Обязанность налогового агента

Содержание

Что грозит организации, если она не удержит с дохода работника НДФЛ и не сообщит об этом факте в налоговую?

Тяпухин С. В., эксперт журнала

Журнал «Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение» № 12/2019

Работнику выплатили доход (компенсировали командировочные расходы), подтвержденный лишь косвенными документами. По мнению чиновников, данный доход должен включаться в налоговую базу по НДФЛ. Арбитры придерживаются иного мнения. Организация приняла решение не исчислять и не удерживать налог. Что грозит организации и работнику в случае, если налоговые инспекторы выявят этот факт?

Плательщиками НДФЛ признаются физические лица (п. 1 ст. 207 НК РФ). Российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать НДФЛ из заработной платы у налогоплательщика и уплачивать в налог бюджет (п. 1 ст. 226 НК РФ). То есть организации являются налоговыми агентами по данному налогу (ст. 24 НК РФ). Уплата НДФЛ за счет средств налоговых агентов не допускается (п. 9 ст. 226 НК РФ).

Для справки

Указанная формулировка п. 9 ст. 226 НК РФ действует вплоть до 31.12.2019. С 2020 года эта норма дополнена случаем-исключением: уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается, за исключением случаев доначисления (взыскания) налога по итогам налоговой проверки в соответствии с настоящим кодексом при неправомерном неудержании (неполном удержании НДФЛ из заработной платы) налога налоговым агентом (в редакции Федерального закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ).

До 2020 года и начиная с 01.01.2020 для работодателей, не удержавших налог НДФЛ в предусмотренных законодательством случаях (и не сообщивших об этом факте в налоговую инспекцию), последствия будут различны.

Какие последствия ждут работников и работодателей сейчас (в 2019 году и ранее)?

Если налоговые инспекторы посчитают, что налоговый агент необоснованно не включил в налоговую базу по НДФЛ выплаченный работнику доход, налог будет доначислен. Обязанность уплатить НДФЛ возлагается на физическое лицо. В соответствии с п. 2 ст. 231 НК РФ суммы налога НДФЛ, не удержанные с физических лиц или удержанные налоговыми агентами не полностью, взыскиваются ими с физических лиц до полного погашения этими лицами задолженности по налогу в порядке, предусмотренном ст. 45 НК РФ.

Требовать погасить задолженность по НДФЛ с дохода работника за счет средств учреждения налоговые инспекторы не вправе. Следовательно, доначисленная по результатам налоговой проверки сумма налога должна быть удержана налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых работнику, при их фактической выплате (п. 4 ст. 226 НК РФ).

При невозможности удержать НДФЛ из заработной платы у налогоплательщика (например, в случае, когда физическое лицо, которому доначислен НДФЛ, уволилось из учреждения) налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать НДФЛ с дохода работника и сумме задолженности налогоплательщика (п. 5 ст. 226 НК РФ).

Негативные последствия ждут и работодателя. Налоговый агент, который неправомерно не исчислил, не перечислил в бюджет и не удержал налог НДФЛ, может быть привлечен к налоговой ответственности в виде штрафа на основании ст. 123 НК РФ (размер штрафа – 20 % суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению).

Кроме того, налоговому агенту могут быть начислены пени (ст. 75 НК РФ). В частности, Президиум ВАС в Постановлении от 22.05.2007 № 16499/06 разъяснил, что пени являются правовосстановительной мерой государственного принуждения, носящей компенсационный характер, за несвоевременную уплату налога в бюджет и должны взыскиваться с того субъекта налоговых правоотношений, на которого возложена такая обязанность. Поскольку ст. 226 НК РФ обязанность по уплате в бюджет НДФЛ возложена на налоговых агентов, уплатить пени обязаны также налоговые агенты. В пользу начисления пеней организациям высказывался также Пленум ВАС (см. п. 2 Постановления от 30.07.2013 № 57).

Какие последствия ждут работников и работодателей после 01.01.2020?

Как и раньше, обязанность по уплате НДФЛ будет возлагаться на физических лиц. Поэтому суммы налога НДФЛ, не удержанные с физических лиц или удержанные налоговыми агентами не полностью, должны будут взыскиваться ими с физических лиц до полного погашения этими лицами задолженности по налогу.

Налоговые агенты, как и в настоящее время, могут быть привлечены к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ.

При этом с 01.01.2020 вступает в силу поправка, внесенная в п. 9 ст. 226 НК РФ, позволяющая налоговым агентам в случае доначисления (взыскания) налога по итогам налоговой проверки уплачивать НДФЛ за счет собственных средств.

Сейчас сложно сказать, как эту поправку будут трактовать контролирующие органы (разъяснений на этот счет ни налоговики, ни финансисты пока не дали): будет ли это право организации (например, учреждение может заплатить доначисленный НДФЛ за счет собственных средств, а потом взыскать налог с работника (либо простить работнику долг), что позволит уменьшить размер начисленных пеней) либо уплату НДФЛ по результатам проверки учреждениям вменят в обязанность. Как только появятся официальные разъяснения, мы обязательно вернемся к данному вопросу.

* * *

Если по результатам налоговой проверки будет установлено, что организация – налоговый агент не удержала сумму НДФЛ, подлежащего уплате в бюджет, налог будет доначислен. Обязанность по уплате НДФЛ лежит на работнике, учреждение – налоговый агент обязано будет удержать с работника задолженность по налогу и перечислить его в бюджет. Сам налоговый агент может быть привлечен к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ (размер штрафа – 20 % неудержанной суммы). Также учреждению – налоговому агенту могут быть начислены пени.

Начиная с 2020 года налоговый агент сможет за счет собственных средств уплатить сумму доначисленного НДФЛ с дохода работника в бюджет.

Налоговый агент по НДФЛ: кто является, обязанности и КБК

Кто является налоговым агентом по НДФЛ?

Обязанности налогового агента – 230-я статья НК РФ

Ответственность налогового агента — пени и штраф за неуплату

КБК для перечисления сумм налога

Как сделать возврат излишне уплаченного НДФЛ налоговым агентом?

Итоги

Кто является налоговым агентом по НДФЛ?

Налоговыми агентами по НДФЛ признаются следующие лица (п. 1 ст. 226 НК РФ):

  • российские организации;
  • индивидуальные предприниматели;
  • нотариусы и адвокаты, занимающиеся частной практикой или имеющие адвокатские кабинеты;
  • обособленные подразделения иностранных компаний.

Если компания нанимает персонал по договору предоставления сотрудников, то функции налогового агента по НДФЛ остаются за организацией-исполнителем, поскольку непосредственные выплаты физическим лицам по трудовым договорам производит именно она (письмо Минфина России от 06.11.2008 № 03-03-06/8/618).

Не признаются налоговыми агентами физические лица, не зарегистрированные как индивидуальные предприниматели, совершающие выплаты в пользу физических лиц — наемных работников. В данном случае получатели денежных средств должны самостоятельно исчислить и уплатить НДФЛ (письмо Минфина России от 13.07.2010 № 03-04-05/3-390).

Перечень доходов, подлежащих налогообложению НДФЛ, представлен в ст. 208 НК РФ.

Подробнее об особенностях начисления и удержания подоходного налога читайте в статье «Расчет НДФЛ (подоходного налога): порядок и формула».

Обязанности налогового агента – 230-я статья НК РФ

Налоговое законодательство устанавливает, что должен делать налоговый агент по НДФЛ. Статья НК РФ под номером 230 содержит небольшой, но исчерпывающий список, из которого видны обязанности налогового агента по НДФЛ:

  • исчислить налог с выплат физическим лицам;
  • удержать налог;
  • перечислить суммы налога в бюджет;
  • в установленный срок отчитаться по исчисленному, удержанному и перечисленному в бюджет подоходному налогу по формам 2-НДФЛ и 6-НДФЛ.

Для реализации своих обязанностей налоговый агент должен иметь возможность удержать налог. Уплата сумм налога должна производиться исключительно с выплат физическим лицам. Уплачивать налоги из собственных средств налоговый агент не вправе. Также запрещено включать оговорки об оплате сумм налога за счет налогового агента по НДФЛ в условия трудового или гражданско-правового договора (п. 9 ст. 226 НК РФ, письма Минфина России от 11.07.2017 № 03-04-06/43981, от 30.08.2012 № 03-04-06/9-263). Также нельзя переложить уплату НДФЛ с агента на самого налогоплательщика.

Однако ВС считает, что нельзя наказывать налогоплательщика за досрочную уплату подоходного налога (см. постановление от 21.12.2017 № 305-КГ17-15396).

Минфин разрешил засчитывать переплату по НДФЛ в счет будущих платежей по данному налогу, но с ограничениями. Подробнее читайте .

Также из собственных средств налоговый агент с 2020 года вправе заплатить НДФЛ в случае, когда налог был доначислен в ходе проверки. Подробности см. .

Ответственность налогового агента – пени и штраф за неуплату

Обязанности налогового агента по НДФЛ в отношении перечисления сумм налога могут быть не выполнены или выполнены частично. Такие ситуации часто возникают, если доход выплачивается в натуральной форме или представляет собой материальную выгоду, полученную физическим лицом.

Об обязанностях налогового агента при выплате работнику дохода в натуральной форме читайте в материале «Физлицо получило натуральный доход? Исполните обязанности налогового агента».

Здесь необходимо проводить удержание с денежных выплат, причитающихся самому лицу либо третьему лицу по поручению получателя доходов. Размер удержания соответствует сумме задолженности по платежу и вновь начисленного налога, если он есть (абз. 2 п. 4 ст. 226 НК РФ).

Если выплаты должнику по НДФЛ не будут более производиться либо размера выплат недостаточно, чтобы покрыть задолженность, налоговому агенту по НДФЛ вменено в обязанность уведомить об этом налоговые органы и налогоплательщика. Сделать это следует в срок до 1 марта после окончания налогового периода (подп. 2 п. 3 ст. 24, п. 5 ст. 226 НК РФ). Отправка сообщения снимает с агента обязанность по удержанию сумм НДФЛ с данного лица. Обязанность по уплате налога возникнет у самого налогоплательщика по получении налогового уведомления от ИФНС.

Отмечается также, что если налоговый агент не сообщил о невозможности удержать НДФЛ ни налоговой службе, ни налогоплательщику или не утратил такую возможность, то на размер недоимки налоговому агенту по НДФЛ могут быть начислены пени по результатам выездной налоговой проверки (письмо ФНС России от 22.11.2013 № БС-4-11/20951 и от 22.08.2014 № СА-4-7/16692). Сообщение о невозможности удержания налога необходимо отправить даже в случае пропуска срока его представления (письмо ФНС России от 16.07.2012 № ЕД-4-3/11637@). Для представления сообщения используется форма 2-НДФЛ с признаком 2.

Лайфхак от специалистов нашего сайта см. в материале » Проверяем, надо ли сдавать 2-НДФЛ с признаком 2″.

Налоговики помимо пеней вправе назначить штраф за неуплату НДФЛ налоговым агентом.

Подробнее об ответственности этой категории налогоплательщиков и о том, когда назначается штраф за неуплату НДФЛ налоговым агентом, читайте в статье «Какая ответственность предусмотрена за неуплату НДФЛ».

Но штрафа удастся избежать, если:

1. 6-НДФЛ сдан в ФНС без опозданий;

2. В формуляре верно указана сумма НДФЛ (без занижения);

3. Налог и пени уплачены до того, как налоговики узнают о неуплате.

Такие правила действуют с 28.01.2019 года и распространяются на правоотношения, возникшие до этой даты. Подробности мы рассказывали .

Узнайте также о нововведениях при наложении на налоговых агентов штрафов в 2019 — 2020 годах.

КБК для перечисления сумм налога

В 2020 году действуют следующие КБК НДФЛ (приказ Минфина России от 29.11.2019 № 207н):

  1. 182 1 01 02010 01 1000 110 — код для перечисления НДФЛ с доходов, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику. Исключением являются доходы, полученные в соответствии со ст. 227, 227.1, 228 НК РФ.
  2. 182 1 01 02020 01 1000 110 — код для перечисления НДФЛ, полученного физическим лицом — индивидуальным предпринимателем, нотариусом либо адвокатом или лицом, осуществляющим иную предпринимательскую деятельность по ст. 227 НК РФ.
  3. 182 1 01 02030 01 1000 110 — перечисление налога с доходов физических лиц, полученных по ст. 228 НК РФ.
  4. 182 1 01 02040 01 1000 110 — код для перечисления налога с доходов иностранных граждан, осуществляющих деятельность в соответствии с патентом. Платеж НДФЛ представляет собой в данном случае фиксированный авансовый платеж и совершается на основании ст. 227.1 НК РФ.

С нюансами при уплате НДФЛ можно ознакомиться в рубрике «Сроки и порядок уплаты НДФЛ в 2019-2020 годах».

Как сделать возврат излишне уплаченного НДФЛ налоговым агентом?

Если налоговый агент переплатил НДФЛ, то он, по сути, снизил таким действием доход физического лица. Пострадавший работник вправе обратиться к работодателю с заявлением о возврате переплаченной суммы налога. Налоговое законодательство в п. 7 ст. 78 НК РФ определяет, что срок давности по таким делам – 3 года, в течение которых и можно писать заявление.

После получения письменного обращения сотрудника уже налоговый агент пишет заявление в свою ИФНС и прикладывает документы, способные подтвердить факт переплаты. Налоговики в течение 10 дней примут решение и сообщат о нем работодателю. Налоговому агенту предоставляется право выбрать один из двух путей погашения возникшей задолженности:

  • Зачесть переплату в счет будущих платежей по НДФЛ.
  • Перевести выявленную сумму переплаты на счет налогоплательщика.

Если вернуть налог через работодателя не представляется возможным, налогоплательщик вправе обратиться с заявлением на возврат налога напрямую в ФНС. Как составить заявление на возврат НДФЛ в таком случае, смотрите в нашей статье.

Итоги

У работодателя существуют обязанности налогового агента в отношении подоходного налога с выплат в пользу работников. Работодатель должен своевременно исчислить, удержать и перечислить в бюджет НДФЛ, а также отчитаться перед бюджетом по суммам подоходного налога. Невыполнение налоговым агентом своих обязанностей — повод для штрафа со стороны контролирующих органов.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

16.9. Исполнение обязанностей налогового агента

Всех индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налоги в установленном законом порядке, можно разделить на две группы:

– налогоплательщики;

– налоговые агенты.

При этом одно и то же лицо может являться налогоплательщиком и налоговым агентом по одним и тем же налогам. Или налогоплательщиком по одним налогам, и налоговым агентом по другим.

Ведь действующее налоговое законодательство предусматривает уплату ряда налогов не только самостоятельно налогоплательщиком, но и путем их удержания у источника выплаты.

Согласно п. 1 ст. 24 Налогового кодекса РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и уплате налогов в соответствующий бюджет. При этом налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном законодателем для уплаты налога непосредственным плательщиком. Об этом сказано в п. 4 ст. 24 Налогового кодекса РФ.

Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, в то время как их обязанности носят несколько иной характер.

Обязанности налогового агента могут быть возложены только на те организации или физические лица, которые являются источниками выплат средств налогоплательщику, то есть, от которых налогоплательщик получает доход.

Обращаем внимание читателей на то, что, в частности, обязанностью налогоплательщиков является уплата законно установленных налогов, а обязанностью налогового агента – правильное и своевременное исчисление, удержание и перечисление в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующих налогов. Таким образом, обязанностью налогового агента является не уплата налога, а удержание и перечисление в бюджет соответствующего налога.

Другими словами, налоговый агент в предусмотренных законодательством случаях исполняет не свою обязанность по уплате налога (то есть не выступает в качестве налогоплательщика), а обязанность другого налогоплательщика.

Отсюда следует, что в случае, когда предприниматель не является налогоплательщиком в отношении каких-либо налогов (в том числе и при применении им упрощенной системы налогообложения), но признается налоговым агентом, ему придется платить в бюджет установленную сумму налога за другого налогоплательщика.

В отличие от главы 26.2 Налогового кодекса РФ (УСН), в главе 26.3 Налогового кодекса РФ (ЕНВД) напрямую не сказано, что плательщики ЕНВД должны исполнять обязанности налоговых агентов. Однако, несмотря на это, они обязаны это делать.

Рассмотрим случаи, при которых плательщикам единого налога на вмененный доход должны исполнять обязанности налоговых агентов, удерживая и перечисляя налоги в бюджет.

Самые распространенные случаи, когда плательщики ЕНВД признаются налоговыми агентами, связаны с перечислением за других налогоплательщиков НДС, налога на доходы физических лиц, налога на прибыль организаций.

16.9.1. Налог на добавленную стоимость

Согласно ст. 161 Налогового кодекса РФ налоговыми агентами по НДС признаются:

1) предприниматели, которые приобретают на территории РФ товары (работы, услуги) у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах РФ. Это следует из п. 1 ст. 161 Налогового кодекса РФ;

2) арендаторы, арендующие федеральное имущество, имущество субъектов РФ у органов государственной власти РФ и субъектов РФ, а также муниципальное имущество у органов местного самоуправления. Это следует из п. 3 ст. 161 Налогового кодекса РФ;

3) покупатели (получатели) (за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования. Указанное перечислено в абз. 2 п. 3 ст. 161 Налогового кодекса РФ;

4) индивидуальные предприниматели, уполномоченные осуществлять реализацию конфискованного имущества, имущества, реализуемого по решению суда (за исключением реализации, предусмотренной пп. 15 п. 2 ст. 146 Налогового кодекса РФ), бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству.. Это следует из п. 4 ст. 161 Налогового кодекса РФ;

5) индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров с иностранными лицами, при реализации на территории Российской Федерации товаров указанных иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков. Указанное следует из п. 5 ст. 161 Налогового кодекса РФ;

6) лицо, в собственности которого находится судно, в случае если в течение 45 дней с момента перехода права собственности на судно от налогоплательщика к заказчику регистрация судна в Российском международном реестре судов не осуществлена, налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость, по которой это судно было реализовано заказчику, с учетом налога. Это указано в п. 6 ст. 161 Налогового кодекса РФ.

Лица, которые в соответствии со ст. 161 Налогового кодекса РФ исполняют только обязанности налоговых агентов, представляют налоговую декларацию по НДС.

При этом налоговые агенты должны исчислять и уплачивать НДС независимо от того, исполняют они сами обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой этого налога, или нет. В соответствии с п. 4 ст. 173 Налогового кодекса РФ налоговые агенты обязаны исчислять и уплачивать НДС в бюджет в полном объеме за счет тех средств, которые подлежат перечислению налогоплательщику или другим лицам, указанным налогоплательщиком.

Ставка НДС, по которой агент должен удержать и перечислить налог в бюджет, рассчитывается так: 18% : 118% или 10% : 110%.

Статьей 163 Налогового кодекса РФ установлен налоговый период для плательщиков НДС и лиц, исполняющих обязанности налоговых агентов – один квартал.

Налоговые агенты должны уплачивать НДС по месту своего нахождения, в соответствии с п. 3 ст. 174 Налогового кодекса РФ. При этом место нахождения для индивидуальных предпринимателей согласно ст. 11 Налогового кодекса РФ определено как место государственной регистрации.

Обращаем внимание на то, что сумма НДС, уплаченная налоговым агентом, переведенными на ЕНВД, не подлежит вычету, поскольку право на такие вычеты имеют покупатели-налоговые агенты, исполняющие обязанности налогоплательщика в соответствии с главой 21 Налогового кодекса РФ, в частности п. 3 ст. 171

Налогового кодекса РФ. Как известно, система налогообложения в виде ЕНВД не предусматривает уплату НДС (кроме операций ввоза товаров) применяющими ее налогоплательщиками.

Пунктом 4 ст. 24 Налогового кодекса РФ определено, что налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ для уплаты налога налогоплательщиками. Порядок и срок уплаты налога установлены ст. 174 Налогового кодекса РФ.

Налоговые агенты, перечисляя НДС, в поле 101 платежного поручения указывают код «02».

16.9.2. НДС при аренде государственного или муниципального имущества

Согласно п. 3 ст. 161 Налогового кодекса РФ на арендаторов федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества возлагается обязанность исчислить, удержать из арендной платы соответствующую сумму налога и перечислить ее в бюджет.

Следует отметить, что обязанности налогового агента возникают только у тех лиц, которые арендуют имущество непосредственно у органов государственной власти и управления или органов местного самоуправления. То есть договор аренды государственного или муниципального имущества должен быть заключен непосредственно с комитетом по управлению имуществом (департаментом недвижимости) либо являться тройственным договором.

Когда в качестве арендодателя выступает организация, у которой государственное или муниципальное имущество, сдаваемое в аренду, находится в хозяйственном ведении или в оперативном управлении, у арендатора обязанностей налогового агента не возникает. В этом случае организация-арендодатель должна рассчитываться с бюджетом по НДС в общеустановленном порядке.

Налоговая база при аренде государственной (муниципальной) собственности определяется как сумма арендной платы с учетом НДС по каждому объекту арендованного имущества.

ПРИМЕР

Индивидуальный предприниматель является плательщиком ЕНВД. Он арендует помещение под магазин, находящееся в муниципальной собственности, у комитета по управлению имуществом. Согласно договору аренды ежемесячная сумма арендной платы составляет 35 400 руб. (в том числе НДС – 5 400 руб.) и уплачивается не позднее 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом (кварталом).

При исчислении суммы налога в соответствии с п. п. 1 3 ст. 161 Налогового кодекса РФ налоговыми агентами, указанными в п. 2 и п. 3 ст. 161 Налогового кодекса РФ, составляются счета-фактуры в порядке, установленном п. 5 и п. 6 ст. 169 Налогового кодекса РФ.

Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость»(далее – постановление Правительства РФ № 1137) утвердило:

– форму счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость согласно приложению № 1 к постановлению Правительства РФ № 1137 и Правила заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость (далее – правила заполнения счета-фактуры);

– форму корректировочного счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость согласно приложению № 2 к постановлению правительства РФ № 1137 и правила заполнения корректировочного счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость (далее – правила заполнения корректировочного счета-фактуры);

– форму журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость согласно приложению № 3 к постановлению Правительства РФ № 1137 и Правила ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость (далее – правила ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур);

– форму книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость согласно приложению № 4 к постановлению Правительства РФ № 1137 и правила ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость (далее – правила ведения книги покупок);

– форму книги продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость согласно приложению № 5 к постановлению Правительства РФ № 1137 правила ведения книги продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость (далее – правила ведения книги продаж).

Таким образом, по общему правилу индивидуальный предприниматель должен составлять счета-фактуры в случаях исполнения им обязанностей налогового агента по НДС при аренде федерального имущества (имущества субъектов РФ, муниципального имущества), находящегося на территории России, в случае, когда арендодателями выступают органы государственной власти и управления (органы местного самоуправления), казенные учреждения.

Налоговые агенты, указанные в п. 2 и п. 3 ст. 161 Налогового кодекса Российской Федерации, регистрируют в книге продаж счета-фактуры, составленные при исчислении налога (при осуществлении оплаты или частичной оплаты, в том числе с применением безденежных форм расчетов, в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг или при приобретении товаров, работ, услуг) (п. 15 правил ведения книги продаж).

Налоговые агенты, указанные в п. 2 и п. 3 ст. 161 Налогового кодекса Российской Федерации, регистрируют в книге покупок счета-фактуры, составленные и зарегистрированные в книге продаж в соответствии с приложением № 5 к постановлению Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. № 1137, в целях определения суммы налога на добавленную стоимость, предъявляемой к вычету в порядке, установленном п. 3 ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации (п. 23 правил ведения книги покупок).

Однако, вышеуказанное касается налоговых агентов, не применяющих спецрежимы. Отметим, что например п. 5 ст. 346.26 указывает, что организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных Налоговым кодексом РФ. В главе 26.3 Налогового кодекса РФ аналогичного положения не содержится. Тем не менее Минфин РФ указал, что нормами главы 26.3 Налогового кодекса РФ освобождение индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения в виде ЕНВД, от обязанностей налоговых агентов по налогу на добавленную стоимость не предусмотрено (письмо Минфина РФ от 5 октября 2011 г. № 03-07-14/96).

Учитывая изложенное, индивидуальный предприниматель, применяющий систему налогообложения в виде единого ЕНВД при аренде муниципального недвижимого имущества у органа местного самоуправления обязан исчислять и уплачивать в бюджет соответствующую сумму НДС в порядке, установленном вышеуказанным п. 3 ст. 161 Налогового кодекса РФ.

При этом он будет обязан составить счет-фактуру, а также представить налоговую декларацию по НДС в налоговый орган по месту своего жительства.

А вот к вычету уплаченный НДС он принять не сможет, поскольку такое право имеют покупатели налоговые агенты, исполняющие обязанности налогоплательщика (п. 3 ст. 171 Налогового кодекса РФ).

16.9.3. Приобретение товаров (работ, услуг) у иностранных лиц

Налоговая база при таких операциях определяется налоговым агентом. При этом налоговыми агентами признаются покупатели этих товаров (работ, услуг).

Порядок оформления счетов-фактур, книг покупок и продаж в данном случае аналогичен порядку, применяемому при аренде государственного и муниципального имущества.

16.9.4. Налог на доходы физических лиц

Индивидуальный предприниматель, осуществляющий деятельность с применением системы налогообложения в виде ЕНВД, признается налоговым агентом в отношении доходов, выплачиваемых им работникам, нанятым в целях осуществления такой деятельности. В связи с этим на такого индивидуального предпринимателя возлагается обязанность по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет НДФЛ при выплате дохода указанным наемным работникам.

В соответствии с п. 7 ст. 226 Налогового кодекса РФ совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается в бюджет по месту учета налогового агента в налоговом органе.

В случае, когда индивидуальный предприниматель состоит на учете в разных налоговых органах: по месту осуществления деятельности с применением системы налогообложения в виде ЕНВД и по месту жительства, НДФЛ с доходов, выплачиваемых работникам, занятым в деятельности, в отношении которой применяется система налогообложения в виде ЕНВД, следует перечислять в бюджет по месту учета индивидуального предпринимателя в налоговом органе в качестве налогоплательщика такого налога.

В указанный налоговый орган индивидуальному предпринимателю, являющемуся налоговым агентом, следует также представлять сведения о доходах физических лиц соответствующего налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов в соответствии с п. 2 ст. 230 Налогового кодекса РФ (письмо Минфина РФ от 2 ноября 2011 г. № 03-04-05/3-839).

Если нанятые индивидуальным предпринимателем работники выполняют работы поочередно в двух городах, то суммы НДФЛ, удержанные с доходов таких работников, индивидуальному предпринимателю следует перечислять в каждый из городов с учетом отработанного времени такими наемными работниками в каждом из этих городов (письмо Минфина РФ от 15 августа 2011 г. № 03-11-06/3/92).

16.9.5. Налог на прибыль

Для того чтобы определить, в каких случаях плательщики ЕНВД становятся налоговыми агентами по налогу на прибыль, каким образом в каждом конкретном случае исчислять налог, какие налоговые ставки применять, в какие сроки перечислять сумму налога в бюджет, необходимо обратиться к главе 25 Налогового кодекса РФ.

Под определение «налоговый агент» применительно к налогу на прибыль подпадают российские юридические лица или иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, на основании п. 4 ст. 286 Налогового кодекса РФ. Однако, в главе 25 Налогового кодекса РФ прямо не указано, что налоговыми агентами следует признать и индивидуальных предпринимателей, совершающих операции, при которых налог подлежит удержанию у источника выплат. По нашему мнению, это может следовать из общего правила, предусмотренного главой 25 Налогового кодекса РФ, поскольку освобождение от обязанностей налоговых агентов для коммерсантов не установлено. Однако, в налоговом законодательстве этот вопрос является спорным. Но в случае если индивидуальный предприниматель может быть признан агентом по налогу на прибыль, к случаям, когда он им признается, будут относиться:

– выплата доходов иностранным организациям, не связанным с ее постоянным представительством в РФ (п. 4 ст. 286 Налогового кодекса РФ, п. 1 ст. 309 Налогового кодекса РФ).

16.9.6. Выплата доходов иностранным организациям,

не связанных с ее постоянным представительством в РФ

Перечень доходов иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, с которых российская организация или иностранная организация, осуществляющая деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство (налоговые агенты), выплачивающие указанный доход налогоплательщику, обязаны удержать налог, приведен в ст. 309 Налогового кодекса РФ. К ним относятся:

1) дивиденды, выплачиваемые иностранной организации-акционеру (участнику) российских организаций (ставка налога для выплат в пользу иностранных организаций – 15%);

2) доходы, получаемые в результате распределения в пользу иностранных организаций прибыли или имущества организаций, иных лиц или их объединений, в том числе при их ликвидации (ставка налога – 20%);

3) процентный доход от долговых обязательств любого вида, в том числе доходы, полученные по государственным и муниципальным ценным бумагам (ставки налога – 0 и 15 % в зависимости от вида бумаг, п. 4 ст. 284 Налогового кодекса РФ), а также доходы по иным долговым обязательствам российских организаций (ставка налога – 20%);

4) доходы от использования в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности (ставка – 20%);

5) доходы от реализации акций (долей) российских организаций, более 50% активов которых состоят из недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, а также финансовых инструментов, производных от таких долей (ставки налога – 20%);

6) доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации (ставка налога – 20%);

7) доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества, используемого на территории Российской Федерации (ставка налога в части доходов от сдачи в аренду имущества и от лизинговых операций – 20%, в части аренды судов, транспортных средств, контейнеров – 10%);

8) доходы от международных перевозок (ставка налога – 10%);

9) штрафы и пени за нарушение российскими лицами договорных обязательств (ставка налога – 20%);

10) иные аналогичные доходы (ставка налога – 20%).

Удерживая налог, агент может вычесть из доходов иностранной организации расходы в порядке, предусмотренном ст. 268 и ст. 280 Налогового кодекса РФ. Иностранная организация обязана в этом случае представить агенту документальное подтверждение произведенных расходов. Если эти расходы не признаются расходом для целей налогообложения, то их вычесть нельзя.

Удерживать и перечислять налог в федеральный бюджет налоговый агент должен одновременно с выплатой дохода иностранной организации (кроме случаев, когда речь идет о выплате дивидендов). Налог платят либо в валюте дохода, либо в рублях по курсу Центрального Банка России на дату перечисления налога. Статьей 310 Налогового кодекса РФ предусмотрены случаи, когда налоговый агент не должен удерживать налог из перечисленных выше доходов иностранной организации.

1. Иностранная организация имеет постоянное представительство в Российской Федерации. При этом у налогового агента на руках находится нотариально заверенная копия свидетельства о постановке представительства иностранной фирмы на учет в налоговой инспекции.

2. Налог с полученных доходов иностранной организации исчисляется по ставке 0%.

3. Доходы выплачиваются в рамках соглашений о разделе продукции. Законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие выплаты освобождены от удержания налога при перечислении дохода иностранным организациям.

4. Выплаты не облагаются налогом на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами (соглашениями). Конечно, при условии, что иностранная организация представит налоговому агенту соответствующее подтверждение.

Международными договорами (соглашениями) может быть предусмотрено применение пониженных ставок к некоторым видам доходов иностранной организации. В этом случае агент удерживает налог по соответствующим пониженным ставкам. Такой порядок установлен п. 1 ст. 312 Налогового кодекса РФ.

Однако, обратим внимание, что в указанных случаях речь идет о российских организациях или иностранных организациях, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство. Так, в п. 1 ст. 310

Налогового кодекса РФ прямо указано, что налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, выплачивающими доход иностранной организации при каждой выплате доходов, указанных в п. 1 ст. 309 Налогового кодекса РФ. Как мы видим, индивидуальные предприниматели при этом не перечисляются.

В связи с изложенным Минфин РФ указал, что главой 25 «Налог на прибыль организаций» на индивидуальных предпринимателей, выплачивающих доходы иностранным организациям от источников в Российской Федерации, не возложена обязанность по определению суммы налога, удержанию этой суммы из доходов налогоплательщика и перечислению налога в бюджет (письмо Минфина РФ от 27 марта 2012 г. № 03-03-07/9).

Хотя ранее Минфин РФ указывал, что индивидуальные предприниматели, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 284 Налогового кодекса РФ (письмо Минфина РФ от 6 мая 2005 г. № 03-08-02).

Таким образом, вопрос о том, является ли индивидуальный предприниматель налоговым агентом по налогу на прибыль, является спорным. Рекомендуем ему обратиться в Минфин РФ за соответствующими разъяснениями.

Обязанность по уплате конкретного налога лежит на налогоплательщике. Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ (см. комментарий к ней) она должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно, если иное прямо не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Включение в отношения «налогоплательщик — бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации» налогового агента как раз и является таким исключением. В связи с указанным значением налоговых агентов в отношениях по исполнению обязанности по уплате налогов особого внимания заслуживает правовая позиция о моменте исполнения налогоплательщиком данной обязанности. Данная позиция первоначально сложилась в рамках судебно-арбитражной практики, а с принятием комментируемого Кодекса была включена в него. Так, применительно к налогоплательщикам — физическим лицам Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 12 октября 1998 года N 24-П указал на то, что с учетом многостадийности процесса уплаты подоходного налога он считается уплаченным с момента, когда работодатель удержал его сумму из заработной платы, а не когда соответствующие средства поступили в бюджет. Уже в статье 45 НК РФ (см. комментарий к ней) применительно к исполнению обязанности по уплате налогов через налогового агента установлено, что данная обязанность считается исполненной со дня удержания сумм налога налоговым агентом.

В соответствии со ст. 8 НК РФ (см. комментарий к ней) налог может быть уплачен исключительно в денежной форме, т.е. путем отчуждения денежных средств налогоплательщика, принадлежащих ему на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. При этом обязательства налогового агента перед налогоплательщиком могут быть исполнены в неденежной (натуральной) форме. В связи с этим необходимо учитывать правовую позицию, высказанную в п. 10 совместного Постановления Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Арбитражного Суда от 11 июня 1999 года N 41/9, согласно которой в том случае, когда доход, подлежащий обложению налогом у налогового агента, получен налогоплательщиком в натуральной форме и денежных выплат в соответствующем налоговом периоде налогоплательщику не производилось, у налогового агента отсутствует обязанность по удержанию налога и в этом случае необходимая информация представляется налоговым агентом в налоговый орган в порядке, предусмотренном комментируемой статьей. Данная позиция была повторена в п. 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 30 июля 2013 года N 57, в соответствии с которым, если денежных выплат в налоговом периоде налогоплательщику не производилось и удержание суммы налога оказалось невозможным, налоговый агент, руководствуясь п. 3 комментируемой статьи, обязан только исчислить подлежащую уплате налогоплательщиком сумму налога и сообщить в налоговый орган о невозможности удержать налог и сумму налоговой задолженности соответствующего налогоплательщика. Указанный судебный орган далее (в п. 2) указывает, что принудительное исполнение обязанностей налогового агента путем взыскания с него неперечисленных сумм налога, а также соответствующих сумм пеней возможно только в том случае, когда налоговым агентом сумма налога была все же удержана у налогоплательщика, но не перечислена в бюджет. Исключение из данного правила Высший Арбитражный Суд усматривает в том случае, когда налог не был удержан налоговым агентом при выплате денежных средств иностранному лицу, не состоящему на налоговом учете в Российской Федерации. В данных обстоятельствах обоснованным представляется взыскание с налогового агента не только пеней, но и суммы самого налога.

Правила, установленные для налогоплательщиков, могут применяться к налоговым агентам только в случаях, прямо предусмотренных законодательством о налогах и сборах. В той связи интерес представляют ряд правовых позиций различных судебных органов. Так, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 23 своего Постановления от 30 июля 2013 года N 57 рекомендовал нижестоящим судам учитывать, что, поскольку п. 3 ст. 76 комментируемого Кодекса возможность приостановления операций по счетам в банках связывает с несвоевременным представлением налоговых деклараций, а в силу п. 1 ст. 80 комментируемого Кодекса налоговая декларация может быть представлена только налогоплательщиком, соответствующая обеспечительная мера не может быть применена к налоговому агенту в случае нарушения им сроков представления расчетов, предусмотренных частью второй комментируемого Кодекса. С другой стороны, в том же Постановлении Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, разъясняя положения ст. 78 комментируемого Кодекса, указал, что правила зачета или возврата излишне уплаченных (взысканных) сумм налога (сбора) и пеней распространяются также на налоговых агентов, пояснив, что если при рассмотрении дела суд установит, что излишне перечисленные налоговым агентом в бюджет суммы не превышают сумм, удержанных с налогоплательщика, то решение о зачете или возврате этих сумм в пользу налогового агента может быть принято судом только в двух случаях: 1) если возврат налогоплательщику излишне удержанных с него налоговым агентом сумм возлагается на него законом; 2) если по требованию налогоплательщика или по собственной инициативе налоговый агент уплатил налогоплательщику необоснованно удержанную у него сумму налога.

Налоговые агенты

Во многих ситуациях, физические лица самостоятельно не платят налоги, а получают зарплату, из которой уже произведены соответствующие отчисления. Подобные финансовые операции делают налоговые агенты (НА), за которыми по закону признается право производить удержания с доходов налогоплательщиков. Организация, начисляющая заработную плату своим сотрудникам – это только самый распространенный, но не единственный пример таких агентов.

Кто такой налоговый агент

Статья 24 Налогового кодекса РФ определяет НА, как лицо, на которого возложены законодательные обязанности по исчислению, удержанию и перечислению налогов для бюджета. По сути, такие агенты являются посредниками между рядовыми налогоплательщиками и фискальными органами. При этом агентом признаются и физические лица, которые в силу специфики своей работы, должны самостоятельно исчислять и перечислять налоги. Статья 226 Налогового кодекса определяет список тех, кто является налоговым агентом:

  • организации в РФ;
  • индивидуальные предприниматели;
  • нотариусы, с частной практикой;
  • адвокаты, имеющие свой кабинет;
  • подразделения иностранных организаций в России.

В чем отличие от налогоплательщика

Ключевым признаком, по которому налоговые агенты отличаются от налогоплательщиков, является тот факт, что у НА нет формальной обязанности по фискальным выплатам из своих доходов (или за счет собственных средств). Они должен лишь сосчитать необходимую сумму для уплаты, удержать ее при выплате получателю, чтобы эти финансы были перечислены в бюджет.

Права и обязанности налоговых агентов

В соответствии со статьей 24 Налогового кодекса РФ, права у НА и налогоплательщиков одинаковые. При этом обязанности НА имеют особенность – они должны делать налоговые отчисления вне зависимости от того, являются ли сами плательщиками данного налога. Помимо этого обязательства в их обязанности входит:

  • своевременный расчет, удержание и перечисление всех необходимых налогов;
  • письменно информировать налоговые структуры при невозможности налогового удержания;
  • аккуратно фиксировать начисленный и выплаченный доход, все необходимые начисления, удержания или перечисления по каждому налогоплательщику отдельно;
  • предоставлять фискальным органам необходимые документы для контроля правильности проведенных операций и обеспечивать сохранность этих данных.

Документальное отражение операций с налогоплательщиком

Статья 230 Налогового кодекса РФ прямо говорит, что НА должны фиксировать все операции по отношению с доходами, которые они получают от физических лиц за определенные налоговые периоды. Это могут быть не только исчисленные и удержанные фискальные выплаты, но и предоставленные физическим лицам налоговые вычеты, общий размер доходов, другая профильная информация. Все эти данные фиксируются в регистрах налогового учета (РНУ).

Ведение аналитического учета начисленных и выплаченных доходов

Налоговые агенты самостоятельно разрабатывают формы РНУ и порядок отражения аналитических данных. Главным требование тут является наличие данных, позволяющих идентифицировать плательщика, его статус, выплаченные ему доходы, и другие данные необходимые при проверке. Например, согласно письму Минфина РФ от 31.12.2010 №03-04-06/6-328, фискальные перечисление должны сопровождаться реквизитами конкретного документа по платежу.

Исчисление и уплата налогов в бюджет

Существуют сроки для расчета и перечисления фискальных платежей. Например, налоговый агент по НДФЛ (которым является работодатель) обязан удерживать эти отчисления непосредственно при выдаче дохода сотрудникам. Если это невозможно (например, при единовременной выдаче подарка или другого дохода в натуральной форме), то сделать удержание при первой же возможности до конца года. Если и это не представляется возможным, то обязанность НА – своевременно информировать ИФНС и самого сотрудника (до 31 января следующего года).

Бюджетные перечисления тоже имеют свои сроки для исполнения (несвоевременность выполнения этих операций, является основанием для взыскания штрафа или пени). В зависимости от ситуации, это должен быть:

  • день, в который налогоплательщики получают доход (перечисление на пластиковую карту), за исключением пособий по временной нетрудоспособности и оплаты отпусков – по ним перечисления возможны до последнего числа месяца, когда производятся выплаты;
  • день получения со своего счета средств, для выплаты через кассу;
  • не позднее, чем на следующий день после выплат из наличной выручки;
  • не позднее дня, следующего после удержания налога (например, при натуральных выплатах).

Предоставление отчетов в ИФНС об исполнении обязанностей

Предоставление собранных сведений налоговым органам является важным в деятельности НА. Вся информации по налогоплательщикам за календарный год, которая сконцентрирована в налоговых регистрах, должна направляться в ИФНС по месту учета, не позднее 1 апреля следующего года. Все необходимые данные готовятся в виде справок по форме 2-НДФЛ и передаются в налоговую службу.

Обеспечение сохранности документов

Для контроля правильности фискальных перечислений, налоговые агенты обязаны сохранять необходимую документацию на протяжении четырех лет. Эта информация может потребоваться при налоговых проверках, составлении справок в интересах налогоплательщика (например, формы 2-НДФЛ), других предусмотренных законом случаях. По истечении указанного срока, документы теряют свою актуальность.

Какие налоги собирают налоговые агенты

Всего существует три вида налогов, по которым можно стать НА для юридических лиц, и два – для физических. Это налоги:

  • на доходы физических лиц (НДФЛ) – для юр- и физлиц;
  • на добавленную стоимость (НДС) – тоже для обеих категорий;
  • на прибыль организаций – только для юрлиц.

Налог на доходы физических лиц

Сбор НДФЛ делается как организациями, так и индивидуальными предпринимателями, выплачивающими заработную плату. Самый распространенный случай исчисления, удержания и перечисления такого налога возникает в правоотношениях сотрудника и работодателя при выплате заработной платы. Закон специально оговаривает, что удерживаемый налог не может превышать половины от всей суммы начисления.

Налог на добавленную стоимость

Деятельность зарубежных фирм или предпринимателей на территории России по реализации товаров, услуг или работ, не обязательно подразумевает учет в ИФНС. В виде агента может выступать покупатель (юрлицо или ИП), производящий необходимые фискальные перечисления на основании агентских договоров. Для этого необходимо правильное составление счета-фактуры, с указанием данных иностранного контрагента и регистрацией в книге покупок и продаж. После проведения всех финансовых операций НА предоставляет декларацию для системы налогообложения в установленные сроки.

Другой случай, когда агенты выплачивают налог на добавленную стоимость, возникает в случае аренды муниципальной или государственной недвижимости (или другого имущества) у органов власти. Арендатор государственной или муниципальной собственности в этом случае сам платит НДС и предоставляет декларацию в ИФНС, к которой он относится. Срок подачи – до 25 числа первого месяца следующего квартала.

Налоговый агент по налогу на прибыль

На практике не так много ситуаций, когда для агентов возникает необходимость в уплате налога на прибыль организаций. Например, это может быть при выплате дивидендов другим предприятиям (в том числе по ценным бумагам государственного или муниципального уровня). Произведя расчет и необходимые перечисления, НА готовит для ИФНС декларацию по налогу на прибыль.

Другой вариант – иностранные фирмы или предприниматели, получающие прибыль на территории нашей страны. В этом случае в роли агента выступает российская организация с регистрацией в ИФНС, которая выплачивает этот доход. Тут тоже имеет значение своевременность перечисления – при задержке, на руководителя может быть наложена налоговая или административная ответственность.

Штрафные санкции и пени

Глава 16 и другие разделы НК РФ (а также Кодекса об административных правонарушениях) рассматривают виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение. Для должностных лиц НА там подходят следующие варианты:

  • Грубое нарушение правил бухучета (например, отсутствие необходимых налоговых регистров) – 10 000 рублей. Если нарушения совершены за два и более налоговых периода, то штраф будет больше в три раза.
  • То же нарушение, но повлекшее занижение облагаемой базы – 20% от неуплаченных налогов, но не менее 40 000 рублей.
  • Занижение сумм налогов на 10% и более, или искажение других показателей такого же масштаба, влечет за собой административную ответственность – наложение штрафа 5-10 тысяч рублей.
  • То же самое совершенное повторно предусматривает штраф 10-20 тысяч рублей, либо дисквалификацию на 1-2 года.
  • Несвоевременное перечисление удержанных налогов приводит к пене – за каждый день просрочки полагается 1/300 от ставки рефинансирования Центробанка на момент нарушения.
  • Несдача вовремя 2-НДФЛ тоже влечет за собой штраф в 200 рублей за каждую справку. Несвоевременное предоставление квартального 6-НДФЛ может грозить штрафом в 1000 рублей за каждый полный или неполный месяц просрочки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *