Общественный контроль охраны труда

В соответствии со статьей 226 ТК РБ и статьи 13 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» наниматель обязан обеспечивать постоян­ный контроль за соблюдением требований по охране труда.

Порядок организации и осуществления такого контроля определен Типовой инструкцией о проведении контроля за соблюдением законода­тельства об охране труда в организации, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26.12.2003 № 159.

Согласно названной Типовой инструкции контроль может осуществ­ляться в форме проверок, обследований, осмотров, систематического учета показателей, характеризующих состояние условий и охраны труда, затре­бования необходимой информации, рассмотрения жалоб, заявлений. Конт­роль предусматривает выявление причин нарушений требований по охра­не труда и разработку мероприятий по их устранению и предупреждению.

Основными задачами контроля являются:

выявление и предупреждение нарушений государственных норматив­ных требований по охране труда (далее — требования по охране труда);

оценка состояния условий труда работников, безопасности производ­ственных процессов, оборудования, приспособлений, инструмента, сырья и материалов, эффективности применения средств защиты работниками;

выполнение работниками должностных обязанностей по охране труда и требований локальных нормативных актов по охране труда;

принятие мер по устранению выявленных недостатков.

Основными видами контроля являются:

контроль за соблюдением законодательства об охране труда, осущест­вляемый руководителями и специалистами организации в соответствии с их должностными обязанностями;

контроль по охране труда, осуществляемый службой охраны труда организации в соответствии с Типовым положением о службе охраны труда организации;

производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах, осуществляемый экс­плуатирующей их организацией в соответствии с Правилами организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований про­мышленной безопасности на опасных производственных объектах;

периодический контроль за соблюдением законодательства об охране труда, осуществляемый представителями нанимателя с участием общест­венных инспекторов профсоюзов по охране труда (уполномоченных лиц по охране труда работников);

общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда, осуществляемый профсоюзами в соответствии с Порядком осуще­ствления профсоюзами общественного контроля за соблюдением законо­дательства Республики Беларусь о труде.

Полномочия и ответственность руководителей и специалистов орга­низации по осуществлению контроля за соблюдением законодательства об охране труда определяются их должностными инструкциями.

При разработке должностных инструкций обязанности по осуществ­лению контроля за соблюдением законодательства об охране труда распре­деляются между руководителями и специалистами с учетом их трудовых функций, роли и места в системе управления охраной труда организации.

Периодический контроль осуществляется представителями нанимате­ля с участием общественных инспекторов профсоюзов по охране труда.

При отсутствии в организации профсоюза с согласия нанимателя для участия в проведении периодического контроля могут привлекаться упол­номоченные лица по охране труда работников.

Выборы уполномоченных лиц по охране труда работников проводятся на общем собрании (конференции) работников организации, открытым голосованием, большинством голосов, на срок от двух до пяти лет, при этом определяется их численность. Уполномоченные лица по охране тру­да работников могут быть досрочно отозваны по решению избравшего их собрания (конференции). Не рекомендуется избирать уполномоченными лицами по охране труда работников, которые в соответствии с должност­ными обязанностями несут ответственность за состояние охраны труда в организации (структурном подразделении).

Периодический контроль, осуществляемый представителями нани­мателя с участием общественных инспекторов профсоюзов по охране труда (уполномоченных лиц по охране труда работников), в зависимости от деятельности и структуры организации может проводиться:

ежедневно — на участке, в смене, бригаде, лаборатории и иных анало­гичных структурных подразделениях организации (далее — участок);

ежемесячно — в цехе, отделе, иных аналогичных структурных подраз­делениях организации (далее — цех);

ежеквартально — в организации в целом.

Ежедневный контроль за состоянием охраны труда осуществляется руководителем структурного подразделения (мастером, начальником сме­ны, заведующим лабораторией, механиком, другими руководителями уча­стка) с участием общественного инспектора профсоюза по охране труда (уполномоченного лица по охране труда работников).

О выявленных нарушениях, которые не могут быть устранены ра­ботниками участка, его руководитель сообщает вышестоящему руководите­лю для принятия соответствующих мер.

В случае выявления нарушений требований охраны труда, которые могут причинить вред здоровью работников, привести к несчастному слу­чаю или аварии, работа приостанавливается до устранения этого наруше­ния, о чем письменно сообщается вышестоящему руководителю.

Результаты проверки с конкретными мероприятиями по устранению выявленных недостатков и нарушений записываются в журнал ежеднев­ного контроля за состоянием охраны труда.

Перечень мероприятий подписывают руководитель участка, обществен­ный инспектор профсоюза по охране труда (уполномоченное лицо по охране труда работников), участвовавшие в проверке.

Ежемесячный контроль проводится начальником цеха с участием общественного инспектора профсоюза по охране труда (уполномоченно­го лица по охране труда работников), руководителей служб цеха и представителей службы охраны труда (инженера по охране труда).

Выявленные недостатки в процессе проведения ежемесячного кон­троля заносятся в журнал ежемесячного контроля за состоянием охраны труда, в котором указываются мероприятия, назначаются их исполнители и сроки исполнения.

В случае выявления нарушений требований по охране труда, которые могут причинить вред здоровью работников или привести к аварии, рабо­та приостанавливается до устранения этих нарушений, о чем письменно сообщается руководителю организации.

Начальник цеха организует выполнение мероприятий по устранению недостатков и нарушений по охране труда, выявленных в ходе прове­дения ежемесячного контроля. О нарушениях, которые не могут быть устранены работниками цеха, сообщается руководству организации.

Контроль выполнения указанных мероприятий осуществляют начальник цеха, другие руководители и специалисты, служба охраны труда, обще­ственный инспектор по охране труда (уполномоченное лицо по охране труда работников).

Итоги проведения ежемесячного контроля рассматриваются в цехе на совещании, собрании с участием руководителей структурных подразде­лений, представителей профсоюза (уполномоченных лиц по охране труда работников).

Ежеквартальный контроль осуществляется руководителем организации (его заместителями) с участием руководителей служб, отделов, обще­ственного инспектора по охране труда (уполномоченного лица по охране труда работников).

По результатам ежеквартального контроля по каждому цеху оформля­ется акт, в котором указываются обнаруженные недостатки и меры по их устранению.

Проведение ежемесячного или ежеквартального контроля рекомен­дуется осуществлять в установленный приказом руководителя организа­ции «День охраны труда».

В программу «Дня охраны труда» включаются, помимо мероприятий по проверке состояния условий и охраны труда на рабочих местах, на участках и в цехах, проведение совещаний с участием руководителей организации, ее структурных подразделений, главных специалистов, представителей службы охраны труда, профсоюза (уполномоченных лиц по охране труда работников).

На указанных совещаниях анализируется состояние охраны труда в структурных подразделениях организации, заслушиваются их руководи­тели, рассматриваются имевшие место случаи нарушения требований ох­раны труда, изучается передовой опыт работы по охране труда.

По итогам проведения «Дня охраны труда», при необходимости, мо­жет издаваться приказ или распоряжение руководителя организации (струк­турного подразделения).

Наниматель в зависимости от характера своей деятельности может устанавливать другие виды контроля.

Планирование работы и мероприятий по охране труда

Планирование мероприятий по улучшению условий труда, пре­дупреждению травматизма и заболеваемости на производстве является одной из функций управления охраной труда в организации и осуществ­ляется в соответствии с Положением о планировании и разработке ме­роприятий по охране труда, утвержденным постановлением Министер­ства труда Республики Беларусь от 23 октября 2000 г. № 136. Положением предусмотрены содержание и этапы этой работы, а также порядок офор­мления и утверждения соответствующих документов.

Для планирования мероприятий по охране труда необходимо распола­гать объективной информацией о состоянии охраны труда в организации. Источниками такой информации являются:

данные об аттестации рабочих мест по условиям труда;

данные паспортизации санитарно-технического состояния производств, цехов и участков;

анализ несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;

предписания органов Госнадзора;

представления технических и правовых инспекторов труда профсоюзов;

решение органов управления по охране труда;

предположения рабочих и специалистов по охране труда;

другие сведения.

Планы мероприятий по охране труда могут быть: перспективные, те­кущие и оперативные.

Основным документом, посредством которого реализуются меры по вопросам охраны труда, является, согласно названному Положению, План мероприятий по охране труда, который является составной частью кол­лективного договора либо самостоятельным документом.

Планирование и разработка мероприятий, включаемых в План, осу­ществляются на основе нормативных правовых актов и исходных данных и с учетом Основных направлений планирования и разработки меропри­ятий по охране труда.

Мероприятия по охране труда направлены на осуществление главной цели — сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и предусматривают решение следующих задач:

устранение (снижение) профессиональных рисков, улучшение охра­ны и (или) условий труда;

сокращение численности работников, занятых с вредными и (или) опас­ными условиями труда, тяжелым физическим трудом;

доведение обеспеченности работников санитарно-бытовыми помеще­ниями до установленных норм, оснащение их необходимыми устройства­ми и средствами;

обеспечение обучения, инструктажа и проверки знаний работников по охране труда;

внедрение передового опыта и научных разработок по охране труда.

В данном Плане должны быть предусмотрены следующие графы:

наименование мероприятия;

источники финансирования;

сроки исполнения;

ответственные лица за исполнение мероприятий;

социальный эффект.

Запланированные мероприятия обязательны для исполнения. Лица, которые не обеспечивают их выполнение, могут быть привлечены к от­ветственности в соответствии с законодательством.

Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда осуществляется согласно ТК РФ федеральной инспекцией труда, а также федеральными надзорами за соблюдением правил по безопасному ведению работ в определенных сферах деятельности.

В соответствии со статьей 353 ТК РФ контроль за соблюдением работодателями (юридическими и физическими лицами) законодательства в сфере охраны труда осуществляют:

1) Органы, осуществляющие государственный надзор и контроль:

— федеральная инспекция труда;

— федеральные надзоры — органы исполнительной власти, осуществляющие функции надзора и контроля в определенной сфере деятельности;

— органы прокураторы (Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры);

2) Органы, осуществляющие внутриведомственный государственный надзор и контроль:

органы исполнительной власти на федеральном уровне;

органы исполнительной власти на уровне субъектов Федерации;

органы местного самоуправления.

3) Органы, осуществляющие общественный контроль:

профессиональные союзы, инспектора труда (собственных инспекций труда), уполномоченные по охране.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2000 года №78 «О Федеральной инспекции труда» (далее — Постановление №78) государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда осуществляются федеральной инспекцией труда, которая является единой федеральной централизованной системой государственных органов. Полномочия федеральной инспекции труда регламентированы также в статьях 353-365 ТК РФ.

В соответствии со статьей 357 ТК РФ государственные инспектора труда при исполнении своих обязанностей имеют право:

«в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей — физических лиц;

запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;

расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда и др.

Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях производства и на некоторых объектах промышленности помимо органов федеральной инспекции труда осуществляют также федеральные органы исполнительной власти по надзору в установленной сфере деятельности.

К государственным органам, осуществляющим надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда относятся:

Государственный комитет по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору (Госгортехнадзор), Государственный энергетический надзор, Государственный санитарный надзор.

Госгортехнадзор — осуществляет государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в угольной, горнорудной, горно-химической, нерудной, нефте- и газодобывающей, химической, металлургической и нефтегазоперерабатывающей промышленности, в геологоразведочных экспедициях и партиях, при устройстве и эксплуатации подъемных сооружений, котельных установок и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов для пара и горячей воды, объектов, связанных с добычей, транспортировкой, хранением и использованием газа, при ведении взрывных работ в промышленности, а также за правильностью эксплуатации месторождений полезных ископаемых и за охраной недр. Госгортехнадзор несет ответственность за своевременное и правильное осуществление возложенных на него функций государственного надзора в указанных отраслях промышленности и на подконтрольных предприятиях, производствах, объектах и в организациях.

Основные задачи Госгортехнадзора:

— контроль за выполнением установленных требований по безопасному ведению работ и проведением профилактических мер по предупреждению аварий, производственного травматизма на подконтрольных предприятиях, производствах, объектах и в подконтрольных организациях;

— обеспечение единства требований, предусмотренных в правилах, нормах и инструкциях по технике безопасности для подконтрольных предприятий, производств, объектов и организаций независимо от их территориального расположения и ведомственной принадлежности.

Государственный энергетический надзор осуществляется органами энергонадзора системы Министерства энергетики и электрификации. В систему его органов входят: Государственная инспекция по энергонадзору (Госэнер-гонадзор) Министерства энергетики и электрификации; управления (отделы) по энергонадзору министерств (главных управлений) энергетики и электрификации союзных республик; предприятия по сбыту энергии и контролю за ее использованием (энергосбыты).

Основные задачи Государственного энергетического надзора: осуществление надзора за техническим состоянием электростанций министерств и ведомств (кроме блок-станций), электрических и теплоиспользующих установок на предприятиях и в организациях министерств и ведомств; за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок, а также осуществление контроля за рациональным использованием электрической и тепловой энергии во всех отраслях народного хозяйства и качеством отпускаемой электрической энергии.

Энергетический надзор за электрическими и теплоисполь-зующими установками, эксплуатируемыми по специальным правилам, осуществляется соответствующими министерствами и ведомствами по согласованию с Государственной инспекцией по энергонадзору Министерства энергетики и электрификации.

Государственный энергетический надзор осуществляется в форме предупредительного и текущего надзора за выполнением министерствами, ведомствами, предприятиями промышленности и транспорта, строительными организациями, коммунально-бытовыми, сельскохозяйственными и другими потребителями действующих правил устройства электрических установок, технической эксплуатации электрических и теплоиспользующих установок и технике безопасности при их эксплуатации, а также за соблюдением норм и качества отпускаемой электрической энергии и рациональным использованием электрической и тепловой энергии в народном хозяйстве.

Государственный санитарный надзор. Его основная задача — осуществление контроля за проведением санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на ликвидацию и предупреждение загрязнения внешней природной среды (водоемов, почвы и атмосферного воздуха), оздоровление условий труда, обучения, быта и отдыха населения, а также контроля за организацией и проведением мероприятий, направленных на предупреждение и снижение заболеваемости. Государственный санитарный надзор осуществляется органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы Министерства здравоохранения и министерств здравоохранения союзных республик в форме предупредительного и текущего санитарного надзора за проведением санитарно-противоэпидемических мероприятий и соблюдением министерствами, ведомствами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами, гражданами санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм.

В систему органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы, осуществляющих государственный санитарный надзор, входят: Главное санитарно-эпидемиологическое управление и Главное управление карантинных инфекций Министерства здравоохранения; главные санитарно-эпидемиологические управления (санитарно-эпидемиологические управления) министерств здравоохранения; республиканские(обласные) санитарно-эпидемиологические станции; краевые, областные, окружные, городские, районные санитарно-эпидемиологические станции; бассейновые, портовые и линейные санитарно-эпидемиологические станции на водном транспорте.

Общественный контроль — деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений.
(Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»)
Субъекты общественного контроля:
• Общественная палата Российской Федерации;
• общественные палаты субъектов Российской Федерации;
• общественные палаты (советы) муниципальных образований;
• общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации.
Также для осуществления общественного контроля могут создаваться:
• общественные наблюдательные комиссии;
• общественные инспекции;
• группы общественного контроля;
• иные организационные структуры общественного контроля.
Формы общественного контроля:
• общественный мониторинг;
• общественная проверка;
• общественная экспертиза;
• общественные обсуждения;
• общественные (публичные) слушания;
• иные формы.
Общественный контроль может осуществляться одновременно в нескольких формах.
Общий порядок осуществления всех перечисленных форм общественного контроля, включая права и обязанности участников общественного контроля, определен статьями 19-25 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ.
Результат общественного контроля:
Подготовленный и направленный в органы государственной власти итоговый документ результатов общественного контроля: итоговый документ общественного мониторинга, акт общественной проверки, заключение общественной экспертизы, протокол общественного обсуждения, протокол общественных (публичных) слушаний, а также в иных формах.
В итоговом документе указываются место и время осуществления общественного контроля, задачи общественного контроля, субъекты общественного контроля, формы общественного контроля, установленные при осуществлении общественного контроля факты и обстоятельства, предложения, рекомендации и выводы. К итоговому документу могут прилагаться иные документы, полученные при осуществлении общественного контроля.
Общественные объединения и иные негосударственные некоммерческие организации в соответствии с результатами общественного контроля вправе:
• направлять в органы государственной власти предложения и рекомендации по совершенствованию их деятельности, а также по устранению причин и условий, способствовавших нарушению прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций;
• выдвигать общественную инициативу в соответствии с законодательством Российской Федерации;
• оспаривать в установленном порядке (в том числе в судебном и (или) административном порядке) нормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) органов государственной власти.
Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об общественном контроле:
• Субъект общественного контроля в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций вносит предложения в соответствующие органы государственной власти о привлечении к ответственности виновных должностных лиц.
• Как воспрепятствование законной деятельности субъектов общественного контроля, так и необоснованное вмешательство субъектов общественного контроля в деятельность органов государственной власти и оказание неправомерного воздействия на указанные органы влекут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 370 ТК РФ общественный контроль за соблюдением трудового законодательства и законодательства об охране труда, выполнением условий коллективных договоров, соглашений работодателями и их представителями осуществляется профессиональными союзами.

Для этой цели общероссийские профессиональные союзы и их объединения вправе создавать правовые и технические инспекции труда, профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями.

В свою очередь межрегиональное, а также территориальное объединение (ассоциация) организаций профессиональных союзов, которые действуют на территории субъекта Российской Федерации, вправе создавать правовые и технические инспекции труда профессиональных союзов, действующие на основании принимаемых ими положений согласно типовому положению соответствующего общероссийского объединения профессиональных союзов.

Этим правом также наделены уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов. Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда должны избираться открытым голосованием на общем профсоюзном собрании работников организации либо на общем собрании работников структурного подразделения.

Согласно части 6 статьи 370 ТК РФ профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов, имеют право:

«осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;

принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществлять их самостоятельное расследование;

получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей — индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);

предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников».

В соответствии с частью 2 статьи 370 ТК РФ работодатели обязаны в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.

«направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения».

Форма представления указана в Приложении №1 к Приложению Постановления Минтруда Российской Федерации от 8 апреля 1994 года №30 «Об утверждении рекомендаций по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива» (далее — Постановление №30):

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ УПОЛНОМОЧЕННОГО (ДОВЕРЕННОГО) ЛИЦА ПО ОХРАНЕ ТРУДА

________________(число, месяц, год)_____________ №(рег. ном.)

Кому__________________________________________________________

(должность, Ф.И.О.)

(наименование структурного подразделения)

В соответствии с _____________________________________________

(наименование законодательных и иных нормативных правовых

актов по охране труда)

предлагаю устранить следующие нарушения требований:

№№п./п. Перечень выявленных нарушений Сроки устранения

Уполномоченный

(доверенное) лицо

по охране труда ________________ __________________

(дата, подпись) (И.О. Фамилия)

Представление получил ________________________________________

(дата, подпись)

«осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;

принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;

принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда;

принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права;

принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве».

Статья 2 Федерального закона от 12 января 1996 года №10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» дает понятие профсоюза:

«Профсоюз — добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов».

В соответствии со статьей 20 этого Закона профсоюзы вправе участвовать в формировании государственных программ по вопросам охраны труда.

Профсоюзы полномочны осуществлять общественный контроль за состоянием охраны труда через профсоюзные организации в своих структурных подразделениях уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, а также через подконтрольные им собственные инспекции по охране труда.

В соответствии с частью 7 статьи 370 ТК РФ профессиональные союзы, их инспекции труда при осуществлении указанных полномочий взаимодействуют с федеральным органом исполнительной власти, который уполномочен на осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и других нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, иными федеральными органами исполнительной власти, которые осуществляют функции по контролю и надзору в указанной сфере деятельности.

Для осуществления этих целей они имеют право беспрепятственно посещать организации вне зависимости от их организационно-правовой формы и подчиненности, структурные подразделения этой организации, рабочие места, где работают члены данного профсоюза и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

В том случае, когда профсоюзами, уполномоченными инспекторами по охране труда будут выявлены нарушения охраны труда, они имеют право обратиться к работодателю с требованием о немедленном устранении выявленных нарушений с одновременным обращением в Федеральную инспекцию труда.

При невыполнении требований по устранению нарушений в сфере охраны труда в случае создания непосредственной угрозы жизни и здоровью работников профсоюзы и уполномоченные инспектора по охране труда правомочны требовать от работодателя (его представителя, должностных лиц организации) приостановить выполнение работ до принятия окончательного решения Федеральной инспекцией труда.

Профсоюзные органы могут принимать участие в экспертизе безопасности условий труда на проектируемых, строящихся и эксплуатируемых производственных объектах. Аналогичными правами профсоюзы пользуются при экспертизах безопасности проектируемых и эксплуатируемых инструментов и механизмов.

Работодатель обязан учитывать мнение выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов. Порядок учета мнения профсоюзной организации регламентирован статьей 372 ТК РФ.

А порядок учета мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при расторжении трудового договора по инициативе работодателя регламентируется статьей 373 ТК РФ.

Основные задачи, функции, права уполномоченных (доверенных) лиц, гарантии прав деятельности уполномоченных лиц установлены Постановлением №30.

Согласно части 8 статьи 370 ТК РФ уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов вправе беспрепятственно проверять соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций, работодателями — индивидуальными предпринимателями предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

Уполномоченные (доверенные) лица выбираются в организации для общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда в организациях всех форм собственности вне зависимости от сферы их хозяйственной деятельности, ведомственной подчиненности и численности работников.

В структурном подразделении может быть избрано несколько уполномоченных в зависимости от конкретных условий производства. Численность уполномоченных (доверенных) лиц, порядок их избрания и срок полномочий могут быть оговорены в коллективном договоре либо ином другом совместном решении работодателя и представительного органа работников.

Выборы уполномоченных в структурных подразделениях или в организации в целом осуществляют профсоюз(ы), либо иные уполномоченные работниками представительные органы или трудовые коллективы.

Эти выборы лучше всего проводить на общем собрании трудового коллектива подразделения со сроком избрания не менее двух лет. В случае если в организации имеется несколько профсоюзов или иных уполномоченных работниками представительных органов, то каждому из них должно быть предоставлено право выдвигать кандидатуры на выборы уполномоченных. По согласованию с работодателем уполномоченные (доверенные) лица могут быть избраны из числа специалистов, которые не работают в данной организации. Не следует избирать уполномоченными работников, несущих по занимаемой должности ответственность за состояние охраны труда в организации.

Как правило, уполномоченные (доверенные) лица входят в состав комитета (комиссии) по охране труда организации.

Уполномоченные лица при организации своей работы взаимодействуют с руководителями производственных участков, выборными профсоюзными органами либо иными уполномоченными работниками представительными органами, со службой охраны труда, другими службами организации, с государственными органами надзора за охраной труда и инспекцией профсоюзов.

В соответствии с пунктом 1.7 Постановления №30 уполномоченные лица в своей деятельности должны руководствоваться ТК РФ, законодательными и другими нормативными актами по охране труда Российской Федерации, коллективным договором либо соглашением по охране труда, нормативно-технической документацией организации.

Уполномоченные должны периодически отчитываться о проделанной работе на общем собрании трудового коллектива, избравшего их. В случае, если уполномоченные не выполняют возложенных функций или не проявляют необходимой требовательности по защите прав работников на охрану труда, то они могут быть отозваны до истечения срока действия их полномочий по решению избравшего их органа.

Работодатель обязан создавать необходимые условия для работы уполномоченных лиц, обеспечивая их правилами, инструкциями, другими нормативными и справочными материалами по охране труда за счет средств организации.

Кроме того, согласно части 1 статьи 377 ТК РФ работодатель обязан безвозмездно предоставить выборным органам первичных профсоюзных организаций, объединяющих его работников, помещение для проведения заседаний, хранения документации, а также предоставить возможность размещения информации в доступном для всех работников месте (местах).

А в части 2 этой же статьи 377 ТК РФ сказано, что работодатель, численность работников которого составляет более 100 человек, обязан безвозмездно предоставить в пользование выборным органам первичных профсоюзных организаций как минимум одно оборудованное, отапливаемое, электрифицированное помещение, а также оргтехнику, средства связи и необходимые нормативные правовые документы, и другие улучшающие условия для обеспечения деятельности указанных профсоюзных, предусмотренные коллективным договором.

Для работников, вновь избранных уполномоченным по охране труда, следует организовать обучение в территориальных органах по охране труда по специальной программе, либо организовать обучение в других организациях за счет средств работодателя.

Уполномоченным выдается удостоверение соответствующей формы (Приложение №2 к Приложению Постановления №30):

УДОСТОВЕРЕНИЕ УПОЛНОМОЧЕННОГО (ДОВЕРЕННОГО) ЛИЦА ПО ОХРАНЕ ТРУДА внутренняя сторона, левая часть

(наименование предприятия, учреждения, организации)

(фамилия,

имя, отчество)

является уполномоченным (доверенным) лицом по охране труда

(наименование должности и подпись руководителя предприятия или

общественного органа, выдавшего удостоверение)

__________________ 200 ____ года

внутренняя сторона, правая часть

┌───────────┐

│ Фото │ _____________________

└───────────┘ (личная подпись)

Печать Действителен до:

___________ 200 ____ года

Предъявитель удостоверения имеет право проверять состояние

охраны труда в ___________________________________________________

(наименование подразделения)

и выдавать их руководителям обязательные к рассмотрению представления об
устранении выявленных нарушений требований нормативных актов по охране труда

Примечания: 1. Рекомендуемый размер удостоверения в сложенном виде 90 х 65 мм.

2. Размер фотокарточки 3 х 4 см с уголком для печати.

Работники выборных коллегиальных органов профсоюзных организации могут быть освобождены от своей основной работы в связи с избранием его на выборную должность в выборный орган первичной профсоюзной организации. Гарантии этой категории работников предусмотрены в статье 375 ТК РФ. Что касается гарантий работников, входящих в состав выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций и не освобожденным от основной работы, то они представлены в статье 374 ТК РФ.

Работодателям рекомендуется для выполнения возложенных на уполномоченных лиц обязанностей предоставлять им необходимое время в течение рабочего дня, устанавливать дополнительные социальные гарантии на условиях, которые определены коллективным договором или совместным решением работодателя и представительных органов работников.

В соответствии с частью 3 статьи 377 ТК РФ работодатель может предоставить согласно коллективному договору в бесплатное пользование выборному органу первичной профсоюзной организации принадлежащие работодателю или арендуемые им здания, сооружения, помещения и иные объекты, а также базы отдыха, спортивные и оздоровительные центры, необходимые для организации отдыха, ведения культурно-массовой, физкультурно-оздоровительной работы с работниками и членами их семей.

А согласно части 7 статьи 377 ТК РФ оплата труда руководителя выборного органа первичной профсоюзной организации может осуществляться за счет средств работодателя в размерах, которые установлены коллективным договором.

Более подробно с вопросами, касающимися обеспечения прав работников, обязанностей работодателя и работника по охране труда и виды ответственности за нарушение норм по охране труда в отдельных отраслях производства, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Охрана труда в Российской Федерации. Правовое регулирование. Практика. Документы».

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Забайкальский государственный университет»
(ФГБОУ ВПО «ЗабГУ»)
Кафедра административного права и таможенного дела
Контрольная работа
По дисциплине: «Безопасность жизнедеятельности»
Вариант №6
Выполнил: студент гр. ТМДз-07-2
Дохлик Ирина Викторовна
№ зач. книжки 272566

      Проверил:

Чита
2012
1. Ведомственный и общественный контроль за охраной труда………3
2. Производственное освещение………………………………………….8
3. Геологически-опасные явления (оползни, сели, лавины)………….11
Список использованных источников…………………………………..17
1. Ведомственный и общественный контроль за охраной труда
Целью контроля за состоянием условий и охраны труда является предупреждение производственного травматизма, профзаболеваемости посредством осуществления комплекса мероприятий.
Организация должна устанавливать и своевременно корректировать методы периодической оценки соответствия состояния охраны труда действующему законодательству (государственным нормативным требованиям охраны труда), разрабатывать и обеспечивать функционирование процессов регулярного слежения, измерения и регистрации результативности операций, способных воздействовать на условия труда

    Ведомственный контроль. Осуществляется вышестоящей организацией:
    — при проведении комплексных проверок подведомственных организаций;
    — при проведении целевых проверок состояния условий и охраны труда в подведомственных организациях;

— по заявлениям работников подведомственных организаций.
Общественный контроль. В соответствии со статьей 370 ТК РФ профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений.
Работодатели обязаны в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.
Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право:
— осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
— проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;
— принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
— получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей — индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
— защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);
— предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
— направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;
— осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;
— принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;
— принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда;
— принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права;
— принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
— обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.
Для обеспечения общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в сфере охраны труда во всех структурных подразделения организации избираются уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива.
Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций, работодателями — индивидуальными предпринимателями предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.
На основании рекомендаций Минздравсоцразвития РФ организации могут разрабатывать положения об уполномоченных, учитывающие специфику форм собственности и хозяйственной деятельности.
При организации общественного контроля за охраной труда в организации необходимо принимать во внимание, что успешное выполнение уполномоченными поставленных задач и функций возможно при условии оказания им необходимой помощи и поддержки со стороны администрации организации, профсоюзных и иных уполномоченных работниками представительных органов, органов государственного контроля и надзора, инспекции профсоюзов.
Институт уполномоченных создается для организации общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда на предприятиях и в организациях всех форм собственности независимо от сферы их хозяйственной деятельности, ведомственной подчиненности и численности работников.
В зависимости от конкретных условий производства в структурном подразделении может быть избрано несколько уполномоченных. Численность, порядок их избрания и срок полномочий могут быть оговорены в коллективном договоре или ином другом совместном решении работодателя и представительного органа работников. Выборы уполномоченных рекомендуется проводить на общем собрании трудового коллектива на срок не менее 2-х лет. Не рекомендуется избирать уполномоченными работников, которые по занимаемой должности несут ответственность за состояние охраны труда в организации.
Уполномоченные входят, как правило, в состав комитета (комиссии) по охране труда организации.
Уполномоченные организуют свою работу во взаимодействии с руководителями участков (подразделений), выборными профсоюзными органами или иными уполномоченными работниками представительными органами, со службой (специалистом) охраны труда и другими службами организации, с государственными органами надзора за охраной труда и инспекцией профсоюзов.
Уполномоченные периодически отчитываются на общем собрании коллектива, избравшего их, и могут быть отозваны до истечения срока действия их полномочий по решению избравшего их органа, если они не выполняют возложенных функций или не проявляют необходимой требовательности по защите прав работников на охрану труда.
Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов должны пройти обучение и проверку знаний по охране труда в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда.
2. Производственное освещение
Основной задачей производственного освещения является поддержание на рабочем месте освещенности, соответствующей характеру зрительной работы. Увеличение освещенности рабочей поверхности улучшает видимость объектов за счет повышения их яркости, увеличивает скорость различения деталей, что сказывается на росте производительности труда. Так, при выполнении отдельных операций на главном конвейере сборки автомобилей при повышении освещенности с 30 до 75лк производительность труда повысилась на 8%. При дальнейшем повышении до 100 лк — на 28 % (по данным проф. А. Л. Тарханова). Дальнейшее повышение освещенности не дает роста производительности.
При организации производственного освещения необходимо обеспечить равномерное распределение яркости на рабочей поверхности и окружающих предметах. Перевод взгляда с ярко освещенной на слабо освещенную поверхность вынуждает глаз переадаптироваться, что ведет к утомлению зрения и соответственно к снижению производительности труда. Для повышения равномерности естественного освещения больших цехов осуществляется комбинированное освещение. Светлая окраска потолка, стен и оборудования способствует равномерному распределению яркостей в поле зрения работающего.

Производственное освещение должно обеспечивать отсутствие в поле зрения работающего резких теней. Наличие резких теней искажает размеры и формы объектов, их различение, и тем самым повышает утомляемость, снижает производительность труда. Особенно вредны движущиеся тени, которые могут привести к травмам. Тени необходимо смягчать, применяя, например, светильники со светорассеивающими молочными стеклами, при естественном освещении, используя солнцезащитные устройства (жалюзи, козырьки и др.).
Для улучшения видимости объектов, в поле зрения работающего должна отсутствовать прямая и отраженная блескость. Блескость — это повышенная яркость светящихся поверхностей, вызывающая нарушение зрительных функций (ослепленность), т.е. ухудшение видимости объектов. Блескость ограничивают уменьшением яркости источника света, правильным выбором защитного угла светильника, увеличением высоты подвеса светильников, правильным направлением светового потока на рабочую поверхность, а также изменением угла наклона рабочей поверхности. Там, где это возможно, блестящие поверхности следует заменять матовыми.
Колебания освещенности на рабочем месте, вызванные, например, резким изменением напряжения в сети, обусловливают переадаптацию глаза, приводя к значительному утомлению. Постоянство освещенности во времени достигается стабилизацией плавающего напряжения, жестким креплением светильников, применением специальных схем включения газоразрядных ламп.
При организации производственного освещения следует выбирать необходимый спектральный состав светового потока. Это требование особенно существенно для обеспечения правильной цветопередачи, а в отдельных случаях для усиления цветовых контрастов. Оптимальный спектральный состав обеспечивает естественное освещение. Для создания правильной цветопередачи применяют монохроматический свет, усиливающий одни цвета и ослабляющий другие.
Осветительные установки должны быть удобны и просты в эксплуатации, долговечны, отвечать требованиям эстетики, электробезопасности, а также не должны быть причиной возникновения взрыва или пожара. Обеспечение указанных требований достигается применением защитного зануления или заземления, ограничением напряжения питания переносных и местных светильников, защитой элементов осветительных сетей от механических повреждений и т.п.
3. Геологически-опасные явления (оползни, сели, лавины)
Оползень – скользящее смещение (сползание) масс горных пород по склону под воздействием собственного веса и дополнительной нагрузки вследствие подмыва склона, переувлажнения, сейсмических толчков и иных процессов. Оползни возникают на склонах гор, холмов, оврагов, на крутых берегах рек. Оползни могут быть вызваны природными и антропогенными факторами.
и т.д……………..

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *