Незаконная торговля КоАП РФ

Очевидно, каждый становился свидетелем несанкционированной торговли продуктов питания или непродовольственных товаров у метро, на трассе с машины или просто на тротуарах населенных пунктов. Подобные действия вызывают неоднозначную реакцию у населения страны. Одни граждане не видят в этом ничего плохого, а вот другие категорически против таких продаж. Чем грозит незаконная торговля на улице для продавцов и покупателей, а также какие штрафы по статьям КоАП в России предусмотрены для нарушителей, рассмотрим подробнее в этой статье.

Законодательные аспекты предпринимательства.

Прежде чем рассуждать о возможных наказаниях за несанкционированную торговлю, стоит знать, в чем, собственно, заключается нарушение. Почему торговля в палатках или с лотков выходит за рамки закона?

Итак, незаконная торговля на улице обладает всеми признаками предпринимательства. Ведь, это самостоятельная деятельность, осуществляемая с целью регулярного получения доходов от продажи товаров, услуг, а также пользования имуществом. Хотя, Конституция РФ открыто разрешает ведение предпринимательской деятельности для всех российских граждан (статья 34), в Гражданском кодексе вводятся некоторые уточняющие моменты.

Так, в 23 –ей статье ГК закреплено, что физическим лицам разрешается вести предпринимательскую деятельность только после регистрации в налоговом органе в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя. Эти действия не требуются, если имеется соглашение об образовании фермерского хозяйства, а деятельность носит хозяйственный характер.

Вместе с тем, допускается ведение торговли в качестве самозанятого гражданина, если реализуются товары собственного производства. Однако, это также требует официального оформления и постановки на налоговый учет.

Читайте: Налог на профессиональный доход – что это такое?

Таким образом, первое веское основание для штрафа за незаконную торговлю – это отсутствие регистрации в ФНС, а также права заниматься предпринимательством.

Что приравнивается к незаконной торговле?

Пожалуй, наиболее частыми случаями продажи товаров на улице являются незаконными, если гражданин осуществляет деятельность не как ИП, организация или самозанятое лицо. Поскольку, у него отсутствует право что-либо продавать и получать с этого прибыль на систематической основе. Однако, это далеко не единственные обстоятельства, за которые могут привлечь к ответственности. К незаконной торговле можно отнести:

  • Реализацию товаров с нарушением авторских прав;
  • Продажу запрещенной продукции;
  • Торговля в неположенном месте;
  • Отсутствие лицензий на товары;
  • Реализация продукции, противоречащей нравственным аспектам или оскорбляющей их.

В свою очередь, степень наказания будет зависеть от тяжести нарушения и может повлечь наступление налоговой, административной и даже уголовной ответственности.

Читайте: Ответственность за нарушение правил торговли.

Стоит отметить, что ряд организованных мероприятий, например, ярмарки, могут иметь схожие признаки с незаконной торговлей. Однако, при их проведении они:

  • Размещаются на торговых площадках или площадях;
  • Проводятся с разрешения администрации региона, города или района;
  • Представляют к продаже продукцию местных фермеров или мастеров;
  • Соответствуют установленному регламенту;
  • Имеют малую периодичность (как правило, приурочены к праздничным дням).

Незаконная торговля на улице: штрафы.

Нарушители законодательства в сфере торговли могут нести наказания в соответствии с несколькими нормативно правовыми актами:

Незаконная торговля на улице штрафы по КоАП РФ (статья 14.1):

1. Отсутствие государственной регистрации как ИП или юрлицо: 500 – 2 000 рублей;

2. Торговля без лицензии или спец разрешения наказывается конфискацией и штрафом:

  • 2 000 – 2 500 рублей для граждан;
  • 4 000 – 5 000 рублей для должностных лиц;
  • 40 000 – 50 000 рублей для компаний.

3. Продажа с нарушением условий лицензии может наказываться:

  • Предупреждением;
  • Штрафом (физлица 1 500 – 2 000, должностные 3 000 – 4 000, юридические 30 000 – 40 000 рублей);

Если нарушения требований разрешения носят грубый характер, то налагается штраф в размере:

  • 4 000 – 8 000 рублей для физических лиц, включая ИП;
  • 5 000 – 10 000 рублей для должностных лиц;
  • 100 000 – 200 000 рублей для организаций.

Стоит отметить, что в данном случае штраф может замещаться приостановлением деятельности на 3 месяца.

Несанкционированная торговля в соответствии с УК РФ (статья 171):

Предусматривается наказание за торговлю без гос регистрации или лицензии, если такая деятельность повлекла крупный вред или прибыль в крупном размере. В таком случае незаконная торговля на улице повлечет штраф до 300 000 рублей. А также может наказываться арестом или обязательными работами. Если же закон нарушается группой лиц, то размер штрафа может быть увеличен до 500 000 рублей, а максимальное наказание составит 5 лет лишения свободы с сопутствующим штрафом (80 000).

НК РФ о нарушениях постановки на налоговый учет (статья 116):

  • Если нарушен срок направления заявления о регистрации и постановке на учет, то лицо рискует быть оштрафованным на 10 000 рублей;
  • Если компания или предприниматель не встали на налоговый учет и осуществляют торговую деятельность, то наказание в рублях составит 10% от полученных за период торговли доходов. Наименьший штраф в таких случаях 40 000 рублей.

Читайте: Ответственность за попрошайничество.

Если замечена незаконная торговля на улице, куда обращаться и жаловаться?

Если незаконная торговля на улице наносит ущерб гражданам или организациям, то может возникнуть необходимость в упразднении торговой точки. Вершить самоуправство по законам РФ не разрешается. Тем не менее, о замеченных нарушениях любой гражданин вправе сообщить в уполномоченные органы. В свою очередь, с жалобой можно обратиться:

  • К участковому инспектору, если нарушение замечено вблизи места проживания;
  • К сотрудникам полиции;
  • В городскую или районную администрацию;
  • В Комитет по управлению имуществом города;
  • К прокурору;
  • В налоговую службу.

Читайте: Жалоба в налоговую инспекцию.

Незаконная торговля на улице — мнения сторон.

Неучтенные продажи составляют целый экономический сектор. В отдельных городах масштабы незаконной торговли на улицах действительно обширны. Взгляды на этот счет разнятся, поскольку в процессе участвует, как минимум, три стороны.

Продавцы.

Львиную долю торговцев на открытом воздухе составляют приезжие граждане, а также пожилые люди. Первые могут быть уроженцами иных российских регионов или совсем другого государства. Открытие торговой точки для них с нарушением закона, порой крайний шаг. «Семья большая, а средств для ее содержания не хватает». Найти хорошо оплачиваемую работу не всегда возможно, как и получить соответствующие разрешения, гражданство, лицензии и регистрацию. Поэтому торговать «за углом» единственный выход. Конечно, не каждая ситуация настолько остра. И частая причина нарушений банальна – нежелание платить налоги.

Что касается пожилых людей, то для них незаконная торговля на улице является прибавкой к пенсии. А вот она, как известно, не блещет крупными размерами. Получается, что созданные условия самим же государством подталкивают пенсионеров на неправомерные действия.

Конечно, те и другие случаи не являются оправданиями и не могут поощряться. Закон писан для всех. Но, если первая группа, будучи дееспособными, может найти альтернативу, то как поступать с бабушками и дедушками? «Понять и простить» или удерживать в рамках закона?

Читайте: Налоги ИП.

Покупатели и прохожие.

Как говорится, без спроса не было бы и предложений. Пока покупатели «поддерживают рублем» несанкционированный оборот товаров, палатки, киоски и ларьки будут разворачиваться вновь и вновь. Что мотивирует людей делать там покупки? Как правило, причины одни и те же:

  • Удобное расположение точки «по пути»;
  • Цены ниже, чем в магазинах;
  • Наличие необходимого ассортимента;
  • Свежий и более качественный, по мнению покупателей, товар.

Как видно, продавцы у метро и на улицах предлагают людям то, что не могут предложить супермаркеты: качественный продукт по низким ценам. Как следствие, незаконная торговля пользуется спросом. Но, если купил, значит поддержал и поощрил нарушение.

Обратную сторону составляют граждане, которые против такого явления, поскольку:

  • Не исключается отравление продуктами без лицензий, не прошедшими соответствующие проверки;
  • Заставляются пешеходные дорожки, а также свободное пространство на улицах, создавая трудности в передвижении;
  • Торговля часто сопровождается зазывами и голосовым сопровождением в громкоговоритель;
  • Присутствует беспокойство о состоянии городского бюджета, в который не уплачиваются налоги с незаконных продаж;
  • Увеличивается приток не коренного населения, создавая перегруженность транспортных сетей, а также общественных мест;
  • Остается много мусора после сворачивания точек;
  • Деятельность продавцов является противозаконной.

Государственные органы.

Реакция государственных учреждений, а также силовых структур также не однозначна. Как правило, она во многом зависит от региона и местного руководства. Например, в одних населенных пунктах отстаивается позиция в соответствии с нормативными актами и все замеченные факты незаконной торговли на улицах максимально быстро пресекаются. А вот, в других, по утверждениям очевидцев, администрация и полиция смотрит на это сквозь пальцы, не принимая соответствующих мер, и даже порой оказывая содействие.

Ежедневно миллионы людей совершают покупки на рынке или в магазине. Процесс это обыденный, пока не выходит за рамки закона. Постараемся рассмотреть детально, а что будет за нарушение правил торговли, установленных в нормативных актах. Кто и в какой мере понесет за это ответственность

Основные положения

Читайте: Чем грозит незаконная продажа товаров?

Когда говорят о нарушении правил торговли, то в первую очередь подразумевают, что связаны они с Правилами продажи № 55 от 1998 г. Данный документ дает в первую очередь объяснения основным понятиям, которые используются при разборе факта правонарушения в сфере продаж.

Покупателем в данном случае именуется физическое лицо, которое приобретает товары для личного пользования. Если покупка совершается с целью использовать товар в предпринимательской деятельности, то при нарушениях этот процесс регулируется иными нормативными актами.

Продавцом же считается юридическое лицо или ИП, которые занимаются своей торговой деятельностью согласно договору розничной купли-продажи.

Правом осуществлять контроль над деятельностью продавца наделено обширное количество государственных структур. Они же имеют право инициировать возбуждение дел против нарушителей. К категории контролирующих органов относят Роспотребнадзор, Государственную противопожарную службу, федеральные органы исполнительной власти (например, полицию), ФНС, Службу по труду и занятости и пр. структуры.

Следствием нарушений в сфере торговли, чаще всего, становится административная ответственность. Но при серьезных противоправных действиях провинившиеся подпадают под действие УК РФ.

Административные правонарушения

Чтобы продавец был привлечен к административной ответственности, необходимо наличие ряда обязательных факторов:

  • Сам противоправный проступок существенный, но не настолько серьезный, чтобы виновное лицо привлекалось к уголовной ответственности;
  • Обязательно наличие лица, которому можно предъявить обвинения в нарушении правил и контролирующего органа, который эти нарушения выявил.

При их наличии открывается административное производство, для которого характерны следующие черты:

  • Дело о правонарушении рассматривается во внесудебном порядке (статья 194 ГК РФ);
  • Само административное производство занимает небольшой промежуток времени и заканчивается наложением таких мер взыскания, как:
  1. Штрафные санкции;
  2. Предупреждение ответственному лицу;
  3. Выдворение за пределы РФ (для иностранных граждан);
  4. Приостановление деятельности;
  5. Дисквалификация;
  6. Принудительные общественные работы;
  7. Конфискация орудия, коим осуществлялось правонарушение.

Если сравнивать уголовные преступления и административные правонарушения, то последние причиняют намного менее существенный материальный вред (или не причиняют его вовсе).

Сроки

Административный проступок должен повлечь наказание не позднее 2 месяцев после его совершения. Если речь идет о деянии, которое укладывается в длительные временные рамки, то здесь взыскание допустимо осуществлять в течение 2 месяцев с момента установления факта совершения административного нарушения.

Виды административных правонарушений в торговле

Если контролирующий орган выявит противоправное деяние в сфере торговли, подпадающее под категорию административного, то за этим последует наложение мер взыскания. Рассмотрим самые распространенные виды правонарушений.

Вид правонарушения

Мера наказания

Продажа продукции, которая не отвечает требованиям установленных стандартов качества (это относится и к предоставлению услуг). Штрафные санкции. В данном случае ИП должен будет заплатить от 10 до 15 МРОТ, а организация – от 200 до 300 МПРОТ.
Продавец оказывает услуги с нарушением санитарных норм и/или не имея сертификата на товары (услуги). Для граждан штраф составит от 20 до 25 МРОТ, плюс у него может быть конфискован товар. ИП придется заплатить штраф в размере от 40 до 50 МРОТ, а организации от 400 до 500 МРОТ, и у них также может быть конфискован товар. Также для ИП и юрлиц предусмотрена возможность приостановки деятельности на срок до 3 месяцев.
Продажа товара, по которому продавец не предоставляет всю положенную по закону информацию (сведения об изготовителе и пр.) либо отсутствие ККМ (в случаях, если ее необходимость установлена законом). Для ИП – наложение штрафных санкций в размере от 15 до 20 МРОТ, а для организаций – от 300 до 400 МРОТ.
Обман потребителей относительно качества продаваемого товара, а также обвешивание, обсчет и т.п. В качестве наказания предусмотрен штраф для ИП в размере от 10 до 20 МРОТ, а для юрлиц – от 100 до 200 МРОТ.
Непредоставление покупателю обязательной информации о товаре, его производителе и о самом продавце (например, о режиме его работы). В данном случае штрафы предусмотрены для организаций от 50 до 100 МРОТ, а также для должностных лиц – от 5 до 10 МРОТ.
Заключение договора, условия которого ущемляют законные права покупателя. Юрилица должны будут внести штраф от 100 до 200 МРОТ.
Сокрытие от потребителя возможности воспользоваться законными льготами при покупке товара или получении услуги. На организацию налагается штраф в размере от 50 до 100 МРОТ, а на должностное ответственное лицо – от 5 до 10 МРОТ.
Нарушения правил продаж, которые закон устанавливает для отдельных групп товаров. В такой ситуации ИП должны будут уплатить от 3 до 15 МРОТ, а юрлица – от 100 до 300 МРОТ.

Способ и размер административного наказания устанавливает контролирующий орган. Естественно, что он не должен выходить за рамки закона. Судебное разбирательство для его применения не нужно. А вот, оспорить взыскание получится только в судебном порядке.

Уголовная ответственность

При нарушениях в сфере торговли возможно наступление и уголовной ответственности. По сравнению с административными противоправными действиями процент их низок, но они встречаются. В УК РФ предусмотрено несколько статей, которые регламентируют данные вопросы:

  • Ст. 182 предполагает наказание за подачу заведомо ложной рекламы товара и услуг. Минимум виновное лицо отделается штрафом в размере от 200 до 500 МРОТ, максимум – будет подвергнуто аресту на срок до полугода или лишению свободы на срок до 2 лет.
  • Ст. 236 указывает, что пренебрежение санитарно-эпидемиологическими нормами, следствием которых стало массовое отравление продукцией, приведет к штрафу до 80 тыс. руб. Также возможны исправительные работы и ограничение свободы на срок до года. При условии, что подобное нарушение привело к летальному исходу одного человека, то максимальной мерой наказания может стать лишение свободы или принудительные работы на срок до 5 лет.
  • Ст. 238 регламентирует, что продажа товара, а также его хранение и предоставление услуг, которые заведомо не соответствуют законным требованиям безопасности жизни и здоровья людей будут наказаны штрафом в размере до 300 тыс. руб. или же принудительными работами и лишением свободы на срок до 2 лет.
    Наказание существенно ужесточается, если речь идет о продукции, предназначенной для детей до 6 лет, либо ее сбыт привел к летальному исходу. В таких ситуациях штраф может возрасти до 500 тыс. руб., а свободы гражданин лишится на срок до 6 лет.

Т.е. получается, что введение уголовного наказания предусматривается, если правонарушение повлекло за собой крупные материальные убытки или смерть человека.

Важно учитывать, что уголовное преследование в РФ предполагается только для физических лиц, но не для организаций!

Торговля алкоголем

В какие инстанции жаловаться на незаконную торговлю алкоголем?

Наказания, предусмотренные за нарушения в сфере сбыта алкогольной продукции, стоит вынести отдельной темой. Все потому, что кроме КоАП и УК РФ они могут подпадать и под действие НК РФ. Плюс сами судьи иногда не сходятся во мнении, как квалифицировать противоправные действия в этой сфере.

В июле текущего 2018 г. Госдума одобрила и приняла закон, который существенно ужесточает меры наказания за продажу алкоголя без лицензии. Теперь административная ответственность будет следующей:

  • На организацию будет наложен штраф в размере 1/5 всего объема годовой выручки за предшествующий отчетный период (но не менее 3 млн. руб.), также деятельность ее может быть приостановлена на срок до 3 месяцев.
  • Для ИП размер штрафа будет равен от 100 до 200 тыс. руб. плюс допустимо изъятие алкогольной продукции.
  • Физическое лицо будет наказываться штрафными санкциями в размере от 30 до 50 тыс. руб. также с конфискацией.

Следует учитывать, что согласно НК РФ, если доля спирта в продукции составляет более 0,5 %, то такой товар считается подакцизным.

Если акцизные марки отсутствуют или являются поддельными, то меры воздействия будут такими:

  • Физические лица заплатят штраф в размере от 4 до 5 тыс. руб., и алкогольная продукция будет подвергнута конфискации.
  • Штраф для организаций равен от 200 до 300 тыс. руб. плюс конфискация.

Если будет доказано, что лицо при манипуляциях с акцизами обогатилось на крупную сумму денег, то деяние это подпадает под УК РФ, максимальное наказание за него предусмотрено в виде 12 лет лишения свободы.

Куда жаловаться покупателям

Читайте: Штрафы за нарушение закона о защите прав потребителей

У любого потребителя есть 2 основных пути для попытки разрешения проблемной ситуации с продавцом. Если покупатель усмотрел в действиях сотрудников магазина факты нарушения правил торговли, то первым делом он может составить жалобу в Книге жалоб и предложений, которую обязаны предъявлять по первому требованию.

Если ситуация не разрешилась в течение 5 дней, то жалобу нужно подать в контролирующие органы. Это может быть Роспотребнадзор, Торговая инспекция, Полиция, Комитет по защите прав потребителей. Кстати, документ желательно составить не в одном экземпляре и подать ее сразу в несколько инстанций. А отправить его в Роспотребнадзор сейчас можно даже онлайн.

При подаче жалобы и для проведения контролирующих мероприятий необходимо доскональное изучение правовых норм. Например, правила торговли продовольственными товарами и непродовольственными товарами могут существенно различаться. И это следует учитывать.

Определение Верховного Суда РФ от 05.06.2017 N 305-АД17-5718 по делу N А40-133517/16 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как суды пришли к правильному выводу о том, что правила и требования, в том числе ограничения, в сфере пассажирских перевозок автомобильным транспортом, отнесенных к лицензируемому виду деятельности, определены федеральным законодательством.

Оценив представленные доказательства, руководствуясь положениями Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112, постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 N 280, правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 13.07.2010 N 16-П, суды пришли к выводу о том, что правила и требования, в том числе ограничения, в сфере пассажирских перевозок автомобильным транспортом, отнесенных к лицензируемому виду деятельности, определены федеральным законодательством. Следовательно, ответственность за их несоблюдение предусмотрена статьей 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и не может дублироваться посредством установления дополнительных ограничений предпринимательской деятельности на уровне субъекта Российской Федерации.

Определение Верховного Суда РФ от 02.06.2017 N 305-АД17-3092 по делу N А40-112305/2016 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ. Решение: Дело передано в Судебную коллегию по экономическим спорам, поскольку заслуживает внимания довод заявителя о том, что на момент вынесения решения арбитражным судом трехмесячный срок давности, установленный в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, истек.

Управление внутренних дел по Западному административному округу Главного управления Министерства внутренних дел города Москвы (далее — административный орган) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Московский технологический университет» (далее — учреждение) о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

Определение Верховного Суда РФ от 22.05.2017 N 304-АД17-3918 по делу N А46-6816/2016 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о привлечении к административной ответственности. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как суды пришли к правильному выводу об отсутствии в действиях ответчика события правонарушения.

по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Омской области о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное хозяйство «Сервис» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Определение Верховного Суда РФ от 22.05.2017 N 309-АД17-4670 по делу N А07-5680/2016 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о привлечении к административной ответственности. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку суды пришли к выводу об отсутствии в действиях предприятия состава правонарушения.

по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан о привлечении государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия совхоз «Рощинский» Республики Башкортостан к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Определение Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 310-АД17-4365 по делу N А64-4819/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по заявлению о взыскании судебных расходов по делу о привлечении к административной ответственности. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как суды пришли к правильному выводу о том, что доказан факт несения расходов.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тамбовской области (далее — управление, административный орган) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» (далее — предприятие) к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Определение Верховного Суда РФ от 26.04.2017 N 304-АД17-3918 по делу N А46-6816/2016 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о привлечении общества с ограниченной ответственностью к административной ответственности. Решение: В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как обстоятельства совершения правонарушения были выявлены на следующий день после истечения срока действия лицензии.

по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Омской области о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное хозяйство «Сервис» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Определение Верховного Суда РФ от 20.04.2017 N 305-АД16-19653 по делу N А40-193182/2015 Требование: О привлечении к ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку привлечение предприятия к административной ответственности после истечения предусмотренного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к ответственности является недопустимым.

по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Центральному федеральному округу о привлечении федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, Горовенко Анатолия Витальевича.

Определение Верховного Суда РФ от 11.04.2017 N 305-АД17-2436 по делу N А40-12895/2016 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, так как нормативные правовые акты регионального уровня о регулировании пассажирских перевозок, воспроизводящие положения федерального законодательства, не могут рассматриваться правовой основой для установления административной ответственности.

Отменяя решение суда первой инстанции, суды апелляционной и кассационной инстанций, руководствуясь положениями КоАП РФ, Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112, постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 N 280, правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 13.07.2010 N 16-П, пришли к выводу о том, что правила и требования, в том числе ограничения, в сфере пассажирских перевозок автомобильным транспортом, отнесенных к лицензируемому виду деятельности, определены федеральным законодательством. Следовательно, ответственность за их несоблюдение предусмотрена статьей 14.1 КоАП РФ и не может дублироваться посредством установления дополнительных ограничений предпринимательской деятельности на уровне субъекта Российской Федерации.

Определение Верховного Суда РФ от 11.04.2017 N 305-АД17-2437 по делу N А40-133514/2016 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, так как нормативные правовые акты регионального уровня о регулировании пассажирских перевозок, воспроизводящие положения федерального законодательства, не могут рассматриваться правовой основой для установления административной ответственности.

Суды первой, апелляционной и кассационной инстанций, руководствуясь положениями КоАП РФ, Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112, постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 N 280, правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 13.07.2010 N 16-П, пришли к выводу о том, что правила и требования, в том числе ограничения, в сфере пассажирских перевозок автомобильным транспортом, отнесенных к лицензируемому виду деятельности, определены федеральным законодательством. Следовательно, ответственность за их несоблюдение предусмотрена статьей 14.1 КоАП РФ и не может дублироваться посредством установления дополнительных ограничений предпринимательской деятельности на уровне субъекта Российской Федерации.

Определение Верховного Суда РФ от 11.04.2017 N 305-АД17-2438 по делу N А40-106666/2016 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, так как нормативные правовые акты регионального уровня о регулировании пассажирских перевозок, воспроизводящие положения федерального законодательства, не могут рассматриваться правовой основой для установления административной ответственности.

Отменяя решение суда первой инстанции, суды апелляционной и кассационной инстанций, руководствуясь положениями КоАП РФ, Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112, постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 N 280, правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 13.07.2010 N 16-П, пришли к выводу о том, что правила и требования, в том числе ограничения, в сфере пассажирских перевозок автомобильным транспортом, отнесенных к лицензируемому виду деятельности, определены федеральным законодательством. Следовательно, ответственность за их несоблюдение предусмотрена статьей 14.1 КоАП РФ и не может дублироваться посредством установления дополнительных ограничений предпринимательской деятельности на уровне субъекта Российской Федерации.

1. Комментируемой статьей обеспечивается путем установления административной ответственности охрана отношений, урегулированных Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (с изм. и доп.); Федеральным законом от 7 марта 2005 г. N 11-ФЗ «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе», установившим ограничения розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в целях защиты нравственности и здоровья людей, Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, Перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» (с изм. и доп.), определяющим в разделе XIX особенности продажи алкогольной продукции, а также иными нормативными правовыми актами РФ, регулирующими правила продажи алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе.

2. Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ определены понятия: этилового спирта, питьевого этилового спирта; спиртосодержащей продукции (пищевой или непищевой), денатурированной спиртосодержащей продукции; алкогольной продукции; спиртных напитков; водки; вина и ряд других понятий.

Федеральным законом от 7 марта 2005 г. N 11-ФЗ и примечанием к ст. 6.10 настоящего Кодекса установлено, что под пивом и напитками, изготавливаемыми на его основе, следует понимать пиво с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции и изготавливаемые на основе пива напитки с указанным содержанием этилового спирта.

Под фармакопейной статьей Федеральный закон от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (с изм. и доп.) понимает документ, утвержденный уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и содержащий перечень показателей качества и методов контроля качества лекарственного средства для медицинского применения.

3. Гражданским кодексом РФ определены понятия и содержание договора поставки (ст. 506), договора розничной купли-продажи (ст. 492), публичного договора (ст. 426). Если в установленном законом порядке предусмотрены обязательные требования к таре и (или) упаковке, то продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан передать покупателю товар в таре и (или) упаковке, соответствующих этим обязательным требованиям (ст. 481 ГК РФ).

Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (с изм. и доп.) определено, что сертификат соответствия — документ, подтверждающий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

4. Объектом правонарушения являются общественные отношения по обеспечению соблюдения правил розничной торговли алкогольной и спиртосодержащей продукцией.

5. Часть 1 данной статьи основана на положениях ст. 26 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ, запрещающих розничную продажу этилового спирта (за исключением случаев, указанных в диспозиции комментируемой статьи), ст. 55 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (с изм. и доп.), не допускающих розничную торговлю лекарственными средствами вне аптечных, медицинских и ветеринарных организаций, индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность.

Объективная сторона правонарушения по ч. 1 комментируемой статьи состоит в нарушении указанных запретов.

6. Часть 2 комментируемой статьи основана на положениях ст. 26 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ, запрещающих оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без оформления документов, подтверждающих легальность их производства и оборота, поставку алкогольной и спиртосодержащей продукции в упаковке, не соответствующей требованиям технических регламентов.

Объективная сторона правонарушения по ч. 2 комментируемой статьи состоит в нарушении указанных запретов.

7. Административная ответственность, установленная ч. 3 данной статьи, наступает при совершении иных нарушений названных Правил продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 55. При этом, как представляется, в случае предъявления собственником алкогольной и спиртосодержащей продукции не представленных своевременно по уважительным причинам сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, справки к грузовой таможенной декларации или ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию), а также справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию) при рассмотрении дела суд может переквалифицировать административное правонарушение, установленное ч. 2 данной статьи, на ч. 3 этой же статьи.

8. Административная ответственность, установленная ч. 4 настоящей статьи, наступает при нарушении положений Федерального закона от 7 марта 2005 г. N 11-ФЗ «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе».

9. Субъект данного административного правонарушения — должностное лицо либо юридическое лицо.

С субъективной стороны комментируемое правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

10. Дела об административных правонарушениях по ч. ч. 1 и 2 данной статьи рассматривают судьи арбитражных судов (ч. ч. 1 и 3 ст. 23.1); по ч. 3 — должностные лица, осуществляющие государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст. 23.50); по ч. ч. 3 и 4 — должностные лица органов внутренних дел (полиции) (ст. 23.3) и органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка (ст. 23.49). При необходимости применения меры наказания в виде конфискации соответствующей продукции (см. ч. ч. 3 и 4 данной статьи) дело передается на рассмотрении судьи суда общей юрисдикции (ч. 2 ст. 23.1).

Протоколы по комментируемой статье составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) (по ч. ч. 1 — 3, по ч. 4 — в части розничной продажи пива и напитков, изготовленных на основе этилового спирта); должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка (по ч. ч. 1 и 2); должностные лица, осуществляющие государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ч. 1, п. п. 1, 63 и 64 ч. 2 ст. 28.3).

При рассмотрении дел, отнесенных к компетенции перечисленных выше органов, протоколы составляются должностными лицами соответствующих органов (ч. 1 ст. 28.3).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *