Общая стратегия аудита пример

Требование п. 7 МСА 300 Планирование аудита финансовой отчетности Аудитор должен разработать общую стратегию аудита, отражающую объем, сроки проведения и общую направленность аудита, а также являющуюся основой для разработки плана аудита

Рабочий документ Общая стратегия аудита разработан в соответствии с требованиями п. 7 МСА 300 «Планирование аудита финансовой отчетности».

В рабочем документе приведены вопросы и возможные ответы по следующим направлениям проверки:

  • Особенности аудиторского задания
  • Цели отчетности, сроки аудита и характер информационного взаимодействия
  • Существенные факторы, предварительная работа по заданию и информация, полученная в ходе выполнения других заданий
  • Характер, сроки использования и объем ресурсов

Общая стратегия аудита

Рабочий документ Общая стратегия аудита приводится в разделе Планирование аудита. По завершении разработки общей стратегии аудитор формирует план аудита.

Разделы аудита в программе IT Audit ×

Значимые изменения в общей стратегии аудита

Значимые изменения в общей стратегии аудита в программе IT Audit документируются в соответствующем рабочем документе.

Значимые изменения в общей стратегии аудита ×

В рамках разработки общей стратегии аудита аудитор также выполняет и документирует выполнение следующих аудиторских процедур:

  • Расчет уровня существенности
  • Оценка риска существенного искажения на уровне отчетности
  • Информация об обособленных подразделениях
  • Ключевые элементы понимания деятельности организации и ее окружения
  • Протокол встречи с ЛОКУ на этапе планирования
  • Формирует запросы в адрес аудируемого лица
  • Изучает систему внутреннего контроля аудируемого лица

Рабочий документ Общая стратегия аудита автоматически заполняется переменными

При создании рабочего документа программа автоматически заполняет переменные (наименование клиента, наименование проекта, руководитель задания, логотип аудиторской компании и т.д.), выделенные серым цветом

В столбце «Содержание ответа» выбирается необходимый вариант или вносится собственный. При необходимости документ изменяется в текстовом редакторе.

Порядок заполнения документа переменными приведен на странице Справки:

  • Создание файла (рабочего документа) по процедуре при заполнении которого не используются данные бухгалтерского учета
  • Групповое создание рабочих документов

При необходимости содержание вопросов и ответы могут быть изменены в текстовом редакторе программы. Все внесенные изменения сохраняются в файле рабочего документа Подготовка рабочих документов по МСА без данных бухучета в IT Audit

Использование перекрестных ссылок при подготовке общей стратегии аудита

В качестве доказательств при подготовке ответа могут использоваться ссылки на другие аудиторские доказательства (процедуры, файлы рабочих документов) с использованием перекрестных ссылок.

Перекрестные ссылки в рабочих документах IT Audit

Процедуры по планированию аудита в программе IT Аудит

Направить предложение по процедурам и рабочим документам

Планирование аудита должно служить гарантией снижения аудиторского риска до приемлемо низкого уровня. Так, подготовив стратегию и детальные аудиторские планы, партнёр по проекту может быть уверен и может проследить за тем, что работы проводятся эффективно, что ресурсов у фирмы достаточно и что они целесообразно затрачены. При этом планирование аудита постоянный процесс, который продолжается по ходу всего аудита и может дополняться или изменяться в связи с открытием новых обстоятельств, например. Очень важно, чтобы при планировании аудита, партнёр чётко определил лиц ответственных за выполнение тех или иных процедур и сроки выполнения таких процедур.

Планирование аудита делится на две части:

  1. Составление общей стратегии аудита; и
  2. Составления детального плана аудита.

Составление общей стратегии аудита начинается на этапе оценки рисков и включает в себя определение ресурсов и сроков относительно процедур по оценке рисков и общих процедур по процедурам в ответ на оценённые риски и выпуска аудиторского отчёта.

Детальный аудиторский план составляется, как только у аудитора появляется достаточная информация для проведения таких процедур. Составление детального аудиторского плана целесообразно начинать после этапа оценки рисков. Процесс и методика разработки детального плана аудита будет рассмотрен в соответствующем разделе, при рассмотрении выполнения процедур по действиям в ответ на оценённые риски.

Характер и продолжительность планирования аудита может варьироваться в зависимости от следующих факторов:

  1. Размер и сложность субъекта;
  2. Комплектность и размер команды по проекту, для маленьких субъектов обычно используется маленькая команда, что делает планирование, координацию и коммуникации внутри команды легче;
  3. Прошлый опыт аудитора в работе с этим субъектом;
  4. Наличии изменений обстоятельств в течение проведения аудита.

Планирование аудита полезно в следующем:

  1. Члены команды по проекту получают знания из опыта и понимания работы партнера и другого ключевого персонала;
  2. Работа должным образом организована, ресурсы скоординированы и руководство установлено;
  3. Опыт, полученный в прошлых периодах, должным образом используется;
  4. Важные участки аудита получают должное внимание;
  5. Потенциальные проблемы вовремя выявлены и разрешены;
  6. Аудиторская документация вовремя рассмотрена и соответствующим образом составлена;
  7. Работа, выполненная другими лицами (аудиторами, экспертами) скоординирована.

Планирование аудита начинается со сбора информации о субъекте и определении характера и продолжительности процедур, необходимых для оценки рисков и лиц, которые будут эти процедуры выполнять. Также необходимо составить расписание встреч команды по проекту для обсуждения подверженности финансовой отчётности субъекта существенным искажениям, включая мошенничество.

После того, как риски были выявлены и оценены, может быть разработан детальный план аудита проведения процедур, ответных на оценённые риски. Планирование таких процедур включает определение характера, продолжительности и времени выполнения дальнейших аудиторских процедур. Кроме того в планирование может включаться определение уровня существенности, привлечение экспертов или проведение иных дополнительных процедур по оценке рисков. Детальный план аудита устанавливает процедуры, проводимые на уровне утверждений, которые являются ответными на оценённые риски.

По ходу работы общая стратегия аудита и детальный план аудита могут изменяться, в связи с открытием новых обстоятельств, аудиторских выводов и иной полученной информации.

Аудит малых субъектов обычно проводится маленькой командой по проекту. Это делает координирование команды и коммуникации между участниками команды по проекту проще, и общая стратегия аудита может быть простой. Документироваться общая стратегия аудита для маленьких субъектов может в форме меморандума, который должен включать:

  1. Характер соглашения и время выполнения процедур;
  2. Результаты аудита прошлого периода;
  3. Изменения в субъекте в текущем периоде;
  4. Любые изменения, которые необходимо внести в общую стратегию аудита или детальный план аудита;
  5. Специальную ответственность каждого участника команды по проекту.

Планирование аудита текущего периода может начинаться с составления памятной записки по завершению предыдущего аудита. Такая памятная записка составляется на основе обзора рабочих документов с выделением значимых выводов. В следующем периоде, памятная записка, обновлённая, на основании обсуждения с собственником предприятия, может служить основанием для составления общей стратегии аудита.

Из аудита прошлых периодов, аудитор может извлечь информацию, представляющую значимость для аудита текущего периода, например:

  1. Какие-либо участки аудита, которые нуждаются в более или менее внимательном рассмотрении;
  2. Какие-либо запланированные на следующий период изменения, которые бы повлияли на субъект, как например, новые приобретение, производство новых товаров или услуг, установка новой системы бухгалтерского учёта;
  3. Где необходима помощь сотрудников субъекта, например, при анализе определённых счетов.

Планирование аудита можно условно разделить на 4 шага:

  1. Сбор информации;
  2. Оценка рисков существенных искажений на уровне финансовой отчётности;
  3. Разработка общего аудиторского ответа, на оценённые риски;
  4. Разработка плана распределения ресурсов.

Сбор информации

Этот этап необходим для установления масштаба аудита, требований к отчётности и каких-либо изменений с момента предыдущего аудита. Ниже приведены некоторые факторы, необходимые для рассмотрения:

  1. Масштаба аудита (что повлияет на масштаб аудита):
    1. Используемая учётная политика;
    2. Специальные требования к финансовой отчётности;
    3. Необходимость обязательного аудита отдельной финансовой отчётности в дополнение к аудиту в целях консолидации;
    4. Доступность персонала и информации клиента.
  2. Целей представления финансовой отчётности, сроков аудита и характера информирования (что необходимо и когда):
    1. График работы и предельная дата выпуска аудиторского отчёта;
    2. График встреч для обсуждений и ключевые даты для встреч с привлечёнными лицами (другими аудиторами, экспертами);
    3. Ключевые даты встреч с руководством и лицами, наделёнными руководящими полномочиями для обсуждения:
      1. Состояние проведения аудита;
      2. Характера, сроков и продолжительности проведения аудита;
      3. Ожидаемых прочих сообщений по результатам аудиторских процедур.
  3. Важных вопросов для аудита:
    1. Выводов сделанных из прошлого опыта, процедур по принятию клиента и продолжения отношений с клиентом;
    2. Определения соответствующих уровней существенности;
    3. Выявления участков аудита с возможным высоким уровнем искажения финансовой отчётности;
    4. Предварительное определение существенных компонентов и сальдо счетов;
    5. Стремление руководства разработать и внедрить разумный внутренний контроль, включая наличие надлежащей документации такого внутреннего контроля;
    6. Возможности для руководства злоупотребления полномочиями;
    7. Оценки соответствующего внутреннего контроля;
    8. Обсуждения вопросов аудита с другим персоналом фирмы со знанием субъекта;
    9. Влияния информационных технологий на аудит.
  4. Значительных изменений, влияющих на аудиторских подход:
    1. Изменения в основе представления финансовой отчётности (например, изменения в стандартах);
    2. Изменения, имеющие отношения к субъекту, финансовой отчётности, отрасли и прочим уместным вопросам;
    3. Бизнес изменения, влияющие на субъект, включая изменения в информационных технологиях и бизнес процессах, изменения в ключевом руководстве субъекта, а также приобретение, изменение и изъятие капиталовложений;
    4. Отраслевые изменения, такие как изменения в требованиях отраслевых регулирующих органов и новые требования к предоставлению отчётности.

В маленьких компаниях встречаются случаи, когда собственник является руководителем компании, внутренний контроль в таких компаниях является формальным и собственник имеет влияние буквально на все процессы. В таких компаниях, аудитору желательно провести полный аудит всех участков. Если это невозможно, аудитор, используя профессиональное суждение, должен определить, имеет ли место ограничение масштаба аудита или необходимо ли отказаться от выражения мнения.

Факторы, которые могут оказать влияние на принятие таких решений:

  1. Контрольная среда субъекта. Является ли собственник компании компетентным, надёжным и имеющим должное отношение к вопросам контроля. Компетентный собственник должен иметь сильную позицию, так как он хорошо знаком с бизнесом, должен утверждать большинство операций и следовательно уметь выявлять ошибки. Тем не менее слабости во внутреннем контроле могут создавать условия для руководства для превышения своих полномочий;
  2. Будет ли возможно разработать такие аудиторские процедуры, которые адекватно бы отвечали на оценённые риски. Самый сложный для определения фактор это не то, что включено, а что должно быть включено в финансовую отчётность. Например, все ли доходы или все ли обязательства включены должным образом в финансовую отчётность.

Оценка рисков существенных искажений на уровне финансовой отчётности

Риск существенных искажений на уровне финансовой отчётности относится к первичному риску, на который влияет субъект в целом (такие как характер индустрии, честность руководства, и их отношение к контролю и компетентность). Риски на уровне утверждений в основном относятся к специфическим рискам (например, большой объём запасов или товаров получены, но не отражены в учёте), которые встречаются на уровне бизнес процессов.

Предварительная оценка рисков существенных искажений на уровне финансовой отчётности может быть использована для составления предварительной стратегии аудита. Это целесообразно, так как низкая оценка такого риска (при условии надлежащей документации) может быть использована для снижения процедур по существу на уровне утверждений. Соответственно высокая оценка рисков существенных искажений на уровне отчётности потребует выполнения больше процедур по существу на уровне утверждений.

Предварительная оценка может быть основана на выводах из предыдущего аудита или в результате процедур по оценке рисков в текущем периоде.

Оценка рисков существенных искажений может варьироваться от высокой к низкой. Ниже представлены некоторые выводы, вытекающие из оценки рисков.

ОЦЕНКА РИСКОВ:

НИЗКАЯ

Существует возможность относиться с повышенным доверием к представлениям руководства и ограничиваться получением аудиторских доказательств только от субъекта.

Существует возможность использовать тесты внутреннего контроля вместе с процедурами по существу. Это снижает необходимость или продолжительность использования некоторых процедур по существу.

Возможность проведения больших аудиторских процедур в промежуточную дату, нежели к концу периода.

ОЦЕНКА РИСКОВ:

ВЫСОКАЯ

Уделять внимание проявлению более высокого уровня профессионального скептицизма членами команды по проекту при сборе и оценке аудиторских доказательств.

Рассматривать эффективность действий, предпринимаемых руководством в отношении выявленных слабостей во внутреннем контроле.

Назначать более опытный персонал для работы по соглашению и рассматривать необходимость привлечения экспертов.

Убедиться в непрерывном получении максимальных знаний о субъекте членами команды по проекту.

Обеспечить больший надзор за персоналом.

Получить больше аудиторских доказательств и из процедур по существу.

Внести изменения в аналитические процедуры или другие аудиторские процедуры применимые к процедурам по оценке рисков

Модифицировать характер аудиторских процедур, чтобы получить более убедительные аудиторские доказательства.

Рассмотреть изменения в характере, времени и продолжительности других аудиторских процедур.

Получить дополнительные доказательства, подтверждающие представления руководства.

Необходимо обсудить с руководством слабые стороны внутреннего контроля (в частности контрольной среды или уровней контроля субъекта). Такое обсуждение может обеспечить руководство возможностью вовремя внести изменения, которые могут повлиять на уровень оценки рисков.

Разработка общего аудиторского ответа на оценённые риски

Следующий шаг заключается в рассмотрении информации о субъекте и оценённых рисках, полученной в результате проведения процедур, описанных выше, и на основании такой информации разработать стратегию аудита.

Стратегия аудита устанавливает масштаб, время и подход к аудиту и служит руководством к составлению детального плана аудита.
Факторы для рассмотрения:

  1. Результаты прошло опыта аудита (включая тесты контроля, на которые можно положиться в текущем периоде) и других заданий для субъекта;
  2. Ответные действия руководства на обнаруженные слабости во внутреннем контроле;
  3. Необходимые ресурсы персонала и необходимы знания для аудита. Рассмотреть необходимость экспертов для рассмотрения сложных, специализированных и участков с высоким риском;
  4. Время аудита, включая время на инвентаризацию и другие необходимы процедуры;
  5. Более эффективный метод для ответа на риски существенных искажений, как на уровне финансовой отчётности, так и на уровне утверждений;
  6. Влияние информационных технологий на аудит;
  7. Стремление руководства разработать и внедрить разумный внутренний контроль, включая наличие надлежащей документации такого внутреннего контроля;
  8. Возможности для руководства злоупотребления полномочиями;
  9. Необходимость включения элемента неожиданности в выполнение аудиторских процедур.

Разработка плана распределения ресурсов

Последний шаг в разработке общей стратегии аудита заключается в установлении в характере, времени и продолжительности использования ресурсов, необходимых для аудита.

При распределении ресурсов, необходимо рассмотреть следующие вопросы:

  1. Выбор команды по проекту:
    1. Обладает ли предполагаемая команда по проекту необходимыми знаниями;
    2. Наделены ли некоторые члены команды по проекту полномочиями по надзору;
    3. Существует ли длительное непрерывное использование персонала по одному соглашению;
    4. Были ли поручены такие задания как проведение инвентаризации или отправка запросов специальному участнику команды по проекту;
    5. Был ли назначен ответственный за обзор контроля качества (если применимо);
  2. Планирование времени:
    1. Был ли распланирован бюджет по времени для каждого члена команды по проекту в соответствии с его обязанностями;
    2. Было ли установлено время для аудита участков с высоким уровнем риска;
    3. Сколько времени было заложено при бюджете в общем для выполнения необходимой работы.
  3. Обсуждение:
    1. Были ли обсуждены роли, ответственность и ожидания от каждого члена команды по проекту;
    2. Было ли сделано напоминание членам команды по проекту о необходимости соблюдения профессионального скептицизма и применения профессионального суждения при сборе и оценке аудиторских доказательств;
    3. Были ли установлены даты для обсуждения команды по проекту:
      1. Детального плана аудита и обсуждения субъекта;
      2. Выявления возможности мошенничества;
      3. Крайние сроки завершения работы по проекту или время обзора рабочих документов;
    4. Были ли установлены даты для начала работы (промежуточного периода и периода ближе к концу года, если применимо) и для рассылки подтверждений, проведения инвентаризации, закрытия периода;
    5. Были ли установлены ключевые даты для других аудиторов, экспертов и иных третьих лиц, привлечённых к аудиту.
  4. Руководство и обзор:
    1. Был ли разработан план для:
      1. Ежедневного обзора работы персонала;
      2. Возможности старшего персонала отвечать на вопросы, реагировать на потенциальные проблемы и быть в курсе текущего положения дел;
      3. Обзора аудиторского файла;
      4. Встреч для обсуждения с командой по проекту (где применимо)
    2. Есть ли необходимость для более высокого уровня обзоры работы персонала и аудиторского файла, в результате высокого уровня риска существенных искажений финансовой отчётности?

В дополнение к вступительному обсуждению персонала, очень рекомендуется провести обсуждение после выполнения:

  • Процедур по оценке рисков; и
  • Дальнейших аудиторских процедур.

Такие встречи не должны быть формальными или длительными, они важны для того, чтобы каждый член команды по проекту мог поделиться полученными данными, найденными исключениями, записанными выводами, необычными операциями или наоборот незначительными делами. Как правило, обмен информацией может выявить потенциальные риски, такие как мошенничество, например, которые потребовали бы дальнейшее изучение. Даже, если в аудите участвуют два человека такие обсуждения могут принести значительные результаты. Во время вступительного обсуждения, время и даты таких встреч могут быть запланированы.

Обсуждение плана с руководством и
лицами, наделёнными руководящими полномочиями

Общая стратегия аудита и детальный план аудита находятся полностью под ответственностью аудитора.

Часто бывает очень полезно обсудить детальный план аудита (например, сроки выполнения аудиторских процедур) с руководством субъекта. Такие обсуждения часто могут помочь скоординировать сроки выполнения аудиторских процедур и оказать содействие в их выполнении. Но, вместе с тем, точный характер, сроки и продолжительность аудиторских процедур не должны быть обсуждены в деталях и подвергаться полному изменению. Подробное обсуждение может привести к сомнению в эффективности аудита, подвергнуть аудит к предсказуемости или даже привести к ограничению масштаба аудита.

В субъектах где руководство готовит отчёты разным лицам, наделённым руководящими полномочиями, общая стратегия аудита должна быть обсуждена с ними в письменной форме, включая:

  1. Общую стратегию аудита;
  2. Сроки аудита;
  3. Любые дополнительные требования или ограничения.

Документация

Форма документирования планирования аудита зависит от размера и сложности субъекта, существенности, документирования иных процедур, обстоятельств специальных соглашений по аудиту. Планирование аудита может быть задокументировано в форме меморандума или стандартного контрольного листа.

Участки, которые должны быть задокументированы:

  1. Рассматриваемые ключевые решения (масштаб, время и руководство аудита) обязательны для должного планирования аудита;
  2. Необходимая информация для обсуждения между членами команды по проекту;
  3. Запланированный характер, сроки и продолжительность процедур по оценке рисков и дальнейших аудиторских процедур на уровне утверждений для каждого существенного класса операций, сальдо счетов и раскрытий в ответ на оценённые риски;
  4. Причины для внесения значительных изменений в настоящую стратегию, такие как ответная реакция на новые события и условия или результаты выполненных аудиторских процедур. Также включает детали пересмотренных аудиторских процедур.

Образец РД «Общая стратегия аудита»

Уровень существенности:

Сроки аудита:

Количество членов команды по проекты:

№ п/п

Дата
выполнения
процедур

Выполняемая
процедура.

Ответственное
лицо.

Отметка о
выполнении.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Стратегический аудит

Стратегический аудит, как инновационное направление

Стратегический аудит в социально-экономическом развитии регионов

Элементы системы государственного финансового стратегического аудита

Задачи стратегического аудита

Методы стратегического аудита

Заключение

Список литературы

Введение

конкурентный аудит стратегический

В данном эссе разрабатывается тема: Задачи и методы стратегического аудита.

Целью данной работы является понять, что же такое стратегический аудит, зачем он необходим предприятиям, где применяется и как работает.

После ознакомления с литературой на данную тему, было принято решение рассмотреть стратегический аудит, как инновационное направление, которое совсем недавно начало применяться на предприятиях.

Данное эссе состоит из шести глав (не считая Введение и Заключение), в первых четырех главах акцент делается именно на определении понятия «стратегический аудит». В данных главах, я, как автор, стараюсь более подробно рассмотреть механизм работы стратегического аудита на предприятиях и в социально-экономическом развитии регионов.

В последующих двух главах рассматривается задачи и методы стратегического аудита. Для наглядного понимания задач и методов было принято решение добавить изображения, которые подробно иллюстрируют тот или иной метод (задачу).

Данное эссе написано самостоятельно, но я, как автор, ссылаюсь на источники, где была взята информация для изучения данной темы.

Стратегический аудит

Стратегический аудит является составной частью аудита, которая осуществляет проверку основных и наиболее важных стратегических решений, и стратегий в развитии компании (организации), также обеспечивает полную оценку корпоративной стратегической ситуации. Данный тип аудита основан на данных налогового, финансового и управленческого аудита; стратегический аудит ориентирован на длительную перспективу и принимает во внимание различные факторы макросреды.

Рис.1 Факторы, влияющие на компанию

Главной и основной целью стратегического аудита является оценка перспектив решения задач организации. Стратегический аудит необходим в любой организации, где высшее руководство задумывается о том, чтобы создать планы развития компании на длительный срок, также он создает основу для принятия решений и способствует значительному снижению риска для принятия определенных решений. В процесс разработки стратегического аудита вовлекаются не только менеджеры высшего звена, но и все остальные руководители организации. Также и квалифицированные специалисты могут помочь организации в борьбе за повышение конкурентоспособности, платежеспособности. Специалисты должны выявлять уязвимые места и возможные резервы, обязательно предупреждать высшее руководство о рисках, с которыми может столкнуться предприятие при определенном воздействии факторов экономической среды.

Руководители среднего звена непосредственно работают над анализом областей, данным им для составления подробного отчета, после составления отчета необходимо передать всю наработанную информацию в отдел стратегического планирования.

Генеральный директор организации является не только самым влиятельным, но и самым ответственным менеджером, который занимается разработкой стратегии для дальнейшего развития компании, т.е. его должность, предусматривает то, что главным постановщиком задач, разработчика целей, которые необходимо достичь компании в определенные сроки, определение стратегий развития всей компании, является лично он. Несмотря на то, что многие другие менеджеры непосредственно связаны с процессом стратегического аудита, вся ответственность за руководство командой и реализацией стратегического плана лежит на человеке, занимающем должность генерального директора.

Заместители директора по производству, маркетингу, кадрам и другие руководители организации непосредственно несут ответственность за разработку и проведение стратегического аудита.

Рис. 2 Схема организации стратегического аудита на предприятии

Руководители должны принимать участие в развитии главных направлений всей стратегии и стратегическом анализе; работать вместе с генеральным директором и приходить к общему решению определенной проблемы, они повышают эффективность анализа отдельных частей стратегического аудита организации. Если речь заходит о небольших компаниях, то задача разработки и выполнения стратегии полностью приходится на пост руководителя.

Стоит обратить внимание на то, что проведение стратегического аудита не является только полномочиями генерального директора, его заместителей или собственников компании. Каждый отдел компании, будь то какой-то отдел предприятия, финансовый отдел организации или региональное бюро — должны принимать активное участие в анализе стратегического положения организации. Каждый менеджер должен самостоятельно разрабатывать и следить за выполнением стратегии в отведенной ему области. Хотя управляющие низшего звена решают специфические, более определенные задачи по разработке стратегии и ее осуществлении, чем высшее руководство, менеджер самостоятельно определяет и воплощает стратегию развития его участка, после чего составляет подробный отчет.

Главную роль в разработке выполнения и проведения стратегического аудита играют руководители высшего и среднего звена, задачей же специалистов, которые работают в отделе стратегического планирования, состоит в основном в том, что они собирают и обрабатывают информацию, которая необходима для работы менеджеров, разрабатывающих стратегию и вносящих различные корректировки в разрабатываемые планы стратегии.

Рис. 3 Отчет по проведению стратегического аудита

Стратегический аудит — это специально разработанная методика, которая достоверно проверяет и дает оценку качеству работы отделов организации, в которых ведется стратегическое управление. Такой аудит может быть либо всеобщим, т.е. он затрагивает все этапы процесса управления, либо направленным — затрагивать некоторую часть процесса. Кроме того, аудит может быть формализованным, т.е. он будет строго следовать правилам или неформализованным, дающим менеджеру свободу при принятии решений и о сроках проведения оценки работы всей организации.

Стратегический аудит, как инновационное направление

Для обеспечения успешной деятельности коммерческих организаций и предприятий требуется система аудита, которая позволяет увеличивать темпы развития субъектов в рыночной среде. Следовательно, необходимо разработать теорию, позволяющую организовать проблему взаимодействия коммерческого предприятия и рыночной среды. В таких случаях процесс стратегического аудита рассматривается как инструмент развития, средство преобразования, повышения конкурентоспособности. Сергей Степашин отмечает: стратегический аудит — «это не аудит расходов, а аудит результатов. Это более высокий тип аудита. В его фокусе, например, результаты крупных государственных программ и системных реформ, вообще результаты экономической политики правительства. Стратегический аудит — инновационный орган экономической рефлексии государства и общества. … Все понимают: не будет эффективного финансового контроля — не будет и модернизации» Степашин С. Счетной палате несколько тысяч верст не крюк — приедет и проверит / Павел Чувиляев // Коммерсантъ Деньги. — М., 2010. — №50 (807), 20 декабря.

В современной экономике успех бизнеса зависит как от созданного инновационного потенциала, так и от способности управлять им. Американскими экспертами из Института промышленных исследований в 2003 году был проведен опрос руководителей 191 американской компании на предмет их отношения к важнейшим проблемам технологического лидерства. Результаты исследования показали, что лидеры американской экономики по-разному относятся к данным направлениям развития компаний. К приоритетам были отнесены: способность обеспечить рост бизнеса за счет эффективного управления НИОКР — 17%, ускорение потока инноваций — 13%, интеграция планирования технологий в систему стратегического управления — 12%. Акценты в анализе инновационного потенциала фирмы смещаются в зависимости от уровня хозяйственной деятельности Мигунова М.А. Инновационный аудит как фактор дальнейшего развития экономики // Транспортное дело России. — М., 2009. — № 6. — С. 98-99..

Состояние новаторского потенциала организации в определенное время определяет инновационный аудит (системная оценка показателей развития организации в области разработок и коммерциализации новшеств, а также определение внутренних и внешних барьеров на их пути.), который включает в себя оценку инновационных возможностей:

— инновационный потенциал;

— инновационную среду;

— инновационную позицию;

— инновационную активность коммерческой организации.

Стратегический инновационный аудит изучает развитие инновационного потенциала предприятия, которое связанно с нововведениями ресурсов и их распределением в системе организации.

Основная цель стратегического инновационного аудита заключается в том, чтобы обеспечить долговременное функционирование инновационной компании, основываясь на результативной организации инновационного процесса. Главными и самыми важными критериями продуктивной организации инновационного процесса в коммерческом предприятии являются экономические параметры, которые позволяют сопоставлять затраты на инновационную деятельность предприятия и доходы от продажи инновационной продукции. Прибыль и доходы предприятия являются при этом не главной целью, они являются важным условием и результатом реализации инновационной деятельности.

Стратегический аудит создан специально для того, чтобы обеспечивать продуктивное и сбалансированное функционирование всех, как внутренних, так и внешних, элементов инновационных предприятий. Данное состояние системы называют гармонией.

Задача гармонизации в инновационном предприятии имеет эндогенный и экзогенный аспекты. Эндогенная гармонизация означает координацию внутренних элементов структуры предприятия, т.е. его субсистем. Для ее правильной работы и обеспечения необходима разработка и создание системы управления деятельностью внутри предприятия. Данная система должна решать следующие задачи:

* Разработка стратегической концепции;

* Формирование проектов;

* Планирование процессов производства;

* Реализация продукции предприятия;

* Четкое распределение работ;

* Строгий контроль за исполнением работ;

* Определение направлений деятельности предприятия;

* Создание и поддержание высокой мотивации среди всех работников предприятия.

Экзогенная гармонизация непосредственно связана с системами внешней среды и создается с помощью специальных процедур инновационной деятельности в определенной среде. Решает следующие задачи:

* Проведение маркетинговых исследований;

* Формирований целей инновационной деятельности;

* Использование опыта конкурентов;

* Кооперация в программах;

* Учет спроса среди потребителей

Стратегическая форма гармонизации поддерживает долгое выживание инновационного предприятия, которое в свою очередь обеспечивается и применяет стратегический менеджмент, направленный на создание стратегических проектов.

Оперативная гармонизация является средством выполнения стратегии развития, которую выбирают управляющие, и обеспечивает предприятие системами оперативного менеджмента.

Особенности стратегии:

— Долгосрочная перспектива;

— При разработке стратегии во внимание принимается согласованность инновационной, маркетинговой и производственной деятельности;

— Стремление к высокому уровню организации;

— Мотивация участников;

— Обеспечение внешних и внутренних преимуществ;

— Улучшение производительности предприятия.

Основные принципы стратегического аудита:

1. Точная и достоверная информация;

2. Объективное формировании выводов при составлении аудиторского отчета;

3. Проведение проверок;

4. Проверка всей инновационной деятельности предприятия.

Данные принципы базируются на общих принципах аудита, приведенных в стандартах по аудиторской деятельности.

Стратегический аудит в бизнесе может быть применен в таких направлениях, как:

— Аудит стратегии,

— Стратегический аудит затрат,

-Стратегический аудит прибыли,

— Стратегический аудит денежных потоков,

— Аудит основных стратегических решений,

-Стратегический аудит собственности,

— Стратегический аудит инноваций.

Инновационный сектор на Западе действует на разработанном правовом поле, в той или иной степени проникнут специфической деловой культурой. В России мы к этому только подходим. Поэтому надо потратить часть ресурсов на создание современной инновационной инфраструктуры, а это и подразумевает качественный инновационный аудит Мигунова М.А. Инновационный аудит как фактор дальнейшего развития экономики // Транспортное дело России. — М., 2009. — № 6. — С. 98-99..

Стратегический аудит в социально-экономическом развитии регионов

Для контроля качества создания государственных проектов Счетной палатой РФ вводится новый вид контроля — стратегический аудит. Прямое назначение, которого оценивать качество стратегий и проектов, их выполнение и эффективность, установить источники роста и действенность использования ресурсов по приоритетам. Стратегический аудит социально-экономического развития региона — это оценка соотношения показателей ресурсов с возможностью достижения поставленных целей, которые были установлены руководством региона.

Для аудита стратегий необходимы новейшие организационно-методические постановления, которые затрагивают планирование, реализацию планов и аудита основываясь на конечных результатах. Применение стратегического аудита вместе с финансовым аудитом, позволит органам государственного контроля охватить всю группу использования средств, предоставленных из бюджета: от начала создания проекта до получения окончательного результата.

Стратегический аудит связан с бюджетной реформой, государство взяло курс на увеличение срока бюджетного планирования.

Сейчас у страны появилась уникальная возможность начать создание новой политики расходов государства, которая направлена на постепенное повышение уровня жизни населения и на создание крупных инвестиционных проектов, именно поэтому потребность в стратегическом аудите становится все более актуальной.

Реализация крупных, требующих много ресурсов и долговременных проектов должна начинаться с экспертизы их влияния на инфраструктуру, их результативность, обеспеченность ресурсами и т.п.. Если же заниматься реализацией «плохих» проектов, то это, несомненно, растрата материальных и финансовых ресурсов. Реализация такого типа не принесет пользу обществу, а лишь потратит деньги, выделенные из государственного бюджета.

КСО (Корпоративная социальная ответственность) обязаны следить за тем, чтобы растраты такого типа не происходили. Также необходимо контролировать, чтобы финансирование проектов такого типа общественные ресурсы были направлены на достижения главных для страны и региона целей. Необходимо согласовать внутрирегиональное и общероссийское объединение поставленных задач. Необходимо добиться того, чтобы проекты, которые планируют начинать, были сбалансированы с другими проектами, воздействующие на развитие определенного региона.

Стратегический аудит может оказать неоценимую помощь в экспертизе проектов с государственным участием, в оценке их эффективности для региона и страны в целом.

Счетная палата и региональные контрольно-счетные органы также должны принимать участие в экспертизе перспективности и ресурсной обеспеченности планируемых проектов, организации контроля за их эффективной реализацией, обращая особое внимание на вопросы законности, рациональности и эффективности использования бюджетных средств. Официальный сайт Счетной Палаты РФ. . — Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.ach.gov.ru/

Проведение стратегического аудита содержит широкий комплекс федеральных и региональных вопросов, Счетной палате необходимо проводить его вместе с КСО регионов, где реализуется проект. Стратегический аудит обязан войти в практику деятельности КСО, т.е. стать действенным инструментом повышения результативности управления развитием различных регионов РФ в социально-экономической сфере.

Элементы системы государственного финансового стратегического аудита

Название элемента

Характеристика элемента

Объекты

национальная безопасность, стратегическое направление государственной политики, результаты крупных государственных программ и системных реформ, деятельности ведомств, ответственных за их реализацию

Предмет

стратегическая позиция получателя бюджетных средств и среда его функционирования, варианты достижения стратегических целей и их финансового обеспечения

Основная цель

комплексная оценка:

а) системы государственного стратегического планирования социально-

экономического развития;

в) возможности достижения (реализуемости) в установленные сроки стратегических

целей и приоритетов государственной политики с учетом оценки ресурсных возможностей, а также существующих рисков и ожидаемых при этом последствий.

Задачи

оценка качества стратегий государства и его субъектов;

анализ взаимной увязки систем стратегического и территориального планирования;

оценка динамики и уровня достижения ключевых показателей, целевых индикаторов стратегических программ;

оценка вариантов соответствия использования государственных средств утвержденным стратегическим целям развития государства и его субъектов на средне- и долгосрочный период времени;

оценка согласованности стратегических, промежуточных и тактичных целей.

Этапы проведения аудита

оценка обоснованности стратегических планов и программ, целесообразности их реализации.

оценка эффективности формирования и использования государственных ресурсов с точки зрения реализуемости в установленные сроки стратегических целей и приоритетов государственной политики.

получение доказательств уровня достижения ключевых показателей, целевых индикаторов и подготовка на их основе комплексных выводов

Методы аудита

экспертиза перспективности и ресурсной обеспеченности планируемых проектов;

стратегический анализ (SWOT-анализ) социально-экономического развития государства и его субъектов;

сценарный метод прогнозирования траекторий достижения стратегических целей;

программирование, бюджетирование

а оценка степени и динамики достижения стратегических целей государственных программ

Характер выводов и рекомендаций

корректировка государственных программ и стратегических целей в целях повышения эффективности использования ресурсов в контексте общенациональных стратегических приоритетов Ангелина Ирина Альбертовна,кандидат экономических наук, доцент, СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АУДИТ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Задачи стратегического аудита

Задачи стратегического аудита предназначены для подразделений организации. Данные задачи показывают стратегические цели организации по всем структурным подразделениям.

Для лучшего понимания ситуации и действия стратегического аудита, следует рассмотреть его задачи на примере.

Пример. Главной целью организации является расширение объема продаж, это может являться целью, как транспортной структуры, так и маркетингового отдела. В такой ситуации каждая структура будет выполнять свою конкретную задачу для выполнения главной цели предприятия.

Основные цели предприятия записываются в стратегический и долгосрочный план, задачи же отражаются в текущем календарном плане. Главная роль задач — это постепенное осуществление стратегических целей, которые поставило перед собой предприятие, выбор и определение технологии, с помощью которой будет происходить реализация.

Для выполнения задач в полном объеме разрабатывается и осуществляется, следующее:

Постановка краткосрочных планов;

Проведение анализа полученных результатов.

После получения результатов команда приступает к корректировке календарных планов, которые были сделаны на следующие периоды работы, уточняются стратегические цели.

Прыкина Л.В. Экономический анализ предприятия

Рис. 4 Матрицы, характеризующие рыночные позиции конкурентов.

Основные задачи стратегического аудита:

Формирование ресурсов;

Правильное распределение ресурсов;

Адаптация персонала;

Взаимодействие работы в различных структурах предприятия;

Соблюдение культуры производства на конкретном предприятии.

Не стоит забывать о том, что в современном мире идет активное внедрение информационных технологий во все сферы деятельности человека, и экономика не стала исключением. Задачей стратегического аудита стала разработка и внедрение во всевозможные структуры информационного и программного обеспечения, аппаратуры и современной информационного техники. Данные задачи сводятся к следующему:

Глубокое изучение информационной системы (далее ИС);

Изучение входящей и исходящей информации;

Контроль и проверка информации на достоверность;

Использование информационных функций;

Обучение персонала определенным информационным функциям;

Обучения персонала работать с новыми ИС.

Необходимо, чтобы стратегические планы организации обеспечивали равновесие между своими целями и стратегическими задачами регионов.

Данное равновесие достигается путем участия предприятия и региона в решении следующих задач:

Развитие и поддержание инфраструктуры;

Использование новейших технологий;

Использование энергосберегающих технологий;

Предоставление рынку товаров широкого потребительского спроса

Разработка и внедрение различных технологий;

Решение проблем работников.

Федеральные и региональные государственные органы со своей стороны должны создавать благоприятную обстановку для развития предприятий с помощью введения оптимальной налоговой системы, привлечения зарубежных инвесторов, оптимизации системы кредитования.

Стратегический план включает в себя текущие и долгосрочные цели и задачи, реальность осуществления которых зависит от баланса интересов структур предприятия с общими интересами предприятия, а также баланса целей и задач предприятия со стратегическими целями и задачами региона и макроэкономики.

Методы стратегического аудита

Анализ среды — основа выработки стратегии развития

SWOT-анализ

SWOT-анализ — метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации и разделении их на четыре категории: Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности) и Threats (угрозы).

Сильные (S) и слабые (W) стороны являются факторами внутренней среды объекта анализа, (то есть тем, на что сам объект способен повлиять); возможности (O) и угрозы (T) являются факторами внешней среды (то есть тем, что может повлиять на объект извне и при этом не контролируется объектом). Wikipedia.org

Классический SWOT-анализ предполагает определение сильных и слабых сторон в деятельности фирмы, потенциальных внешних угроз и благоприятных возможностей и их оценку относительно стратегически важных конкурентов.

Рис.5 SWOT-анализ

Рис.6 Заполнение таблицы при составлении SWOT-анализа

Конкурентный анализ по модели «5 сил» Майкла Портера

Анализ уровня конкуренции в отрасли по модели «5 сил конкуренции» Майкла Портера проводился путем анализа пяти внешних сил:

* рыночной властью поставщиков;

* рыночной властью покупателей:

* властью существующих конкурентов;

* угрозой появления новых конкурентов;

* угрозой появления товаров-субститутов.

Анализ составляющих элементов (детерминант) этих сил позволяет определить «узкие места» проекта, с тем чтобы мак-симально эффективно приложить усилия к укреплению его устойчиво-сти и ослаблению позиций конкурентов. Анализ проводился в два этапа:

1. Присвоение количественных показателей детерминантам пяти сил методом экспертной оценки.

2. Анализ сильных и слабых сторон текущей конкурентной си-туации, а также возможных компенсационных мероприятий. http://www.master-effect.biz Мастерская эффективного бизнеса Александра Перминова

Рис.7 Схема «5 сил»

Конкурентный анализ

Это глубокое всестороннее исследование конкурентного положения предприятия и доступных рынков в целях формирования эффективной стратегии развития. Конкурентный анализ отрасли включает в себя несколько разделов (этапов):

— определение главных экономических характеристик отрасли;

— определение движущих сил развития отрасли;

— оценка сил конкуренции;

— оценка конкурентных позиций соперничающих предприятий в отрасли;

— анализ ближайших конкурентов, их возможных действий;

— определение ключевых факторов успеха;

— оценка перспектив развития отрасли http://www.master-effect.biz Мастерская эффективного бизнеса Александра Перминова

Определение миссии и целей организации

Метод мозгового штурма (мозговая атака, мозговой штурм, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания. http://www.master-effect.biz Мастерская эффективного бизнеса Александра Перминова

Рис. 8 Мозговой штурм

Дерево целей — это структурированная, построенная по иерархическому принципу (распределенная по уровням, ранжированная) совокупность целей экономической системы, программы, плана, в которой выделены генеральная цель («вершина дерева»); подчиненные ей подцели первого, второго и последующего уровней («ветви дерева») Wikipedia.org

Рис. 9 Дерево целей предприятия

Реализация стратегии

Методы сетевого планирования. Методы, основная цель которых заключается в том, чтобы сократить до минимума продолжительность проекта. Основываются на разработанных практически одновременно и независимо методе критического пути и методе оценки и пересмотра планов PERT (Program Evaluation and Review Technique). http://www.master-effect.biz Мастерская эффективного бизнеса Александра Перминова

Структура разбиения работ является изначальным инструментом для организации работ, обеспечивающим разделение общего объема планируемых работ в соответствии со структурой их выполнения в организации. http://www.master-effect.biz Мастерская эффективного бизнеса Александра Перминова

Заключение

Целью данного эссе было выяснить, зачем нужен стратегический аудит в современной экономике предприятия.

После подробного изучения данной темы, были сделаны следующие выводы:

Стратегический аудит необходим для того, чтобы дать полную и достоверную оценку корпоративной ситуации, которая сложилась на предприятии;

Стратегический аудит опирается на долгосрочную перспективу развития предприятия;

Учитывает влияние, как внешних, так и внутренних факторов макросреды;

Стратегический аудит задействует всех руководителей компании.

Стратегический аудит это новое и пока что не до конца изученное направление аудита. Дальнейшее совершенствование в данной области позволит инноваторам (предприятиям) осуществлять инвестиции в инновационные проекты, основываясь на результатах стратегического аудита.

Список литературы

Мигунова М.А. Инновационный аудит как фактор дальнейшего развития экономики // Транспортное дело России. — М., 2009. — № 6. — С. 98-99.

Официальный сайт Счетной Палаты РФ. . — Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.ach.gov.ru/

Ангелина Ирина Альбертовна,кандидат экономических наук, доцент, Стратегический аудит в системе государственного финансового контроля

Прыкина Л.В. Экономический анализ предприятия

IFAC HANDBOOK10МСА 300 МЕЖДУНА? ОДНЫЙ СТАНДА? Т АУДИТА 300″ПЛАНИ? ОВАНИЕ АУДИТА ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ» Международный стандарт аудита (МСА) 300 «Планирование аудита финансовой отчетности» следует рассматривать вместе с МСА 200 «Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с Международными стандартами аудита». ВведениеСфера применения настоящего стандартаНастоящий Международный стандарт аудита (МСА) устанавливает обязанности аудитора по планированию аудита финансовой отчетности. Настоящий стандарт относится к повторным аудиторским заданиям. Отдельно представлены дополнительные замечания, относящиеся к аудиторскому заданию, выполняемому впервые. ? оль и сроки планирования 2.? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? Планирование аудита предполагает разработку общей стратегии аудита по заданию и составление плана аудита. Надлежащее планирование полезно при проведении аудита финансовой отчетности, поскольку (см. пункты A1–A3):помогает аудитору уделять надлежащее внимание важным аспектам аудита; помогает аудитору своевременно выявлять и устранять возможные проблемы;помогает аудитору надлежащим образом организовать аудиторское задание и руководить процессом его проведения таким образом, чтобы обеспечить его эффективное выполнение; оказывает помощь при выборе членов аудиторской группы, обладающих надлежащими навыками и квалификацией для снижения ожидаемых рисков, а также при распределении работ между ними; способствует осуществлению руководства и контроля за членами аудиторской группы, а также анализа результатов их работы;в тех случаях, когда это имеет место, оказывает помощь в координации работы аудиторов компонентов организации и экспертов. Дата вступления в силу3.? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? Настоящий стандарт вступает в силу в отношении аудита финансовой отчетности за периоды, начинающиеся 15 декабря 2009 года или после этой даты.*Цель 4.? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? Цель аудитора состоит в том, чтобы спланировать проведение аудита таким образом, чтобы он был проведен эффективно.ТребованияУчастие ключевых членов аудиторской группы5.? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? уководитель задания и другие ключевые члены аудиторской группы должны принимать участие в планировании аудита, включая планирование обсуждений среди членов аудиторской группы и их участие в обсуждении (см. пункт A4).Предварительная работа по заданию6.? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? В начале выполнения аудиторского задания аудитор должен предпринять следующие действия: (a) выполнить процедуры, требуемые МСА 220 в отношении продолжения отношений с клиентом и данного аудиторского задания; (b) оценить соблюдение соответствующих этических требований, включая независимость, в соответствии с МСА 220; (c) получить понимание условий аудиторского задания, как этого требует МСА 210 (см. пункты A5–A7). ? аботы по планированию7.? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? Аудитор должен разработать общую стратегию аудита, отражающую объем, сроки проведения и общую направленность аудита, а также являющуюся основой для разработки плана аудита.8.? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? При разработке общей стратегии аудита аудитор должен: (a)? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? выявить особенности аудиторского задания, имеющие определяющее значение для его объема;(b)? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? подтвердить цели отчетности по аудиторскому заданию для планирования сроков проведения аудита и характера необходимого информационного взаимодействия;(c)? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? проанализировать факторы, которые в соответствии с суждением аудитора являются значимыми для определения направления деятельности аудиторской группы;(d)? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? изучить результаты предварительной работы по аудиторскому заданию и, если уместно, определить, окажется ли полезен опыт, полученный ранее руководителем задания при выполнении других заданий в интересах данной организации, для выполнения этого задания;(e)? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? установить характер, сроки использования и объем ресурсов, необходимых для проведения данного аудита (см. пункты A8–A11). 9.? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? Аудитор должен разработать план аудита, включающий описание: (a)? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? характера, сроков и объема планируемых процедур оценки рисков, как этого требует МСА 315 (пересмотренный) ;(b)? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? характера, сроков и объема запланированных последующих аудиторских процедур на уровне предпосылок, как это определено в МСА 330; (c)? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? прочих запланированных аудиторских процедур, которые необходимо выполнить для того, чтобы аудиторское задание соответствовало требованиям Международных стандартов аудита (см. пункт A12).10.? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? В ходе проведения аудита аудитор при необходимости должен вносить изменения в общую стратегию и план аудита (см. пункт A13). 11.? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? Аудитор должен запланировать характер, сроки и объем работы по руководству и контролю за членами аудиторской группы, а также по проверке результатов их работы (см. пункты A14–A15).Документация12.? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? Аудитор должен включить в аудиторскую документацию: (a) общую стратегию аудита;(b) план проводимого аудита; (c) все значительные изменения, внесенные в течение проводимого аудита в общую стратегию аудита или план проводимого аудита, а также причины этих изменений (см. пункты A16–A19).Дополнительные соображения относительно аудиторских заданий, выполняемых впервые 13.? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? Перед началом выполнения аудита, проводимого впервые, аудитор должен выполнить следующие действия: (a)? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? провести процедуры, требуемые МСА 220 в отношении принятия отношений с клиентом и данного аудиторского задания; (b)? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? в порядке соблюдения соответствующих этических требований обменяться информацией с предшествующим аудитором, если имела место смена аудитора (см. пункт A20). ***? уководство по применению и прочие пояснительные материалы? оль и сроки планирования (см. пункт 2)A1.? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? Характер и объем работ по планированию будут варьироваться в зависимости от размера и сложности аудируемой организации, от предшествующего опыта работы с данной организацией ключевых членов аудиторской группы, а также от изменений в обстоятельствах, возникших в ходе проведения аудита. A2.? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? Планирование не является отдельным этапом аудита, а, скорее, носит непрерывный и циклический характер и во многих случаях начинается сразу по завершении (или в связи с завершением) предыдущего аудиторского задания и продолжается вплоть до выполнения текущего аудиторского задания. Планирование предполагает анализ сроков определенных работ и аудиторских процедур, которые должны быть завершены до начала выполнения последующих аудиторских процедур. Например, планирование включает необходимость еще до выявления и оценки аудитором рисков существенного искажения проанализировать такие вопросы, как: перечень аналитических процедур, которые необходимо выполнить в качестве процедур оценки рисков; получение общего представления о нормативно-правовых актах, относящихся к деятельности организации, и того, каким образом организация выполняет требования этих актов;порядок определения существенности;целесообразность привлечения экспертов;порядок выполнения прочих процедур оценки рисков. A3.? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? Для того чтобы способствовать выполнению аудиторского задания и управлению им (например, координировать проведение определенных аудиторских процедур с работой персонала организации), аудитор может принять решение обсудить некоторые аспекты планирования с руководством организации. Несмотря на то, что такие обсуждения во многих случаях проводятся, разработка общей стратегии аудита и плана проводимого аудита остается сферой ответственности аудитора. При обсуждении вопросов, относящихся к общей стратегии аудита или плану проводимого аудита, необходимо позаботиться о том, чтобы не подвергнуть риску их результативность. Например, обсуждение с руководством характера и сроков проведения аудиторских процедур может поставить под угрозу эффективность аудита, сделав аудиторские процедуры слишком предсказуемыми.Участие ключевых членов аудиторской группы (см. пункт 5)A4.? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? Участие руководителя задания и других ключевых членов аудиторской группы в планировании аудита предполагает использование их опыта и умения разобраться в сути вопросов, что приводит к повышению результативности и эффективности процесса планирования. Предварительная работа по заданию (см. пункт 6)A5.? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? Проведение в начале выполнения текущего аудиторского задания всех предварительных работ по нему, описанных в пункте 6, помогает аудитору выявить и оценить события или обстоятельства, которые могут неблагоприятно повлиять на его возможности по проведению планирования и выполнения аудиторского задания. A6.? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? Выполнение этих предварительных работ по аудиторскому заданию позволяет аудитору таким образом спланировать это задание, чтобы в ходе его выполнения: аудитор сохранял бы независимость и способность выполнения аудиторского задания;не возникало бы проблем с честностью руководства, способных негативно отразиться на желании аудитора продолжить выполнение задания;не возникало бы недоразумений с клиентом по вопросам условий аудиторского задания.A7.? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? Анализ аудитором вопроса о продолжении отношений с клиентом и соблюдении соответствующих этических требований, включая независимость, проводится на протяжении всего аудиторского задания по мере возникновения новых условий или изменения обстоятельств. Выполнение начальных процедур как по вопросу продолжения отношений с клиентом, так и по оценке соблюдения соответствующих этических требований (включая независимость) в самом начале текущего аудиторского задания означает, что они завершаются до выполнения прочих существенных работ по текущему аудиторскому заданию. В случаях повторяющихся аудиторских заданий такие начальные процедуры обычно выполняются сразу по завершении (или в связи с завершением) предыдущего аудиторского задания.? аботы по планированиюОбщая стратегия аудита (см. пункты 7–8)A8.? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? При условии выполнения аудиторских процедур оценки рисков процесс выработки общей стратегии аудита помогает аудитору достичь определенности в таких вопросах, как:ресурсы, необходимые для проведения работ в тех или иных областях аудита, например, использование обладающих надлежащей квалификацией членов аудиторской группы для работы с областями, характеризующимися высоким уровнем риска, или привлечение экспертов к решению сложных вопросов; распределение ресурсов по тем или иным областям аудита, например, количество членов аудиторской группы, выделенных для проведения инвентаризации больших объемов запасов в? местах их нахождения, объем проверки работы других аудиторов в случае аудита группы, или количество часов, выделенных на работу с областями, характеризующимися высоким уровнем риска; когда следует использовать имеющиеся ресурсы: например, на этапе промежуточного аудита или в основные ключевые даты; как осуществляется управление ресурсами, их распределение и контроль за ними: например, когда следует проводить совещания с целью инструктажа и заслушивания членов аудиторской группы, каким образом будет организовано проведение обзорных проверок руководителем задания и менеджером (например, на рабочем месте или удаленно), следует ли выполнить обзорные проверки качества выполнения задания.A9.? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? В Приложении перечислены примеры замечаний, связанных с разработкой общей стратегии аудита.A10.? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? По завершении разработки общей стратегии аудита можно перейти к разработке плана аудита, предусматривающего решение вопросов, определенных в общей стратегии аудита, с учетом необходимости достижения целей аудита посредством эффективного использования имеющихся у аудитора ресурсов. ? азработка общей стратегии аудита и подробного плана аудита не обязательно являются отдельными или следующими друг за другом шагами, напротив, они тесно взаимосвязаны, поскольку изменения в одном из этих документов могут привести к необходимости внесения соответствующих изменений в другой. Особенности малых организацийA11.? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? При аудите малых организаций весь аудит может проводиться очень небольшой аудиторской группой. Во многих случаях аудит малых организаций проводится руководителем задания (который может быть индивидуально практикующим специалистом) совместно лишь с одним членом аудиторской группы (или вообще без членов аудиторской группы). В условиях небольшой аудиторской группы проще координировать совместную работу ее членов и организовать информационное взаимодействие между ними. ? азработка общей стратегии аудита для проводимого аудита малой организации не должна становиться сложным или отнимающим много времени мероприятием; она зависит от размера организации, сложности аудита и размера аудиторской группы. Например, краткий меморандум, подготовленный по завершении предшествующего аудита, основанный на проверке рабочих документов и выделяющий проблемы, выявленные в ходе только что завершившегося аудита, в который внесены обновления уже в текущем периоде по результатам обсуждений с собственником-руководителем, может служить надлежащим образом задокументированной стратегией аудита по текущему аудиторскому заданию, если в этом меморандуме раскрыты вопросы, перечисленные в пункте 8. План проводимого аудита (см. пункт 9)A12.? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? План проводимого аудита содержит более подробное описание, чем общая стратегия, поскольку в нем указываются характер, сроки и объем выполняемых членами аудиторской группы аудиторских процедур. Планирование этих аудиторских процедур осуществляется на протяжении всего аудита по мере разработки ее плана. Например, планирование аудиторских процедур оценки рисков проводится на начальном этапе аудита. Однако планирование характера, сроков и объема тех или иных последующих аудиторских процедур зависит от исхода выполнения этих процедур оценки рисков. Кроме того, аудитор может начать выполнение последующих аудиторских процедур оценки определенных видов операций, остатков по счетам и раскрытия информации до начала планирования всех остальных последующих аудиторских процедур.Внесение изменений в решения по планированию в ходе проведения аудита (см. пункт 10)A13.? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? В результате непредвиденных событий, изменений в обстоятельствах или вследствие получения аудиторских доказательств, собранных в ходе проведения аудиторских процедур, у аудитора может возникнуть необходимость внести изменения в общую стратегию аудита и план аудита, что повлечет за собой изменение характера, сроков и объема последующих аудиторских процедур с учетом пересмотренного анализа оцененных рисков. Так может происходить в случаях, когда аудитор получает информацию, существенно отличающуюся от той, которая была доступна при изначальном планировании соответствующих аудиторских процедур. Например, аудиторские доказательства, собранные в ходе выполнения процедур проверки по существу, могут противоречить аудиторским доказательствам, собранным в результате тестирования средств контроля. ? уководство, контроль и обзорная проверка (см. пункт 11)A14.? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? Характер, сроки и объем руководства и контроля за членами аудиторской группы, а также обзорной проверки выполненной ими работы варьируются и зависят от многих факторов, включая следующие:размер и сложность организации;область аудита;оцененные риски существенного искажения (например, повышение оцененного риска существенных искажений для данной области аудита обычно требует соответствующего расширения объема и обеспечения своевременности руководства и контроля за членами аудиторской группы, а также более детальной проверки их работы); способностей и уровня подготовки членов аудиторской группы, выполняющих аудиторское задание. Дополнительные рекомендации по руководству и контролю за проведением аудита, а также по проверке результатов аудиторской работы содержатся в МСА 220. Особенности малых организацийA15.? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? Если аудит проводится исключительно руководителем задания, то вопросы организации руководства и контроля за членами аудиторской группы не возникают. В таких случаях руководитель задания, самостоятельно выполнив все процедуры, оказывается осведомлен обо всех существенных проблемах. Когда весь аудит проводится одним и тем же лицом, оно впоследствии может столкнуться с проблемами практического свойства при вынесении объективного мнения о надлежащем характере суждений, вынесенных в ходе аудита. Если затрагиваются особенно сложные или необычные вопросы, а аудит проводится индивидуально практикующим специалистом, может оказаться целесообразным проконсультироваться с другими имеющими надлежащую квалификацию аудиторами или с профессиональной аудиторской организацией.Документация (см. пункт 12)A16.? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? Документация по общей стратегии аудита представляет собой запись ключевых решений, которые считаются необходимыми для надлежащего планирования аудита и доведения значимых вопросов до членов аудиторской группы. Например, аудитор может обобщить общую стратегию аудита в форме меморандума, который содержит ключевые решения по общему объему, срокам и порядку проведения аудита.A17.? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? Документация по плану аудита является записью планируемого характера, сроков и объема процедур оценки рисков и последующих аудиторских процедур на уровне предпосылок в ответ на оцененные риски. Документация также служит свидетельством надлежащего планирования аудиторских процедур, которое можно изучить и одобрить до начала выполнения этих процедур. Аудитор может воспользоваться стандартными аудиторскими программами или контрольными перечнями, составленными с учетом конкретных обстоятельств аудиторского задания. A18.? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? Документирование значительных изменений в общей стратегии аудита и плане аудита, а также обусловленных ими изменений в запланированном характере, сроках и объеме аудиторских процедур поясняет причины, по которым были внесены эти значительные изменения, а общая стратегия аудита и план аудита были приняты в их окончательной редакции для проводимого аудита. Документы также отражают соответствующие ответные действия на значительные изменения, происходящие в ходе проводимого аудита.Особенности малых организацийA19.? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? Как указано в пункте A11, соответствующий краткий меморандум может служить документальным оформлением стратегии аудита малой организации. При разработке плана аудита могут использоваться стандартные аудиторские программы или контрольные списки (см. пункт A17), составленные исходя из допущения о немногочисленности соответствующих контрольных мероприятий, что, скорее всего, и происходит в малой организации, при условии, что такие программы или списки используются с учетом конкретных обстоятельств аудиторского задания, включая оценку рисков аудитором.Дополнительные соображения относительно аудиторских заданий, выполняемых впервые (см. пункт 13)A20.? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? Назначение и цель планирования проводимого аудита остаются неизменными как при аудиторском задании, выполняемом впервые,? так и при аудите, проводимом регулярно. Однако при планировании аудиторского задания, выполняемого впервые, аудитор может столкнуться с необходимостью расширения перечня работ по планированию, поскольку у него нет прошлого опыта в отношении аудируемой организации, которым он мог бы воспользоваться при планировании аудита, проводимого регулярно. При разработке общей стратегии аудита и плана аудита, выполняемого впервые, аудитор может рассмотреть некоторые дополнительные вопросы, включая следующие:договоренности, которые необходимо достичь с предшествующим аудитором, например, по обеспечению возможности ознакомления с его рабочей документацией, за исключением случаев, когда это запрещено законом или нормативным актом;все принципиальные вопросы (включая применение принципов учета или стандартов аудита и финансовой отчетности), обсуждавшиеся с руководством в связи с первоначальным назначением аудитора, доведение этих вопросов до сведения лиц, отвечающих за корпоративное управление, а также воздействие этих вопросов на общую стратегию аудита и план аудита; аудиторские процедуры, необходимые для получения достаточных надлежащих аудиторских доказательств в отношении остатков на начало периода;прочие процедуры, предусмотренные системой контроля качества аудиторской организации в отношении аудиторских заданий, выполняемых впервые (например, система контроля качества аудиторской организации может предусматривать участие другого партнера или старшего сотрудника в проверке общей стратегии аудита до начала значительных аудиторских процедур или в обзоре отчетов до их выпуска). Приложение(см. пункты 7–8, A8–A11)Соображения по разработке общей стратегии аудитаВ настоящем Приложении приводятся примеры вопросов, которые аудитор может рассмотреть при разработке общей стратегии аудита. Многие из этих вопросов будут влиять и на подробный план аудита. Приведенные примеры охватывают широкий спектр вопросов, применимых ко многим аудиторским заданиям. В то время как некоторые из приведенных ниже вопросов могут быть включены в состав требований других МСА, далеко не все эти вопросы сохраняют свою актуальность для каждого аудиторского задания, а их перечень не обязательно является исчерпывающим. Особенности аудиторского задания: концепция подготовки финансовой отчетности, на основании которой готовилась подлежащая аудиту финансовая информация, с учетом возможной необходимости проведения проверки соответствия какой-либо иной концепции подготовки финансовой отчетности;характерные для данной отрасли требования к отчетности, например, отчеты, предписанные отраслевыми регулирующими органами;предполагаемый охват аудита, включая количество и расположение аудируемых компонентов организации; характер отношений контроля между материнской организацией и ее компонентами, определяющий порядок консолидации группы; масштаб аудита компонентов организации, выполняемого сторонними аудиторами; характер подлежащих аудиту сегментов бизнеса, включая необходимость специальных знаний;применяемая валюта отчетности, включая необходимость пересчета аудируемой финансовой информации из одной валюты в другую; необходимость предусмотренного регламентирующими документами аудита отдельных финансовых отчетов в дополнение к аудиту для целей консолидации; наличие в организации службы внутреннего аудита и, в случае ее наличия, учет того, в каких областях и до какой степени результаты работы этой службы могут быть использованы для целей проводимого аудита, когда характер и объем планируемого использования работы внутренних аудиторов допускает непосредственное участие; использование организацией услуг обслуживающих организаций и, в случае использования таких услуг, учет того, каким образом аудитор может получить доказательства в отношении организации или функционирования средств контроля, применяемых такими обслуживающими организациями;предполагаемый характер использования аудиторских доказательств, собранных в ходе предыдущих аудиторских заданий, например, доказательств, связанных с процедурами оценки рисков и тестирования средств контроля; реальное воздействие информационных технологий на аудиторские процедуры, включая доступность данных и ожидаемое использование автоматизированных способов аудита; согласование предполагаемого охвата и сроков аудита с обзорными проверками промежуточной финансовой информации, а также влияние информации, полученной в ходе таких обзорных проверок, на аудит; доступность персонала и данных клиента.Цели отчетности, сроки аудита и характер информационного взаимодействия: календарь представления отчетности организации, например, на промежуточном и заключительном этапах;организация совещаний с руководством и лицами, отвечающими за корпоративное управление, для обсуждения характера, сроков и объема аудиторской работы;? обсуждение с руководством и лицами, отвечающими за корпоративное управление, предполагаемых типов отчетов и сроков их предоставления, а также иные виды информационного взаимодействия как в письменной, так и в устной форме, включая аудиторское заключение, письма руководства и информационное взаимодействие с лицами, отвечающими за корпоративное управление;обсуждение с руководством вопросов, связанных с ожидаемым информированием о ходе выполнения аудиторских работ в течение всего задания; обсуждение с аудиторами компонентов организации вопросов, связанных с ожидаемыми видами и сроками предоставляемых отчетов, а также иных вопросов, связанных с аудитом компонентов; ожидаемый характер и сроки информационного взаимодействия членов аудиторской группы, включая характер и сроки проведения совещаний группы, а также сроки обзорных проверок выполненной работы; потребность в информационном взаимодействии с третьими лицами, включая любые предусмотренные законом или договором обязанности по представлению отчетности, возникающие в результате аудита.Существенные факторы, предварительная работа по заданию и информация, полученная в ходе выполнения других заданий: порядок определения существенности в соответствии с МСА 320и, в тех случаях, когда это применимо:порядок определения существенности для компонентов организации и доведение информации об этом до аудиторов компонентов в соответствии с МСА 600;предварительное выявление значительных компонентов и существенных видов операций, остатков по счетам и раскрытия информации;предварительное выявление областей, в которых возможен повышенный риск существенного искажения;влияние оцененного риска существенного искажения на уровне всей финансовой отчетности на управление, надзор и проверку; способ, при помощи которого аудитор обращает внимание членов аудиторской группы на необходимость подвергать сомнению и следовать принципу профессионального скептицизма при сборе и оценке аудиторских доказательств; результаты предыдущего аудита, в ходе которого проводилась оценка операционной эффективности системы внутреннего контроля, включая характер выявленных недостатков и меры, принятые для их устранения; обсуждение вопросов, которые могут повлиять на проведение аудита, с персоналом аудиторской организации, ответственным за предоставление аудируемой организации прочих услуг; доказательства приверженности руководства принципам разработки, внедрения и поддержания надежной системы внутреннего контроля, включая доказательства наличия надлежащей документации по такой системе; объем операций, который может играть определяющую роль в решении аудитором вопроса о том, не будет ли более эффективным положиться на систему внутреннего контроля;осознание в масштабе всей организации важности системы внутреннего контроля для успешного ведения операционной деятельности организации;значительные события в развитии бизнеса, влияющие на организацию, включая изменения в информационных технологиях и бизнес-процессах, изменения в ключевом руководстве организации, а также приобретения, слияния и отчуждения; значительные события в развитии отрасли, такие как изменения в требованиях отраслевых нормативных актах и новые требованиях к отчетности; значительные изменения в концепции подготовки финансовой отчетности, такие как изменения в стандартах финансовой отчетности;прочие значительные изменения, затрагивающие организацию, такие как изменения в нормативно-правовой базе.Характер, сроки использования и объем ресурсов:подбор членов аудиторской группы (включая, в необходимых случаях, лицо, осуществляющее проверку качества выполнения задания) и распределение обязанностей среди них, в том числе назначение более опытных членов аудиторской группы на направления с более высоким уровнем риска существенного искажения;составление сметы задания, включая установление количества времени, которое необходимо выделить на работы по тем направлениям, где возможен повышенный риск существенного искажения.© IFAC ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? МСА 220 «Контроль качества при проведении аудита финансовой отчетности», пункты 12–13. ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? МСА 220, пункты 9–11. ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? МСА 210 «Согласование условий аудиторских заданий», пункты 9–13. ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? МСА 315 (пересмотренный) «Выявление и оценка рисков существенного искажения посредством изучения организации и ее окружения». ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? МСА 330 «Аудиторские процедуры в ответ на оцененные риски». ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? МСА 230 «Аудиторская документация», пункты 8–11 и A6. ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? МСА 220, пункты 12–13. ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? Требования и рекомендации по обсуждению аудиторской группой вопросов подверженности финансовой отчетности организации существенным искажениям излагаются в МСА 315 (пересмотренном), пункт 10. В пункте 15 стандарта МСА 240 «Обязанности аудитора в отношении недобросовестных действий при проведении аудита финансовой отчетности» содержатся рекомендации относительно того, что в ходе такого обсуждения делается упор на подверженность финансовой отчетности организации существенным искажениям по причине недобросовестных действий. ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? МСА 220, пункты 15–17. ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? МСА 510 «Аудиторские задания, выполняемые впервые: остатки на начало периода». ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? МСА 320 «Существенность при планировании и проведении аудита». ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? МСА 600 «Особенности аудита финансовой отчетности группы (включая работу аудиторов компонентов)», пункты 21–23 и 40(c).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *