Общехозяйственные и общепроизводственные расходы

Содержание

Учет и распределение ОПР и ОХР

ОПРи ОХР, возникающие в связи с организацией и обслуживанием производственного процесса, управлением хозяйствующим субъектом и его подразделениями, относятся к накладным.

ОПР, их состав и размер определяются сметами на содержание и эксплуатацию оборудования, управленческих и хозяйственных расходов подразделений.

Синтетический учет ОПР ведется на счете 25 «ОПР», аналитический — в специальных ведомостях по каждому цеху и по статьям сметы. При журнально-ордерной форме учета ОПР фиксируются в ведомости № 12, которая выполняет роль одновременно регистров аналитического и синтетического учета. Записи в эту ведомость производятся по данным ведомостей распределения расхода материалов, заработной платы, отчислений на социальные нужды, начисления амортизации и других документов.

На счетах бухгалтерского учета ОПР отражаются так:

Дебет сч. 25 «Общепроизводственные расходы»

Кредит сч. 02 «Амортизация основных средств», 10 «Материалы», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 96 «Резервы предстоящих расходов», 97 «Расходы будущих периодов» и пр.

По окончании месяца сумма ОПР, учтенная по дебету счета 25, списывается (распределяется), счет закрывается.

ОПР относятся не только на себестоимость готовой продукции, но и на себестоимость незавершенного производства на конец месяца. Сумма ОПР, которая относится на себестоимость готовой продукции, распределяется между отдельными видами продуктов труда.

ОПР связаны с управлением организацией в целом, ее обслуживанием. Состав и размер этих расходов определяется сметой.

Статьи ОПР:

​ ·содержание аппарата управления;

​ ·на служебные командировки аппарата управления;

​ ·содержание пожарной, военизированной и сторожевой охраны;

​ ·представительские расходы, связанные с деятельностью организации;

​ ·содержание прочего хозяйственного персонала;

​ ·канцелярские и почтово-телеграфные расходы;

​ ·амортизация основных средств общехозяйственного назначения;

​ ·отчисления в ремонтный фонд (при его создании);

​ ·на содержание зданий, сооружений и инвентаря общехозяйственного назначения;

​ ·на проведение испытаний, опытов, исследований, содержание общехозяйственных лабораторий;

​ ·на охрану труда работников организации;

​ ·подготовка и переподготовка кадров;

​ ·обязательные отчисления, налоги и сборы;

​ ·непроизводительные общехозяйственные расходы;

​ ·прочие.

Синтетический учет ОХР ведется на счете 26 «ОХР», аналитический — по статьям сметы в специальной ведомости. Регистром аналитического учета общехозяйственных расходов является ведомость № 15, которая заполняется по данным разработочных ведомостей, указанных к ведомости № 12. На счетах бухгалтерского учета ОХР отражаются записью:

Дебет сч. 26 «Общехозяйственные расходы»

Кредит сч. 02 «Амортизация основных средств», 10 «Материалы», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 96 «Резервы предстоящих расходов», 97″Расходы будущих периодов» и пр.

В конце каждого месяца производится списание общехозяйственных расходов, которое осуществляется согласно учетной политике организации одним из способов:

1) путем списания в дебет счетов учета затрат на производство (20, 23, 29);

2) на счет учета продаж.

Если ОХР включаются в затраты на производство конкретных видов продукции, на счетах бухгалтерского учета формируется запись:

Дебет сч. 20 «Основное производство» (по видам продукции)

Кредит сч. 26 «ОХР».

При данном варианте отнесения общехозяйственных расходов на счетах бухгалтерского учета формируется полная производственная себестоимость продукции, работ, услуг.

Если ОХР в качестве условно-постоянных относятся на счет 90 «Продажи», то на счетах бухгалтерского учета делаются записи:

Дебет сч. 90 «Продажи», субсчет 90-2

Кредит сч. 26 «ОХР».

Критерием для подобного распределения в зависимости от принятого в учетной политике организации варианта, могут служить показатели нормативной (плановой) себестоимости продукции, работ, услуг, суммы заработной платы, материальных расходов, прямых затрат и др.

Данные учета и распределения расходов общепроизводственных, общехозяйственных и вспомогательного производства заносятся в ведомость сводного учета затрат на производство продукции (работ, услуг), а также в журналы-ордера № 10 и 10/1.

Вопрос

Госсектор. Распределение общехозяйственных расходов между видами деятельности: как организовать налоговый учет?

Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности бюджетного или автономного учреждения, подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (п. 2 ст. 252 НК РФ).

Группировка расходов, связанных с производством и реализацией, приведена в ст. 253 НК РФ.

Кроме ст. 251 НК РФ («Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы») глава 25 НК РФ не содержит специальных статей, регулирующих порядок учета конкретных видов расходов при определении налоговой базы бюджетными учреждениями (за исключением отдельных положений п. 2 ст. 256, п. 1 ст. 257, п. 7 ст. 259 НК РФ в отношении амортизации основных средств). Поэтому одним из основных критериев признания расходов бюджетным или автономным учреждением является их связь с приносящей доход деятельностью и оплата за счет доходов от этой деятельности.

Бесспорно учитываются в составе расходов, связанных с производством и реализацией, те затраты, которые можно отнести к приносящей доход деятельности «прямым счетом». Например, к ним могут быть отнесены расходы на приобретение за счет собственных доходов материалов, используемых при оказании платных услуг или расходы по выплате вознаграждения физическим лицам за выполненные объемы работ по приносящей доход деятельности.

В то же время достаточно часто понесенные бюджетным или автономным учреждением материальные и прочие расходы равным образом связаны с деятельностью по выполнению государственного (муниципального) задания и с приносящей доход деятельностью и, соответственно, не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности. В отношении таких расходов возможно распределение в соответствии с абз. 4 п. 1 ст. 272 НК РФ (см. письмо Минфина России от 25 июня 2015 г. № 03-03-10/36660, письмо Минфина России от 16 марта 2015 г. № 03-03-10/13805, письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 23 января 2015 г. № 03-03-06/4/2051, письмо ФНС России от 9 июля 2015 г. № ЕД-4-3/11983).

Напомним, что согласно абз. 4 п. 1 ст. 272 НК РФ расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика.

НАША СПРАВКА

До недавнего времени специалисты Минфина России формулировали совсем иное мнение по вопросу распределения затрат по видам деятельности. Ведомство полагало, что для некоммерческих организаций положения главы 25 НК РФ не предусматривают пропорционального деления затрат между коммерческой и некоммерческой деятельностью (см. письмо Минфина России от 4 февраля 2015 г. № 03-03-06/4/4305, письмо Минфина России от 5 августа 2013 г. № 03-03-06/1/31298, письмо Минфина России от 18 апреля 2013 г. № 03-03-06/4/13345, письмо Минфина России от 18 мая 2011 г. № 03-03-06/4/47, письмо Минфина России от 20 января 2010 г. № 03-03-06/4/4). Однако уже в письме от 23 января 2015 г. № 03-03-06/4/2051 специалисты финансового ведомства придерживаются совсем иной правовой позиции. Со ссылкой на Определение КС РФ от 24 ноября 2005 г. № 412-О они допускают, что распределение общехозяйственных расходов некоммерческих организаций между разными видами деятельности (включая виды деятельности, осуществляемые за счет средств целевого финансирования и целевых поступлений, и виды деятельности, осуществляемые за счет доходов от предпринимательской деятельности) может осуществляться в соответствии с п. 1 ст. 272 НК РФ.

Некоторые некоммерческие организации, в том числе государственные учреждения, и ранее принимали решение распределять затраты пропорционально доходам согласно п. 1 ст. 272 НК РФ, однако эту позицию зачастую приходилось отстаивать в суде (постановление АС Северо-Западного округа от 30 октября 2014 г. по делу № А42-7699/201, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14 января 2013 г. № Ф01-5907/12, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 30 июня 2011 г. № Ф04-3336/11).

Пункт 1 ст. 272 НК РФ не содержит детального порядка распределения расходов по видам деятельности. Мы полагаем, что с целью уменьшения налоговых рисков его необходимо урегулировать в учетной политике для целей налогового учета, исходя из особенностей деятельности и финансового обеспечения учреждения, в том числе периодичности поступления субсидий из бюджета.

Налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год (п. 1 ст. 285 НК РФ), отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (абз. 1 п. 2 ст. 285 НК РФ), за исключением налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли.

Вместе с тем, эти нормы, по нашему мнению, не ограничивают возможность налогоплательщика при расчете доли расходов, которые могут быть признаны при налогообложении, определять пропорцию ежемесячно исходя из утвержденного учетной политикой внутреннего регламента по «закрытию» периодов. При проверке налоговых регистров перед составлением квартальной (годовой) налоговой отчетности в случае необходимости в расчет пропорции могут быть внесены соответствующие корректировки, которые могут как уменьшить, так и увеличить долю признаваемых расходов.

При расчете налоговой базы могут быть признаны только фактически понесенные за счет средств от приносящей доход деятельности расходы (отраженные в бухучете по КФО 2 (код финансового обеспечения, по которому соответствующие операции отражаются в регистрах бухгалтерского учета бюджетного (автономного) учреждения) (п. 1 ст. 252, подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Суммы фактических понесенных расходов определяются по методу начисления (п. 1 ст. 271 НК РФ). Это правило относится к расходам:

  • признаваемым «прямым счетом»;
  • признаваемым в части, относящейся к приносящей доход деятельности, исходя из нормы п. 1 ст. 272 НК РФ.

Поэтому нет оснований сравнивать кассовые расходы по КФО 2 за налоговый (отчетный) период с суммой фактических понесенных расходов, учитываемых при налогообложении прибыли за этот же период. Иными словами, для квалификации расходов в качестве «фактически понесенных» не имеет значения период осуществления соответствующих кассовых расходов по КФО 2 – достаточно факта отражения в бухгалтерском учете денежных обязательств по КФО 2 или факта передачи со склада для использования в приносящей доход деятельности учтенных по КФО 2 материальных запасов.

ПРИМЕР

Работы, осуществляемые в рамках приносящей доход деятельности, выполнены подрядчиком и приняты учреждением по акту в июне, а оплата будет произведена только в следующем (третьем) квартале. При расчете налога на прибыль стоимость принятых работ может быть учтена в составе материальных (прочих) расходов в налоговой отчетности за полугодие.

Как минимизировать налоговые риски при распределении в налоговом учете расходов между видами деятельности?

В настоящее время специалисты финансового ведомства в письменном виде признают возможность распределения согласно п. 1 ст. 272 НК РФ только в отношении «общехозяйственных» расходов (письмо Минфина России от 25 июня 2015 г. № 03-03-10/36660). Понятие «общехозяйственные расходы» в главе 25 НК РФ не определено. С учетом нормы п. 1 ст. 11 НК РФ организация госсектора может установить перечень общехозяйственных расходов (затрат, которые при расчете налога на прибыль не могут быть отнесены к конкретному виду деятельности), основываясь на нормативных правовых актах, определяющих порядок и методику расчета субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания и содержание имущества.

В составе общехозяйственных расходов, которые учреждение будет распределять в соответствии с п. 1 ст. 272 НК РФ, могут быть такие, которые в явном виде согласно существующим в конкретном публично-правовом образовании нормативным правовым актам отдельно включаются в расчет нормативных затрат при определении размера субсидии на выполнение госзадания.

Желательно, чтобы решение о распределении таких расходов было подкреплено аргументацией, обосновывающей невозможность признания этих видов расходов в сумме превышения фактических затрат над нормативными (в сумме «не профинансированных» расходов) в порядке, упоминаемом в письме Минфина России от 28 декабря 2012 г. № 03-03-06/4/124, в письме Минфина России от 25 июня 2015 г. № 03-03-10/36660, а также в письме ФНС России от 14 июня 2013 г. № ЕД-4-3/10699@.

Например, в ходе мероприятий налогового контроля организация может предоставлять документы, подтверждающие, что учредителем расчет нормативных затрат в учреждение не направлялся либо детализация этого расчета и (или) Плана ФХД не позволяет организовать налоговый учет должным образом.

Признание расходов в сумме превышения фактических затрат над нормативными

Учитывая положения письма Минфина России от 28 декабря 2012 г. № 03-03-06/4/124, письма Минфина России от 25 июня 2015 г. № 03-03-10/36660 и письма ФНС России от 14 июня 2013 г. № ЕД-4-3/10699@, учетной политикой учреждения может быть предусмотрен следующий порядок признания расходов.

При налогообложении прибыли не учитываются расходы, фактически понесенные за счет средств бюджетных субсидий (по КФО 4, 5, 6), то есть за счет средств целевого финансирования (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Речь идет о расходах (затратах), отраженных (начисленных) в бухгалтерском учете по КФО 4, 5 и 6, кассовое исполнение которых согласно Плану ФХД также уже осуществлено (будет осуществлено) за счет средств бюджетных субсидий.

У органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, истребуется расчет нормативных затрат (с расшифровкой по отдельным позициям), применявшийся при определении размера субсидии на выполнение госзадания.

На основании расчета нормативных затрат по каждой позиции (содержание недвижимого имущества, содержание особо ценного движимого имущества, приобретение услуг связи и т. д.) и утвержденного Плана ФХД определяется сумма превышения фактических затрат (по всем КФО) над нормативными за отчетный (налоговый) период. Доля нормативных затрат, относящаяся к определенному отчетному (налоговому) периоду, может определяться, например, с учетом суммы субсидий, которая согласно соглашениям должна быть перечислена учреждению в отчетном (налоговом) периоде.

ВНИМАНИЕ!

В налоговом учете учреждения группировку расходов (ст. 253 НК РФ) следует максимально сблизить с расшифровкой нормативных затрат, полученной от учредителя, и сравнивать с соответствующими показателями по выплатам, отраженным в Плане ФХД. В противном случае налоговым органом могут быть выдвинуты претензии по поводу несопоставимости показателей, которые учреждение будет использовать при организации налогового учета.

Превышение фактических затрат над нормативными («не профинансированные» расходы) на основании обоснованного расчета учитывается при налогообложении прибыли в сумме, не превышающей утвержденные в Плане ФХД объемы расходов по соответствующей позиции по КФО 2 на определенный отчетный (налоговый) период.

Как видим, для составления обоснованного расчета желательно, чтобы План ФХД был утвержден с поквартальной разбивкой.

Средства субсидии на выполнение госзадания вовсе не обязательно должны расходоваться в строгом соответствии с теми направлениями (видами расходов) и нормами расходов, которые учитывались при расчете общего годового размера такой субсидии (п. 12 Требований к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения; письмо Минфина России от 29 января 2013 г. № 02-13-06/293, письмо Минфина России от 24 июня 2013 г. № 02-13-10/23799, письмо Минфина России от 28 июня 2013 г. № 02-13-11/24924, письмо Минфина России от 31 декабря 2014 г. № 02-01-11/69294, письмо Минфина России от 30 декабря 2014 г. № 02-07-10/69030). Соответственно, возможны ситуации, когда по какому-либо направлению расходов учреждение согласно утвержденному Плану ФХД получит право израсходовать за счет бюджетных субсидий сумму, которая будет меньше размера нормативных затрат по этому направлению расходов. Полагаем, что подобные обстоятельства, во избежание разногласий с налоговыми органами целесообразно учитывать при составлении расчета «не профинансированных» расходов.

ПРИМЕР

Бюджетное учреждение в налоговом периоде осуществило за счет средств от приносящей доход деятельности расходы на ремонт особо ценного движимого имущества в сумме 20 000 руб. Имущество использовалось как в деятельности по выполнению госзадания, так и в приносящей доход деятельности. Согласно расчету нормативных затрат, доведенному до учреждения одновременно с госзаданием, при определении размера субсидии на выполнение задания расходы на ремонт особо ценного движимого имущества были учтены в сумме 170 000 руб. Планом ФХД в целях оплаты ремонта особо ценного движимого имущества по виду деятельности «4» предусмотрены расходы в сумме 165 000 руб.

В налоговом периоде (при соблюдении иных условий признания расходов) учреждение может признать расходы на ремонт особо ценного движимого имущества в сумме 15 000 руб. (20 000 + 165 000 — 170 000).

Проводки по счетам 20 и 90: выбираем способ списания расходов

Схема списания общехозяйственных расходов на себестоимость продукции (основное производство)

Выручка нулевая: что делать с общехозяйственными расходами

Проводка с участием счета 91: как списываются расходы при отсутствии доходов

Итоги

Проводки по счетам 20 и 90: выбираем способ списания расходов

Списание общехозяйственных расходов может производиться одним из двух способов. Проводки по списанию общехозяйственных расходов в зависимости от выбранного способа представлены на рисунке:

Выбранный порядок списания общехозяйственных расходов нужно закрепить в учетной политике.

Справиться с составлением учетной политики на 2020 год поможет эта публикация.

Там же потребуется указать показатель, пропорционально которому общехозяйственные расходы будут распределяться на себестоимость разных видов продукции, если их списание производится в дебет счета 20 «Основное производство». Это может быть зарплата основных производственных рабочих, выручка, объем производства и другие показатели.

Технологию распределения и списания общехозяйственных расходов покажем на примере.

Схема списания общехозяйственных расходов на себестоимость продукции (основное производство)

Итак, списаны общехозяйственные расходы на основное производство — какие проводки нужно сделать в бухгалтерском учете?

Пример

ООО «Энергия Плюс» производит два вида продукции:

  1. Конденсаторы (устройства для накопления заряда и энергии электрополя);
  2. Транзисторы (преобразователи электрических сигналов).

С начала года в учетной политике ООО «Энергия Плюс» закреплен порядок списания общехозяйственных расходов по объектам калькулирования (видам продукции). База распределения — зарплата производственных рабочих.

За январь сумма общехозяйственных расходов составила 774 023 руб. Как «Энергия Плюс» распределило расходы, показано в таблице:

Показатель

По видам продукции

Итого

конденсаторы

транзисторы

Зарплата основных производственных рабочих (включая страховые взносы) за январь, руб.

2 027 133

2 759 426

4 786 559

Удельный вес зарплаты рабочих

42,35% (2 027 133 / 4 786 559 × 100%)

57,65%

(2 759 426 / 4 786 559 × 100%)

100%

Расчет суммы общехозяйственных расходов, приходящейся на каждый вид продукции, руб.

327 798,74 (774 023 × 42,35%)

446 224,26

(774 023 × 57,65%)

774 023

В учете ООО «Энергия Плюс» произведены следующие проводки по списанию общехозяйственных расходов:

Согласно рабочему плану счетов ООО «Энергия Плюс», по счету 20 организован аналитический учет по субсчетам 20.1 «Производство конденсаторов» и 20.2 «Производство транзисторов».

Такими проводками списаны общехозяйственные расходы на себестоимость продукции в учете ООО «Энергия Плюс» в январе. Аналогичным образом будут распределяться и списываться общехозяйственные расходы в течение всего года.

Выручка нулевая: что делать с общехозяйственными расходами

В условиях отсутствия деятельности также могут возникать общехозяйственные расходы. Как с ними быть? Общехозяйственные расходы (как и остальные виды расходов) в бухгалтерском учете должны признаваться своевременно: в том отчетном периоде, в котором они фактически произведены:

Если в ожидании появления выручки расходы не учитывать, будут искажены показатели бухгалтерского учета и отчетности. Пользователи отчетности будут введены в заблуждение показателем безубыточности деятельности компании в условиях, когда убыток фактически имеется (расходы есть при отсутствии доходов). Кроме того, за грубое нарушение правил ведения учета доходов и расходов предусмотрены штрафы (ст. 120 НК РФ, ст. 15.11 КоАП).

Возникает вопрос: как могут оштрафовать по статье Налогового кодекса, если нарушен порядок бухгалтерского учета расходов? Ответ содержится в п. 3 ст. 120 НК РФ. В тексте статьи расшифровано, что понимать под выражением «грубое нарушение правил учета доходов и расходов»:

Таким образом, в условиях отсутствия деятельности общехозяйственные расходы подлежат отражению на счетах бухгалтерского учета и своевременному списанию. В следующем разделе мы расскажем, какой проводкой списываются общехозяйственные расходы в таком случае.

Проводка с участием счета 91: как списываются расходы при отсутствии доходов

Коммерческая деятельность может не приносить доход в стадии становления бизнеса, в сезонных работах или при других обстоятельствах. В таких условиях может отсутствовать выручка, а также иные доходы и расходы, но без общехозяйственных расходов обойтись можно не всегда. Они накапливаются на счете 26 и требуют своевременного списания.

Какая в таком случае производится проводка при списании общехозяйственных расходов? Возможные способы списания для такой ситуации представлены на рисунке:

Выбор способа 1 предполагает распределение общехозяйственных расходов по объектам калькулирования (производство продолжается, но выручки от реализации продукции пока нет). В условиях отсутствия продаж общехозяйственные расходы будут учитываться в остатках незавершенного производства.

При выборе способа 2 общехозяйственные расходы ежемесячно списываются на прочие расходы. Такой способ применяется при полном отсутствии деятельности, когда признать общехозяйственные расходы расходами по обычным видам деятельности нельзя.

С видами прочих расходов вас познакомит этот материал.

Итоги

В дебет счетов учета затрат 20, 23, 29 списываются общехозяйственные расходы в том случае, если продукция учитывается по полной производственной себестоимости. Если компания определяет сокращенную себестоимость продукции, общехозяйственные расходы списываются на себестоимость продаж. При отсутствии деятельности и выручки от продаж в проводках по списанию расходов участвует счет 91.2 «Прочие расходы».

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Общехозяйственные расходы (счет 26) – косвенные (непрямые) расходы организации, связанные с административно-управленческими, организационными функциями предприятия.

Они включают расходы для нужд управления, не связанные непосредственно с производственным процессом:

— административно-управленческие расходы;

— расходы на содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом;

— амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения;

— арендная плата за помещения общехозяйственного назначения;

— расходы по оплате информационных, аудиторских, консультационных и других услуг;

— иные аналогичные по назначению управленческие расходы.

Номенклатура статей общехозяйственных расходов устанавливается министерствами и ведомствами в отраслевых инструкциях по планированию, учету и калькулированию затрат на производство продукции.

Перечень элементов затрат общехозяйственных расходов:

1. Материальные затраты:

1.1. Горюче-смазочные, обтирочные и прочие материалы, необходимые для содержания оборудования и транспортных средств общехозяйственного назначения;

1.2. Запасные части и другие материалы для ремонта оборудования, транспортных средств общехозяйственного назначения;

1.3. Износ инструментов, приспособлений и инвентаря;

1.4. Материалы, необходимые для содержания общехозяйственных электросетей, отопительной сети, сетей водоснабжения и канализации;

1.5. Ремонтно-строительные материалы для ремонта зданий и сооружений;

1.6. Работы (услуги) сторонних организаций по обслуживанию и ремонту общехозяйственных основных фондов;

1.7. Материалы, на содержание сторожевой, военизированной и пожарной охраны;

1.8. Услуги вневедомственной сторожевой охраны;

1.9. Другие материалы общехозяйственного назначения.

2. Тепловая энергия со стороны, израсходованная на содержание общехозяйственных зданий и сооружений. Тепловая энергия собственной выработки учитывается в стоимости по элементам затрат.

3. Основная и дополнительная заработная плата:

3.1. Руководителей, специалистов и служащих общехозяйственных служб;

3.2. Работников пожарной, военизированной и сторожевой охраны;

3.3. Рабочих, обслуживающих складские операции, помещения, сооружения, дворы и дороги общехозяйственного назначения;

3.4. Работников общехозяйственных лабораторий;

3.5. Работников, занятых подготовкой и переподготовкой кадров;

3.6. Другие выплаты по заработной плате.

4. Отчисления на социальные нужды от заработной платы работников, перечисленных в п. 3, по установленным нормативам.

5. Амортизационные отчисления на полное восстановление основных средств и нематериальных активов общехозяйственного назначения.

6. Прочие затраты, учитываемые в составе общехозяйственных расходов, кроме налогов и отчислений, выделяемых отдельными строками.

Общехозяйственные расходы определяются по предприятию в целом, рассчитывается удельный вес каждого элемента затрат в общей их сумме. Вся сумма общехозяйственных расходов относится к условно-постоянным расходам.

Для включения в калькуляцию общехозяйственных расходов в организациях рассчитывается норматив общехозяйственных расходов:

(10)

где: Nохр – норматив общепроизводственных расходов, %;

ΣОХР баз(отч) – сумма общехозяйственных расходов базисного (отчетного) периода, руб.;

ΣОЗП баз(отч) – сумма основной заработной платы базисного (отчетного) периода, руб.

Норматив общехозяйственных расходов (как и норматив общепроизводственных расходов) рассчитывается в каждой организации на основании данных прошлого года (отчетного периода). При формировании организации и отсутствии отчетных данных базисного (отчетного периода) составляется плановый расчет общехозяйственных расходов и формируется плановый норматив общехозяйственных расходов.

При составлении калькуляции, суммы общехозяйственных расходов включаются в затраты следующим расчетом:

ОХ Ред.пр. = Nохр х ОЗ Пед.пр., (11)

где: ОХ Ред.пр. – сумма общехозяйственных расходов, подлежащая включению в стоимость единицы продукции, руб.;

ОЗ Пед.пр. – основная заработная плата рабочих, учтенная в составе прямых затрат на производство единицы продукции, руб.

1.2 Расчёт плановой калькуляции себестоимости продукции

Классификация затрат по статьям калькуляции позволяет определить себестоимость единицы продукции.

При группировке по статьям калькуляции затраты объединяются по направлениям их использования, по месту их возникновения: непосредственно при обслуживании производства, в управлении предприятием и т. д.

Калькуляция выражает затраты предприятия в денежной форме на производство и реализацию единицы конкретного вида продукции. Плановая калькуляция составляется на планируемый период на основе прогрессивных норм затрат труда и средств производства.

Производственная себестоимость — это совокупность затрат непосредственно (прямо) связанных с технологическим процессом.

Производственная себестоимость единицы продукции определяется:

(1.17)

где Сц – цеховая себестоимость,

Рiпр. – общепроизводственные расходы на единицу продукции,

Рiох – общехозяйственные расходы на единицу продукции.

Рпо – расходы на освоение и подготовку нового производства (% от производственной себестоимости согласно приложению 6.

Полная себестоимость изделия определяется по формуле:

Сп = Спр + Рк , (1.18)

В таблице 1.9 представить расчет плановой калькуляции себестоимости продукции.

Таблица 1.9

Расчет плановой калькуляции себестоимости

сливочных сосисок

Наименование продукции

Наименование статей калькуляции

Сумма, руб.

Удельный вес в полной себестоимости, %

1. Сырье и основные материалы

37077,10

78,30

2. Вспомогательные материалы

205,67

0,43

Итого материальных затрат

37282,77

78,73

3. Затраты на электроэнергию на технологические цели

3328,00

7,03

4. З/пл основная производственных рабочих

883,05

1,86

5. З/пл дополнительная произв. рабочих

105,97

0,22

6. Вознаграждения за выслугу лет

88,30

0,19

7. Отчисления на социальные нужды

323,19

0,68

8. Общепроизводственные расходы

804,00

1,70

Итого цеховая себестоимость

42815,28

90,42

9. Общехозяйственные расходы

116,60

0,25

Итого себестоимость производственная

42931,88

90,66

11. Расходы на подготовку производства

3434,55

7,25

12. Коммерческие расходы

987,00

2,08

Итого полная себестоимость

47353,43

100,00

Таблица 1.9

Расчет плановой калькуляции себестоимости мясных хлебов

Наименование продукции

Наименование статей калькуляции

Сумма, руб.

Удельный вес в полной себестоимости, %

1. Сырье и основные материалы

26358,98

73,23

2. Вспомогательные материалы

265,33

0,74

Итого материальных затрат

26624,31

73,97

3. Затраты на электроэнергию на технологические цели

3328,00

9,25

4. З/пл основная производственных рабочих

883,05

2,45

5. З/пл дополнительная произв. рабочих

105,97

0,29

6. Вознаграждения за выслугу лет

88,30

0,25

7. Отчисления на социальные нужды

323,19

0,90

8. Общепроизводственные расходы

804,00

2,23

Итого цеховая себестоимость

32156,82

89,34

9. Общехозяйственные расходы

1166,00

3,24

Итого себестоимость производственная

33322,82

92,58

11. Расходы на подготовку производства

2665,83

7,41

12. Коммерческие расходы

500,00

0,01

Итого полная себестоимость

36488,65

100,00

Затраты общепроизводственного характера связаны с обслуживанием основных и дополнительных производств. Они косвенным образом относятся на себестоимость изготавливаемых товаров. Из данной статьи вы узнаете, какая предусмотрена формула расчета общепроизводственных расходов.

Расчет затрат общепроизводственного характера

Для учета издержек общепроизводственного характера предусмотрен счет №25. Аналитический учет по нему осуществляется по производственным помещениям и подразделениям фирмы. Расходы накапливаются на нем в течение месяца, после чего осуществляется их списание на основное производство. Способ списания должен быть определен в учетной политике компании.

Расчет общепроизводственных расходов ведется по:

  • Оплате труда сотрудников, занимающихся обслуживанием производств;
  • Оплате аренды за производственные цеха и объекты ОС;
  • Цене МПЗ на ремонт и обслуживание спецоборудования;
  • Затратам на демонтаж спецоборудования;
  • Амортизационным начислениям на объекты ОС;
  • Издержкам на отопление и освещение цехов;
  • Прочим издержкам.

Состав издержек общепроизводственного характера включает в себя постоянную (не меняется при изменении объема изготовления товаров) и переменную (изменяется при изменении количества изготавливаемых товаров) части.

Подробнее о составе и видах общепроизводственных расходов читайте в статье.

Калькулирование производственной себестоимости по переменным расходам – это формирование сметы издержек по статьям расходов.

Формула расчета общепроизводственных затрат

Формула расчета общепроизводственных издержек включает в себя базисную величину, которая максимально раскрывает, насколько влияют затраты на итоговую себестоимость товара. На основе полученного показателя общий размер затрат переносится на себестоимость произведенных товаров. Базой может являться один из факторов:

  • З/п сотрудников основного производства;
  • Затраты материального характера;
  • Численность персонала, занятого в производстве;
  • Цена объектов ОС или объем производственных цехов;
  • Затраты прямого характера;
  • Объем выработки.

Формула для расчета коэффициента общепроизводственных издержек будет следующей:

К = сумма затрат общепроизводственного характера / базовая величина.

Также, для расчета общепроизводственных расходов необходимо сложить следующие показатели:

  1. Амортизация основного капитала за год. Формула ее расчета следующая:

А = (ПС * На) / 100.

Где:

  • А – размер амортизации;
  • ПС – первоначальная цена спецоборудования и иных объектов;
  • На – амортизационная норма.
  1. Издержки на материалы и сырье. Формула расчета следующая:

Р=К*∑(Н*Ц).

Где:

  • Р – общая сумма издержек;
  • К – расходы на транспорт;
  • Н – норма издержек;
  • Ц – стоимость материалов, которые требуются для осуществления ремонта спецоборудования.

Учет общепроизводственных расходов

Общепроизводственные и общехозяйственные расходы есть в компаниях, занимающихся производством продукции. Общехозяйственные имеют место быть в любой организации. Учет общепроизводственных и общехозяйственных расходов организуется исходя из того, что они являются косвенными. Рассмотрим те и другие подробнее. КонсультантПлюс БЕСПЛАТНО на 3 дня Получить доступ

Общепроизводственные расходы включают в себя такие затраты, которые нельзя отнести на себестоимость конкретной продукции. Например, к общепроизводственным расходам относят:

  • зарплату и отчисления с нее сотрудников, обслуживающих производства: мастеров и начальников цехов, рабочих-ремонтников технологического оборудования, др.;
  • амортизацию основных средств и нематериальных активов, используемых в производстве;
  • платежи за арендуемые для производства продукции помещения, машины, оборудование;
  • охрану и уборку производственных помещений;
  • затраты, необходимые для эксплуатации оборудования, задействованного в производстве: газ, топливо, электроэнергия и т. д.

Прочие производственные расходы включают в себя страховые платежи, налоги, сборы, гарантийные платежи, недостачи ценностей, простои производства и пр.

Распределение общепроизводственных расходов

Накопленные в течение месяца на счете 25 ОПР на последнее число месяца списываются в дебет счета 20 «Основное производство», то есть признаются в себестоимости продукции.

Дт 20 Кт 25 — списаны общепроизводственные расходы (проводка) на себестоимость продукции.

Пример распределения затрат вспомогательных хозяйств.

Общепроизводственные затраты двух вспомогательных цехов составили 100 000 руб. Сумма прямых затрат за этот период: 300 000 руб. — по цеху 1 (сч. 23-1) и 200 000 руб. — по цеху 2 (сч. 23-2). Принятая на предприятии методика распределения ОПР по вспомогательным хозяйствам — пропорционально величине прямых расходов, приходящихся на такие хозяйства:

Отражаем полученные суммы проводками:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Прямые

По цеху 1

10, 70, 69, 60, 76

300 000

По цеху 2

10, 70, 69

200 000

Косвенные

Относящиеся к цеху 1

60 000

Относящиеся к цеху 2

40 000

База распределения общепроизводственных расходов у каждой компании, как правило, своя. Общее для всех — показатель для распределения должен быть связан с объемом выпуска готовой продукции. Применяется такой показатель на длительную перспективу, порядок расчета его является элементом учетной политики. Рекомендуется при выборе способа руководствоваться отраслевыми рекомендациями по учету себестоимости продукции.

Для планирования себестоимости продукции в компаниях обычно разрабатывается бюджет общепроизводственных расходов, в который включаются плановые показатели по затратам на общепроизводственные цели на основе их изменений по прошлым периодам и текущих нужд компании.

Общехозяйственные затраты

Общехозяйственные, они же управленческие, — это затраты, которые, в противоположность ОПР, не связаны с производством, но необходимы для обеспечения деятельности любой организации в целом:

  • административно-управленческие (например, стоимость услуг связи и комиссия банков);
  • зарплата с отчислениями управленческого и общехозяйственного персонала (руководителя организации, бухгалтерской и юридической служб);
  • амортизация ОС здания офиса или автомобиля, используемого для поездок управленческого персонала;
  • стоимость аудиторских, юридических и консультационных услуг, др.

Если организация не торговая, для учета применяется сч. 26 и подлежат списанию в конце месяца одним из способов (закрепляется в учетной политике):

  • в дебет сч. 90. В отчете о финансовых результатах в данном варианте расходы отражаются по стр. 2220. Такой способ списания характерен для сферы услуг;
  • в дебет сч. 20. В отчете о прибылях и убытках в данном варианте расходы отражаются по стр. 2120.

Если организация занимается торговлей, то она может применять сч. 44 и в конце месяца списывать в дебет счета 90. А в отчете о финансовых результатах отразить их можно по выбору: или по строке 2210, или по строке 2220.

Что относят к ОХР

Согласно Инструкции по применению Плана счетов (пр. 94н Минфина) к ОХР правомерно отнести:

  • оплату труда АУП центрального офиса с отчислениями в Фонды;
  • амортизацию ОС, НМА, используемых в управленческом процессе;
  • арендные платежи, если здания непроизводственного назначения используются по договору аренды;
  • расходы на содержание непроизводственных зданий, в том числе выплаты коммунальным службам;
  • расходы на охрану труда;
  • оплату командировок АУП;
  • расходы представительского характера;
  • канцелярские, банковские, расходы, на услуги аудиторов и пр.

Исчерпывающего списка ОХР нормативные акты на сегодняшний день не содержат. Главным признаком, позволяющим отнести затраты к этой категории, является тот факт, что они не связаны непосредственно с производством товаров, работ или оказанием услуг.

На заметку! При решении вопроса, считать расходы общепроизводственными или общехозяйственными, например, если у организации имеется филиал, целесообразно, кроме отношения его затрат непосредственно к процессу производства, оценить такой фактор, как участие ответственных лиц филиала в производстве продукции (управлении организацией в целом). В определенных случаях играет роль территориальная удаленность подразделения (филиала) от центрального офиса компании.

Распределение и списание ОХР

Общехозяйственные расходы в производстве по окончании учетного периода должны быть распределены, поскольку носят косвенный характер. Если организация выпускает один вид продукции, все ОХР переносятся на затраты по этому виду продукции целиком, т.е. можно сказать, что они «распределены» на него в полном объеме. Если видов продукции несколько, то ОХР распределяются на них пропорционально.

Базой распределения могут стать:

  • оплата труда работников производства;
  • прямые производственные затраты;
  • выручка от продажи продукции;
  • объем выработанной продукции и пр.

Организация самостоятельно принимает решение о выборе базы распределения ОХР и закрепляет ее в учетной политике. Одним из наиболее распространенных является распределение по заработной плате рабочих, занятых в производстве.

Пример распределения ОХР по базе – по оплате труда на производстве продукции

Распределению ОХР = ОХР периода/производственный ФОТ по периоду, где «период», как правило, — это «год», но могут быть взяты и предыдущий квартал, и полугодие.

Распределение ОХР по видам продукции А, В, С:

ОХР (А) = К * ФОТ (А),
ОХР (Б) = К * ФОТ (Б),
ОХР (С) = К * ФОТ (С).

Расчет: Пусть условно имеется субъект малого бизнеса, чьи непроизводственные затраты минимизированы, по сравнению с производственными. Сумма ОХР за период составила 200000 рублей. ФОТ производства за период – 600000 рублей, по продукции А — 300000, Б — 200000, С — 100000 рублей. Получаем:

  • К распред. ОХР = 200000 / 600000 = 0,3333.
  • ОХР (А) = 0,3333 * 300000 = 100000.
  • ОХР (Б) = 0,3333 * 200000 = 66667.
  • ОХР (С) = 0,3333 * 100000 = 33333.

    Итого: 200000.

Зная объем выпущенной продукции по видам, можно путем деления общей суммы затрат по видам на количество единиц соответствующей продукции исчислить ОХР в с/сти единицы изделия.

Аналогично ведется расчет и по другим, выбранным организацией, базам распределения.

Списывают ОХР тремя способами:

  1. С использованием счета 20 «Основное производство», переносом накопленных затрат в дебет этого счета с кредита 26 «ОХР», как об этом говорилось выше: на один вид продукции полной суммой, либо используя распределение по видам продукции.
  2. С использованием счета 90, субсчет «С/сть продаж». Затраты таким образом списывают организации и фирмы, оказывающие различные услуги (бухгалтерское сопровождение, консалтинг и т.п.), ведущие непроизводственную деятельность.
  3. С использованием т.н. метода директ-костинг. Суть его заключается в разделении затрат: на счете 20 собираются все производственные расходные статьи, которые затем подлежат списанию на продукцию, а на счет 90 полной суммой списываются ОХР (см. ПБУ10/99, абз. 2 п. 9).

Учет ОХР

Бухучет

Общехозяйственные расходы учитываются на активном счете 26. По окончании периода они переносятся на счет 20 (23) либо на счет 90. Фирмы, чья деятельность носит непроизводственный характер, могут и основные расходы собирать на счете 26, а затем переносить их на счет 90 (кроме предприятий торговли).

Проводки:

  1. Дт 26 Кт 76, 70, 71, 68, 69, 60, 23, 29, 10, 05, 02 и пр.- отражение непроизводственных затрат. Счета 23 и 29 применяются, если в организации есть вспомогательные и обслуживающие производства, которые оказывали услуги непроизводственного характера для АУП.
  2. Дт 20, 23 Кт 26 – списание ОХР на основное и вспомогательное производство (если последнее имеется в организации).
  3. Проводка Дт 20 Кт 26 делается по видам продукции на основании произведенных расчетов или полной суммой, если вид продукции у фирмы один. Распределение ОХР между основным и вспомогательным производствами можно произвести пропорционально их производственным затратам за период.
  4. При использовании счета 90 формируют проводку: Дт 90 Кт 26 по соответствующим субсчетам (2-если фирма оказывает услуги на сторону, 8-если используется директ-костинг).

Аналитика по счету 26 организуется в разрезе статей затрат и подразделений:

  1. Расходы на управление (командировки АУП, представительские расходы, оплата труда с отчислениями АУП и т.д.).
  2. Хозяйственные затраты (оплата труда и отчисления общехозяйственных рабочих и персонала, охрана труда, амортизационные отчисления и т.д.).
  3. Прочие ОХР (коммунальные платежи, канцелярия, почтовые расходы и т.п.).

Приведенный вариант учета — лишь один из возможных.

Налоговый учет

Затраты в НУ, касающиеся производства и реализации, подразделяются на прямые и косвенные (ст. 318-1 НК РФ). При этом перечень внереализационных расходов (ст. 265 НК РФ) отнести к ним ОХР не позволяет. Порядок отнесения к тем или иным расходам организация может выбрать самостоятельно и закрепить его в учетной политике (ст. 319 -1 НК РФ). Следовательно, ОХР могут для целей НУ учитываться как прямые и как косвенные. Основное отличие в том, что косвенные расходы есть возможность учесть для целей НУ в текущем периоде, в то время как прямые исчисляются с учетом сальдо по незавершенному производству.

Несмотря на относительную свободу в вопросе разделения затрат по категориям, фискальные органы напоминают, что отнесение тех или иных затрат к косвенным законно лишь в случае, если отсутствует реальная возможность учесть их как прямые (письмо ФНС №КЕ-4-3/2952 от 24.02.2011 г. и ряд аналогичных документов).

Фирмы, оказывающие услуги, могут полностью учитывать свои затраты в текущем налоговом периоде.

Главное

  1. Общехозяйственные расходы не относятся непосредственно к производству продукции.
  2. В зависимости от выбранного метода их либо распределяют пропорционально выбранному базовому показателю, по видам продукции, а затем списывают согласно номенклатуре, либо полностью относят на себестоимость, либо выделяют и относят на себестоимость методом «директ-костинг».
  3. В бухгалтерском учете для ОХР предусмотрен счет 26, который закрывается на производственные счета с учетом видов продукции либо на счет 90.
  4. В налоговом учете, согласно учетной политики для целей НУ, ОХР могут быть отнесены как к прямым, так и к косвенным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *