Обеспечение питания

Согласно статье 60 Кодекса торгового мореплавания судовладелец обязан обеспечить членам экипажа судна бесперебойное снабжение продовольствием и водой. Аналогичная обязанность возложена на судовладельца и статьей 28 Кодекса ВВТ.

Минтрансом Российской Федерации 30 сентября 2002 года издан Приказ №122 «О порядке обеспечения питанием экипажей морских, речных и воздушных судов», в котором в качестве приложений содержатся «Порядок обеспечения питанием экипажей морских судов» и «Порядок обеспечения питанием экипажей речных судов».

Рацион питания экипажей морских и речных судов утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2001 года №861 «О рационах питания экипажей морских, речных и воздушных судов».

Порядок обеспечения питанием экипажей морских судов

Экипажи морских судов, независимо от видов флота, обеспечиваются судовладельцем бесплатным рационом питания. Рацион предоставляется членам экипажей, находящихся на судах в период эксплуатации, включая не только ходовое время, но и время стоянки в порту, а также во время проведения членами экипажа судна ремонтных работ. Рацион предоставляется также по время болезни членов экипажа на борту судна.

В зависимости от режима работы экипажа судна может устанавливаться:

— одноразовое питание – при нахождении членов экипажа на судне в пределах нормальной продолжительности рабочего времени (до 8 часов);

— двухразовое питание – при нахождении членов экипажа на судне в пределах 12 часов;

— трехразовое питание – при нахождении членов экипажа на судне в течение суток.

Суточная стоимость рациона питания на одного члена экипажа устанавливается судовладельцем исходя из установленной нормы, наименования продуктов и их фактических цен, при этом допускается замена продуктов на аналогичные продукты в консервированном виде. Обратите внимание! Стоимость рациона питания плавсоставу деньгами не компенсируется.

Помимо обеспечения членов бесплатным рационом питания, обязанностью судовладельца является также обеспечение организации питания, снабжений водой, топливом, кухонным и столовым оборудованием, инвентарем, а также тарой для получения хранения продуктов. Коллективное питание членов экипажа может быть организовано через береговые организации общественного питания в соответствии с заключенными договорами.

Порядок обеспечения питанием экипажей речных судов

Экипажи речных судов независимо от вида флота обеспечиваются судовладельцем бесплатным рационом питания. Если судно передано в аренду, то обязанность по бесплатному обеспечению экипажа судна питанием возлагается на арендатора в соответствии с условиями договора аренды.

Рацион питания предоставляется членам экипажей, находящимся на судах во время их эксплуатации, включая время подготовки к эксплуатации и вывода из нее, а также в период болезни членов экипажа на борту судна. Рацион предоставляется исходя из нормы на одного человека в сутки.

В зависимости от времени нахождения на судне, членам экипажей может быть установлено:

— одноразовое питание – при нахождении на судне в пределах нормальной продолжительности рабочего времени (до 8 часов);

— двухразовое питание – при нахождении на судне в течение 12 часов;

— трехразовое питание – при нахождении на судне в течение суток.

Суточная стоимость рациона на одного члена экипажа судна определяется судовладельцем (арендатором) исходя их установленной нормы и наименования продуктов и рыночных цен, сложившихся в регионе по месту нахождения судовладельца (арендатора). Если же судно работает в регионах вне места нахождения судовладельца (арендатора) средняя стоимость рациона питания на одного члена экипажа в сутки определяется в зависимости от времени нахождения судна в этих регионах по плану работы.

Для судов, работающих на участках, откуда члены экипажа могут ежедневно возвращаться к месту постоянной работы, стоимость рациона питания на одного человека в сутки определяется в зависимости от времени нахождения членов экипажа на судне.

Судовладельцу (арендатору) предоставлено право, пересмотреть стоимость нормы рациона питания на одного человека в сутки в зависимости от роста цен на продукты.

Размер сумм, выделяемых на экипаж для обеспечения рациона питания, определяется судовладельцем (арендатором) исходя из стоимости нормы рациона на одного человека в сутки и численности членов экипажа, находящихся на судне в период его эксплуатации и времени нахождения на судне в течение месяца.

Члены экипажей судов могут обеспечиваться питанием через организации общественного питания. В этом случае расходы на организацию питания возмещаются этим организациям в соответствии с условиями заключенных договоров.

Для закупки продуктов судовладелец (арендатор) выдает наличные деньги (аванс) капитану судна, поскольку капитан обеспечивает организацию питания экипажа судна.

Обратите внимание!

Выдавать на руки членам экипажей судов продукты взамен установленного рациона питания, а также заменять его денежной компенсацией не разрешается!

Судовладелец (арендатор) обязаны не только бесплатно обеспечить экипаж судна рационом питания, но и обеспечить снабжение водой, топливом, кухонным и столовым оборудованием, инвентарем, а также тарой для получения и хранения продуктов.

Во время работы судов внутреннего водного транспорта в морских условиях и за границей Российской Федерации обеспечение питанием экипажей судов может осуществляться в соответствии с Порядком обеспечения питанием экипажей морских судов.

Налогообложение стоимости выданного питания

На основании пункта 3 статьи 217 НК РФ и подпункта 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ не подлежат налогообложению все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с отплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия.

Мы отмечали, что обязанность судовладельца по бесперебойному снабжению членов экипажа судна продовольствием и водой установлена как Кодексом торгового мореплавания, так и Кодексом ВВТ.

Согласно Приказу от 30 сентября 2002 года №122 «О порядке обеспечения питанием экипажей морских, речных и воздушных судов», изданному Минтрансом Российской Федерации, экипажи морских и речных судов независимо от видов флота бесплатно обеспечиваются судовладельцем рационом питания.

В Письме Минфина Российской Федерации от 20 апреля 2005 года №03-05-01-04/104 отмечено, что бесплатное питание, предоставляемое членам экипажей судов, по сути, является полагающимся им натуральным довольствием (продовольственным обеспечением). Следовательно, стоимость такого питания не подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц и ЕСН в пределах норм, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2001 года №861 «О рационах питания экипажей морских, речных и воздушных судов».

В целях исчисления налога на прибыль расходы на рацион питания экипажей морских, речных судов в пределах норм, утвержденных правительством Российской Федерации на основании подпункта 13 пункта 1 статьи 264 НК РФ включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией.

Более подробно с вопросами, касающимися лицензирования деятельности на водном транспорте, порядок государственной регистрации судов, налогообложения основных средств, материально-производственных запасов, а также особенности регулирования труда работников водного транспорта, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Транспорт водный».

Но прежде, чем что-то съесть, это «что-то» должно на судно попасть 🙂 Я расскажу о том, с чем столкнулся во время своей работы на буксирах и судах «река-море» с 1999 по 2014 год.
Команды были исключительно русскоязычные, из граждан России и Украины. И первое, что меня поначалу сильно удивило — ни в украинских, ни в российских портах мы продукты никогда не закупали, но потом стало ясно, что и условия поставки, и цена, и качество и отношение властей к вывозу продуктов «там» значительно предпочтительнее.
Поэтому свои продукты мы закупали раза три за все эти годы и то в мизерном количестве и самостоятельно. Человек пять из команды отправлялись на рынок — почему-то это всегда было в Ростове и затоваривались дня на три-четыре, как раз, чтобы хватило дойти до Стамбула. Кстати, всякую мелочь по механической части — наждачку, инструмент, перчатки, подшипники, хомуты и т.п. тоже закупали в частном порядке на металлических рынках, — как 2-й механик, я этим обычно и занимался.
Стандартная команда судна «река-море» сейчас примерно такая: капитан, старпом, штурман, боцман, сварщик, три матроса, стармех, второй и третий механик, пара мотористов. Иногда добавляются кадеты, но не больше двух. Исходя из этого количества едоков и закупаются продукты. Теперь холодильных камер на таких судах нет, а стоят горизонтальные лари-холодильники, в них и хранится скоропортящаяся провизия; всякая бакалея в кладовке у кока, а овощи нередко на палубе в специальном ящике с отверстиями, чтоб вентиляция была — вон, он, синий справа:
Заранее кок составляет список необходимых продуктов, участвует также помощник капитана, бывает, и сам мастер вносит коррективы. Заявка подаётся шипшандлерам, людям, занимающимся снабжением судов, иногда это делается через агента. Пройдя Босфор, поворачиваем направо и становимся на якорь, поджидать судно шипшандлера, обычно такое, что изображено на заглавном снимке. Подойдя к борту, стрелой подаст нам на борт заказанное, но чаще оно не на палетах бывает, как на снимке, а в специальных сетчатых контейнерах.
Вот что закажете — то и привезут, нет для них невозможного. Кроме того, у них же можно заказать и снабжение по механической или боцманской части, иногда и штурманам кое-что надо. Там же можно заправиться топливом и питьевой водой. И если топливо получают и в России нередко, то воду чаще всего покупаем в Стамбуле. Бывают моменты, что на якорь становиться нет возможности, тогда заказанное подаётся на ходу, турки отличные профессионалы.
Когда продукты оказываются на палубе, кок в первую очередь, и помощник тщательно проверяют количество и номенклатуру. Вне зависимости от времени суток, все, кроме стоящей вахты, капитана, деда и старпома вызываются на палубу переносить продукты на камбуз, их обычно много, на несколько недель а то и больше, смотря какие планы.
Еда может быть совсех уголков земного шара. Мясо бразильское, сыры голландские, сосиски южноафриканские, яблоки из Канады или Новой Зеландии и т.д. Овощи и цитрусы обычно турецкие. Ах, какая у них морковка, сочная, сладкая, тщательно вымытая и однообразная, как патроны к трёхлинейке. Чуть сожмёшь зубы и кусочек отделяется со звонким щелчком! Обычно фрукты после приёмки распределяются каждому члену команды и делай с ними сам что хочешь. Также и бутилированная вода — кто хочет, простая, кто хочет — газированная.
Я практически каждый раз при заходе в Россию дополнительно покупал себе яблоки, зелёный чай с жасмином и печенье к чаю. Кроме того, баночкой или пакетом растворимого кофе могут оделить и каждого из команды.
А обычно в столовой возле микроволновки стоит поднос с чашками, сахар, баночка кофе и чайник с заваркой. На разных судах быает по-разному — приём пищи три раза или четыре, с полдником. Но вот моя вахта с полуночи до четырёх утра. Пока сменишься, помоешься — ещё полчаса прошло. А завтрак будет до восьми утра, когда же спать? Поэтому ночной вахте кок оставляет завтрак в холодильнике в столовой. Никто не слопает — все знают предназначение этой еды. Так что после душа разогреешь в микроволновке, поешь, и уже только потом в койку. Ну и на вахте ещё кофейку пропустишь, в машине обычно есть местечко с чайником, печеньем и всем сопутствующим.
Спиртное на судне — табу. И лишь на Новый год основная масса капитанов за исключением редких уродов позволяет накрыть стол со спиртным. Злоупотреблений в этот день я не встречал ни разу. Тем более, что моя вахта в полночь, а значит, в машине я должен оказаться минут за 10-15 до боя курантов, тут особые возлияния и недопустимы. Ну, а тем, кто на рабочем дне, можно и расслабиться слегка. Вот снимок, сделанный уже после торжественной части, начальство удалилось, смокинги сняты, кто смотрит праздничную программу, кто кофейку себе наливает, а боцман призывает опять к столу:
Наши коки, неважно, мужчины или женщины, готовили на мой вкус добротно и разнообразно, всегда было достаточно мяса, овощей, иногда делали выпечку, а то и хлеб сами пекли. Разве что на буксире «Вал» кок, а по совместительству матрос Вася, большой поклонник тюремной романтики и свято веривший, что лишь там царит настоящая справедливость в отношениях, готовил достаточно упрощённо, но вполне съедобно, а если учесть, что ходили мы на том буксире только в наши порты, то и продукты были соответствующие.
Кстати, а вот рыбы в рационе никогда практически не было. Разве что в океане сами лвили тунцов и корифен, а на рейде в Стамбуле, когда был ход ставридки. ловили её в чудовищных количествах, шла на жарку, в основном сушили, доходило до того, что коки отказывались давать соль, расходовавшуюся в непредусмотренных количествах. И один из боцманов как-то при погрузке зерна наловил голубей. Посмотрел я на эти тёмные после жарки трупики и даже пробовать не стал.
А самые обалденные продукты мы получали в Южной Африке, таких сосисок и ветчины больше нигде попробовать не пришлось. Так что был я во время работы на судах неплохо упитан, что видно на этом снимке. Чего и вам желаю :
Теперь вес сбросил, нагрузки не те, нечего лопать лишнего, да и возраст как бы не тот, время летит быстро, а всего-то после этой фотографии шесть лет прошло…
P.S. больше рассказов о море и моряках на моём Дзен канале: https://zen.yandex.ru/amico


Учебник для 6 класса

ОБЖ

Построено жилище, разведён костёр, но о себе заявляет голод. Ведь когда мы что-то делаем, то тратим энергию. Пополняется энергия только за счёт приёма пищи.

Попав в условия автономного существования, надо проверить, что имеется из продуктов. Опытные путешественники советуют разделить запасы продовольствия на части, оставив неприкосновенный запас на самый чёрный день.

Наш организм может некоторое время обходиться без пищи. Не будем сейчас говорить о том, сколько дней человек так может прожить. Для каждого попавшего в беду в каких-то конкретных обстоятельствах этот срок будет свой. Важнее знать, каким образом можно поддержать своё существование в такой ситуации.

Во-первых, нужно уменьшить свою физическую активность и стараться организовать себе полноценный отдых.

Во-вторых, надо избегать температурного дискомфорта. В этом помогут костёр, тёплая вода, тёплый ночлег, сухая одежда и обувь.

В-третьих, по возможности обеспечить себя питанием из резервов природы: дикорастущими съедобными растениями, мясом диких животных и рыб.

Находясь в автономном существовании, не имея продуктов, человек как бы попадает в положение своего первобытного предка. Он ходил по полям и лесам, собирал различные съедобные растения, корешки, ловил насекомых и земноводных.

Употреблять в питцу можно почти всё, что летает, ходит и ползает. Конечно, надо знать, съедобны ли те или иные растения, насекомые, животные.

Саранча, кузнечики, термиты не только съедобны, но и калорийны. В рационе питания человека, вынужденного перейти на подножный корм, могут быть многие пресмыкающиеся и земноводные: лягушки, ящерицы, змеи. В цивилизованных условиях трудно заставить себя съесть, допустим, лягушку. Но мы просто к этому не привыкли. А во Франции и некоторых других странах лягушачьи ланки считают деликатесом. Голод может заставить пересмотреть свои взгляды на питание.

Проблема добывания пищи не будет особенно острой, если человек заблудился неподалёку от дома. В этом случае есть большая вероятность того, что он выйдет к населённому пункту, на дорогу или его найдёт поисковая группа. Если же он оказался далеко от дома и населённых пунктов, ситуация будет другой.

Особенно остро голод чувствуется в первые 2—3 дня. Чтобы помочь себе, необходимо чаще пить тёплую воду.

Схема 13
Как сохранить работоспособность при отсутствии пищи и воды

Сложность будет только в преодолении психологического чувства голода.

Растительная пища из грибов, съедобных кореньев, кедровых, сосновых и прочих шишек гарантирует выживание даже при полном отсутствии обычных продуктов питания. Годятся в пищу и сосновые, берёзовые или ивовые почки. Чтобы улучшить вкус такой еды, её можно подсолить, если, конечно, есть в наличии соль.

Летом бывает достаточно пригодных для питания растений, ягод и грибов. Надо только знать эти растения. Можно использовать в пищу плоды, ягоды, корни, луковицы, молодые побеги, стебли, листья, почки, цветы, орехи.

Плоды и ягоды можно есть в сыром виде, а корни, луковицы надо варить или запекать на костре.

Без груда можно узнать плоды дикой яблони, вишни, груши, сливы. Узнать, съедобны ли плоды других растений, можно по тому, едят ли их животные. Можно попробовать небольшое количество плода, в съедобности которого есть сомнение (3—5 г). Если в течение 1—2 часов не появилось признаков отравления, значит, плод съедобен. Но всё же без крайней нужды рисковать не стоит. Лучше уже сейчас изучить съедобные дикорастущие растения хотя бы своей местности. В этом помогут материалы, приведённые в приложении 5, и знания, приобретённые на уроках биологии.

Надо осмотреть окрестности. Возможно, рядом есть поля, засеянные злаковыми культурами, картофелем, кукурузой, капустой, морковью…

Как уже было сказано, большое значение при недостатке пищи имеет регулярный приём пресной воды. Это помогает долго сохранять внутренние резервы организма и его работоспособность. Необходимо знать, что уже при потере 10% воды, находящейся в организме, могут наступить необратимые последствия и гибель человека.

Вода — растворитель питательных веществ, она участвует во всех жизненно важных процессах в организме: питании, снабжении клеток кислородом, выводе из организма вредных веществ.

Вскипятив воду и добавив в неё листья малины, смородины, мяты, зверобоя, можно приготовить чай. Имеющиеся продукты надо принимать тоже с некоторым количеством воды: так их лучше усваивает организм. С этой же целью пищу надо тщательно, дольше обычного пережёвывать.

Потребность в воде при умеренных физических нагрузках составляет 1,5—2 л в день. Эта норма может изменяться в зависимости от температуры и влажности воздуха, при значительных физических нагрузках.

В лесной и таёжной местности, а также в горах больших проблем с водой не возникает. Можно использовать воду из открытых водоёмов: озёр, родников, ручьёв, рек. При их отсутствии помогут дождь, роса. Зимой выручит снег или лёд.

Может возникнуть проблема очистки воды. Воду из родников, лесных и горных речек допустимо пить сырой. Воду же из других источников надо очищать и обеззараживать. Очистку воды производят при помощи фильтров, которыми могут послужить какая-либо ткань, песок. Можно выкопать небольшую ямку в метре от края водоёма. Она вскоре заполнится чистой водой. Однако такая очистка поможет избавиться только от механических примесей. Но в воде, даже чистой и прозрачной, могут находиться различные вредные микробы — возбудители желудочно-кишечных и иных заболеваний. Поэтому воду надо обеззараживать. Самый простой способ обеззараживания воды в полевых условиях — кипячение.

Во время движения желательно иметь запас воды на тот случай, если длительное время не встретятся водоисточники. Кроме того, следует использовать любую возможность пополнить эти запасы. Собирать росу или дождевую воду. Можно собрать некоторое количество воды в полиэтиленовый пакет, накинутый на ветку.

Можно собрать воду, используя устройство, изображённое на рисунке. Сделать его просто. Для этого необходимо иметь только кусок полиэтилена или другого пластика и ёмкость. Солнечные лучи нагревают воздух и землю под пластиком. Этот воздух насыщается водяными парами. Затем, поскольку пластик холоднее воздуха, находящегося под ним, эти пары конденсируются, т. е. собираются в капли на поверхности пластика. Капельки растут и скатываются по пластику в ёмкость. Диаметр ямы — около 1 м, глубина — около 0,5 м.

Схема 14
Обеспечение питанием и водой в автономном существовании

Вопросы и задания

  1. Для чего человеку нужны пища и вода?
  2. Как человек может поддержать своё существование при недостатке пищи и воды?
  3. Какие съедобные дикорастущие растения можно найти в вашей местности?
  4. Какие способы очистки воды вы знаете?
  5. Расскажите о способах получения воды при отсутствии водоисточников.
  6. Используя приложение 5, постарайтесь вместе с родителями найти в ближайшем лесу съедобные растения. Можно посоревноваться, кто наберёт больше таких растений.
  7. Разгадайте слово, зашифрованное в ребусе. Назовите способы получения того, что обозначает это слово, когда рядом нет водоисточников.

    Сверьте свой ответ с приведённым в рубрике «Ответы па задания» в конце учебника.

  8. Попробуйте собрать воду в полиэтиленовый пакет, накинутый па ветку, а также используя другое устройство, показанное на рисунке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *