Образовательный ценз

Статья 331 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает, что к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере образования.

Этот образовательный ценз установлен в статье 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», где указано, что право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Таким образом, образовательный ценз – это наличие любого (а не только педагогического) среднего профессионального или высшего образования. В других законах Российской Федерации есть четкие требования к специальности. Так, ст. 69 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что в медицинской или фармацевтической деятельности допускаются лица, имеющие медицинское или фармацевтическое образование соответственно.
В ст. 4 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» еще более четко определено, что судьей может быть лицо, имеющее высшее образование по специальности или направлению подготовки «Юриспруденция».
Однако имеющиеся в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» нормы не означают, что к педагогической деятельности будут допускаться лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование по любой специальности или направлению подготовки. Дело в том, что требования к лицам, осуществляющим ту или иную деятельность устанавливаются еще и в профессиональных стандартах и требованиях. Так, согласно приказу Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» для учителей и воспитателей установлены более конкретные требования:
1) высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика»;
2) высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей преподаваемому предмету;
3) высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.
Для второго случая в приказе сделана существенная оговорка: с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности.
В отличие от иных профессий (например, судей, врачей и т.п.) для учителей и воспитателей не установлено ни в законе, ни в профессиональном стандарте требований к опыту работы. Следовательно, даже без какого-либо стажа можно при наличии необходимого образования осуществлять педагогическую деятельность.
Следует также учитывать, что вне зависимости от того, что лицо обладает требуемым образовательным цензом, к педагогической деятельности не допускаются лица:

  • лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
  • имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности;
  • имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
  • признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
  • имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

С 2015 года эти лица и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, могут быть допущены к педагогической деятельности при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске их к педагогической деятельности.



Настоящая статья посвящена проблемам правового регулирования требований к образовательному цензу, квалификации педагогических работников вуза и его влиянию на качество образовательных услуг в высшем образовании.

Ключевые слова: педагогическая деятельность, кадровое обеспечение вузов, педагогические работники вузов, образовательный ценз, профессиональное образование, профессиональный стандарт педагога профессионального образования.

Для успешного развития общества необходимо учить и учиться. Образование должно быть качественным, и в этой связи государство посредством издания нормативных правовых актов пытается управлять образованием и контролировать качество предоставления образовательных услуг. Одним из важных составляющих качественного образования является образование самого преподавателя.

Часть 1 статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации императивно гласит «К педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере образования». Образовательный ценз для педагогического работника установлен в п. 1 ст. 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (далее- ФЗ «Об образовании»), где указано, что «право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам». Так что же такое «образовательный ценз»? С. А. Авакьян в своем терминологическом словаре дает такое определение: Образовательный ценз — предоставление избирательного права гражданам данного государства при наличии определенного образования либо образовательного уровня, проверяемого через его способность понимать и толковать конституцию государства . В словаре по педагогике Коджаспировой Г.М: Образовательный ценз — определенный уровень образования, достижение которого удостоверяется соответствующим документом .

Под образовательным цензом педагогического работника ВУЗа следует понимать требование федерального закона, в соответствии с которым право на занятие педагогической деятельностью предоставляется только тем гражданам, которые имеют определенный уровень образования, подтверждаемый соответствующим документом. Общие требования к образовательному цензу лиц, допускаемых к педагогической деятельности в образовательных учреждениях, конкретизируются и дополняются требованиями к квалификации работника, в т. ч. к стажу работы, которые содержатся в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (далее — ЕКС). При этом под квалификацией работника следует понимать степень его профессиональной обученности: уровень подготовки; опыт работы; наличие знаний и навыков, необходимых для выполнения конкретного вида работы.

В Трудовом кодексе особенности регулирования труда педагогических работников регулируются главой 52. Педагогические работники — лица которые в силу положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации относятся к категории работников, осуществляющих на основе трудовых договоров педагогическую деятельность в образовательных и иных учреждениях, реализующих образовательные программы.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 года N 608н утвержден профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 сентября 2015 года, регистрационный N 38993), который предусматривают не только наличие у педагогических работников определенного уровня профессионального образования, но и определенные требования к профилю полученной специальности по образованию. Так, лицо, занимающее должность доцента, должно иметь: высшее образование — специалитет, магистратура, аспирантура (адъюнктура), ординатура, ассистентура-стажировка, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю) и дополнительное профессиональное образование на базе высшего образования (специалитета, магистратуры, аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры-стажировки) — профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю). Так же рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года. Что касается требований к опыту практической работы, то при несоответствии направленности (профиля) образования преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю) — опыт работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися или соответствующей преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю) стаж научно-педагогической работы не менее трех лет. При наличии ученого звания — без предъявления требований к стажу работы. Систематические занятия научной, методической, художественно-творческой или иной практической деятельностью, соответствующей направленности (профилю) образовательной программы и (или) преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю). Срок вступления в силу Профессионального стандарта педагога — 1 января 2017 года. Постановлением Правительства РФ от 27 июня 2016 г. N 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности» предписано завершить переход на профессиональные стандарты не позднее 1 января 2020 года. Это значит, что с 1 января 2020 года требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции в государственных организациях должны соответствовать утвержденным профессиональным стандартам. Статьей 195.3 Трудового кодекса РФ так же установлена обязательность применения профессиональных стандартов работодателями в случаях, если федеральными законами, иными нормативными правовыми актами установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции. Таким образом, установление образовательного ценза делает обязательным предъявление лицом, претендующим на занятие педагогической деятельностью, документа об образовании, квалификации или о наличии специальных знаний при заключении трудового договора (ч. 1 ст. 65 Трудового кодекса РФ). Если правила заключения трудового договора были нарушены по вине работника вследствие представления им подложных документов об образовании, то трудовой договор с таким работником расторгается по п. 11 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ.

Возникает резонный вопрос: как же установить соответствие (несоответствие) между документом об образовании и требованиями к образованию и обучению, установленными профессиональным стандартом? В данном случае необходимо руководствоваться следующими приказами Минобрнауки России:

− от 18 ноября 2013 г. N 1245 (в части высшего образования);

− от 5 июня 2014 г. N 6322(в части среднего профессионального образования).

Данные документы содержат таблицы соответствия (так называемые перечни соответствия новых и прежних перечней профессий, специальностей и направлений подготовки). Использование этих таблиц позволяет, к примеру, установить, соответствуют ли специальность или направление подготовки, указанные в дипломе об образовании работника, укрупнѐнным группам направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки». Кроме того, пп. 7 п. 1. ст. 48 ФЗ «Об образовании» предусмотрена обязанность педагогических работников систематически повышать свой профессиональный уровень, данная норма перекликается с их правом на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года, закрепленные пп. 2 п. 5. ст. 47 ФЗ «Об образовании». Всё это согласуется со ст. 196 Трудового кодекса РФ, согласно которой в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Помимо вышеперечисленного одним из специальных требований к педагогическим работникам является наличие у них специальной подготовки (что должно быть подтверждено документом об обучении по соответствующей программе) для работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами. Это обусловлено ст. 79 ФЗ «Об образовании» и ратификацией Российской Федерацией Конвенции о правах инвалидов, принятой Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г. № 61/1062, ст. 24 которая обязывает Российскую Федерацию обеспечивать инклюзивное образование на всех уровнях и обучение инвалидов в течение всей жизни; принимать надлежащие меры для привлечения на работу учителей с соответствующей подготовкой, в т. ч. учителей-инвалидов, владеющих жестовым языком и/или азбукой Брайля, и для обучения специалистов и персонала, работающих на всех уровнях системы образования.

Следует также учитывать, что вне зависимости от того, что лицо обладает требуемым образовательным цензом, в связи со спецификой содержания и особенностями выполнения педагогической деятельности Профессиональный стандарт педагога предусматривает особые условия допуска к работе. Это: отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации. Данные ограничения приведены и в ч. 2 статьи 331 Трудового кодекса РФ.

Первое ограничение — лишение права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда. Данный вид ограничения подробно регламентирован в статье 47 Уголовного кодекса РФ. Статья предусматривает в т. ч., что лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания. В случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части Уголовного кодекса РФ, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок до 20 лет в качестве дополнительного вида наказания. Необходимо учитывать, что руководители образовательного учреждения в соответствии со ст. 5.27 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» за нарушение трудового законодательства и по другим основаниям могут быть подвергнуты дисквалификации, которая заключается в лишении физического лица права осуществлять управление юридическим лицом. Административное наказание в виде дисквалификации назначает судья, оно устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

Второе ограничение — наличие судимости, уголовного преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности.

Третье ограничение — наличие неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления. Согласно ч. 4,5 ст. 15 Уголовного кодекса РФ тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает десяти лет лишения свободы; особо тяжкими преступлениями — умышленные деяния, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание. В соответствии с ч. 3 ст. 86 Уголовного кодекса РФ судимость погашается в отношении лиц, осужденных: к лишению свободы за тяжкие преступления, — по истечении шести лет после отбытия наказания; за особо тяжкие преступления, — по истечении восьми лет после отбытия наказания. Если осужденный после отбытия наказания вел себя безупречно, по его ходатайству суд может снять с него судимость до истечения срока ее погашения. Подтвердить факт отсутствия судимости, ее снятия или погашения гражданин может соответствующей справкой.

Четвертое ограничение — признание недееспособным в установленном федеральным законом порядке. Ограничение на занятие педагогической деятельностью распространяется на лиц, признанных судом недееспособными. Гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным. Над ним в этом случае устанавливается опека. Судья назначает для определения его психического состояния судебно-психиатрическую экспертизу. При явном уклонении гражданина, в отношении которого возбуждено дело, от прохождения экспертизы суд в судебном заседании с участием прокурора и психиатра может вынести определение о принудительном направлении гражданина на судебно-психиатрическую экспертизу. Если основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным, отпали, суд по заявлению опекуна, члена семьи, психиатрического или психоневрологического учреждения, органа опеки и попечительства на основании соответствующего заключения судебно-психиатрической экспертизы принимает решение о признании гражданина дееспособным. На основании решения суда отменяется установленная над ним опека.

Пятое ограничение — наличие заболевания, предусмотренного перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти. Сюда относят хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями в том числе хронический алкоголизм, наркомания и токсикомания (в каждом случае рассматривается индивидуально); выраженные дефекты речи и заикания в тяжелой форме; острые и хронические заразные заболевания, в том числе туберкулез (открытая форма) и сифилис (на период лечения); выраженные расстройства функции органов зрения и слуха (кроме специальных образовательных учреждений); хронические заболевания глотки и гортани (в каждом случае рассматриваются индивидуально). Перечень работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) включает в себя: работы в образовательных организациях всех типов и видов (п. 22). В соответствии с п. 5 ст. 34 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» данные о прохождении медицинских осмотров (обследований) вносятся в личные медицинские книжки.

Таким образом, государство требует от вузов соблюдения многочисленных требований, как в части образовательного ценза преподавателей, так и в части допуска к работе таких лиц. Всё это, безусловно направлено на повышение качества образования в Российской Федерации. Но, к сожалению, требования Профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» нуждаются в основательной доработке т. к. данная норма ограничивает работу педагогов, не имеющих ученую степень, так называемых педагогов-практиков, что в свою очередь может повлечь отток ценных кадров и снижение качества обучения в целом.

Литература:

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 дек. 2001 г. № 197-ФЗ Консультант Плюс.
  2. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации — 17 июня 1996 г. — № 25 — Ст. 2954.
  3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 21.07.2014). Ч. 5 ст. 10, ч. 1 ст. 46, ч. 7 ст. 60 Консультант Плюс.
  4. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» Электронный ресурс] Консультант Плюс.
  5. Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 г. N 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности»
  6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 года N 608н утвержден профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 сентября 2015 года, регистрационный N 38993)
  7. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. —: ИЦ «МарТ», 2005. — 448 с.
  8. Конституционный лексикон: Государственно-правовой терминологический словарь/ С. А. Авакьян — М.: Юстицинформ, 2015–640 с.

Работа педагога всегда отличалась от других профессий своим особым статусом. Педагог — работник, который должен обладать множеством профессиональных и человеческих качеств. Понимание психологии ребенка, умение общаться с родителями обучающихся, педагог также должен соответствовать ожиданиям и требованиям администрации, умение использовать современные технологии обучения и т. д. Вопрос о профессиональных компетенциях педагога нередко обсуждается и родителями, и профессиональным сообществом, и руководителями образовательных учреждений. Что должен знать и уметь педагог, его права и обязанности описаны в нормативных актах. Помимо прав и обязанностей существует также целая система ограничений для тех, кто не имеет права на занятие педагогической деятельностью. Обратимся к законодательной базе, которая закрепляет за педагогами особый статус и предъявляет требования к тем, кто должен обучать детей.

  • Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 18.06.2017 г.);
  • Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации» (далее — Закон);
  • Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов, служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»;
  • Приказ Министерства образования и науки от 7.04.2014 г. № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».

Особый статус педагогического работника

В Российской Федерации признается особый статус педагогических работников в обществе и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности. К педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз. Работник школы должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету. Педагогическим работникам в Российской Федерации предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда. Ст. 46 Закона определяет, что право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. Учитель обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой. Прохождение аттестации на соответствие должности также является обязательным для педагога, если он не пожелал добровольной пройти процедуру аттестации на присвоение квалификационной категории. В ходе аттестации педагог подтверждает свое право на преподавание и обучение.

Профессиональный ценз работников образования

Существующий единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов, служащих определяет должностные обязанности и те знания, которыми должны обладать работники образовательного учреждения. В данном справочнике определены требования к руководителю школы, руководителю структурного подразделения, социальному педагогу, тьютору и другим педагогическим работникам. Должностные обязанности педагога также определены в данном документе. Отметим некоторые из них.

  • Обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей,
  • Проведение учебных занятий, учитывая достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения.
  • Планирование и осуществление учебного процесса в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения.
  • Обеспечение достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов).
  • Соблюдение прав и свобод обучающихся, поддержание учебной дисциплины, режима посещения занятий, уважая человеческое достоинство.
  • Осуществление контрольно-оценочной деятельности в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся).
  • Обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса и т. д.

Высокие требования предъявляют и к знаниям педагога в образовательной сфере. Педагог должен знать:

  • приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
  • законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
  • конвенцию о правах ребенка;
  • основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач; педагогику, психологию, возрастную физиологию;
  • школьную гигиену;
  • методику преподавания предмета;
  • программы и учебники по преподаваемому предмету;
  • методику воспитательной работы;
  • требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним;
  • средства обучения и их дидактические возможности;
  • основы научной организации труда;
  • нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи;
  • теорию и методы управления образовательными системами;
  • современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;
  • методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;
  • технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, социологии;
  • трудовое законодательство;
  • основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
  • правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Как определить квалификацию педагога?

Профессиональные качества педагога — важнейшая его характеристика, как работника. Квалификация педагога подтверждается результатами аттестации.

Аттестационная комиссия принимает решение о соответствии занимаемой должности, присвоении первой или высшей квалификационной категории. По этим данным можно судить о профессиональном уровне педагога. Первая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе:

  • стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией; стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга;
  • выявления развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности;
  • личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активного участия в работе методических объединений педагогических работников организации.

Высшая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе:

  • достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;
  • выявления и развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях;
  • личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной;
  • активного участия в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах.

По результатам аттестации аттестационная комиссия может либо отказать, либо установить высшую квалификационную категорию.

При принятии в отношении педагогического работника, имеющего первую квалификационную категорию, решения аттестационной комиссии об отказе в установлении высшей квалификационной категории, за ним сохраняется первая квалификационная категория до истечения срока ее действия.

Рассмотрим категории работников, которые не могут быть допущены к педагогической деятельности.

К педагогической деятельности не допускаются лица

  • Лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда.
  • Имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности.

  • Имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления.
  • Признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке.
  • Имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти.

Перечень лиц, не имеющих права на педагогическую деятельность является исчерпывающим. Поэтому при поступлении на работу работодатель запрашивает у работника перечень документов, необходимых для того, чтобы исключить случаи принятия на работу лица, не имеющего права обучать детей.

Особенности отстранения от работы педагогических работников

Работодатель обязан отстранить от работы педагогического работника при получении от правоохранительных органов сведений о том, что данный работник подвергается уголовному преследованию. Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) педагогического работника на весь период производства по уголовному делу до его прекращения либо до вступления в силу приговора суда.

В ходе профессиональной деятельности могут возникнуть ситуации, когда работник не может выполнять свои обязанности и директор имеет право расторгнуть трудовой договор или отстранить работника от деятельности.

  1. Повторное в течение 1 года грубое нарушение Устава школы.
  2. Применением методов воспитания, связанных с физическим и/или психическим насилием над личностью обучающегося.

В данном случае увольнение возможно только после учета результатов дисциплинарного расследования, на основании жалобы. Работник должен быть ознакомлен с письменной жалобой, которую на него подали. Работнику передается, копия жалобы. Ход дисциплинарного расследования и принятые по его результатам решения могут быть преданы гласности только с согласия работника. Исключение составляют случаи, ведущие к запрещению заниматься педагогической деятельностью, или при необходимости защите интересов обучающихся, воспитанников.

Также директор имеет право не допускать работника до работы в следующих случаях.

  • Появление на работе в состоянии алкогольного или наркотического или иного токсического опьянения.
  • Не прошедшего обязательный медицинский осмотр.
  • При выявлении в соответствии с медицинским заключением противопоказаний для выполнения работы.

В период отстранения от работы заработная плата работнику не начисляется.

  • Автор — Сафиулина Нурия Романовна
  • 15.08.2017
  • Все консультации автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *