Несчастные случаи в школе

Несчастный случай на производстве всегда трагическое событие, как для работодателя, так и для работника. А если такой случай произошёл с учеником или воспитанником в образовательном учреждении? Представители учреждений, которые проводят образовательную деятельность, должны руководствоваться определёнными законами в процессе изучения и анализа несчастных происшествий с учащимися в образовательных учреждениях.

Сегодня очень актуален вопрос среди работников сферы охраны труда в образовательных учреждениях — является ли их обязанностью контролировать безопасность учащихся? Ведь охрана труда прежде всего относится к работникам, т.е. с теми у кого есть трудовые отношения с работодателем. Учащиеся под эту категорию не подходят. В этой статье мы раскроем ряд вопросов по данной теме.

Документ, описывающий алгоритм расследования несчастных случаев среди учащихся

Требования процесса изучения и оформление несчастных происшествий с учащимися в период образовательного процесса утверждён определённым документом.

13 октября 2017 года вступил в действие Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка расследования и учёта несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность».

Какие ситуации провоцируют расследование несчастных случаев с учащимися?

Классификация несчастных случаев с учащимися:

  • во время образовательного процесса, в котором идёт изучение общеобразовательной программы, в период перемен между уроками, как в пределах образовательного учреждения, так и за его пределами;
  • в период прохождения занятий по физкультуре;
  • во время внеклассного, каникулярного либо праздничного времяпрепровождения при условии организации образовательным учреждением;
  • во время прохождения школьной практики, производственной практики, работы с общественными вопросами, аграрной практики;
  • во время проведения мероприятий для досуга, таких как экскурсии, походы, эстафеты, спортивные соревнования, организованные при транспортировке учащихся общественным либо частным транспортным средством к месту назначения;
  • в других ситуациях предполагающие осуществление определённых действий учащимися в интересах образовательных учреждений.

Кем оформляется расследование?

Учредители образовательного учреждения контролируют своевременность выяснения подробностей, учитывая происшедший несчастный случай, организовывают ряд мероприятий устраняющие первопричину случившегося.

Непосредственно руководитель учреждения должен организовать мероприятия по оказанию первой неотложной помощи и проконтролировать качество проведённого процесса, формирует комиссию по расследованию несчастного случая.

Несчастный случай лёгкой степени тяжести проводится данной комиссией, при тяжёлой степени тяжести подключают представителя Министра образования. Иными словами, состав комиссии определяет уже Министерство.

Кого необходимо поставить в известность о случившемся?

В первую очередь необходимо поставить в известность родителей и Учредителя учебного заведения. В тяжёлых несчастных случаях отправляют сообщение по телефону, с помощью электронной почты Учредителю, родителям, в орган МВД и в представляющий сторону учащегося профсоюз. Это необходимо сделать в течение суток.

Какие документы оформляются в данной ситуации?

  • Объяснения в письменном виде пострадавшего и руководителя, проводившего учебный процесс.
  • Протокол по осмотру места происшествия.
  • Документы по опросу руководителя и свидетелей данного происшествия.
  • Медицинское заключение о характере и степени тяжести полученных травм, был ли пострадавший в состоянии алкогольного либо токсического опьянения, либо заключение о причинах смертельного исхода.

Удостовериться о наличии инструкций по технике безопасности, проведённого инструктажа с учащимися.

После завершения расследования происшествия лёгкой степени тяжести оформляются три экземпляра акта расследования. Для пострадавшего, учебного заведения (в котором хранится данный документ в течение 45 лет), и Учредителю.

Члены комиссии по расследованию

При лёгкой степени тяжести в состав комиссия включает в себя представителя по охране труда, а также член профсоюза. Исключают педагога, который присутствовал в процессе несчастного происшествия. Данную комиссию утверждает руководитель учебного заведения. В случаях тяжёлой степени тяжести комиссию утверждает Учредитель, и в состав входит представитель министра образования.

При возникновении различных разногласий между комиссией по анализу и изучению происшествий и пострадавших, также при несогласии руководителя учебного учреждения, осуществлять процесс расследования происшествия с учащимся данной образовательной организации, процесс расследования проходит в судебном порядке.

Сроки, необходимые для расследования

В случаях несчастного случая лёгкой степени тяжести процесс расследования длится в течении 3-х календарных дней с момента случившегося.

В случаях тяжёлой степени тяжести период расследования проводится в течении 15-ти календарных дней с момента случившегося.

При условиях препятствующих процессу расследования в назначенный срок, составляется необходимое распоряжение о продлении срока расследования максимум до 30-ти календарных дней.

Правила регистрации учёта

В регистрационной книге несчастных случаев регистрируется информация о происшествии с учащимися. Далее образовательное учреждение отправляет отчёт в отдел образования о случившихся происшествиях за текущий год, до 20-го января следующего года.

Необходимо регулярно проводить беседы с детьми о правилах техники безопасности, как представителям учебных учреждений так и непосредственно родителям. Ответственность за безопасный учебный процесс лежит на обеих сторонах.

Документы по охране труда для образовательных учреждений (школы, гимназии, лицеи)

Приложение 1

Форма Н-2

Руководитель органа управления

Образованием________________

» ____» ____________ 200 __г.

АКТ

о несчастном случае с учащимся (воспитанником)

учебно-воспитательного учреждения

  1. Наименование учреждения, где произошел несчастный случай
  1. Адрес учреждения___________________________________________________________________
  1. Фамилия, имя, отчество пострадавшего___________________________________________
  1. Место происшествия несчастного случая _________________________________________
  1. Инструктаж по технике безопасности:
  1. вводный инструктаж(дата проведения)__________________________________________
  2. инструктаж на рабочем месте(дата проведения)___________________________________
  1. Причины несчастного случая______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Мероприятия по устранению причин несчастного случая:

Наименование мероприятий

Срок исполнения

Исполнитель

Отметка о выполнении

  1. Лица, допустившие нарушения правил охраны труда и техники безопасности______________________________________________________________________________________________________________________________________________

(статьи, параграфа, пункты законоположений, нормативных документов, нарушенных ими)

  1. Очевидцы несчастного случая____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Акт составлен в _________часов ___________числа

_____________месяца _________года

Председатель комиссии

(должность) ___________________

Члены комиссии ___________________

  1. Последствия несчастного случая

Диагноз по справке лечебного учреждения

Освобожден от учебы

С ____ по ____________

Число дней непосещения учреждения(в рабочих днях)

17.1. Исход несчастного случая ________________________________________________

(пострадавший выздоровел, установлена инвалидность 1,2,3 группы, умер)

Руководитель учреждения__________________________________________

(подпись, расшифровка подписи)

В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Однако, никто не застрахован от несчастного случая, который может произойти с любым школьником по самым различным, как правило, не контролируемым причинам, в результате которого ребёнок получает травмы, повлекшие ухудшение его здоровья. Особо опасными в этом плане являются уроки физкультуры, технологии, химии, ОБЖ, занятия в кружках, спортивных секциях, перемены между занятиями,. внеклассные и внешкольные мероприятия, поездки, походы, спортивные соревнования.
Что полезно знать по данному вопросу?
Что такое несчастный случай?
На бытовом или житейском уровне несчастный случай — это то, что случается с ребенком, приводящее к ухудшению его здоровья.
К несчастным случаям с обучающимся во время пребывания в образовательной организации могут быть отнесены случаи, повлекшие за собой временную или стойкую утрату трудоспособности, здоровья в соответствии с медицинским заключением и, как следствие, освобождение от занятий не менее чем на один день, либо смерть обучающегося.
Несчастные случаи с обучающимися бывают:
— связанные и не связанные с образовательной деятельностью;
— по количеству пострадавших: индивидуальные и групповые;
— по степени тяжести: легкие, тяжелые, со смертельным исходом.

Какие несчастные случаи считаются связанными с образовательной деятельностью
Несчастные случаи с обучающимися, связанные с образовательной деятельностью, подлежат расследованию и учету.
Порядок расследования и учета несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации регламентирован приказом Минобрнауки России от 27.06.2017 N 602 (далее – Приказ).
Согласно Приказу, расследованию и учету подлежат несчастные случаи, если они произошли:
а) во время учебных занятий и мероприятий, связанных с освоением образовательных программ, перерывов между ними, проводимыми как на территории и объектах образовательной организации, так и за ее пределами в соответствии с учебным планом, а также до начала и после окончания учебных занятий (мероприятий), время которых определены правилами внутреннего распорядка обучающихся, графиком работы и иными локальными нормативными актами образовательной организации;
б) во время учебных занятий по физической культуре;
в) при проведении образовательной организацией внеаудиторных, внеклассных и других мероприятий в выходные, праздничные и каникулярные дни, если эти мероприятия организовывались и проводились непосредственно образовательной организацией;
г) при прохождении обучающимися учебной или производственной практики, сельскохозяйственных работ, общественно — полезного труда на выделенных для этих целей участках, организации и выполнении работы под руководством и контролем представителей образовательной организации;
д) при проведении спортивных соревнований, тренировок, оздоровительных мероприятий, экскурсий, походов, экспедиций и других мероприятий, организованных образовательной организацией;
е) при организованном по распорядительному акту руководителя (его заместителя) образовательной организации следовании обучающихся к месту проведения учебных занятий или мероприятий и обратно на транспортном средстве образовательной организации, общественном или служебном транспорте, или пешком;
ж) при осуществлении иных действий обучающихся, обусловленных уставом образовательной организации или правилами внутреннего распорядка либо совершаемых в интересах образовательной организации в целях сохранения жизни и здоровья обучающихся, в том числе действий, направленных на предотвращение катастрофы, аварии или иных чрезвычайных обстоятельств либо при выполнении работ по ликвидации их последствий.
При расследования несчастного случая, в результате которого обучающийся получил легкие повреждения здоровья, руководителем образовательной организации незамедлительно создается комиссия по расследованию несчастного случая в составе не менее трех человек. Состав комиссии утверждается распорядительным актом руководителя образовательной организации.
При расследовании группового несчастного случая, тяжелого несчастного случая, либо несчастного случая со смертельным исходом комиссия по расследованию несчастного случая создается Учредителем незамедлительно.
По итогам расследования составляется соответствующий акт.
Несчастные случаи регистрируются в специальном журнале.
Школы ежегодно до 20 января наступившего года направляют Учредителю отчет о происшедших несчастных случаях с обучающимся за истекший год.
Согласно закону об образовании образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В целях предотвращения возникновения случаев, опасных для здоровья и жизни детей, образовательная организация должна не только создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающимся, но и организовывать профилактическую работу с ними, персоналом и родителями.
Если имеется страховка от несчастного случая, то родители могут подать иск о возмещении ущерба. В соответствии со страховым полисом обучающегося, такой иск не требует доказательств чьей-либо вины, а сумма компенсации подсчитывается согласно медицинскому заключению. При этом необходимо будет собрать все предусморенные документы.
Если ущерб был нанесён в результате халатного отношения и/или упущения третьей стороны (учитель, воспитатель или любое другое лицо, ответственное за ребёнка), можно подать иск против того, по чьей вине был причинён ущерб.
Однако, при этом потребуется доказать халатность, нарушение стандартов допустимого поведения. Если не будет доказан факт халатности, сторона, причинившая ущерб, не будет обязана выплачивать компенсацию.
Если будет доказано, что пострадавший сам способствовал нанесению ущерба, то это будет учтено при определении суммы компенсации.

Приказ Минобрнауки России от 27.06.2017 N 602 «Об утверждении Порядка расследования и учета несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность»

P.S. По решению Калужского районного суда Ферзиковской средней школе придется выплатить 300 тысяч рублей в качестве компенсации морального вреда ребенку, получившему компрессионные переломы двух позвонков на уроке физкультуры, и ещё 2850 рублей в качестве возмещения материального ущерба.
Прокуратура Челябинской области сообщила о том, что суд обязал одну из поселковых школ выплатить 45 тысяч рублей в качестве компенсации за причиненный моральный вред семикласснице, получившей травму на перемене.

Марков И. Е.,

учитель физкультуры

ТРАВМАТИЗМ В ШКОЛЕ, ЕГО ПРИЧИНЫ И ПРОФИЛАКТИКА

Травматизм представляет серьезную угрозу для жизни и здоровья взрослых и детей. Ежегодно миллионы людей на планете получают травмы, становятся инвалидами, лишаются жизни.

Особую тревогу вызывает детский травматизм. Детские травмы нередко

приводят к тяжелым последствиям, что может отразиться на состоянии здоровья и работоспособности в будущем.

В общей структуре детского травматизма травмы, полученные в школе, составляют довольно высокий удельный вес – 15-20%

При этом до 80% школьников получают травмы на переменах.

Особое внимание следует обратить на тот факт, что около 70% школьных травм происходят во время падений и бега.

Специалистами выявлен ряд факторов, повышающих вероятность возникновения травм у детей:

— их недисциплинированность;

— неумение распознавать травмоопасную ситуацию;

— необученность необходимым навыкам поведения;

— недооценка степени опасности внезапно возникшей ситуации;

— физическая слабость;

— определенные особенности развития.

Наиболее частой причиной травм, получаемых детьми в школе является недисциплинированность учащихся, их игровая агрессивность (удары твердыми предметами, кулаками, толчки, столкновения во время бега, подножки и пр.).

Наиболее травмоопасным в возрастном аспекте считается возраст от 6 до 12 лет. Это связано с повышенной эмоциональностью детей в этот период и недостаточно развитой у них способностью к самоконтролю. В этот период дети становятся раздражительными, капризными, часто вступают в конфликт с окружающими. У них может сформироваться неприятие ранее беспрекословно выполнявшихся требований, доходящее до упрямства и негативизма, что приводит к нарушениям правил поведения и, как следствие, к травмам.

Чаще всего травмируются гиперактивные дети и дети, воспитывающиеся в условиях гипер- или гипоопеки. Кроме того, частые травмы получают дети с нарушением функции программирования и контроля собственного поведения, а также со сниженным интеллектом.

Индивидуально-психологические особенности детей являются основной предпосылкой получения травм детьми (25% случаев). Дети, умственно более развитые, с высоким интеллектом, осознают опасность и избегают ее.

Среди часто травмирующихся детей большинство (77%), как правило, имеют высокую склонность к риску, двигательно расторможены, легко возбудимы, эмоционально неустойчивы, предрасположены к частым переменам настроения, неадекватно ведут себя в стрессовых ситуациях. При этом больше половины из них — дети, которые обвиняют в своих неудачах, болезнях, травмах других людей или обстоятельства. Как правило, такие дети несамокритичны, характеризуются переоценкой своих способностей и возможностей.

Травмам в большей степени подвержены дети с низкими качественными характеристиками внимания (концентрация, распределение и переключение), недостаточной сенсомоторной координацией, неосмотрительные.

Исследователи отмечают, что для 60% школьников характерна слабость нервных процессов, что отражается на их общей работоспособности и связано с эмоциональной неустойчивостью. Эмоционально неустойчивые, импульсивные дети гораздо чаще получают травмы, чем их спокойные и уравновешенные сверстники.

ПРИЧИНЫ ДЕТСКОГО ТРАВМАТИЗМА

Причины травматизма детей можно объединить в три основные группы:

-поведение самого ребенка, получившего травму;

— действия окружающих сверстников;

— действия взрослых, находившихся в окружении пострадавшего ребенка.

Травмы, обусловленные поведением пострадавшего. Свыше 40% всех травм происходят по причинам, связанным с недостаточным сенсомоторным развитием ребенка: низким уровнем координации движений, неумением владеть своим телом, а также отсутствием навыков; с отсутствием или недостаточностью знаний об опасности и возможных последствиях своих действий; с пренебрежением опасностью из-за более сильного мотива.

Более 70% травм, полученных детьми из-за своего поведения, обусловлены причинами, относящимися психофизиологическим состоянием (усталость, эмоциональное возбуждение, игровой раж, спортивный азарт и т.п.).

Травмы вследствие неправомерных действий сверстников. Вторая группа причин, обуславливающих треть всех детских травм, зависит от действий окружающих ребенка сверстников. Результаты исследования показали, что чаще дети травмируют сверстников во время игры (20% случаев) либо непреднамеренно вне игры (30%), как правило, не замечая их (например, наталкиваются на других, бегая). Отмечена тревожная тенденция увеличения количества травм, полученных в результате драк (свыше 40% ).

Травмы вследствие недосмотра взрослых. Третья группа причин возникновения травмоопасных ситуаций, а затем и травм детей (около 25% от их общего количества), связана с действиями либо бездействием взрослых, в т. ч. родителей. В большинстве случаев такие травмы обусловлены недосмотром за детьми и отсутствием контроля за их поведением и необеспечением безопасной среды.

МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ ТРАВМАТИЗМА В ШКОЛЕ

Поскольку установлена взаимосвязь между возникновением травм у школьников и их индивидуально-психологическими особенностями, целесообразно проведение профилактической работы с детьми, организованной с учетом этих особенностей. При этом весьма эффективным является использование активных форм обучения, т.е. тренинговые занятия.

Важную роль здесь играет соблюдение администрацией, педагогическим коллективом и учащимися инструкций по охране труда и технике безопасности, что способствует предупреждению детского травматизма.

Со всеми школьниками, в соответствии с законодательством, необходимо проводить инструктажи по охране труда и технике безопасности.

В школе необходимо планировать и проводить мероприятия, связанные с профилактикой детского травматизма. При этом планировать работу следует отдельно для учащихся младших, средних и старших классов. Вопросы по профилактике травматизма должны находить отражение в планах воспитательной работы учителей и классных руководителей.

Планированию работы помогает также строгий учет травм, возникших у детей на территории школы и вне ее. Анализ этих случаев должен проводиться в педагогическом коллективе и служить отправной точкой для планирования конкретных общешкольных и классных мероприятий. Каждый случай получения травмы должен разбирается в классе, а некоторые случаи в присутствии учащихся всей школы.

В планах работы школы кроме пунктов, предусматривающие подготовку педагогического и технического персонала школ, должны быть пункты, предусматривающие подготовку родителей. В планах отмечаются задачи мероприятия, сроки их исполнения, обеспечение методическими, наглядными материалами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *