Общественные обязанности

Исполнение государственных и общественных обязанностей – это долг каждого гражданина. В зависимости от обязанностей, которые приходиться исполнять гражданам, законодательством предусмотрены определенные компенсации и гарантии. Закрепление в Трудовом Кодексе, нормативных актах и Федеральных законах правил предоставления гарантий и компенсаций, направленно на регулирование отношений, возникающих в таких случаях, между работником и работодателем, а так же между работником, исполняющим государственные или общественные обязанности, и органом, который привлек его к их исполнению.

Государственные и общественные обязанности, на которые распространяются компенсации и гарантии, предусмотренные Трудовым Кодексом РФ:

  • осуществление избирательного права;
  • исполнение депутатских обязанностей;
  • явка в орган предварительного следствия, дознания;
  • явка к прокурору или в суд в качестве эксперта, специалиста, свидетеля, потерпевшего, понятого, переводчика;
  • участие в судебных заседаниях в качестве представителей общественных организаций и трудовых коллективов, народных заседателей, общественных защитников или обвинителей;
  • явка по вызову в орган соцзащиты населения в качестве свидетелей;
  • исполнение других общественных или государственных обязанностей.

Согласно ст. 170 ТК РФ за гражданами, которые привлекаются к исполнению государственных и общественных обязанностей, сохраняется место работы. При этом в Трудовом Кодексе не предусмотрена оплата среднего заработка работнику за дни исполнения таких обязанностей. Недополученная работником оплата, выплачивается из средств органа, привлекшего работника к исполнению государственных и общественных обязанностей.

Размер выплаты компенсации может быть равен среднему заработку, привлеченного работника, а может быть установлен нормативными актами, или федеральными законами, так, например, арбитражному заседателю выплачивается вознаграждение в размере одной четвертой части должностного оклада судьи, но не более 5-кратного минимального размера оплаты труда. Расчет производиться пропорционально количеству рабочих дней, в течение которых работник был призван к исполнению этой работы.

Работник должен быть освобожден от работы на время исполнения таких обязанностей и никакие причины производственного характера не могут препятствовать этому. Находящийся в ежегодном отпуске работник, может прервать отпуск для выполнения общественных и государственных обязанностей. В таком случае ежегодный отпуск будет продлен (ст. 124 ТК РФ) на количество дней выполнения соответствующих обязанностей.

В ТК РФ, в некоторых случаях, предусмотрено сохранение среднего заработка за, привлеченным к выполнению общественных и государственных обязанностей, работником. Так, в соответствии со ст. 405 ТК РФ, за членами примирительной комиссии трудового арбитража, сохраняется средний заработок на время участия в разрешении коллективного трудового спора. Срок сохранения среднего заработка не может превышать трех месяцев.

Избрание в профсоюзные органы и комиссии по трудовым спорам – гарантии.

В ст. 171 ТК РФ относительно гарантий предоставляемых работникам, избранным в комиссии по трудовым спорам и профсоюзные органы сделана отсылка к другим разделам кодекса.

Предоставление гарантий работникам профсоюзных организаций, освобожденных от основной работы, обусловлено направлением их деятельности, а именно их противостоянием работодателю, разъяснительной работой с другими работниками по их правам и обязанностям и работе по не допущению ущемления трудовых прав работников.

Гарантии освобожденным работникам профсоюзных организаций:

  • предоставление прежней или другой равноценной работы (после окончания срока выборных полномочий);
  • учет времени работы в профсоюзном органе в общий и специальный стаж;
  • предоставление льгот, гарантий, и трудовых прав наравне с работниками организации;
  • сохранение среднего заработка на период трудоустройства работника (в случае отсутствия на предприятии должности соответствующего уровню и квалификации работника или при ликвидации организации).

Работники профсоюзов не освобожденные от основной работы имеют несколько меньшее число гарантий по сравнению с освобожденными работниками.

Гарантии работникам профсоюзных организаций, не освобожденных от основной работы:

  • освобождение от основной работы на период участия в работе выборных коллегиальных органов профсоюзов и на период участия в качестве делегатов в съездах и конференциях профсоюзов;
  • освобождение от основной работы на период краткосрочной профсоюзной учебы;
  • увольнение только с согласия вышестоящего выборного профсоюзного органа (в случае инициации увольнения работодателем).

Гарантии членам комиссии по трудовым спорам:

  • предоставление свободного от работы времени для участия в работе комиссии;
  • сохранение среднего заработка (расчет производиться исходя из последних трех месяцев работы);
  • инициированное работодателем увольнение работника, входящего в состав комиссии по трудовым спорам, возможно только в согласия профсоюзного органа предприятия.

Избрание на выборные должности в органы местного самоуправления или в государственные органы, также дает определенные гарантии. Освобожденные от основной работы в связи с избранием на выборные должности работники, имеют право на предоставление той же самой должности после окончания срока избрания.

При отсутствии такой работы им предоставляется иная равноценная должность в той же организации. Если работник согласен другая равноценная работа может быть предоставлена в иной организации. Другая равноценная или прежняя работа предоставляется не только после срока окончания полномочий, но и в случае досрочного их окончания, при наличии уважительных причин.

Как показывает практика, не всегда работодатели соблюдают действующее законодательство, оказывая при этом полное содействие работникам, которые исполняли общественные и государственные обязанности. В таком случае, единственный выход обратиться за помощью к адвокату по трудовым делам.

Помощь адвоката по трудовым делам – это гарантия выплаты всех надлежащих компенсаций органами, призвавшими работника к исполнению общественных или государственных обязанностей, а так же обеспечение выполнения работодателями своих обязанностей по отношению к работникам.

Советуем прочесть также:

  • выходные и нерабочие праздничные дни, перерывы в работе

С уважением,
Виктория Демидова, адвокат.

ВТБ📌 Реклама

Таким образом, по общему правилу при привлечении работника к выполнениюгосударственных или общественныхобязанностей, расходы на выплату в пользу них среднего заработка или заменяющих их сумм (в частности, вознаграждения) должны производиться органами, привлекшими работника, а не работодателем. В обязанности работодателя согласно статье 170 ТК РФ входит только сохранение места работы (должности).

Однако в силу положений статьи 423 ТК РФ, допускающей применение и иных нормативных актов в сфере трудового законодательства (включая те из них, которые были приняты до 1 февраля 2002 г., — даты вступления в силу ТК РФ), в ряде случаев расходы по оплате труда могут нести и сами работодатели. На таких случаях мы остановимся ниже особо.

К сожалению, единого нормативного акта, регулирующего порядок предоставления гарантий и компенсаций лицам при исполнении ими государственных обязанностей в настоящее время не существует. В связи с этим в каждом конкретном случае привлечения работника тем или иным органом, работодателю следует учитывать правомерность отрыва работника от производственной (хозяйственной) деятельности, а также какая из сторон (работодатель или привлекающий орган) должна нести расходы по оплате труда работника и какие.

📌 Реклама Отключить

Привлечение сотрудников к исполнению воинской обязанности
или обеспечению исполнения воинской обязанности

Согласно положениям действующего законодательства воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает собой в том числе воинский учет, обязательную подготовку к военной службе, призыв на военную службу, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

За период медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения граждан для решения вопроса о постановке их на воинский учет, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, призыве на военные сборы, а также на время исполнения других обязанностей, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом или добровольным поступлением на военную службу и призывом на военные сборы, граждане освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы (учебы) в размере не более 1000 руб. Таковы положения статьи 6 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

📌 Реклама Отключить

Кроме этого, указанным гражданам возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства (работы, учебы) и обратно, а также командировочные расходы.

Согласно пункту 3 Положения о финансировании расходов, связанных с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2001 г. № 157) финансирование указанных расходов осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых по разделу «Национальная оборона» (подраздел «Обеспечение мобилизационной и вневойсковой подготовки», целевая статья «Мобилизационная подготовка и переподготовка резервов, учебно-сборовые мероприятия с гражданами Российской Федерации»). При этом выплаченные гражданам средства компенсируются военными комиссариатами в месячный срок после представления работодателями необходимых документов.

📌 Реклама Отключить

Таким образом, в части расходов по оплате труда в пользу лиц, привлеченных для исполнения предусмотренной законом воинской обязанности, установлена схема, при которой работодатель за счет своих средств производит соответствующие расходы, которые затем возмещаются военными комиссариатами, по требованиям которых лица были отвлечены от выполнения трудовых обязанностей.

Суммы среднего заработка выплачиваются в размере не свыше 1000 руб., и как можно предположить указанная сумма определена из расчета за полный месяц. Вся остальная сумма (то есть превышающая) должна погашаться за счет собственных средств организации, и при этом она не будет приниматься в целях налогообложения по налогу на прибыль.

Для определения причитающейся к выплату в пользу работника суммы следует сначала рассчитать сумму среднего заработка, и затем сопоставить ее с установленной законом суммой ограничения.

📌 Реклама Отключить

При этом расчет среднего заработка осуществляется в порядке, установленном статьей 139 ТК РФ и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2003 г. № 213.

Если иное не установлено коллективным договором организации, расчет среднего заработка должен производиться исходя из фактически начисленной работнику заработной платы и фактически отработанного им рабочего времени за 12 месяцев, предшествующих моменту выплаты. В коллективном договоре могут быть предусмотрены и иные периоды для расчета средней заработной платы.

Для определения среднего заработка в соответствии с пунктом 8 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы используется средний дневной заработок, определяемый путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на количество фактически отработанных в этот период дней. В свою очередь средний заработок определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней (рабочих, календарных) в периоде, подлежащем оплате.

📌 Реклама Отключить

Пример 1

Работник организации в период с 13 по 14 сентября 2004 г. по требованию районного военного комиссариата проходил медицинское обследование с целью принятия решения о добровольном поступлении на военную службу по контракту.

За указанные дни за работником должно быть сохранено место работы, и выплачен средний заработок в размере не свыше 1000 руб. из расчета за месяц, который затем должен быть компенсирован военным комиссариатом.

Коллективным договором организации специальный расчетный период для исчисления среднего заработка не установлен, в связи с чем должен применяться общеустановленный в 12 месяцев, предшествующих месяцу его исчисления.

В расчетном периоде с 1 сентября 2003 г. по 31 августа 2004 г. работнику начислено заработной платы и им отработано:

Месяц расчетного периода Количество фактически отработанных дней Количество рабочих дней по графику работы (пятидневная рабочая неделя) Сумма учитываемой заработной платы (рублей)
Сентябрь 2003 г. 22 22 6200
Октябрь 2003 г. 23 23 6400
Ноябрь 2003 г. 19 19 5800
Декабрь 2003 г. 22 22 7400
Январь 2004 г. 19 19 6800
Февраль 2004 г. 15 19 5200
Март 2004 г. 22 22 7200
Апрель 2004 г. 22 22 7300
Май 2004 г. 18 18 7200
Июнь 2004 г. 21 21 7800
Июль 2004 г. 2 22 820
Август 2004 г. 22 22 6800
ИТОГО: 227 251 74920

Остальные рабочие дни в феврале 2004 г. работник болел, в подтверждение чего им представлен листок нетрудоспособности, а в июле 2004 г. работнику был предоставлен очередной оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней. Указанные дни, а также выплаченные за них суммы пособия по временной нетрудоспособности и среднего заработка за отпуск при исчислении среднего заработка за время привлечения работника к выполнению государственных обязанностей не учитываются. 📌 Реклама Отключить

Для определения сумм среднего заработка необходимо:

  1. Определить сумму учитываемой заработной платы — 74920 руб.
  2. Определить количество фактически отработанных в расчетном периоде дней — 227 дней.
  3. Определить среднедневной заработок работника — 330 руб. 04 коп. (74920 руб. / 227 дней).
  4. Рассчитать сумму среднего заработка — 660 руб. 08 коп. (330 руб. 04 коп. x 2 дня).

Исчисленные суммы среднего заработка необходимо сравнить с законодательно установленным ограничением суммы среднего заработка в размере 1000 руб.

Всего в сентябре 2004 г. 22 рабочих дня по календарю пятидневной рабочей недели, а потому сумма ограничения выплачиваемого среднего заработка составит 90 руб. 91 коп. (1000 руб. / 22 рабочих дня x 2 дня).

Из исчисленных сумм (сумма среднего заработка и законодательно установленные ограничения) следует принять меньшую, то есть 90 руб. 91 коп. Именно данная и сумма и должна быть предъявлена к возмещению районному военному комиссариату.

📌 Реклама Отключить

Из собственных средств организации, оставшихся в ее распоряжении после уплаты налога на прибыль, может быть выплачена доплата до суммы среднего заработка в размере 569 руб. 17 коп. (660 руб. 08 коп. — 90 руб. 91 коп.).

Согласно пункту 2 статьи 6 Федерального закона № 53-ФЗ привлеченные на военные сборы граждане за время их прохождения освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы в размере не более 1000 рублей. Им выплачиваются также оклад по воинской должности, предусмотренной штатом воинской части, корабля, учреждения, организации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, оклад по воинскому званию и возмещаются командировочные расходы за время нахождения в пути. 📌 Реклама Отключить

Выплачиваемый организациями, где работают граждане, средний заработок также возмещается военными комиссариатами в месячный срок после представления необходимых документов. Выплаты оклада по воинской должности, оклада по воинскому званию и возмещение командировочных расходов за время нахождения в пути осуществляются воинскими формирования, где граждане проходят военные сборы.

Согласно статье 5 Федерального закона № 53-ФЗ для проведения медицинского освидетельствования, медицинского обследования и медицинского осмотра при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, призыве на военные сборы, медицинского переосвидетельствования, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, а также для осуществления иных мероприятий, связанных с призывом или поступлением на военную службу по контракту и призывом на военные сборы, привлекаются необходимые врачи-специалисты, средний медицинский персонал, другие специалисты и технические работники.

📌 Реклама Отключить

Гражданам, участвующим в указанных мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности или поступления на военную службу по контракту, за время участия в указанных мероприятиях по месту их постоянной работы выплачивается средний заработок, а также возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда в другую местность и обратно и командировочные расходы. Как видим в этом случае средний заработок выплачивается без его ограничения какой-либо суммой, то есть исходя из фактически начисленной работникам по месту постоянной работы заработной платы.

Согласно пункту 5 утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2001 г. № 157 Положения возмещение организациям выплаченных гражданам средств осуществляется военными комиссариатами в месячный срок после представления необходимых документов. Возмещению подлежат как полные суммы среднего заработка граждан, так и оплаченные в их пользу расходы по найму жилья, оплате проезда, а также суточные при служебных командировках.

📌 Реклама Отключить

Во всех случаях суточные должны возмещаться по нормам, установленным постановлениями Правительства Российской Федерации от 2 октября 2002 г. № 729 «О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета» и от 8 февраля 2002 г. № 93 «Об установлении норм расходов организаций на выплату суточных или полевого довольствия, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией», то есть в размере 100 руб. за каждый день исполнения соответствующих обязанностей вне места постоянного жительства.

Что касается расходов, связанных с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда в другую местность и обратно, то они в силу положений Федерального закона № 53-ФЗ должны оплачиваться и затем возмещаться военными комиссариатами по фактической сумме.

📌 Реклама Отключить

На начисленные в пользу соответствующих категорий граждан суммы среднего заработка в общеустановленном порядке начисляется единый социальный налог, а также страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Также указанные суммы включаются в объект налогообложения по налогу на доходы физических лиц. Льгот в части налогообложения указанных выплат действующее налоговое законодательство не содержит, хотя и компенсируются они затем за счет средств федерального бюджета.

Если же касаться сумм, выплачиваемых в возмещение найма жилья, проезда, а также командировочных расходов, то они освобождаются от налогообложения по общеустановленным правилам, а именно в пределах установленных норм.

📌 Реклама Отключить

Как представляется, исчисленные со среднего заработка суммы единого социального налога и страховых взносов также должны возмещаться военными комиссариатами. В части сумм, начисленных в пользу граждан, участвовавших в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности, особых вопросов возникнуть не должно, хотя напрямую указанные расходы в статье 5 Федерального закона № 53-ФЗ не поименованы. А вот в части тех сумм, по которым законодательством установлены ограничения в 1000 руб., вопрос об источнике финансирования расходов на оплату сумм единого социального налога и страховых взносов остается открытым. По мнению редакции, указанные суммы также должны возмещаться военными комиссариатами сверх сумм среднего заработка в размере 1000 руб. В случае отказа военных комиссариатов компенсировать суммы единого социального налога и страховых взносов организациям рекомендуется обращаться за защитой своих интересов в судебные органы. Следует избегать случаев оплаты единого социального налога и страховых взносов за счет собственных средств, так как исчислены они не от выплат, отнесенных в установленном порядке в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль, а потому по требованию налоговых органов они могут предъявляться к оплате за счет собственных средств организации, оставшихся в ее распоряжении после уплаты налога на прибыль.

📌 Реклама Отключить

Как отмечалось ранее, доплачиваемые до фактического среднего заработка работника суммы не могут быть приняты в целях исчисления налога на прибыль, а потому должны погашаться за счет собственных средств организации. При этом исчисленные с таких разниц суммы единого социального налога и страховых взносов организация вынуждена будет также производить за счет собственных средств.

Так как начисленные в пользу работника суммы должны быть впоследствии возмещены военными комиссариатами, то они в соответствии с утвержденными приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций отражаются по счетам учета расчетов или целевого финансирования:

📌 Реклама Отключить Дебет счетов 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 86 «Целевое финансирование» Кредит счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» — начисленные в пользу работников суммы среднего заработка (с соблюдением законодательно установленных ограничений), а также суммы в возмещение расходов, связанных с наймом (поднаймом) жилья, оплатой проезда в другую местность и обратно, а также командировочных расходов; Дебет счета 70 Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по налогу на доходы физических лиц» — удержание налога на доходы физических лиц с сумм начисленного среднего заработка, а также с командировочных расходов, превышающих установленные нормы; Дебет счетов 76, 86 Кредит счета 69 «Расходы по социальному страхованию и обеспечению» — начисления с сумм среднего заработка, а также с командировочных расходов, превышающих установленных нормы, единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; 📌 Реклама Отключить Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы» Кредит счетов 70, 69 — доплата сумм среднего заработка, а также начисление с указанной доплаты сумм единого социального налога и страховых взносов на обязательное страхование; Дебет счета 70 Кредит счета 50 «Касса» — выплата сумм среднего заработка, а также возмещение командировочных расходов; Дебет счета 51 «Расчетные счета» Кредит счетов 76, 86 — возмещение военными комиссариатами расходов, понесенных работодателями в пользу работников, привлеченных к исполнению воинской обязанности или к мероприятиям по обеспечению исполнения воинской обязанности.

Привлечение сотрудников в качестве свидетелей
и иных лиц в судебные органы, органы дознания и следствия

Порядок привлечения граждан в качестве свидетелей и иных лиц в судебные органы, органы дознания и следствия регулируется положениями соответствующих кодексов, а также рядом иных нормативных правовых актов.

📌 Реклама Отключить

В частности, согласно пункту 2 статьи 95 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации от 14 ноября 2002 года № 138-ФЗ за работающими гражданами, вызываемыми в суд в качестве свидетелей по гражданскому процессу, сохраняется средний заработок по месту работы. При этом средний заработок сохраняется за все время их отсутствия в связи с явкой в суд без каких-либо ограничений выплачиваемой суммы.

Возмещений указанных сумм среднего заработка судебными или иными органами законодательством не установлено, в связи с чем указанные расходы должны нести работодатели. Расчет среднего заработка должен производиться по общеустановленным правилам.

Средний заработок сохраняется за все рабочие дни недели по графику, установленному для конкретного работника по месту постоянной работы.

📌 Реклама Отключить

Пример 2

В период с 13 по 16 сентября 2004 г. работник по требованию суда другого населенного пункта привлекался в качестве свидетеля по гражданскому процессу.

За указанные дни работник вправе требовать от работодателя получения сумм среднего заработка, исчисленного по правилам, установленным трудовым законодательством.

Предположим, что в расчетном периоде в 12 месяцев, предшествующих сентябрю 2004 г., работник отработал 174 дня по графику пятидневной рабочей недели, и за тот же расчетный период работнику начислено учитываемой заработной платы в размере 42230 руб.

Размер среднедневного заработка составит 242 руб. 70 коп. (42230 руб. / 174 дня), а сумма среднего заработка — 970 руб. 80 коп. (242 руб. 70 коп. x 4 рабочих дня по графику пятидневной рабочей недели в период с 13 по 16 сентября 2004 г.).

Свидетели, не состоящие в трудовых отношениях, за отвлечение их от обычных занятий получают компенсацию за потерю времени исходя из фактических затрат времени и установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Кроме того, свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам возмещаются понесенные ими в связи с явкой в суд расходы на проезд и проживание, а также выплачиваются суточные. Все приведенные расходы несут судебные органы. 📌 Реклама Отключить

В отличие от лиц, вызванных в качестве свидетелей, эксперты и специалисты права на сохранение по месту основной работы среднего заработка не имеют. Согласно пункту 3 статьи 95 ГПК РФ данным лицам выплачивается вознаграждение за выполненную по поручению суда работу, если только эта работа не входит в круг их служебных обязанностей в качестве работников государственного учреждения. Размер вознаграждения определяется судом по согласованию со сторонами и по соглашению с экспертами, специалистами.

В настоящее время порядок возмещения расходов по явке в судебные органы, а также выплаты вознаграждения, регулируется положениями Инструкции о порядке и размерах возмещения расходов и выплаты вознаграждения лицам в связи с их вызовом в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуру или суд, утвержденной постановлением Совмина РСФСР от 14 июля 1990 г. № 245.

📌 Реклама Отключить

За работающими гражданами, вызываемыми в арбитражный суд в качестве свидетелей, сохраняется средний заработок по месту их работы за время отсутствия в связи с явкой в суд (пункт 4 статьи 107 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ).

Возмещение указанных расходов арбитражными судами не предусмотрено, в связи с чем соответствующие расходы должны нести сами работодатели. Правда, такие расходы организации могут принимать в целях налогообложения прибыли. Относятся в уменьшение налоговой базы также и исчисленные с начисленного среднего заработка суммы единого социального налога и страховых взносов на обязательное социальное страхование.

Свидетели, не состоящие в трудовых отношениях, за отвлечение их от обычных занятий получают компенсацию с учетом фактически затраченного времени, исходя из установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Эксперты, свидетели и переводчики имеют право на возмещение понесенных в связи с явкой в арбитражный суд расходов на проезд, найм жилого помещения и выплату суточных. Все данные расходы оплачиваются судами.

📌 Реклама Отключить

Лицам, привлеченным судами в качестве экспертов, также выплачивается вознаграждение за работу, выполненную ими по поручению арбитражного суда, если только эта работа не входит в круг их служебных обязанностей как работников государственных судебно-экспертных учреждений. Размер вознаграждения определяется судом по согласованию с лицами, участвующими в деле, и по соглашению с экспертом.

Лица, вызванные в качестве свидетелей в налоговые органы, имеют право на сохраняемый по месту основной работы средний заработок в соответствии с пунктом 3 статьи 131 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом работодатель обязан выплатить работнику среднюю заработную плату, исчисленную исходя из фактически начисленной ему заработной платы без каких-либо ограничений.

За лицами, вызванными в налоговые органы в качестве переводчиков, специалистов и экспертов, средний заработок по месту основной работы не сохраняется, а судебные органы выплачивают им вознаграждение за работу, выполненную ими по поручению налогового органа, если только данная работа не входит в круг их служебных обязанностей.

📌 Реклама Отключить

Оплата вознаграждения осуществляется по нормам, установленным постановлением Минтруда России от 18 февраля 2000 г. № 19 «Об утверждении норм оплаты денежного вознаграждения переводчиков, специалистов и экспертов, привлекаемых для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля».

Свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым возмещаются понесенные ими в связи с явкой в налоговый орган расходы на проезд, наем жилого помещения и выплачиваются суточные. Порядок возмещения указанных сумм определен в Положении о порядке выплаты и размерах сумм, подлежащих выплате свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, привлекаемым для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 1999 г. № 298.

📌 Реклама Отключить

Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона РФ от 2 января 2000 года № 37-ФЗ «О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции» за народными заседателями в период исполнения обязанностей по осуществлению правосудия по основному месту работы сохраняются средний заработок, а также гарантии и льготы, предусмотренные действующим законодательством. Таким образом, и в этом случае выплата среднего заработка должна осуществляться за счет средств организации.

Кроме этого, за время участия народного заседателя в осуществлении правосудия соответствующий суд выплачивает ему за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере одной четвертой части должностного оклада судьи данного суда, а также возмещает командировочные расходы.

Учитывая практическую значимость рассмотренных вопросов, а также многообразие случаев привлечения граждан к исполнению государственных или общественных обязанностей, редакция журнала просит читателей высказать свою точку зрению, а также изложить в своих письмах для рассмотрения и анализа возникающие на практике ситуации.

Соблюдение Конституции РФ и законов РФ

Согласно части 2 статьи 15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Это самая главная обязанность, лежащая на гражданах. Ее не следует ограничивать только Конституцией РФ и собственно законодательными актами. В ней заложено более широкое содержание, которое можно определить, как законопослушание. А это значит, что граждане обязаны также соблюдать законы и подзаконные акты субъектов Федерации, акты местного самоуправления. По существу, речь идет о соблюдении действующего российского законодательства, которое включает акты не только высшей юридической силы.

Уважение прав и свобод других лиц

Согласно части 3 статьи 17 Конституции РФ, осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Забота о детях и нетрудоспособных родителях

В частях 2 и 3 статьи 38 Конституции РФ закреплены две конституционные обязанности граждан:
1. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.
2. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях

Исполнение данных обязанностей регулируется Семейным кодексом РФ (главы 12–17).

Получение основного общего образования

Согласно части 4 статьи 43 Конституции РФ, каждый гражданин обязан получить основное общее образование, а родителей или лица, их заменяющие, обязаны обеспечить получение детьми этого образования.

Эта конституционная обязанность конкретизирована в статье 63 Семейного кодекса РФ.

Забота о памятниках истории и культуры

Согласно части 3 статьи 44 Конституции РФ, каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Уплата налогов и сборов

Согласно статье 57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы сочетается с определенными правами налогоплательщиков, установленными законом (знакомиться с материалами проверок, обжаловать решения налоговых инспекций и др.). Конституция добавляет к этому, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Охрана природы и окружающей среды

Согласно статье 58 Конституции РФ, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Обязанность конкретизирована ФЗ РФ от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Защита Отечества

Согласно статье 59 Конституции РФ, защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Исполнение этой обязанности регулируется ФЗ РФ от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Обязанность не является обязательной для всех граждан РФ

На военную службу призываются все граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва. Предусматривается возможность поступления мужчин и женщин на военную службу по контракту. За уклонение от призыва на военную службу установлена уголовная ответственность.

Указом Президента РФ от 25 января 1996 года отдельным представителям талантливой молодежи (до 500 человек ежегодно) предоставляется право на отсрочку от призыва на военную службу.

Граждане, убеждениям которых или их вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской.

Порядок прохождения альтернативной службы устанавливается в соответствии с ФЗ РФ от 25 июля 2002 года № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе».

Обязанность по защите Отечества не распространяется на граждан, если воинские формирования Вооруженных Сил РФ, в которых они несут службу, направляются за пределы территории РФ для участия в миротворческой деятельности.

На то время, когда работник привлекается к исполнению государственных или общественных обязанностей, если в соответствии с федеральным законом эти обязанности долж­ны исполняться в рабочее время, работодатель, в соответствии со ст. 170 ТК РФ обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности). При этом тот государственный орган или общественное объединение, кото­рые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей, выплачивают ему за время испол­нения этих обязанностей компенсацию в размере, определен­ном законом, иным нормативным правовым актом либо реше­нием соответствующего общественного объединения.

Необходимо обратить внимание на то, что в отличие от ра­нее действовавшего положения, когда работникам на время исполнения государственных или общественных обязанностей гарантировалось сохранение и места работы (должности), и сред­него заработка, в настоящее время работник освобождается от работы на период выполнения государственных обязанностей, за ним сохраняется место работы (должность), но Трудовой кодекс не обязывает работодателя сохранять работнику сред­ний заработок. Эта обязанность работодателя в некоторых слу­чаях предусматривается отдельными нормативными актами.

Привлечение работника к исполнению государственных или общественных обязанностей возможно в следующих случаях:

• участие в осуществлении правосудия в качестве народ­ного, присяжного или арбитражного заседателя;

• явка по вызову в органы дознания, предварительного следствия, к прокурору, в суд или налоговый орган в ка­честве свидетеля, потерпевшего, эксперта, специалиста, переводчика, понятого;

• подготовка к военной службе, участие в военных сборах или мероприятиях, связанных с обеспечением исполне­ния гражданами Российской Федерации воинской обя­занности;

• осуществление избирательного права в качестве канди­дата в депутаты;

• участие члена добровольной пожарной охраны в органи­зации предупреждения пожаров и их тушении;

• участие в коллективных переговорах в качестве предста­вителей сторон, а также специалистов, приглашенных для участия в этой работе; исполнение обязанностей чле­нов примирительной комиссии, посредника, трудовых арбитров на время участия в разрешении коллективного трудового спора;

• выполнение других государственных или общественных обязанностей — в случаях, предусмотренных законода­тельством.

Обязанность сохранения среднего заработка возлагается на тот государственный или общественный орган, который при­влек работника к выполнению соответствующих обязанностей.

Если работник освобождается от работы в интересах своей организации и трудового коллектива, то обеспечение гарантии выплаты среднего заработка лежит на работодателе.

Гарантии работникам, избранным в профсоюзные орга­ны и комиссии по трудовым спорам. Для работников, кото­рые были избраны в профсоюзные органы и не освобождены от исполнения своих трудовых обязанностей, Трудовой кодекс предусматривает целый ряд гарантий и компенсаций, направ­ленных на создание условий для осуществления ими своих полномочий и защиту их от необоснованных претензий со сто­роны работодателя. Кроме того, такие гарантии предусмотре­ны Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Более подробно эти вопро­сы будут изложены в разделе пособия, посвященном защите трудовых прав работников профессиональными союзами.

Работникам, которые в соответствии со ст. 384 ТК РФ были избраны членами комиссий по трудовым спорам, предоставля­ется свободное от работы время для участия в работе указанной комиссии с сохранением среднего заработка. При увольнении работников, избранных в состав комиссий по трудовым спо­рам, работодатель должен выполнить требование ст. 373 ТК РФ о необходимости учета мотивированного мнения выборно­го профсоюзного органа.

Гарантии работникам, избранным на выборные должно­сти в государственных органах, органах местного самоуп­равления. К выборным должностям в государственных орга­нах относятся должности: Президента РФ, депутатов Государ­ственной Думы и законодательных (представительных) орга­нов государственной власти субъектов РФ, глав исполнитель­ных органов государственной власти субъектов РФ.

Работникам, которые были освобождены от работы вслед­ствие избрания их на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления, в соответствии со ст. 172 ТК РФ также должны быть предоставлены определен­ные гарантии, которые устанавливаются законами, регулиру­ющими статус и порядок деятельности указанных лиц.

Так, Закон «О статусе члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» предусматривает гарантии трудовых прав депута­та Государственной Думы.

Срок полномочий депутата Государственной Думы засчи­тывается в общий и непрерывный трудовой стаж или срок служ­бы, стаж работы по специальности, а также в стаж федераль­ной государственной службы. При этом непрерывный трудо­вой стаж сохраняется при условии поступления на работу или на службу в течение шести месяцев после прекращения полно­мочий депутата Государственной Думы.

Депутату Государственной Думы, работавшему до избра­ния депутатом Государственной Думы по трудовому договору, после прекращения его полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии — другая равноценная работа (должность) по предыдущему месту работы или, с его согласия, в другой организации.

В соответствии с Федеральным законом «Об общих прин­ципах организации местного самоуправления в Российской Фе­дерации» представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равно­го и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Уставом муниципального образования могут быть предус­мотрены должность главы муниципального образования — выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, а также должности иных выбор­ных должностных лиц местного самоуправления.

Глава муниципального образования избирается граждана­ми, проживающими на территории муниципального образова­ния, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо представительным орга­ном местного самоуправления из своего состава в порядке, ус­тановленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Глава муниципального образования, депутат, член выбор­ного органа местного самоуправления, другие выборные долж­ностные лица местного самоуправления в соответствии с уста­вом муниципального образования могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе.

Депутатам и членам выборных органов местного самоуп­равления, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, выборным должностным лицам местного самоуправ­ления социальные гарантии, связанные с пребыванием на этих должностях, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Например, областным законом от 18 июня 1997 г. № 41-ЗС «О статусе депутата представительного органа местного само­управления, выборного должностного лица местного самоуп­равления в Ростовской области» предусмотрены социальные га­рантии для депутатов и выборных должностных лиц указан­ных органов: депутат, выборное должностное лицо, исполня­ющие полномочия не на постоянной основе, в период своих полномочий и в течение одного года после их окончания (равно как и депутат, выборное должностное лицо, работавшие до ис­течения срока полномочий на постоянной основе) не могут быть по инициативе администрации уволены с занимаемой должно­сти в организации любой формы собственности, а также ис­ключены из учебного заведения без согласия соответствующе­го органа местного самоуправления. Выборному должностно­му лицу, депутату, уволенным с прежнего места работы (служ­бы) вследствие избрания их на выборные должности местного самоуправления, предоставляется после окончания срока их пол­номочий прежняя работа (должность), а при ее отсутствии — другая равноценная работа (должность) в той же или, с их со­гласия, в другой организации.

В случае, если на новом месте работы депутат, выборное должностное лицо получают заработную плату ниже прежней, им производится доплата до уровня прежней заработной пла­ты (с учетом индексации), но не более шести месяцев со дня прекращения полномочий по занимаемой должности. За депу­татом, выборным должностным лицом, работавшими на про­фессиональной постоянной основе, на период трудоустройства на новое место работы, но не более одного года, сохраняется заработная плата по ранее занимаемой должности (с учетом индексации)в случаях:

а) прекращения полномочий в связи с истечением установ­ленного срока полномочий по замещаемой должности;

б) реорганизации, ликвидации органа местного самоуправ­ления;

в) упразднения должности в соответствии с уставом муни­ципального образования.

Расходы, связанные с реализацией установленных соци­альных гарантий, производятся за счет средств местного бюд­жета.

Таким образом, в ряде случаев работникам, избранным на выборную должность, после окончания срока полномочий пре­доставляются гарантии трудоустройства, которые выражают­ся: в предоставлении прежней работы (должности); равноцен­ной работы (должности) в той же организации; равноценной работы (должности) в другой организации.

По окончании срока нахождения в данной должности ра­ботник вправе вернуться на прежнее место работы и работода­тель обязан предоставить ему прежнюю работу (должность). Следует отметить, что на занимаемую ранее должность может быть приглашен работник, с которым работодатель заключает трудовой договор на неопределенный срок. В этом случае он может предложить только равноценную работу (должность). В период нахождения лица на выборной должности в организа­ции, где он работал, могут произойти структурные изменения, реорганизация юридического лица, приведшая к сокращению занимаемой им ранее должности или рабочего места. В такой ситуации работодатель при возвращении работника также мо­жет предоставить ему только равноценную работу (должность). При этом равноценной признается работа (должность), соот­ветствующая прежней по квалификации, условиям труда и его оплате, объему предоставляемых в связи с ее выполнением льгот и преимуществ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *