Основы бюджетного планирования

Формирование бюджета

Формирование бюджета — это процесс, формирования финансовых показателей деятельности предприятия, оформленных в основные операционные и бюджетные документы.

Процесс формирования условно делится на две составные части:

— подготовка операционного бюджета;

— подготовка основных бюджетных документов.

При составлении бюджетов необходимо использовать документы, по форме и структуре приближенные к документам бухгалтерской (финансовой) отчетности, что значительно упрощает процесс бюджетирования.

Программное обеспечение и современные компьютерные технологии позволяют значительно облегчить трудоемкий процесс бюджетирования и применять в расчетах и прогнозах комбинации экспертных, статистических методов и сценарный анализ по принципу: » что будет, если … «.

Рис. 2. Процесс формирования основного бюджета

Техника составления бюджета предусматривает 9-11 шагов, последовательность формирования бюджета определяется руководителем предприятия. Применительно к практике отечественных предприятий следует придерживаться схемы формирования бюджетов из одиннадцати последовательных шагов.

1. Составление бюджета продаж — первый и самый ответственный шаг, так как оценка объема продаж влияет на все последующие бюджеты. Для надежности прогноза продаж используют комбинации экспертных и статистических методов:

— статистические методы — корреляционно — регрессивный, трендовый и другие виды анализа позволяют сделать прогноз на основе соответствующих тенденций развития, однако не позволяет предвидеть возможные качественные изменения;

— метод экспертных оценок — функциональный метод, основанный на экспертных оценках: информация от руководителей отделов, экспертов поступает к директору по маркетингу, который несет ответственность за точность прогноза объема продаж и составление бюджета продаж;

Факторы, влияющие на прогноз объема продаж:

— Объем продаж предшествующих периодов;

— Производственные мощности;

— Зависимость продаж от общеэкономических показателей, уровня занятости, цен, уровня личных доходов и т.д.;

— Относительная прибыльность продукции;

— Изучение рынка, рекламная компания;

— Ценовая политика, качество продукции;

— Конкуренция;

— Сезонные колебания;

— Долгосрочные тенденции продаж для различных товаров.

Бюджет продаж должен отражать квартальный или месячный объем продаж в натуральных и стоимостных показателях. Цены на продукцию должны планироваться с учетом ожидаемой инфляции.

Бюджет продаж включает в себя ожидаемый денежный поток от продаж, который в дальнейшем будет включен в доходную часть бюджета потока денежных средств. Для прогноза денежных поступлений от продаж необходимо учитывать коэффициенты инкассации, которые показывают, какая часть отгруженной продукции будет оплачена в первый месяц отгрузки, во второй и т.д.

2. Расчет коммерческих расходов должен соотносится с объемом продаж. Он производится по группам расходов, учитывая типы продукции, типы покупателей, географию сбыта, вид торговли (реализации).

3. Бюджет производства — представляет собой план выпуска продукции в натуральных показателях, составляется исходя из бюджета продаж. При его составлении необходимо учитывать производственные мощности, увеличение или уменьшение запасов, величину внешних закупок и др.

4. Необходимый объем выпуска продукции определяется следующим образом: предполагаемый запас готовой продукции на конец периода плюс объем продаж за данный период и минус запас готовой продукции на начало периода. Бюджет производственных запасов — включает информацию, необходимую для подготовки двух заключительных финансовых документов основного бюджета: прогноза о прибылях и убытках — в частности подготовки данных о производственной себестоимости реализованной продукции; прогноза балансового отчета — в части подготовки данных по оборотным средствам (сырье, материалы и др.) на конец планируемого периода.

Все затраты подразделяются на прямые и косвенные; к прямым затратам относятся, например, сырье и материалы, заработная плата основного производственного персонала, большая часть общецеховых расходов.

Прямые затраты на сырье и материалы — это затраты на сырье и материалы, из которых производится конечный продукт.

Бюджет прямых затрат на материалы составляется на основе производственного бюджета и бюджета продаж.

5. Бюджет прямых затрат на материалы — формируется исходя из объема закупок сырья и материалов, из ожидаемого объема их использования и предполагаемого уровня запасов.

Алгоритм расчета объема закупок таков:

Объем закупок = объем использования + запасы на конец периода — запасы на начало периода.

6. Бюджет прямых затрат на оплату труда — зависит от вида продукции, трудоемкости изготовления и расценок на оплату труда за один час работы. На предприятиях, где существуют разные формы оплаты труда, выделяют финансовую и сдельную части оплаты труда.

7. Бюджет общепроизводственных накладных расходов — включает все затраты, связанные с производством продукции, за исключением затрат на материалы и прямых затрат на оплату труда.

Общепроизводственные цеховые расходы включают в себя постоянные и переменные части. Постоянная часть планируется исходя из потребностей производства, переменная — как норматив, например, от трудозатрат основных производственных рабочих.

Бюджет общепроизводственных накладных расходов обычно включает в себя ряд стандартных статей затрат: амортизацию и аренду производственного оборудования, страховку, дополнительные выплаты рабочим, оплату непроизводительного времени и т.д.

8. Управленческие расходы — это все расходы не связанные с производственной или коммерческой деятельностью предприятия. Бюджет управленческих расходов включает в себя затраты на содержание управленческих отделов ( отдел кадров, АСУ, юридический отдел, плановый отдел и т.д. ), освещение, отопление офисов, сооружений производственного назначения, услуг связи и т.п.

9. Отчет (прогноз) о прибылях и убытках — первый из итоговых документов основного бюджета, показывающий, какой доход должно заработать предприятие и какие затраты понести. Отчет о прибылях и убытках может быть аналогом Формы № 2 российской бухгалтерской отчетности.

10. Балансовый отчет (прогнозный) показывает, какими средствами финансирования предприятие обладает, как они используются,и характеризует финансовое состояние предприятия на конкретную дату.

Инвестиционные проекты (программы) служат основой для прогноза стоимости основных средств.

Для прогноза баланса используется величина нормативных оборотных средств (сырье, материалы, незавершенное производство и запасы готовой продукции) и величина дебиторской задолженности, которые рассчитываются при подготовке соответствующих бюджетов.

Пассивная часть баланса формируется исходя из предполагаемой оборачиваемости кредиторской задолженности и прочих текущих пассивов.

В первом приближении никаких изменений в постоянном капитале (кредиты банков плюс собственный капитал) не планируется. Расхождения в прогнозах активной и пассивной частей баланса дает представление о недостатке (избытке) финансирования.

Изменение структуры баланса сказывается на итоге денежных средств.

11. Составление бюджета потока денежных средств — один из самых важных и сложных шагов в бюджетировании. Основой для его составления служат составленные (ранее изложенные) бюджеты и в первую очередь прогноз объема продаж.

Поступление средств от основной деятельности рассчитывается с учетом изменений в дебиторской задолженности, расходы (оттоки денежных средств) — с учетом изменений в кредиторской задолженности.

Прогноз отчета о движении денежных средств рассчитывается отдельно по видам деятельности (основной, инвестиционной, финансовой).

Не существует стандартной формы оформления результатов бюджетирования. В отличие от финансовой отчетности форма бюджетирования не стандартизирована. Его структура зависит от объема планируемого размера организаций и степени квалификации разработчиков.

Планирование – это процесс разработки и принятия целевых установок в количественном и качественном выражении, а также определение путей их наиболее эффективного достижения.

Финансовое планирование:

  • Позволяет выбирать наиболее эффективные пути развития предприятия;
  • Позволяет воплотить намеченные стратегические цели в конкретные финансовые показатели;
  • Дает возможность оценить эффективность деятельности предприятия;
  • Помогает рассчитывать и следить за использованием финансовых ресурсов;
  • Является инструментом для привлечения финансовых ресурсов.

Основные задачи финансового планирования:

  • Обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности;
  • Анализ взаимосвязи возможных решений о дивидендах, финансировании проектов, инвестициях и прогнозирование последствий данных решений;
  • Определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рациональности его использования;
  • Выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет экономичного использования денежных средств;
  • Установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами;
  • Соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;
  • Контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия в целом и центров финансовой ответственности, в частности.

Инфраструктура финансового планирования включает в себя четыре основных блока: аналитический, информационный, организационный и программно-технический:

  • Аналитический блок подразумевает наличие регламентированной методологии и методики подготовки финансового плана для его последующего анализа и оценки выполнения;
  • Информационный блок обусловлен необходимостью сбора внутренней и внешней информации, способной прямым или косвенным методом оказать влияние на итоговые показатели плана;
  • Организационный блок предполагает обязательное наличие организационной структуры управления, с четко регламентированными функциями и областью ответственности;
  • Программно-технический блок направлен на автоматизацию всего процесса с целью достижения оптимизации материально-технических затрат.

В экономической литературе различают пять видов финансового планирования: стратегическое, перспективное, бизнес-планирование (включает в себя перспективное и текущее планирование), текущее планирование или бюджетирование и оперативное финансовое планирование.

Деление финансовых планов по видам осуществляется в зависимости от длительности бюджетного периода, т.е. временного интервала финансового плана. Основой формирования всех финансовых планов чаще всего выступают долгосрочные цели, определяемые руководством предприятия в ходе стратегического планирования путем выработки финансовой стратегии. Стратегические цели предприятия детализируются и получают свое отражение в виде среднесрочных и краткосрочных планов и бюджетов.

Весь процесс финансового планирования на предприятии можно разделить на несколько основных этапов:

  1. Анализ финансовых показателей предыдущего периода посредством форм финансовой отчетности, содержащих информацию для расчета экономических показателей предприятия и составления прогноза форм отчетности на последующие периоды.
  2. Подготовка основных прогнозных документов:
    1. Прогнозного бухгалтерского баланса;
    2. Отчета о прибылях и убытках;
    3. Отчета о движении денежных средств.
    4. Уточнение и конкретизация показателей прогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовых планов.
    5. Оперативное финансовое планирование.
    6. Внедрение разработанных финансовых планов, контроль их исполнения и последующий анализ достигнутых результатов.

Текущее финансовое планирование или бюджетирование рассматривается как составная часть финансового планирования и представляет собой конкретизацию показателей перспективных планов. Бюджетирование представляет собой планирование, учет и контроль движения денежных средств, и анализ финансовых результатов конкретных направлений деятельности предприятия. Цель бюджетирования состоит в определении суммы и структуры расходов предприятия и его подразделений на конкретные цели и финансовое обеспечение их покрытия.

В мировой практике под бюджетированием понимается элемент менеджмента, ориентированный на управление, представляющий собой методологию планирования, учета и контроля денежных средств и финансовых результатов. Бюджетирование можно представить как процесс анализа ранее принятых решений, посредствам которого предприятие оценивает целесообразность фактического использования активов.

Бюджетирование как управленческая технология включает три важнейшие составные части:

  • Технология бюджетирования, которая представляет собой виды и формы бюджетов, систему финансово-экономических показателей как основу построения бюджетов, порядок консолидации отдельных бюджетов в единый сводный бюджет;
  • Организация процесса бюджетирования, предусматривающая формирование финансовой структуры предприятия, посредством определения центров финансовой ответственности, бюджетного регламента, этапов бюджетного процесса, графика документооборота, системы внутренних нормативных документов;
  • Информационные технологии, позволяющие не только разработать различные сценарии будущего финансового состояния предприятия, но и осуществить оперативный сбор, обработку и консолидацию фактических данных, необходимых для бюджетного контроля.

Система бюджетирования представляет собой совокупность таких элементов как структура бюджетов, процедура формирования, согласования и утверждения бюджетов, контроль их фактического исполнения, нормативная база (нормы, нормативы, лимиты), типовые процедуры и механизмы принятия управленческих решений.

Пять этапов постановки системы бюджетирования:

  1. Формирование финансовой структуры, на данном этапе разрабатывается модель структуры, позволяющая установить ответственность за исполнение бюджетов и контроль источников возникновения доходов и расходов путем определения центров финансовой ответственности.
  2. Создание структуры бюджетов, путем определения общей схемы формирования сводного бюджета предприятия.
  3. Разработка методик и процедур управленческого учета, формирование учетно-финансовой политики.
  4. Разработка регламента планирования, определяющего процедуры планирования, мониторинга и анализа причин невыполнения бюджетов, а также текущей корректировки бюджетов.
  5. Внедрение системы бюджетирования и проведение сценарного анализа.

Бюджетный процесс на любом предприятии должен начинаться с разработки проекта сводного бюджета. На этом уровне необходимо оценить производственную программу, ее качественные и количественные параметры, изменения ценовой и кредитной политики, определить производственный потенциал предприятия на основе анализа рациональности использования активов, освоения новых технологий и видов продукции. Далее проект бюджета должен пройти процедуру согласования и утверждения высшим органом управления. По итогам бюджетного периода следует провести анализ исполнения бюджета, выявить отклонения, объяснить их причины, принять необходимые управленческие решения.

Существуют две основные формы составления бюджета: фиксированный бюджет (традиционная форма) и гибкий бюджет. При фиксированном бюджете цифровые показатели рассчитываются и утверждаются до начала планируемого периода и пересмотру не подлежат. Отличительной особенностью гибкого бюджета является то, что на любом из этапов развития предприятия в бюджет могут быть внесены корректировки. Некоторые предприятия формируют так называемые обновляемые, или «скользящие», бюджеты, когда при составлении бюджета на год, по прошествии первого планового квартала производится планирование еще на один квартал. Используя «скользящий» бюджет, предприятие имеет возможность оперативно учитывать изменения внешней среды, действовать в соответствии с уточненными целями, а также корректировать планы в зависимости от уже достигнутых результатов. В итоге прогнозы доходов и расходов становятся более точными, при этом плановый период при использовании «скользящего» бюджетирования не изменяется.

Терминология финансовой структуры

Бюджетное управление – оперативная система управления компанией по центрам ответственности через бюджеты, позволяющая достигать поставленные цели путем наиболее эффективного использования ресурсов.

Финансовая структура – организация центров финансовой ответственности, определяющая их подчиненность, полномочия и ответственность и предназначенная для управления стоимостью деятельности предприятия.

Центр финансовой ответственности (ЦФО) – структурное подразделение, осуществляющее определенный набор хозяйственных операций, способное оказывать непосредственное воздействие на расходы и/или доходы от этих операций и отвечающее за величину данных расходов и/или доходов.

Типы ЦФО:

  • Центры инвестиций
  • Центры прибыли
  • Центры маржинального дохода
  • Центры дохода
  • Центры затрат

Данная классификация основана на разделении ЦФО по видам доходов/затрат, которые определяются, исходя из функциональной деятельности центра.

# Центры затрат образуют подразделения, которые для выполнения своих функциональных обязанностей потребляют различные ресурсы, что означает для предприятия затраты. Соответственно, они отвечают за величину произведенных в своей деятельности затрат. Примером Центров затрат являются различные производственные подразделения и функциональные службы (цех, склад, бухгалтерия, реклама, охрана). Центры затрат определяют расходную часть бюджета предприятия.

# Центры дохода отвечают за доход, который они приносят фирме за счет своей деятельности, и определяют доходную часть бюджета. Центром дохода может выступать подразделение компании, занимающееся реализацией готовой продукции, товаров и услуг, т.е. функционально предназначенное для получения дохода в виде выручки (Отдел продаж, склад-магазин, оптовая база, сеть агентов, фирменных магазинов и т.д.).

# Центры маржинального дохода несут ответственность за величину получаемого маржинального дохода (вклад на покрытие). Создаются на предприятиях, где есть подразделения, осуществляющие более сложный вид деятельности – не одно производство (как центры затрат), и не одну торговлю (как центры дохода), а, например, производство и реализация продукции определенной номенклатуры, т.е. фактически являются отдельными бизнес-направлениями (бизнесами). Бизнесы отвечают за эффективность деятельности, контролируя доходную и расходную части своего направления. Мерой эффективности бизнеса является не доходы и затраты направления по отдельности, а разница между ними в виде маржинального дохода. Под маржинальным доходом (прибылью) понимается разница между выручкой и прямыми (прямо прослеживаемыми до объекта возникновения) затратами. Полученная сумма маржинального дохода идет сначала на покрытие накладных затрат направления, потом накладных предприятия, и далее на формирование чистой прибыли всего предприятия. То направление, которое приносит наибольший маржинальный доход, является и наиболее выгодным для предприятия. Таким образом, предприятие обеспечивает эффективность деятельности своих отдельных направлений бизнеса, ставя им в ответственность уровень маржинального дохода.

# Центры прибыли отвечают перед руководством суммой заработанной прибыли, т.е., они по аналогии с центрами маржинального дохода контролируют как расходную, так и доходную сторону своей деятельности. Но центры прибыли рассчитывают доходы и затраты не отдельного направления, а всего предприятия в целом. Соответственно, центром прибыли выступает предприятие – как самостоятельное, так и в составе многоуровневой структуры, например, холдинга.

# Центры инвестиций являются верхним уровнем финансовой структуры. Они имеют право управлять не только оборотным капиталом, т.е. отвечать за объем заработанной прибыли, но и управлять необоротными активами (основными средствами), в том числе, осуществлять инвестиции (и дезинвестиции). Например, построить новый цех, поменять устаревшее оборудование, а в больших масштабах – купить фирму, продать бизнес и т.д. В этом случае центр инвестиций контролирует окупаемость этих инвестиций, и таким образом отвечает за рентабельность всех активов фирмы. Центр инвестиций уже всегда только предприятие – либо самостоятельное, либо головная компания многоуровневой структуры.

# Центр финансового учета – структурное подразделение, которое ведет учет установленных для него показателей доходов и/или расходов, но не отвечает за их величину.

# Постановка бюджетного управления — комплекс организационно-технических мероприятий по разработке и внедрению системы бюджетного управления.

Постановка системы бюджетного управления компанией

Проведение работ по постановке системы бюджетного управления компанией осуществляется поэтапно в следующем порядке:

1. Проектирование финансовой структуры

На основе организационной структуры компании разрабатывается финансовая структура. В рамках этой работы из организационных звеньев (подразделений) формируются Центры Финансовой Ответственности (ЦФО) и строится модель финансовой структуры.

2. Формирование бюджетной структуры

Описываются и структурируются статьи планирования и учета всей хозяйственной деятельности предприятия, в которых будет осуществляться ведение бюджетов доходов/ расходов, выплат/поступлений (денежных средств), оприходования/отпуска (материальных ценностей), активов/пассивов (управленческого баланса) в виде справочников.

Далее определяются виды бюджетов, которые необходимо вести предприятию, устанавливаются взаимосвязи их формирования, уровни консолидации и их внутренняя структура на основе справочников бюджетных статей.

3. Разработка внутренней учетной политики

Формируются организационные основы ведения учета, выбираются принципы документирования хозяйственных операций и методы оценки имущества, определяются методика и техника ведения учета.

4. Разработка системы планирования

Определяется порядок планирования – от формирования плана продаж предприятия до утверждения основного бюджета предприятия, с указанием участников процесса планирования, регламентов их действий, формы документов и сроков их разработки, согласования и утверждения.

5. Разработка системы финансово-экономического анализа

Определяется состав методов анализа, порядок их проведения, формируется система отчетности с указанием участников процесса анализа, регламентов их действий, подготовки и предоставления отчетов.

6. Регламентация

Результаты всех проведенных работ должны быть формализованы, т.е. закреплены в регламентных документах предприятия. Для этого все этапы завершаются подготовкой соответствующих Положений:

  • Положение о финансовой структуре
  • Положение о бюджетной структуре
  • Положение об учетной политике
  • Положение о планировании
  • Положение об анализе
  • Положение(я) о центрах финансовой ответственности (ЦФО)

«Положение о финансовой структуре” – внутренний регламентный документ предприятия, описывающий финансовую структуру предприятия и регламентирующий процесс ее формирования, являющийся одной из составных частей пакета регламентов по бюджетному управлению.

Терминология по бюджетированию

Бюджет – финансовый документ установленного формата, по которому происходят планирование и учет результатов хозяйственной деятельности.

Статья – составная часть бюджета, по которой происходят планирование и учет хозяйственных операций одного типа.

Хозяйственная операция – простейшее событие в деятельности предприятия, вызвавшее возникновение доходов, затрат, расходов, поступлений/выплат денежных средств, формирование остатков или движение товарно-материальных ценностей.

Операционный бюджет – бюджет, составляемый по каждому Центру Финансовой Ответственности (ЦФО) для планирования и учета результатов его деятельности (операций).

Функциональный бюджет – бюджет, составляемый по определенной области деятельности предприятия (функции) для планирования и учета результатов данной деятельности.

Бюджет предприятия – план, составленный на следующий период в натуральном и денежном выражении; определяющий потребность предприятия в ресурсах, необходимых для получения запланированных доходов.

Натурально-стоимостные бюджеты (Бюджеты Товаров, Запасов и Внеоборотных Активов) – бюджеты, отражающие движения всех, кроме денежных средств, активов предприятия; составляемые как в натуральных, так и денежных единицах для планирования и учета данного движения.

Бюджет Доходов и Расходов (БДР) – бюджет, отражающий процесс формирования финансовых результатов деятельности предприятия; составляемый для планирования и учета данного процесса с целью управления прибыльностью и рентабельностью предприятия.

Бюджет Движения Денежных Средств (БДДС) – бюджет, отражающий процесс движения денежных средств по всем видам счетов и кассе предприятия; составляемый для планирования и учета данного движения с целью управления платежеспособностью предприятия.

Бюджет Баланса, Бюджет по Балансовому Листу (ББЛ) – бюджет, отражающий структуру имущества (активов) предприятия и источников его формирования (пассивов); составляемый для планирования будущей и учета фактически сложившейся структуры активов/пассивов с целью управления стоимостью предприятия.

Консолидированный (итоговый) бюджет – группировка всех функциональных бюджетов предприятия в разрезах:
a. движения товаров, запасов и внеоборотных активов;
b. формирования доходов и расходов;
c. движения денежных средств;
d. формирования стоимости;

предназначенная для планирования и учета результатов хозяйственной деятельности предприятия в целом.

Бюджетная структура – система функциональных бюджетов предприятия, по которой происходят последовательное планирование и учет результатов хозяйственной деятельности всего предприятия.

«Положение о бюджетной структуре” – внутренний регламентный документ предприятия, описывающий бюджетную структуру предприятия и регламентирующий процесс их формирования, являющийся одной из составных частей пакета регламентов по бюджетному управлению.

Терминология по планированию

Планирование – процесс подготовки и выбора оптимальных решений для достижения целей управления.

Система планирования – принятая на предприятии структура планов, а также определенные и формализованные для каждого из них принципы, форматы и регламент планирования.

Бюджетное планирование – процесс коллективной разработки плана деятельности предприятия на будущий период, в результате которого все мероприятия хозяйственной деятельности представляются в финансовом выражении в формате бюджетов в разрезе финансовой структуры предприятия (по центрам финансовой ответственности).

Регламент бюджетного планирования – документально закрепленный порядок формирования бюджета предприятия. Определяет этапы, участников и временные рамки процесса бюджетного планирования, а также источники и форматы получения/ передачи информации.

Горизонт планирования бюджета – период, на который можно спрогнозировать деятельность предприятия в количественных показателях данного бюджета с приемлемой точностью.

Шаг планирования бюджета – периодичность, с которой в пределах горизонта планирования формируется данный бюджет.

«Положение о планировании” – внутренний регламентный документ предприятия, определяющий горизонт и шаг планирования/корректировки планов, описывающий регламент планирования и корректировки, а также формат планирования, и являющийся одной из составных частей пакета регламентов по бюджетному управлению.

Схема формирования бюджетов

Дополнительная литература

Скачать: Бюджетирование как инструмент финансового планирования

Управление процессами формирования, распределения и использования бюджетных средств осуществляется посредством бюджетного планирования и прогнозирования. Роль и значение бюджетного планирования и прогнозирования проявляются в составлении адресного финансового плана, каковым является бюджет, определяющий возможности государства в формировании бюджетных средств и их использовании на основные цели: на развитие и дальнейшее углубление социальных реформ, на развитие образования и здравоохранения, на индустриально-инновационное развитие, на развитие аграрного сектора.

Экономическая сущность бюджетного планирования выражается в централизованном распределении и перераспределении стоимости общественного продукта и национального дохода между различными звеньями всей финансовой системы и проявляется в процессе разработки и исполнения бюджетов разных уровней. Основа бюджетного планирования — государственная социально-экономическая программа развития страны. Финансовое планирование вообще и его важнейшее составное звено — бюджетное планирование, под которым понимается планирование, связанное с составлением и исполнением бюджета, являются органической частью всего народнохозяйственного планирования. Вместе с тем, роль бюджетного планирования в управлении финансовыми ресурсами весьма велика, поскольку она далеко выходит за рамки непосредственного составления и исполнения плана доходов и расходов бюджета, где устанавливаются обязательства по платежам и определяются размеры бюджетного финансирования. Исключительное положение, которое занимает бюджет среди других финансовых планов, придает бюджетному планированию общегосударственное значение. Это проявляется во взаимосвязи реформирования государственного управления и децентрализации властных полномочий с совершенствованием финансовых отношении между участниками бюджетного процесса и межбюджетных отношений, а также в оптимизации государственных расходов, форм и методов их финансирования.

Бюджетное планирование должно соответствовать требованиям взаимосвязи с финансовым планированием, целевого характера бюджетных назначений, наличия резервов и сбалансированности доходов и расходов. Главная цель процесса планирования — определение годовых поступлений налогов и доходов по каждому виду платежей и обеспечение обоснованного распределения доходов между бюджетами различных уровней. Суть управления доходами и расходами заключается в организации и руководстве работой соответствующих уполномоченных органов по прогнозированию, анализу и контролю поступлений в государственный бюджет налогов, сборов и эффективному расходованию бюджетных средств, а также в составлении отчетов об исполнении доходной и расходной частей государственного бюджета.

В процессе бюджетного планирования решаются следующие основные задачи:

определение общих финансовых связей, необходимых соотношений между централизованным и децентрализованным финансовым планом;

установление степени участия каждого участника бюджетного процесса в финансовом обеспечении развития страны; определение объема доходов по отдельным источникам поступлений и общего объема доходов государственного бюджета на основе финансовых планов отраслей, сфер деятельности и секторов экономики;

определение расходов бюджета по видам затрат и общего объема расходов.

Решение этих задач в процессе бюджетного планирования -обеспечить рациональное распределение доходов и расходов государственного бюджета между отдельными бюджетами, реальную сбалансированность каждого бюджета, равномерное поступление доходов в течение года и своевременное финансирование обозначенных мероприятий. При этом предусматривается создание государственных материальных и финансовых резервов, финансовый контроль хода выполнения плана и исполнения бюджета.

С планированием бюджета тесно связано бюджетное прогнозирование, под которым понимается процесс определения вероятностных оценок возможных направлений развития доходной и расходной частей бюджета. Он основывается на перспективном планировании развития экономики, поскольку без учета перспектив роста натуральных показателей невозможно качественное научное прогнозирование бюджетных ресурсов.

Цель бюджетного прогнозирования заключается в разработке и обосновании оптимального развития бюджета с учетом сложившихся в экономике тенденций, конкретных социально-экономических условий и перспективных оценок их изменений. Результаты такого прогнозирования имеют важное значение с точки зрения принятия эффективных мер по реализации финансово-бюджетной политики государства.

Элементами управления доходами и расходами бюджета выступают процессы прогнозирования налогов, платежей и сборов, уточнения форм их расчетов, проверки состояния работы по прогнозированию и анализу поступлений и расходования средств. Сюда же входят процессы организации работы по обеспечению выполнения доходной и расходной частей бюджета и принятие оперативных мер по предотвращению недопоступлений доходов в бюджет и эффективному использованию бюджетных средств.

Управление доходами и расходами бюджета требует создания и использования таких необходимых условий, как:

совершенствование прогнозирования поступлений и планирования расходов;

осуществление и совершенствование взаимодействий с центральными и местными уполномоченными органами;

обобщение практики применения бюджетного, налогового и таможенного законодательства;

своевременный анализ и обобщение оперативных данных и отчетов о поступлении доходов и расходовании бюджетных средств.

Процесс управления доходами бюджета регулируется Бюджетным, Налоговым и Таможенным кодексами, законодательными и нормативными актами в области государственного управления, а также Законом о республиканском бюджете на текущий год, которыми установлены основные принципы регулирования доходов и расходов. В управлении по обеспечению своевременной и качественной разработки проектов бюджетов, выработке предложений по уточнению и исполнению бюджетов, рассмотрению отчетов администраторов о реализации бюджетных программ значительная роль отводится действующим на постоянной основе бюджетным комиссиям.

Планирование и прогнозирование бюджета предусматривает работу в следующих трех важнейших направлениях:

определение прогнозной величины контингентов по всем видам доходов и расходов;

распределение регулирующих доходов по уровням бюджетной системы в соответствии с действующим законодательством;

установление взаимоотношений между вышестоящими и нижестоящими бюджетами по поводу предоставления финансовой помощи и выравнивания бюджетной обеспеченности.

Порядок исчисления различных видов налоговых и неналоговых поступлений, сроки внесения платежей в бюджет устанавливаются с учетом особенностей их формирования в соответствующем законодательном акте, но главным условием при этом является обеспечение устойчивого и равномерного поступления средств на общегосударственные нужды.

Бюджетное планирование осуществляется в соответствии с требованиями принципов единства, преемственности, приоритетности, сбалансированности и обоснованности.

Принцип единства бюджетного планирования обеспечивается составлением государственного бюджета Республики Казахстан, в состав которого входят республиканский и местные бюджеты. В соответствии с действующим законодательством данный принцип основывается на единых требованиях:

по формированию перечня бюджетных программ, финансируемых из республиканского бюджета и местных бюджетов;

по установлению нормативов распределения доходов между уровнями бюджетов;

по определению долговременных размеров субвенций и бюджетных изъятий.

Принцип преемственности планирования обеспечивается сочетанием текущего и перспективного бюджетного планирования с учетом направлений среднесрочной фискальной политики, принятых за основу в предыдущий период, прогнозов социально-экономического развития страны на очередной финансовый год и на средне-, долгосрочный период.

Принцип приоритетности обеспечивается планированием бюджета с учетом приоритетных направлений среднесрочного плана социально-экономического развития страны.

Принцип сбалансированности доходов и расходов бюджета достигается на основе использования балансового метода формирования бюджета. Необходимость сбалансированности бюджета диктуется основной целью исполнения бюджета любого уровня и достигается либо посредством выделения субвенций из вышестоящего бюджета или обеспечивается другими законодательно разрешенными методами, либо формированием государственной задолженности или сокращением расходов бюджета.

Принцип обоснованности обеспечивается планированием бюджета на основе нормативных правовых актов и других документов, определяющих необходимость включения в проект бюджета тех или иных поступлений либо расходов и обоснованном установлении их объемов.

С точки зрения обоснованности планирования бюджета необходимо учитывать существующие между регионами различия природно-климатических и социально-экономических условий, которые являются основными и определяющими факторами проживания населения того или другого региона. Поэтому при планировании бюджета используются нормы и нормативы. По определению, данному в Бюджетном кодексе, натуральные нормы — это натуральные показатели потребления или использования необходимых материальных или нематериальных благ, обязательно используемые при планировании и исполнении бюджета. Они разрабатываются и утверждаются Правительством РК.

Нормативы распределения доходов, которые применяются в местных бюджетах, — это процентное соотношение доходов между бюджетами разных уровней. Они имеют стабильный характер, поскольку определяются на основе среднесрочной фискальной политики, и их применение стало возможным в результате распределения функций между уровнями государственного управления с разграничением и упорядочением расходных полномочий по уровням бюджетной системы.

Бюджетное планирование осуществляется посредством использования различных статистических, экономико-математических, аналитических и специфических методов планирования и прогнозирования. Бюджет строится по балансовому методу, который позволяет учитывать в бюджете все доходы и расходы в полном объеме. Это означает, что не должно быть каких-либо других доходов и расходов, кроме тех, которые предусмотрены бюджетом. При планировании используются методы построения бюджета-брутто и бюджета-нетто. Если в бюджете отражаются все доходные и расходные финансовые операции государства, то такой бюджет принято называть бюджет-брутто. Если показатели бюджета рассчитаны по статьям как сальдовые результаты, т.е. поступления по отдельным статьям доходов определены за минусом затрат на получение этих же доходов, то такой бюджет принято называть бюджет-нетто.

Поскольку бюджету отводится роль инструмента реализации социально-экономических задач государства, то выполнению этой роли соответствует внедрение среднесрочного бюджетного планирования на основе методов целевого бюджетирования. Метод программно-целевого бюджетирования представляет собой планирование бюджетных расходов на базе программной стратегии развития, имеющихся ресурсов бюджета и на основе планирования бюджетных программ. Данный метод подразумевает, что сначала определяются стратегические приоритеты развития страны, которые затем отражаются в расходах бюджета.

В процессе составления проекта бюджета используются специфические методы бюджетного выравнивания. Различают методы вертикального и горизонтального бюджетного выравнивания. Поскольку в основе бюджетной системы любого государства из-за различия задач и функций, выполняемых разными уровнями власти, имеет место диспропорция (несоответствие) между финансовыми ресурсами органов власти каждого уровня и осуществляемыми ими полномочиями, то достижение такого соответствия обеспечивается методами вертикального выравнивания бюджетов. По существу, этими методами решаются задачи обеспечения финансовых запросов местных органов государственного управления (расходной части местных бюджетов) фактическими финансовыми ресурсами (доходной частью местного бюджета). С помощью методов вертикального выравнивания осуществляются обеспечение финансовой базы для реализации расходных функций и рациональное закрепление доходных источников бюджетов за различными уровнями власти.

Необходимость использования методов горизонтального выравнивания бюджетов объективно обусловлено различным уровнем развития территорий страны. Для обеспечения социальной справедливости и равного уровня потребления государственных услуг жителями различных регионов страны существуют единые формализованные методы распределения финансовой помощи из республиканского бюджета нижестоящим бюджетам. В качестве таких методов используются трансферты, дотации, субвенции, взаимные расчеты, бюджетные компенсации. Соотношение этих методов, практика их применения и методика расчетов разрабатываются и устанавливаются уполномоченным органом по бюджетному планированию и могут быть различными в разные годы, поскольку они применяются в зависимости от конкретной экономической ситуации и определенной модели межбюджетных отношений.

Основными этапами формирования бюджетов по доходам принято считать последовательность определения прогнозных величин по всем видам поступлений. Важнейший этап — это прогнозирование налоговых поступлений, следующий этап, имеющий также немаловажное значение, — прогнозирование неналоговых поступлений. Затем — прогнозирование поступлений от продажи основного капитала, определение поступлений официальных трансфертов, поступлений от погашения выданных кредитов, продажи финансовых активов и правительственные займы.

Прогнозирование поступлений доходов является составной частью бюджетного процесса формирования республиканского и местных бюджетов, определяемого общими задачами социально-экономического развития республики. Прогнозирование поступлений доходов в бюджет на предстоящий год осуществляется в соответствии с Законом РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), Бюджетным кодексом РК и другими нормативными правовыми актами. При этом учитываются макроэкономические показатели среднесрочного плана социально-экономического развития республики и регионов, положения и показатели среднесрочной фискальной политики страны, экономического анализа поступлений за отчетные периоды и ожидаемой оценки текущего периода, а также прогнозируемые изменения приоритетных показателей, влияющих на налоговые поступления. Основными макроэкономическими показателями, используемыми для прогнозирования бюджета, являются объем валового внутреннего продукта, объем денежной массы, размеры фонда оплаты труда, индекс инфляции, объем товарооборота, объем импортно-экспортных операций, курс национальной валюты.

В основу прогнозирования поступлений доходов заложены следующие принципы:

единообразие формирования расчетов прогнозных показателей по всей республике;

прозрачность расчетов прогнозных показателей;

ясность и объективность прогнозных показателей;

расчеты прогнозов поступлений в бюджет по каждому виду платежей в целом на год и с разбивкой по кварталам и по месяцам по всем уровням бюджетной системы.

Расчеты прогнозируемых бюджетных показателей несколько отличаются от расчетов показателей годового бюджета, поскольку последние определяются методом прямого расчета. При прогнозировании методы прямого расчета практически неприемлемы из-за отсутствия необходимых данных. Прогнозирование доходов бюджета осуществляется с использованием различных методов трендового характера. Один из таких методов — метод экстраполяции применяется при прогнозировании доходов бюджета, имеющих стабильный характер. Другой — метод экспертных оценок страдает элементами субъективизма, поскольку данный метод в своей основе использует оценки, сделанные и обоснованные компетентными специалистами-экспертами. Как правило, более объективные прогнозы можно получить при использовании этих двух методов одновременно.

При прогнозировании доходов бюджета возможно использование корреляционных моделей в целях выявления закономерностей изменения бюджетных показателей по линии регрессии. При этом прогнозируемые бюджетные показатели рассматривают в зависимости от изменений нескольких переменных — факторов, влияющих на формирование бюджета. Использование функциональной зависимости доходов бюджетов от изменений различных факторов позволяет построить экономико-математическую модель, на основе которой можно определить размеры не только доходов бюджета, но и размеры их общих расходов.

Организация бюджетного процесса суверенного государства строится в соответствии с действующим бюджетным законодательством. В нашей стране он регулируется Бюджетным кодексом и другими законодательными и нормативными актами, регулирующими бюджетный процесс, а также Правилами о порядке составления и исполнения бюджета, разрабатываемыми уполномоченным органом по бюджетному планированию. Организация бюджетного процесса в республике строится на следующих принципах:

единства, выражающегося в единой правовой базе, единой бюджетной классификации, в единстве форм бюджетной документации, необходимой для статистической и бюджетной информации, в единстве денежной системы:

самостоятельности, когда каждый участник бюджетного процесса самостоятельно организует свою деятельность, которая обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления их использования;

сбалансированности, сущность которой заключается в установлении правильного соотношения между доходами и расходами всех бюджетов.

Соблюдение требований вышеназванных принципов должно обеспечить устойчивость бюджета и необходимые пропорции в распределении средств как между сферами деятельности, так и между регионами. Важное условие при этом — соответствие расходов бюджета его доходам, создание финансовых резервов, что служит главной основой всей финансовой политики государства.

Согласно Бюджетному кодексу, бюджет формируется на основе среднесрочного плана социально-экономического развития РК и программ развития территорий с учетом ежегодного послания Президента РК к народу Казахстана. Другим важным моментом, также отраженным в Бюджетном кодексе, является регламентирование функций государственной власти в управлении финансовыми ресурсами, включая организацию бюджетного процесса. Эти функции проявляются во взаимодействии экономических и финансовых целей государства;

во взаимодействии бюджетов разных уровней и взаимодействии бюджетов с различными секторами экономики;

в совершенствовании налогово-фискальных инструментов;

в определении источников и размеров отчислений во внебюджетные специальные фонды;

в установлении структуры и размера поступлений доходов в бюджеты и расходов из бюджетов;

в определении размера дефицита (профицита) республиканского бюджета;

в сбалансированности местных бюджетов;

в оценке состояния и динамики государственного долга с учетом его погашения и влияния на финансовые операции государства.

На протяжении всех стадий бюджетной деятельности по организации бюджетного процесса решаются следующие основные задачи:

определение доходов бюджета по отдельным налоговым и другим платежам, а также общего объема в соответствии с прогнозами и целевыми программами социально-экономического развития;

установление расходов бюджета по целевому и адресному назначению;

согласование бюджета с общей программой финансовой стабилизации, направленной на преодоление инфляционных тенденций в экономике и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы;

сокращение и ликвидация бюджетного дефицита за счет экономически оправданных источников;

осуществление бюджетного регулирования в целях сбалансированности бюджетов разного уровня путем перераспределения источников доходов государства между ними, а также между сферами деятельности и регионами;

повышение роли перспективного бюджетного планирования (прогнозирования) для обеспечения пропорциональности и сбалансированности различных крупномасштабных социально-экономических программ; контроль финансовой деятельности юридических лиц и доходов физических лиц при выполнении ими налоговых обязательств.

Организация бюджетного процесса начинается с подготовки на предстоящий финансовый год уполномоченным органом по бюджетному планированию, каковым в нашей республике является Министерство экономики и бюджетного планирования, основных направлений бюджетной политики, а также проекта консолидированного финансового плана государства. Последний разрабатывается на основе ежегодного послания Президента РК к народу Казахстана, среднесрочного плана социально-экономического развития республики, программ развития территорий, оценки текущего исполнения бюджета, динамики макроэкономических показателей, основных направлений денежно-кредитной и фискальной политики.

В случае одобрения представленных документов Правительство республики принимает постановление, которым устанавливается порядок, сроки формирования проекта бюджета центральными государственными органами, организациями, содержащимися за счет бюджетных средств, и представления его в уполномоченный орган. Все участники бюджетного процесса руководствуются Правилами составления и исполнения республиканского и местных бюджетов, утвержденными Правительством РК.

Максим Агапов

ГК «Современные технологии управления»

Бюджетирование и управленческий учет — очень популярны на сегодняшний день темы. Давайте попробуем разобраться, что это такое, и насколько это актуально для Вашей компании.

К настоящему моменту достаточно большое число компаний уже завершило постановку управленческого учета (как правило, на базе программ семейства 1С). Многие имеют бюджеты и регулярно их используют (традиционно в Excel). Однако редко у кого обе эти системы функционируют совместно, в одном информационном пространстве. Типичной проблемой финансовых служб является соотнесение плана с фактом, поскольку зачастую эти системы имеют разные аналитики, а оперативный контроль исполнения бюджета зачастую настолько трудоёмок, что в крупных компаниях превращается в неразрешимую проблему. В конечном итоге, если финансовой службе и удаётся представить руководству данные об исполнении бюджета, то с большим запозданием, и низкого качества.

Именно система бюджетного управления позволяет избежать таких технических проблем, поскольку включает в себя и систему управленческого учета, и систему бюджетирования, работающие по одинаковым аналитикам, т. е. при планировании и учете используются одни и те же аналитики (управленческий план счетов, статьи доходов и расходов, движения денежных средств и т. д.). Таким образом, план соответствует факту, и наоборот.

Поскольку технические проблемы легко решаются с использованием такого подхода, мы можем более детально заняться непосредственным назначением этой системы.

Итак, бюджетное управление — это оперативная система управления компанией по центрам финансовой ответственности через бюджеты, позволяющая достигать поставленных целей путем наиболее эффективного использования ресурсов. Таким образом, бюджетное управление является подсистемой системы управления предприятием.

Управление предприятием, как и любым другим объектом, осуществляется в соответствии с управленческим циклом, состоящим из этапов постановки целей, планирования, исполнения, контроля, анализа и осуществления корректирующего воздействия. Отсутствие одного или нескольких элементов управленческого цикла приводит систему к потере эффективности и управляемости.

Этап постановки целей включает в себя определение целей развития компании, а именно:

  1. Направления бизнеса:
    • Товары, рыночная доля компании;
    • Ценовая и клиентская политика;
    • Объем и рентабельность продаж, норма прибыли и отдача от инвестиций.
  2. Организация бизнеса:
    • Организационно-управленческая и финансовая структура;
    • Политика управления персоналом;
    • Ключевые бизнес-процессы;
    • Корпоративные стандарты.

Важность данного этапа определяется тем, что цели являются основой для построения системы показателей — данных, необходимых для планирования, анализа и принятия решений. Данная система включает в себя иерархию центров финансовой ответственности (ЦФО), структуру бюджетов и состав их статей.

На этапе планирования устанавливаются значения показателей, позволяющие достичь целей, зафиксированных на первом этапе.

Исполнение плана включает в себя непосредственно работы по достижению запланированных показателей и их учет в разрезе элементов финансовой структуры и статей бюджетов. На этапе контроля осуществляется текущий план-фактный контроль отклонений показателей.

Анализ предполагает сопоставление фактических и плановых значений показателей и выявление причин их расхождения, что позволяет принять правильное управленческое решение на этапе корректирующего воздействия. В зависимости от причин выявленных отклонений могут корректироваться цели или плановые значения показателей. Система бюджетного управления охватывает этапы планирования, контроля и анализа, а также этап исполнения в части учета фактических данных. Постановка целей, непосредственно исполнение работ и принятие корректирующего воздействия выполняются сотрудниками компании.

Необходимо отметить, что постановка бюджетного управления не является самоцелью. Цель — это повышение качества управления компании, за счет чего неизбежно повысятся и финансовые показатели деятельности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *