Основания аннулирования лицензии

выявления лицензирующими органами, государственными надзорными и контрольными органами, иными органами государственной власти в пределах компетенции указанных органов нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий, которые могут повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, а также обороне страны и безопасности государства;
невыполнения лицензиатом решений лицензирующих органов, обязывающих лицензиата устранить выявленные нарушения.
2. Лицензия теряет юридическую силу и считается аннулированной в случае, предусмотренном пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона, либо с момента ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации, за исключением его преобразования или прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.
3. Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа, выдавшего лицензию, или органа государственной власти в соответствии с его компетенцией. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие указанной лицензии на период до вступления в силу решения суда.
Основанием для аннулирования лицензии является:
обнаружение недостоверных или искаженных данных в документах, представленных для получения лицензии;
неоднократное или грубое нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий;
незаконность решения о выдаче лицензии.
4. Решение о приостановлении действия лицензии или о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии доводится лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с мотивированным обоснованием не позднее чем через три дня со дня принятия решения.
Решение о приостановлении действия лицензии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Лицензирующий орган обязан установить срок устранения лицензиатом обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Указанный срок не может превышать шесть месяцев. В случае, если в установленный срок лицензиат не устранил указанные обстоятельства, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
В случае устранения лицензиатом обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, лицензирующий орган, приостановивший действие лицензии, обязан принять решение о возобновлении ее действия.
Порядок подтверждения устранения лицензиатом обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, сроки принятия лицензирующим органом решения о возобновлении ее действия определяются положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
Комментарий к статье 13
1. Приостановление действия лицензии представляет собой превентивную меру государственного воздействия, имеющую целью предотвратить или пресечь противоправную деятельность лицензиата.
Приостанавливать действие лицензии вправе только выдавший ее лицензирующий орган, указанные санкции применяются в случае выявления последним либо иным государственным органом нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий.
Приостановление действия лицензии осуществляется по усмотрению выдавшего ее лицензирующего органа, который при этом должен учитывать потенциальную вредоносность выявленных нарушений либо общественную опасность ущерба общегосударственным или частноправовым интересам, причиненного деяниями лицензиата.
Лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии по результатам собственной надзорной деятельности либо на основе нарушений, выявленных государственными органами, к последним относятся не только специализированные надзорные и контрольные органы, но и иные органы государственной власти, например органы внутренних дел, органы Федеральной службы безопасности РФ (ФСБ) и др. (см. комментарий к п. 1 ст. 12).
Приостановлению действия лицензии лицензирующим органом всегда предшествует его обращение к лицензиату, в котором указаны выявленные по результатам надзора нарушения лицензионных требований и условий, определенных федеральным законом либо положениями о лицензировании, утвержденными указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства России. Решением лицензирующего органа должен быть определен срок устранения выявленных нарушений, невыполнение лицензиатом этого решения в указанный срок может привести к приостановлению действия лицензии.
Часть 2 п. 1 комментируемой статьи не определяет, вправе ли лицензирующий орган приостановить действие лицензии после выявленного однократного неисполнения его решения лицензиатом, либо применение санкций возможно в случае рецидива правонарушения. По смыслу данной статьи одним из оснований для применения санкций к лицензиату может быть неоднократное или грубое нарушение им лицензионных требований и условий (см. п. 3 ст. 13).
О выявленных органами государственной власти нарушениях лицензиатом требований и условий лицензирования должен быть предварительно проинформирован лицензирующий орган, в соответствующем обращении должно быть указано, какие меры воздействия уже применялись государственным контрольным и надзорным органами или иным органом государственной власти к лицензиату, к ним относятся, например, административные взыскания (см. ч. 2 п. 1 ст. 12 Закона о лицензировании). По результатам рассмотрения обращения лицензирующий орган вправе принять одно из следующих решений: а) считать применение санкций соразмерным тяжести правонарушения и не выносить решение о приостановлении действия лицензии либо вынести предупреждение лицензиату; б) принять решение о приостановлении действия лицензии.
Лицензирующий орган выносит решение о приостановлении действия лицензии только в том случае, если меры, принятые прежде государственным надзорным и контрольным органами, не привели к устранению лицензиатом выявленных нарушений лицензионных требований и условий. Согласно п. 4 комментируемой статьи приостановление действия лицензии возможно в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения решения лицензирующего органа либо органа государственной власти.
Настоящий Федеральный закон не определяет формы приостановления и возобновления действия лицензии; согласно п. 28 Положения о лицензировании торговли транспортными средствами и номерными агрегатами лицензиат на период приостановления действия лицензии обязан сдать в лицензирующий орган документ, подтверждающий наличие лицензии. Как правило, положения о лицензировании конкретных видов деятельности не предусматривают указанных действий лицензирующего органа.
Неразрешенной остается и проблема территориального действия лицензии в указанных случаях: согласно настоящему Федеральному закону лицензии, выданные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, будут действовать на территории других субъектов Федерации после истечения срока моратория, установленного ст. 19 Закона о лицензировании (см. комментарий к п. 2 ст. 7). Неоднозначность решения этой проблемы порождает неизбежные ошибки: согласно п. 23 Положения о лицензировании торговли транспортными средствами и номерными агрегатами «в период до 1 января 2005 г. лицензирующий орган субъекта Российской Федерации приостанавливает действие на своей территории лицензии, выданной лицензирующим органом другого субъекта Федерации». Очевидно, что указанное предписание может вступить в силу только с 1 января 2005 г., после истечения срока моратория, определенного ст. 19 комментируемого Федерального закона.
Представляется, что здесь возможны следующие решения: а) приостановление действия лицензии, выданной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, распространяется и на территории тех регионов, где лицензия действовала, при условии уведомления лицензирующего органа соответствующего субъекта Федерации; б) поскольку принятие решения о приостановлении действия лицензии в случаях, предусмотренных п. 1 комментируемой статьи, является правом, а не обязанностью лицензирующего органа, последний самостоятельно решает проблему территориальных пределов действия лицензии, уведомляя о своем решении лицензирующий орган субъекта Федерации; в) действие лицензий, выданных органами исполнительной власти субъектов Федерации, на территории другого субъекта Федерации должно быть определено соглашениями соответствующих органов исполнительной власти.
Приостановление действия лицензии, выданной федеральным органом исполнительной власти, влечет за собой приостановление деятельности лицензиата на всей территории России (см. ч. 1 п. 2 ст. 7 Закона о лицензировании).
Приостановление действия лицензии вызывает различные правовые положения, при этом необходимо учитывать особенности принятия решения государственным органом: а) п. 4 комментируемой статьи предусмотрена обязанность лицензирующего органа обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии, однако соответствующих обязанностей государственных надзорных и контрольных органов, а также других органов государственной власти закон не определяет; б) решение о приостановлении действия лицензии на период до вступления в силу решения суда вправе принять только лицензирующий орган, обратившийся с заявлением об аннулировании лицензии; в) решение о приостановлении действия лицензии означает временное ограничение правомочий лицензиата на период до устранения обстоятельств, повлекших за собой принятие указанного решения, утрата юридической силы лицензии возможна только в случае ее аннулирования.
2. Комментируемым Федеральным законом предусмотрены три возможности аннулирования лицензии:
а) аннулирование лицензии по решению выдавшего ее лицензирующего органа — возможно только в случае неуплаты лицензиатом лицензионного сбора в установленный п. 3 ст. 10 срок;
б) автоматическое аннулирование лицензии при ликвидации юридического лица. Ликвидация юридического лица может быть обусловлена решением его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, либо решением суда (п. 2 ст. 61 ГК). Признание юридического лица банкротом по решению суда также влечет его ликвидацию (п. 1 ст. 65 ГК). Лицензия автоматически утрачивает силу как в случае самоликвидации юридического лица, так и при принятии такого решения судом. Момент ликвидации юридического лица и прекращения его правоспособности сопряжен не только с указанными решениями учредителей (участников) юридического лица или суда: ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц (п. 8 ст. 63 ГК).
Признание судом недействительным факта государственной регистрации юридического лица в связи с выявленными нарушениями законодательства не означает автоматической утраты юридической силы лицензии: суд должен подтвердить, что указанные нарушения носят неустранимый характер, после чего решение по существу принимается учредителями (участниками) юридического лица либо его уполномоченным органом.
При установлении фактов безлицензионной деятельности юридического лица либо нарушений лицензионных требований и условий юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда (ч. 2 п. 2 ст. 61 ГК);
в) аннулирование лицензии по решению суда (см. комментарий к п. 3 комментируемой статьи).
Указанные возможности аннулирования лицензии предусмотрены настоящим Федеральным законом, наряду с ними аннулирование лицензии допускается еще в двух случаях — когда это предусмотрено федеральными законами, принятыми до вступления в силу Федерального закона от 25 сентября 1998 г.:
1) аннулирование лицензии по решению лицензирующего органа по основаниям, тождественным основаниям судебного аннулирования лицензии, определенным п. 3 комментируемой статьи;
2) аннулирование лицензии по решению государственного органа при совершении административного правонарушения (см. ст. 157.3 КоАП).
Названные разновидности бессудного аннулирования лицензии имеют следующие особенности:
— наряду с решением об аннулировании лицензии указанные государственные органы вправе приостанавливать ее действие, причем такое решение, как правило, предшествует аннулированию;
— аннулирование лицензии как санкция за административное правонарушение по ст. 157.3 КоАП не коррелируется с видами административных взысканий, предусмотренных ст. 24 КоАП. Кодексом РСФСР об административных правонарушениях не предусмотрены и соответствующие процессуальные действия, в частности возможность исполнения постановлений о наложении административных взысканий в виде приостановления действия лицензии или ее аннулирования (см. гл. 23 — 32 КоАП).
Аннулирование лицензии при неуплате лицензиатом лицензионного сбора согласно п. 3 ст. 10 Закона о лицензировании допускается по решению лицензирующего органа, выдавшего лицензию, однако п. 2 ст. 13 Закона иначе определяет правовой режим аннулирования: лицензия в этом случае автоматически теряет силу и считается аннулированной. Таким образом, в данном случае допускаются различные взаимоисключающие возможности аннулирования:
— по усмотрению лицензирующего органа, причем принятие соответствующего решения представляет собой его право, но не обязанность (см. п. 3 ст. 10);
— аннулирование и утрата силы лицензии обусловлены установлением факта неуплаты лицензионного сбора.
Основываясь на противоправном истолковании аннулирования лицензии в случае неуплаты лицензионного сбора лицензиатом, последний вправе настаивать на применении п. 3 ст. 10 настоящего Федерального закона, так как данное предписание не предусматривает автоматического аннулирования лицензии.
Реорганизация лицензиата — юридического лица в форме слияния, присоединения, разделения и выделения влечет за собой и утрату юридической силы лицензии; при реорганизации в форме преобразования указанные последствия не наступают, в этом случае правопреемник реорганизованного лицензиата обязан обратиться в лицензирующий орган с заявлением о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии (см. комментарий к п. 1 ст. 11).
Прекращение действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, согласно п. 2 ст. 13 настоящего Федерального закона, не означает утраты юридической силы и аннулирования лицензии. Вместе с тем комментируемый Закон не определяет и правовых последствий наступления указанного факта, поскольку при прекращении действия свидетельства о государственной регистрации не требуется переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии.
Согласно Положению о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 8 июля 1994 г. N 1482) государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу с момента вынесения судом решения о признании индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) либо в день получения регистрирующим органом заявления предпринимателя об аннулировании его государственной регистрации и ранее выданного ему свидетельства о регистрации.
Утрата силы государственной регистрации гражданина свидетельствует и о прекращении статуса индивидуального предпринимателя, что несовместимо с правовым положением лицензиата.
Положения о лицензировании, принятые после вступления в силу комментируемого Федерального закона, неоднозначно определяют правовые последствия прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя. Как правило, в них дословно воспроизводится противоречивое предписание п. 2 ст. 13. однако имеются и исключения: согласно п. 20 Положения о лицензировании отдельных видов аудиторской деятельности в Российской Федерации с момента прекращения действия указанного свидетельства утрачивается юридическая сила лицензии, что влечет за собой и ее аннулирование.
Пунктом 3 комментируемой статьи определены три основания аннулирования лицензии по решению суда:
а) обнаружение лицензирующим органом, выдавшим лицензию, либо иным государственным органом недостоверных или искаженных данных в документах, представленных для получения лицензии. Указанное основание аннулирования лицензии идентично предпосылке для отказа в выдаче лицензии (см. п. 4 ст. 10), однако в данном случае факт наличия недостоверной или искаженной информации должен быть выявлен после получения лицензии при осуществлении надзора;
б) неоднократное нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий. Такому аннулированию лицензии всегда предшествуют превентивные меры лицензирующего органа, последний в этом случае должен использовать меры досудебного пресечения выявленного единичного факта противоправной деятельности лицензиата, предусмотренные п. 1 ст. 12 и п. 1 ст. 13 Закона о лицензировании, — например, либо вынести решение, обязывающее лицензиата устранить нарушения, либо приостановить действие лицензии.
При грубом нарушении лицензиатом лицензионных требований и условий лицензирующий орган или орган государственной власти вправе обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии и без указанных превентивных действий;
в) незаконность решения о выдаче лицензии, — что свидетельствует о противоправных действиях должностных лиц лицензирующего органа: последние умышленно либо вследствие недобросовестного или небрежного осуществления своих обязанностей приняли решение о выдаче лицензии вопреки предписаниям настоящего Федерального закона либо федеральных законов, принятых до его вступления в силу.
Выявление факта незаконного решения о выдаче лицензии в отличие от двух рассмотренных выше оснований аннулирования лицензии, указанных в п. 3 комментируемой статьи, может повлечь применение санкций не только к лицензиату, но и к виновным должностным лицам лицензирующего органа (см. ст. 285, 286, 290, 292, 293 УК).
3. В ч. 1 п. 4 комментируемой статьи определены обязательные действия лицензирующего органа, предшествующие вынесению решений о приостановлении действия лицензии либо о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии. Сроки представления лицензиату указанного в п. 4 письменного обращения лицензирующего органа исчисляются начиная с даты его направления лицензиату, которая должна совпадать с днем принятия лицензирующим органом соответствующего решения.
В решении лицензирующего органа должны быть указаны одно или несколько правовых оснований для приостановления действия лицензии либо для обращения в суд с заявлением об аннулировании лицензии, определенные соответственно п. 1, 3 ст. 13. Необходимой составляющей письменного уведомления, направляемого лицензирующим органом лицензиату, является юридическое обоснование доводимого до лицензиата решения: выявленные факты противоправной деятельности лицензиата должны подтверждаться ссылками на предписания федеральных законов, постановлений Правительства и указов Президента, которые, по мнению заявителя, были нарушены.
Правовые последствия несоблюдения лицензирующим органом обязанностей, указанных в ч. 1 п. 4 ст. 13, не определены настоящим Федеральным законом: в любом случае лицензиат вправе обжаловать нарушения процессуальных сроков в суд.
Комментируемая статья точно не определяет, должно ли решение лицензирующего органа о приостановлении лицензии предшествовать его обращению в суд с заявлением об аннулировании лицензии: согласно п. 3 при выявлении единичного, но грубого факта нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий может быть принято любое из упомянутых решений, однако согласно ч. 3 п. 4 лицензирующий орган обязан обратиться в суд с указанным заявлением по факту неустранения лицензиатом в установленный срок обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии.
Возможности различного истолкования обусловлены тем, что: а) приостановление действия лицензии не является обязанностью лицензирующего органа (см. п. 1, 3 комментируемой статьи) — последний вправе принять к лицензиату более гуманные санкции, определенные п. 1 ст. 12 настоящего Федерального закона, не прибегая к приостановлению действия лицензии; б) последовательность обязанных действий лицензирующего органа предусмотрена только в случае, если решение о приостановлении лицензии им принято (см. ч. 3 п. 4 комментируемой статьи).
Положения о лицензировании, принятые во исполнение настоящего Федерального закона, неоднозначно определяют правовые последствия принятия лицензирующим органом решений о приостановлении действия лицензии. Положением о лицензировании деятельности по производству и реализации семян сельскохозяйственных растений, Положением о лицензировании фармацевтической деятельности и оптовой торговли лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения предусмотрена проверка лицензирующим органом заявления лицензиата об устранении обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Согласно Положению о лицензировании деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных и черных металлов возобновление действия лицензии возможно по результату контрольных проверок, в которых могут принимать участие государственные надзорные, контрольные органы и иные органы государственной власти.
В некоторых случаях вопреки п. 4 комментируемой статьи положения о лицензировании не определяют порядок подтверждения устранения лицензиатом обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, среди них — Положение о лицензировании отдельных видов аудиторской деятельности и Положение о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами. Соответствующие контрольные действия лицензирующего органа, не предусмотренные указанными положениями о лицензировании, могут быть оспорены лицензиатом, последний вправе обжаловать также и решение лицензирующего органа о приостановлении действия лицензии, обосновывая жалобу нарушением предписаний п. 4 ст. 13 настоящего Федерального закона.
4. Решение лицензирующего органа о приостановлении действия лицензии относится к ненормативным актам, признание их недействительными относится к экономическим спорам, разрешаемым арбитражным судом в соответствии с ч. 2 ст. 22 АПК.
Лицензиат вправе обжаловать указанное решение лицензирующего органа, предъявив исковое заявление в арбитражный суд по месту нахождения ответчика.
Порядок обжалования непосредственно в арбитражный суд обусловлен тем, что п. 1, 4 комментируемой статьи в отличие от п. 5 ст. 10 Закона о лицензировании не предусмотрена процедура претензионного урегулирования спора с ответчиком.
В исковом заявлении должны быть подтверждены правовые основания обжалования, к ним могут относиться: а) несоразмерность решения, принятого лицензирующим органом, вреду, причиненному правонарушением лицензиата, при подтверждении последним факта правонарушения; б) отрицание лицензиатом факта правонарушения, повлекшего за собой приостановление действия лицензии. В первом случае в исковом заявлении необходимо привести обоснования того, что выявленные нарушения лицензиата не могли повлечь общественно опасных последствий (см. п. 1 комментируемой статьи) и лицензирующий орган должен был избрать иные, более гуманные санкции, предусмотренные п. 1 ст. 12 настоящего Федерального закона, не прибегая к приостановлению действия лицензии.
В резолютивной части решения арбитражного суда о признании недействительным ненормативного акта государственного или муниципального лицензирующего органа о приостановлении действия лицензии должны содержаться:
сведения о наименовании, номере, дате издания, других необходимых реквизитах акта и об органе, его издавшем;
указание о признании акта недействительным либо об отказе в удовлетворении требования заявителя (ч. 1 ст. 132 АПК).
Лица, участвующие в деле, вправе подать апелляционную жалобу на решение арбитражного суда первой инстанции в месячный срок после его принятия, рассмотрение апелляционной жалобы осуществляет апелляционная инстанция арбитражного суда, принявшего решение в первой инстанции (см. ч. 1 ст. 135, ст. 145, 146 АПК). Лица, участвующие в деле, вправе подать кассационную жалобу на решение арбитражного суда, вступившее в законную силу, и постановление апелляционной инстанции.
Заявление лицензирующего органа об аннулировании лицензии также рассматривается арбитражным судом по месту нахождения ответчика (ч. 1 ст. 25 АПК).
Комментируемая статья не предусматривает возможности обжалования решения арбитражного суда об аннулировании лицензии. Соответствующие права лицензиата предусмотрены АПК: так, лицензиат вправе участвовать на всех стадиях арбитражного производства, в том числе обладает правом апелляционного и кассационного обжалования.

Лицензирующие органы вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления лицензирующими органами неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий.

Лицензирующий орган обязан установить срок устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Указанный срок не может превышать шесть месяцев. В случае, если в установленный срок лицензиат не устранил указанные нарушения, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Лицензиат обязан уведомить в письменной форме лицензирующий орган об устранении им нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Лицензирующий орган, приостановивший действие лицензии, принимает решение о возобновлении ее действия и сообщает об этом в письменной форме лицензиату в течение трех дней после получения соответствующего уведомления и проверки устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии.

Плата за возобновление действия лицензии не взимается. Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается.

Лицензия теряет юридическую силу в случае ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации, за исключением его преобразования, либо прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.

Лицензирующие органы могут аннулировать лицензию без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев государственной пошлины за предоставление лицензии.

Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа в случае, если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие указанной лицензии на период до вступления в силу решения суда.

Решение о приостановлении действия лицензии, об аннулировании лицензии или о направлении заявления об аннулировании лицензии в суд доводится лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с мотивированным обоснованием такого решения не позднее чем через три дня после его принятия.

Решение о приостановлении действия лицензии и об аннулировании лицензии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Лицензирующий орган не вправе проводить проверки по предмету ведения иных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

17.3. Основания и порядок приостановления действия и аннулирования лицензии

Лицензирующие органы вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления лицензирующими органами неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий.

Лицензирующий орган обязан установить срок устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии, который не может превышать шести месяцев. В случае, если в установленный срок лицензиат не устранил нарушения, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Лицензиат обязан уведомить в письменной форме лицензирующий орган об устранении им нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Лицензирующий орган, приостановивший действие лицензии, принимает решение о возобновлении ее действия и сообщает об этом в письменной форме лицензиату в течение трех дней после получения соответствующего уведомления и проверки устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии.

Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается.

Аннулирование лицензии возможно:

а) во внесудебном порядке. Лицензирующие органы могут аннулировать лицензию без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев государственной пошлины за предоставление лицензии.

б) в судебном порядке, то есть решением суда на основании заявления лицензирующего органа в случае, если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и (или) в случае, если в установленный срок лицензиат не устранил нарушения, в связи с которыми действие лицензии было приостановлено. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие указанной лицензии на период до вступления в силу решения суда.

Решение о приостановлении действия лицензии, об аннулировании лицензии или о направлении заявления об аннулировании лицензии в суд доводится лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с мотивированным обоснованием такого решения не позднее чем через три дня после его принятия.

Решение о приостановлении действия лицензии и об аннулировании лицензии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Лицензия теряет юридическую силу в случае ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации, за исключением его преобразования, либо прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Приостановление, отзыв и аннулирование лицензии

В связи с допущенными нарушениями правил и условий лицензионной деятельности могут применяться разнообразные меры административного принуждения. Это меры пресечения: предостережение, изъятие документов, имущества, запрещение эксплуатации, отстранение от работы, приостановление действия лицензии и др. Виновные граждане и организации могут быть подвергнуты штрафу, лишению прав, у них может быть отозвана (аннулирована) лицензия.

Компетентный орган вправе приостановить действие лицензии, если лицензиат: неоднократно нарушает лицензионные требования и условия; совершает грубые нарушения.

Лицензирующий орган, приостанавливая действие лицензии, устанавливает срок устранения нарушений. Этот срок не может превышать шести месяцев. Если лицензиат вовремя устранит недостатки и в письменной форме сообщит об этом, лицензирующий орган обязан принять решение о возобновлении действия лицензии. Конечно, субъект власти вправе проверить обоснованность ходатайства.

Такое решение должно быть принято в течение трех дней после получения письменного уведомления о принятых мерах либо после проверки фактического устранения недостатков (выполнения предписания).

Аннулирование лицензии производится по решению суда на основании заявления лицензирующего или иного компетентного государственного органа. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии до вступления в силу решения суда.

Решение о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии доводится лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с мотивированным обоснованием не позднее чем через три дня со дня его принятия.

Основаниями для принятия судом решения об аннулировании лицензии является неоднократное или грубое нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий. Отзыв лицензии означает аннулирование данного разрешения навсегда. Заинтересованное лицо вправе в установленном порядке получить новую лицензию.

Для начала рассмотрим обязанности лицензиата.

Лицензиат обязан:

  • · соблюдать условия, указанные в лицензии;
  • · при работе на линии у водителя должна быть лицензионная карточка на каждом автотранспортном средстве. Передача лицензии или лицензионной карточки другому юридическому или физическому лицу запрещается. В случае увеличения количества автотранспортных средств для осуществления разрешенного вида деятельности лицензиат должен получить в лицензионном органе дополнительные лицензионные карточки.
  • · по требованию лицензионного органа предоставлять сведения о лицензируемом виде деятельности;
  • · выполнять требования по обеспечению безопасности дорожного движения и пассажиров при их перевозке автомобильным транспортом;
  • · осуществлять меры по предупреждению дорожно-транспортных происшествий.

В своей деятельности лицензиат обязан выполнять:

  • · Устав автотранспорта России;
  • · Правила технической эксплуатации подвижного состава автотранспорта;
  • · Положение о техобслуживании и ремонте подвижного состава;
  • · Правила перевозки пассажиров и багажа автотранспортом;
  • · Экологические требования к автотранспортному предприятию;
  • · Условия, указанные в лицензии и дополнительные условия лицензирования, устанавливаемые органами исполнительной власти.

Лицензия может быть аннулирована или ее действие может быть приостановлено в случаях:

  • · представления владельцем лицензии соответствующего заявления;
  • · обнаружения недостоверных данных в документах, представленных для получения лицензии;
  • · нарушения владельцем лицензии условий действия лицензии и поступления обоснованных жалоб потребителей транспортных услуг;
  • · невыполнения лицензиатом предписаний или распоряжений государственных органов или приостановления ими деятельности предприятия, а также индивидуального предпринимателя в соответствии с действующим законодательством;
  • · ликвидации юридического лица или прекращения действия свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя.

В соответствии с законом № 128 и положением №137 надзор за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется Госавтодорнадзором в пределах его компетенции (см. §.3). В случае нарушений, лицензиат могут привлечь к административной ответственности.

Приостановление деятельности лицензиата устанавливается управлением в случае привлечения лицензиата за нарушение требований и условий к административному наказанию. Законодательством установлено, что грубое нарушение лицензионных требований и условий влечет наложение административного штрафа на лицензиата или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.

К самым грубым нарушениям относятся ДТП, повлекшие человеческие жертвы, нанесение тяжкого вреда здоровью или причинение средней тяжести вреда здоровью не менее 5 человек. Сюда также относится использование транспортных средств, не допущенных к эксплуатации и несоблюдение предрейсовых техосмотров.

В случае выявление грубых нарушений, управление отправляет соответствующие материалы в суд. В случае вынесения решения суда об административном приостановлении деятельности лицензиата, управление в течение суток приостанавливает деятельность лицензиата на срок, установленный судом. Это приостановление оформляется письменным приказом. И уведомляют лицензиата об этом приказе. После того, как нарушения были устранены, лицензиат сообщает об этом управлению. Идет проверка. В случае, если нарушения устранены, то действие лицензии возобновляется со дня, следующего за днем истечения срока административного наказания. Об этом управление уведомляет лицензиата в письменной форме. В случае, если в течение установленного срока лице лицензиат не устранил нарушение, то управление должно обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Действие лицензии прекращается со дня внесения в единый государственный реестр записи о ликвидации или прекращении его деятельности в результате реорганизации, либо о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя, либо со дня окончания срока действия лицензии, по решению управления о досрочном представлении действия лицензии, а также со дня вступления в действие решения суда об аннулировании лицензии.

Прекращение действия лицензии оформляется приказом.

Исследования, проведенные Госавтодорнадзором за прошлый год, дают нам следующую статистику.

За 2008 год проведено около 101 тысячи инспекционных проверок. В результате контрольной надзорной деятельности выявлено 206 тысяч нарушений транспортного законодательства в сфере автомобильного транспорта. По представлениям Госавтодорнадзора, за грубые нарушения лицензионных требований и условий, представляющих угрозу жизни и здоровья людей, решением судов приостановлена деятельность 79 лицензиатов — перевозчиков пассажиров и деятельность 57 прекращена — лицензии аннулированы. За 2008 год на Международных автомобильных пунктах пропуска проконтролировано 4 миллиона 130 тысяч автотранспортных средств. За нарушения международного и российского транспортного законодательства Госавтодорнадзором приостановлено действие 177 удостоверений допуска к международным автомобильным перевозкам и 73 удостоверения допуска аннулировано, запрещен проезд через границу около 25 тысячам транспортных средств. Управлениями госавтодорнадзора к административной ответственности привлечено 22 тысячи нарушителей транспортного законодательства (должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц) и 20 тысяч материалов направлено на рассмотрение в судебные органы. Общая сумма штрафов за 2008 год, по сравнению с 2007 годом возросла на 25 % и составила 137 миллионов рублей против 103. Вышеуказанные результаты по выявлению и пресечению нарушений транспортного законодательства направлены на выполнение главной цели надзора и контроля на автотранспорте — сохранению жизни и здоровья людей при перевозках, за счет снижения количества дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и тяжести их последствий. По данным Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России в Российской Федерации на лицензируемом пассажирском автотранспорте за 2008 год произошло 1430 дорожно-транспортных происшествий, в которых 91 человек погиб и 2106 человек получили ранения. Причинами дорожно-транспортных происшествий при перевозках пассажиров автобусами являются: нарушения водителями Правил дорожного движения и транспортного законодательства владельцами лицензий с целью извлечения максимальной прибыли в ущерб сохранения жизни и здоровья людей. Из-за нарушений правил дорожного движения водителями автобусов-лицензиатов совершено 65 ДТП с гибелью людей.В пределах предоставленных прав и полномочий, Госавтодорнадзором проведены внеплановые проверки деятельности перевозчиков-лицензиатов, по вине водителей которых совершены ДТП. По представлениям Госавтодорнадзора, решениями судов 20 перевозчикам приостановлена деятельность на срок от 30 до 90 суток и 5 перевозчикам деятельность прекращена — лицензии аннулированы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *