Операции ЦБ РФ

На особом месте функция Центрального банка как финансового агента правительства. Центральный банк осуществляет следующие операции: по размещению и погашению государственного долга, предоставлению кредитов на покрытие государственных расходов и дефицита государственного бюджета (функция кредитора государства), кассовому исполнению бюджета (прием, хранение и выдача государственных бюджетных средств, ведение учета и отчетности), ведению текущих счетов правительства, надзору за хранением, выпуском и изъятием из обращения монет и казначейских билетов, а также переводу валютных средств при осуществлении расчетов правительства с другими странами.

Основные функции центральные банки осуществляют через банковские операции: активные и пассивные.

Активные — операции по размещению банковских ресурсов. К активам Центральных банков относится иностранная валюта и золото, ссуды (правительству и банкам), вложения в ценные бумаги.

Пассивные операции — это операции по формированию банковских ресурсов. Главным источником ресурсов Центрального банка в большинстве стран является эмиссия банкнот (от 54 до 85% всех пассивов). На современном этапе выпуск банкнот полностью фидуциарный, т.е. не обеспечен золотом. Золотое обеспечение банкнот отменено, хотя в некоторых странах формально продолжают действовать законы, ограничивающие пределы фидуциарной эмиссии. Повсеместно отменено официальное золотое содержание денежных единиц.

К пассивам Центрального банка относятся: эмиссия банкнот; депозиты (средства казначейства и других правительственных ведомств); обязательства по полученным кредитам и займам; капитал и резервы.

Таким образом, эмиссия банкнот при кредитовании банков обеспечена векселями и другими банковскими обязательствами; при кредитовании государства — государственными долговременными обязательствами, а при покупке золота и иностранной валюты — соответственно золотом и иностранной валютой. Иначе говоря, обеспечением банкнотной эмиссии служат активы Центрального банка. В этом, в частности, проявляется взаимосвязь пассивных и активных операций банка. Размеры пассивной операции Центрального банка «эмиссия банкнот» зависят от его активных операций: ссуд банкам, казначейству (министерству финансов), покупки иностранной валюты и золота. В этом смысле можно сказать, что перечисленные активные операции Центрального банка первичны по отношению к пассивным.

Сказанное не означает, однако, что любая ссуда Центрального банка кредитной системе или государству связана с новым выпуском банкнот. Такие кредиты могут зачисляться на счета коммерческих банков.

Традиционными инструментами регулирования экономики для центральных банков является дисконтная (учетная) и залоговая политика, политика минимальных резервов, операции на открытом рынке, депозитная и валютная политика. Однако содержание стандартного набора методов воздействия и сочетание их применения банками различных стран отличаются, что объясняется различной ориентацией и уровнем стабильности национальной экономики. Но общая тенденция такова, что в настоящее время при реализации стратегии центральных банков все чаще приоритет отдается рыночным механизмам по сравнению с административными методами регулирования.

Дисконтная (учетная) политика центрального банка — одна из форм денежно — кредитной политики центрального банка, направленная на регулирование экономики, по которой Центральный банк предоставляет ссуды коммерческим банкам и переучитывает их векселя, называется официальной учетной ставкой, или учетной ставкой Центрального банка. Такая политика осуществляется путем повышения или понижения официальной учетной ставки в целях воздействия на объем кредита в стране, темп инфляции, а также состояние платежного баланса и валютный курс. Учетная ставка — ставка процентов, под которые резервная система предоставляет кредиты коммерчески банкам. Залоговая политика центрального банка также является одной из форм денежно — кредитной политики Центрального банка, направленной на регулирование экономики. Осуществляется при помощи выдачи гарантий выполнения денежных обязательств. Смысл дисконтной (учетной) и залоговой политики заключается в том, чтобы методом изменения условий рефинансирования коммерческих банков влиять на ситуацию на денежном рынке и рынке капиталов.

Если цель Центрального банка — удорожание рефинансирования кредитных институтов для уменьшения их кредитного потенциала, он должен поднять учетную ставку. Целью ЦБ является облегчение доступа коммерческих банков к рефинансированию путем переучета векселей, он снижает учетную ставку. Во втором случае кредитный потенциал коммерческих банков увеличится, а проценты по предоставляемым ими кредитам получает импульс к снижению. При осуществлении дисконтной или залоговой политики Центрального банка может селективно воздействовать на определенные отрасли народного хозяйства путем поощрения или ограничение приема к переучету или в залог векселей определенного рода изменением требований к качеству принимаемых в залог и к переучету векселей.

Политика обязательных (минимальных) резервов — требования минимальных резервов появились как страховка ликвидности кредитных институтов, как гарантия по вкладам клиентов. Поддерживая ликвидность банков, Центральный банк выполняет свою задачу «кредитора последней инстанции». Как инструмент денежной политики минимальные резервы выполняют двоякую роль: служат текущему регулированию ликвидности на денежном рынке и одновременно играют роль тормозов эмиссии кредитных денег коммерческими банками. За рубежом Центральными банками используется различная структура минимальных резервов, амплитуда и частота колебаний их величины, специфика начисления процентов, условия, предоставляемые кредитными институтами при их рефинансировании.

Эффективность инструмента обязательных резервов зависит от широты охвата ими различных категорий обязательств. Увеличивая спектр таких обязательств, Центральный банк уменьшает возможность обхода своих требований со стороны кредитных институтов. Размер ставок по минимальным резервам существенно колеблются по странам. В некоторых странах минимальные резервы практически не используются как инструмент жесткого регулирования, там центральные банки перешли на более гибкую политику открытого рынка.

Политика открытого рынка — проведение операций по покупке и продаже твердопроцентных ценных бумаг центральным банком за свой счет на открытом рынке. К ценным бумагам, с которыми обычно совершаются операции на открытом рынке, относятся: казначейские векселя, беспроцентные казначейские обязательства, облигации государственного займа, промышленные облигации, первоклассные краткосрочные ценные бумаги и др. Для оживления экономики Центральный банк увеличивает спрос на ценные бумаги. Он либо фиксирует курс, при достижении которого он скупает любой предлагаемый объем, либо приобретает определенное количество ценных бумаг данного типа независимо от курса предложения.

Если целью Центрального банка является уменьшение резервов банковского сектора, то он выступает на открытом рынке на стороне предложения. В этом случае у Центрального банка есть две возможности реализации своей цели: либо объявить курс, при достижении которого Центральным банком будет предложена любое количество ценных бумаг; либо предложить определенное количество ценных бумаг дополнительно. Данная политика открытого рынка приводит к возрастанию доходов от ценных государственных бумаг и к потере кредитными институтами части своих резервов.

Депозитная политика — регулирует движение потоков денежных средств между коммерческими банками и Центральным банком и тем самым оказывает влияние на состояние резервов кредитных институтов. Депозитные операции — операции кредитных учреждений по привлечению денежных средств во вклады и их размещение. Если проводится экспансивная депозитная политика, денежные средства государственного сектора экономики, размещения в Центральном банке, уменьшаются на определенную величину. Соответственно на эту величину возрастают резервы кредитных институтов. При увеличении резервов возрастает кредитный потенциал коммерческих банков, что при уравновешенном рынке ведет к снижению процентных ставок и росту инфляции. При проведении контрактивной депозитной политики достигается обратный результат — уменьшение банковских резервов, сокращение кредитного потенциала, рост процентных ставок, снижение темпов инфляции.

Валютная политика — (внешнеэкономическая функция Центрального банка) — ее направление и формы зависят от внутриэкономического положения данной страны и ее места в мировом хозяйстве. Средством реализации служат валютное регулирование и валютный контроль.

Валютное регулирование представляет собой комплекс мер по управлению внутренними валютными потоками, внешними платежами и переводами в целях воздействия на экономику и национальный валютный рынок. Валютное регулирование является одним из инструментов государственной денежно — кредитной политики. Это означает, что валютное регулирование должно ограниченно вписываться в общую систему денежного — кредитного регулирования и отвечать целям валютной политики государства — поддержанию стабильности национальной валюты, оптимизации платежного баланса, формированию золотовалютных резервов страны обеспечению международных расчетов.

С помощью инструментов валютного регулирования центральный банк страны создает условия для функционирования внутреннего валютного рынка, вырабатывает эффективные механизмы управления валютными потоками, обеспечивает возможность переориентации валютных ресурсов в приоритетные сферы экономики, позволяющие максимально учитывать интересы участников валютного рынка и внешнеэкономической деятельности. Система валютного регулирования представляет собой комплекс особых отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами в процессе совершения ими валютных операций и контролирующими субъектами (органами и агентами валютного контроля).

Валютный контроль в данном случае является оной из систем мер, принимаемых государством в целях обеспечения экономической безопасности. Это составная часть единой общегосударственной политики в области организации контроля за соблюдением законодательства в сфере валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций. Валютный контроль осуществляется органами валютного контроля (Центральный банк России, Правительство РФ) и их агентами (организации, которые могут осуществлять функцию валютного контроля в соответствии с законодательством).

Центральный банк обычно использует две основные формы валютной политики: дисконтную (учетную) политику, направленную на регулирование валютного курса и платежного баланса и девизную политику — при покупке или продаже иностранных валют (девизов), воздействуя в нужном направлении на изменение курса национальной денежной единицы.

Валютная политика центрального банка в форме проведения операций на валютном рынке проявляется в стимулировании экспорта или импорта. Направление желаемого движения капиталов зависит от приоритета политики Центрального банка в каждой конкретной экономической ситуации, что может выражаться в стимулировании товарного экспорта (демпинговая политика), либо в поддержании стабильного курса национальной валюты по отношению к иностранной валюте.

Операции Центральных банков отражаются в их балансах. Забалансовые операции — биржевые и финансовые услуги (управление портфелем инвестиций, консалтинг, аудит, получение кредитных карточек и аккредитование).

УДК 342.5

Г. В. Станкевич, Е. В. Касевич

БАНК РОССИИ КАК ОРГАН ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ: ОТДЕЛЬНЫЕ АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ

В статье анализируются такие публичные функции Банка России как валютное регулирование, валютный контроль и право нормотворчества в этой области. Особенность статуса Центрального Банка Российской Федерации в сфере валютных отношений определяется тем, что он одновременно является и органом валютного регулирования, и органом валютного контроля. Деятельность ЦБ РФ в валютной сфере тесно связана с его основными целями, в частности защитой и обеспечением устойчивости рубля, обеспечением стабильности и развития национальной платежной системы, обеспечением стабильности финансового рынка Российской Федерации. Даются авторские формулировки таких понятий как валютная интервенция,

валютный курс, валютные ограничения. Рассматриваются полномочия ЦБ РФ как органа валютного контроля. Поднимается вопрос о правовой природе нормативных актов ЦБ РФ в области регулирования валютных отношений.

В статье делается вывод о том, что в деятельности Банка России совмещены функции и организационно-правового, и правоустанавливающего, и правоприменительного характера, что может привести к возникновению проблем, связанных с конфликтом норм, полномочий и интересов.

Ключевые слова: Центральный Банк, валюта, валютное регулирование, валютный контроль, валютный курс, валютная интервенция, валютные ограничения.

G. V. Stankevich, E. V. Kasevich

THE BANK OF RUSSIA AS A BODY OF CURRENCY REGULATION AND CURRENCY CONTROL: SOME TOPICAL ASPECTS

Валютный контроль и валютное регулирование являются важными элементами государственной политики в области экономических отношений в любой стране. И Банк России выступает в роли одного из главных органов, осуществляющих данную деятельность. Но прежде чем рассматривать специфику этих функций Банка России, необходимо определить сущность этих процессов. По своей при-

роде валютное регулирование и валютный контроль являются административной составляющей механизма осуществления валютной политики государства, так же необходимой как и экономическая составляющая.

Правовой основой данных процессов является Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Федеральный закон уста-

навливает основные принципы, полномочия органов валютного регулирования, правовой статус резидентов и нерезидентов в области владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, а также права и обязанности агентов и органов валютного контроля.

Валютное регулирование можно определить как систему мер, применяемых уполномоченными органами государственной власти, и направленных на обеспечение порядка владения, пользования и распоряжения валютой и валютными ценностями. Валютное регулирование отдельными специалистами толкуется как вид государственного регулирования экономики, направление упорядочивания, соответствующих экономических отношений . Валютное регулирование ставится в один ряд с валютной монополией и свободной конвертируемостью (отсутствием валютных ограничений) и понимается как один из видов правового режима осуществления валютных операций. Валютные ограничения воспринимаются при этом как одна из особенностей режима валютного регулирования . Существует и точка зрения, которая рассматривает валютный контроль в разрезе с «правовым режимом». Согласно такой точке зрения возможно функционирование трех режимом валютного регулирования: валютная монополия, система валютных ограничений, отсутствие валютных ограничений (свободная конвертируемость валюты) . По мнению Ж. У. Курмангалиева, валютное регулирование есть межотраслевой правовой институт, объектом которого выступают общественные отношения, складывающиеся в рамках осуществления валютных операций . Данный подход предусматривает включение в понятие не только правомерное поведение субъектов, но противоправное.

Основополагающую роль в осуществлении валютного регулирования играют органы, осуществляющие его. Органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный Банк России и Правительство РФ. Данный перечень является исчерпывающим. Раннее действующий закон, регулирующий валютное регулирование в стране, определял в качестве органа валютного регулирования только Центральный Банк РФ. В целом нельзя говорить об абсолютной концентрации полномочий в области валютного регулирования в руках этих двух органов. В настоящих условиях актуальной становится и проблема организации надгосударственного валютного регулирования. На международном уровне действуют международные финансовые организации, ко-

торые занимаются решением проблем валютного регулировании и достижением наиболее оптимальных условий для осуществления валютных операция по всему миру. Среди таких организаций необходимо выделить Международный банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд, Международный банк Содружества Независимых Государств и т.д. Каждая из этих организаций вырабатывает как универсальные нормы, так и работает на двустороннем уровне, заключая международные договоры, регулирующие валютные операции, осуществляемые на мировых финансовых рынках. Тесное сотрудничество нашей страны с международными организациями в последнее время вызвано с политикой, направленной на достижение полной конвертируемости рубля, отмене валютных ограничений и в установлении режима управляемого курса рубля, который бы плавно реагировал на изменения в экономической ситуации. Все это достигается в рамках общей денежно-кредитной политики, проводимой Центральным Банком России как главным органом ее осуществления.

Говоря о методах, используемых Банком России при осуществлении валютного регулирования можно говорить об административных методах, выражающихся в издании специальных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в данной сфере, и об экономических методах, связанных с непосредственным осуществлением операций валютной политики. По мнению М. С. Неретина, в качестве основных методов Банка России стоит выделять валютные интервенции и установление Банков официального курса валют.

Валютная интервенция — это метод государственного воздействия на процессы формирования курса национальной валюты, применяемый Центральным банком РФ на внутригосударственном и международном валютном рынке. Они возможны путем совершения сделок купли-продажи национальной валюты с целью регулирования ее курса. Банк России покупая иностранную валюту, увеличивает государственный резерв иностранной валюты. Таким образом достигается основная цель валютной интервенции -оптимизация курса национальной валюты . Как указывают эксперты, валютная интервенция проводится Центральным банком России с целью укрепить рубль и стабилизировать денежную систему. Для этого Банк России продает доллары, чтобы не дать упасть рублю на валютном рынке и тем самым воздействовать на покупательную силу денег, валютные курсы и на экономику страны в це-

лом. Если же Банк России начинает покупать доллары, то уже приводит к падению рубля. Обычно для интервенции Банком России используются официальные валютные резервы, поэтому политика в данной области должна быть осознанной и продуманной, поскольку любая ошибка может привести к истощению валютных резервов, а цель интервенции достигнута не будет.

Что касается, валютного курса, то его можно определить как соотношение двух валют при обмене. Цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах другой страны — так определяют данное понятие толковые словари. Это очень важная часть деятельности Центрального банка, поскольку рубль до сих пор не является свободно конвертируемой валютой, хотя и пытается к этому приблизится, а, следовательно, официальный курс валюты имеет значение и при расчете расходов и доходов государства, и при определении уровня инфляции, и для регулирования в области налогообложения и т.д. Валютный курс в настоящее время в России формируется за счет данных о соотношении спроса и предложения на конкретные валюты. Банк России ежедневно на основе информации о рыночном курсе рубля производит фиксирование его официального курса.

Разумеется, что кроме перечисленных методов Банк России использует и иные методы валютного регулирования. А именно, осуществляет действия по поддержанию курса рубля по отношению к иностранным валютам; определяет порядок движения капитала, устанавливает требования к операциям, совершаемым между резидентами и нерезидентами в порядке ст. 11 173-Ф3 и т.д.

Помимо валютного регулирования Банк России осуществляет и валютный контроль, который является важной частью финансового контроля государства. Он играет огромную роль, поскольку именно обеспечивает стабильность экономики, экономическую безопасность страны и, соответственно, оказывает влияние на все сферы общественных отношений в государстве. Нормативную основу валютного контроля составляет множество актов, среди которых ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», ФЗ «О Центральном Банке РФ», «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», «Об экспортном контроле», «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и другие.

По мнению Н. А. Сатаровой, валютному контролю подлежат все валютные операции независимо от того, осуществляются они свободно, либо же в отношении них существуют валютные ограничения. Свою позицию она обосновывает тем, что свободное осуществление валютных операций обременяется необходимостью совершать определенные действия, которые являются следствием осуществления контроля. То есть в данном случае такие действия позволяют органам валютного контроля организовывать наблюдение за проведением валютных операций, накапливать информацию о движении валютных потоков и при необходимости корректировать валютную политику государства . Г. А. Тосунян понимает под валютным контролем комплекс административных и организационных мер, осуществляемых уполномоченными на основании закона государственными органами или иными специальными организациями (агентами валютного контроля) и направленных на реализацию порядка совершения валютных операций и сделок в части валютных ограничений, а также мер по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений данного порядка.

Центральный банк является одним из органов, осуществляющих валютный контроль. Помимо него полномочиями в этой области обладают и такие федеральные органы исполнительной власти как Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, уполномоченные на данную деятельность Правительством РФ.

В области валютного контроля также выделяются специальные методы его осуществления. Одним из таких методов являются валютные ограничения. Валютные ограничения -это совокупность нормативно определенных правил, регулирующих порядок совершения валютных операций резидентами и нерезидентами. Данные ограничения направлены прежде всего на обеспечение экономической безопасности страны, а именно утечки капитала за рубеж, противодействию вывоза нерезидентами иностранной валюты в больших размерах. Еще одним методом валютного контроля является лицензирование деятельности, которая связана с осуществлением валютных операций. Поскольку данная деятельность затрагивает важные интересы государства, кредитные организация имеют право на осуществление ее только на основании лицензии, выдаваемой Банком России. При выявлении в ходе осуществлении контроля нарушений, определенных в законе, Банк России имеет

правомочие на отзыв лицензии данной кредитной организации.

Полномочия в сфере валютного контроля можно подразделить на общие и специальные. Среди общих полномочий, которые осуществляются всеми органами валютного контроля, выделяют возможность Банка России проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства, также проверять полноту достоверности учета и отчетности по валютным операциям; запрашивать документы и информацию по валютным операциям. В то же время специальными полномочиями Банка России являются:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) право выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования;

2) право применять меры ответственности, установленные законодательством РФ, за нарушение норм соответствующего законодательства и актов органов валютного регулирования.

Это говорит об особенном правовом статусе Банка России, поскольку в отличии от надзорных полномочий Банка сразу показывает неравенство участников правоотношений и наличие отношений подчиненности.

Полномочия Банка России в области валютного контроля классифицируют и в соответствии с другим подходом. А. Ю. Лисицин выделяет три группы полномочий:

1) полномочия по организации взаимодействия субъектов, наделенных властными полномочиями в сфере осуществления валютного контроля;

2) полномочия Банка России как органа, непосредственно осуществляющего валютный контроль;

3) полномочия по определению содержания валютного контроля, осуществляемого уполномоченными банками в качестве агентов валютного контроля .

Еще одной важной функцией Банка России, в том числе и в рамках валютного регулирования и контроля, является правомочие на издание нормативных актов. Уже само право Банка России издавать нормативные акты вызывает множество вопросов. Действующий закон о Банке России говорит о возможности Банка по вопросам его компетенции издавать в форме инструкций, указаний и положений нормативные акты. Предмет регулирования данных нормативных актов составляют исключительно банковские операции. Среди ученых возникает спор относительно отличий банков-

ских операций от гражданско-правовых отношений. И в данном случае А. Г. Братко категорично высказывает свою позицию, согласно которой правоотношение в результате банковских операций возникает только между Банком России и кредитной организацией, и в отличие от гражданских правоотношений данные отношения не основаны на равенстве сторон, возникают только в рамках банковской системы, где Банк России — орган банковского регулирования и надзора. Но если акты Банка России действуют лишь в узкой области отношений по совершению банковских операций, то возникает вопрос об обязательности этих актов для всех субъектов права. Федеральный закон закрепляет требование о том, что нормативные акты Банка России являются обязательными для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также всех физических и юридических лиц. В то же время субъектами банковских правоотношений являются Банк России, кредитные организации, филиалы и представительства иностранных банках, поскольку обозначены в качестве элементов банковской системы. Соответственно, необходимо отличать правоотношения, которые связаны с банковскими лишь наличием такого субъекта как банк, но представляющие по своему характеру правоотношения гражданско-правового характера, и правоотношения, которые непосредственно касаются совершения валютных операций. В данных правоотношениях Банк России будет уже представлять собой контролирующую структуру и взаимоотношения уже будут носить публичный характер.

Особенностями нормативные акты Банка России обладают и в процессе регистрации. Порядок регистрации данных актов имеет сходство с порядком регистрации актов Правительства РФ. Акты Банка России регистрируются Министерство юстиции РФ и в течение 10 дней после их официального опубликования в «Вестнике Банка России» вступают в силу. По сравнению с актами других органов власти, обладающими полномочиями в сфере нормотворчества, данные акты широко не распространяются, а ведь затрагиваемые ими отношения прямо или косвенно затрагивают важные основы экономической политики государства. Отдельные акты Банка России вообще не подлежат официальному опубликованию, что сужает круг субъектов, информированных о появлении новых норм в регулируемой области. Этот факт порождает множество проблем и во-

просов, в том числе и связанных с применением санкций за нарушение требований нормативных актов Банка России. Важно выяснить, соответствует ли данный акт федеральному законодательству, и насколько правомочно его издание в рамках компетенции органов Банка России, имеющих право на принятие подобных актов. Это имеет значение, поскольку ст. 74 Федерального закона говорит, что «в случаях нарушения кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до 0,1 процента минимального размера уставного капитала либо ограничивать проведение кредитной организацией отдельных операций на срок до шести месяцев». Эти властные полномочия Банка России в очередной раз подменяют функции органов государственной власти в части возможности применения мер принуждения. Кроме того, Банк России дает заключения по проектам федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающихся выполнения Банком России своих функций, т.е. можно говорить об активном участии Банка России в законотворческом процессе.

Возвращаясь непосредственно к актам, издаваемым Банком России в области валютного регулирования и контроля, то особенностью является то, что они могут носить как нормативный, так и ненормативный характер. Почему это является особенностью? Дело в том, что иные органы валютного контроля, чья деятельность при его осуществлении также важна,

не имеют право издавать нормативные предписание, их акты могут носить исключительно индивидуальный и ненормативный характер. Важной проблемой при осуществлении Банком России своих полномочий является проблема разграничения полномочий по изданию актов в сфере валютного регулирования и контроля. Ведь может произойти смешение сфер компетенции и эффективность, а также компетентность данной деятельности может пострадать.

Акты валютного регулирования и контроля необходимо разделить на группы. Первая объединяет те акты органов валютного контроля, которые принимаются этими органами в связи с осуществлением мероприятий валютного контроля. Данные акты являются результатом таких мероприятий, например, проверок, и направлены, прежде всего, на устранение нарушений, выявленных в их ходе.

Выделяют и вторую группу актов, которая направлена на определение основ деятельности органов контроля и регулирования — они и будут иметь нормативный характер и относиться именно к актам регулирования. Понимание данного вопроса, действительно, имеет значение, поскольку даже Закон о валютном регулировании и валютном контроле говорит об отграничении функции правотворчества и правоприменения: «акты органов валютного контроля не должны содержать положения, касающиеся вопросов регулирования валютных операций» .

Таким образом, очевидно, что сложилась ситуация, когда один орган совмещает в своей деятельности функции и организационно-правового, и правоустанавливающего, и правоприменительного характера, что может приводить к ряду проблем, связанных с конфликтом норм, полномочий и интересов.

Литература

1. Федеральный закон от 10.12.2003 №173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» // Собрание законодательства РФ. 2003. №50. Ст. 4859.

2. Артемов Н. М. Валютные ограничения. М.: ООО «Профобразование», 2001. 104 с.

3. Братко А. Г. Специфика нормативных актов Банка России // Право и экономика. 2006. №7. С.17-21.

4. Губарева Т. И. Валютное регулирование: динамика парадигмы в условиях новых вызовов // Финансовое право. 2009. №6. С. 8-11.

5. Лисицын А. Ю. Понятия «акты органов валютного регулирования» и «акты органов валютного контроля» по законодательству Российской Федерации // Финансовое право. 2006. №2. С. 29-35.

6. Парсамян Т. Х. Валютный контроль и валютное регулирование // Клуб главных бухгалтеров. 2011. №3. С. 20-23.

7. Неретин М. С. Административное правовое регулирование валютного контроля и место Банка России в системе валютного контроля // Административное и муниципальное право. 2008. №4. С.16-23.

8. Сатарова Н. А. Принуждение в механизме валютно-правового регулирования // Банковское право. 2006. №2. С. 51-55.

9. Тосунян Г. А., Емелин А. В. Валютное право РФ. М.: Дело, 2004. 368 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Общие сведения, активы и пассивы Центрального банка РФ

Центральный банк РФ выполняет множество различных операций. В соответствии с федеральным законом «О Центральном Банке РФ» Банк России имеет право осуществлять следующие банковские операции и сделки с российскими и иностранными кредитными организациями, Правительством РФ О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России): ФЗ № 63-ФЗ от 26 апреля 2007 года:

  • 1) покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке;
  • 2) покупать и продавать облигации, эмитированные Банком России, и депозитные сертификаты;
  • 3) покупать и продавать иностранную валюту, а также платежные документы и обязательства, номинированные в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями;
  • 4) покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей;
  • 5) проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и другие активы;
  • 6) выдавать поручительства и банковские гарантии;
  • 7) осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками;
  • 8) открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории Российской Федерации и территориях иностранных государств;
  • 9) выставлять чеки и векселя в любой валюте;
  • 10) предоставлять кредиты на срок не более одного года.

Обеспечением кредитов Банка России могут выступать:

  • · золото и другие драгоценные металлы в стандартных и мерных слитках;
  • · иностранная валюта;
  • · векселя, номинированные в российской или иностранной валюте;
  • · государственные ценные бумаги.

Списки векселей и государственных ценных бумаг (Ломбардные списки), пригодных для обеспечения кредитов Банка России, определяются решением Совета директоров. В случаях, установленных решением Совета директоров, обеспечением кредитов Банка России могут выступать другие ценности, а также поручительства и банковские гарантии.

11) осуществлять другие банковские операции и сделки от своего имени в соответствии с обычаями делового оборота, принятыми в международной банковской практике.

Банк России может осуществлять банковские операции по обслуживанию кредитных организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления, их организаций, государственных внебюджетных фондов, воинских частей, военнослужащих, служащих Банка России, а также иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами. Банк России также вправе обслуживать клиентов, не являющихся кредитными организациями, в регионах, где отсутствуют кредитные организации.

Банк России вправе осуществлять банковские операции и сделки на комиссионной основе.

Учитывая особый статус Банка России, он не имеет права О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России): ФЗ № 63-ФЗ от 26 апреля 2007 года:

осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не имеющими лицензии на осуществление банковских операций, и физическими лицами, за исключением случаев, когда на территории отсутствует другая кредитная организация;

приобретать акции (доли) кредитных и иных организаций, за исключением разрешенных законодательством случаев;

осуществлять операции с недвижимостью, за исключением случаев, связанных с обеспечением деятельности Банка России и его организаций;

заниматься торговой и производственной деятельностью;

предоставлять кредиты Правительству Российской Федерации для финансирования дефицита федерального бюджета;

предоставлять кредиты для финансирования дефицитов бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;

покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении;

пролонгировать предоставленные кредиты. Исключение может быть сделано по решению Совета директоров.

Круг банковских операций и сделок Банка России может быть расширен специальным законодательством. Так, в соответствии с п. 2-4 ст. 119 БК РФ Банк России и его учреждения осуществляют обслуживание государственного внутреннего долга путем размещения долговых обязательств РФ, выполнения операций по их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме. Эти операции осуществляются на основе специальных соглашений, заключаемых с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ выполнять функции эмитента государственных ценных бумаг. В соответствии со ст. 155 БК РФ Банк России обслуживает счета бюджетов, а также осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам РФ.

Операции Центрального Банка и проведение денежно-кредитной политики определяют состояние и изменение его баланса. Баланс Банка России представлен в приложении 1.

Операции ЦБ делятся на пассивные и активные. К пассивным относятся операции, с помощью которых образуются его ресурсы (эмиссия денег, операции по формированию собственного капитала, прием депозитов коммерческих банков и казначейства), к активным — операции по размещению ресурсов (кредитование коммерческих банков, кредитование государственных расходов, операции по покупке и продаже золота и иностранной валюты).

Статьи активов отражают:

«Драгоценные металлы» — запас монетарного золота страны;

«Средства и ценные бумаги в иностранной валюте, размещенные у нерезидентов» — вложения Банка России в ценные бумаги иностранных государств, кредиты и депозиты в дочерних банках за рубежом, остатки средств на корреспондентских счетах и депозиты, размещенные в иностранных центральных банках;

-«Кредиты и депозиты» — ссуды, предоставленные банкам, Правительству для обслуживания внешнего долга, также депозиты в иностранных банках;

«Ценные бумаги» — отражает все вложения Центрального банка в государственные ценные бумаги, в акции иностранных дочерних и ассоциированных банков;

«Прочие активы» — основные и оборотные средства, средства в расчетах с Министерством финансов РФ, с банками и другие активы.

Статьи пассивов отражают:

  • -«Наличные деньги в обращении» — эмиссионные операции Банка России и показывает общее количество банкнот и монет в обращении;
  • -«Средства на счетах в Банке России» — средства кредитных организаций-резидентов на их корреспондентских счетах, фонды обязательного резервирования, привлеченные депозиты банков. В совокупности эти средства образуют банковские резервы. Также эта статья отражает операции Банка России по обслуживанию бюджетов различных уровней, счета государственных внебюджетных фондов, счета Правительства РФ и прочих клиентов Банка России.

«Средства в расчетах» — движение средств в расчетах в платежной системе Банка России — это платежные обязательства Банка России как разница между полученными средствами и уже выплаченными;

«Прочие пассивы» — сальдо доходов и расходов будущих периодов по операциям с ценными бумагами, кредитования, кредитам от МВФ и другим статьям;

— «Капитал» — сумму уставного капитала, добавочного капитала, резервного фонда и фондов специального назначения.

Первые четыре статьи активов баланса Банка России отражают активы, приносящие ему доход, а, следовательно, обеспечивают выполнение его функций. Их изменение приводит к изменению денежной базы. Первые две статьи пассива баланса Банка России представляют собой денежные (монетарные) обязательства Банка России, или денежную базу. Их изменение приводит к изменению объема денежного предложения.

А теперь хотелось бы провести анализ баланса ЦБ РФ за 2008-2010 гг.

Структуры активов 2008-2009 гг. являются схожими. Наибольшую долю в каждой занимают средства, размещенные у нерезидентов, и ценные бумаги иностранных эмитентов. Несмотря на то, что в структуре 2010 года также преобладают средства, размещенные у нерезидентов, и ценные бумаги иностранных эмитентов (81,7%), его структура несколько отличается от структур предыдущих годов, т.к. второе место в структуре баланса занимают драгоценные металлы (6,83%).

Что касается динамики активов, здесь прослеживается тенденция роста драгоценных металлов. В 2010 году они возросли на 644263 млн. руб. по сравнению с 2008 годом. Однако кредиты и депозиты ЦБ РФ, начиная с 2008 года, постоянно снижались (изменение на 3365373 млн. руб.). Ценные бумаги в балансе банка имели скачкообразный характер: с 2008 по 2009 год возросли в 1,06 раза, а с 2009 по 2010 год снизились в 0,93 раза. Тот же скачкообразный характер прослеживается и у прочих активов, но с 2008 по 2009 год они сократились, а в 2010 году значительно возросли (в 3,62 раза).

В структурах пассивов всех трёх годов значительную долю составляют средства на счетах в Банке России и наличные деньги в обращении. При этом стоит отметить, что структуры пассивов 2009 и 2010 годов аналогичны. В 2008 же году доля прочих активов (1,88%) в структуре пассивов баланса превышала долю выпущенных ценных бумаг (0,07%).

Относительно динамики пассивов, следует заметить, что средства на счетах в Банке России имели тенденцию к сокращению. В целом изменение произошло на 3400850 млн. руб. А выпущенные ценные бумаги постоянно увеличивались, причем в 2009 году произошел их резкий скачок (в 22,66 раза). Средства в расчетах и прочие пассивы имели скачкообразный характер: сначала спад, потом подъем. Но в первом случае наблюдалась резкая амплитуда колебаний.

Активы и пассивы баланса в 2008 году составляли 16963714 млн. руб.(max значение среди трех годов), и лишь в 2010 году ЦБ РФ смог достигнуть близкого к данному уровня.

Рассмотрим некоторые операции Центрального Банка подробно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *