Обязательные реквизиты счета фактуры 2018

Счет-фактура на аванс: как его правильно составить и зарегистрировать

Данный материал — своеобразная памятка для бухгалтеров, которые оформляют связанные с НДС документы по предоплате. В статье приведены правила оформления «авансового» счета-фактуры, его регистрации в книге продаж и книге покупок, а также своевременного начисления и вычета НДС. Материал предназначен как для поставщиков, так и для покупателей.

Когда выставлять и регистрировать счет-фактуру на аванс

Какие действия должны совершить стороны сделки, если покупатель перечисляет поставщику предоплату? В главе 21 Налогового кодекса предусмотрен следующий алгоритм.

Перечисление аванса

Получив предоплату (аванс), поставщик в течение 5-ти календарных дней выставляет покупателю счет-фактуру на аванс с выделенной суммой НДС (п. 3 ст. 168 НК РФ). Поставщик регистрирует данный счет-фактуру в книге продаж, а покупатель — в книге покупок.

НДС, выделенный в «авансовом» счете-фактуре, поставщик обязан перечислить в бюджет, а покупатель вправе предъявить к вычету (п. 9 ст. 172 НК РФ).

Отгрузка товара в счет полученной ранее предоплаты

В момент отгрузки стороны сделки еще раз регистрируют «авансовый» счет-фактуру. На этот раз поставщик делает запись в книге покупок, а покупатель — в книге продаж.

НДС, выделенный в «авансовом» счете-фактуре, поставщик может принять к вычету (п. 6 ст. 172 НК РФ). Покупатель в свою очередь обязан восстановить принятый ранее вычет (подп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ) и заплатить налог в бюджет.

Когда «авансовый» счет-фактура не выставляется

Есть случаи, когда приведенный выше алгоритм не действует. Так, «авансовый» счет-фактура не оформляется, если отгрузка состоялась не позднее 5-ти календарных дней с момента получения предоплаты. Такое мнение высказал Минфин России в письме от 18.01.17 № 03-07-09/1695 (см. «Если отгрузка следует в течение пяти дней после получения предоплаты, то счет-фактуру на предоплату выставлять не нужно»).

Кроме того, без «авансового» счета-фактуры можно обойтись, если покупатель не является плательщиком НДС, либо освобожден от обязанностей по уплате данного налога. Об этом прямо сказано в подпункте 1 пункта 3 статьи 169 НК РФ. Специалисты Минфина подтвердили, что указанная норма распространяется на покупателей-«упрощенщиков» (письмо от 16.03.15 № 03-07-09/13808; см. «При получении авансовых платежей от организации, применяющей УСН, счета-фактуры можно не составлять»). От себя добавим, что под указанную норму подпадают также «вмененщики», предприниматели на ПСН, плательщики единого сельхозналога и те, кто получил освобождение по статье 145 НК РФ.

Наконец, «авансовый» счет-фактура не оформляется при экспорте товара, облагаемого по нулевой ставке. Дело в том, что согласно пункту 1 статьи 154 НК РФ предоплата за товар, который облагается по нулевой ставке, в налоговую базу не включается. Следовательно, и «авансовый» счет-фактура здесь не нужен (письмо Минфина России 10.01.18 № 03-07-08/142; «При экспорте товаров с нулевой ставкой НДС счет-фактура на предоплату не составляется»). Это же правило применяется в ситуации, когда предоплата сделана в рамках операций, полностью освобожденных от НДС по статье 149 НК РФ.

Реквизиты «авансового» счета-фактуры

Счет-фактура на предоплату оформляется так же, как и «обычный» счет-фактура (правила заполнения приведены в статье «Инструкция по заполнению счетов-фактур»). Но существуют некоторые особенности, которые нужно учитывать при заполнении отдельных полей «авансового» счета-фактуры (см. табл.1).

Таблица 1

Правила заполнения отдельных строк «авансового» счета-фактуры

Номер

Наименование

«Шапка» счета-фактуры

строка 1

СЧЕТ-ФАКТУРА №___ от_______________

«Авансовые» счета-фактуры нумеруются в общем хронологическом порядке вместе с обычными счетами-фактурами. Особый порядок нумерации для счетов-фактур на предоплату не предусмотрен (письмо Минфина России от 16.10.12 № 03-07-11/427).

строка 3

Грузоотправитель и его адрес

Всегда ставится прочерк (письмо Минфина России от 19.12.17 № 03-07-05/84934)

строка 4

Грузополучатель и его адрес

Всегда ставится прочерк (письмо Минфина России от 19.12.17 № 03-07-05/84934)

строка 5

К платежно-расчетному документу №___ от_______________

Ставится номер и дата платежно-расчетного документа или кассового чека на предоплату.

Допустимо указать только три последние цифры в номере платежного поручения (письмо Минфина России от 19.09.14 № 03-07-09/46986)

При безденежной форме расчетов строка 5 не заполняется

Таблица в счете-фактуре

графа 2

Единица измерения

код

Всегда ставится прочерк

графа 2а

Единица измерения

условное обозначение (национальное)

Всегда ставится прочерк

графа 3

Количество (объем)

Всегда ставится прочерк

графа 4

Цена (тариф) за единицу измерения

Всегда ставится прочерк

графа 5

Стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав без налога — всего

Всегда ставится прочерк

графа 6

В том числе сумма акциза

Всегда ставится прочерк

графа 7

Налоговая ставка

Указывается расчётная ставка: 10/110 или 18/118 (п. 4 ст. 164 НК РФ)

графа 9

Стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав с налогом — всего

Указывается вся сумма предоплаты с учетом НДС

графа 10

Страна происхождения товара

цифровой код

Всегда ставится прочерк

графа 10а

Страна происхождения товара

краткое наименование

Всегда ставится прочерк

графа 11

Номер таможенной декларации

Всегда ставится прочерк

Регистрация в книге покупок и книге продаж

При перечислении предоплаты записи в книге продаж у поставщика и в книге покупок у покупателя делаются в том периоде, когда выставлен «авансовый» счет-фактура.

При отгрузке товара в счет предоплаты запись в книге покупок у поставщика делается в периоде отгрузки. Запись в книге продаж у покупателя также делается в периоде отгрузки, а не в периоде перечисления аванса.

Счет-фактура на предоплату регистрируется в книге покупок и в книге продаж так же, как и «обычный» счет-фактура. Но существуют особенности, которые нужно учитывать при заполнении отдельных полей (см. табл.2 и табл. 3; примеры заполнения см. в статье «Как правильно заполнить книгу покупок и книгу продаж в случае предоплаты, а также при выставлении корректировочного счета-фактуры»).

Таблица 2

Правила заполнения отдельных полей книги покупок при регистрации «авансового» счета-фактуры

Номер

Наименование

Какие записи делает покупатель при перечислении аванса

графа 2

Код вида операции

Какие записи делает продавец при отгрузке товара и вычете начисленного ранее НДС

графа 2

Код вида операции

графа 9

Наименование продавца

данные из строки 2 «авансового» счета-фактуры

Таблица 3

Правила заполнения отдельных полей книги продаж при регистрации «авансового» счета-фактуры

Номер

Наименование

Какие записи делает продавец при получении аванса

графа 2

Код вида операции

Какие записи делает покупатель при отгрузке товара и восстановлении принятого ранее вычета

графа 2

Код вида операции

графа 7

Наименование покупателя

данные из строки 6 «авансового» счета-фактуры

графа 8

ИНН / КПП покупателя

данные из строки 6б «авансового» счета-фактуры

Что делать с «авансовым» счетом-фактурой при расторжении сделки

Случается, что покупатель и продавец расторгают договор, по которому ранее был перечислен аванс. Если продавец возвращает предоплату покупателю, то стороны сделки должны поступить следующим образом.

Продавцу нужно зарегистрировать «авансовый» счет-фактуру в книге покупок. В графе 7 «Номер и дата документа, подтверждающего уплату налога» поставщику следует указать реквизиты тех документов, которые подтверждают возврат авансового платежа. Тогда на основании пункта 4 статьи 172 НК РФ продавец вправе предъявить к вычету НДС, начисленный при получении предоплаты (см. «Минфин разъяснил тонкости заполнения книги покупок при возврате покупателю сумм предоплаты»).

Покупателю, напротив, необходимо восстановить принятый ранее вычет и заплатить НДС в бюджет. При этом он должен зарегистрировать «авансовый» счет-фактуру в книге продаж.

Иногда после расторжения сделки поставщик не возвращает деньги покупателю. Вместо этого стороны договариваются погасить задолженность каким-либо иным способом. В Налоговом кодексе нет общих указаний, может ли поставщик при подобных обстоятельствах принять вычет. По этой причине каждую ситуацию приходится рассматривать отдельно, исходя из разъяснений чиновников и судебной практики. Так, если аванс погашен путем зачета взаимных требований, то вычесть НДС нельзя (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 12.10.12 № А03-3477/2010). Если же аванс зачтен в счет оплаты по другому договору, то вычет допустим (см. «Организация может принять к вычету НДС с предоплаты, зачтенной в счет оказания услуг по другому договору с тем же заказчиком»).

Обратите внимание: ошибок при заполнении счетов-фактур проще избежать, если выставлять их в электронном виде. Напомним, что обмен юридически значимыми электронными документами (накладными, счетами-фактурами, договорами) производится с помощью специальных систем через операторов электронного документооборота (ЭДО). Это, в частности, сервис «Диадок» от компании СКБ Контур.

Организации и предприниматели, у которых есть электронная подпись для налоговой отчетности, могут прямо сейчас бесплатно отправить контрагентам неограниченное количество счетов-фактур, накладных и других документов через систему «Контур.Диадок» в рамках акции «Безлимит на 2 месяца».

Материал предоставлен порталом «Бухгалтерия Онлайн»

Одним из обязательных реквизитов в счете-фактуре является адрес (подп. 2 п. 5 статьи 169 НК РФ). Адрес у организации может быть юридический, то есть тот адрес, по которому организация зарегистрирована, фактический – по которому организация находится, и почтовый. Статьей 169 НК РФ не определено, какой адрес должна указывать организация в счете-фактуре. Однако в приложении 1 к Правилам ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 г. № 914, конкретизировано, какой именно адрес должна содержать соответствующая строка счета-фактуры.

Так, в строке 2а согласно Правилам должен быть указан адрес продавца в соответствии с учредительными документами.

В строке 3 в случае несовпадения продавца и грузоотправителя указывается почтовый адрес грузоотправителя. В случае совпадения в этой строке пишется «он же».

В строке 4 указывается почтовый адрес грузополучателя.

В строке 6а должен быть указан адрес покупателя в соответствии с учредительными документами. Причем при совпадении покупателя и грузополучателя в одном лице в Правилах нет ссылки на разрешение указывать фразу «он же» в строке 4.

По сути, постановлением вводятся дополнительные условия, не содержащиеся в НК РФ, а любой нормативно-правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим НК РФ в случае ограничения прав налогоплательщиков, что установлено в подпункте 2 пункта 1 статьи 6. Данные расхождения между НК РФ и Постановлением Правительства служат поводом для претензий налоговых органов к фирме и многочисленных судебных разбирательств.

Причем определенного рода ошибки при указании адреса судами не считаются значимыми, и они принимают сторону налогоплательщика, а какие-то ошибки становятся поводом для отказа в вычете НДС.

Указание фактического адреса покупателя, который не совпадает с юридическим.

В данном случае суды придерживаются позиции налогоплательщика, ссылаясь при этом на нормы НК РФ. Так, в Постановлении ФАС Уральского округа от 7 сентября 2005 г. по делу № Ф09-3894/05-С2 разъяснено, что статья 169 НК РФ не конкретизирует, какой именно адрес покупателя должен быть указан в счете-фактуре. Судами первой и апелляционной инстанций, исходя из имеющихся в деле доказательств, было установлено, что в представленных организацией счетах-фактурах указан адрес фактического местонахождения покупателя и ведения им хозяйственной деятельности, причем о наличии у налогоплательщика данного адреса налоговому органу было известно еще до проверки. Таким образом, несовпадение адреса покупателя, указанного в счете-фактуре, с юридическим адресом налогоплательщика не свидетельствует о недостоверности информации, указанной в представленных обществом документах.

Нужно признать, что положительная судебная практика по данному вопросу достаточно обширна (постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 1 апреля 2004 г. по делу № А19-15259/03-41-Ф02-981/04-С1, Московского округа от 3 ноября 2004 г. по делу № КА-А40/10060-04, Северо-Западного округа от 11 февраля 2005 г. по делу № А56-25379/04).

Но при рассмотрении вышеуказанных дел суды руководствовались тем принципом, что в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующий орган или должностное лицо. Поэтому если организацией были представлены доказательства того, что она находится по фактическому адресу (договор аренды помещения, свидетельство о регистрации недвижимого имущества) и указывает данный адрес в выдаваемых счетах-фактурах, то ссылка недостоверность данных в счетах-фактурах судом отклоняется.

В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 22 сентября 2005 г. по делу № А56-30792/04 рассматривался вопрос об отсутствии налогоплательщика по адресу, указанному в учредительных документах, но указанному в счетах-фактурах, предъявляемых к вычету. Тем не менее, судом было принято решение в пользу налогоплательщика. При этом приводились следующие аргументы:

«Довод жалобы налогового органа о том, что представленные Обществом счета-фактуры оформлены с нарушением пункта 5 статьи 169 НК РФ, в связи с чем не могут являться основанием для предъявления сумм налога к вычету, следует также признать необоснованным. Данный довод основан на том, что Общество фактически не находится по адресу, указанному в учредительных документах.

Вместе с тем Инспекция не учитывает, что в соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 5 статьи 169 НК РФ в счете-фактуре должны быть указаны наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя, а также наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя.

Таким образом, названная норма права не содержит конкретного требования о том, какой именно адрес покупателя и грузополучателя следует указывать продавцу при оформлении счета-фактуры, то есть адрес покупателя, указанный в учредительных документах, или его фактический адрес.

Согласно приложению № 1 к Правилам ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 г. № 914, в счете-фактуре в строке «Грузополучатель и его адрес» указывается почтовый адрес грузополучателя, а в строке «Адрес» – место нахождения покупателя в соответствии с учредительными документами.

Из материалов дела следует и налоговым органом не оспаривается, что в представленных Обществом счетах-фактурах указан адрес, соответствующий его адресу по месту государственной регистрации.

При таких обстоятельствах следует признать, что представленные налогоплательщиком счета-фактуры оформлены надлежащим образом и содержат все необходимые сведения, предусмотренные пунктом 5 статьи 169 НК РФ».

Таким образом, обобщая все вышеизложенное, можно констатировать факт, что указание фактического адреса вместо юридического не может быть причиной отказа в возмещении НДС.

Если же организация – продавец соблюдает Правила и указывает в счете-фактуре юридический адрес покупателя, но покупатель осуществляет свою деятельность по другому адресу, то налоговые органы также могут отказать в вычете.

ФАС Северо-Западного округа разбирал следующую ситуацию (постановление от 23 декабря 2004 г. № А56-23573/04).

В счете-фактуре указывался юридический адрес фирмы-покупателя, хотя фактически фирма не находилась по нему. Поэтому налоговые органы посчитали, что покупатель не вправе принять к вычету НДС по такому счету-фактуре, поскольку принять к вычету НДС при соблюдении всех прочих условий организация вправе, если верно оформлен счет-фактура. Правила, по которым его надо составлять, перечислены в пунктах 5 и 6 статьи 169 НК РФ, а также в постановлении Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. № 914. В соответствии с указанным постановлением в строке 4 «Грузополучатель и его адрес» нужно указать почтовый адрес. Если это условие нарушено, то счет-фактура содержит недостоверные данные и зачесть НДС по нему нельзя. Организация отстаивала правомерность своей позиции, указывая на то, что все обязательные реквизиты, которые должны быть в счете-фактуре, приведены в пункте 5 статьи 169 НК РФ. Этот перечень является исчерпывающим. Вследствие этого налоговики не вправе требовать того, чего в нем не содержится. В Налоговом кодексе упомянут адрес грузополучателя, но без уточнения, какой именно адрес – указанный в учредительных документах фирмы или тот, где находится организация.

Следовательно, когда в счетах-фактурах поставщиков указан юридический адрес покупателя, оговоренный в его учредительных документах, это не противоречит требованиям НК РФ. И если все иные условия для вычета НДС соблюдены, отказать в нем нельзя.

Суд поддержал позицию налогоплательщика, отметив в решении, что наличие в счетах-фактурах юридического адреса вместо фактического не является основанием для отказа в вычете, поскольку в таком случае требования пунктов 5 и 6 статьи 169 НК РФ не нарушены.

Здесь следует сделать отступление. Налогоплательщикам, ведущим деятельность не по адресу, указанному в учредительных документах, налоговые органы могут вменить штраф. Основания могут быть следующие: если организация поставлена на учет по одному адресу, а работает по другому, то, по мнению налоговых органов, фирма открыла обособленное подразделение в соответствии с пунктом 2 статьи 11 НК РФ. Регистрацию обособленного подразделения необходимо произвести в течение месяца согласно пункту 4 статьи 83 НК РФ. В случае пропуска указанного срока пунктом 1 статьи 116 НК РФ предусмотрен штраф в размере 5000 или 10 000 рублей в зависимости от того, насколько компания опоздала с регистрацией (на срок более месяца или 90 дней). Или руководитель организации может быть оштрафован за опоздание с предоставлением сведений или их непредставление либо за предоставление недостоверных сведений о фирме (пункт 3 статьи 14.25 Кодекса об административных правонарушениях РФ, п. 1 ст. 25 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ) на сумму 5000 рублей.

Отметим, что Минфин России придерживается такого же мнения (письмо от 5 августа 2005 г. № 03-02-07/1-212).

Кроме того, если посланные в организацию документы вернутся обратно в налоговую с пометкой «адрес не значится», то налоговые органы могут посчитать, что организация предоставила заведомо ложную информацию, и руководителя могут оштрафовать на 5000 рублей или дисквалифицировать на срок до трех лет (пункт 4 статьи 14.25 Кодекса об административных правонарушениях РФ). Поэтому нужно позаботиться во избежание нежелательных конфликтов о перерегистрации организации по фактическому местонахождению.

Указан неполный адрес

Как свидетельствует судебная практика, неполное указание адреса в счетах-фактурах не свидетельствует о его отсутствии (Постановление ФАС Московского округа от 1 сентября 2005 г. по делу № КА-А40/8403-05).

Указан в адресе неверный индекс или индекс не указан

Указание неверного индекса также носит характер ошибки и не делает адрес недостоверным. При внесении исправлений по таким счетам-фактурам можно предъявить к вычету НДС.

Такой вывод был сделан при рассмотрении дела № А56-34238/04 ФАС Северо-Западного округа сделал вывод (постановление от 21.09.2005 г): если первоначально организация предоставила счета-фактуры, оформленные с нарушением порядка, установленного положениями статьи 169 НК РФ, впоследствии до вынесения налоговым органом решения представила уже исправленные счета-фактуры, то положения пункта 2 статьи 169 НК РФ не исключают право налогоплательщика применить налоговый вычет и возместить налог на добавленную стоимость, устранив нарушения, допущенные поставщиками товаров (работ, услуг) при оформлении счетов-фактур.

При этом суд отклоняет довод налоговой инспекции о том, что право на применение вычетов у общества не возникает в том налоговом периоде, когда имелись первоначальные счета-фактуры, поскольку исправленные счета-фактуры были представлены в другой налоговый период. Данный довод подкреплен следующими аргументами:

Из положений статей 171 и 172 НК РФ следует, что основными условиями, определяющими право налогоплательщика на вычет сумм налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам, являются их производственное назначение, фактическое наличие, учет и оплата. Следовательно, налогоплательщик может воспользоваться правом на вычет налога на добавленную стоимость в том налоговом периоде, в котором выполняются указанные условия.

Таким образом, в случае исправления или переоформления счета-фактуры налогоплательщик вправе применить налоговые вычеты в том налоговом периоде, в котором имели место соответствующие хозяйственные операции (приобретение и принятие товара к учету, его оплата), а не в периоде исправления ошибки.

Полное отсутствие адреса

Арбитражные суды в случаях полного отсутствия или указания недостоверного адреса и ИНН также отказывают в применении вычета по НДС (см. Постановления ФАС Северо-Западного округа от 13 сентября 2005 г. по делу № А56-44863/04, ФАС Уральского округа от 19 августа 2003 г. по делу № Ф09-2522/03-АК, от 13 августа 2003 г. по делу № Ф09-2429/03-АК и ФАС Восточно-Сибирского округа от 7 августа 2003 г. по делу № А33-798/03-С3н-Ф02-2400/03-С1).

Однако следует учесть, что, если организация работает с поставщиком на регулярной основе и периодически покупает у него товары, то в случае не указания адреса организация может самостоятельно дописать от руки адрес. Тем более, в «обновленные» Правила введен пункт, позволяющий организациям заполнять счета-фактуры комбинированным способом, то есть с помощью компьютера и от руки одновременно. Хотя специалисты налоговых органов запрещают покупателям дополнять полученные счета-фактуры, мотивируя это тем, что требования статьи 169 НК РФ по составлению счетов-фактур предъявляются к продавцу, а не к покупателю. Поэтому рекомендуют обращаться к поставщику, чтобы он дописал адрес. На практике такая процедура может занять немалое количество времени, что приведет к потере «драгоценного» вычета, особенно, если суммы поставок значительные. Ничто не мешает попросить по телефону продавца дописать в его экземпляре недостающий реквизит на случай возникновения встречной проверки. Вы все равно не сможете проверить, исправил ли он свой экземпляр даже, если получите свою уже правильную счет-фактуру.

Обращаем внимание на то, что до введения пункта о заполнении смешанным способом в Правила, нигде не было запрета на принятие такие счетов-фактур и предъявлению по ним НДС к вычету. Тем не менее, налоговики оспаривают данное право налогоплательщиков. Но суды не соглашаются с их мнением (постановление ФАС Московского округа от 28 октября 2004 г. по делу № КА-А40/9948-04).

Указание недостоверного адреса

Поскольку в пункте 5 статьи 169 НК РФ приводится в качестве обязательного реквизита адрес, причем эти данные должны быть достоверными, иначе на основании пункта 2 статьи 169 НК РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного в пунктах 5 и 6 статьи 169 НК РФ, не могут служить основанием для принятия сумм НДС к вычету или возмещению.

Однако не исключена вероятность указания продавцом неверного адреса непреднамеренно, и он готов заменить счет-фактуру на правильный. Возникает вопрос, в каком налоговом периоде предъявлять к возмещению данный счет-фактуру: в тот момент, когда произошла поставка или тогда, когда исправленная счет-фактура поступила к покупателю?

Согласно пункту 2 статьи 169 НК РФ счет-фактура действителен, если в нем верны реквизиты, приведенные в пункте 5 этой статьи, в том числе адрес поставщика. Как сказано выше, только по правильному документу можно предъявить к вычету НДС. Если есть возможность переделать счет-фактуру оперативно, то есть до возможной камеральной проверки, или внести исправления в неверную счет-фактуру, заверив их надлежащим образом, то можно предъявлять НДС к вычету в том периоде, в котором товар поступил. Если такой возможности нет, и организация имеет исправленный счет-фактуру с датой более поздней, чем дата поставки, и желает получить вычет, то можно попытаться поспорить с налоговиками.

1 вариант: Добросовестный плательщик не отвечает за контрагента. Ответственность за выписку счета-фактуры несет продавец. Судами такая позиция поддерживается (постановления ФАС ВВО от 25 декабря 2003 г. № А39-2150/2003-136/9, ФАС МО от 25 декабря 2002 г. № КА-А41/8514-02).

2 вариант: Налоговый кодекс не запрещает исправлять счет-фактуру, а порядок внесения изменений прописан в пункте 29 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур. Если организация исполнила указанные требования, то претензий не должно возникать (ФАС УО постановлении от 14 января 2004 г. № Ф09-4774/03-АК). Однако принимались и другие решения, в которых указывалось, что вычесть НДС можно только в тот день, когда ошибка устранена (постановление ФАС ВСО от 19 декабря 2003 г. № А19-10818/03-41-Ф02-4588/03-С1). В письме от 21.09.2005 № 07-05-06/252 также отмечено, что счета-фактуры, составленные и выданные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ, не могут служить основанием для принятия к вычету НДС (пункт 2 статьи 169 НК РФ). При этом пункт 29 «Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость» разрешает вносить исправления в уже выданный документ. По мнению финансовых специалистов, счета-фактуры с внесенными поправками должны быть зарегистрированы в Книге покупок не ранее даты исправлений, указанной на счете-фактуре.

При получении продукции по железной дороге стоит обратить внимание на соответствие грузоотправителя, указанного в железнодорожной накладной и счете-фактуре. Если при этом обнаружилось, что адрес, указанный в такой накладной не соответствует предоставленному счету-фактуре, то не стоит предъявлять НДС к вычету.

Понятие грузоотправителя приводится в Уставе железнодорожного транспорта РФ (Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»). Согласно части 4 статьи 2 Устава под грузоотправителем (отправителем) понимается физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки выступает от своего имени или от имени владельца груза, багажа, грузобагажа и указано в перевозочном документе. Перевозочным документом в силу части 10 статьи 2 Устава является документ, подтверждающий заключение договора перевозки груза (транспортная железнодорожная накладная) или удостоверяющий заключение договора перевозки пассажира, багажа, грузобагажа (проездной документ (билет), багажная квитанция, грузобагажная квитанция).

Следовательно, сведения, указанные в графе «Грузоотправитель» предъявленного счета-фактуры должны соответствовать наименованию грузоотправителя в железнодорожной накладной. Поэтому различие наименования грузоотправителя, указанного в счете-фактуре и железнодорожной накладной, может рассматриваться как нарушение порядка составления счета-фактуры, установленного статьей 169 НК РФ. Данный вывод подтверждается и судебной практикой. В Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 22 февраля 2005 г. по делу № Ф03-А51/04-2/3770 отмечено, что поскольку в счете-фактуре и железнодорожных накладных данные о грузоотправителе не совпадают, налоговый орган сделал правильный вывод о нарушении налогоплательщиком требования пункта 5 статьи 169 НК РФ, выразившемся в указании в счете-фактуре недостоверных сведений о наименовании и адресе грузоотправителя.

Таким образом, несоответствие грузоотправителя, указанного в железнодорожной накладной, грузоотправителю, указанному в счете-фактуре, может являться основанием для отказа в возмещении НДС и привлечения предприятия к ответственности.

3 вариант: Незначительность погрешностей в счете-фактуре (постановление ФАС Московского округа от 18 сентября 2002 г. № КА-А41/6187-02).

При совпадении грузоотправителя и продавца указание в графе «Грузоотправитель и его адрес» «он же»

При заполнении данной графы следует иметь в виду, что в случае оказания услуг или выполнения работ, когда понятия «грузоотправитель» и «грузополучатель» неприменимы, строки о грузоотправителе и грузополучателе не заполняются, и в соответствующих графах ставятся прочерки (письмо МНС России от 21 мая 2001 г. № ВГ-6-03/404). Хотя прочерки допустимо тоже не ставить, как указывается в письме МНС России от 2 декабря 2003 г. № 03-1-08/3487/14-АТ605.

Если грузоотправителем и продавцом является одно и то же лицо, то в соответствующей строке счета-фактуры пишется «он же». В отношении же грузополучателя в Правилах такой формулировки не предусмотрено. Однако налогоплательщики указывают в данной строке «он же», что служит причиной судебных разбирательств. При решении данного вопроса суды встают на сторону налогоплательщика. Так, ФАС Северо-Западного округа считает, что, когда грузоотправителем и продавцом является одно и то же лицо с одним и тем же адресом, допустимо указание его наименования и адреса только в графе «Продавец и его адрес» и указание в графе «Грузоотправитель и его адрес» – «он же». Такое заполнение счета-фактуры не является нарушением (Постановление от 22 августа 2005 г. по делу № А56-38595/03).

Аналогичная точка зрения изложена ФАС Московского округа в Постановлении от 8 сентября 2005 г. по делу № КА-А40/5141-05. В нем, в частности, отмечено, что довод жалобы о несоответствии спорного счета-фактуры требованиям ст. 169 НК РФ и неправомерном применении налоговых вычетов по этому документу в связи с не указанием в нем адреса грузополучателя обоснованно отклонен судом, поскольку данные требования налогового органа не имеют правового основания. По спорному счету-фактуре заявителю оказывались услуги. Кроме того, закон не требует повторного указания сведений об одном и том же лице в счете-фактуре. Сведения о покупателе в спорном документе отражены.

При отгрузке продукции через структурные подразделения строка «Грузоотправитель и его адрес» заполняется в обязательном порядке, так как структурные подразделения организаций плательщиками НДС не являются, а, следовательно, счета-фактуры по отгруженным товарам (выполненным работам, оказанным услугам) могут выписываться покупателям этими подразделениями только от имени организации. Поэтому при заполнении счетов-фактур по товарам (работам, услугам), реализованным через структурные подразделения, в строке 2 «Продавец» и строке 2а «Адрес» указываются реквизиты организации-продавца, в строке 2б «ИНН/КПП продавца» – КПП соответствующего структурного подразделения, в строке 3 «Грузоотправитель и его адрес» – наименование и почтовый адрес структурного подразделения, если грузоотправителем является непосредственно структурное подразделение.

При совпадении грузополучателя и покупателя указание в графе «Грузополучатель и его адрес» «он же»

Отсутствие адреса грузополучателя не является нарушением порядка оформления счетов-фактур, поскольку покупатель и грузополучатель являются одним лицом и их адрес совпадает, а данные о покупателе указаны в соответствующей строке счета-фактуры (см. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 23 сентября 2005 г. по делу № А56-45292/2004).

Положения статьи 169 НК РФ требуют не заполнения отдельных граф счетов-фактур, а указания в них конкретных сведений. Поскольку спорные документы содержат сведения о наименовании и местонахождении продавца и покупателя товара, повторного заполнения граф документа о местонахождении грузоотправителя и грузополучателя не требуется. Такой вывод следует из Постановления ФАС Московского округа от 29 июля 2004 г. по делу № КА-А40/6477-04.

< Предыдущая

ИА ГАРАНТ

C 01.10.2017 изменились правила заполнения счетов-фактур. Насколько обоснованы требования некоторых контрагентов при выставлении им счетов-фактур указывать следующие вещи:

1. Название Продавца и Покупателя в счете-фактуре должно полностью соответствовать ЕГРЮЛ, а значит, оба названия должны быть написаны обязательно крупными буквами, как в ЕГРЮЛ;

2. Название Продавца и Покупателя в счете-фактуре должны быть написаны полностью, как в ЕГРЮЛ, то есть не ООО «ХХХ», а Общество с ограниченной ответственностью «ХХХ»;

3. Как должна заполняться строка (8) «Идентификатор государственного контракта, договора (соглашения)» в случае, если с клиентом заключен Госконтракт и в случае, если договор — коммерческий?

Некоторые контрагенты требует заполнения этой строки в виде «Идентификатор государственного контракта, договора (соглашения)(при наличии): …», а далее либо пусто при коммерческом договоре, либо реквизиты Госконтракта. Насколько обязательно указание фразы «(при наличии)»?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Заполнение с 01.10.2017 реквизита «Адрес» счета-фактуры с применением общепринятых сокращений адресообразующих элементов, равно как написание адреса шрифтом, формат которого (включая регистр) отличается от использованного в ЕГРЮЛ, считаем допустимым.

Наименование налогоплательщика и покупателя в счете-фактуре указывается в соответствии с учредительными документами. При этом используемый при написании наименования регистр букв (заглавные или строчные), отличный от указанного в ЕГРЮЛ, также не считаем нарушением порядка заполнения соответствующих строк. То же самое можем сказать об использовании аббревиатур организационно-правовой формы покупателя и продавца при написании наименований организаций.

Рисков у налогоплательщика-покупателя, связанных с применением вычетов НДС по заполненным таким образом счетам-фактурам, мы не видим.

Счет-фактура должен иметь строку 8 ,в том числе и фразу «при наличии».

Информацию об идентификаторе госконтракта для корректного заполнения счета-фактуры продавец (исполнитель) может уточнить у покупателя (заказчика).

При реализации товаров (работ, услуг) в рамках обычных коммерческих сделок строка 8 счета-фактуры может оставаться не заполненной.

Обоснование позиции:

Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ (п. 1 ст. 169, п. 1 ст. 172 НК РФ).

Если счета-фактуры не соответствуют требованиям, перечисленным в п.п. 5, 5.1 и 6 ст. 169 НК РФ, а корректировочные счета-фактуры — требованиям, перечисленным в п. 5.2 и 6 ст. 169 НК РФ, то по таким счетам-фактурам вычет по НДС не предоставляется (абзац 3 п. 2 ст. 169 НК РФ).

Однако ошибки в счетах-фактурах и корректировочных счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога (абзац 2 п. 2 ст. 169 НК РФ).

В состав обязательных реквизитов счета-фактуры (корректировочного счета-фактуры) с 1 июля 2017 года (после вступления в силу Федерального закона от 03.04.2017 N 56-ФЗ), в частности, входят:

Заметим, что положения ст. 169 НК РФ, равно как и иные положения НК РФ, не расшифровывают такие понятия как «наименование» и «адрес» налогоплательщика и покупателя, а также «идентификатор государственного контракта», и не устанавливают порядок их написания в счетах-фактурах.

Пунктом 8 ст. 169 НК РФ установлено, что форма счета-фактуры и порядок его заполнения, формы и порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж устанавливаются Правительством РФ.

Во исполнение данной нормы принято и действует постановление Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по НДС» (далее — Постановление N 1137). В Постановление N 1137 внесен ряд изменений постановлением Правительства РФ от 19.08.2017 N 981, вступившим в силу с 01.10.2017, а также постановлением Правительства РФ от 25.05.2017 N 625, вступившим в силу 01.07.2017.

  • для юридических лиц — адрес, указанный в Едином государственном реестре юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ), в пределах места нахождения юридического лица;

  • для индивидуальных предпринимателей — место жительства, указанное в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее — ЕГРИП).

На основании пп. «н» п. 1 Правил с 01.07.2017 в строке 8 счета-фактуры необходимо указывать идентификатор государственного контракта на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), договора (соглашения) о предоставлении из федерального бюджета юридическому лицу субсидий, бюджетных инвестиций, взносов в уставный капитал (при наличии).

При этом общий порядок написания в счетах-фактурах наименований налогоплательщика и покупателя (строки 2 и 6 счета-фактуры) ни с 01.10.2017, ни с 01.07.2017 не претерпел изменений. Согласно пп.пп. «в», «и» п. 1 Правил в этих строках для юридических лиц указывается полное или сокращенное наименование в соответствии с учредительными документами (как и ранее). Отсылки к ЕГРЮЛ указанные положения не содержат.

Далее рассмотрим подробно порядок заполнения упомянутых нами реквизитов счетов-фактур.

Наименование налогоплательщика и покупателя

Из положений пп.пп. «в», «и» п. 1 Правил следует, что в строках 2 и 6 счета-фактуры указывается полное или сокращенное наименование юридического лица. Данные положения не устанавливают приоритета применения полного или сокращенного наименования. То есть в счетах-фактурах можно указывать либо полное, либо сокращенное наименование.

Поскольку понятие «наименование» юридического лица ни нормы НК РФ, ни Постановления N 1137 не раскрывают, то на основании п. 1 ст. 11 НК РФ обратимся к другим нормативным актам, расшифровывающим данное понятие.
В п. 1 ст. 54 ГК РФ говорится, что юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Каждая организация должна иметь полное наименование и вправе иметь сокращенное наименование.

Кроме того, юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование (п. 4 ст. 54 ГК РФ). Юридическое лицо также вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке (п. 3 ст. 1473 ГК РФ).

По общему правилу полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, фирменное наименование для коммерческих организаций на русском языке указывается в учредительных документах и ЕГРЮЛ (п. 5 ст. 54 ГК РФ, пп. «а» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Требования к фирменному наименованию акционерного общества закреплены в ст. 4 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон N 208-ФЗ). Согласно данной норме полное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное наименование общества и указание на его организационно-правовую форму — акционерное общество, а полное фирменное наименование публичного общества на русском языке — также указание на то, что общество является публичным. Сокращенное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное или сокращенное наименование общества и слова «акционерное общество» либо аббревиатуру «АО», а сокращенное фирменное наименование публичного общества на русском языке — полное или сокращенное наименование публичного общества и слова «публичное акционерное общество» либо аббревиатуру «ПАО».

Фирменное наименование общества на русском языке и на языках народов РФ может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или в транскрипциях языков народов РФ, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму общества.

Схожие положения о фирменных наименованиях ООО содержит ст. 4 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон N 14-ФЗ).

Полное и сокращенное (при наличии) фирменные наименования обществ с указанием организационно-правовой формы должны содержаться в учредительных документах обществ (абзац 2 п. 3 ст. 11 Закон N 208-ФЗ, абзац 2 п. 2 ст. 12 Закона N 14-ФЗ).

Как видим аббревиатуры ООО, АО, ПАО могут содержать только сокращенные фирменные наименования обществ. При этом такие наименования организации вправе иметь, но не обязаны.

Поэтому если дословно следовать положениям пп.пп. «в», «и» п. 1 Правил, то в случае отсутствия у юридического лица сокращенного фирменного наименования в строках 2 и 6 счета-фактуры в наименовании такой организации ее организационно-правовая форма должна указываться, например, как «Общество с ограниченной ответственностью». Если же организация имеет сокращенное фирменное наименование, то допустимо в наименовании указывать соответствующую аббревиатуру.

В то же время нормы пп. 2 п. 5, пп. 2 п. 5.1, пп. 3 п. 5.2 ст. 169 НК РФ требуют лишь указания наименования продавца и покупателя и не указывают на то, какое наименование организации (полное или сокращенное, полное фирменное или сокращенное фирменное, с аббревиатурой или нет) должно быть проставлено в счете-фактуре. При этом невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных п.п. 5, 5.1, 5.2 и 6 ст. 169 НК РФ, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом (абзац 3 п. 2 ст. 169 НК РФ). К тому же акты исполнительных органов власти, в том числе Правительства РФ, не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах, то есть нормы НК РФ в целом и главы 21 НК РФ в частности, что прямо установлено п. 1 ст. 4 НК РФ.

В связи с этим приведем разъяснения финансового и налогового ведомств относительно нарушения налогоплательщиками порядка заполнения строки 2 в счетах-фактурах, оформленных в соответствии с требованиями ранее действовавшего постановления Правительства РФ от 02.12.2000 N 914. В тот период в строке 2 счета-фактуры согласно положениям поименованного Постановления необходимо было указывать полное и сокращенное наименование продавца в соответствии с учредительными документами.

Уполномоченные органы пояснили, что нормами ст. 169 НК РФ порядок указания в счетах-фактурах полного или сокращенного наименования налогоплательщика не регламентирован, поэтому указание в строке 2 счетов-фактур полного или сокращенного наименования продавца в соответствии с учредительными документами не является причиной для отказа в вычете сумм НДС, указанных в таких счетах-фактурах (письма Минфина России от 07.07.2009 N 03-07-09/32, УФНС России по г. Москве от 25.11.2009 N 16-15/123937).

Заметим, что нам не встретилось арбитражной практики, где бы рассматривался спор о правомерности принятия к вычету НДС, на основании счетов-фактур, в которых указана аббревиатура организационно-правовой формы покупателя или продавца, что может свидетельствовать об отсутствии претензий со стороны проверяющих по данному вопросу.

Указание в счете-фактуре аббревиатуры организационно-правовой формы в наименовании продавца и (или) покупателя вместо полного ее написания, на наш взгляд, не может служить препятствием для идентификации продавца и (или) покупателя. Поэтому такая ошибка (если ее такой признавать) не является основанием для отказа в принятии к вычету сумм НДС (абзац 2 п. 2 ст. 169 НК РФ).

Как указано в письме Минфина России от 02.05.2012 N 03-07-11/130, если в счете-фактуре имеются опечатки в наименовании покупателя (заглавные буквы заменены строчными и наоборот, проставлены лишние символы (тире, запятые) и др.), но такой счет-фактура не препятствует налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать вышеуказанные показатели, то такой счет-фактура не является основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога. Смотрите также письма Минфина России от 27.04.2010 N 03-07-09/28, УФНС России по г. Москве от 08.06.2011 N 16-15/55909. Поэтому используемый при написании наименований регистр букв (заглавные или строчные), отличный от указанного в ЕГРЮЛ, также не считаем нарушением порядка заполнения соответствующих строк счета-фактуры.

Адрес в счете-фактуре

Из буквального толкования положений пп.пп. «г», «к» п. 1 Правил логично предположить, что информация об адресе продавца и покупателя указывается в счете-фактуре в строгом соответствии с данными, отраженными в ЕГРЮЛ. Какие-либо допущения или особенности заполнения этого реквизита (включая структуру и порядок отражения элементов адреса) Правилами не установлены.

При этом НК РФ не регламентирует ни порядок присвоения (или указания) адреса, ни порядок внесения записей в ЕГРЮЛ (ЕГРИП), как и не раскрывают содержание понятия «адрес» (смотрите также письмо Минфина России от 28.01.2015 N 03-07-09/2992).

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон N 443-ФЗ) под адресом понимается описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в РФ и включающее в себя в том числе наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), элемента улично-дорожной сети, а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать.

Согласно п. 2 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных во исполнение п. 4 ч. 1 ст. 5 Закона N 443-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 19.11.2014 N 1221 (далее — Правила N 1221) к адресообразующим элементам относятся страна, субъект РФ, муниципальное образование, населенный пункт, элемент улично-дорожной сети, элемент планировочной структуры и идентификационный элемент (элементы) объекта адресации.

Во исполнение п. 52 Правил N 1221 приказом Минфина России от 05.11.2015 N 171н утверждены Правила сокращенного наименования адресообразующих элементов (далее — Правила сокращения). Пункт 3 этого документа предусматривает, что при написании наименований адресообразующих элементов на русском языке используются сокращенные наименования республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов, муниципальных образований, населенных пунктов, элементов планировочной структуры, элементов улично-дорожной сети, идентификационных элементов объекта адресации, приведенные в Приложении к указанному документу. При этом не сокращаются наименования адресообразующих элементов только в том случае, когда расшифровка такого сокращения приводит к различному пониманию его наименования (п. 5 Правил сокращения, смотрите также п. 4.8 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 7.0.12-2011 «СИБИД. Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на русском языке. Общие требования и правила»).

Учитывая изложенное, считаем допустимым заполнение с 01.10.2017 строк 2а и 6а счета-фактуры с применением общепринятых сокращений адресообразующих элементов согласно Приложению к Правилам сокращения (например: город — «г.», улица — «ул.»).

В качестве дополнительного аргумента к сказанному можем привести письмо Минфина России от 11.10.2017 N 03-07-09/66329, где на вопрос налогоплательщика о необходимости с 01.10.2017 в счетах-фактурах на реализацию товаров, работ или услуг указывать адрес продавца заглавными буквами и с учетом сокращений, примененных к составляющим адреса организации в ЕГРЮЛ, специалисты финансового ведомства ответили, что указание в счете-фактуре сокращенного адреса продавца, указанного в ЕГРЮЛ частично заглавными буквами, а частично прописными буквами, не является основанием для признания счета-фактуры, составленным с нарушением установленного порядка.

В письме Минфина России от 09.11.2009 N 03-07-09/57 также высказывалось мнение, что счета-фактуры, в которых адреса продавца и покупателя указываются с сокращенными словами, но при полном указании составляющих адреса (почтового индекса, названия города, улицы и т.д.), не являются составленными с нарушением установленного порядка. На наш взгляд, с 01.10.2017 приведенные разъяснения не утратили актуальности.

В связи с этим даже в случае признания изложенного выше порядка заполнения реквизита «Адрес» счета-фактуры (т.е. без буквального следования формату написания адреса, применяемому в ЕГРЮЛ) ошибочным, рисков у налогоплательщика-покупателя, связанных в применением вычетов НДС по соответствующим счетам-фактурам, мы не видим. Очевидно, что данные ошибки (если считать ошибкой применение общепринятых сокращений адресообразующих элементов и использование строчных букв) не препятствуют идентификации продавца и покупателя, и тем более наименование товаров (работ, услуг, имущественных прав), их стоимости, ставки и суммы НДС, предъявленной покупателю.

Идентификатор государственного контракта

Сразу отметим, что, по мнению финансового ведомства, налогоплательщик не имеет права исключать строки и графы из утвержденной формы счета-фактуры, корректировочного счета-фактуры (п. 9 Правил, письмо Минфина России от 08.09.2017 N 03-07-09/57881).

Поскольку сам термин «идентификатор государственного контракта, договора (соглашения)», как и государственный контракт, НК РФ не определен, то на основании п. 1 ст. 11 НК РФ обратимся к иным нормативно-правовым актам.
Государственный контракт — это договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт) государственным заказчиком для обеспечения государственных нужд (п. 8 ст. 3 Закона N 44-ФЗ).

Идентификатор госконтракта используется при казначейском сопровождении, которое предусмотрено Федеральным законом от 19.12.2016 N 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» и Федеральным законом от 14.12.2015 N 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год» (письмо Минфина России от 08.09.2017 N 03-07-09/57867).

«Правила казначейского сопровождения…» утверждены постановлением Правительства РФ от 30.12.2016 N 1552 (далее — Правила). Согласно пп. «д» п. 7 Правил идентификатор госконтракта подлежит указанию в договорах и расчетных документах, а также документах, подтверждающих возникновение денежных обязательств. Порядок формирования Идентификатора госконтракта устанавливается Федеральным казначейством. На 2017 год этот порядок установлен приказом Федерального казначейства от 20.03.2017 N 9н (на 2016 год — приказом Федерального казначейства от 16.02.2016 N 4н) (далее — соответственно Приказ N 9н и Приказ N 4н).

Идентификатор госконтракта формируется заказчиком после формирования реестровой записи в реестре контрактов, заключенных заказчиками (п. 3 Приказа N 9н, п. 3 Приказа N 4н). Идентификатор госконтракта представляет собой двадцатизначный цифровой код и указывается в документах, подтверждающих возникновение денежных обязательств, через символ «/» перед номером документа (п.п. 6, 7 Приказа N 9н, п.п. 5, 7 Приказа N 4н). К документам, подтверждающим возникновение денежных обязательств, относится в том числе договор (контракт) (Приложения 4.1 к Порядку, утв. приказом Минфина России от 30.12.2015 N 221н).

Структура Идентификатора госконтракта установлена п. 7 Приказа N 9н и п. 7 Приказа N 4н.

При необходимости информацию об идентификаторе госконтракта для корректного заполнения счета-фактуры продавец (исполнитель) может уточнить у покупателя (заказчика).

Если товары (работы, услуги) реализуются в рамках обычных коммерческих сделок, то строка 8 счета-фактуры может оставаться не заполненной. Непроставление прочерка в строке 8 счета-фактуры и строке 5 корректировочного счета-фактуры в связи с отсутствием государственного контракта, договора (соглашения) не может являться основанием для отказа в принятии к вычету сумм НДС (письмо Минфина России от 08.09.2017 N 03-07-09/57870).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Вахромова Наталья

Ответ прошел контроль качества

Статья 169. Счет-фактура

1. Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой.

Счет-фактура может быть составлен и выставлен на бумажном носителе и (или) в электронной форме. Счета-фактуры составляются в электронной форме по взаимному согласию сторон сделки и при наличии у указанных сторон совместимых технических средств и возможностей для приема и обработки этих счетов-фактур в соответствии с установленными форматами и порядком.

Корректировочный счет-фактура, выставленный продавцом покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав при изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав в сторону уменьшения, в том числе в случае уменьшения цены (тарифа) и (или) уменьшения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, является документом, служащим основанием для принятия продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой.

Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем, исполняющим обязанности налогового агента в соответствии с пунктом 8 статьи 161 настоящего Кодекса, исчисленных сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой.

Корректировочный счет-фактура, составленный при изменении стоимости отгруженных товаров, указанных в абзаце первом пункта 8 статьи 161 настоящего Кодекса, в том числе в случае изменения цены и (или) изменения количества (объема) отгруженных товаров, является документом, служащим основанием для принятия покупателем, исполняющим обязанности налогового агента в соответствии с пунктом 8 статьи 161 настоящего Кодекса, сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой.

2. Счета-фактуры являются основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету при выполнении требований, установленных пунктами 5, 5.1 и 6 настоящей статьи. Корректировочный счет-фактура, выставленный продавцом покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав при изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав в сторону уменьшения, в том числе в случае уменьшения цены (тарифа) и (или) уменьшения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, является основанием для принятия продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав сумм налога к вычету при выполнении требований, установленных пунктами 5.2 и 6 настоящей статьи.

Ошибки в счетах-фактурах и корректировочных счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога.

Невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных пунктами 5 и 6 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом. Невыполнение не предусмотренных пунктами 5.2 и 6 настоящей статьи требований к корректировочному счету-фактуре, выставленному продавцом покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав при изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав в сторону уменьшения, в том числе в случае уменьшения цены (тарифа) и (или) уменьшения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, не может являться основанием для отказа в принятии к вычету продавцом суммы налога.

Положения настоящего пункта применяются также к счетам-фактурам, корректировочным счетам-фактурам, выставляемым налогоплательщиком покупателю, исполняющему обязанности налогового агента в соответствии с пунктом 8 статьи 161 настоящего Кодекса.

3. Налогоплательщик (в том числе являющийся налоговым агентом) обязан составить счет-фактуру, вести книги покупок и книги продаж:

1) при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с настоящей главой (за исключением операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со статьей 149 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено подпунктом 1.1 настоящего пункта). При совершении операций по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав лицам, не являющимся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, и налогоплательщикам, освобожденным от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, по письменному согласию сторон сделки счета-фактуры не составляются;

1.1) при совершении операций по реализации товаров, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со статьей 149 настоящего Кодекса, вывезенных за пределы территории Российской Федерации на территорию государства — члена Евразийского экономического союза;

2) в иных случаях, определенных в установленном порядке.

3.1. Налогоплательщики, в том числе освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, лица, не являющиеся налогоплательщиками, в случае выставления и (или) получения ими счетов-фактур при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров комиссии, агентских договоров, предусматривающих реализацию и (или) приобретение товаров (работ, услуг), имущественных прав от имени комиссионера (агента), или на основе договоров транспортной экспедиции, а также при выполнении функций застройщика обязаны вести журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур в отношении указанной деятельности.

Для налогоплательщиков, осуществляющих предпринимательскую деятельность на основе договоров транспортной экспедиции, положения абзаца первого настоящего пункта применяются в случае определения ими налоговой базы как суммы дохода, полученной в виде вознаграждения при исполнении данных договоров.

Для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на основе договоров транспортной экспедиции, не являющихся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость либо являющихся налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, положения абзаца первого настоящего пункта применяются в случае, если при определении ими налоговой базы в порядке, установленном главами 23, 25, 26.1 и 26.2 настоящего Кодекса, в составе доходов учитываются доходы в виде вознаграждения при исполнении данных договоров.

В журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур не подлежат регистрации счета-фактуры, выставленные на сумму дохода в виде вознаграждения при исполнении указанных в настоящем пункте договоров.

Положения настоящего пункта не распространяются на налоговых агентов, указанных в пунктах 4, 5 и 5.1 статьи 161 настоящего Кодекса.

3.2. Иностранные организации, подлежащие постановке на учет в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса, счета-фактуры не составляют, книги покупок, книги продаж, журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур в части оказания услуг, указанных в пункте 1 статьи 174.2 настоящего Кодекса, не ведут.

4. Утратил силу с 1 января 2014 года. — Федеральный закон от 28.12.2013 N 420-ФЗ.

5. В счете-фактуре, выставляемом при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, должны быть указаны:

1) порядковый номер и дата составления счета-фактуры;

2) наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика (налогового агента) и покупателя;

3) наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя;

4) номер платежно-расчетного документа в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг);

5) наименование поставляемых (отгруженных) товаров (описание выполненных работ, оказанных услуг) и единица измерения (при возможности ее указания);

6) количество (объем) поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (работ, услуг), исходя из принятых по нему единиц измерения (при возможности их указания);

6.1) наименование валюты;

6.2) идентификатор государственного контракта, договора (соглашения) (при наличии);

7) цена (тариф) за единицу измерения (при возможности ее указания) по договору (контракту) без учета налога, а в случае применения государственных регулируемых цен (тарифов), включающих в себя налог, с учетом суммы налога;

8) стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав за все количество поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав без налога;

9) сумма акциза по подакцизным товарам;

10) налоговая ставка;

11) сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, определяемая исходя из применяемых налоговых ставок;

12) стоимость всего количества поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав с учетом суммы налога;

13) исключен. — Федеральный закон от 29.12.2000 N 166-ФЗ;

13) страна происхождения товара;

14) номер таможенной декларации;

15) код вида товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза. Сведения, предусмотренные настоящим подпунктом, указываются в отношении товаров, вывезенных за пределы территории Российской Федерации на территорию государства — члена Евразийского экономического союза.

Сведения, предусмотренные подпунктами 13 и 14 настоящего пункта, указываются в отношении товаров, страной происхождения которых не является Российская Федерация. Налогоплательщик, реализующий указанные товары, несет ответственность только за соответствие указанных сведений в предъявляемых им счетах-фактурах сведениям, содержащимся в полученных им счетах-фактурах и товаросопроводительных документах.

5.1. В счете-фактуре, выставляемом при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, должны быть указаны:

1) порядковый номер и дата составления счета-фактуры;

2) наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика (налогового агента) и покупателя;

3) номер платежно-расчетного документа;

4) наименование поставляемых товаров (описание работ, услуг), имущественных прав;

4.1) наименование валюты;

4.2) идентификатор государственного контракта, договора (соглашения) (при наличии);

5) сумма оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав;

6) налоговая ставка;

7) сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, определяемая исходя из применяемых налоговых ставок.

5.2. В корректировочном счете-фактуре, выставляемом при изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе в случае изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества (объема) поставленных (отгруженных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав, должны быть указаны:

1) наименование «корректировочный счет-фактура», порядковый номер и дата составления корректировочного счета-фактуры;

2) порядковый номер и дата составления счета-фактуры (счетов-фактур), по которому (которым) осуществляется изменение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе в случае изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества (объема) поставленных (отгруженных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав;

3) наименования, адреса и идентификационные номера налогоплательщика (налогового агента) и покупателя;

4) наименование товаров (описание выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав и единица измерения (при возможности ее указания), по которым осуществляются изменение цены (тарифа) и (или) уточнение количества (объема);

5) количество (объем) товаров (работ, услуг) по счету-фактуре (счетам-фактурам) исходя из принятых по нему единиц измерения (при возможности их указания) до и после уточнения количества (объема) поставленных (отгруженных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав;

6) наименование валюты;

6.1) идентификатор государственного контракта, договора (соглашения) (при наличии);

7) цена (тариф) за единицу измерения (при возможности ее указания) без учета налога, а в случае применения государственных регулируемых цен (тарифов), включающих в себя налог, с учетом суммы налога до и после изменения цены (тарифа);

8) стоимость всего количества товаров (работ, услуг), имущественных прав по счету-фактуре (счетам-фактурам) без налога до и после внесенных изменений;

9) сумма акциза по подакцизным товарам;

10) налоговая ставка;

11) сумма налога, определяемая исходя из применяемых налоговых ставок до и после изменения стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе в случае изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества (объема) поставленных (отгруженных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав;

12) стоимость всего количества товаров (работ, услуг), имущественных прав по счету-фактуре (счетам-фактурам) с учетом суммы налога до и после изменения стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе в случае изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества (объема) поставленных (отгруженных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав;

13) разница между показателями счета-фактуры (счетов-фактур), по которому (которым) осуществляется изменение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе в случае изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества (объема) поставленных (отгруженных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, и показателями, исчисленными после изменения стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе в случае изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества (объема) поставленных (отгруженных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав.

Налогоплательщик вправе составить единый корректировочный счет-фактуру на изменение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, указанных в двух и более счетах-фактурах, составленных этим налогоплательщиком ранее.

6. Счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации. При выставлении счета-фактуры индивидуальным предпринимателем счет-фактура подписывается индивидуальным предпринимателем либо иным лицом, уполномоченным доверенностью от имени индивидуального предпринимателя, с указанием реквизитов свидетельства о государственной регистрации этого индивидуального предпринимателя.

Счет-фактура, составленный в электронной форме, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя организации либо иных лиц, уполномоченных на это приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации, индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. В случае, если по условиям сделки обязательство выражено в иностранной валюте, то суммы, указываемые в счете-фактуре, могут быть выражены в иностранной валюте.

8. Форма счета-фактуры и порядок его заполнения, формы и порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж устанавливаются Правительством Российской Федерации.

9. Порядок выставления и получения счетов-фактур в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи устанавливается Министерством финансов Российской Федерации.

Форматы счета-фактуры, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *