Негосударственные образовательные учреждения

ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛьНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

О. И. ФЕДОРЧЕНКО, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельности Т. А. ФЕДОРЧЕНКО, преподаватель кафедры бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельности Филиал Всероссийского заочного финансово-экономического института, г. Курск

Основы бухгалтерского учета в негосударственных образовательных учреждениях, как и в других коммерческих и некоммерческих организациях, закреплены в Федеральном законе от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 129-ФЗ). Систему государственных нормативных актов негосударственные образовательные учреждения дополняют созданием внутренних стандартов, учитывающих условия хозяйствования. В этой ситуации учетная политика может рассматриваться как элемент системы нормативного регулирования, позволяющий организовать бухгалтерский учет в учреждении.

Элементы учетной политики, определяющие порядок ведения бухгалтерского учета и его организацию, являются составной частью организационно-технического раздела учетной политики организации.

Организационно-технические аспекты учетной политики включают ответы на вопросы: кто участвует в учетном процессе, с помощью каких инструментов обрабатывается информация, какова технология обработки информации . Такая формулировка применима и для негосударственных образовательных учреждений (табл. 1).

При выборе лица, ответственного за ведение бухгалтерского учета в негосударственных образовательных учреждениях, необходимо учитывать объем учетной работы и специфику деятельности

учреждения. Тот факт, что учреждению приходится вести учет расчетов с большим количеством контрагентов (студентов, слушателей, учащихся и т. д.), говорит о том, руководителю организации нецелесообразно брать на себя функцию ведения учета. Кроме того, передача на договорных началах ведения бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру снизит скорость обработки учетной информации.

Негосударственное образовательное учреждение, как и государственное учреждение, в соответствии со спецификой деятельности имеет в составе имущества достаточное для ведения образовательной деятельности количество объектов основных средств, а также широкий спектр расчетов со специалистами и служащими. Учитывая этот факт, можно рекомендовать учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером, или ввести в штат должность бухгалтера.

Образовательная деятельность в большинстве случаев связана с длительным циклом оказываемой услуги (более одного отчетного периода), поэтапной оплатой за оказываемые услуги, что требует автоматизированного хранения информации о расчетах с контрагентами, автоматического расчета доли оказываемой услуги в отчетном периоде. Эти требования, предъявляемые к организации

Таблица 1

Организационно-технические аспекты учетной политики негосударственного образовательного учреждения

Элемент учетной политики Нормативный акт Разрабатываемые документы

Организация бухгалтерской службы Пункт 2 ст. 6 Закона № 129-ФЗ. Пункт 7 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ Руководитель может: — учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером; — ввести в штат должность бухгалтера; — передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру специалисту; — вести бухгалтерский учет лично

Форма бухгалтерского учета Пункт 3 ст. 6, п. 4 ст. 8 Закона № 129-ФЗ. Пункт 19 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ Применение: — формы журнал-главный; — мемориально-ордерной формы; — журнально-ордерной формы; — автоматизированной формы

Рабочий план счетов бухгалтерского учета Пункт 3 ст. 6 Закона № 129-ФЗ. Пункт 8 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. Пункт 4 ПБУ 1/2008 Перечень счетов синтетического и аналитического учета, необходимых для ведения бухгалтерского учета

Формы первичных документов, по которым не предусмотрены типовые формы, формы регистров бухгалтерского учета, документы для внутренней бухгалтерской отчетности Пункт 3 ст. 6, ст. 9 Закона № 129-ФЗ. Пункты 12, 13 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. Пункт 4 ПБУ 1/2008 Перечень, формы и порядок составления первичных учетных документов, отличных от унифицированных форм. Формы регистров бухгалтерского учета

Формирование номенклатуры дел бухгалтерской службы Пункт 3 ст. 6 Закона № 129-ФЗ. Пункт 8 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. Пункт 4 ПБУ 1/2008 Перечень номенклатуры дел

Правила документооборота и технологии обработки учетной информации Пункт 3 ст. 6 Закона № 129-ФЗ. Пункт 8 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. Пункт 4 ПБУ 1/2008 График документооборота, регламентирующий перечень и формы первичных учетных документов, сроки их составления, должностные лица, ответственные за оформление и утверждение указанных документов

Утверждение порядка проведения инвентаризации активов и обязательств Пункт 3 ст. 6 Закона № 129-ФЗ. Пункт 8 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. Пункт 4 ПБУ 1/2008 Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств

Утверждение перечня подотчетных лиц и сроков предоставления авансовых отчетов Пункт 15 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ Перечень подотчетных лиц, сроки предоставления авансовых отчетов

Утверждение перечня лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов Пункт 3 ст. 7, п. 3 ст. 9 Закона № 129-ФЗ. Пункт 14 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ Перечень лиц с указанием должностей

бухгалтерского учета в негосударственных образовательных учреждениях, позволяют рекомендовать применение форм учета в условиях компьютерной обработки данных.

Негосударственные образовательные учреждения ведут бухгалтерский учет финансово-хозяйственной деятельности на основе Плана счетов и Инструкции по его применению, утвержденных

Таблица 2

Структура аналитических счетов учета основных средств негосударственного образовательного учреждения

Номер и наименование счета Номер и наименование субсчета 1-го порядка Номер и наименование субсчета 2-го порядка Номер и наименование субсчета 3-го порядка Номер и наименование субсчета 4-го порядка Номер и наименование субсчета 5-го порядка

01 «Основные средства» 01.1 «Собственные основные средства». 01.2 «Основные средства, сданные в аренду». 01.3 «Выбытие основных средств» 01.1.1 «Здания» 01.1.2 «Сооружения» 01.1.3 Машины и оборудование 01.1.4 Фонды библиотек 01.1.5 Инвентарь производственный и хозяйственный 01.1.6 Транспортные средства 01.1.7 Основные средства, не включенные в другие 01.1.3.1 Техника электронно-вычислительная 01.1.3.2 Приборы для научных исследований 01.1.3.3 Музыкальные инструменты 01.1.3.1.21 Обучение по про-грамммам среднего профессионального образования 01.1.3.1.22 Обучение по программам дополнительного профессионального образования 01.1.3.1.23 Обучение на подготовительных курсах 01.1.3.1.21.1 Амортизируемые основные средства 01.1.3.1.21.2 Неамортизиру-емые основные средства

приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н . Согласно п. 9 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н , организации разрабатывают рабочий план счетов на основе Плана счетов бухгалтерского учета.

Состав и структура рабочего плана счетов зависят от большого количества обстоятельств, которые организация должна учитывать в процессе его разработки. В первую очередь, это требования внешней и внутренней отчетности.

Схема детализации учета основных средств негосударственного образовательного учреждения среднего профессионального образования представлена в табл. 2.

Для учета поступления и выбытия объектов основных средств учреждению необходимо открыть счета первого порядка, отражающие наличие основных средств в организации, стоимость имущества, сданного в аренду, и отражения операций по выбытию объектов основных средств.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для составления бухгалтерской отчетности достаточно информации, содержащейся на субсчетах второго порядка. В этом случае будут учтены объекты основных средств в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ). Но для составления статистической отчетности, в частности формы № 11 (краткая) «Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) некоммерческих организаций», необходима информация о детализации некоторых классификационных групп. Например стоимость вычислительной техники, от-

носящейся к классификационной группе «Машины и оборудование».

Кроме того, показатели статистической отчетности подразделяются по видам экономической деятельности организации. Для получения такой информации по объектам основных средств, задействованным в различных видах экономической деятельности, авторами были введены субсчета 4-го порядка.

Отличительной особенностью бухгалтерского учета негосударственных образовательных учреждений является четкое разграничение средств, получаемых от коммерческой деятельности, из бюджета в виде грантов и целевого финансирования, средств, внесенных учредителями. Эти источники финансирования можно выделить и при поступлении объектов основных средств. При этом к амортизируемому имуществу можно отнести только основные средства, приобретенные в рамках коммерческой деятельности. В результате возникает необходимость детализации объектов основных средств с помощью субсчетов 5-го порядка.

Все хозяйственные операции, проводимые организацией, оформляются оправдательными документами — первичными учетными документами, на основании которых ведутся регистры бухгалтерского учета. В соответствии с предъявленными требованиями организации могут разрабатывать регистры бухгалтерского учета с учетом специфических особенностей отрасли. В частности, значительная часть учетной работы негосударственного образовательного учреждения связана с учетом расчетов

по предоставленным образова- ^

тельным услугам. При этом ре- ^

гистр, формирующий данную информацию, должен содер- ^

жать показатели, учитывающие следующие процедуры:

— ведение списка студентов, обучающихся в институте. его филиалах, колледже и в других подразделениях;

— учет предоставляемых студентам услуг по обучению: основное образование, спецкурсы, послевузовское образование и другие виды услуг;

— расчет стоимости услуг; Ц

— учет оплат, поступаю- <5

щих от студентов и их пред- ‘

ставителей за разные виды а

образовательных услуг; ^

— вычисление долгов сту- {з

дентов за основное образование 5

ч

и дополнительные услуги; <и

— вычисление пени за §

просроченные долги и доплат Ц

за изменившиеся тарифы по ^

неоплаченным услугам; ®

— выполнение необхо- о

а

димых перерасчетов в связи с вводом различных данных, влияющих на долг, пеню и

доплату.

Одним из комплексов мероприятий, связанных с управ- ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

лением бухгалтерскими доку- ^

ментами, является разработка «

номенклатуры дел. Вариант ^

движения документации по подразделениям негосударственного образовательного учреждения представлен на рисунке.

Помимо разработки номенклатуры дел бухгалтерии, в обязанности делопроиз -водственной группы входит и разработка графика документооборота. Примерная форма графика документооборота образовательного учреждения представлена в табл. 3.

Передача документа в архив | Срок передачи | По истечении отчетного периода По истечении отчетного периода По истечении отчетного периода По истечении отчетного периода По истечении отчетного периода По истечении отчетного периода По истечении срока обучения 1

о а и л е о н н е тве О & тве О а и н ч 2 ш р е н ч 2 х ш р е т л лга х у Б р е т л лга х у Б р е т л лга х у Б р е т л лга х у Б р е т л лга х у Б 1

а т н е м £ о д е и н е ане р х и то р V© О | Срок обработки 1. Кассовые и банковские операции, расчеты с подотчетными лицами Ежедневно По мере формирования — е ав ё к ч к ен р и о П І О О £ К *0 К *0 & «а к о С) к 3 5 о сц N По представлении — е ав ё к ч к ен р и о П 3. Расчеты с персоналом по оплате труда До 30-го числа каждого месяца 4. Учет выручки от оказания образовательных услуг По моменту возникновения По моменту возникновения

о а и л е о н н е тве О & тве О и н и X ш р е н га х ш р е т га х у Б р е т га х у Б р е т га х у Б р е т га х у Б р е т га х у Б р е т га х у Б

Создание документа и передача в бухгалтерию | Срок исполнения о к и и к ч и * м ни еа рв ео * & ои с л о Не позднее трех рабочих дней о н в е н д е * По моменту возникновения Последнее число месяца По моменту возникновения — -к и н о вия у ни те нв ео 2 К о 2 о По

| Ответственное лицо I & о о Бухгалтер Подотчетные лица Работник АХО Члены комиссии Инспектор отдела кадров р е т л лга х у Б Работник учебной части

Наименование документа Приходный и расходный кассовый ордер, кассовая книга Выписки банка, платежные поручения Авансовые отчеты і п й’ И «ЙК рсе ^ , к °дЕ °аё Ея & Акты приема-передачи и акты списания основных средств Табели учета рабочего времени, приказы, листы временной нетрудоспособности Договор на обучение, акт выполненных работ м о ^ но с йяй ин & » I а а ик я юок § ° £ я &§!= § ё |ё £ а & 2

В системе бухгалтерского учета содержится требование утвердить в учетной политике порядок проведения инвентаризации. Инвентаризации подлежат все имущество и виды финансовых обязательств, в том числе дебиторская задолженность.

Основной составляющей дебиторской задолженности негосударственного образовательного учреждения являются долги студентов, слушателей, учащихся за полученные образовательные услуги.

Можно выделить основные причины расхождения фактического наличия обязательств с их данными в бухгалтерском учете:

— начисление задолженности после отчисления студента;

— отсутствие начислений в период, последующий после восстановления студента;

— начисление задолженности в период академического отпуска студента;

— дублирование начислений в период, предшествующий академическому отпуску, и в период, последующий после академического отпуска;

— дублирование начислений в период, предшествующий отчислению студента, и в период, последующий после восстановления студента.

Подводя итоги, можно отметить, что организация и порядок ведения бухгалтерского учета в негосударственных образовательных учреждениях имеют свою специфику. Особенность организации учета вызвана особенностями документов, отражающих наступление момента обучения, период обучения и окончания обучения по различным причинам (завершение процесса обучения, отчисление на определенном этапе обучения). Длительный период обучения обязывает учреждение организовать учет расчетов на протяжении всего курса обучения. Поэтому организационно-технические элементы учетной политики

Схема движения документов в негосударственном образовательном учреждении

играют важную роль в организации эффективного управления образовательным учреждением.

Список литературы

1. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ.

2. Об образовании: Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1.

3. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н.

4. Об утверждении положений по бухгалтерскому учету (вместе с «Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008)», «Положением по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21/2008)»): приказ Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н.

5. Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации: приказ Минфина России от 29.07.1998 № 34н.

6. Рассказова-Николаева С. А Учетная политика организации — 2010. М.: ИД «Экономическая газета». 2010. 496 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Образовательную сферу можно назвать весьма уязвимым местом в государственной экономике, точно так же, как и финансовые операции, которые являются самым уязвимым местом в жизни любой образовательной организации. В особенности проблемы возникают в сфере обеспечения образовательных учреждений и в сфере налогообложения.

Раньше, когда еще действовал старый закон «Об образовании», образовательные учреждения были освобождены от всех видов налогов в части их уставной предпринимательской деятельности. Теперь же все вопросы, связанные с налоговыми отношениями в образовательной организации, решаются в рамках только Налогового Кодекса РФ, который не снимает с них обязанности по уплате налогов, а дает только некоторые льготы.

Налог — это общеобязательный, индивидуальный и безвозмездный платеж, который взимается с физических и юридических лиц, с целью обеспечения деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяет закон.

В образовательной сфере объектами налогообложения являются:

  • Обороты по реализации продукции, выполненных работ, оказанных услуг (то есть это перемещение денежной суммы в той или иной форме);
  • Выручка от реализации продукции, выполненных работ, оказанных услуг;
  • Прибыль;
  • Объекты собственности, сюда входит имущество, земельные участки, автотранспортные средства;
  • Другое, включающее налог на рекламу, налог на содержание жилищного фонда и т.д.

Рассмотрим более подробно основные налоги и льготы, которые по ним предусмотрены:

1. Налог на добавленную стоимость (НДС) — это косвенный налог, который изначально включен в стоимость товара, работы или услуги, он переносится на конечного покупателя, заказчиком, но в федеральный бюджет перечисляется продавцом, исполнителем услуг — то есть образовательной организацией.

Образовательные учреждения платят данный налог в случаях, если:

  • Осуществляют операции по реализации товаров, работ или услуг. К примеру, оказывают консультационные услуги, реализуют продукцию учебно-производственных мастерских;
  • В ряде иных случаев. К примеру, при сдаче в аренду помещений.

При этом не играет никакой роли, как будет расходоваться доход от реализации: в данную образовательную организацию или на прямые нужды учебного процесса.

Освобождаются от налогообложения на основании статьи 149 Налогового Кодекса РФ услуги:

  • По присмотру и уходу за детьми в дошкольных образовательных организациях;
  • Проведению занятий с детьми в кружках и секциях.

Также налогообложению не подлежат продукты питания, которые непосредственно произведены столовыми образовательных учреждений и реализуются ими в этих учреждениях.

2. Налог на прибыль организаций. Налоговой базой является разница между полученной суммой дохода и суммой фактически произведенных расходов, которая напрямую связана с ведением коммерческой деятельности (без учета НДС).

В составе доходов и расходов бюджетных организаций, включенных в налоговую базу, не учитываются средства, которые получены от учредителя на ведение уставной деятельности.

В состав расходов коммерческой деятельности при оказании услуг образования можно отнести:

  • Выплату зарплаты учителям за проведение платных занятий;
  • Расходы на приобретение учебников, книг для проведения платных уроков, канцелярских товаров, других расходных материалов.

В соответствии с законодательством РФ, образовательные организации имеют право на применение налоговой ставки 0% при соблюдении определенных условий, которые отмечены в законодательстве.

Образовательные учреждения вправе применять указанную ставку, если удовлетворяют следующие условия:

  • Учреждение имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности, которая выдана в соответствии с законодательством РФ;
  • Доход учреждения за налоговый период от осуществления деятельности, учитываемый при определении налоговой базы в соответствии с НК РФ, составляет не менее 90% ее доходов.

Если учреждения, которые перешли на применение льготной ставки 0 % в соответствии с законодательством РФ, отступят лишь от одного из условий, с начала периода, в котором был факт несоблюдения определенных законодательством условий, то применяется ставка, установленная п.1 ст.284 НК РФ. При этом сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с уплатой соответствующих пеней, начисляемых со дня, следующего за установленным ст.287 настоящего НК РФ днем уплаты налога.

3. Земельный налог. В случае если у образовательного бюджетного учреждения на правах хозяйственного ведения либо оперативного управления находятся в собственности земли, которые были изъяты из оборота, то к данным землям тоже применяется ставка 0% в соответствии со статьей 389 НК РФ.

4. Налог на имущество. Образовательная организация имеет возможность безвозмездно получить имущество. Если образовательное учреждение получает имущество по договору безвозмездного пользования, при определении налогооблагаемой базы не учитываются целевые поступления, используемые бюджетными учреждениями для ведения уставной деятельности.

В ситуации, когда Налоговый Кодекс РФ прямо не гарантирует послаблений для рассматриваемых организаций, послабления могут быть предусмотрены региональным законодательством. Например, законодательные акты субъектов РФ могут предоставить учреждениям льготы по земельному налогу и налогу на имущество.

Существуют налоговые послабления, чье действие распространяется не на организацию, которая обладает конкретными характеристиками, а на определенные операции либо имущество. Бюджетные учреждения могут применять льготное налогообложение, если попадают в соответствующую категорию налогоплательщиков.

Таким образом, можно прийти к выводу, что отношение налоговой системы к образовательной сфере практически не отличается от отношения к другим организациям, в том числе коммерческим. Различия сводятся только к набору отдельных налоговых льгот, которых, к сожалению, предусмотрено не так много для организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Экономика образования «Бухгалтерский учет в образовательных учреждениях» (ОЗО 2 курс 4 семестр) Информатика Выполнила: Зюкова А.В. Проверила: Макуха Н.А. 2013 год Особенности бухгалтерского учета в образовательных учреждениях
Ответственность за организацию бухгалтерского учета, за соблюдение норм действующего законодательства при выполнении финансово-хозяйственных операций и хранение бухгалтерской документации несут руководители образовательных учреждений в соответствии с положениями Федерального закона РФ от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ст.6)1.
· В зависимости от объемов учетной работы руководители образовательных учреждений имеют право:
o организовать службу бухгалтерского учета в виде структурного подразделения, возглавляемого главным бухгалтером;
o ввести в штатное расписание учреждение необходимое количество должностей бухгалтерских работников;
o передать на условиях договора ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;
o вести бухгалтерский учет лично.
В случае создания службы бухгалтерского учета в образовательном учреждении на главного бухгалтера возлагается ответственность за обеспечение соответствия проводимых финансово-хозяйственных операций действующему законодательству, контроль над движением имущества образовательного учреждения и выполнением различных обязательств учреждения. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю учреждения, несет ответственность за ведение бухгалтерского учета, а также своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.
Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и предоставлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников образовательного учреждения. Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.
В случае принятия решения руководителем образовательного учреждения о централизации бухгалтерского учета за руководителем обслуживаемого учреждения сохраняются права получателей.
· В частности, в пределах ассигнований, предусмотренных утвержденной распорядителем сметой доходов и расходов могут быть следующие права:
o получать в установленном порядке авансы на хозяйственные и другие нужды;
o разрешать выдачу авансов и заработной платы работникам учреждения;
o расходовать в соответствии с установленными нормами материалы, продукты питания и другие материальные ценности на нужды учреждения;
o утверждать авансовые отчеты подотчетных лиц, документы по инвентаризации, акты о списании пришедших в ветхость и негодность основных средств и других материальных ценностей в соответствии с действующим законодательством;
o решать другие вопросы, относящиеся к финансово-хозяйственной деятельности учреждения.
Централизованная бухгалтерия представляет руководителям обслуживаемых образовательных учреждений необходимые им сведения об исполнении смет доходов и расходов в сроки, установленные главным бухгалтером централизованной бухгалтерии по согласованию с руководителями этих учреждений.
В случае передачи ведения бухгалтерского учета образовательного учреждения по договору оказания услуг специализированной организации или специалисту по бухгалтерскому учету, выступающего в качестве предпринимателя без образования юридического лица, конкретные функции и обязанности сторон определяются условиями договора.
Требования главного бухгалтера или лица, выполняющие его функции в специализированной организации в части порядка оформления и представления в службу бухгалтерского учета или специализированную организацию необходимых документов и сведений являются обязательными для всех работников образовательного учреждения, а при централизации учета — для всех обслуживаемых учреждений.
Бухгалтерский учет в образовательном учреждении должен обеспечивать систематический контроль над ходом исполнения смет доходов и расходов, состоянием расчетов с юридическими и физическими лицами, сохранностью денежных средств и материальных ценностей. Бухгалтерский учет ведется образовательным учреждением непрерывно с момента его регистрации в качестве юридического лица до момента реорганизации или ликвидации в порядке, установленном действующим законодательством.
· Документами, обеспечивающими нормативно-законодательное регулирование бухгалтерского учета в образовательных учреждениях, являются:
o Гражданский кодекс Российской Федерации, первая и вторая части которого приняты Федеральными законами РФ от 30.11.1994 №51-ФЗ и от 26.01.1996 №14-ФЗ соответственно.
o Федеральный закон от 21.11.1996 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
o Приказ Минфина РФ от 30.03.2001 №26н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01″2;
· а для государственных или муниципальных образовательных учреждений, финансируемых из средств бюджетов различных уровней ещё дополнительно:
o Бюджетная классификация, введенная Федеральным законом Российской Федерации от 15.08.1996 г. №115-ФЗ;
o Бюджетный кодекс Российской Федерации, принятый Федеральным законом РФ от 31.07.1998 №145-ФЗ, который введен в действие с 1 января 2000 года Федеральным законом РФ от 9.07.1999 №159-ФЗ3
o Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации 25.05.1999 №38н4 (утратили силу с 01 января 2003 года в связи с выходом приказа Минфина РФ от 11 декабря 2002 года № 127н5);
o Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденная приказом Минфина РФ от 30.12.1999 №107н;
o Изменения и дополнения в Инструкцию по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, введенные приказом Минфина РФ от 10.07.2000 № 65н6;
o Изменения и дополнения к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина РФ от 25.05.1999 № 38н, введенные приказом Минфина РФ от 28.12.2001 №118н, продлившего срока действия выше упомянутых Указаний7 (утратили силу с 01 января 2003 года в связи с выходом приказа Минфина РФ от 11 декабря 2002 года № 127н);
o Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации 11.12.2002 №127н8;
o Инструкция по бюджетному учету, утвержденная приказом Минфина РФ от 26.08.2004 № 70н9 введенной в действие с 1 января 2005 года.
Как видно из приведенной хронологии формирования и введения в действие нормативно-правовых актов, регулирующих систему бухгалтерского учета в бюджетных образовательных учреждениях различные изменения правил происходят в среднем 2 раза в течение календарного года, в то время как для негосударственных образовательных учреждений ситуация с правилами учета более стабильная. Учитывая необходимость ведения в образовательных учреждениях дополнительно еще и налогового учета с принятием части первой и части второй Налогового кодекса РФ Федеральными законами РФ от 31.07.1998 №146-ФЗ и от 05.08.2000 №117-ФЗ, то можно сделать некоторые выводы.
Рис.8.0.1.Основные задачи системы бухгалтерского учета образовательных учреждений
В первую очередь, заключение о том, что достаточно консервативная по своей природе система учета в государственных образовательных учреждениях находится в сфере непрерывных инновационных изменений, которые не всегда положительно сказываются на деятельности системы образования в целом. Задачи, решаемые при организации системы бухгалтерского учета в образовательных учреждениях, представлены на рисунке 8.0.1.
· Основными задачами бухгалтерского учета образовательных учреждений являются:
o формирование полной и достоверной информации о состоянии активов и обязательств образовательного учреждения, а также об имущественном положении и финансовых результатов его деятельности необходимой как для руководителей, учредителей и собственников имущества образовательного учреждения, так и для внешних инвесторов и другим пользователям финансовой отчетностью;
o обеспечение контроля над соответствием осуществляемых в ходе исполнения сметы доходов и расходов операций законодательству Российской Федерации, их целесообразностью, наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
o формирование необходимой отчетности для исполнительных органов власти, учредителей и собственников имущества;
o предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности образовательного учреждения и выявления внутрихозяйственных резервов обеспечения её финансовой устойчивости.
Формирование современных систем бухгалтерского учета в образовательных учреждениях основано на принципах и методологии, которые были закреплены в Положении о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденном более десятилетия назад приказом Минфина РФ от 20.03.1992 №1010. Это Положение к настоящему времени утратило силу в связи с выходом приказа Минфина РФ от 2612.1994 г № 17011, действие которого в свою очередь отменено в связи с выходом приказа Минфина РФ от 29.07.1998 г. № 34н12. Последнее Положение действует в настоящее время.
Содержание базовых принципов и методологии учета мы излагаем и приводим на рисунке 8.0.2. на основе использования материалов автора учебного пособия13, заслуживающего, на наш взгляд, серьезного внимания специалистов в области экономики образования, а также управленческого, финансового, бухгалтерского и налогового учета в образовательных учреждениях.
Рис. 8.0.2. Основные принципы бухгалтерского учета и отчетности образовательных учреждений
Под методом бухгалтерского учета принято понимать совокупность способов и приемов, обеспечивающих бухгалтерскому учету контрольные функции, функции анализа и управления хозяйственной деятельностью предприятия. Метод бухгалтерского учета имеет сложную структуру и состоит из ряда элементов, составляющих основу метода. Элементы метода бухгалтерского учета представлены на рисунке 8.0.3.
Рис.8.0.3. Структура и элементы метода бухгалтерского учета
Под документацией в методе бухгалтерского учета принято понимать письменное свидетельство о совершении хозяйственной операции, придающее юридическую силу данным бухгалтерского учета. Каждая хозяйственная операция, подлежащая отражению в бухгалтерском учете, должна быть оформлена документами. В документах дается описание совершенных операций их точное количественное выражение и денежная оценка. Достоверность сведений, приводимых в документах, подтверждается подписью лиц, ответственных за совершенные операции.
Текущее отражение хозяйственного имущества, обязательств и операций по качественно однородным признакам осуществляется способом группировки по счетам, с применением приема двойной записи.
Двойная запись это способ регистрации хозяйственных операций в счетах бухгалтерского учета. Особенность двойной записи заключается в том, что сумма каждой хозяйственной операции записывается в двух счетах — по дебету одного и кредиту другого счета. Двойная запись обеспечивает возможность контроля над правильностью отражения хозяйственных операций.
Основной принцип образования отдельного счета основан на однородности учитываемых объектов.
Если данные счёта дают возможность анализировать состояние дел организации в целом, то его называют синтетическим счетом. Однако часто требуются более подробные показатели и сведения. Для более детального учета применяются аналитические счета. Аналитические счета открываются в развитие каждого синтетического счета.
При учете также используются субсчета, которые являются промежуточными элементами между синтетическими и аналитическими счетами. Их назначение заключается в обеспечении дополнительной группировки некоторых аналитических счетов. Они используются при составлении отчетности и при анализе хозяйственной деятельности для получения обобщенных показателей в дополнение к информации, содержащейся на синтетических счетах. При проведении учета на синтетических счетах и на субсчетах применяется только денежный измеритель; а на аналитических счетах, — как трудовые, натуральные; так и денежный измерители.
Оценка представляет собой способ, с помощью которого хозяйственные средства получают денежное выражение. Оценка разнообразных хозяйственных средств каждого субъекта хозяйствования базируется на их фактической себестоимости. Этим достигается реальность и адекватность оценки.
Способ группировки затрат и определения себестоимости приобретенных материальных ценностей, изготовленной продукции, выполненных работ, оказанных услуг, применяемый при оценке и учете хозяйственных операций, называется калькуляцией.
Инвентаризация представляет собой проверку наличия числящегося на балансе предприятий, организаций и учреждений имущества, которая проводится путем подсчета, описания, взвешивания, взаимной сверки, оценки выявленных средств, и сравнения полученных данных с данными бухгалтерского учета. Инвентаризация проводится как в установленные плановые сроки, так и при смене материально ответственных лиц, а также по требованию аудиторов или следственных органов.
Схема учета хозяйственных операций на активных и пассивных счетах с применением приема двойной записи представлена на рисунке 8.0.4.
Рис. 8.0.4. Схема учета хозяйственных операций на активных и пассивных счетах с применением двойной записи
· Ещё в XV веке францисканским монахом Лукой Пачоли был описан метод, в соответствии с которым и сегодня осуществляется учет на бухгалтерских счетах. В соответствии с этим методом при учете используются несколько правил:
1. Любой счет, на котором осуществляется учет, делится на две части. Левая сторона счета условно называется дебет (лат. debet — он должен), правая — кредит (лат. credit — он верит).
2. Каждая хозяйственная операция записывается дважды: по дебету одного счета и кредиту другого (двойная запись). Сумма по дебету равна сумме по кредиту, т.е. сумма должна быть сбалансирована, поэтому баланс понимается как равновесие (фр. balance — весы). Если равенства дебетовой и кредитовой сумм нет, хозяйственная операция отражена неверно.
3. Исходя из основного бухгалтерского уравнения все счета делятся на активные (лат. aktivus — деятельный) и пассивные (лат. passivus — недеятельный).
4. Правила отражения движения средств на активных и пассивных счетах противоположны. На активном счете увеличение средств учитывается по его дебету, а уменьшение — по кредиту. На пассивном счете увеличение средств отражается по его кредиту, а уменьшение — по дебету. Остаток средств на счете по активному счету (сальдо счета) может быть только дебетовым, по пассивному — кредитовым.
На активных счетах учитываются средства образовательного учреждения, а на пассивных — источники средств. Для учета расчетов применяются активно-пассивные счета.
· По активно-пассивному счету сальдо может быть:
o дебетовым или кредитовым;
o одновременно дебетовым и кредитовым, т.е. развернутым.
Двойная запись, фиксирующая проведение хозяйственной операции и затрагивающая два счета, отражаясь по дебету одного из них и кредиту другого, называется простой проводкой. Если один счет дебетуется (кредитуется), а несколько других кредитуются (дебетуются), то осуществляется сложная проводка. Взаимосвязь между двумя и более счетами, отражающими совершённую хозяйственную операцию, называется корреспонденцией счетов. Говорят, что счета корреспондируют друг с другом или являются корреспондирующими.
· Объектами сплошного, непрерывного и документального бухгалтерского учета в образовательных учреждениях являются имущество, а также их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые в процессе деятельности, а именно:
o имущество, находящееся на балансе на правах оперативного управления или хозяйственного ведения учреждения;
o доходы и расходы бюджетов, доходы и расходы по внебюджетным средствам;
o бюджетные и внебюджетные средства на счетах в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, на лицевых счетах в органах казначейства, в кредитных организациях;
o финансовые активы и обязательства учреждения;
o расчеты, возникающие в ходе исполнения бюджета;
o прочие хозяйственные операции, осуществляемые в процессе деятельности образовательного учреждения.
Совокупность объектов бухгалтерского учета в образовательных учреждениях и описание их особенностей приведены на рисунке 8.0.5
Рис.8.0.5. Объекты системы бухгалтерского учета хозяйственной деятельности образовательного учреждения
Приведем перечень совокупности объектов обеспечения хозяйственной деятельности образовательного учреждения, составляющих хозяйственные средства:
Основные средства это здания, машины, лабораторное и технологическое оборудование, транспортные средства, инвентарь, учебники и учебно-методические пособия. Они действуют и используются в хозяйственной деятельности образовательного учреждения длительное время, изнашиваются постепенно, что позволяет их стоимость включать в расходы производства продукции (организации образовательного процесса и оказания образовательных услуг) частями, по мере износа, через начисление амортизации.
Нематериальными активами являются различного рода права (на пользование землей, водой, недвижимостью, месторождениями природных ископаемых), патенты, изобретения, интеллектуальная собственность. Основные средства и нематериальные активы, как правило, используются больше одного года и изнашиваются постепенно.
Нормативный срок службы основных средств и нематериальных активов устанавливается государством в соответствии с их видами. Если в документе, подтверждающем наличие нематериального актива, не установлен его срок службы, то износ этого вида актива начисляется в течение десяти лет, начиная с даты его приобретения. В настоящее время ещё не решен на уровне нормативно-законодательного обеспечения ряд экономических проблем учета нематериальных активов образовательных учреждений, поскольку постановка на учет нематериального актива и отражение его в балансе образовательного учреждения в современных условиях приведет к определенному повышению уплачиваемых образовательным учреждением налогов.
Оборотные средства это сырье, материалы, топливо, комплектующие изделия, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы и другие объекты учета. Они используются в одном производственном цикле, поэтому их стоимость сразу относится в затраты образовательного учреждения. В состав данной группы включаются готовая продукция и незавершенное производство.
Денежные средства это наличные денежные средства в кассе образовательного учреждения, денежные средства на лицевых счетах в органах Казначейства, на расчетных счетах (рублевом, валютном) в банках, вложения в ценные бумаги (акции, облигации, сберегательные сертификаты, векселя).
Средства в расчетах это сумма долгов сторонних юридических и физических лиц, а также собственников и работников данного образовательного учреждения перед ним, т.е. дебиторская задолженность за произведенные работы, оказанные услуги, товары, по выданным авансам, полученным векселям, а также суммы денежных средств, числящиеся за подотчетными лицами.
Отвлеченные средства это средства, отвлекаемые бюджетом в форме налогов, а также средства, используемые на образование специальных фондов образовательного учреждения.
Хозяйственные средства (активы) образовательного учреждения для обеспечения деятельности формируются за счет различных источников (пассивов):
Собственные источники: уставный фонд (если таковой предусмотрен учредительными документами), амортизационный фонд, фонд развития образовательного учреждения, страховой фонд, фонд оплаты труда и др.
Заемные средства из временно привлеченных источников составляют кредиты банка, задолженность поставщикам, задолженность работникам (начисленная, но невыплаченная заработная плата), задолженность бюджету, социальному страхованию и прочим организациям и лицам.
Совокупность объектов бухгалтерского учета, определяющих состав хозяйственной деятельности образовательного учреждения, объединяет хозяйственные процессы и результаты деятельности.
В число хозяйственных процессов входят процесс заготовления, производства и реализации. Кроме того, к числу хозяйственных процессов могут быть отнесены процессы развития образовательной деятельности и совершенствования материальной базы образовательного процесса, реализуемого образовательным учреждением. Они совершаются одновременно и состоят из отдельных хозяйственных операций. Результатом процессов заготовления и производства может быть экономия или перерасход ресурсов, а процесса реализации — доход или убыток. Результатом процесса развития и совершенствования может быть стабилизация или повышение качества образовательных процессов (производственной деятельности), реализуемой образовательным учреждением.
Прибыль от деятельности образовательного учреждения представляет собой денежную сумму, на которую доходы организации превышают ее издержки (по реализации продукции, работ, услуг и по внереализационным операциям) за определенный учетный период, если они направляются не на развитие и совершенствование учебного процесса в данном образовательном учреждении в связи с реализацией его уставных задач.
Под хозяйственной операцией понимается отражение в бухгалтерском учете с помощью двойной записи (записи по дебету и кредиту корреспондирующих счетов) движения средств образовательного учреждения, которое осуществляется в денежной форме. Хозяйственной операцией является каждый совершившийся в деятельности образовательного учреждения документально оформленный факт.
Список литературы:
1. http://www.ido.rudn.ru/open/econom/8.htm
2. Экономика и финансы в СОО. Тема 8
Скачать: У вас нет доступа к скачиванию файлов с нашего сервера.

Частное образование в России нередко объявлялось приоритетным на самом высоком уровне. Однако реальной поддержки эта отрасль пока не дождалась. Проблемы, которые надо оперативно и профессионально решать, возникают у предпринимателей, желающих обучать детей и взрослых на рыночной основе, еще в самом начале пути. Чтобы открыть НОУ (негосударственное образовательное учреждение), необходимо собрать огромное количество документов, пройти лицензирование, разработать и отправить на утверждение учебный план и многое другое.

Для начала разберемся в терминологии. Негосударственное образовательное учреждение – это некоммерческая организация, предоставляющая на основе полученной лицензии услуги образовательного характера, при этом созданная не государством или субъектом федерации, а частным лицом (или группой лиц). В этом определении важно выделить слово «некоммерческое», что подразумевает неприменимость к НОУ стандартной для частных фирм процедуры регистрации.

НОУ, как и государственные организации, имеют право предоставлять весь спектр образовательных услуг. Среди них есть учреждения дошкольного, общего, дополнительного, высшего и послевузовского типа, а также специальные заведения для детей-сирот. К ним относятся фирмы, проводящие тренинги, семинары, выставки, лекции в том случае, если участникам выдаются дипломы о полученной квалификации.

Процедура регистрации

Прежде, чем начать процедуру регистрации, необходимо собрать большое количество документов, список которых установлен на основании Закона об образовании. Подавать их надо в региональное управление Министерства юстиции РФ по месту жительства, а все, что касается лицензии, прорабатывается с местным Управлением образования.

Любому юридическому лицу для работы требуется устав. В случае с НОУ этот документ обязан соответствовать требованиям, предъявляемым статьей №13 Закона об образовании. Он должен включать в себя помимо полного названия организации, адреса и данных об учредителях такие сведения, как:

  • подробная информация об образовательных программах;
  • нормативы отчисления и приема;
  • система оценок;
  • правила работы с персоналом;
  • язык, на котором ведутся уроки;
  • график обучения;
  • порядок предоставления платных услуг,
  • система построения отношений между заведением, учениками и их родителями.

В документе необходимо указать степень компетенции учредителей и тех лиц, которым они готовы делегировать часть своих полномочий, с приложением соответствующих актов и дипломов. В уставе изначально прописываются все возможные изменения, которым он может подвергнуться в дальнейшем.

Кроме него, для регистрации придется собрать максимальное количество сведений о материально-технической базе учреждения. Предоставляется полный пакет документов, которые касаются имеющейся в распоряжении недвижимости. Это и договор аренды или собственности, и результаты проверки помещения на соответствие законодательно установленным санитарно-эпидемиологическим нормам, и гарантийное письмо владельца здания. К информации о программах необходимо приложить подробное описание всего оборудования, которое планируется к использованию во время учебного процесса. Оно должно пройти необходимое лицензирование и быть безопасным для здоровья.

Перед регистрацией нужно собрать документы, свидетельствующие о НОУ как о юридическом лице. Их список и правила подачи регулируются законом №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996. Вот они:

  • Выписка из ЕГРЮЛ;
  • Полное наименование организации;
  • Расчетный счет;
  • Юридический и фактический адреса;
  • Телефоны учреждения;
  • Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
  • Эскиз печати;
  • Подробные данные об учредителях. Для граждан России это нотариально заверенные копии паспортов, а также контактные данные. Иностранцы должны предоставить апостилированные, т.е. официально зарегистрированные российскими государственными органами документы. Также, согласно требованиям, все официальные бумаги должны быть переведены на русский язык.

Когда все документы собраны, можно подавать заявление на регистрацию НОУ. Прежде, чем обращаться в местное отделение Министерства юстиций, надо оплатить пошлину в размере 10 тысяч рублей, а полученную квитанцию приложить к пакету документов. После того, как обращение получено, государственный орган назначает проверку всех данных, которая может занять до полутора месяцев. При отрицательном результате по желанию заявителя может быть назначена повторная ревизия.

Все поданные в Министерство юстиций документы очень тщательно проверяются, и в последнее время количество отказов в регистрации негосударственного образовательного учреждения значительно выросло. Особенно скрупулезно исследуются сведения об учредителях и результаты инспекции учебных помещений.

Процедура лицензирования

Еще одна официальная бумага, которую надо получить прежде, чем начать работу, – это лицензия. Она нужна для предоставления почти всех видов образовательных услуг, кроме репетиторства и проведения лекций и семинаров, не подразумевающих выдачи итоговых дипломов государственного образца.

Для получения лицензии требуется почти тот же набор документов, что и для регистрации НОУ:

  • копия устава;
  • выписка из ЕГРЮЛ;
  • паспорта учредителей;
  • итоги ревизии здания и материально-технической базы;
  • квитанция об уплате государственной пошлины.

Все они вместе со свидетельством о госрегистрации прилагаются к заявлению, которое подается в региональное отделение Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. Этот орган назначает специальную комиссию, которая в течение 60 дней должна провести проверки документов, здания, техники, педагогического и административного состава, образовательных программ и дать итоговый ответ. Работа без данного разрешения карается очень строго: штрафом до полумиллиона и даже тюремным сроком.

Надо отметить, что требования к соблюдению всех показателей, заявленных в документах на регистрацию и лицензирование, в системе образования крайне серьезны. Так что, собирая и подписывая бумаги, необходимо обращать очень пристальное внимание на их содержание.

Как видно, получить разрешение на работу негосударственного образовательного учреждения непросто. Минимальный срок, который несложно высчитать, сложив время принятия решений по лицензированию и регистрации, два с половиной месяца, скорее всего, серьезно вырастет из-за всех проволочек со сбором нужных документов. Поэтому оптимальное решение – обратиться к профессионалам, готовым взять на себя юридическую и бюрократическую деятельность. Ведь малейшая ошибка при подготовке к любой из этих процедур может обесценить всю проделанную работу. Которую, в случае неудачи, придется начинать с нуля.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *