Обжаловать предписание

Обжалование внеплановой проверки – одно из направлений работы нашего адвоката.

Наш юрист разъяснит, как обжаловать предписание, проведет обжалование распоряжения проведении внеплановой проверки и будет сопровождать весь процесс до полного решения проблемы.

Порядок проведения внеплановой проверки

Для внеплановой проверки должны быть основания, среди которых могут быть такие как:

  1. Требование прокурора, у которого есть определенные подозрения;
  2. По причине жалоб граждан или организаций;
  3. Закончился срок с момента прошлого посещения проверяющих лиц.

Внеплановая проверка должна соответствовать определенным требованиям, в том числе следовать установленному порядку проведения. Нарушение процедуры контрольного мероприятия может привести к признанию результатов проверки незаконными. В общих чертах порядок проведения внеплановой проверки выглядит следующим образом:

  1. издание акта-основания проведения проверки. Внеплановая проверка начинается с приказа или распоряжения руководителя, или заместителя руководителя проверяющего органа. В приказе или распоряжении обязательно указывается кто будет проводить проверку, в отношении кого и с какой целью (подробнее про основания проведения внеплановой проверки по ссылке);
  2. наличие согласования на проверку. В некоторых случаях контрольное мероприятие должно быть согласовано органами прокуратуры. К таким случаям относятся, например, возникновение угрозы жизни и здоровью граждан, причинения вреда животным, растениям, объектам культурного наследия. При возникновении указанных угроз не потребуется также и направление уведомления о внеплановой проверке. Для всех же остальных случаев законодательством предусмотрено обязательное уведомление проверяемого не менее чем за 24 часа до начала проверки;
  3. непосредственно сама проверка. Контрольное мероприятие может заключаться в форме проверки документов или в выезде к проверяемому. Срок внеплановой проверки не должен превышать 20 рабочих дней;
  4. завершение контрольного мероприятия. Внеплановая проверка завершается изданием акта о выявленных нарушениях либо об отсутствии таковых.

Кто имеет право проверять предпринимателей?

  1. Внеплановая проверка налоговой – происходит осмотр всей документации, в которой указывается движение денежных средств, в дальнейшем, рассматриваются финансовые обязательства, выполняются ли они в полной мере или нет, после чего делается вывод, в котором заключается, соблюдаются ли все требующиеся выплаты либо нет.
  2. Внеплановая проверка по пожарной безопасности – все предельно ясно, проверяется определенный объект на наличие средств пожаротушения, состояние помещения, не грозит ему самовоспламенение.
  3. Внеплановая проверка прокуратуры – происходит анализ действий сотрудников определенной компании, соблюдают ли они закон в момент своей деятельности, все ли выполняют в соответствии с законодательными нормами. Можно подать жалобу в вышестоящую прокуратуру, в случае если Вы видите необоснованность назначения внеплановой проверки или нарушения при ее проведении.
  4. Внеплановая проверка Роспотребнадзора по жалобе – данная служба следит за соблюдением чистоты, за свежестью продуктов и даже за их изготовлением. Минимальная жалоба, которая вызывает хоть малейшее подозрение, относительно того или иного продукта тут же проверяется Роспотребнадзором. Стоит помнить, что даже в случае внеплановой проверки, описываемая организация должна сообщить о своем визите за 24 часа, если не произошло экстренных ситуаций.
  5. Внеплановая проверка трудовой инспекции по жалобе работника – проводится с целью определения, соблюдаются ли все необходимые условия по отношению к сотруднику, выплачивается ли зарплата, в полном ли объеме, какие условия созданы для труда, сколько длится рабочий день, каков график. Если права работодателя в процедуре проверки будут нарушаться, то наш юрист знает, как правильно составить жалобу в суд или в вышестоящую организацию.

Наш юрист в рамках заключенного юридического соглашения проведет обжалование внеплановой проверки иного органа, не указанного в настоящей статье.

Внимание: смотрите видео про обжалование решения налоговой и участие адвоката в налоговой проверке. Подписывайтесь на канал YouTube для возможности получать бесплатные консультации по налогам и иным вопросам через комментарии к роликам:

Обжалование внеплановой проверки

Выявленные в ходе внеплановой проверки нарушения могут быть обжалованы в вышестоящий орган или суд.

Срок на обжалование акта проверки в Административном (внесудебном) порядке составляет 15 дней с момента вручения. Главным минусом такого обжалования является то, что заявление рассматривает заинтересованная сторона, орган, который собственно и проводил внеплановую проверку, поэтому, для того, чтобы жалоба имела положительный результат должно быть установлено грубое нарушение. К бесспорным основаниям отмены результата проведенной внеплановой проверки относятся:

  • нарушение срока проведения внеплановой проверки;
  • проведение проверки без приказа/распоряжения руководителя;
  • отсутствие доказательств уведомления о контрольном мероприятии проверяемого;
  • непредставление проверяемому самого акта проверки;
  • иные основания.

Судебный порядок обжалования более эффективен для лица, в деятельности которого выявлены нарушения. Суд независим от сторон и выносит решение на основании имеющегося у него материала, в связи с чем, при обращении в суд с жалобой важно четко сформулировать доводы жалобы и, главное, документально подтвердить их обоснованность.

Предписание на устранение нарушений, выявленных в ходе внеплановой проверки деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев с момента, когда лицу стало известно о нарушении своих прав (ч. 4 ст. 198 АПК РФ).

НА ЗАМЕТКУ: очень часто обжалование внеплановой проверки направлено больше на снижение административного штрафа, чем на доказывание отсутствия состава административного правонарушения, читайте подробнее по ссылке, а также смотрите видео:

Помощь адвоката в оспаривании внеплановой проверки

Один из видов проверок – внеплановые. Существует много мнений, относительно того, как они проходят, с чем связаны и по какой причине вообще происходят. Мнение, что это просто желание проверяющего приехать с неожиданным визитом является в корне ошибочным. Любой проверяющий, если он не владелец предприятия, не имеет права организовать проверочные действия только потому, что ему так захотелось.

Как можно заметить, каждая служба старается следить за качественным выполнением обязанностей в любой сфере и защищать права и интересы людей. Но в рамках проверки часто нарушаются права предпринимателей, вот тогда Вам и будет полезна помощь нашего юриста.

Наш адвокат поможет Вам: профессионально, на выгодных условиях и в срок. Звоните уже сегодня!

Читайте еще по вопросам жалоб и помощи нашего адвоката:

Помощь в обжаловании приговора суда по ссылке

Обжалование предписания органов государственного контроля (надзора).

Порядок обжалования предписания.

Предписания трудовой инспекции, госпожарнадзора, фас, роспотребнадзора и других органов контроля или надзора являются ненормативными правовыми актами.

Порядок обжалования ненормативных правовых актов регламентируется Гражданским процессуальным кодексом РФ и Арбитражным процессуальным кодексом РФ.

Данными кодексами установлены следующие правила о подсудности. В случае, если предписание органа государственного контроля (надзора) затрагивает права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, то оно подлежит обжалованию в Арбитражный суд. В иных случаях спор будет подсуден суду общей юрисдикции.

В соответствии с положениями АПК РФ, лицо вправе обжаловать предписание при наличии двух условий:

1.предписанием незаконно возложена обязанность, либо созданы препятствия к осуществлению данным лицом предпринимательской или иной экономической деятельности

2.предписание не соответствует закону или иному НПА

Заявление, направляемое в Арбитражный суд, должно соответствовать требованиям ч.1 ст.199 АПК РФ (образец см. далее).

К заявлению необходимо приложить подлинник предписания, либо его надлежаще заверенную копию, а так же иные документы, перечисленные в ст. 126 АПК РФ.

2.Срок обжалования предписания.

Законом установлено, что лицо может обжаловать ненормативно-правовой акт в суд общей юрисдикции или в арбитражный суд в течении 3 месяцев с того момента, как лицо узнало о нарушении своих прав или законных интересов.

В отношении предписания, такой срок будет исчисляться с момента получения предписания лицом, которому оно адресовано.

Пропуск указанного срока не лишает лица права на обращение в суд, однако в таком случае необходимо доказать, что процессуальный срок был пропущен по уважительной причине.

Госпошлина за обжалование предписания.

В случае обращения в Арбитражный суд с заявлением об оспаривании предписания органа контроля (надзора) подлежит уплате государственная пошлина. Ее размер для физического лица составляет – 200 рублей, для юридического – 2000 рублей.

Реквизиты для уплаты госпошлины вы всегда можете найти на сайте суда, в которому подсуден ваш спор. Квитанцию, подтверждающую уплату госпошлины, при обращении в суд необходимо направить вместе с заявлением.

4.Образец обжалования предписания.

В Арбитражный суд

(наименование, адрес)

Заявитель:

(наименование, адрес местонахождения)

Заинтересованные лица:

(наименование органа выдавшего предписание, адрес местонахождения)

ЗАЯВЛЕНИЕ

о признании незаконным предписания ___(наименование органа выдашего предписание)____ № _____________ от «__»___________2013 года.

Считаем, что указанные обязанности на заявителя возложены незаконно, по следующим основаниям: _________________________________________________________________________.

На основании изложенного,

ПРОШУ:

Признать незаконным и отменить предписание ___(наименование органа выдавшего предписание)____ № _____________ от «__»___________2013 года.

Приложение:

Документы подтверждающие факт вручения заинтересованным лицам копии заявления и приложенных к нему документов , которые у них отсутствуют (например: уведомление о вручении.

Квитанция оплаты госпошлины.

Документы, которые подтверждают обстоятельства, положенные заявителем в основу требований.

Оспариваемое заявителем предписание органа контроля (надзора).

Копия свидетельства ОГРНИП или ОГРНЮЛ.

Доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия лица на подписание заявления.

Ф.И.О. должность, лица, подписавшего заявление

«__»_________2013 г. подпись

В заявлении необходимо указывать только те фактические обстоятельства, которые имеют отношения непосредственно к сути спора. В тексте заявления необходимо воздержаться от оценки действий должностных лиц с точки зрения этики или морали. Необходимо указать, чем конкретно нарушены Ваши права оспариваемым предписанием. Так же необходимо указать, чем именно не соответствует требованиям закона предписание: нарушения при проведении проверки, предписание подписано неуполномоченным должностным лицом, требования, указанные в предписании выходят за рамки полномочий органа. В заявлении должны быть указаны ссылки на конкретные нормы законодательства. Нарушения, допущенные должностными лицами, должны носить характер существенных. В случае, если Вами был пропущен срок на подачу заявления, то необходимо указать по каким причинам он был пропущен и привести доводы указывающие на уважительность таких причин.

5.Заключение

В указанном в настоящей статье порядке происходит:

— обжалование предписания трудовой инспекции

— обжалование предписания пожарного надзора

— обжалование предписания жилищной инспекции

— обжалование предписания роспотребнадзора

— обжалование предписания гибдд

— обжалование предписания фас

-обжалование предписания гжи

-обжалование предписания гпн

-обжалование предписания мчс

— обжалование предписания ростехнадзора

Если после прочтения статьи у Вас возникли дополнительные вопросы или Вам необходима помощь в обжаловании предписания органа контроля (надзора), позвоните нам по номеру (812) 98-332-98 и мы обязательно Вам поможем. Так же вы можете прислать нам письмо на эл.почту: proverky.net@gmail.com.

Некоммерческое партнерство «Законный бизнес» окажет Вам юридическую помощь при любых видах проверок.

2. В случае, если при проведении проверки установлено, что деятельность юридического лица, его филиала, представительства, структурного подразделения, индивидуального предпринимателя, эксплуатация ими зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые ими товары (выполняемые работы, предоставляемые услуги) представляют непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или такой вред причинен, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля обязаны незамедлительно принять меры по недопущению причинения вреда или прекращению его причинения вплоть до временного запрета деятельности юридического лица, его филиала, представительства, структурного подразделения, индивидуального предпринимателя в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, отзыва продукции, представляющей опасность для жизни, здоровья граждан и для окружающей среды, из оборота и довести до сведения граждан, а также других юридических лиц, индивидуальных предпринимателей любым доступным способом информацию о наличии угрозы причинения вреда и способах его предотвращения.

Порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц оргнаов государственного пожарного надзора регламентирован приказом МЧС России от от 30.11.2016 N 644 «Об утверждении Административного регламента МЧС России исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности»

V. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, исполняющего государственную функцию, а также его должностных лиц

Информация для заинтересованных лиц об их праве на досудебное (внесудебное) обжалование действий (бездействия) и решений, принятых (осуществляемых) в ходе исполнения государственной функции

127. Гражданин, организация, орган власти имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование принятых и осуществляемых в ходе исполнения государственной функции решений и (или) действий (бездействия) должностных лиц органов ГПН.

Предмет досудебного (внесудебного) обжалования

128. Предметом досудебного (внесудебного) обжалования являются действия (бездействие) должностных лиц надзорных органов и принятые (осуществляемые) ими решения в ходе исполнения государственной функции, либо несогласие с присвоенной используемым (эксплуатируемым) объектам защиты и (или) территориям (земельным участкам) категории риска. Обжалование решения или действия (бездействия), принятого или осуществленного по результатам проверки, производится в течение пятнадцати дней с момента принятия решений и (или) осуществления действий (бездействия) должностным лицом органа ГПН. На период срока, установленного для рассмотрения жалобы, вступление в силу обжалуемых документов и их действие не приостанавливается.

Исчерпывающий перечень оснований для приостановления рассмотрения жалобы и случаев, в которых ответ на жалобу не дается

129. В случае, если в письменной жалобе не указаны фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя и (или) почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на жалобу не дается.

В случае, если текст жалобы не поддается прочтению, ответ на жалобу не дается, о чем сообщается заинтересованному лицу, если его фамилия, имя, отчество (при наличии) и почтовый адрес поддаются прочтению. При получении письменной жалобы, в которой содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью, имуществу должностных лиц органа ГПН, а также членов их семей, орган ГПН вправе оставить жалобу без рассмотрения по существу поставленных в нем вопросов и сообщить заинтересованному лицу, направившему жалобу, о недопустимости злоупотребления правом.

130. В случае, если в жалобе заинтересованного лица содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми жалобами, и при этом в жалобе не приводятся новые доводы или обстоятельства, начальник (заместитель начальника) органа ГПН или уполномоченное должностное лицо органа ГПН вправе принять решение о безосновательности очередной жалобы и прекращении переписки с заинтересованным лицом по данному вопросу при условии, что указанная жалоба и ранее направляемые жалобы направлялись в один и тот же орган ГПН. О данном решении уведомляется заинтересованное лицо, направившее жалобу.

Если ответ по существу поставленного в жалобе вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, заинтересованному лицу, направившему жалобу, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в ней вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

Если в жалобе содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, жалоба подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.

Основания для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования

131. Основанием для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования решения или действия (бездействия) должностного лица органа ГПН является поступление в орган ГПН жалобы заинтересованного лица, изложенной в письменной или электронной форме с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации, о его несогласии с решением и (или) действием (бездействием) должностного лица органа ГПН, принятым или осуществленным по результатам проверки.

Заинтересованное лицо, направляющее жалобу на действия (бездействие) и решения должностных лиц органа ГПН, в обязательном порядке указывает в своей жалобе:

наименование государственного органа, в который направляется жалоба;

фамилию, инициалы должностного лица органа ГПН, которому подается жалоба;

свои фамилию, имя, отчество (при наличии), либо уполномоченного представителя;

сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;

наименование органа ГПН, фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица органа ГПН решения и действия (бездействие) которых обжалуются;

доводы, на основании которых заинтересованное лицо несогласно с решением и действием (бездействием) органа ГПН, должностного лица органа ГПН;

ставит личную подпись и указывает дату.

132. В случае необходимости в подтверждение своих доводов заинтересованное лицо может прилагать к письменной жалобе документы и материалы либо их копии. В таком случае в жалобе приводится перечень прилагаемых к нему документов. Если документы, имеющие существенное значение для рассмотрения жалобы, отсутствуют или не приложены к жалобе, решение принимается без учета доводов, в подтверждение которых документы не представлены.

Права заинтересованных лиц на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы

133. Заинтересованное лицо имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.

Органы государственной власти и должностные лица, которым может быть направлена жалоба заинтересованного лица в досудебном (внесудебном) порядке

134. Жалоба заинтересованного лица может быть направлена:

руководителю органа ГПН;

руководителю вышестоящего органа ГПН на решение или действие (бездействие) любых должностных лиц нижестоящего органа ГПН.

Органы ГПН и должностные лица органов ГПН:

обеспечивают объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение жалобы, в случае необходимости — с участием заинтересованного лица, направившего жалобу, или его законного представителя;

вправе запрашивать необходимые для рассмотрения жалобы документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц.

Сроки рассмотрения жалобы

135. Жалоба, поступившая в орган ГПН, подлежит обязательной регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления.

Жалоба рассматривается органом ГПН, должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации.

Результат досудебного (внесудебного) обжалования

136. По результатам рассмотрения жалобы на решение или действие (бездействие), принятое или осуществленное в ходе проверки, должностное лицо органа ГПН, рассматривавшего жалобу:

признает обжалуемые решение или действие (бездействие) должностного лица правомерными;

признает обжалуемые решение или действие (бездействие) должностного лица неправомерным и определяет меры, которые должны быть приняты с целью устранения допущенных нарушений, восстановления или защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов заинтересованного лица.

Результатом рассмотрения жалобы может быть полное, частичное удовлетворение заявленных претензий либо отказ в их удовлетворении с обоснованием причин.

Не допускается сокращение обжалуемых в предписании об устранении нарушений или по устранению несоответствия сроков устранения и (или) иное ухудшение положения лица, направившего жалобу, или лица, в отношении которого было принято обжалуемое решение, предпринято обжалуемое действие (бездействие) должностного лица.

Ответ на жалобу подписывается начальником (заместителем начальника) органа ГПН или уполномоченным на то должностным лицом органа ГПН и направляется по почтовому адресу, указанному в жалобе.

137. Обжалование решения о присвоении используемым объектам защиты и (или) территориям (земельным участкам) категории риска осуществляется в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации № 806.

Статья 16. Порядок оформления результатов проверки
Комментарий к статье 16
1. В комментируемой статье определен порядок оформления результатов проверки. Ранее этот порядок был определен в ст. 9 Закона 2001 г. о защите прав при проведении контроля, положения которой и воспроизведены, но со значительной долей детализации, о чем подробнее сказано ниже. Здесь же следует отметить, что в комментируемую статью не вошло положение п. 3 ст. 9 Закона 2001 г. о защите прав при проведении контроля, согласно которому в случае выявления в результате мероприятия по контролю административного правонарушения должностным лицом органа государственного контроля (надзора) составляется протокол в порядке, установленном законодательством РФ об административных правонарушениях, и даются предписания об устранении выявленных нарушений. Дело в том, что данная норма вошла в противоречие с нормами принятого позднее КоАП РФ, на что обращалось внимание в п. 1 письма Роспотребнадзора от 7 марта 2006 г. N 0100/2473-06-32 «О разъяснении отдельных положений действующего законодательства».
В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, должен быть составлен акт по установленной форме в двух экземплярах. Об этом же говорилось и в п. 1 ст. 9 Закона 2001 г. о защите прав при проведении контроля (речь шла, соответственно, об оформлении результатов мероприятия по контролю, а в качестве лиц, составляющих акт, назывались только должностные лица органа государственного контроля (надзора)), однако при этом не уточнялось, кем форма акта устанавливается. Понятно, что при этом подразумевались федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ, но прямое указание на это появилось только в ч. 1 комментируемой статьи.
Нововведением же можно считать то, что соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти утверждается типовой акт проверки, оформляемый в рамках проведения не только федерального, но и регионального государственного контроля (надзора), а также в рамках проведения муниципального контроля.
На основании п. 1 ст. 9 Закона 2001 г. о защите прав при проведении контроля типовые формы актов проверок утверждались федеральными органами исполнительной власти при принятии административных регламентов проведения проверок при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в качестве приложений к таким административным регламентам (о названных административных регламентах см. комментарий к ст. 4 Закона). Могли издаваться и самостоятельные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, утверждавшие типовые формы актов проверок.
Рассматриваемое положение ч. 1 комментируемой статьи реализовано с изданием упомянутого выше (см. коммент. к ст. 10 Закона) Приказа Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. N 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», которым в т.ч. утверждена типовая форма акта проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя (приложение 3).
2. Часть 2 комментируемой статьи определяет исчерпывающий перечень сведений, которые подлежат указанию в акте проверки.
В частности, это следующие сведения:
1) дата, время и место составления акта проверки;
2) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;
3) дата и номер распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;
4) фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку;
5) наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении проверки;
6) дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
7) сведения о результатах проверки, в т.ч. о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;
8) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица, индивидуального предпринимателя указанного журнала;
9) подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.
Практически такой же перечень сведений, включаемых в акт проверки, предусматривался в п. 1 ст. 9 Закона 2001 г. о защите прав при проведении контроля. Изменения незначительны, и носят они по большей части терминологический характер. Кроме того, учтены расширение сферы применения комментируемого Закона за счет включения в нее муниципального контроля, изменение наименований, служащих основанием для проведения проверки документов, а также уточнен перечень лиц, присутствовавших при проведении проверки. Но есть и отдельные изменения по существу. Так, ранее не предусматривалось указание в акте продолжительности проведения проверки, сведений о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи.
Как и ранее, для случаев, когда по результатам проверки нарушения не выявлены, внесение в акт проверки сведений об отсутствии выявленных нарушений прямо не предусмотрено. Тем не менее представляется очевидным, что указание таких сведений подразумевается в словах «в том числе» в п. 7 ч. 2 комментируемой статьи.
3. В ч. 3 комментируемой статьи определен перечень документов, которые или копии которых подлежат включению в приложения к акту проверки. В частности, это следующие документы:
протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды;
протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз;
объяснения работников юридического лица, работников индивидуального предпринимателя, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами;
предписания об устранении выявленных нарушений;
иные связанные с результатами проверки документы или их копии.
По сути, такой же перечень документов, прилагаемых к акту проверки, был определен в п. 1 ст. 9 Закона 2001 г. о защите прав при проведении контроля. Изменения носят лишь терминологический характер, но за одним исключением — ранее не предусматривалось приложение к акту проверки предписания об устранении выявленных нарушений.
4 — 5. В положениях ч. 4 и 5 комментируемой статьи определен порядок оформления и вручения акта проверки. Регламентируя данный вопрос, норма п. 2 ст. 9 Закона 2001 г. о защите прав при проведении контроля предусматривала следующее: один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю юридического лица или его заместителю и индивидуальному предпринимателю или их представителям под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле органа государственного контроля (надзора). Как видно, эти положения в комментируемой статье значительно детализированы.
Часть 4 комментируемой статьи изложена с 10 января 2016 г. полностью в новой редакции Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 263-ФЗ, внесшим изменения в отдельные законодательные акты РФ в части отмены ограничений на использование электронных документов при взаимодействии физических и юридических лиц с органами государственной власти и органами местного самоуправления. Этим же Законом внесены изменения в ч. 5 и 12 данной статьи.
В соответствии с ч. 4 комментируемой статьи акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения. Возможность составления акта в более поздний срок предусмотрена в ч. 5 статьи только для случаев, когда для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз. В этом случае акт проверки согласно данной норме должен быть составлен в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения мероприятий по контролю (о понятии рабочих дней см. коммент. к ст. 8 Закона).
В ч. 4 комментируемой статьи установлено, что один экземпляр акта проверки (в норме указано, что акт составляется в двух экземплярах, но это лишь дублирование правила ч. 1 данной статьи) с копиями приложений подлежит вручению проверенному субъекту или его представителю. Об этом шла речь и до принятия комментируемого Закона, но в рассматриваемой норме уточнен круг лиц, которым может быть вручен экземпляр акта: руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю. В соответствии с ч. 4 комментируемой статьи акт проверки вручается под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки (в ч. 5 данной статьи просто указано, что под расписку, но при этом с очевидностью подразумевается, что под одну из указанных расписок).
На случай отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также на случай отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки ч. 4 комментируемой статьи предусматривает, что акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля.
В ч. 4 комментируемой статьи также предусмотрено, что при наличии согласия проверяемого лица на осуществление взаимодействия в электронной форме в рамках государственного контроля (надзора) или муниципального контроля акт проверки может быть направлен в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю. При этом непосредственно определено, что акт, направленный в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт, проверяемому лицу способом, обеспечивающим подтверждение получения указанного документа, считается полученным проверяемым лицом. Данные положения введены Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 263-ФЗ. О понятии усиленной квалифицированной электронной подписи см. коммент. к ст. 9 Закона.
В случае если акт проверки составляется не непосредственно после ее завершения, этот акт в соответствии с ч. 5 комментируемой статьи вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт (при условии согласия проверяемого лица на осуществление взаимодействия в электронной форме в рамках государственного контроля (надзора) или муниципального контроля), способом, обеспечивающим подтверждение получения указанного документа (указание на направление акта проверки в форме электронного документа введено Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 263-ФЗ). При этом уведомление о вручении и (или) иное подтверждение получения указанного документа приобщаются к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля (положение введено Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 263-ФЗ). О понятии усиленной квалифицированной электронной подписи см. коммент. к ст. 9 Закона.
Непредставление акта проверки, согласно п. 6 ч. 2 ст. 20 комментируемого Закона, относится к грубым нарушениям требований данного Закона, т.е. в соответствии с ч. 1 указанной статьи является безусловным основанием для признания результатов проверки недействительными.
6. В ч. 6 комментируемой статьи содержится нововведение комментируемого Закона, предопределенное другим нововведением, содержащимся в ч. 5 ст. 10 данного Закона. Согласно второй из указанных норм внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подп. «а», «б» и «г» п. 2, п. 2.1 ч. 2 данной статьи, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Соответственно, для случаев, когда требовалось такое согласование, в ч. 6 комментируемой статьи предусмотрено, что в орган прокуратуры, которым принято решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки, подлежит направлению копия акта проверки (следует подчеркнуть, что именно копия, а не экземпляр акта). Направлена копия акта в соответствующий орган прокуратуры должна быть в течение пяти рабочих дней со дня составления акта проверки (о понятии рабочих дней см. коммент. к ст. 8 Закона).
7. В развитие установленного в п. 5 ст. 15 комментируемого Закона запрета должностным лицам органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении проверки распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну (за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ), в ч. 7 комментируемой статьи предусмотрено, что результаты проверки, содержащие информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную тайну, должны оформляться с соблюдением требований, предусмотренных законодательством РФ. Подобное правило содержалось в п. 4 ст. 9 Закона 2001 г. о защите прав при проведении контроля, но оно было предназначено только для случаев оформления результатов мероприятия по контролю, содержащих сведения, составляющие государственную тайну.
О законодательстве РФ, которым установлены требования к защите информации ограниченного доступа и которое, соответственно, подлежит применению при оформлении результатов проверки, содержащих информацию ограниченного доступа, см. коммент. к ст. 7 Закона.
8 — 11. В положениях ч. 8 — 11 комментируемой статьи предусмотрено и регламентировано ведение журнала учета проверок, причем во многом это регулирование воспроизводит ранее содержавшееся в п. 5 ст. 9 Закона 2001 г. о защите прав при проведении контроля в отношении ведения журнала учета мероприятий по контролю. Но есть и различия, первейшее из которых — изменение названия журнала (вместо журнала учета мероприятий по контролю речь идет о журнале учета проверок).
Часть 8 комментируемой статьи предусматривает право юридических лиц и индивидуальных предпринимателей вести журнал учета проверок. Однако до внесения Федеральным законом от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ с 15 ноября 2014 г. изменения речь шла не о праве, а об обязанности указанных лиц вести такой журнал. Такая обязанность предусматривалась и до принятия комментируемого Закона, но теперь федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному Правительством РФ, предоставлено полномочие по утверждению типовых форм таких журналов. Соответственно, журнал учета проверок должен вестись по установленной типовой форме.
Указанное полномочие реализовано с изданием упомянутого выше (см. коммент. к ст. 10 Закона) Приказа Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. N 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», которым в т.ч. утверждена типовая форма журнала учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля (приложение 4).
В ч. 9 комментируемой статьи установлено, что должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, вносят запись в журнал учета проверок о проведенной проверке. Данное правило продублировано в п. 13 ст. 18 комментируемого Закона в качестве обязанности указанных должностных лиц, но с оговоркой, что запись осуществляется в случае наличия журнала учета проверок у юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Часть 9 комментируемой статьи также определяет требования к содержанию указанной записи. Так, в записи должны быть указаны следующие сведения: наименование органа государственного контроля (надзора), наименование органа муниципального контроля; даты начала и окончания проведения проверки, время ее проведения; правовые основания, цели, задачи и предмет проверки; выявленные нарушения и выданные предписания; фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводящих проверку. Соответственно, предусмотрено, что запись заверяется подписью или подписями должностного лица или должностных лиц, проводящих проверку.
Практически такие же требования к записи, вносимой должностным лицом органа государственного контроля (надзора) в журнал учета мероприятий по контролю, содержались и в п. 5 ст. 9 Закона 2001 г. о защите прав при проведении контроля. Единственное, что изменилось, это отсутствие указания на необходимость внесения в журнал сведений о составленных протоколах, об административных правонарушениях (видимо, подразумевались протоколы об административных правонарушениях).
Как и ранее, для случаев, когда по результатам проверки нарушения не выявлены, внесение в журнал в составе записи о проведенной проверке сведений об отсутствии выявленных нарушений прямо не предусмотрено. Тем не менее представляется очевидным, что указание таких сведений подразумевается.
В соответствии с ч. 10 комментируемой статьи журнал учета проверок должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица, индивидуального предпринимателя (при наличии печати). Точно такие же требования (но без оговорки «при наличии печати») ранее содержались и в п. 5 ст. 9 Закона 2001 г. о защите прав при проведении контроля. Оговорка «при наличии печати» включена Федеральным законом от 6 апреля 2015 г. N 82-ФЗ <296>, внесшим изменения в отдельные законодательные акты РФ в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ.
———————————
<296> pravo.gov.ru. 2015. 7 апреля.
Как предусмотрено в ч. 11 комментируемой статьи, при отсутствии журнала учета проверок в акте проверки делается соответствующая запись (т.е. запись о том, что такой журнал не ведется). Такое же правило содержалось и в п. 5 ст. 9 Закона 2001 г. о защите прав при проведении контроля. Исходя из положений ч. 8, 10 и 11 соответствующая запись в акте проверки должна быть сделана также в случае, если журнал учета проверок ведется не по установленной форме, и в случае, если журнал учета проверок не прошит, не пронумерован и (или) не удостоверен печатью юридического лица, индивидуального предпринимателя.
12. Часть 12 комментируемой статьи содержит нововведение комментируемого Закона о праве юридического лица, индивидуального предпринимателя, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений представить возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. В отношении порядка реализации этого права в данной норме предусмотрено следующее:
возражения представляются в письменной форме в соответствующие орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля (т.е. в орган, должностными лицами которого проводилась проверка) в течение 15 дней с даты получения акта проверки. Речь идет о календарных днях, поскольку при определении сроков в рабочих днях в нормах комментируемого Закона на это содержится прямое указание;
при представлении возражений юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе приложить к этим возражениям документы, подтверждающие обоснованность этих возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля. При этом предусмотрено, что указанные документы могут быть направлены в форме электронных документов (пакета электронных документов), подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью проверяемого лица (данное положение введено упоминаемым выше Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 263-ФЗ).
В положениях ч. 12 комментируемой статьи видится аналогия с нормой п. 6 ст. 100 части первой НК РФ в прежней редакции (т.е. в ред. Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ), в которой предусматривалось, что лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки, вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. Там же предусматривалось, что при этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений. В то же время в указанной норме с учетом положения п. 6 ст. 61 данного Кодекса речь шла о рабочих, а не о календарных днях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *