Обжалование акта налоговой проверки

Как оспорить решение по выездной налоговой проверке

Как показывает практика, споры с налоговиками по результатам выездных налоговых проверок зачастую разрешаются и вышестоящим налоговым органом, и судом, в пользу налогоплательщика. Для этого организации, в которой проводится выездная проверка, нужно хорошо ориентироваться в положениях Налогового кодекса, касающихся такого вида проверок, четко знать свои права и обязанности на время проведения проверки, вовремя и в установленном порядке обжаловать решение по проверке. Настоящая статья содержит советы практикующего юриста, как «пройти» проверку с честью и минимальными для организации потерями.
Порядок проведения выездной налоговой проверки и вынесения решения по ее результатам регулируется статьями 89 — 101 Налогового кодекса РФ. Такая проверка проводится на территории налогоплательщика по решению руководителя (или заместителя) налоговой инспекции. Если у организации нет помещений для осуществления проверки – она может быть проведена по месту нахождения налогового органа. Проводится проверка по одному или нескольким налогам. В рамках проверки налоговый инспектор проверяет правильность исчисления и своевременность уплаты налогоплательщиком налогов. Проверен может быть период не более трех предыдущих лет до года, в котором было вынесено решение по проверке.
Как правило, проверка проводится в помещениях налогоплательщика одним инспектором. Служащий налогового органа приходит к вам каждый день в рабочее время, требует документы и просматривает их, при необходимости просит сделать копии, делает осмотры помещений (производственных, офисных помещений, складов и т.д.), может провести инвентаризацию имущества налогоплательщика. Присутствие налогового инспектора на территории предприятия зачастую очень нервирует работников налогоплательщика, особенно бухгалтерию, поскольку бухгалтерам параллельно с выполнением своих непосредственных трудовых обязанностей приходится бегать искать документы, делать их копии, давать пояснения инспектору. Однако нужно помнить, что присутствие инспектора на фирме не вечно – в соответствиями со ст. 89 НК РФ проверка может продолжаться 2 месяца, по решению вышестоящего налогового органа указанный срок может быть продлен до 4-х, максимум 6 месяцев. Эти сроки исчисляются со дня вынесения решения о проведении проверки до дня составления справки о проведенных мероприятиях.
В отношении одного налогоплательщика налоговый орган не вправе производить более двух выездных проверок за год; кроме того, он не вправе проводить две и более проверки за один и тот же период и по одним и тем же налогам. Таким образом, если проверка юридического лица в текущем году уже проводилась и проверялась правильность уплаты, к примеру, налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, в случае последующей проверки налоговый орган он уже не вправе будет проверить правильность уплаты единого налога по УСН за тот же период, что был проверен в ходе предыдущей проверки.
По окончании проверки представителю организации вручается справка о проведенной проверке, где должно быть зафиксировано, что проверялось и за какой период, а также сроки проведения проверки. В течение двух месяцев после составления справки налоговый орган обязан составить и вручить налогоплательщику акт налоговой проверки, отражающий результаты проведенных мероприятий налогового контроля. Этот документ подписывается проводившим проверку инспектором и представителем налогоплательщика. В этом самом акте и будут отражены все нарушения законодательства о налогах и сборах, допущенные налогоплательщиком. При получении акта представитель организации должен быть особенно внимательным, поскольку вместе с данным документом ему должны быть вручены приложения к акту, на которые инспектор ссылался при его составлении (кроме документов, которые сам налогоплательщик предоставлял налоговому органу). Эти приложения могут понадобиться при обжаловании результатов проверки для составления мотивированных возражений на акт проверки.

Если ваша организация не согласна в целом с актом или с отдельными его положениями, — в течение одного месяца с момента его получения вы вправе представить в налоговую инспекцию возражения на акт с оправдательными документами. Нужно быть внимательными при составлении возражений, обязательно отразить в них свое несогласие с теми или иными пунктами акта, обосновать свою позицию со ссылками на положения Налогового кодекса, разъяснения Минфина, судебную практику. Возражения необходимо подписать руководителем предприятия, заверить печатью, приложить заверенные копии документов, обосновывающих возражения и сдать в налоговый орган, получив на своем экземпляре штамп ИФНС со входящим номером.
По истечении месячного срока на подачу возражений плюс еще 10 дней начальник (заместитель начальника) налогового органа рассматривает материалы проверки, акт проверки, возражения на акт и выносит решение о привлечении к ответственности либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. О месте и времени рассмотрении дела налогоплательщик в обязательном порядке извещается налоговым органом. В решении обязательно указываются обстоятельства нарушения налогового законодательства, суммы недоимки, размер пеней и штрафа. Ненадлежащее извещение может в дальнейшем являться основанием для отмены решения ИФНС вышестоящим налоговым органом или судом в связи с существенным нарушением прав юридического лица. При желании организация вправе через своего представителя участвовать в рассмотрении материалов проверки. Однако практического значения такое присутствие не имеет: как правило, налоговый орган выносит решение в соответствии с выводами, сделанными инспектором в акте проверки.
В течение месяца с момента вручения решения оно может быть оспорено в вышестоящий налоговый орган. Вручить решение налоговый орган обязан представителю юридического лица под расписку, либо иным способом, при котором можно определить дату получения решения. В крайнем случае закон допускает направление решения заказным письмом. В этом случае оно считается врученным по истечении шести дней с момента отправки по почте.
Законом установлен обязательный досудебный порядок обжалования решения по выездной проверке в вышестоящий налоговый орган (ст. 138 НК РФ). Апелляционную жалобу налогоплательщик может подать в месячный срок с момента получения решения по выездной проверке через ИФНС, вынесшую указанное решение. Она направляет жалобу и все материалы проверки в вышестоящий орган для рассмотрения по существу. На рассмотрение апелляционной жалобы налогоплательщик не приглашается. Апелляционная жалоба должна быть рассмотрена в месячный срок со дня ее получения; указанный срок может быть продлен не более чем на месяц. Вышестоящий налоговый орган может отменить решение в части или полностью, оставить без изменения, либо принять новое решение.
После получения соответствующего решения вышестоящего налогового органа организация вправе оспорить в суд решение ИФНС о привлечении к ответственности в части, не отмененной вышестоящим налоговым органом. В соответствии со ст. 198 АПК РФ, 138 НК РФ обжаловать соответствующее решение, вынесенное ИФНС по результатам выездной налоговой проверки, возможно в течение трех месяцев с момента получения решения вышестоящего налогового органа по апелляционной жалобе.

Как показывает практика, не во всех конфликтных ситуациях действия налоговых органов правомерны. Да и ошибиться могут все. Но если гражданина не устраивает решение налоговой службы, его можно оспорить. Причем делать это необходимо в общепринятом порядке, иначе жалоба попросту не будет рассмотрена. Как именно обжаловать решение налогового органа, в какие сроки нужно уложиться и на какие еще моменты обратить внимание, чтобы обстоятельства не обернулись в пользу ИНС, расскажем в этой статье.

Слово закона: можно ли обжаловать решение налоговой

Право человека начать налоговый спор закреплено законом: этому вопросу в Налоговом кодексе РФ посвящен целый раздел «Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействий их должностных лиц». Налоговый спор — это протекающий в установленной форме и разрешаемый компетентным госорганом юридический спор между государством с одной стороны и иными участниками — с другой. А связано такое разногласие, как можно догадаться, с исчислением и уплатой налогов.

Согласно НК РФ, у абсолютно любого лица есть право на оспаривание решения налоговой инспекции, даже если оно касается привлечения этого гражданина к налоговой ответственности. К тому же обжалован может быть любой акт независимо от того, нормативный он или нет, — только вот порядок для проведения этих операций предусмотрен разный. Правда, чаще всего оспаривают именно ненормативные акты.

Важно

Ненормативный акт носит адресный характер. В этом состоит его главное, хоть и не единственное отличие от нормативного (НПА). НПА — это документ, устанавливающий общие правила, применяющийся неоднократно и действующий на неограниченное число лиц.

Если акт ИНС, по мнению налогоплательщика, каким-то образом ущемляет его права, можно опротестовать решение налоговой как в досудебном, так и в судебном порядке. Однако не все так просто. Важное уточнение: обратиться напрямую в суд у заявителя не получится. Сначала подать заявление придется в надзорный налоговый орган. Но подробнее об этих нюансах поговорим чуть позже.

А пока разберемся, сколько времени есть у налогоплательщика, чтобы вникнуть в ситуацию и подать жалобу. Здесь все зависит от того, вступило ли решение налоговой в силу. Дело в том, что по закону оно становится действительным через месяц после того, как гражданин получил уведомление о нем, о чем говорится в пункте 9 статьи 101 Налогового кодекса. Это значит, что налогоплательщику нужно успеть за этот месяц подать апелляционную жалобу. У процедуры оспаривания в апелляционном порядке есть свои плюсы. Так, акт ИНС не вступит в силу, пока вышестоящий орган (или тот же, что и вынес акт) не рассмотрит обращение и не придет к какому-либо заключению. Следовательно, уплата налогов, пеней и штрафов также откладывается на время. Как правило, апелляционная жалоба рассматривается также около месяца. При необходимости этот срок продлевается на 15 дней. Нужно быть готовым к тому, что отозвать такую жалобу, пока по ней не будет принято решение, не получится.

Если же налогоплательщик не успел среагировать и решение ИФНС уже вступило в силу, он может подать жалобу в общем порядке. Срок обжалования решения налоговой при таких обстоятельствах — год (отсчитывается со дня его вынесения). При подобном раскладе денежные взыскания не прекращаются. Поэтому в интересах заявителя не медлить с запуском процедуры оспаривания. Примечательно, что обычную жалобу отозвать разрешается.

Это важно

Не всегда разногласие между налогоплательщиком и инспекцией возникает «по вине» последней. ИФНС постоянно сталкивается с все новыми схемами уклонения от налогов. Поэтому ей нередко приходится принимать радикальные решения по отношению к фирмам-однодневкам и к лицам, которые очевидно пытаются уйти от платежей. В ответ на это те часто подают жалобы, рассчитывая, что удача окажется на их стороне и систему получится «обмануть».

Причины налоговых споров

Спорные ситуации с налоговой возникают после оценки самой инспекцией деяний налогоплательщика. Чаще всего ИФНС выносит решения после проверок. Как правило, причинами споров является несогласие налогоплательщиков:

  • с доначислениями и штрафами. Речь идет, конечно, о необоснованных взысканиях штрафов и пеней;
  • с блокировкой счета или приостановлением операций по нему. Такая мера часто применяется в качестве санкций по отношению к реальным нарушителям. Впрочем, случаи с закрытием счета без веских на то причин тоже встречаются;
  • с отказом инспекции вернуть излишние выплаты. Налогоплательщик по различным обстоятельствам может допустить уплату обязательных налоговых платежей сверх положенной суммы. Тогда сумма переплаты подлежит возмещению в счет будущих платежей либо возвращается сразу;
  • с отказом возмещения НДС. Налоговое законодательство не раскрывает всех оснований для отказа в положенном возмещении НДС. Поэтому эту меру так непросто предугадать: причиной может послужить как ошибка, допущенная при составлении декларации, так и сомнительный контрагент.

К сведению

Не так давно были внедрены системы АИС «Налог-3» и АСК НДС-2. Они усилили налоговый контроль над бизнесом, а также поспособствовали тому, что было организовано большое количество выездных проверок. АИС «Налог-3» — мощный инструмент ИФНС, который, по сути, представляет собой искусственный интеллект. АИС создана для администрирования налогов граждан, постановки на учет физлиц и юрлиц, учета контрольно-кассовой техники. В свою очередь, АСК НДС-2 позволяет выявлять тех, кто не оплачивает НДС, на любом этапе поставки товаров, работ либо услуг.

Кроме того, основанием для разногласий также могут стать ошибки, которые сделал сам налогоплательщик, заполняя документы или погашая налоговые платежи.

Совершенно неважно, по каким именно причинам разгорелся налоговый спор, — решение ИНС оспорить реально. Стоит добавить: в том, чтобы этот юридический конфликт разрешился без разбирательств в суде, обычно заинтересованы оба его участника. Только необходимо помнить, что для обжалования решения налогового органа придется неукоснительно соблюдать сроки, о которых речь шла выше, и установленный порядок. А вот этот момент изучим более детально.

К слову, в 2018 году налогоплательщики чаще всего подавали жалобы именно потому, что были не согласны с попыткой ИФНС привлечь их к ответственности из-за «исчезнувших» вдруг контрагентов. Те не уплачивали налоги и попросту пропадали. Эта причина разногласий между плательщиками и инспекцией уже на протяжении долгого времени остается самой распространенной.

Порядок оспаривания решения налоговой службы

По сути, когда говорят как об обычной, так и об апелляционной жалобе на налоговое решение, имеют в виду обращение в инспекцию, цель которого — оспорить данное решение и/или добиться его отмены. Как мы объяснили, жалоба на решение налогового органа подается, если оно уже стало действительным, а апелляционный порядок предусмотрен для опротестования еще не вступивших в силу решений о привлечении к ответственности.

Жалоба оформляется произвольно в письменном виде, подписывается самим заявителем или его представителем. Во втором случае к ней необходимо приложить документ, подтверждающий полномочия посредника. Подать жалобу можно в налоговую лично, направив по почте либо в виде электронного документа.

На данный момент в ФНС России разработали новый порядок подачи жалобы и новую форму. Однако действовать изменения начнут с 30 апреля 2020 года, а пока оспаривание происходит в прежнем порядке.

Подготовка жалобы

Правила, касающиеся содержания жалобы и апелляции, описаны в статье 139.2 НК РФ — они едины для обеих форм и не отличаются от требований к другим видам обращений. Заявителю нужно:

  • указать Ф. И. О., адрес либо название и адрес компании;
  • обозначить, какой акт подлежит обжалованию, когда он был принят, его номер;
  • уточнить, какой налоговый орган принял спорный акт;
  • обосновать свою позицию;
  • описать суть иска;
  • указать способ, с помощью которого налоговая должна уведомить заявителя о решении по данной жалобе.

К тому же в обращении можно обозначить контакты и прочие данные, если налогоплательщик считает это необходимым.

Подготовка документов

В пакете документов должна быть доверенность, доказывающая полномочия представителя (если жалобу подает он). В остальном жестких требований нет. Поэтому гражданин может приложить любые документы, подтверждающие его доводы, а также расчет оспариваемых сумм обязательных платежей.

На этом этапе налогоплательщику нужно учесть еще один момент: если в качестве аргументов он хочет использовать документы, которые ранее не направлялись в инспекцию и не рассматривались там, то причины их непредставления должны быть уважительными. Иначе они попросту не будут приняты.

Подача жалобы в суд или налоговый орган

Апелляционную жалобу и все документы, собранные по усмотрению заявителя, ему нужно послать в ту инспекцию, акты которой подлежат обжалованию. При этом обращаться необходимо в другие отделы, не связанные с принятием необоснованного решения. ФНС обязана в течение трех дней со дня получения апелляции перенаправить ее (и все дополнительные документы тоже) в вышестоящую инстанцию. Налоговой-оппоненту при этом необходимо устранить все обстоятельства, из-за которых были нарушены права заявителя, и потом оповестить об этом надзорный орган также в течение трех дней. А обычная жалоба сразу направляется в вышестоящую инстанцию.

Обжалование решений налоговых органов в суде возможно только после досудебного урегулирования. Любопытно, что в отношении актов по камеральной или выездной проверке применимы оба порядка. Предположим, надзорный орган принял жалобу, рассмотрел ее и назначил решение. Однако заявителя оно не устроило — к примеру, обжалованный акт налоговой в результате не был отменен. В этом случае гражданин имеет право обратиться в арбитражный суд, о чем говорится в пункте 2 статьи 138 НК РФ. Туда заявление можно направить в течение трех месяцев, согласно части 4 статьи 198 АПК РФ.

К сведению

Обращение в суд, как и жалоба в вышестоящий налоговый орган, составляется в свободной форме. К обращению также прикладываются подтверждающие документы. Кроме прочего, заявителю потребуется иметь при себе текст необоснованного решения. А если речь идет именно об обжаловании решений и действий/бездействия должностного лица, необходимо предоставить суду еще и уведомление о том, что копия обращения и необходимые доказательства были отправлены указанному лицу.

Вынесение решения

Рассмотрев апелляционную жалобу, в вышестоящем органе или другом отделе той же инспекции могут отменить или изменить решение полностью либо частично и принять новое. Однако не факт, что решение изменят — его также вправе отменить, а затем просто закрыть делопроизводство. Третий вариант развития событий таков: после рассмотрения решение не меняется и апелляционная жалоба заявителя не удовлетворяется.

По итогам рассмотрения обычной жалобы надзорный налоговый орган также может оставить ее без удовлетворения, отменить опротестованный акт и завершить производство по делу либо изменить решение и вынести новое.

Но, как мы уже выяснили, не всегда удается на этом этапе урегулировать разногласия, и тогда дело передается в суд. Обжалование решения налоговой в арбитражном суде происходит по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ.

Оспорить в судебном порядке можно:

  • акты вышестоящего налогового органа, принятые по результатам рассмотрения жалоб;
  • действия/бездействие должностных лиц ФНС;
  • бездействие ФНС, если заключение по жалобе не сделано в установленный срок.

При этом вполне уместно будет ходатайствовать о принятии обеспечительных мер, например о приостановлении действия спорного решения. Подать такое ходатайство можно даже в то время, пока дело находится на стадии разбирательства.

Если суд удовлетворил ходатайство и еще не принял решение по спору, инспекторы не смогут взыскивать с налогоплательщика доначисления, блокировать счета и так далее. Но, конечно, необходимость применения обеспечительной меры придется обосновать, и аргументы должны быть довольно весомыми. Такие меры допускаются, если их непринятие может затруднить или даже сделать невозможным исполнение судебного акта либо если из-за их непринятия будет нанесен значительный ущерб заявителю.

Арбитражный суд, изучив дело, может отменить целиком или частично несправедливое решение ИФНС, признать действие или бездействие незаконным или обязать налоговую сделать то, чего требует вторая сторона, то есть налогоплательщик.

Безусловно, суд, если сравнивать его с вышестоящим налоговым органом, считается абсолютно непредвзятым в подобных вопросах. Поэтому гражданин может рассчитывать на более беспристрастное разбирательство — если, конечно, решение налоговой изначально на самом деле было необоснованным. Между тем, когда спор доходит до суда, существенно увеличиваются затраты — как финансовые (приходится дополнительно оплачивать судебный сбор и издержки), так и временные.

Вряд ли найдется компания, ни разу не столкнувшаяся со сложностями и спорными моментами, связанными с налоговой службой. Тем не менее налогоплательщику, чьи права были нарушены, следует владеть ситуацией и быть готовым к защите. Конечно, можно попробовать обжаловать решение ИНС самостоятельно, потратив сперва огромное количество времени и сил на поиск и анализ правовой базы, а также правоприменительной практики. Однако даже это не гарантирует того, что решение проблем с налоговой будет найдено. Поэтому в подобной ситуации целесообразно прибегнуть к услугам профессионалов.

Помощь в обжаловании решений налоговой

О том, где могут оказать помощь в налоговых спорах, рассказал генеральный директор компании Fomix Consulting Group Дмитрий Сидоренко:

«Действующее налоговое законодательство и нормативная база в целом довольно сложны. К тому же они постоянно подлежат изменениям. Поэтому налогоплательщикам сегодня приходится нелегко. Казалось бы, веди свою деятельность в рамках закона, соблюдай налоговый режим — и проблем с инспекцией не возникнет. Однако на практике так получается не всегда.

И когда появляется необходимость оспорить необоснованное решение налоговой, человеку крайне трудно самому в сжатые сроки определить, как и куда подать жалобу и что вообще потом с этим делать. Даже если у налогоплательщика получилось подать обращение, шансы на то, что спор решится в его пользу, стремятся к нулю. Я бы не советовал пытаться наладить ситуацию, не имея опыта взаимодействия с ФНС, а также не понимания элементарных процессов бухучета и налогообложения. В таком случае лучше заручиться поддержкой профессионалов.

В процессе выбора консалтинговой компании обратить внимание стоит на очень многие вещи. Сначала необходимо убедиться в том, что она в состоянии предоставить вам действительно квалифицированного сотрудника. От этого будет зависеть результат дела. Также отдавать предпочтение следует фирмам, стабильно работающим на рынке юридических услуг продолжительное время.

Одной из таких компаний является и наша — Fomix Consulting Group. Мы оказываем услуги с 2008 года, и с того времени накопили серьезный опыт в решении вопросов различной сложности и обзавелись внушительной клиентской базой. Об успехах Fomix Consulting Group лучше всего говорят ее достижения. Например, мы помогли клиентам уладить 428 налоговых споров. Наши специалисты готовы оказать всестороннюю поддержку в решении уже возникшего спора с ФНС и организовать сопровождение налоговой проверки. Кроме того, если у заказчика имеются иные проблемы в области налогообложения, в Fomix Consulting Group он может воспользоваться услугой налогового консалтинга. У всех, кто обращается к нам по таким вопросам, есть возможность получить бесплатную консультацию — эксперты расскажут о применении норм НК РФ на практике, а также о последних принятых изменениях в законодательстве.

Это далеко не все услуги, доступные в нашей компании. Мы также занимаемся ликвидацией юрлиц, сопровождением процедуры банкротства, регистрацией и сменой юридических адресов, аудитом бухгалтерии, решаем корпоративные споры и даже можем представлять интересы клиентов в арбитражном суде».

Источники:

Налоговая проверка проходит несколько стадий. В зависимости от стадии налогоплательщик имеет возможность выразить свое несогласие с действиями и выводами налогового органа в различных формах.

1. Уже в ходе проверки налогоплательщик может подавать жалобы в вышестоящий налоговый орган и в прокурату, в случае, если считает действия налогового инспектора незаконными.

2. Следующая форма несогласия, это возражения на акт налоговой проверки. В соответствии с п. 1 ст. 100 НК РФ акт составляется в течение 2-х месяцев после окончания выездной проверки и 10-и дней после окончания камеральной проверки Возражения направляются непосредственно в налоговый орган, проводивший налоговую проверку. В соответствии с п. 6 ст. 100 НК РФ у налогоплательщика есть один месяц для подачи возражений. Указанный месяц отсчитывается от момента получения акт. Моментом получения акта следует считать дату проставления налогоплательщиком или его представителем расписки, или отсчитать шестой день с даты отправки почтового отправления с актом (п. 5 ст. 100 НК РФ). Давая расписку, следите за тем, чтобы в ней была указана реальная дата вручения, а не более ранее число, вписанное налоговым инспектором. Иначе вы можете невольно сократить себе срок на подготовку возражений. Если вы получили акт по почте, сразу же посчитайте дату, в которую акт признается полученным. Учитывая, что почтовый пробег может превышать установленный законом срок, времени на подготовку и подачу возражений может остаться мало.

📌 Реклама Отключить

Возражения подаются в письменном виде с приложением копий документов, подтверждающих доводы возражений. Сдавая возражения и копии документов в налоговый орган позаботьтесь о получении отметки с дачей подачи возражений на вашем экземпляре возражений. Если к возражениям прилагаются документы, обязательно укажите в перечне приложений каждый документ. Это позволить исключить споры о составе документов, которые прилагались к возражениям. Возражения возможно подать и почтовым отправлением. Однако следует учитывать время на почтовый пробег, чтобы избежать казуса, когда возражения отправлены в срок, но из-за почтовой задержки поступили позднее, чем вынесено решение.

Нередко при наличии возражений в ходе рассмотрения актов налоговые органы снимают отдельные доводы. В других случаях подача возражений может повлечь проведение дополнительных мероприятий налогового контроля. В свою очередь результаты дополнительных мероприятий налогового контроля сами могут быть предметом для подачи возражений (п. 6.1 ст. 101 НК РФ).

📌 Реклама Отключить

Готовя возражения на акт следует достаточно полно и всесторонне отразить как правовые основания своего несогласия с актом, так и документальные. Нет смысла «прятать козыри в рукаве», так как в случае перехода спора в более поздние стадии, эти доводы придётся раскрыть. В случае же качественной подготовки возражений есть вероятность сберечь время и силы, сняв ошибочные доводы налогового органа еще до вынесения решения.

Также это покажет суду, что налогоплательщик добросовестно и принципиально отстаивал свою позицию, используя все имеющиеся правовые механизмы.

3. Следующий этап для выражения несогласия – это рассмотрение результатов налоговой проверки. На этом этапе налогоплательщик может предоставить руководителю налогового органа, рассматривающего результаты налоговой проверки, устное несогласие с выводами, изложенными в акте. На этой стадии также возможно предоставление обосновывающих документов. Доводы налогоплательщика и представленные документы указываются в протоколе, который должен вестись при рассмотрении (п. 4 ст. 101 НК РФ). Настывайте на внесении в протокол ваших устных доводов. Если представитель налогового органа отказывается это сделать, то подписывая протокол сделайте запись об этом.

📌 Реклама Отключить

4. Когда руководитель налогового органа вынес по результатам проверки решение о привлечении к налоговой ответственности, то для налогоплательщика наступает следующая стадия обжалования – досудебный обжалование ненормативного акта налогового органа в вышестоящий налоговый орган. В данном случае термин «акт» отличается от «акта» налоговой проверки. Решение, вынесенное по результатам налоговой проверки является ненормативным актом налогового органа.

Следует отметить, что в настоящее время досудебное обжалования в вышестоящий налоговых органа является обязательной стадией (п. 2 ст. 138 НК РФ). Без прохождения этой стадии невозможно обратится за судебной защитой. В случае подачи заявления в арбитражный суд без предыдущего досудебного обжалования в вышестоящий налоговый орган заявление будет возвращено без рассмотрения.

📌 Реклама Отключить

Жалоба подаваемая в вышестоящий налоговый орган на решение о привлечении к налоговой ответственности до его вступления в силу , называет «апелляционная жалоба». Следует не путать с «апелляционной жалобой» подаваемой на решение суда в рамках процессуального законодательства. Учитывая, что согласно п. 9 ст. 101 НК РФ решение вступает в силу через один месяц со дня вручения налогоплательщику, то жалоба может быть подана в течение указанного месяца.

Подавать апелляционную жалобу следует в налоговый орган, вынесший решение. Это делается по той причине, что материалы налоговой проверки находятся в налоговом органе, вынесшем решение. После получения жалобы этот налоговый орган направляет жалобу вместе с материалами в вышестоящий налоговый орган (п. 1 ст. 139.1 НК РФ).

Как и возражения, апелляционную жалобу можно сдать непосредственно в канцелярию. Альтернативным вариантом подачи жалобы является ее направление по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

📌 Реклама Отключить

В случае пропуска налогоплательщиком месячного срока подачи апелляционной жалобы у него остается возможность дальнейшего обжалования уже вступившего в силу решения налогового органа. На этом этапе документ, выражающий несогласие налогоплательщика, называется просто жалоба, без слова «апелляционная». Такая жалоба согласно п. 2 ст. 139 НК РФ может подаваться налогоплательщиком в течение года, который отсчитывается от даты принятия решения. То есть от той даты, которая указана на самом решении.

Если срок пропущен, то налогоплательщик имеет возможность ходатайствовать перед вышестоящим налоговым органом о восстановлении пропущенного срока. Конечно в ходатайстве необходимо будет указать причины пропуска срока и их уважительность. Решение о том, восстановить срок обжалования или нет, принимает вышестоящий налоговый орган (п. 2 ст. 139 НК РФ).

📌 Реклама Отключить

Содержательно апелляционная жалоба и просто жалоба буду идентичными. Указанные документы должны содержать следующие элементы:

  • Наименование вышестоящего налогового органа. Обычно в тесте указывается, что жалоба подается через налоговый орган, вынесший решение.
  • Реквизиты подателя жалобы (наименование, адрес, ИНН, способы связи: телефон, электронная почта).
  • Наименование налогового органа, принявшего обжалуемое решение.
  • Доводы налогоплательщика, по которым он считает принятое решение незаконным.
  • Нормы закона, обосновывающие доводы налогоплательщика.
  • Доказательства (документы), на которые ссылается налогоплательщик в обоснование своих доводов.
  • Расчеты в части сумм налогов, пеней и штрафов, которые по мнению налогоплательщика, рассчитаны налоговым органом ошибочно.
  • Требования налогоплательщика о признании решения недействительным в целом или в части, с указанием конкретных частей решения.
  • Жалоба должна быть подписана единоличных исполнительным органом налогоплательщика или представителем, действующим на основании доверенности. При подписании жалобы представителем не забудьте приложить к ней доверенность представителя.

Следует учитывать, что налоговый орган может оставить жалобу без рассмотрения. Основания для оставления жалобы без рассмотрения указаны в ст. 139.3 НК РФ. 📌 Реклама Отключить

По общему правилу жалобы рассматриваются вышестоящим налоговым органом без участия налогоплательщика. В отдельных случаях участие возможно, но решение о необходимости этого принимает налоговый орган. Налогоплательщику не предоставлено право требовать возможности участия в рассмотрении жалобы. Срок рассмотрения жалобы составляет один месяц со дня получения жалобы и может быть продлен еще на один месяц. Со дня принятия решения по апелляционной жалобы решение налогового органа по результатам проверки вступает в силу.

5. Когда пройден досудебный порядок обжалования решения налогового органа, и налогоплательщик не согласен уже с решением вышестоящего налогового органа, либо вышестоящий налоговый орган не рассмотрел жалобу в установленный срок, следующим этапом обжалования является обращение за судебной защитой в арбитражный суд. Указанное право налогоплательщика предусмотрено п. 2 ст. 138 НК РФ.

📌 Реклама Отключить

Следует отметить, что решения налоговых органов принятые в отношении физических лиц и в отношении организаций, обжалуются в разные суды и в разном процессуальной порядке. Решение в отношении физического лица обжалуется в суд общей юрисдикции по правилам КАС РФ. Решение налогового органа в отношении индивидуального предпринимателя и организации обжалуется в арбитражный суд по правилам АПК РФ. Порядок обжалования решений налоговых органов в арбитражных судах регулируется главой 24 АПК РФ, а также нормами о исковом производстве, в части не противоречащей положениям главы 24.

Налогоплательщику предоставляется три месяца, чтобы подать заявление в суд. Подготовка заявления в суд не должна вызывать затруднений, так как доводы, их основания, а также подтверждающие документы уже были подготовлены на стадии обжалования решения в вышестоящий налоговый орган. Хотя конечно же на стадии судебного обжалования они могут быт дополнены. Указанный срок исчисляется с того момента, когда налогоплательщику стало известно о нарушении его права. То есть с даты вручения ему решения вышестоящего налогового органа по результатам рассмотрения жалобы (п. 4 ст. 198 АПК РФ).

📌 Реклама Отключить

Заявление в арбитражный суд должно содержать:

Реквизиты налогового органа и руководителя, принявшего решение. Следует учитывать, что при обжаловании решения налогового органа по результатам налоговой проверки, одновременно обжалуется и решение вышестоящего налогового органа, принятого по апелляционной жалобе. Соответственно необходимо указывать реквизиты двух налоговых органов, вышестоящего и нижестоящего.

Реквизиты принятых решений (название, номер и дата).

Нарушенное право налогоплательщика.

Законы и другие нормативные акты, которым противоречит решение налогового органа.

Требование налогоплательщика о признании решения недействительным в целом или в части (следует указать конкретные части решения).

Вместе с заявлением необходимо приложить:

  • Копия свидетельства о регистрации организации;
  • Обжалуемый акт;
  • Документы, на которые налогоплательщик ссылается;
  • Документы о направлении заявления в налоговые органы;
  • Доверенность представителя;
  • Документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка;
  • Документы об оплате государственной пошлины.

Согласно пп. 3 п. 1 ст. 333.21 НК РФ размер государственной пошлины составляет 3000 рублей. 📌 Реклама Отключить

Срок рассмотрения заявлений составляет 3 месяца и может быть продлен по решению председателя суда до 6 месяцев.

6. В случае отказа арбитражного суда в удовлетворении заявления, далее возможно обжалование решения суд в апелляционной и кассационной инстанциях. Апелляция и кассация проходят в стандартном процессуальном порядке, предусмотренном АПК РФ для искового производства.

Как видим действующее законодательство содержит возможность обжаловать действий и решения налогового органа, осуществляемые в ходе налоговой проверки, как во время ее проведения, так и после завершения. Проявляя активную позицию в ходе проверки налогоплательщик поэтапно формируют позицию для защиты своих интересов в суде. Для эффективной защиты целесообразно обращаться к помощи опытных бухгалтеров и юристов, совместная работа которых обычно более эффективна по такому виду споров.

Обжалование акта налоговой проверки производится в строгом порядке, определенном Налоговым кодексом. О том, какие шаги надо предпринять, если не устраивает решение налоговой службы по результатам проведенной проверки, вы узнаете из статьи далее.

Какова процедура обжалования результатов проверки налоговой службы?

Установленный порядок обжалования акта налоговой проверки (далее по тексту — акт НП) может включать 4 этапа. Проходить их все или остановиться при получении приемлемого решения налоговой — это индивидуальный выбор каждого бизнесмена — плательщика налогов, сделанный с учетом имеющихся обстоятельств.

С 2013 года, после того как начали действовать поправки к НК, внесенные законом от 02.07.2013 № 153-ФЗ, последовательность оспаривания актов НП и решений налоговых служб претерпела существенные изменения. В частности, в суд теперь можно обратиться лишь после процедуры досудебного оспаривания результатов НП путем обращения в вышестоящие фискальные органы.

Что же включают этапы процедуры обжалования?

Этап 1: возражения на результаты проверки

В том случае если предприниматель не соглашается с результатами проведенной проверки, он может подать имеющиеся у него возражения руководителю налоговой инспекции, проведшей проверку. При этом акт НП может быть обжалован как целиком, так и в какой-то части (п. 6 ст. 100 НК России).

Возражения подаются в течение месяца, считая от даты получения акта НП (к ним обычно прикладывается также документация, подтверждающая изложенные факты). Решение по этим возражениям принимается начальником налоговой до истечения 10-дневного срока от последнего дня, отведенного для подачи письменно изложенных возражений (п. 1. ст. 101 НК), хотя в силу объективных причин этот срок может быть продлен еще на целый месяц.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

По итогу изучения акта НП и рассмотрения возражений к нему, как указывается в п. 7 ст. 101 НК, начальник налоговой принимает одно из последующих решений в отношении ответственности за содеянное правонарушение в сфере налогового законодательства:

  • о привлечении;
  • об отказе в привлечении.

Упомянутые выше решения обретают силу по прошествии месяца с даты вручения соответствующего уведомления предприятию (абз. 1 п. 9 ст. 101 НК). При этом нарушители, привлекаемые к ответственности, вправе выполнить данное решение полностью или в какой-то части до того момента, как оно обретет силу (абз. 3).

Этап 2: оспаривание результатов рассмотрения возражений

Предприятие, согласно абз. 3 п. 1 ст. 138 НК, может оспорить еще не вступившее в силу налоговое решение, принятое по результатам проверки в соответствии со ст. 101 НК, о привлечении его к ответственности, своевременно подав апелляционную жалобу (далее также — апжалоба). Апжалоба адресуется вышестоящей службе, но передается той ИФНС, решение которой оспаривается (п. 1. ст. 139.1 НК), после чего в 3-дневный срок жалоба перенаправляется адресату. Рассматривается она без участия апеллянта, за исключением случаев, когда в ходе исследования материалов вышестоящим органом налоговой службы были обнаружены несоответствия данных проведенной проверки поданным при оспаривании документам (п. 2 ст. 140 НК).

Если проверяемое предприятие не успело это сделать в отведенный законом срок, тогда решение фискального органа обретает силу. На решение, вступившее в силу и не оспоренное в апелляционном порядке, может быть составлена жалоба и направлена в стоящую выше по иерархии инстанцию через тот налоговый орган, который принял оспариваемый акт (п. 1, абз. 2 п. 2. ст. 139 НК).

Решение фискального органа по апжалобе принимается в течение месяца со дня ее получения и обретает силу сразу же в момент его принятия (п. 6 ст. 140 НК). По окончании срока рассмотрения апелляции, согласно п. 3 ст. 140 НК, ИФНС может принять решение:

Подпишитесь на рассылку

  • об отказе в удовлетворении апжалобы;
  • отмене акта НП;
  • отмене решения в какой-то части либо же целиком;
  • отмене решения и принятии нового.

Новое решение после рассмотрения апжалобы вступает в силу сразу же после его принятия (п. 2. ст. 101.2 НК). Если же апжалоба была оставлена без удовлетворения, первоначальное решение фискального органа вступает в силу незамедлительно после этого, но не ранее завершения отведенного для обжалования срока (п. 3).

Этап 3: жалоба в Федеральную налоговую службу

В 3-месячный срок после получения не удовлетворяющего предприятие решения от вышестоящей фискальной инстанции в ответ на поданную апжалобу может быть направлена жалоба непосредственно в ФНС (абз. 3 п. 2 ст. 139 НК). Если по какой-либо уважительной причине привлеченное к ответственности предприятие пропустило срок подачи жалобы, оно может ходатайствовать в вышестоящий фискальный орган о его восстановлении (абз. 4).

Если ответ вышестоящего органа налоговой службы по поданной жалобе не удовлетворяет предприятие, оно может обратиться в суд (п. 2. ст. 138 НК). Также в суд можно обратиться и в том случае, если налоговая в строго установленный срок не приняла решения в процессе оспаривания (п. 6 ст. 140 НК). Исковое заявление можно подать в суд в течение 3 месяцев (ч. 1 ст. 219 КАС России) с момента прихода ответа налогового органа по жалобе (т. е. истечения законодательно установленного срока для представления ответа фискальным органом).

Особенности обжалования акта камеральной проверки

Камеральная проверка осуществляется налоговой по месту своего нахождения без участия налогоплательщика. В ходе ее проведения осуществляется анализ поданной налогоплательщиком декларации: отраженные в ней данные сравниваются с предыдущими показателями, а также имеющимися у ИФНС сведениями, полученными по результатам налогового контроля (ст. 88 НК).

Если ИФНС будут установлены нарушения налогового законодательства, по результатам камеральной проверки составляется акт НП. Этот документ вручается налогоплательщику в 10-дневный срок после завершения указанной проверки.

Нередко проверяемые налогоплательщики не получают акт НП в силу каких-то не зависящих от предприятия обстоятельств либо просто уклоняются от его получения. В этом случае налоговая направляет его почтой. Датой получения акта НП при этом считается 6-й день после его отправки почтой заказным письмом (абз. 2 п. 5 ст. 100 НК). В итоге решение фискальной службы вступает в силу, т. е. его потребуется выполнять. Уже вступившее в силу решение можно также оспорить, обратившись по иерархии в вышестоящий фискальный орган на протяжении года с даты вынесения (абз. 2 п. 2 ст. 139 НК).

В том случае, если предприятие сможет доказать, что не смогло получить акт НП по уважительным причинам (например, потому что не знало о его существовании), есть возможность ходатайствовать о восстановлении срока для оспаривания (п. 2 ст. 139 НК). Уважительными также будут считаться и имеющиеся у налогоплательщика веские причины, доказывающие, что тот не смог своевременно обжаловать акт НП.

***

Итак, для надлежащего рассмотрения рассматриваемого вопроса налогоплательщик должен придерживаться процедуры обжалования решения ИНФС по акту НП в вышестоящих фискальных инстанциях. Лишь после прохождения всех ступеней обжалования по иерархии налоговой он может обратиться в суд.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *