и положением подпункта 2 пункта 14 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации»

Статья 146 названного Кодекса определяет объект обложения налогом на добавленную стоимость, а также операции, которые не признаются объектом налогообложения в целях главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации. В частности, объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 146). Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, по смыслу данного положения, а также с учетом того, что налог на добавленную стоимость — это налог, построенный по территориальному принципу, территориальная характеристика операции по выполнению работ и оказанию услуг является существенным признаком объекта обложения налогом на добавленную стоимость (Определение от 15 мая 2012 года N 873-О).

«Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с применением отдельных положений раздела V.1 и статьи 269 Налогового кодекса Российской Федерации» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017)

Так, возможность использования рыночных цен, определенных с учетом статьи 105.3 Кодекса, в качестве основы для определения налоговой базы предусмотрена главой 21 НК РФ «Налог на добавленную стоимость» — в целях исчисления этого налога при совершении товарообменных операций, реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе, передаче права собственности на предмет залога залогодержателю, оплате труда в натуральной форме (пункт 2 статьи 154 Кодекса), главой 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций» — в целях исчисления этого налога при безвозмездном получении имущества, работ или услуг, при получении налогоплательщиком доходов в натуральной форме (пункт 8 статьи 250 и пункты 4 — 6 статьи 274 Кодекса).

Определение Верховного Суда РФ от 03.02.2017 N 306-КГ16-20204 по делу N А65-23934/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительными решений об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку суд пришел к правильному выводу о наличии у инспекции правовых оснований для отказа в предоставлении обществу вычетов по НДС по спорной хозяйственной операции.

Принимая во внимание вышеизложенное, суды, руководствуясь положениями главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации и разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», пришли к выводу о наличии у инспекции правовых оснований для отказа в предоставлении обществу вычетов по НДС по спорной хозяйственной операции.

Определение Верховного Суда РФ от 03.02.2017 N 307-КГ16-14369 по делу N А26-8413/2015 Требование: Об оспаривании решений налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика и об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Обстоятельства: Предприниматель полагает, что приостановление операций по счетам налогоплательщика в связи с непредставлением налоговых деклараций по НДС является незаконным. Решение: Требование удовлетворено, поскольку именно несоблюдение налоговым органом требований законодательства о налогах и сборах привело к ситуации, при которой предприниматель посчитал возможным применение системы ЕНВД после утраты права на применение ПСН, кроме того, налоговым органом существенно нарушена процедура рассмотрения материалов налоговой проверки.

Как следует из пункта 4 статьи 346.26 Налогового кодекса (в редакции, действовавшей в 2015 году), организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 настоящего Кодекса, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Определение Верховного Суда РФ от 27.01.2017 N 301-КГ16-19354 по делу N А43-5421/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительным решения налогового органа о доначислении налога на добавленную стоимость. Решение: В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как представленные заявителем первичные документы не подтверждали реальность его хозяйственных операций с контрагентами.

При этом анализ положений главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи позволяет признать, что документальное обоснование права на налоговые вычеты сумм налога на добавленную стоимость, уплаченного контрагентам при приобретении товаров (работ, услуг), лежит на налогоплательщике (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.03.2011 N 14473/10). У налогового органа отсутствует обязанность доказывать, какими именно лицами фактически были выполнены работы, поскольку именно общество должно подтвердить реальное выполнение работ конкретным контрагентом, по взаимоотношениям с которым заявлена налоговая выгода.

Определение Верховного Суда РФ от 24.01.2017 N 302-КГ16-19032 по делу N А33-14759/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании частично недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку суды пришли к выводу о том, что в отсутствие документального подтверждения факта реальности вышеозначенных хозяйственных операций заявитель не имеет прав на соответствующие вычеты по НДС.

Анализ положений главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи позволяет признать, что документальное обоснование права на налоговые вычеты сумм налога на добавленную стоимость, уплаченного контрагентам при приобретении товаров (работ, услуг), лежит на налогоплательщике (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.03.2011 N 14473/10). У налогового органа отсутствует обязанность доказывать, какими именно лицами фактически были поставлены товары (выполнены работы, оказаны услуги), поскольку именно общество должно подтвердить реальное выполнение соответствующих обязательств конкретным контрагентом, по взаимоотношениям с которым заявлена налоговая выгода в виде вычетов по НДС.

Аббревиатура НДС знакома почти каждому человеку, делающему покупки. Налогом на добавленную стоимость облагаются многие категории товаров и услуг. Базовая ставка НДС – 18%. На мед.препараты, детские и некоторые другие виды продукции устанавливается пониженная ставка налога – 10%.

Экспортные партии товаров облагаются НДС по ставке 0%, но плательщику придется доказать факт вывоза продукции за пределы РФ. Но обо всем подробнее.

Формирование налога на добавленную стоимость

Как формируется НДС – этот вопрос интересует всех начинающих бухгалтеров и бизнесменов. Предприятие для производственного цикла закупает сырье, в стоимость которого уже включен налог. После изготовления товара наступает момент подсчета всех затрат – формирование себестоимости. Далее определяется сумма закладываемой прибыли и сверху начисляется НДС. Полученная цифра – продажная цена произведенных товаров.

При этом уплаченная поставщику сырья сумма налога – вычет, т.н. «входной» НДС. Эта цифра учитывается по дебету счета 68 (субсчет расчетов по НДС). 18% от полученной выручки (при продаже продукции или реализации услуг) – величина, подлежащая учету по кредиту 68 счета. Дебетовое сальдо – возмещаемая государством сумма налога, кредитовое – подлежит перечислению в бюджет.

Виды ставок налога

Какие ставки НДС бывают? Ответ на вопрос вызывает интерес многих владельцев бизнеса в России, ответ прописан в НК России:

  • нулевая ставка НДС устанавливается на экспортную продукцию, товары космической индустрии, услуги по транспортировке нефти и газа, драгоценные металлы на экспорт и некоторые другие виды услуг и продукции. Посмотреть перечень товаров по 0% ставке НДС можно в ст.164 Налогового кодекса Российской Федерации;
  • пониженная ставка – 10%. Используется продавцами молочной, мясной и некоторых других видов продукции. Все товары для детей (коляски, предметы одежды и т.д.) облагаются НДС по льготной 10%-ной ставке. В эту же группу входят медицинские препараты, периодические издания, образовательная и научная литература;
  • базовая ставка, которой облагаются услуги и товары – 18% НДС. Сюда относят торговые позиции, не вошедшие в первые 2 группы (с нулевой и 10% ставками налога).

НДС: новшества 2017 года

Глобальных изменений в вопросе начисления и учета НДС в 2017 г. не предвидится, но есть ряд изменений.

Ставка НДС 2017 года в отношении интернет-услуг, оказываемых иностранными компаниями на территории России – 15,25%. Данные изменения предусмотрены законом №244-ФЗ от 3 июля 2016г., широкому кругу аналитиков данный вид НДС уже известен как «налог на google» (причина – нововведения затронут многих иностранных продавцов электронных услуг, включая упомянутый сервис).

Ставка НДС 10% станет доступна многим печатным изданиям с объемом рекламы не более 45% (ранее перечень со ставкой НДС 10% включал только издания печати с предельным объемом рекламы 40%). Данные изменения стали возможны благодаря внесению поправки в абз.8 пп.3 п.2 ст.164 Налогового кодекса России законом №408-ФЗ от 30 ноября 2016г.

Изменения коснулись не только ставки НДС на товары, расширен перечень операций для применения 10%-ного налога. Сюда теперь можно отнести операции, направленные на выдачу поручительства или гарантии небанковскими организациями (Федеральный закон №401-ФЗ от 30 ноября 2016г.).

Для справки

Расположенная ниже таблица визуально иллюстрирует распределение товаров и услуг по трем различным ставкам налога на добавленную стоимость. Плательщиками НДС являются как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели. Освобождаются от налога на добавленную стоимость лишь плательщики специальных налоговых режимов — ЕНВД, УСНО, ЕСХН, ПСН.

НДС 18%

п. 3 ст. 164 НК РФ

Налоговая ставка НДС 18% применяется по умолчанию, если операция не входит в перечень облагаемых по ставке 10% или в перечень со ставкой 0%.

НДС 10%

п. 2 ст. 164 НК РФ

Налоговая ставка НДС 10% установлена при реализации: продовольственных товаров (по списку); товаров для детей (по списку); периодических печатных изданий; книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой; медицинских товаров.

НДС 0%

п. 1 ст. 164 НК РФ

Налоговая ставка НДС 0% установлена при экспорте и реализации товаров (работ, услуг: по международной перевозке товаров, в области космической деятельности, драгоценных металлов, построенных судов, а также ряда транспортных услуг (по списку).
п. 4 ст. 164 НК РФ

Налоговая ставка НДС определяется как процентное отношение налоговой ставки, предусмотренной п. 2 или п. 3 ст. 164 НК РФ, к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки НДС:

— при получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), предусмотренных ст. 162 НК РФ,

— при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, предусмотренных п. 2 — 4 ст. 155 НК РФ,

— при удержании налога налоговыми агентами в соответствии с п. 1 — 3 ст. 161 НК РФ,

— при реализации имущества, приобретенного на стороне и учитываемого с налогом в соответствии с п. 3 ст. 154 НК РФ,

— при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки в соответствии с п. 4 ст. 154 НК РФ,

— при реализации автомобилей в соответствии с п. 5.1 ст. 154 НК РФ,

— при передаче имущественных прав в соответствии с п. 2 — 4 статьи 155 НК РФ,

— а также в иных случаях, когда в соответствии с НК РФ сумма налога должна определяться расчетным методом.

п. 5 ст. 164 НК РФ

При ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, применяются налоговые ставки НДС, указанные в п. 2 и 3 ст. 164 НК РФ (18% и 10%).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *