Невыясненные платежи какой счет

Содержание

Невыясненные платежи счет бухгалтерского учета

Дата документа 01.01.2016
Метки Статья

РАСЧЕТЫ ПО НЕВЫЯСНЕННЫМ ПОСТУПЛЕНИЯМ В УЧРЕЖДЕНИИ

И.В. Артемова,
главный бухгалтер, консультант

Расчеты по невыясненным поступлениям встречаются не только в органах Федерального казначейства, но и в учете обычных учреждений — в частности, в случаях получения ошибочных платежей или платежей без отдельных реквизитов, необходимых для правильного учета на аналитических счетах. Порядок учета расчетов по невыясненным платежам должен быть закреплен в учетной политике учреждения.

Счет учета расчетов

от 10.10.2008 № 8н О порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов»;
от 19.07.2013 № 11н «О порядке проведения территориальными органами Федерального казначейства кассовых операций со средствами бюджетных учреждений» (далее — Порядок № 11н);
от 08.12.2011 № 15н «О порядке проведения территориальными органами Федерального казначейства кассовых операций со средствами автономных учреждений».

В каждом из этих приказов определено, какие платежи и на каком основании могут быть отнесены к невыясненным в органах Федерального казначейства и как можно уточнить платеж. Соответственно, невыясненные платежи, зачисленные на лицевые счета учреждений в территориальных органах Федерального казначейства (далее — ТОФК), уже являются уточненными и содержат необходимые реквизиты, приведенные в вышеуказанных приказах. В частности, в них правильно указано наименование учреждения-получателя, его лицевой счет, ИНН и код КОСГУ, который соответствует тексту назначения платежа.
Однако в некоторых случаях поступивший платеж все же может оказаться невыясненным с точки зрения учреждений. Например, если на счет в ТОФК поступил полностью правильно оформленный платеж, но учреждение не имеет договорных отношений с указанным в нем отправителем.
Денежные средства на расчетные счета автономных учреждений зачисляются в соответствии с Положением о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденным Центральным банком России от 19.06.2012 № 383-П (далее — Положение № 383-П). В нем также предусмотрена процедура уточнения реквизитов платежа банком, после которой осуществляется зачисление денег на счет или возврат платежа, если реквизиты не уточнены.

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Как уточнить невыясненный платеж?

Н. В. Фирфарова

С 01.12.2017 вступает в силу новый порядок работы ИФНС с невыясненными платежами.

Уточнить свои налоговые платежи можно по правилам, прописанным в ст. 45 НК РФ. Так, данной нормой установлено, что при обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления этого налога в бюджет, он вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату им указанного налога и его перечисление на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика.

С 01.12.2017 вступает в силу Приказ ФНС России от 25.07.2017 № ММВ-7-22/579@, которым утвержден порядок работы налоговых органов с невыясненными платежами (далее – Порядок).

В связи с этим в статье предлагаем рассмотреть механизм взаимодействия ИФНС и налогоплательщика в ситуации, когда были обнаружены ошибки в платежном поручении на перечисление налогов в бюджет.

В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик (в том числе юридические лица и индивидуальные предприниматели) обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено НК РФ, в установленный законодательством срок. Неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом в его адрес требования об уплате налога.

Об исполнении и неисполнении обязанности по уплате налога.

Налогоплательщики должны оформлять расчетные документы на перечисление налогов (сборов) и иных платежей в бюджетную систему РФ в соответствии с Приказом Минфина России от 12.11.2013 № 107н «Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации» (далее – Правила № 107н).

Согласно пп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.

В силу п. 7 ст. 45 НК РФ поручение на перечисление налога заполняется в соответствии с правилами, установленными Положением о правилах осуществления перевода денежных средств.

Подпунктом 4 п. 4 ст. 45 НК РФ установлен ряд случаев, когда обязанность по уплате налога не признается исполненной. К ним, в частности, относится неправильное указание налогоплательщиком в поручении на перечисление суммы налога:

номера счета Федерального казначейства;

наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджет.

Таким образом, если ошибка налогоплательщика не привела к неуплате налога, то он вправе уточнить свой платеж. Процедура уточнения невыясненного платежа прописана в п. 7 ст. 45 НК РФ.

Как работают налоговики с невыясненными платежами?

К невыясненным платежам относятся:

платежи по расчетным документам, в полях которых не указана (неверно указана) информация налогоплательщиком (либо банком при формировании электронного платежного документа);

платежи, которые невозможно однозначно определить к отражению в информационных ресурсах налоговых органов.

Вся информация о работе с невыясненными платежами собирается в ведомости невыясненных поступлений. В ней налоговики отражают:

платежи, отнесенные казначейством на соответствующий КБК по учету невыясненных поступлений;

платежи, оформленные налогоплательщиками с нарушением Правил № 107н, что привело к невозможности отражения их в карточках расчетов с бюджетом либо информационных ресурсах налоговых органов, в которых производится учет соответствующих поступлений;

платежи, которые не могут быть однозначно классифицированы для отражения в карточках конкретных налогоплательщиков;

платежи, по которым у налогоплательщиков не открыты карточки расчетов с бюджетом.

Хотите уточнить платеж? Сообщите об этом в ИФНС!

Пунктом 7 ст. 45 НК РФ установлено: при обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей (!) неперечисления этого налога в бюджет, он вправе подать в инспекцию по месту своего учета заявление о допущенной ошибке. Документ, переданный налоговикам, должен содержать обращение с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика. К заявлению необходимо приложить подтверждающие произведенный платеж документы.

Обратная связь с налоговиками.

Необходимость уточнения платежа (в части уточнения реквизитов расчетного документа) в целях правильного отражения о нем информации в ресурсах ИФНС может возникнуть и у налогового органа. В таком случае инспекция сама проинформирует об этом налогоплательщика.

Форма соответствующего информационного сообщения представлена в приложении 2 к Порядку. В сообщении контролеры укажут, что поручение на перечисление налога оформлено с нарушением установленных Правилами № 107н требований, при этом будет названо конкретное произведенное налогоплательщиком нарушение. Нарушения могут быть следующего характера:

отсутствие либо указание несуществующего (неверного) КБК, кода ОКТМО;

не указан (неверно указан) ИНН плательщика;

несоответствие ИНН наименованию плательщика;

отсутствие либо неверное указание КПП плательщика;

указание несуществующего (неверного) ИНН получателя;

отсутствует, указан несуществующий (неверный) КПП получателя;

налогоплательщик не состоит на учете в налоговом органе;

уплата налога производится за третьих лиц;

отсутствие либо неверное указание основания платежа или номера счета получателя и его наименования;

отсутствие открытой карточки расчета с бюджетом налогоплательщика;

отсутствие либо неверное указание статуса плательщика, налогового периода.

После получения информационного сообщения о необходимости уточнения реквизитов поручения на перечисление налога плательщик представляет в инспекцию заявление о необходимости данного уточнения.

При поступлении в налоговый орган заявления налогоплательщика об уточнении вида и принадлежности платежа налоговый орган в течение 10 рабочих дней с даты поступления указанного заявления выносит соответствующее решение (форма заявления утверждена Приказом ФНС России от 29.12.2016 № ММВ-7-1/731@).

В случае если ошибка в расчетном документе возникла по вине банка при формировании электронного платежного документа, налоговый орган после сверки расчетов с плательщиком вправе сделать запрос в данное кредитное учреждение с целью получения копии расчетного документа, оформленного плательщиком на бумажном носителе.

По предложению одной из сторон (инспекции или налогоплательщика) может быть проведена совместная сверка уплаченных налогоплательщиком налогов.

Порядок проведения сверки регламентирован п. 3 Приказа ФНС России от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444@ «Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами».

Итог взаимодействия с ИНФС по невыясненным платежам.

На основании заявления налогоплательщика и акта совместной сверки расчетов (если она проводилась) инспекция принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога. При этом налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджет до дня принятия ИФНС решения об уточнении платежа.

О принятом решении об уточнении платежа налогоплательщика уведомят в течение пяти дней после принятия данного решения.

Уточнение реквизитов на уплату страховых взносов.

Процедура уточнения платежных документов по страховым взносам аналогична мероприятиям, проводимым инспекцией по уточнению налоговых платежей. Однако при обнаружении в своих документах ошибок налогоплательщикам необходимо руководствоваться следующим.

Во-первых, уточнение реквизитов в расчетных документах по уплате страховых взносов не производится в том случае, если сведения об этой сумме учтены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица. Это закреплено в п. 9 ст. 45 НК РФ.

Во-вторых, порядок уточнения реквизитов в платежных документах зависит от даты совершения платежа.

Если платеж совершен за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, денежные средства по которым поступили в ПФР (до передачи администрирования страховых взносов ФНС), то заявление об уточнении реквизитов необходимо представить в отделение ПФР.

ПФР в течение пяти рабочих дней рассмотрит его и вынесет соответствующее решение, которое направит в ИФНС. Одновременно с данным решением осуществляется и передача суммы пени, подлежащей уменьшению либо доначислению, пересчитанной по состоянию на 01.01.2017. На основании полученных от ПФР сведений налоговики отразят решение и сумму пени в лицевом счете плательщика.

Если же денежные средства поступили после 01.01.2017, то заявление должно быть подано в налоговую инспекцию. Контролеры в таком случае направляют в ПФР запрос с приложением копий заявления плательщика и платежного документа.

ПФР в течение пяти рабочих дней рассмотрит заявление и направит в инспекцию сообщение о возможности (или об отсутствии таковой) проведения соответствующих мероприятий по уточнению реквизитов. А ИНФС на основании данного сообщения примет решение об уточнении платежа. Пересчет пеней при этом будет осуществлен налоговиками в автоматизированном режиме с даты фактической уплаты платежа.

Налоговое законодательство наделяет налогоплательщиков правом уточнить в ИФНС свои ошибочные налоговые платежи (как и платежи по страховым взносам), выставляя при этом одно условие: ошибка в оформлении платежного документа на перечисление налога (страховых взносов) не должна повлечь неперечисления денежных средств в бюджет.

С 01.12.2017 вступает в силу Приказ Минфина России от 25.07.2017 № ММВ-7-22/579@, которым утвержден порядок работы налоговых органов с невыясненными платежами. С указанной даты контролеры во взаимодействии с налогоплательщиками будут руководствоваться положениями данного документа.

Помимо этого, в целях правильного заполнения расчетных документов ФНС планирует проводить масштабную работу по информированию налогоплательщиков о значениях реквизитов, необходимых для заполнения полей платежных документов, путем размещения соответствующей информации на стендах в территориальных налоговых органах. Сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства можно получить в ИФНС и при постановке на учет (п. 6 ст. 32 НК РФ). Также напомним, что на сайте высшего налогового ведомства можно найти любой реквизит, необходимый для заполнения расчетных документов.

Невыясненный платеж (с 1 декабря уточняем по-новому) в 2018 году

С началом декабря 2017 года вступил в силу Приказ ФНС (№ММВ-7-22/579@), утверждающий порядок работы с невыясненным платежом налоговиками. Рассмотрим, как теперь взаимодействовать с налоговыми органами налогоплательщику и уточнить невыясненный платеж, если он нашел ошибку в своей платежке.

Когда можно уточнить платеж

Для того, чтобы уточнить налоговый платеж, воспользоваться нужно правилами статьи 45 НК РФ. Правила указанной статьи устанавливают порядок уточнения, если организация или ИП обнаружили ошибку в платежке по перечислению налога, которая не привела к неперечислению налога в бюджет. В этом случае налогоплательщик может написать в налоговую заявление, указав свою ошибку и приложить к нему документы, которые подтверждают уплату налога. Кроме того, в заявлении налогоплательщик просит уточнить перечисленный платеж, а именно, его основание, принадлежность, налоговый период, либо статус плательщика.

Важно! Уточнить платеж налогоплательщик может только если его ошибка не привела к неперечислению налога в бюджет.

Обязанность по уплате налога

Обязанностью каждого налогоплательщика является своевременная самостоятельная оплата налогов в бюджет. Для уплаты налога заполняется платежное поручение, следуя Правилам указания информации (утвержденных Приказом Минфина России №107н от 12.11.2013).

Налоговый кодекс содержит информацию (статья 45) о том, в каком случае уплата налога может признаваться неисполненной:

  • Неверно указан номер счета казначейства;
  • Ошибочно указано наименование банка получателя, которое повлекло неуплату налога в бюджет.

Ошибки в КБК или статусе плательщика основанием для того, чтобы считать налогоплательщика неисполнившим свою обязанность по уплате налога нет (Читайте также статью ⇒ Платёжное поручение с 1 декабря 2017 года).

Другими словами, уточнить платеж налогоплательщик может в том случае, если его ошибка к неуплате налога не привела.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Порядок работы налоговых органов с невыясненным платежом

Для налоговых органов невыясненным платежом считается:

  • Платеж по расчетному документу, в одном из полей которого налогоплательщиком информация не указана или указана ошибочно;
  • Платеж, который определить однозначно к отражению налоговиками в своих информационных ресурсах невозможно.

Другими словами, если к конкретному налогу отнести платеж налоговики не могут, в силу того, недостаточно информации в платежном поручении, они относят его к невыясненным платежам. В налоговом органе информация по всем невыясненным платежам собирается в одной ведомости по учету невыясненных поступлений. Такая ведомость содержит информацию по следующим платежам:

  • Отнесенным на КБК по невыясненным поступлениям;
  • Оформленным с нарушением Правил;
  • Платежам, которые нельзя классифицировать по карточкам определенных налогоплательщиков;
  • Платежам, по которым у конкретного налогоплательщика не открыты карточки расчетов.

Уточнение по просьбе налоговой

Когда ошибку, которая не влечет за собой неуплату налога, обнаружит налогоплательщик сам, он самостоятельно направляет в адрес налоговой заявление об уточнении платежа.

Когда такую ошибку находит налоговый орган, то он информирует налогоплательщика о необходимости уточнить платеж. В таком сообщении содержится информация о том, что платежка по перечислению налога оформлена с нарушением Правил и указывается конкретное нарушение. Варианты указываемых нарушений:

  • КБК или ОКТМО указаны неверно или не указаны вовсе;
  • Неверно указан или не указан ИНН плательщика или получателя;
  • Не указан или указан неверный КПП плательщика или получателя;
  • Плательщик налога на учете в налоговом органе не состоит;
  • Налог оплачен за третье лицо (Читайте также статью ⇒ Уплата налога за третье лицо в 2018 году. Как заполнить платежное поручение);
  • Отсутствует или указано неверно основание платежа;
  • У налогоплательщика нет открытой карточки расчета по налогом с бюджетом;
  • Неверно указан или отсутствует статус плательщика, либо налогового периода.

После того, как налоговая проинформирует налогоплательщика о необходимости уточнить реквизиты платежа, организация или ИП должны написать заявление в ИФНС. Такое заявление налоговая обработает и не позднее 10 рабочих дней вынесет решение об уточнении платежа.

Ошибка банка

Если ошибка в платеже возникла не по вине налогоплательщика, а по вине банка, формирующего электронную платежку, то, произведя предварительно сверку с плательщиком, ИНФС запрашивает в банке платежку на бумаге, оформил которую налогоплательщик.

Важно! До принятия решения об уточнении платежа, ИФНС и налогоплательщик могут провести сверку расчетов.

Решение налогового органа

Решение налоговая принимает после получения заявления от налогоплательщика и проведенной сверки расчетов (если принято решение о проведении. Уточняется платеж на день уплаты налога по факту. Также налоговая должна пересчитать пени, которые были начислены на налог в течение периода, пока сумма «висела» в невыясненных платежах.

Важно! Налоговый орган уведомляет налогоплательщика о решении по невыясненным платежам в течение 5 дней с момента его принятия.

Уточнение по уплате страховых взносов

Порядок уточнения невыясненного платежа по страховым взносом аналогичен процедуре уточнения налогового платежа. Но существуют некоторые особенности уточнения:

  1. Уточняются реквизиты по страховым взносам только тогда, когда информация по этому платежу не отразилась на личном лицевом счете застрахованного;
  2. Уточняются реквизиты в зависимости от того, когда платеж по взносам был совершен. Если уточняется старый платеж, совершенный еще до 2017 года, то обратиться нужно в ПФР, а после 1 января 2017 года – уточнять нужно уже в ФНС.

Таким образом, правом налогоплательщика является уточнение некоторых реквизитов в платежном поручении на уплату налога, в случае допущенных в нем ошибок. Существует только одно ограничение: допущенная ошибка не должна привести к неперечислению денежных средств в бюджет. Схожее правило действует и отношении страховых взносов. Однако уточнять платеж по страховым взносам нужно будет только в том случае, если сведения по нему не отразились на лицевом счете застрахованного лица.

Кроме того, с 1 декабря 2017 года вступил новый порядок работы налоговиков с неуточненными платежами. Установленные правила касаются непосредственно налоговых органов. В отношении налогоплательщика нужно понимать, что уточнить невыясненную сумму налоговая сможет только по заявлению плательщика, независимо от того, кто нашел ошибку в поручении. После предоставленного заявления налоговая в течение 10 дней примет решение об отнесении платежа по месту предназначения.

В будущем налоговые органы планируют проводить работы по информированию организаций и предпринимателей о значениях всех реквизитов, которые требуются для заполнения платежек. На сегодня же все сведения по реквизитам для оплаты налогов можно узнать как при постановке на учет в налоговом органе, так и на сайте налоговой службы. На сайте также представлена возможность автоматического формирования платежного поручения на уплату налога. Такая услуга очень удобна, так как позволяет минимизировать ошибки в платежных поручениях налогоплательщиков (Читайте также статью ⇒ Платежное поручение онлайн: быстро без регистрации на сайте в 2018 году).

Платежки и невыясненные платежи по новым правилам

Расчетные документы на перечисление налогов оформляют в соответствии с Приказом Минфина России от 12 ноября 2013 года № 107н. Как известно, этот документ, а соответственно и порядок заполнения платежных поручений в последние полгода неоднократно меняли. Бухгалтеры не успевают приноравливаться к новшествам, и, как следствие, допускают ошибки, а ошибки в платежках ведут к тому, что платежи попадают в «невыясненные».

Из письма в редакцию

Выручайте! В платежках снова изменения, думала, что в июле все закончилось, но нет – наступил октябрь, и опять новшества. Из-за ошибки платеж попал в невыясненные, повисла недоимка, и пени капают. Помогите, наконец, разобраться с платежками и что теперь делать с зависшими деньгами!

Мнение эксперта

Компания вправе уточнить в ИФНС свои ошибочные платежи, но при одном условии: ошибка в оформлении платежки не должна повлечь неперечисления средств в бюджет.

Случаев, когда обязанность по уплате налога не признается исполненной, всего два, но они ведут к неперечислению его суммы в бюджет (подп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ). Это ошибочное указание:

  • номера счета Федерального казначейства;
  • наименования банка получателя.

Если ошибка не привела к неуплате налога, то компания вправе уточнить свой платеж и подать в инспекцию по месту своего учета заявление о допущенной ошибке. К заявлению приложите документы, подтверждающих уплату налога и его перечисление на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период, статус плательщика и др. Налоговики рассмотрят заявление и примут решение в течение 10 рабочих дней.

С 1 декабря 2017 года вступил в силу Приказ ФНС России от 25 июля 2017 года № ММВ-7-22/579@, которым утвержден новый порядок работы налоговых органов с невыясненными платежами.

Если налоговики сами найдут ошибку, то направят информационное сообщение налогоплательщику. Из кода ошибки в сообщении можно понять, в чем вы ошиблись.

В форму платежного поручения добавлено поле 110, которое в платежных поручениях по налогам не заполняется. В этом поле проставляют 1 – при перечислениях бюджетникам (зарплата, стипендии). Если у получателя нет карты «Мир», платеж попадет в невыясненные и через 10 дней будет возвращен фирме, если не будет уточнения платежа.

Расчетные документы на перечисление налогов (сборов) и иных платежей в бюджетную систему РФ оформляют в соответствии с Приказом Минфина России от 12 ноября 2013 года № 107н. Для вашего удобства предлагаем вам таблицу, в которой мы собрали правила заполнения платежных поручений с учетом всех последних изменений и привели коды ошибок.

Поле Что писать Код ошибки
Статус плательщика (101) 01 – уплата страховых взносов и налогов;
02 – платежи налогового агента;
08 – взносы в ФСС РФ (травматизм);
09 – страховые взносы ИП (за себя или работников)
15
ИНН плательщика (60) Числовое значение из 10 знаков Неверный номер – 05; ИНН не соответствует названию организации – 06
КПП адресата платежа (102) КПП состоит из 9 цифр:
— первые две содержат данные субъекта РФ;
— 3-й и 4-й знаки указывают на шифр налоговой инспекции;
— следующие 2 отражают код постановки на учет;
— последние 3 информируют о порядковом номере записи.
07
Получатель, ИНН и КПП получателя (16, 61, 103) Получатель: УФК по региону, в скобках – наименование инспекции, которая администрирует платеж. В полях 61 и 103 – ИНН и КПП инспекции Соответственно 13, 08, 09
Очередность платежа (21) В поручениях по налогам, взносам, пеням и штрафам всегда 5
Код (22) 0 или УИН из требования об уплате налога
Назначение платежа (24) Вид налога или взноса и период, за который перечисляется платеж – не более 210 символов
КБК (104) Количество знаков – 20. При уплате налогов и страховых взносов в первых трех знаках кода должно быть 182. По уплате взносов в ФСС – 393. 01
ОКТМО (105) Код муниципального образования по месту учета – 8 знаков. 03
Основание платежа (106) «ТП» – текущие платежи;
«ЗД» – уплата недоимки;
«ТР» – уплата по требованию налоговой инспекции.
12
Налоговый период (107) Период, за который перечисляется налог. (Например, «МС.10.2017» по НДФЛ с зарплаты за октябрь 2017 г.). 16
Номер документа (108) Для текущих платежей – 0. Платеж по требованию – номер требования (знак «№» не заполняется).
Дата документа (109) Дата в формате «ДД.ММ.ГГГГ»: дата декларации, на основании которой перечисляется налог. При перечислении налога до сдачи отчетности – 0.
Компания отправила платежку не в ту ИФНС – 10
В инспекции нет открытой карточки «РСБ» плательщика – 14

Подпунктом 4 пункта 4 статьи 45 НК РФ установлено два случая, когда обязанность по уплате налога не признается исполненной, то есть сумма налога не поступила в бюджет. К ним относится неправильное указание налогоплательщиком в поручении на перечисление суммы налога:

  • номера счета Федерального казначейства;
  • наименования банка получателя.

Обратите внимание, что на сайте ФНС России можно найти любой реквизит, необходимый для заполнения расчетных документов. А при постановке на учет в ИФНС можно получить сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства (п. 6 ст. 32 НК РФ).

Бухгалтерская профессиональная пресса

Для тех бухгалтеров, которые предпочитают работать с первоисточниками. Гарантия профессионализма и личная ответственность эксперта и автора.

И.В. Артемова,
главный бухгалтер, консультант

Расчеты по невыясненным поступлениям встречаются не только в органах Федерального казначейства, но и в учете обычных учреждений — в частности, в случаях получения ошибочных платежей или платежей без отдельных реквизитов, необходимых для правильного учета на аналитических счетах. Порядок учета расчетов по невыясненным платежам должен быть закреплен в учетной политике учреждения.

Счет учета расчетов

Еще в конце 2014 года в учет учреждений был введен новый счет 20582 «Расчеты по невыясненным поступлениям». Бухгалтерам учреждений привычно понятие невыясненных поступлений в органе Федерального казначейства, которые зачисляются на лицевые счета и могут быть уточнены в порядке, предусмотренном следующими приказами Федерального казначейства:

от 10.10.2008 № 8н «О порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов»;
от 19.07.2013 № 11н «О порядке проведения территориальными органами Федерального казначейства кассовых операций со средствами бюджетных учреждений» (далее — Порядок № 11н);
от 08.12.2011 № 15н «О порядке проведения территориальными органами Федерального казначейства кассовых операций со средствами автономных учреждений».

В каждом из этих приказов определено, какие платежи и на каком основании могут быть отнесены к невыясненным в органах Федерального казначейства и как можно уточнить платеж. Соответственно, невыясненные платежи, зачисленные на лицевые счета учреждений в территориальных органах Федерального казначейства (далее — ТОФК), уже являются уточненными и содержат необходимые реквизиты, приведенные в вышеуказанных приказах. В частности, в них правильно указано наименование учреждения-получателя, его лицевой счет, ИНН и код КОСГУ, который соответствует тексту назначения платежа.
Однако в некоторых случаях поступивший платеж все же может оказаться невыясненным с точки зрения учреждений. Например, если на счет в ТОФК поступил полностью правильно оформленный платеж, но учреждение не имеет договорных отношений с указанным в нем отправителем.
Денежные средства на расчетные счета автономных учреждений зачисляются в соответствии с Положением о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденным Центральным банком России от 19.06.2012 № 383-П (далее — Положение № 383-П). В нем также предусмотрена процедура уточнения реквизитов платежа банком, после которой осуществляется зачисление денег на счет или возврат платежа, если реквизиты не уточнены.

Учет незавершенных расчетов и сумм невыясненного назначения

  • Назначение основных теорем. Сумма и произведение событий

    В предыдущей главе мы познакомились со способами непосредственного определения вероятностей, а именно: с классической формулой для вероятности события, сводящегося к схеме случаев, и со способом приближенного определения вероятности по частоте для события, которое к схеме случаев не сводится. Однако…
    (Теория вероятностей и математическая статистика )

  • Назначение синхронных машин

    Синхронные машины, как и все электрические машины, являются обратимыми, т.е. они могут работать в режиме генератора и в режиме двигателя. Конструктивно синхронные генераторы (СГ) и двигатели (СД) отличаются мало, хотя и имеются некоторые различия. СГ применяются в качестве основных устройств, производящих…
    (Электротехника)

  • Назначение, конструкция, принцип действия трансформатора

    Трансформатором называется статическое электромагнитное устройство, преобразующее электрическую энергию (ЭЭ) переменного тока с одним уровнем (действующим значением) напряжения в ЭЭ переменного тока с другим уровнем напряжения при неизменной частоте напряжения. Внешний вид силового трансформатора представлен…
    (Электротехника)

  • Назначение и классификация

    Автоматическим выключателем (автоматом) называется аппарат, предназначенный для нечастых размыканий и замыканий электрической цепи и длительного прохождения по нему тока, а также для автоматического размыкания цепей при появлении в них различных ненормальных условий; коммутация цепи происходит между…
    (Электротехника)

  • НАСЛЕДОВАНИЕ НЕВЫПЛАЧЕННЫХ СУММ

    Порядок наследования различного рода денежных сумм, предоставляемых гражданину в качестве средств к существованию, за последние десятилетия кардинально изменился. Так, в соответствии с ранее действовавшим законодательством устанавливался особый порядок наследования заработной платы. Согласно Постановлению…
    (Наследственное право России)

  • УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН, ОКАЗАВШИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ: НАЗНАЧЕНИЕ, СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ

    В настоящее время в Российской Федерации предоставлением социальных услуг, осуществлением социальной реабилитации и адаптации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, занимаются учреждения социального обслуживания, под которыми понимается юридическое лицо независимо от формы собственности и…
    (Социальная политика региона)

  • Систематизация раритетных автомобилей по типу кузовов, годам выпуска, оригинальности констивных решений ходовой части, двигателя, трансмиссии и функциональному назначению автомобилей

    Динамика изменения очертаний кузова и конструктивного устройства автомобилей за прошедшие десятилетия, разделение раритетов на временные группы Принимая во внимание, что количество раритетных автомобилей различных фирм и компаний неограниченно, а задача данного издания показать основные особенности…
    (Особенности конструкции и восстановительный ремонт раритетных автомобилей)

  • Назначение и типы подвесок колес раритетных автомобилей

    Основное назначение любой подвески — обеспечение упругой связи рамы или кузова с мостами и колесами, смягчая воспринимаемые ими удары и толчки при езде по неровностям дороги. Упругие свойства подвески достигаются применением упругого элемента. Работа подвески основана на превращении энергии удара при…
    (Особенности конструкции и восстановительный ремонт раритетных автомобилей)

  • Назначение и типы лифтов используемых в учреждениях и органах уголовноисполнительной системы

    Например, в учреждениях ГУФСИН России по Красноярскому краю имеется 5 единиц лифтов, из которых: • 2 единицы грузовых лифта модификации ПГ-286 грузоподъемностью 500 кг, год изготовления — 1985, год ввода в эксплуатацию февраль- 1986, предприятие изготовитель — Спитакский лифтостроительный завод,…
    (Устройство и безопасная эксплуатация лифтов применительно к подразделениям ФСИН России)

Что делать с невыясненными поступлениями

При перечислении налогов, сборов и других платежей в бюджет часто возникают ошибки. Из-за этого казначейство не может установить, от кого поступил платеж. Такие поступления считаются невыясненными. Федеральное Казначейство учитывает эти средства на специальных КБК.

Учет невыясненных поступлений

Чаще всего невыясненные поступления в бюджет появляются, когда налогоплательщики делают ошибки в платежах:

  • неверно указан получатель или отсутствует вовсе;
  • внесенный номер лицевого счета открыт в другом казначействе;
  • номер лицевого счета получателя указан неправильно или не заполнен;
  • КБК приведен с ошибками;
  • не заполнены поля с номером и датой расчетного документа-основания для выплаты средств;
  • поля с кодами ИНН или КПП заполнены с ошибками;
  • указан неверный код ОКАТО;
  • значения в полях с кодами ИНН, КПП и КБК отражены с противоречиями.

Исправить ошибки и учесть поступившие средства должен администратор доходов. Он принимает решение о зачете или уточнении поступившего платежа. Уведомление об этом решении нужно направить в орган Федерального казначейства.

Суммы, источник которых не установлен, отражаются по коду 181 «Невыясненные поступления» КОСГУ. В учете доход отражают на счетах:

  • 1 210 82 000 «Расчеты с финансовым органом по уточнению невыясненных поступлений в бюджет года, предшествующего отчетному»;
  • 1 210 92 000 «Расчеты с финансовым органом по уточнению невыясненных поступлений в бюджет прошлых лет».

Выглядит эта запись так:

ДЕБЕТ КДБ 1 210 02 181 КРЕДИТ КДБ 1 205 81 660 — поступил платеж, требующий уточнения.

Когда источник платежа установлен, делают обратную запись. Но бывает так, что до конца финансового года платеж уточнить не удается. Тогда при реформации баланса сумму, отраженную на счете 1 210 02 000, списывают на счет 1 401 30 000. При уточнении платежа в следующем году ее восстанавливают.

Администратор доходов бюджета начислил доходы от оказания платных услуг в декабре 2018 года в сумме 200 000 рублей. Платеж поступил в бюджет, но попал в разряд невыясненных поступлений. До конца года уточнить его не удалось. Уточнили платеж только в 2019 году.

В учете бухгалтер сделал записи.

1. В 2018 году:

ДЕБЕТ КДБ 1 205 31 560 КРЕДИТ КДБ 1 401 10 131

— 200 000 руб. — начислены доходы от оказания платных услуг;

ДЕБЕТ КДБ 1 210 02 181 КРЕДИТ КДБ 1 205 81 660

— 200 000 руб. — отражена сумма дохода, требующего уточнения;

ДЕБЕТ ГКБК 1 401 30 000 КРЕДИТ КДБ 1 210 02 181

— 200 000 руб. — списана сумма невыясненного платежа при завершении финансового года.

2. В 2019 году:

ДЕБЕТ КДБ 1 205 81 560 КРЕДИТ КДБ 1 210 02 181

— 200 000 руб. — уточнена сумма доходов, отнесенная к невыясненным поступлениям;

ДЕБЕТ КДБ 1 210 02 131 КРЕДИТ КДБ 1 205 31 660

— 200 000 руб. — отражено поступление в бюджет суммы дохода от оказания платных услуг.

Применение аналитических счетов

В последней редакции Инструкции № 157н в едином плане счетов появились новые счета, на которых нужно отражать уточнения поступлений прошлых лет. Применяются следующие аналитические счета:

  • 1 210 82 000 — для уточнения невыясненных поступлений года, предшествующего году уточнения;
  • 1 210 92 000 — для уточнения невыясненных поступлений годов, предшествующих году уточнения, не подлежащих отражению по счету 1 210 82 000.

Операции по уточнению невыясненных поступлений прошлых лет необходимо отражать в обособленном регистре бухгалтерского учета.

ДЕБЕТ КДБ 1 205 81 560 КРЕДИТ КДБ 1 210 82 181

— 200 000 руб. — уточнены суммы доходов, отнесенных к невыясненным поступлениям прошлого года;

ДЕБЕТ КДБ 1 210 82 131 КРЕДИТ КДБ 1 205 31 660

— 200 000 руб. — отражено поступление в бюджет суммы дохода от оказания платных услуг прошлого года.

Чтобы составить отчетность текущего периода, регистр операций по уточнению поступлений обособляется от других операций. Обороты этих аналитических счетов не включают в показатели отчетности текущего года, а исправляют входящие остатки. Если администратор доходов отражает корректировку невыясненных поступлений через дополнительные аналитические счета, то в отчетность за 2019 год эти обороты не включают, а сразу изменяют входящие остатки — в примере это остатки по счетам 1 205 81 000 и 1 205 31 000.

Применение данных счетов нужно согласовать с финансовым органом, главным распорядителем бюджетных средств и закрепить в учетной политике учреждения. В этом помогут п. 2 Инструкции № 162н и п. 6 Инструкции № 157н.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *