Обязанности аудитора

Содержание

Для чего проводится аудиторская проверка?

Аудит — это анализ данных финансовой (бухгалтерской) отчетности на предмет степени их достоверности и соответствия порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Основной целью аудита является проверка достоверности отчетности, а основным условием ее проведения — независимость аудитора.31 авг.

2016 г.

Что значит аудиторская проверка?

Аудиторская проверка Аудиторская проверка — проверка финансово-экономической деятельности предприятия, организации, проводимая аудитором на основании представленных документов по финансовой отчетности.

Что включает в себя аудиторская проверка?

Аудиторская проверка является независимой и включает в себя сбор, оценку и анализ данных, которые указывают на функционирование и финансовое положение государственного, коммерческого или частного предприятия (аудируемого лица).

Сколько по времени проводится аудиторская проверка?

Аудиторская проверка такой фирмы займет от одной до двух недель. Если рассматривать производственную компанию с таким же количеством работников и объемами продаж от 50 до 100 млн. рублей, то тут проверка займет от двух до трех недель.

Для чего необходимо планировать аудиторскую проверку?

Планирование аудита — один из обязательных этапов, который заключается в определении стратегии и тактики аудита, объема проверки, составлении общего плана, разработке программы и конкретных аудиторских процедур. Планирование аудита включает в себя составление плана ожидаемых работ и разработку аудиторской программы.

Для чего нужен аудит?

Зачем нужен аудит? Согласно Закону, аудиторская деятельность — это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и отчетности организаций в целях выражения мнения о достоверности бухгалтерской отчетности и соответствии совершенных финансовых и хозяйственных операций законодательству.

Как проводится аудиторская проверка?

В ходе проведения проверки каждая аудиторская процедура: опрос, наблюдение, аналитика, просмотр документов, расчеты, направлена на поиск аудиторских Доказательств достоверности или частичной Достоверности отчетности и прочих документов, на определение наличия необходимых документов для обоснования достоверности 20 нояб. 2017 г.

Зачем нужен аудит Что это такое какие обязанности у аудитора?

Зачем нужен аудит? Целью аудита финансовой отчётности состоит в предоставлении аудитору возможности выразить мнение о том, составлены ли аудиторские отчёты во всех существенных аспектах в соответствии концептуальным основам финансовой отчётности.

В чем заключается основная цель аудиторской проверки?

ЦЕЛЬ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ основная цель аудита заключается в придании достоверности бухгалтерской отчетности посредством выражения независимого мнения о ней.

Какие документы проверяют аудиторы?

Документ, который выдает аудитор, содержит следующие сведения:

  • для кого составлен;
  • объект проверки;
  • перечень проверенных бумаг;
  • заключение о достоверности полученной информации;
  • итоги проверки;
  • дата написания заключения.

28 апр. 2019 г.

Кто может назначить аудиторскую проверку?

Кто проводит аудиторскую проверку

Аудитором может именоваться только лицо, сдавшее экзамен и получившее аттестат аудитора. В штате аудиторской фирмы должно быть не менее 3-х аудиторов. Все аудиторы и аудиторские фирмы должны состоять в саморегулируемой организации (СРО) аудиторов.

Сколько стоит аудиторская проверка тсж?

По данным статистики на 2018 год стоимость аудиторской проверки ТСЖ колеблется от 25 до 70 тысяч рублей.

Сколько стоит провести аудит в компании?

Стоимость аудиторских услуг

Наименование услуги Примерный срок выполнения со дня подписания договора Примерная стоимость услуги
Инициативный аудит от 5 до 7 дней от 30000 рублей
Аудит отдельных участков учета от 5 до 7 дней от 30000 рублей
Экспресс-аудит от 5 до 7 дней от 30000 рублей
Налоговый аудит от 5 до 7 дней от 40000 рублей

Ещё 7 строк

Каковы основные этапы проведения аудита?

Принято выделять четыре основных этапа проведения аудита, и о каждом из них мы поговорим подробнее.

  1. Первый этап проведения аудита: подготовительный
  2. Этап второй: планирование
  3. Третий этап: проведение аудита
  4. Четвертый этап проведения аудита: заключительный

В чем заключается цель планирования аудита?

Цели и задачи планирования аудита Планирование аудита заключается в определении его стратегии и тактики, выборе процедур и методов, позволяющих наиболее эффективно достичь поставленной цели — подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности.6 нояб. 2014 г.

Для чего составляется общий план проведения аудита?

Общий план проведения аудита составляется для: согласования порядка проведения аудиторских процедур; для достижения эффективности и результативности аудита; все ответы правильные8 мар. 2016 г.

Каким стандартам должен отдавать предпочтение аудитор при проведении проверки?

При проведении проверки аудитор должен отдавать предпочтение: + национальным стандартам; международным стандартам; каким-либо другим стандартам.

Для чего нужен аудит информационной безопасности?

Аудит информационной безопасности (ИБ) является основным инструментом контроля состояния защищенности информационных активов компании/организации. Часто аудит является неотъемлемой частью комплексных проектов по обеспечению безопасности информации и выполняется в качестве стартового этапа проекта.

Чем занимается внутренний аудит?

Первоначально фокусируясь на анализе бухгалтерской отчетности и внутреннем финансовом контроле, сейчас внутренний аудит затрагивает широкий спектр различных аспектов деятельности организации, помогая менеджменту выявлять и оценивать риски и вырабатывать мероприятия, направленные на снижение риска и повышение

Какая организация подлежит обязательному аудиту?

Подлежит ли организация обязательному аудиту бухотчетности в 2020 году

  • кредитной организацией,
  • бюро кредитных историй,
  • организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг,
  • страховой организацией,
  • клиринговой организацией,
  • обществом взаимного страхования,
  • организатором торговли,

Ещё

7 февр. 2020 г.

Федеральное агентство по образованию

Сибирский государственный аэрокосмический университет

имени академика М.Ф. Решетнева

(СибГАУ)

Финансово-экономический факультет

Кафедра бухгалтерского учета

РЕФЕРАТ

На тему:

Содержание и порядок использования МСА № 240

Сравнительная характеристика МСА № 240 с ПСАД № 13

Курс: Международные стандарты аудита

Выполнила: студентка гр

Проверила:

Красноярск

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………….……………………….3

1. Содержание и порядок использования МСА 240…………………………4

2. Сравнительная характеристика МСА № 240 с ПСАД № 13………………13

Заключение……………………………………………………………..……..…18

Введение

Наряду с международными стандартами в каждой стране существуют национальные стандарты аудита. Они могут быть определены законом, нормативными актами или уполномоченным органом данной страны. Их применение является обязательным при проведении аудита финансовой отчетности или предоставлении сопутствующих аудиту услуг. Помимо обязательных к применению стандартов уполномоченный орган или профессиональные аудиторские организации страны могут разрабатывать и принимать на местном уровне положения по национальной практике аудита, рекомендуемые к применению аудиторами при проведении аудита.

Национальные стандарты аудита и сопутствующих услуг, принятые во многих странах, отличаются как по форме, так и по содержанию, что связано со спецификой аудиторской практики конкретной страны.

Установление стандартов и предоставление рекомендаций в отно­шении обязанностей аудитора по рассмотрению случаев мошенниче­ства и ошибок в процессе аудита финансовой отчетности являются целью МСА 240 «Ответственность аудитора по рассмотрению мошенничества и ошибок в ходе аудита финансовой отчетности». Этим стан­дартом предусмотрена обязанность аудитора рассмотреть в процессе планирования и осуществления аудиторских процедур риск существен­ных искажений финансовой отчетности, возникающих в результате мошенничества или ошибки.

1. Содержание и порядок использования МСА 240

Важнейшая задача аудитора в ходе проверки — обнаружение различного рода искажений финансовой отчетности, а также адекватная оценка аудиторских рисков, связанных с этим и принятие необходимых мер по предотвращению нарушений и повышению надежности финансовой отчетности. В МСА этим вопросам посвящен стандарт МСА 240 «Ответственность аудитора по рассмотрению мошенничества и ошибок в ходе аудита финансовой отчетности».

Цель МСА 240 — установление стандартов и предоставление руководства в отношении ответственности аудитора по рассмотрению случаев мошенничества и ошибок в ходе аудита.

В процессе планирования и проведения аудита, в ходе оценки результатов аудиторских процедур и подготовки отчетов необходимо рассматривать риск существенных искажений финансовой отчетности.

Стандарт дает определения и характеристику категориям мошенничества и ошибок.

Мошенничество — определяется как преднамеренное действие, совершенное одним или несколькими лицами из числа руководителей, сотрудников субъекта либо третьими лицами и повлекшее за собой неправильное представление финансовой отчетности. К мошенниче­ству отнесены такие действия, как манипуляция, фальсификация, изме­нение учетных записей или документов; сокрытие или пропуск инфор­мации об операциях в учетных записях либо документах; отражение в учете несуществующих операций; преднамеренное неправильное при­менение учетной политики.

Ошибка — трактуется в данном стандарте как непредна­меренные погрешности, допущенные в финансовой отчетности (мате­матические ошибки в данных бухгалтерского учета, упущение фактов или их неверная интерпретация, неправильное применение учетной политики).

В разделе «Ответственность лиц, наделенных руководящими полномочиями, и руководства» сказано, что обязанности по предот­вращению и обнаружению фактов мошенничества и ошибок возлагают­ся как на лиц, наделенных руководящими полномочиями, так и на руко­водство субъекта и реализуются путем внедрения и непрерывной работы адекватных систем бухгалтерского учета и внутреннего конт­роля, способствующих уменьшению количества фактов мошенничества и ошибок. Однако эти системы не исключают полностью, а лишь сни­жают возможность мошенничества и ошибок.

Согласно разделу «Обязанности аудитора» для уменьшения рис­ка существенных искажений финансовой отчетности в результате мошенничества или ошибки в процессе планирования аудита аудитор должен запросить у руководства данные о любых ранее обнаруженных фактах мошенничества и ошибок и оценить риск существенных иска­жений финансовой отчетности в результате мошенничества или ошиб­ки; исходя из полученной оценки, разработать процедуры аудита для обеспечения достаточной уверенности в том, что искажения, явля­ющиеся результатом мошенничества или ошибки и существенные для финансовой отчетности в целом, были обнаружены.

В подразделе «Неотъемлемые ограничения аудита» говорится, что обычно вероятность выявления ошибок выше, чем вероятность обнаружения фактов мошенничества, которое, как правило, сопровож­дается действиями, направленными на его сокрытие. Указывается на существование постоянного риска того, что система внутреннего контроля не будет функционировать с предполагаемой эффективно­стью, в связи с чем любые системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля могут быть неэффективны против мошенничества, совершен­ного путем тайного сговора между служащими, или мошенничества, совершенного руководством.

Подразделом «Профессиональный скептицизм» предусмотрено, что аудитор должен планировать и проводить аудит с отношением профессионального скептицизма в соответствии с МСА200 «Цель и общие принципы, регулирующие аудит финансовой отчетности». Указанное отно­шение рекомендуется для обнаружения и оценки таких случаев, как:

■ аспекты, которые увеличивают риск существенного искаже­ния финансовой отчетности в результате мошенничества и ошибок (например, характеристики руководства и его влияние на контрольную среду, состояние отрасли промышленности, операционные характери­стики и финансовая стабильность);

■ обстоятельства, вызывающие подозрения аудитора в наличии существенных искажений финансовой отчетности;

■ полученные доказательства (в том числе знания аудитора по результатам предыдущего аудита), ставящие под вопрос надежность заявлений руководства.

Как сказано в подразделе «Обсуждение плана», при планирова­нии аудита аудитор должен обсудить с другими членами аудиторской команды вопрос подверженности субъекта существенным искажени­ям в финансовой отчетности в результате мошенничества и ошибок.

В соответствии с требованиями подраздела «Запросы руковод­ству» при планировании аудитор должен сделать запросы руководству, чтобы:

■ получить понимание:

— оценки руководством риска существенных искажений финан­совой отчетности в результате мошенничества или ошибки,

— систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, органи­зованных руководством для управления таким риском;

■ получить знание того, как организованы руководством систе­мы бухгалтерского учета и внутреннего контроля для предотвращения и выявления ошибок;

■ определить, известно ли руководству о фактах мошенничества, имевших отрицательное воздействие на субъект, или о подозрении в мошенничестве с проведением соответствующего расследования;

■ определить, были ли обнаружены руководством факты суще­ственных ошибок.

В разделе «Процедуры при обстоятельствах, указывающих на возможное искажение» говорится: когда аудитор сталкивается с обстоятельствами, указывающими на возможное наличие существен­ных искажений финансовой отчетности в результате мошенничества и ошибок, он должен выполнить процедуры для определения наличия существенных искажений в финансовой отчетности.

Согласно разделу «Рассмотрение того, не свидетельствуют ли выявленные искажения о факте мошенничества» при обнаружении искажения аудитор должен проанализировать, не является ли это искажение признаком мошенничества, и при утвердительном ответе рассмотреть причастность искажения к другим аспектам аудита, осо­бенно в отношении надежности заявлений руководства.

В случае, когда в деле задействованы члены руководства с высо­ким уровнем авторитета (если даже величина искажений не является существенной для финансовой отчетности), проблема может быть более глубокой. Аудитору следует пересмотреть надежность ранее полученных доказательств, поскольку не исключено, что возникнут сомнения в полноте и правдивости представленных заявлений и под­линности бухгалтерских записей и документации. Аудитор должен оценить вероятность сговора сотрудников, руководства и третьих сто­рон при пересмотре надежности доказательств. Если руководство, особенно на самом высоком уровне, причастно к мошенничеству, то аудитор может и не получить всех документов, необходимых для проведения аудита и составления отчета (заключения) по финансо­вой отчетности.

В разделе «Оценка и особенности искажений, их влияние на аудиторский отчет (заключение)» говорится, что если аудитор под­тверждает либо не может сделать вывод, была ли финансовая отчет­ность существенно искажена в результате мошенничества и ошибок, то аудитор должен рассмотреть последствия этого для результатов ауди­та. Руководство по оценке и особенностям искажений, а также их влия­нию на аудиторский отчет (заключение) содержится в п. 12—16 МСА 320 «Существенность в аудите» и п. 36—46 МСА 700 «Аудитор­ский отчет (заключение) по финансовой отчетности».

В разделе «Документация» требуется, чтобы аудитор документи­ровал факторы риска мошенничества, обнаруженные в процессе ауди­торской оценки, и документировать отклик аудитора на данные факторы. Если в ходе аудита были установлены факторы риска мошенничества, которые заставили аудитора поверить в необходимость дополнительных аудиторских процедур, то он должен документально оформить наличие таких факторов риска и отклик аудитора на них.

В соответствии с требованиями раздела «Заявления руководства» аудитор должен получить письменные заявления от руководства, в которых:

■ оно подтверждает свои обязанности по внедрению и функцио­нированию систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, создан­ных для предотвращения и обнаружения мошенничества и ошибок;

■ оно считает, что неисправленные искажения финансовой отчетности, собранные аудитором во время аудита, являются несуще­ственными по отдельности и в совокупности для финансовой отчетно­сти в целом (краткое изложение таких статей должно быть включено в заявление руководства или приложено к нему);

■ оно раскрыло аудитору все важные факты, относящиеся к любо­му мошенничеству или подозрению в мошенничестве, известные руко­водству, имевшие воздействие на субъекта;

■ оно раскрыло аудитору результаты проведенной оценки рис­ка того, что финансовая отчетность может содержать существенные искажения в результате мошенничества и ошибок.

Раздел «Сообщение информации» обязывает аудитора сообщить руководству о выявленных фактах потенциального влияния на финан­совую отчетность в возможно короткие сроки, если аудитор подозревает, что было совершено мошенничество, даже если возможные последствия для финансовой отчетности не будут существенными; предварительно проанализировать все обстоятельства при выборе соответствующего представителя субъекта, которому следует сообщить о возможных или действительных фактах мошенничества либо о существенной ошибке, а также оценить вероятность участия в их совершении высших руково­дящих лиц субъекта.

В разделе «Неспособность аудитора завершить задание» отраже­но право аудитора принять решение об отказе от проведения аудита, если субъект не принимает никаких действий по исправлению ситуации в свя­зи с мошенничеством, даже если последствия мошенничества не явля­ются существенными для финансовой отчетности. Отмечено, что в чис­ло факторов, которые могут повлиять на решение аудитора, входит подозрение в причастности высших руководящих лиц субъекта к мошен­ничеству, что может поставить под сомнение достоверность заявлений руководства. Кроме того, если клиент отказывается дать действующему аудитору разрешение на обсуждение; его дел, то об этом следует сооб­щить аудитору, получившему предложение о проведении аудита.

В разделе «Перспективы государственного сектора» отмечено, что на характер и объем аудита в государственном секторе могут повли­ять законодательные акты, постановления, инструкции и директивы министерств, касающиеся выявления фактов мошенничества и оши­бок. Требования этих нормативных актов могут ограничить возмож­ность аудитора выносить собственные суждения, а условиями аудитор­ского задания может быть установлена обязанность по доведению до сведения соответствующих лиц фактов мошенничества. Так, в допол­нение к официально возложенным обязанностям по выявлению фак­тов мошенничества использование общественных денежных средств предполагает, что вопросам мошенничества будет уделяться больше внимания, и аудиторам следует в большей степени отвечать обществен­ным ожиданиям относительно обнаружения мошенничества.

В приложении 1 к МСА 240 приведены примеры факторов рис­ка, связанных с искажениями в результате мошенничества, в том числе мошеннического составления финансовой отчетности и незаконного присвоения активов.

Факторы риска мошенничества, связанные с искажениями в результате мошеннического составления финансовой отчетности, сгруппированы по трем категориям:

■ характеристики руководства и его влияние на контрольную среду (данные факторы относятся к способностям руководства, давле­нию с его стороны, стилю руководства и отношению к средствам внут­реннего контроля и процессу составления финансовой отчетности);

■ состояние отрасли (к этим факторам относится экономическая и регулирующая среда, в которой работает субъект);

■ операционные характеристики и финансовая стабильность (эти факторы риска относятся к характеру и сложности структуры субъекта, его хозяйственным операциям, финансовому положению субъекта и его прибыльности).

Факторы риска мошенничества, связанные с искажениями в результате незаконного присвоения активов, подразделяются на две категории:

■ подверженность активов незаконному присвоению (эти фак­торы относятся к характеру активов субъекта и степени их подвержен­ности краже);

■ средства контроля (к данным факторам относится недостаточ­ность средств контроля, организованных для предотвращения или обна­ружения незаконного присвоения активов).

В приложении 2 к МСА 240 приведены примеры модифициро­вания процедур в качестве отклика на оценку факторов риска мошен­ничества. В частности, в этом стандарте представлены следующие кон­кретные примеры возможных откликов аудитора:

■ посетить производственные помещения или провести тести­рование без предварительного предупреждения (например, провести инвентаризацию в офисах или внезапный пересчет наличных средств);

■ обратиться с просьбой о проведении инвентаризации ближе к концу года;

■ провести аналитические процедуры проверки по существу на очень детальном уровне (например, сравнить объем продаж и себе­стоимость продаваемых товаров в разрезе объектов и производствен­ных линий с ожиданиями аудитора);

■ использовать методы с применением компьютеров (например, анализ данных для тестирования на предмет нахождения аномалий в генеральной совокупности);

■ проверить целостность записей и операций, осуществленных на компьютере;

■ провести поиск дополнительных аудиторских доказательств из внешних источников за пределами субъекта, в котором проводится аудит, и др.

Приложение 3 к МСА 240 называется «Примеры обстоятельств, указывающих на возможное мошенничество или ошибку». В этом при­ложении в качестве обстоятельств, указывающих на возможное иска­жение, перечислены:

■ нереальные сроки проведения аудиторской проверки, устанав­ливаемые руководством;

■ ограничение руководством масштабов аудита;

■ доказательства, необычные с точки зрения документального оформления, например, изменение документов с помощью исправле­ний от руки, составленные от руки документы, которые обычно состав­ляются в электронном виде, а затем распечатываются;

■ предоставление информации с нежеланием или с большим опозданием;

■ незаконченные или неадекватные в значительной мере учет­ные записи;

■ неподтвержденные хозяйственные операции;

■ существенные расхождения с ожидаемыми значениями, рас­крытыми в ходе выполнения аналитических процедур;

■ доказательства неоправданно высокого уровня жизни некото­рых сотрудников и должностных лиц;

■ неадекватные средства контроля над компьютерной обработ­кой данных (например, большое число ошибок при обработке данных, задержки в обработке результатов и подготовке отчетов).

2 . Сравнительная характеристика обязательных требований мса № 240 с требованиями правил аудиторской деятельности № 13

На основе МСА 240 разработано ПСАД № 13 «Обязанности ауди­тора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита». Согласно Уголовному кодексу Российской Федерации мошен­ничество является одним из видов уголовных преступлений, в связи с чем квалифицировать некоторое деяние как мошенничество может только суд или следствие, но никак не аудитор. Поэтому в отечествен­ном стандарте речь идет не о мошенничестве и ошибках, а о преднаме­ренных и непреднамеренных искажениях отчетности.

Преднамеренное искажение бухгалтерской отчетности представ­ляет собой результат преднамеренных действий (бездействия) персона­ла проверяемого экономического субъекта. Они совершаются в корыст­ных целях для введения в заблуждение пользователей бухгалтерской отчетности. Вместе с тем аудитору следует учитывать, что вывод о преднамеренных действиях (бездействии) персонала экономиче­ского субъекта, ведущих к появлению искажений в бухгалтерской отчетности, может быть сделан только уполномоченным на то орга­ном. Понятие «преднамеренное искажение бухгалтерской отчетности» соответствует рассматриваемому в МСА 240 термину «мошенни­чество».

Непреднамеренное искажение бухгалтерской отчетности явля­ется результатом действий (бездействия) персонала проверяемого эко­номического субъекта. Оно может быть следствием арифметических или логических ошибок в учетных записях, ошибок в расчетах, недо­смотра в полноте учета, неправильного отражения в учете фактов хозяй­ственной деятельности, наличия и состояния имущества. Понятие «непреднамеренное искажение бухгалтерской отчетности» соответствует рассматриваемому в МСА 240 термину «ошибка».

Как преднамеренные, так и непреднамеренные искажения бух­галтерской отчетности у проверяемого экономического субъекта могут быть существенными (т.е. влияющими на достоверность его бухгалтер­ской отчетности в настолько сильной степени, что квалифицирован­ный пользователь его бухгалтерской отчетности может сделать на осно­ве такой отчетности ошибочные выводы или принять ошибочные решения) или несущественными.

Проведем анализ обязательных требований к аудитору в МСА 240 в сравнении с требованиями, содержащимися в ПСАД N 13 (табл.1). Основная цель аудитора в отношении мошенничества сформулирована в МСА и шире, и конкретнее, чем в ПСАД N 13.

Таблица 1. Сравнительный анализ целей аудита

Новый МСА 240

ПСАД N 13

10. Цели аудитора состоят в следующем:

выявить и оценить риски существенных искажений в результате мошенничества

2. При планировании, выполнении и оценке результатов аудиторских процедур, а также при подготовке аудиторского заключения аудитор должен рассмотреть риск существенных искажений финансовой (бухгалтерской) отчетности, возникающих в результате недобросовестных действий или ошибок

— получить существенные надлежащие аудиторские доказательства в отношении оцененных рисков существенных искажений в результате мошенничества путем разработки и применения надлежащих ответных процедур

— надлежащим образом реагировать на выявленное или подозреваемое мошенничество

Таким образом, выполняя требования МСА 240, аудитор обязан не только выявлять риски существенных искажений в результате мошенничества, но и разрабатывать аудиторские процедуры применительно к выявленным рискам, применять эти процедуры и в случае выявления мошенничества надлежащим образом на него реагировать.

Всего в разделе «Требования» МСА 240 содержится 35 обязательных требований к аудитору. Можно сгруппировать их по основным укрупненным блокам (табл.2) и рассмотреть, существуют ли аналогичные обязательные требования в ПСАД N 13.

Таблица 2. Сравнительный объем обязательных требований к аудитору

Обязательные требования нового МСА 240

ПСАД N 13

1. Обязательные предварительные процедуры:

Да

наличие профессионального скептицизма

Да

обсуждение в группе

Да

2. Процедуры оценки риска искажения отчетности в результате мошенничества

Да

3. Выявление и оценка рисков существенного искажения в результате мошенничества

Нет

4. Действия в ответ на оцененные риски

Нет

5. Оценка полученных аудиторских доказательств

Да

5а. Заявления руководства

Да

5б. Невозможность завершить задание

Да

6. Сообщение информации

Да

7. Аудиторское заключение

Да

8. Документирование

Нет

Как видно, часть обязательных требований к аудитору, содержащихся в МСА 240, полностью отсутствует в ПСАД N 13. Требования блоков 3 и 4 МСА 240 не будут рассматриваться, поскольку они связаны с реализацией применительно к мошенничеству требований МСА 315 и 330, не имеющих аналогов среди ПСАД. Однако даже по тем блокам, которые присутствуют и в ПСАД N 13, и в МСА 240, объем обязательных требований в МСА 240 при более подробном анализе, как правило, оказывается существенно шире, чем объем аналогичных требований в ПСАД N 13. Примерами таких расширенных требований являются блоки 1, 2, 5, 5а и 6.

И ПСАД N 13, и новый МСА 240 предполагают, что аудитор должен исходить из позиций профессионального скептицизма и что в ходе аудита необходимо обсуждать подверженность финансовой отчетности искажениям из-за мошенничества.

В МСА 240 введены отсутствующие в ПСАД N 13 обязательные требования, которые аудитор должен выполнить в рамках процедур оценки риска существенного искажения.

В Международном стандарте введено отсутствующее в ПСАД N 13 понятие риска обхода со стороны руководства организации контрольных процедур, которому уделено особое внимание, поскольку, как утверждается в стандарте, этот риск присутствует повсеместно и должен рассматриваться аудитором как значимый.

В МСА 240 по сравнению с ПСАД N 13 изменен характер заявлений руководства, которые необходимо получить аудитору в ходе проверки (табл.3).

Таблица 3. Сравнительный характер требований к заявлениям руководства

Новый МСА 240

ПСАД N 13

39. Аудитор обязан получить заявления руководства о том, что оно:

48. Аудитор должен получить письменные заявления от руководства аудируемого лица, в которых руководство аудируемого лица:

— признает свою ответственность за характер, проведение и поддержание внутреннего контроля для предотвращения мошенничества

— подтверждает свои обязанности по внедрению и обеспечению эффективности системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, которая создана для предотвращения и обнаружения недобросовестных действий и ошибок

— раскрыло аудитору результаты своих оценок риска существенного искажения финансовой отчетности в результате мошенничества

— выражает свое мнение о том, что неисправленные искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности, установленные аудитором при проведении аудита, являются несущественными по отдельности и в совокупности для финансовой (бухгалтерской) отчетности в целом.

Краткое изложение таких искажений должно быть включено в заявление руководства или прилагаться к нему

— раскрыло аудитору все, что ему известно о мошенничестве или подозрениях в мошенничестве в данной организации со стороны руководства, персонала, играющего важную роль в системе внутреннего контроля, других лиц, которые могут оказать существенное влияние на финансовую отчетность

— проинформировало аудитора о всех важных фактах, относящихся к любому недобросовестному действию

— раскрыло аудитору все, что ему известно о любых обвинениях в мошенничестве или подозрениях в мошенничестве в отношении финансовой отчетности со стороны сотрудников, бывших сотрудников, регулирующих органов и иных лиц

— дает оценку риска того, что финансовая (бухгалтерская) отчетность может содержать существенные искажения, возникшие в результате недобросовестных действий и ошибок

— признает свою ответственность за надлежащее составление финансовой (бухгалтерской) отчетности

Как видно из этой таблицы, требования к информации, которая должна содержаться в заявлениях руководства, существенно конкретизированы и направлены на полное информирование аудитора в отношении всех связанных с мошенничеством рисков организации и конкретных фактов, о которых известно руководству.

В новом Международном стандарте установлена обязанность аудитора сообщать информацию следующему кругу лиц: руководству, лицам, наделенным руководящими полномочиями, и внешней по отношению к организации стороне. Требования об информировании в общем соответствуют аналогичным требованиям ПСАД N 13.

Таким образом, объем обязательных требований к аудитору в рамках МСА 240 существенно расширен по сравнению с требованиями ПСАД N 13, что не может не привести к увеличению трудозатрат в ходе аудита на выполнение обязательных процедур стандарта.

Подводя итог, нужно отметить, что обязательные требования к аудитору при проведении аудита по МСА значительно расширены. Все это необходимо учитывать в своей практике аудиторам, которые проводят аудит в соответствии не только с ПСАД, но и с МСА.

Заключение

В реферате было рассмотренно содержание и порядок использования международного стандарта аудита № 240 «Обязанности аудитора в отношении мошенничества при аудите финансовой отчетности».

Также была проведена сравнительная характеристика обязательных требований Международного стандарта аудита № 240 «Обязанности аудитора в отношении мошенничества при аудите финансовой отчетности» с требованиями правил аудиторской деятельности № 13 «Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита»

Таким образом, объем обязательных требований к аудитору в рамках МСА 240 существенно расширен по сравнению с требованиями ПСАД N 13, что не может не привести к увеличению трудозатрат в ходе аудита на выполнение обязательных процедур стандарта. Все это необходимо учитывать в своей практике аудиторам, которые проводят аудит в соответствии не только с ПСАД, но и с МСА.

Список использованной литературы

1. Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»

2. Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности»

3. Е.Л. Сквирская. Программа CLARITY: Обязанности аудитора в соответствии с требованиями МСА // «Финансовые и бухгалтерские консультации» — 2007 — № 6

4. С.М. Бычкова. Связь международных стандартов аудита с национальными нормативными документами, регулирующими аудиторскую деятельность // «МСФО и МСА в кредитной организации» — 2008 — № 4

5. Программа Консультант Плюс

Официально такие специалисты, как аудиторы, появились в нашей стране чуть более четверти века назад. На сегодняшний день – это одна из самых востребованных и перспективных профессий. В обязанности сотрудника входит проверка экономической и хозяйственной деятельности предприятия, минимизация рисков работы организации в финансовой сфере, оценка законности действий сотрудников. До революции в России эти функции возлагались на юристов и секретарей. После нее аудитом занимались люди, получившие бухгалтерское образование. Уровень заработной платы профессионала зависит только от него самого и способен достигать внушительных показателей.

Кто такой аудитор

Аудиторы – это специалисты узкого профиля, которые проводят ревизию финансовой и экономической документации предприятий. Они занимаются этим с целью оценки законности деятельности конкретной компании или дают консультации по минимизации рисков, уменьшению затрат.

Человек, желающий освоить данную специальность, должен получить соответствующее образование в ВУЗе или на профильных курсах. Еще один обязательный момент – присвоение соискателю квалификационного аттестата и его зачисление в одну из саморегулируемых аудиторских организаций.

Перечень обязанностей и зарплата аудитора во многом зависят от направления его работы. Специфика работы сотрудника частного сектора связана с соблюдением интересов проверяемой компании. В его обязанности входит ревизия отчетности с целью выявления ошибок и нестыковок, которые способны стать причиной дополнительных трат или вопросов со стороны проверяющих органов. Государственный аудитор проверяет законность ведения деятельности фирмы – отсутствие попыток уйти от уплаты налогов и пошлин, выполнение обязанностей по контрактам, прозрачность сделок, выявление скрытых источников дохода.

Негативные стороны профессиональной сферы:

  • отсутствие нормированного рабочего дня;
  • постоянные разъезды и частые командировки;
  • сложности на старте – необходимо не только выучиться, но и получить квалификацию, набрать опыт для запуска карьерного роста;
  • выполнение монотонной и рутинной работы, которая связана с обработкой больших объемов информации за короткие сроки;
  • высокая степень ответственности, как для частных, так и государственных сотрудников;
  • необходимость постоянно заниматься самообразованием, находиться в курсе корректировок нормативных актов и правил ведения проверок.

К положительным моментам относят востребованность специалистов и высокий заработок опытных сотрудников. Несмотря на такое соотношение, плюсы и минусы направления практически уравновешивают друг друга по мнению самих работников. Человек, который понимает и принимает все особенности профессии, способен многого добиться в данной сфере.

Чем занимается аудитор

На практике должностные обязанности аудитора и его рабочий день способны выглядеть по-разному. При внешнем виде деятельности сотрудники профильных фирм проводят ревизии в небольших компаниях по заказу. Внутренние проверки характерны для крупных организаций, которые состоят из множества филиалов, офисов, подразделений.

Профессия аудитора подразумевает выполнение таких действий:

  • выезд на место проведения проверки;
  • сбор всей необходимой документации, оценка наличия требуемой отчетности и правильности ее составления;
  • проверка хозяйственной и финансовой деятельности компании;
  • составление отчета о проделанной работе и вынесение заключения;
  • предоставление консультаций сотрудникам или работником компаний по мере необходимости.

Аудиторская проверка может быть частичной или полной. Нередко специалистам приходится вникать в специфику деятельности компании, просматривать результаты предыдущих проверок. В их компетенцию входит осуществление запросов в банки, налоговые и таможенные органы, общение с клиентами и поставщиками, ревизия любых рабочих процессов на исследуемом участке. В зависимости от объема работ один аудит способен занимать от пары дней до нескольких месяцев.

Требования к специалисту

Профильное образование позволяет будущим аудиторам получить базовые теоретические знания по направлению. Ряд навыков невозможно приобрести или выработать в процессе обучения. Практика показывает, что успехов в профессии можно добиться лишь при наличии ряда личных качеств. К ним относят ответственность, внимательность, хорошую память, аналитический склад ума. Рабочий процесс упростят высокий уровень коммуникабельности, принципиальность, эмоциональная устойчивость.

Сертифицированный аудитор должен обладать:

  • знаниями в области экономики, финансов, законодательства;
  • навыками составления и ведения документации и отчетности;
  • умением быстро вникать в особенности производственных процессов;
  • способностью отличать непреднамеренные ошибки от сознательных нарушений и фальсификаций.

Чтобы работать в престижной фирме, нужно дополнительно знать иностранные языки, уметь работать с разными видами программного обеспечения. Учёба для аудитора никогда не заканчивается. Постоянное совершенствование необходимо специалистам не только для развития и карьерного роста. Просто чтобы оставаться в этом виде деятельности надо постоянно быть в курсе меняющихся тенденций.

Как стать аудитором

Сегодня на аудиторов учат во многих ВУЗах страны, но для начала серьезной карьеры диплома недостаточно. Соискателям специальности необходимо получить высшее экономическое образование по направлению «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». После того, как базовая учеба окончена, следует набраться практического опыта, пройти профильные курсы и можно сдавать квалификационный экзамен. К последнему допускаются только те люди, которые не менее трех лет проработали в аудиторской компании по данному направлению, например, на должности помощника проверяющего. Только после этого сведения о новом аудиторе заносят в единую базу, и он получает возможность работать по специальности.

Где и сколько учиться на аудитора?

В зависимости от уровня начального образования сроки обучения составляют от 3,5 до 5,5 лет. При поступлении в профильные ВУЗы важны результаты ЕГЭ по математике, русскому языку, обществознанию. Для зачисления в самые престижные университеты по профилю может понадобиться прохождение дополнительного экзамена – информатика, иностранный язык.

Зарплата и карьерный рост

Начинающим аудиторам до момента получения сертификата платят 25-30 тыс. рублей. Престижные компании данного профиля нередко приглашают в свои ряды стажеров, которые на начальном этапе вообще ничего не получают, зато имеют многообещающие перспективы. Средняя зарплата сертифицированного работника составляет 60-90 тыс. рублей.

Пределов оплаты труда в этой сфере практически не существует. Опытные сотрудники известных фирм получают от 200-300 тыс. рублей. Зарплата старшего аудитора или руководителя проверки способна исчисляться семизначными цифрами. Карьера проверяющего может развиваться не только по вертикали. Наличие знаний в сфере МСФО позволит устроиться на работу в международную организацию.

Соискателям перспективной и востребованной специальности перед началом профессионального пути стоит изучить не только описание направления, но и все его нюансы. Эта область способна стать основой яркой карьеры и финансовой независимости. При этом аудиторам нередко приходится сталкиваться со случаями мошенничества, угрозами, попытками подкупа. Сам рабочий процесс проверяющего состоит из обработки больших объемов информации, что не каждому оказывается под силу.

Тема 13. Оценка аудитором результатов аудиторской проверки

Действия аудитора в случае выявления им искажений бухгалтерской отчетности в ходе и по результатам аудиторской проверки определены российским стандартом «Действия аудитора при выявлении искажений бухгалтерской отчетности».

Искажением бухгалтерской отчетности признается неверное отражение и представление данных бухучета из-за нарушения установленных правил его организации и ведения. Искажения могут быть:

1) преднамеренные – результат преднамеренных действий (или бездействия) персонала. Оно совершается в корыстных целях, чтобы ввести в заблуждение пользователей бухгалтерской отчетности;

2) непреднамеренные – результат непреднамеренных действий (или бездействия) персонала. Оно может быть следствием арифметических или логических ошибок в учетных записях, ошибок в расчетах, недосмотра в полноте учета, неправильного отражения в учете фактов хозяйственной деятельности, наличия и состояния имущества.

Как преднамеренное, так и непреднамеренное искажение бух. отчетности может быть существенным (т.е. влияющим на достоверность его отчетности в настолько сильной степени, что квалифицированный пользователь этой отчетности может сделать ошибочные выводы или принять ошибочные решения) или несущественным.

В процессе аудита аудитору следует оценить риск появления искажений бух. отчетности и риск их необнаружения. Здесь нужно учитывать факторы, способствующие повышению риска появления искажений.

К факторам внутрихозяйственной деятельности экономического субъекта, способствующим появлению искажений, относятся:

1) наличие значительных финансовых вложений в кризисные отрасли экономики;

2) несоответствие величины оборотных средств быстрому росту объемов продаж (производства) или значительному снижению прибыли;

3) зависимость в определенный период от одного или небольшого числа заказчиков или поставщиков;

4) изменения в практике договорных отношений или в учетной политике, которые ведут к значительному изменению величины прибыли;

5) нетипичные сделки, особенно в период окончания года, которые существенно влияют на величину финансовых показателей;

6) наличие платежей за услуги, которые явно не соответствуют предоставленным услугам;

7) особенности организационно-управленческой структуры, ее недостатки;

8) особенности структуры капитала и распределения прибыли;

9) наличие отклонений от установленных правил в ведении бухучета и организации подготовки бух. отчетности.

К факторам, отражающим особенности состояния конкретной отрасли финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта и экономики страны в целом, способствующим появлению искажений, относятся:

а) состояние отрасли экономики и экономики страны в целом (кризис, депрессия, подъем);

б) отраслевые особенности несостоятельности (банкротства) субъекта в связи с кризисным состоянием отрасли;

в) особенности производственной деятельности субъекта, технологические особенности производства.

При проведении аудита (в том числе при планировании) аудитор должен учитывать возможное наличие искажений бух. отчетности субъекта. Исходя из этого аудитор разрабатывает аудиторские процедуры и оценивает риск искажений бух. отчетности.

При выявлении искажений аудитор должен оценить их влияние на достоверность проверяемой отчетности во всех существенных отношениях. При этом следует учитывать возможные виды нарушений у субъекта, ведущие к появлению искажений, такие как:

— отклонения от установленных законодательством правил ведения и организации бухучета и отчетности;

— отсутствие или несоблюдение в течение отчетного периода принятой учетной политики;

— нарушения гражданского, налогового и валютного законодательства и прочие нарушения.

В случае выявления искажений бух. отчетности аудитор должен корректировать выбранные им аудиторские процедуры в зависимости от:

1) вида нарушений, ведущих к появлению искажений;

2) степени существенности выявленных искажений;

3) риска появления искажений при дальнейшей проверке и риска необнаружения искажений.

Выявленные в процессе аудита факты искажений бух. отчетности аудитору следует подробно отразить в своей рабочей документации.

Во всех случаях обязательного аудита аудитор должен подготовить и предоставить проверяемому субъекту письменный отчет по результатам проведения аудита. Данные, содержащиеся в отчете, необходимы клиенту для того, чтобы иметь представление о тех недостатках в учетных записях, бухгалтерских регистрах и системе внутреннего контроля, которые могут привести к существенным ошибкам в бух. отчетности. Кроме того, в отчете содержатся конструктивные предложения по совершенствованию системы бухучета и внутреннего контроля субъекта.

При инициативном аудите аудитор также обязан подготовить отчет.

По итогам аудиторской проверки по согласованию с руководством экономического субъекта может быть подготовлен предварительный вариант письменного отчета аудитора. Этот вариант отчета может быть передан только тем лицам, которым представляется и окончательный вариант.

В предварительном варианте отчета аудитора могут содержаться требования по внесению исправлений в данные бухучета и по подготовке перечня уточнений к уже подготовленной бух. отчетности. Выполнение таких требований в случае, если они касаются исправлений существенного характера, является обязательным, чтобы аудитор впоследствии мог представить субъекту положительное аудиторское заключение.

Руководство субъекта может:

а) подготовить письменный ответ на предварительный вариант отчета аудитора, отражающий точку зрения проверяемой организации на замечания;

б) встретиться с аудиторами, пригласив со своей стороны лиц для обсуждения предварительного варианта документа.

Окончательный вариант письменного отчета аудитора должен быть подготовлен и представлен руководству предприятия не позднее, чем аудиторское заключение.

Изучив предварительный вариант отчета аудитора, руководство предприятия может принять решение внести исправления в бух. отчетность. Исправления должны быть следующими: оформлены бухгалтерские справки по внесению исправлений, сделаны бухгалтерские записи, сформированы новые регистры аналитического и синтетического учета и составлена бух отчетность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *