Общественно значимые хозяйствующие субъекты

Хозяйствующий субъект — это осуществляющие производство, реализацию либо приобретение товаров, оказание услуг и выполнение работ частные, государственные и иные предприятия, а также их филиалы и представительства, акционерные общества и иные товарищества, союзы, ассоциации, концерны, межотраслевые, региональные и другие объединения предприятий, организации и учреждения, банки, товарные и фондовые биржи, инвестиционные, пенсионные и другие фонды, иные объединения и граждане, занимающиеся самостоятельной предпринимательской деятельностью.

Таким образом, хозяйствующий субъект может выступать как индивидуум или их группа (ассоциация). В первом случае он проявляет себя через индивидуальную трудовую деятельность, функционирование частной фирмы или на уровне домохозяйства; во втором — через совместную деятельность, партнёрство, предпринимательские и другие структуры, отражающие наличие как минимум двух сфер экономической активности человека, таких как потребление конечных продуктов и услуг, материальное производство. Кроме экономического интереса хозяйствующий субъект должен владеть нормами права, нравственных и этических оценок, уметь общаться и проявлять деловую активность.

К хозяйствующим субъектам в общероссийском классификаторе организационно-правовых форм (ОКОПФ) относятся любые юридические лица, а также организации, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, и индивидуальные предприниматели.

Энциклопедичный YouTube

  • 1/1 Просмотров:6 638
  • ✪ ФЛП вместо наемного работника: заманчивое перевоплощение. Урок от Бухгалтер 911

Субтитры

Обязательный аудит

Обязательный аудит – это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности организации в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

Оказание аудиторских услуг в области обязательного аудита является основным видом деятельности компании «АУДИТ-СЕРВИС». По данному виду услуг компания «АУДИТ-СЕРВИС» на протяжении 5-ти последних лет является ведущей среди аудиторов Саратова.

Согласно требованиям Федерального закона «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 30.12.2008 года ( ст.5 ), обязательный аудит проводится в случаях:

1) если организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

2) если ценные бумаги организации допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;

3) если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, товарной, валютной или фондовой биржей, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);

4) если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;

5) если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Обязательный аудит общественно значимых хозяйствующих субъектов

Обязательный аудит общественно значимых хозяйствующих субъектов определяется ч.3. ст.5 ФЗ-307 «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ.

К общественно значимым хозяйствующим субъектам, подлежащим обязательному аудиту, относятся:

1. организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг

2.кредитные организации

3. страховые организации

4. негосударственные пенсионные фонды

5. организации, в уставных капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25%

6. государственные компании

7. государственные корпорации

8.консолидированной отчетности

Специалисты нашей компании помогут определить, подлежит ли Ваша организация обязательному аудиту, и в случае законной необходимости проведут аудиторскую проверку.

Во время проведения аудиторской проверки мы консультируем Ваших сотрудников по всем возникающим вопросам.

По результатам проведения аудиторской проверки Вы получаете:

— Аудиторское заключение;

— Подробный отчёт с замечаниями и рекомендациями по их устранению и совершенствованию организационных схем бухгалтерского и налогового учёта.

Мы рекомендуем проводить аудиторскую проверку в несколько этапов (за 6 месяцев, 9 месяцев, и год). По результатам каждого этапа Вы получите отчет с рекомендациями по устранению всех выявленных нарушений или наличия спорных ситуаций, возникающих в Вашей деятельности. Аудит в несколько этапов позволит Вам избежать большего количества текущих ошибок в бухгалтерском и налоговом учете, и является наиболее эффективным.

Инициативный аудит

Инициативный аудит — это независимая проверка деятельности Вашей организации, проводимая по Вашей инициативе для минимизации налоговых, финансовых и хозяйственных рисков собственника и инвесторов, оценка эффективности управления предприятием и т.д.

Инициативный аудит рекомендуется проводить:
— при смене руководителя или главного бухгалтера;
— по запросу собственника или потенциального инвестора,
— перед налоговой проверкой;

— в случае, когда руководство предприятия желает объективно оценить квалификационный уровень сотрудников бухгалтерии и эффективность работы исполнительных органов компании.

Во время проведения аудиторской проверки мы также консультируем Ваших сотрудников по всем возникающим вопросам.

По результатам проведения аудиторской проверки Вы также получаете:

— Аудиторское заключение;

— Подробный отчёт с замечаниями и рекомендациями по их устранению и совершенствованию организационных схем учёта и внутреннего аудита.

В результате инициативной аудиторской проверки мы поможем выявить слабые места в организации производства, оценить качество ведения бухгалтерского и налогового учета на предприятии, обнаружить прибыльные направления деятельности и избежать конфликтных ситуаций с налоговыми органами.

Трансформация отчетности по МСФО

C каждым годом все большее число российских организаций сталкиваются с необходимостью подготовки финансовой отчетности по международным стандартам. Основная цель подготовки отчетности по МСФО – получение максимально достоверной информации о состоянии компании, которая необходима инвесторам для корректной оценки и составления достоверных прогнозов. Специалисты нашей компании, сертифицированные АССА DipIFR, оказывают услуги по подготовке финансовой отчетности по МСФО (IAS/IFRS). При подготовке отчетности по МСФО нашими специалистами используется получивший широкое распространение метод трансформации. Процесс трансформации (метод корректировки предшествующих отчетных периодов) – это периодический подход, при котором информацию, сформированную по российской системе бухгалтерского учета, анализируют и вносят изменения для приведения в соответствии с МСФО.

Общественно значимые хозяйствующие субъекты

Отличительной особенностью профессии аудитора является признание и принятие на себя обязанности действовать в общественных интересах. Несмотря на то что аудиторские услуги осуществляются на коммерческой основе в рамках гражданско-правового договора, т.е. опосредуются частноправовой формой, по своим целям, предназначению и функциям обязательный аудит проводится в интересах неопределенного круга лиц и государства, т.е. в общественных интересах.

Применительно к аудиторской деятельности общественный интерес подразумевает интересы не только клиентов (аудируемых лиц), но и правительства и иных государственных органов, работодателей и сотрудников, инвесторов и кредиторов, делового и финансового сообщества, а также других лиц, которые при принятии тех или иных решений полагаются на мнение аудиторов.

Определенные организации могут представлять особый общественный интерес по причине таких своих характеристик, как специфика хозяйственной деятельности, численность сотрудников, корпоративный статус, величина выручки и прибыли и пр. Аудиторская деятельность в отношении таких организаций требует более строгого законодательного регулирования, а также контроля за ее осуществлением.

Определение общественно значимого хозяйствующего субъекта содержится в ФПСАД № 7 «Контроль качества выполнения заданий по аудиту» и ФПСАД № 34 «Контроль качества услуг в аудиторских организациях», а также в Правилах независимости аудиторов и аудиторских организаций.

Общественно значимые хозяйствующие субъекты (далее – ОЗХС) – это хозяйствующие субъекты, в коммерческую деятельность которых прямо или косвенно вовлечены средства неограниченного круга лиц:

а) организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах;

б) финансовые организации, работающие со средствами физических и юридических лиц, в том числе кредитные и страховые организации, общества взаимного страхования, негосударственные пенсионные фонды;

в) организации, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25%.

Строго говоря, определения, приведенные в федеральных правилах (стандартах) аудиторской деятельности и Правилах независимости аудиторов и аудиторских организаций, имеют некоторые отличия, однако общим остается ключевой признак – прямое пли косвенное вовлечение в коммерческую деятельность средств неограниченного круга лиц. Это означает, что риски, присущие деятельности ОЗХС, влекут последствия не только для ее собственников, сотрудников и кредиторов, но и опосредованно для значительной части общества. Например, банкротство банка или организации, ценные бумаги которой котируются на рынке ценных бумаг, могут затронуть каждого, поскольку любое физическое или юридическое лицо могло оказаться вкладчиком (клиентом) банка либо владельцем ценных бумаг.

Особенности аудита общественно значимых хозяйствующих субъектов

В связи с тем что риски деятельности общественно значимых хозяйствующих субъектов автоматически распространяются на широкий круг лиц, требования к аудиту ОЗХС являются более жесткими по сравнению с общими нормами. Такие требования установлены:

• Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 307-ΦЗ «Об аудиторской деятельности»;

• Федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности;

• Кодексом профессиональной этики аудиторов, одобренным Советом по аудиторской деятельности 22.03.2012, протокол № 4;

• Правилами независимости аудиторов и аудиторских организаций, одобренными Советом по аудиторской деятельности 20.09.2012, протокол № 6.

Особенности аудита ОЗХС заключаются в следующем.

1. Ограничения для индивидуальных аудиторов. Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых хозяйствующих субъектов вправе проводить только аудиторские организации, индивидуальным аудиторам это запрещено.

В отношении ОЗХС индивидуальные аудиторы могут:

– проводить аудит, не являющийся обязательным (его часто называют инициативным, хотя законодательно такой термин не установлен). Понятие инициативного аудита содержалось в действовавших ранее нормативных документах по аудиторской деятельности, которые к настоящему времени утратили силу;

– оказывать сопутствующие аудиту услуги (обзорные проверки, согласованные процедуры, компиляция финансовой информации);

– оказывать прочие услуги, связанные с аудиторской деятельностью (ведение бухгалтерского учета, налоговое и управленческое консультирование, юридическая помощь, автоматизация учета и внедрение информационных технологий и пр.).

2. Ограничения по типу квалификационного аттестата аудитора. Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности ОЗХС вправе проводить аудиторы, имеющие квалификационный аттестат аудитора, предусмотренный Законом об аудиторской деятельности. Экзамены на получение данного аттестата начали проводить с 2011 г. Этот аттестат часто называют единым (хотя в законе такой термин отсутствует), поскольку он позволяет осуществлять аудиторскую деятельность в любой сфере в отличие от прежних аттестатов, которые подразделялись на четыре типа (общий аудит, банковский аудит, аудит страховщиков, аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов).

Аудиторы, имеющие действительные квалификационные аттестаты аудитора, выданные до 2011 г., с 1 января 2012 г. вправе проводить аудит отчетности ОЗХС, не являющийся обязательным, оказывать сопутствующие аудиту услуги (обзорные проверки, согласованные процедуры, компиляция финансовой информации), а также прочие услуги, связанные с аудиторской деятельностью (ведение бухгалтерского учета, налоговое и управленческое консультирование, юридическая помощь, автоматизация учета и внедрение информационных технологий и пр.).

3. Обязательность проведения обзорных проверок качества выполнения всех аудитов бухгалтерской (финансовой) отчетности ОЗХС. Аудиторское заключение по бухгалтерской (финансовой) отчетности ОЗХС не может быть выдано ранее даты завершения обзорной проверки. Все значимые вопросы, возникающие в ходе аудита, должны быть обсуждены с лицом, осуществляющим обзорную проверку качества выполнения задания. Данные требования распространяется на любой аудит ОЗХС вне зависимости от того, является ли он обязательным.

Обзорная проверка качества выполнения заданий, связанных с аудитом бухгалтерской (финансовой) отчетности ОЗХС, должна охватывать следующие вопросы:

а) оценка аудиторской группой независимости аудиторской организации с учетом конкретного задания;

б) оценка значимых рисков, выявленных в ходе выполнения задания, и процедуры, выполняемые в ответ на оцененные аудитором риски;

в) суждения в отношении существенности в аудите и значимых рисков;

г) получение соответствующих консультаций по сложным или спорным вопросам или при расхождении мнений, а также выводы, сделанные по результатам этих консультаций;

д) значимость исправленных и неисправленных искажений, выявленных в ходе выполнения задания;

е) обстоятельства, информация о которых должна быть доведена до сведения руководства, представителей собственника или иных лиц аудируемого лица;

ж) соответствие выбранных для анализа рабочих документов аудитора выполненной работе, послужившей основой для формирования значимых суждений и сделанных выводов;

з) соответствие проекта аудиторского заключения или иного отчета условиям конкретного задания.

Обзорные проверки качества выполнения заданий, не являющихся аудитом бухгалтерской (финансовой) отчетности ОЗХС (например, проведение согласованных процедур), могут в зависимости от обстоятельств охватывать все указанные аспекты в полном объеме или частично.

4. Более внимательный подход к оценке значимости угроз нарушения основных принципов этики и выработке соответствующих мер предосторожности (например, в случае оказания сопутствующих аудиту услуг и др.).

5. Запрет на оказание услуг аудируемому лицу – ОЗХС.

Данный запрет касается услуг:

– по оценке, если такая оценка оказывает существенное влияние на бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

– расчету налогов (как текущих, так и отложенных);

– найму персонала, отвечающего за учет и отчетность;

– организации и сопровождению системы внутреннего контроля;

– разработке или внедрению ряда информационных систем.

Правилами независимости аудиторов и аудиторских организаций предусмотрено, что запрет на оказание вышеуказанных услуг может быть нарушен в чрезвычайных или иных необычных обстоятельствах, когда аудируемым лицом практически не осуществимо организовать оказание таких услуг другой аудиторской организацией. Однако на практике такие обстоятельства маловероятны: сложно представить себе ситуацию, когда, например, услуги по расчету налогов может оказать только одна аудиторская организация, и именно она является аудитором.

6. Обязательная ротация кадров. Руководитель задания по аудиту отчетности ОЗХС может занимать должность не более семи лет подряд, при этом следующие два года в отношении данного ОЗХС прежний руководитель не вправе выступать руководителем задания, членом аудиторской группы, контролером качества, консультантом аудиторской группы, консультантом аудируемого лица – ОЗХС.

В исключительных случаях в связи с непредвиденными внешними обстоятельствами руководитель аудиторской проверки может продлевать участие в аудиторской группе на один год, если его участие является особенно важным для качества аудита. Например, руководитель задания по аудиту может остаться в составе аудиторской группы в течение дополнительного года, если вследствие непредвиденных событий требуемая ротация становится невозможной (в результате серьезного заболевания нового руководителя задания по аудиту, назначение которого планировалось в аудиторской организации, др.). При этом угроза независимости должна быть сведена до приемлемого уровня путем принятия соответствующих мер предосторожности.

7. Ограничения по переходу сотрудников аудиторской компании на работу в аудируемый ОЗХС. Угроза шантажа возникает в случаях, когда лицо, являвшееся ранее единоличным исполнительным органом аудиторской организации (как правило, генеральный директор), переходит на работу в аудируемое лицо – ОЗХС:

а) на должность, позволяющую ему оказывать значительное влияние на организацию и ведение аудируемым лицом бухгалтерского учета или на составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;

б) в качестве руководителя или должностного лица.

Независимость считается нарушенной, если не прошло 12 месяцев с момента, когда данное лицо перестало являться единоличным исполнительным органом аудиторской организации.

Таким образом, если генеральный директор аудиторской организации имеет намерение перейти на работу в аудируемое лицо – ОЗХС на одну из вышеуказанных должностей, то между освобождением его от прежней должности и принятием в ОЗХС должно пройти не менее 12 месяцев.

Угрозы близкого знакомства или шантажа возникают также в случае, когда на любую из вышеуказанных должностей переходит руководитель задания по аудиту либо руководящий сотрудник, ответственный за контроль качества выполнения задания, или принимающий ключевые решения (выносящее ключевые суждения), касающиеся значимых вопросов аудита отчетности, в отношении которой выражается мнение.

Независимость считается нарушенной, за исключением случаев, когда ОЗХС выпустил проаудированную бухгалтерскую (финансовую) отчетность за период не менее 12 месяцев после того, как соответствующее лицо перестало принимать участие в аудите, контроле качества, принятии ключевых решений по данному ОЗХС.

Таким образом, если, к примеру, сотрудник, отвечавший за контроль качества аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности ОЗХС, имеет намерение перейти на работу в данное аудируемое лицо – ОЗХС на одну из вышеуказанных должностей, то с момента, когда он перестал осуществлять контроль качества аудита данного ОЗХС, должна быть выпущена проаудированная отчетность ОЗХС за период не менее 12 месяцев. Только после этого указанный сотрудник вправе занять должность в ОЗХС. При этом в течение указанных 12 месяцев данный сотрудник также не вправе участвовать в аудите ОЗХС.

8. Ограничения по выручке от оказания услуг организации – ОЗХС. Если вознаграждение, полученное от аудируемого лица, составляет значительную часть в общей сумме выручки аудиторской организации, то зависимость от этого аудируемого лица и желание сохранить взаимоотношения с ним создают угрозу личной заинтересованности или шантажа.

Согласно Правилам независимости аудиторов и аудиторских организаций если выручка от оказания услуг предприятию ОЗХС превышает 15% общей выручки аудиторской организации в течение двух лет подряд, то аудиторская организация обязана:

– сообщить о таком превышении представителям собственника аудируемого лица – ОЗХС, а также обсудить, какие из мер предосторожности следует принять, чтобы сократить угрозу до приемлемого уровня, и принять выбранные меры;

– привлечь стороннее лицо для проведения проверки качества выполненной работы в ходе аудита или обратиться в свое саморегулируемое объединение для проведения внешнего контроля качества в отношении такого задания по аудиту.

Хозяйствующий субъект – субъект, который на свой риск осуществляет самостоятельную деятельность, направленную на систематическое извлечение прибыли от пользования имуществом, продажи товара, выполнения работ или оказания услуг, и который зарегистрирован в этом качестве в установленном законом порядке.

Хозяйствующий субъект − коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации (ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

Исходя из приведенного определения, к видам хозяйствующих субъектов можно отнести:

1) юридические лица, в том числе, иностранные:

• коммерческие организации;

• некоммерческая организации, осуществляющие деятельность, приносящую им доход;

2) индивидуальные предприниматели (физические лица) − граждане и неграждане РФ:

• индивидуальные предприниматели;

• иные физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющие профессиональную деятельность, приносящую доход,в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Субъекты− это участники хозяйственных отношений, которые непосредственно осуществляют хозяйственную деятельность или управляют ею (регулируют ее), имеющие необходимое для такой деятельности имущество, обладающие правоспособностью и зарегистрированные в установленном законом порядке.

Субъекты предпринимательства различаются в зависимости от роли, выполняемой каждым из них в экономике. Наиболее распространенными являются коммерческие организации и индивидуальные предприниматели. Они играют наиболее важную роль в объединении и использовании капитала.

Субъектами предпринимательского права являются носители прав и обязанностей, обладающие совокупностью следующих признаков:

− правоспособность (возможность иметь и осуществлять предпринимательские права и обязанности, отвечать за их выполнение и иметь возможность защищать свои права);

− регистрация в установленном законом порядке;

− наличие обособленного имущества, необходимого для осуществления избранной субъектом или возложенной на него хозяйственной деятельности или руководства такой деятельностью;

− наличие хозяйственной компетенции как совокупности прав, которыми наделен субъект в соответствии с законом и учредительными документами.

На практике используются следующие основные системы целей деятельности хозяйствующих субъектов:

− экономические цели, которые предусматривают завоевание и удержание определенной цели на рынке для отдельных товаров и по всему ассортименту, максимизация прибыли, возмещение за счет доходов затрат, снижение убытков, увеличение объема продаж и др. Для оценки достижения этих целей необходимо выбирать показатели, которые выражают экономическую рациональность деятельности предприятия. Важнейшим выражением относительных показателей эффективности в этих случаях является отношение результата к совокупным ресурсам или затратам. Для анализа специальных вопросов могут быть использованы отдельные составляющие успеха в виде количественного выражения эффективности, обеспечения экономичности (с точки зрения затрат или с точки зрения результатов);

− технические цели, которые ориентируют предприятие на улучшение качества продукции, повышение технического уровня оборудования, машин и технологий и др.;

− социальные цели, которые предусматривают сокращение рабочего времени, улучшение социального обеспечения в старости, дают гарантии занятости и др.;

− экологические цели, которые нацеливают предприятия на предотвращение ущерба окружающей среде путем снижения уровня загрязнения воды и воздуха, уменьшения количества отходов и их переработки, устранения шума и др.

Соответственно указанным целям осуществление хозяйственно-финансовой деятельности подчинено требованиям не только экономической, технической, социальной и экологической рациональности, но и их совокупности. В этих предприятиях (в основном коммерческих) принцип экономической рациональности выступает как доминирующий фактор. Эти предприятия считают своей главной целью максимизацию прибыли. Однако в этом случае наряду с экономической эффективностью (рациональностью) находят свое отражение социальная, техническая и экологическая рациональности, но как критерии второго, третьего и четвертого порядка. Из комплекса четырех описанных типов рациональности принцип эффективности используется при оценке достижения всех целей, который включает в себя все четыре разновидности рациональности. На предприятии нужно принимать решения всегда с таким расчетом, чтобы с помощью имеющихся ограниченных средств обеспечить оптимальное достижение всех видов поставленных целей.

Каждое предприятие должно принимать такие решения, чтобы благодаря выбранной альтернативе (способу действия) добиваться такого соотношения результатов и ресурсов (затрат), которое обеспечит оптимальное достижение поставленных целей.

Несмотря на то, что обеспечение прибыльной работы предприятия является первоочередной среди многих целей, это не означает, что остальные малозначительны. Достижение каждой цели должно быть просчитано и предусмотрено решение соответствующих задач в ближайшее время и в долгосрочной перспективе. При этом необходимо помнить, что другие задачи (цели развития) будут решены (достигнуты), если предприятие обеспечит получение прибыли от хозяйственной деятельности. Именно за счет прибыли, в основном, формируются средства для развития предприятия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *