Очередность уплаты налогов

Статьей 31 Федерального закона от 23 декабря 2003 года N 186-ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год» установлено, что при недостаточности денежных средств на счете налогоплательщика для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание средств по расчетным документам, предусматривающим платежи в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов, а также перечисление или выдача денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, производятся в порядке календарной очередности поступления указанных документов после перечисления платежей, осуществляемых в соответствии с настоящей статьей в первую и во вторую очередь.- Примечание изготовителя базы данных.____________________________________________________________________
1. При наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность), если иное не предусмотрено законом.

2. При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств осуществляется в следующей очередности: в первую очередь по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;во вторую очередь по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими или работавшими по трудовому договору (контракту), по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;в третью очередь по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), поручениям налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также поручениям органов контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление сумм страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов;в четвертую очередь по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;в пятую очередь по другим платежным документам в порядке календарной очередности.Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.(Пункт в редакции, введенной в действие с 14 декабря 2013 года Федеральным законом от 2 декабря 2013 года N 345-ФЗ.

Комментарий к статье 855 Гражданского Кодекса РФ

1. Очередность платежей — определенная законодательством последовательность списания средств с банковских счетов по нескольким расчетным документам, срок оплаты которых уже наступил. Статья 855 ГК устанавливает два правила определения очередности платежей со счетов, принадлежащих как клиентуре, так и кредитным организациям.

Первое относится к тем случаям, когда остаток на счете позволяет полностью рассчитаться по всем требованиям, предъявленным к счету. В этой ситуации предъявленные к счету расчетные документы должны оплачиваться в порядке календарной очередности платежей, т.е. в порядке их поступления в банк плательщика (наступления срока платежа). Исключения из этого правила могут быть предусмотрены законом, который пока отсутствует.

2. Второе правило поменяется при недостаточности средств на счете плательщика для удовлетворения всех предъявленных к нему требований. Для этого случая статья устанавливает шесть групп очередности платежей. К первой, второй и пятой очереди отнесены определенные требования, обоснованность которых подтверждена соответствующим исполнительным документом (ст. 339 ГК). Аналогичные требования, не основанные на исполнительном документе, подлежат оплате в шестую очередь.

3. Документы, не оплаченные в срок из-за отсутствия средств на счете, помещаются банком в картотеку к внебалансовому счету N 9929 «Расчетные документы, не оплаченные в срок» (картотека N 2). В случае изменения законодательства об очередности платежей, документы, находящиеся в картотеке N 2 и не оплаченные на дату вступления в силу соответствующего закона, в дальнейшем должны оплачиваться только с учетом новой очередности платежей, а картотека N 2 надлежащим образом пересматриваться.

4. Платежи, отнесенные к определенной группе, должны производиться после полного погашения всех предшествующих групп. В соответствии с письмом ЦБ РФ от 01.03.96 N 245 списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов или наступления сроков платежа. Указанный нормативный акт не определяет, в какой последовательности должны оплачиваться расчетные документы, отнесенные к одной очереди, если по закону они должны представляться в банк одновременно (оплата труда, платежи в ПФР, подоходный налог, платежи в ФСС РФ и Государственный фонд занятости населения РФ). Указанная проблема частично решена п. 31 Инструкции ГНС от 29.06.95 N 35 «По применению Закона РФ «О подоходном налоге с физических лиц» и п. 50 Инструкции Госбанка СССР от 26.11.84 N 27 «По кассовому исполнению государственного бюджета СССР». Этими нормативными актами установлено следующее. Если на счете работодателей недостаточно денежных средств, необходимых для оплаты труда в полном объеме и перечисления в бюджет удержанного подоходного налога, то налог перечисляется в бюджет в сумме, пропорциональной размеру выплачиваемых физическим лицам средств на оплату труда. При этом в платежных поручениях на перечисление удержанного подоходного налога в графе «Назначение платежа» указывается, что налоги перечисляются в суммах, пропорциональных остатку средств на счете. Платежные поручения на перечисление взносов на социальное страхование выписываются организациями — плательщиками полностью. Эти поручения исполняются банками после полного удовлетворения требований по заработной плате и перечисления сумм налогов, удержанных из заработной платы.

5. Во вторую и третью очередь подлежат оплате расчетные документы о выдаче или перечислении средств на оплату труда. Перечень выплат, включаемых в понятие «оплата труда», следует определять на основании Инструкции Госкомстата РФ от 10.07.95 N 89 «О составе фонда заработной платы и выплат социального характера».

6. На практике нередко возникает вопрос, какой документ следует помещать в картотеку N 2, если на счете клиента отсутствуют средства, необходимые для выдачи средств на заработную плату. В письме от 19.11.96 N 17-2-11/978 Департамент методологии и организации расчетов ЦБ РФ пояснил, что в этом случае в картотеку N 2 может быть помещено заявление клиента о выдаче средств с указанием сроков, за которые выплачивается заработная плата.

7. Правило п. 2 ст. 855 ГК применяется для определения очередности платежей по долгам владельца счета. Поэтому оно не должно использоваться в тех случаях, когда со счета организации-работодателя производится оплата долгов ее работника. Перечисление этих платежей может быть возложено на организацию законодательством (алименты по исполнительным листам, подоходный налог, платежи в ПФР) или распоряжением работника (добровольные алименты, платежи за приобретенные в кредит товары и т.п.). Возникает вопрос, в какую очередь следует оплачивать соответствующие им расчетные документы. Если бы указанные вычеты из зарплаты работника не производились, то он получил бы причитающиеся ему суммы в третью очередь и имел бы возможность самостоятельно оплатить свои долги. Поэтому было бы нелогично осуществлять такие платежи в шестую очередь. Следовательно, суммы произведенных работодателем вычетов из заработной платы работника должны перечисляться в ту же очередь, что и средства на оплату труда, т.е. в третью. Исключение составляют только операции по перечислению сумм алиментов на основании исполнительных листов — первая очередь.

8. На практике имеется немало случаев, когда налоговые инспекции предъявляют налогоплательщикам и их банкам требования о перечислении налогов не в четвертую, а в первую очередь. Свои претензии они основывают на норме совместного письма Минфина РФ (N 76), ГНС РФ (N ВГ-6-09/597) и ЦБ РФ (N 318) от 22.08.96. Между тем это письмо противоречит п. 2 ст. 855 ГК и поэтому не подлежит применению (см. Постановления Государственной Думы от 11.10.96 N 682-II ГД и N 683-II ГД // РГ. 22.10.96).

9. Практические работники нередко испытывают достаточно серьезные затруднения при определении очередности списания со счета сумм штрафных санкций, подлежащих внесению в бюджет и во внебюджетные фонды. Указанные санкции можно рассматривать как «платеж» или «отчисление» в бюджет или в соответствующий внебюджетный фонд, о котором идет речь в абз. третьем и четвертом п. 2 ст. 855 ГК. Поэтому эти суммы должны быть перечислены в ту же очередь, в какую подлежит переводу срочный взнос или недоимка (т.е. соответственно в третью или четвертую, а не в шестую очередь).

10. Очередность платежей, установленная ст. 855 ГК, применяется только при осуществлении безналичных расчетов, в т.ч. при обращении взыскания на безналичные денежные средства должника. При обращении взыскания на иное имущество должника применяется очередность, установленная ст. ст. 420 — 423 ГПК. В случае признания юридического лица банкротом платежи с его счета осуществляются в очередности, предусмотренной ст. 64 ГК.

11. При наличии нескольких счетов плательщика в одном и том же банке очередность платежей, установленная ст. 855 ГК, применяется по каждому счету в отдельности.

Другой комментарий к статье 855 ГК РФ

1. Порядок списания денежных средств со счета клиента зависит от того, достаточно ли на счете денежных средств для удовлетворения поступающих требований.

При наличии на счете денежных средств их списание со счета производится в календарной очередности — в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание.

Иной порядок списания денежных средств со счета может быть предусмотрен законом. В настоящее время такого закона нет.

Стороны своим соглашением не могут предусмотреть иной порядок списания средств со счета. Такой договор не допустим ни между банком и клиентом, ни между клиентом банка и его контрагентом по договору.

2. Если денежных средств на счете недостаточно для удовлетворения всех предъявленных к нему требований, списание осуществляется в порядке очередности, предусмотренной п. 2 ст. 855, которая устанавливает шесть очередей требований, по которым может производиться списание. Тем не менее фактически сложилось пять очередей, что связано с признанием несоответствующим ст. 19 Конституции РФ абз. 4 п. 2 коммент. ст., устанавливающего третью очередь требований. В связи с этим предполагается внесение соответствующих изменений в ст. 855. До принятия таких изменений абз. 4 применению не подлежит как не имеющий юридической силы. С 1998 г. по настоящее время третья и четвертая очереди платежей, предусмотренные п. 2 ст. 855, объединяются в одну очередь ежегодным законом о федеральном бюджете на очередной год.

Списание денежных средств по требованиям одной очереди производится в порядке календарной очередности поступления документов. Исполнение расчетных документов осуществляется только по требованиям, срок платежа по которым уже наступил. Если клиент имеет в банке несколько счетов одного вида, очередность списания определяется отдельно по требованиям, предъявленным к каждому счету.

Разделение требований на очереди зависит не только от правовой природы самих требований, но и от предъявляемого в банк документа. Так, аналогичные требования могут быть помещены в разные очереди в зависимости от того, по какому документу они предъявляются. Платежи по исполнительным документам, закрытый перечень которых содержится в ст. 12 Закона об исполнительном производстве, имеют приоритет перед платежами по иным платежным документам. По такому признаку отличаются, напр., требования, отнесенные ко второй и третьей очередям, а также к пятой и шестой.

Требования залогодержателей в отдельную очередь не выделяются, так как денежные средства, находящиеся на банковском счете, не могут быть предметом залога (п. 3 информационного письма ВАС от 15 января 1998 г. N 26 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением арбитражными судами норм Гражданского кодекса Российской Федерации о залоге» // Вестник ВАС. 1998. N 3).

3. К первой очереди относятся требования по исполнительным документам о возмещении вреда жизни и здоровью, а также о взыскании алиментов. К первой очереди не могут быть отнесены аналогичные требования по иным документам, кроме исполнительных. Так, заявление плательщика о добровольной уплате алиментов не является исполнительным документом, поэтому перечисление на его основании производится по пятой группе очередности платежей (письмо ЦБ РФ от 7 мая 1996 г. N 17-2-13/318 «Об очередности платежей с расчетных, текущих, бюджетных счетов юридических лиц» // Документ опубликован не был).

Во вторую очередь производится списание по исполнительным документам о выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности.

В соответствии с п. 1 ст. 5 ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» (СЗ РФ. 2008. N 48. Ст. 5499) до внесения изменений в п. 2 ст. 855 при недостаточности денежных средств на счете налогоплательщика для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств по расчетным документам, предусматривающим платежи в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также перечисление или выдача денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, производятся в порядке календарной очередности поступления указанных документов после перечисления платежей, отнесенных п. 2 ст. 855 к первой и второй очередям.

Таким образом, фактически третью очередь требований составили платежи в бюджеты и платежи по оплате труда по любому расчетному документу, кроме исполнительных документов.

В рамках данной очереди в банк могут поступать разные требования по одному расчетному документу (оплата труда, платежи в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования и т.п.), поэтому при недостаточности средств на счете для удовлетворения всех требований к ним нельзя применить календарную очередность. В соответствии с ч. 6 п. 31 Инструкции ГНС N 35 «По применению Закона РФ «О подоходном налоге с физических лиц» (Российские вести. 1995. N 169, 174, 179) если на счете организации-работодателя недостаточно средств для оплаты труда в полном объеме и перечисления в бюджет удержанных сумм подоходного налога, то налог перечисляется в бюджет с фактически выплаченных физическим лицам сумм.

В очередности, предусмотренной для списания основного платежа, исполняются также расчетные документы на списание сумм штрафов, пеней и других финансовых санкций, поступающих в доходы бюджетов всех уровней и внебюджетные фонды (письмо ЦБ РФ от 2 декабря 1996 г. N 144-96 «Об очередности списания штрафных и иных санкций» // Вестник Банка России. 1996. N 67).

В четвертую очередь производится списание денежных средств по требованиям, отнесенным п. 2 ст. 855 к пятой очереди, — по другим денежным требованиям на основании исполнительных документов.

Наконец, в пятую очередь производится списание денежных средств по требованиям, отнесенным п. 2 ст. 855 к шестой очереди, — по другим платежным документам.

4. Платежи, отнесенные к одной очереди, производятся после оплаты требований предыдущей очереди.

Если по окончании операционного дня предъявленные в банк платежные документы не могут быть оплачены в связи с отсутствием средств на счете клиента, денежные средства списываются со счета плательщика и отражаются по балансовому счету учета средств, списанных со счетов клиентов, но не проведенных по корреспондентскому счету (субсчету) кредитной организации в связи с недостаточностью денежных средств на счете (п. 4.3 Положения ЦБ РФ N 2-П).

Неисполненные расчетные документы помещаются в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных документов к корреспондентскому счету: расчетные документы по исполнительным документам — в картотеку в подразделении расчетной сети Банка России, а расчетные документы по другим платежам — в картотеку, ведущуюся в банке (п. 4.4 Положения ЦБ РФ N 2-П). В картотеке расчетные документы распределяются в порядке очередности, предусмотренной п. 2 ст. 855.

5. Очередность списания денежных средств, предусмотренная п. 2 ст. 855, императивно устанавливает порядок списания. Другая очередность не может быть установлена ни другим законом, ни договором.

С формулировкой третьей очереди и возникла неопредённость в действиях налогоплательщиков, да и сотрудников банков тоже. Конституционный Суд РФ, в своём Постановлении от 23 декабря 1997 года № 21-П требовал от законодателей совсем другого.

Третья очередь предусматривает расчеты по заработной плате с сотрудниками. В эту же очередность исполняются все поручения налоговых органов и внебюджетных фондов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты всех уровней, на списание и перечисление сумм страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов. Про платежные поручения на уплату налогов и страховых взносов самим налогоплательщиком ничего не сказано.

Вот текст пункта 1 резолютивной части Постановления Конституционного Суда, цитируем:
«1. Признать не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статье 19 (часть 1), положение абзаца четвертого пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходя из того, что установленное в абзаце пятом этого пункта обязательное списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, означает только взыскание задолженности по указанным платежам на основании поручений налоговых органов и органов налоговой полиции, носящих бесспорный характер».

Поясним. Конституционный Суд признал незаконным разделение очередей по списанию денег со счетов по требованиям налоговых органов (ранее 4 очередь) и по платежкам самих налогоплательщиков (ранее 3 очередь). И постановил, что списание средств на заработную плату, перечисления налогов по требованиям налоговых органов, и по платежным поручениям самих налогоплательщиков должны производиться в одной очереди.

А теперь читаем текст новой нормы, которую законодатели ввели в действие с 14.12.2013 года, цитируем:
«в третью очередь по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), поручениям налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также поручениям органов контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление сумм страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов;».

Как видите, однозначно понять, что третья очередь распространяется и на поручения налоговых органов, внебюджетных фондов, и на платежные поручения самого налогоплательщика, из такой формулировки невозможно.

Однако следует понимать, что словосочетание «платежным документам», указанное в начале абзаца третьей очереди может относиться и к налоговым платежкам предпринимателей и организаций, поскольку, это одно предложение. Кроме того, налоговые органы и внебюджетные фонды не направляют в банки «поручения» на перечисление задолженности со счетов клиентов банка. Они направляют «требования», либо «инкассовые поручения» на списание задолженности со счетов налогоплательщиков. И ещё. Если внимательно читать норму абзаца о третьей очереди платежа, то в пользу проставления третьей очереди самими налогоплательщиками говорит и фраза «на списание и перечисление». Поручения на перечисление задолженности направляют только сами плательщики и владельцы банковских счетов. Поэтому, следовало бы понимать правильно текст данного абзаца со словом «поручения». И, учитывая Постановление Конституционного Суда от 23.12.97 г. № 21-П (см. выше), следовало бы ставить цифру 3 в поле «очередность платежа» для всех перечислений:

  • налогов;
  • сборов, то есть любой оплаты за совершение юридически значимых действий в бюджеты всех уровней: за выдачу лицензий, выписок из ЕГРЮЛ и ЕГРИП, копий уставов и т.п.;
  • государственных пошлин;
  • страховых взносов в ПФР, ФФОМС РФ и ФСС РФ;
  • заработной платы на карточки работникам.

Если же считать, что платежки самих предпринимателей на уплату налогов и страховых взносов такой формулировкой нового закона депутаты и чиновники отнесли к очереди 5, то это будет означать, что они приняли закон, снова противоречащий Конституции РФ и вопреки Постановлению Конституционного Суда РФ. Но мы с вами знаем, что так поступить депутаты не могут 🙂 А, значит, платежки по налогам, сборам и страховым взносам нужно бы формировать с указанием очереди 3. Значительная часть банков в России так и требует. Но таких банков с каждым днем всё меньше. Вот и Сбербанк России, в котором сотрудники начиная с 14 декабря требовали писать очередь 3 при оформлении платежек по налогам и взносам, с 23 декабря изменил своё же решение и теперь требует ставить очередь 5 в поручениях на перечисление в бюджеты и внебюджетные фонды. Банк «Акция» же, напротив, даже сегодня, 17 апреля требует ставить в платежках очередность 3. Дурдом 🙂

В том случае, если ваш банк не станет принимать платежные поручения по налогам и взносам с 3-й очередью, и тем более, покажет вам, например, разъяснения Банка России на этот счет, то у вас два выхода. Либо поставить такую очередь, какую требует ваш банк, либо внимательно прочитайте заключительную часть данной статьи. Ничего не поделаешь — анархия в государственном управлении возрастает, и мы все становимся жертвами такой ситуации в стране. Это не первый, и, думается, не последний криво написанный закон. И не первый случай, когда разработчики законов не учитывают или не правильно учитывают судебные акты Высших Судов Российской Федерации.

Будет очень странно, если Коституционный Суд РФ пропустит подобный «ляп» сочинителей закона из правительства и законодателей. Возможно, следует ожидать нового судебного акта КС РФ. И, тогда, всё начнется с начала, как в 1997 году.

Кстати, даже Центральный Банк России воздержался от каких-либо подробных комментариев нового порядка списания средств со счетов плательщиков. Вот текст письма ЦБ РФ, опубликованный в «Вестнике Банка России» полностью:
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 13 декабря 2013 г. N 239-Т
ОБ ИСПОЛНЕНИИ
РАСПОРЯЖЕНИЙ О ПЕРЕВОДЕ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ
В СВЯЗИ СО ВСТУПЛЕНИЕМ В СИЛУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
ОТ 2 ДЕКАБРЯ 2013 ГОДА N 345-ФЗ
В связи со вступлением в силу Федерального закона от 2 декабря 2013 года N 345-ФЗ «О внесении изменения в статью 855 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 345-ФЗ) Банк России разъясняет следующее.
Распоряжения о переводе денежных средств, помещенные в очередь не исполненных в срок распоряжений до вступления в силу Федерального закона N 345-ФЗ, подлежат исполнению в очередности, установленной Федеральным законом N 345-ФЗ. При этом значение очередности платежа, указанное в распоряжении о переводе денежных средств, банками не изменяется.
Со вступлением в силу Федерального закона N 345-ФЗ нормы пункта 2.10 Положения Банка России от 19 июня 2012 года N 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств» применяются с учетом его требований.
Доведите настоящее письмо до кредитных организаций и других клиентов Банка России. Настоящее письмо подлежит опубликованию в «Вестнике Банка России».
Заместитель Председателя
Банка России Т.Н.ЧУГУНОВА

А вот Минфин России, в своем письме от 20.01.14 № 02−03−11/1603 выразился более конкретно. Однако, письмо и не является нормативным документом, но лишь выражает мнение финансового ведомства, мы теперь хотя бы мнение официального органа знаем. И будем писать очередь 5 во всех платежных поручениях на уплату налогов и страховых взносов, если изготавливаем их сами, даже если уплачивается задолженность по имеющемуся требованию налогового органа или внебюджетного фонда. Хотя это и выглядит абсурдным, в том числе, и с точки зрения Конституционного Суда РФ, но свои нервы дороже.

Вот цитата из этого письма:

«Учитывая вышеуказанные нормы Кодекса и Положения N 383−П, по мнению Департамента, в реквизите «Очередность платежа» платежных поручений по перечислению платежей в доход бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, представленных в подразделение банка на бумажном носителе, при наличии на банковском счете необходимого для осуществления указанных платежей остатка денежных средств плательщик указывает цифру 5.»
Полный текст письма вы можете скачать по ссылке внизу статьи, поскольку в нём так же подтверждается наше мнение, изложенное в заключительной части данной статьи.

Оформлять перечисление работнику оплаты по договору подряда, а так же страховых взносов по договорам добровольного страхования, следует уже с указанием 5-й очереди.

Что такое очередность платежа в платежном поручении

Одно из полей, которое должен оформить плательщик при составлении платежного поручения, называется «очередность платежа» и имеет номер 21. Как следует из пояснений к порядку заполнения платежных поручений (прил. 1 к положению Банка России от 19.06.12 № 383-П), в реквизите «очер. плат.» цифрой указывается очередность платежа в соответствии с федеральным законом.

Общая последовательность списания денежных средств со счета установлена в пункте 2 статьи 855 Гражданского кодекса РФ (заметим, что часть вторая ГК РФ введена в действие Федеральным законом от 26.01.96 № 14-ФЗ).

Согласно этой норме, в первую очередь проводятся платежи на основании исполнительных документов, которыми предписано удерживать (взыскивать) алименты или средства на возмещение вреда жизни и здоровью.

Бесплатно рассчитывать зарплату с удержанием алиментов и стандартными вычетами по НДФЛ

Вторая очередь платежей — это переводы в рамках исполнительных документов на перечисление заработной платы, выходных пособий или авторских вознаграждений.

«Обычная» зарплата (в т.ч. задолженность, выплачиваемая в добровольном порядке, а не по исполнительному листу) перечисляется со счета в третью очередь. Также в третью очередь будут списаны деньги на основании инкассовых поручений ИФНС, ПФР и ФСС.

Четвертую очередь составляют платежи по исполнительным документам, предусматривающим любые другие взыскания (задолженность по договорам, штрафы, неустойки и т.п.).

В пятую очередь перечисляются все остальные платежи.

ВАЖНО. В рамках одной очереди платежные поручения исполняются в порядке поступления их в банк.

Бесплатно заполнить платежку в бухгалтерском веб‑сервисе

Зачем обозначать очередность платежа в платежке

Пункт 1 статьи 855 ГК РФ гласит: если на счете достаточно денег для исполнения всех требований, предъявленных к счету, списание средств проводится в порядке поступления платежек. Схожая норма содержится в пункте 2.10 положения № 383-П. В нем сказано, что при достаточности денежных средств на банковском счете плательщика распоряжения (платежные поручения) подлежат исполнению в последовательности поступления их в банк.

Соответственно, установление очередности платежей нужно, в первую очередь, на тот случай, если на счете в какой-то момент не окажется средств для исполнения всех платежек. Тогда банк будет перечислять деньги не в календарной последовательности, а с учетом очередности, обозначенной в поле 21.

Кроме того, фиксация в платежном поручении очередности платежа нужна на случай ареста или блокировки счета. В таких ситуациях банк вправе проводить платежи, которые занимают более высокую ступеньку в очереди, чем те, ради которых счет был арестован (заблокирован). К примеру, вынесение налоговиками решения о приостановлении операций из-за неуплаты налогов (ст. 76 НК РФ), не помешает банку переводить алименты и зарплату по исполнительным документам.

Какую очередность платежа указать в 2020 году

При заполнении поля 21 платежных поручений в 2020 году нужно придерживаться следующей очередности.

Для перевода платежей по налогам, сборам, взносам следует проставить 5 (письмо Минфина от 20.01.14 № 02-03-11/1603). Эту же цифру нужно указать в поле 21 платежки на перечисление госпошлины, поскольку она является федеральным сбором. Также этим кодом обозначаются пени и штрафы, которые плательщик вносит на основании требования налоговиков.

При перечислении заработной платы нужно вписать цифру 3. Данный код указывается в том числе в случае добровольного погашения долга по зарплате. Если же задолженность выплачивается по исполнительному листу или решению Трудинспекции, то в поле 21 платежки проставляется 2.

Для платежей по алиментам указывается 1. Данный код применяется вне зависимости от основания удержания алиментов (исполнительный лист, судебный приказ или нотариальное соглашение).

Для платежей по исполнительным листам очередность может варьироваться: возможны 1-я, 2-я и 4-я очереди. Все зависит от сути платежа, указанного в исполнительном документе. Например, как уже было сказано, деньги по исполнительным листам на взыскание алиментов должны списываться в первую очередь. Также к первой очереди относятся платежи по исполнительному листу, в котором установлены обязательства по компенсации вреда жизни и здоровью.

Платежи по исполнительным листам на взыскание заработной платы, выходного пособия и авторских вознаграждений требуют указания цифры 2 в поле 21. А платежи по всем остальным исполнительным листам проводятся в четвертую очередь.

ВНИМАНИЕ. Кредитное учреждение не вправе отказать в приеме платежного поручения, если в нем неверно указана очередность платежа (письмо Минфина от 04.10.17 № 05-07-06/64623).

Бесплатно заполнить платежку в сервисе, где действующие КБК и другие реквизиты подставляются автоматически

Очередность платежей при аресте счета

Арест денежных средств на счете (например, в качестве меры по обеспечению иска или для исполнения решения о взыскании налогов) сам по себе не может нарушать очередность списания, установленную статьей 855 ГК РФ. А значит, он не препятствует переводу платежей, которые имеют более высокую очередь, чем требование, из-за которого счет был заблокирован (разд. II информационного письма Президиум ВАС РФ от 25.07.96 № 6).

Например, если счет организации арестован на основании решения ИФНС в связи с неуплатой налогов, то по нему все равно могут проводиться платежи, которые относятся к первой и второй очередям. А если блокировка исходит от судебных приставов-исполнителей, у которых имеется исполнительный лист на перечисление платежей четвертой очереди, то с арестованного счета можно также выплачивать и текущую зарплату.

Формируйте платежки автоматически по данным электронного требования из ИФНС Формировать бесплатно

Очередность платежей при банкротстве

Если компания-плательщик находится на стадии банкротства, то к поручениям на перечисление текущих платежей предъявляются дополнительные требования. Они содержатся в пункте 2 статьи 134 Федерального закона от 26.10.02 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Так, в первую очередь удовлетворяются требования по текущим платежам, связанным с судебными расходами по делу о банкротстве; выплатой вознаграждения арбитражному управляющему; взысканием задолженности по выплате вознаграждения лицам, исполнявшим обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве.

Также к первой очереди относится оплата в пользу лиц, которых арбитражный управляющий обязан привлечь в рамках дела о банкротстве на основании закона (например, оплата услуг обслуживающего банка). В то же время оплата деятельности других специалистов, привлеченных управляющим по собственному усмотрению, причислена к третьей очереди.

Во вторую очередь удовлетворяются требования об оплате труда лиц, работающих или работавших (после даты принятия заявления о признании должника банкротом) по трудовому договору, и требования о выплате выходных пособий. К этой же очереди относится перечисление в бюджет НДФЛ, удержанного с текущей заработной платы (п. 41.1 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.09 № 60).

В четвертую очередь перечисляются коммунальные платежи, плата по договорам энергоснабжения и другие эксплуатационные расходы. Наконец, в пятую очередь попадают требования по всем другим текущим платежам.

ВНИМАНИЕ. В поле 21 платежного поручения «банкротная» очередность не отражается. Контроль за ее соблюдением осуществляет кредитная организация непосредственно при расходовании денежных средств со счета банкрота. Она проводит проверку по формальным признакам, определяя очередность платежа на основании сведений, которые содержатся в распоряжении или приложенных к нему документах (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 08.10.18 № Ф06-37700/2018).

Особенности наиболее востребованных кодов

Что значит очередность платежа 3

Указание цифры 3 в поле 21 платежного поручения означает, что это документ на перечисление заработной платы, которую работодатель выплачивает на добровольной основе. Если на счете организации недостаточно средств для удовлетворения всех требований, либо на него наложен арест, то деньги на основании такой платежки будут списаны в третью очередь. А именно: после денег по исполнительным документам на уплату алиментов, средств в качестве возмещения вреда жизни и здоровью, заработной платы, выходных пособий и авторских вознаграждений. Но до того, как банк начнет выполнять требования по иным исполнительным документам и по платежкам на перечисление выплат, отнесенных к пятой очереди.

Соответственно, если счет организации арестован в рамках исполнительного производства, возбужденного на основании исполнительного листа, который предусматривает взыскание средств в пользу контрагентов, то платежное поручение с цифрой 3 в поле 21 должно быть исполнено без каких-либо задержек. Заработная плата по такой платежке будет перечислена и в том случае, если ИФНС выставила на этот счет инкассовые поручения, но в банк они поступили позже, чем платежка от компании (п. 2 ст. 855 ГК РФ).

Что значит очередность платежа 5

Платежное поручение с цифрой 5 в поле 21 означает, что банку поручено перечисление текущих платежей, которые не являются заработной платой, и не связаны с выполнением требований по исполнительным документам. Банк должен принять такую платежку, если на счете организации хватает денег для удовлетворения всех имеющихся на эту же дату требований более высокого уровня. А также при условии, если счет не заблокирован, в том числе инкассовыми поручениями от ИФНС. Между собой платежки с цифрой 5 не конкурируют — банк исполняет их в порядке получения.

В заключение отметим, что правильное определение очередности платежа позволит верно заполнить платежное поручение и оперативно передать его в банк для исполнения. Это даст возможность проводить платежи без задержек, а в некоторых случаях —осуществлять выплаты с заблокированного счета.

Обратите внимание: ошибки при заполнении платежек можно исключить, если формировать платежные документы автоматически. Некоторые веб-сервисы для сдачи отчетности (например, «Контур.Экстерн») позволяют сформировать платежку в 1 клик на основе данных из декларации (расчета) или присланного инспекций требования об уплате налога (взноса). Все необходимые данные (реквизиты получателя, актуальные КБК, номера счетов управлений Федерального казначейства, коды для статуса плательщика) своевременно обновляются в сервисе без участия пользователя. При заполнении платежки все актуальные значения подставляются автоматически.

При заполнении платежных поручений на уплату налогов и страховых взносов в поле «Очередность платежа» необходимо указывать значение «5».
Об этом сообщил Минфин России в письме от 20.01.14 № 02-03-11/1603.
Как пояснили в Минфине России, из статьи 855 ГК РФ следует, что в третью очередь списываются средства на уплату налогов и взносов по поручениям контролирующих органов, носящим бесспорный характер.
Списание денежных средств по другим платежным документам осуществляется в порядке календарной очередности в пятую очередь. Это означает, что при самостоятельной (добровольной) уплате платежей в бюджет очередность в платежке обозначается цифрой «5».
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 января 2014 г. N 02-03-11/1603
Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел обращение об отказе подразделения банка в приеме платежных поручений по перечислению платежей в доход бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, представленных на бумажном носителе, в связи с неверным указанием в данных платежных поручениях очередности платежа и сообщает.
1) В соответствии с положениями «ст. 4» Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации.
Согласно «п. 1.1» Положения о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденного Банком России 19.06.2012 N 383-П (далее — Положение N 383-П), Банк России, кредитные организации (далее — банк) осуществляют перевод денежных средств, в том числе по банковским счетам, в соответствии с федеральным законом и нормативными актами Банка России (далее — законодательство) в рамках применяемых форм безналичных расчетов на основании предусмотренных «Положением» N 383-П распоряжений о переводе денежных средств (далее — распоряжение), составляемых плательщиками.
При этом перевод денежных средств осуществляется в рамках указанных в «п. 1.1» Положения N 383-П форм безналичных расчетов, одной из которых является расчет платежными поручениями.
В соответствии с требованиями «п. 1.8» Положения N 383-П кредитные организации самостоятельно утверждают внутренние документы, содержащие в том числе порядок выполнения процедур приема к исполнению, отзыва, возврата (аннулирования) распоряжений (платежных поручений), положения которого не должны противоречить «Положению» N 383-П.
Согласно «гл. 2» Положения N 383-П процедуры приема к исполнению платежных поручений предусматривают контроль значений реквизитов распоряжений (платежных поручений), который осуществляется в порядке, установленном банком, с учетом требований законодательства, значений реквизитов платежных поручений, их допустимости и соответствия.
Вместе с тем «Положение» N 383-П не содержит положений, предусматривающих отказ в приеме к исполнению банком распоряжения (платежного поручения) плательщика по причине неверного указания в соответствующем реквизите данного распоряжения (платежного поручения) очередности платежа.
Учитывая изложенное, по мнению Департамента, за разъяснениями о правомерности действий отделения банка, отказавшего плательщику в приеме платежных поручений по перечислению платежей в доход бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, представленных на бумажном носителе, в связи с неверным указанием в платежном поручении очередности платежа, следует обратиться в Банк России.
2) «Статьей 855» Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) установлена очередность списания денежных средств со счета.
Согласно положениям «п. 1 указанной статьи» при наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарной очередности), если иное не предусмотрено законом.
В «ст. 855» Кодекса Федеральным «законом» от 02.12.2013 N 345-ФЗ внесены изменения с учетом «Постановления» Конституционного Суда Российской Федерации от 23.12.1997 N 21-П, согласно которым при недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований в третью очередь осуществляется списание денежных средств по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), поручениям налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также по поручениям органов контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление сумм страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов.
Таким образом, исходя из действующей редакции «ст. 855» Кодекса в третью очередь осуществляется списание денежных средств по поручениям указанных выше органов, носящим бесспорный характер.
Списание денежных средств по другим платежным документам осуществляется в порядке календарной очередности в пятую очередь.
Согласно Приложению 1 к Положению N 383-П, в котором приведены перечень и описание реквизитов платежного поручения, в «реквизите» «Очередность платежа» цифрой указывается очередность платежа в соответствии с Федеральным законом «(Кодексом)» или не указывается в случаях, установленных банком.
В соответствии с «п. 2.10» Положения N 383-П при достаточности денежных средств на банковском счете плательщика распоряжения (платежные поручения) подлежат исполнению в последовательности поступления распоряжений (платежных поручений) в банк, получения акцепта от плательщика, если законодательством или договором не предусмотрено изменение указанной последовательности.
Учитывая вышеуказанные нормы «Кодекса» и «Положения» N 383-П, по мнению Департамента, в «реквизите» «Очередность платежа» платежных поручений по перечислению платежей в доход бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, представленных в подразделение банка на бумажном носителе, при наличии на банковском счете необходимого для осуществления указанных платежей остатка денежных средств плательщик указывает цифру 5.
Врио директора
Департамента бюджетной методологии
В.В.КВЕТКИН

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *