Обновление: 2 октября 2017 г.
Одной из форм бухгалтерской отчетности за 2017 год для российских организаций является отчет о полученных прибылях и убытке (а точнее о финансовых результатах). Наряду с другими формами (баланс, пояснительная записка и т.д.) целью его составления является создание объективного представления о финансах российского предприятия, итогах деятельности за определенный период и соответствующих изменениях за этот период. Для правильного понимания и заполнения отчета о финансовых результатах в 2018 году важна расшифровка строк этого формуляра. Рассмотрим содержание некоторых из этих строк.
Форма отчета
Помимо НК РФ, необходимость сдачи отчета и его форма установлены тремя нормативными актами:
- п. 1 ст. 14 Закона о бухучете от 06.12.2011 N 402-ФЗ;
- разделом V ПБУ 4/99;
- Приказом Минфина от 02.07.2010.
Содержание отчета о финансовых результатах и расшифровка его строк
Классификация прибылей и убытков в рассматриваемом отчете осуществляется на основе ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 и делит их на прочие и от обычных видов деятельности.
На основании п. 18 ПБУ 9/99 и п. 27 ПБУ 2/2008 строка «Выручка» включает в себя информацию о доходах по обычным видам деятельности (далее также – ОВД) предприятия.
К ней, в частности, относятся:
- продажи товаров (работ, услуг);
- арендная плата;
- поступления от предоставления авторских прав (лицензии);
- доход от участия в других организациях и др.
Соответствующий данной строке показатель формируется за счет суммированных данных по кредиту субсчета 90-1 за минусом показателей по Дт 90-3, 90-4.
Строка «Себестоимость продаж» аккумулирует в себе затраты по ОВД предприятия, формирующие себестоимость реализованных товаров (работ, услуг), в т.ч. на:
- изготовление продукции;
- приобретение товаров (работ, услуг);
- аренду;
- предоставление авторских прав и др.
Соответствующий данной строке показатель формируется за счет суммированных данных по дебету субсчета 90-2 во взаимодействии с корреспондирующими счетами (20, 23, 41, 40 и др).
Строка «Валовая прибыль (убыток)» аккумулирует информацию о прибыли от ОВД предприятия (исчисляется путем вычитания показателя из строки «Выручка» показателя строки «Себестоимость продаж»).
По строке «Коммерческие расходы» отражаются сведения о затратах, связанных с реализацией по ОВД предприятия, в т.ч. на:
- доставку продукции;
- рекламу;
- представительские расходы;
- оплату персонала;
- аренду и др.
Используются сведения по Дт субсчета 90-2 в корреспонденции со сч. 44.
По строке «Управленческие расходы» указываются затраты, направленные на нужды управления предприятием, в т.ч. на:
- оплату соответствующего персонала;
- арендную плату за соответствующие помещения общехозяйственного назначения;
- затраты на соответствующие консультационные и другие услуги;
- налоги и др.
Как правило, для формирования показателя используются данные по Дт субсчета 90-2 в корреспонденции со счетом 26.
По строке «Прибыль (убыток) от продаж» отражаются сведения о соответствующей прибыли от ОВД предприятия. Они определяются путем вычитания из строки «Валовая прибыль (убыток)» показателей коммерческих и управленческих расходов.
В строке «Чистая прибыль (убыток)» надлежит указывать сведения об указанной прибыли за отчетный период и прошлогодний аналогичный период.
Для переноса соответствующего показателя в указанную строку используются данные учета по сч. 99, который закрывается при составлении отчета, а соответствующий показатель списывается на сч. 84.
Каждое предприятие, активно ведущее коммерческую деятельность, вне зависимости от системы налогообложения по концу года должно составлять и передавать работникам налоговой службы специальный документ под названием «Финансовый отчет», ранее известный, как «Отчет о прибылях и убытках» (форма 2).
ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк отчёта о финансовых результатах .xlsСкачать образец отчёта о финансовых результатах .xls
Зачем нужен данный документ
В отчете регистрируется движение финансовых средств на предприятии в отчетный период. Сюда включаются доходы, расходы, убытки и прибыли организации которые рассчитываются нарастающим итогом от начала и до конца года.
Кто занимается составлением отчета
Составление отчета входит в компетенцию сотрудника бухгалтерского отдела или главного бухгалтера. В небольших компаниях это может быть сторонний специалист, работающий на условиях аутсорсинга.
После оформления документ обязательно должен быть передан на подпись руководителю фирмы.
Составленный и надлежащим образом оформленный отчет о финансовых результатах необходимо передавать в территориальную налоговую службу вместе с прочими документами, входящими в бухгалтерскую отчетность.
Срок сдачи финансового отчета
Как любые другие бухгалтерские документы, передаваемые в налоговые органы, этот также имеет строгие сроки подачи. В данном случае период составляет три месяца с момента окончания отчетного года (т.е отчет необходимо сдать до конца марта). В случае, если эта норма будет нарушена, предприятию грозит административная ответственность в виде штрафа.
Правила составления документа
Отчет о финансовых результатах имеет две унифицированные формы:
- обычную (включает в себя расширенную информацию),
- упрощенную (информация в ней более сжата).
Вне зависимости от того, какой формой воспользуется компания, отчет содержит следующие обязательные данные:
- реквизиты предприятия,
- дату составления документа,
- показатели прибылей и убытков,
- итоговые значения.
К заполнению документа следует относиться очень внимательно, поскольку ошибки, а тем более внесение в него недостоверных или заведомо ложных сведений чревато неприятными последствиями.
Если в процессе заполнения документа были допущены какие-то неточности или исправления, лучше всего распечатать новый бланк и оформить его заново.
Правила оформления финансового отчёта
Все сведения в бланк можно вносить как в рукописном виде, так и в печатном. Главное условии, чтобы он содержал в себе подлинную подпись руководителя предприятия или уполномоченного действовать от его имени сотрудника.
Начиная с 2016 года печать на отчете ставить не обязательно, поскольку юридические лица законодательно освобождены от необходимости визировать свои документы с помощью печатей и штампов.
Отчет о финансовых результатах оформляется в двух экземплярах:
- один передается в налоговую инспекцию,
- второй остается в организации.
После утраты актуальности данный документ передается на хранение в архив предприятия, где и содержится в течение всего периода, установленного для подобного рода бумаг.
Как отправить отчет о финансовых результатах
На сегодняшний день документ можно передать в налоговую службу тремя основными способами.
- Первый: путем личного похода в налоговую. В этом случае отчет может отдать как непосредственно руководитель компании, так и действующее от его имени доверенное лицо (но тогда необходимо иметь на руках доверенность, заверенную у нотариуса).
- Второй вариант: переслать отчет о финансовых результатах через электронные средства связи: правда, тут надо иметь ввиду, что у предприятия должна быть зарегистрированная электронная подпись.
- Третий способ подачи отчета: отправка через почту России заказным письмом с уведомлением о вручении.
Образец оформления отчёта о финансовых результатах
Вначале бланка вписывается дата, на которую заполняется документ. Далее в строки с левой стороны вносятся:
В табличку справа включаются:
- дата составления документа,
- код организации по ОКПО (Общероссийский классификатор предприятий и организаций),
- ИНН,
- код по ОКВЭД (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности),
- коды ОКФС (Общероссийский классификатор форм собственности),
- код единицы измерения (рубли или миллионы) по ОКЕИ (Общероссийской классификатор единиц измерения).
Далее идет основная часть. Если разбирать ее построчно, то получится так:
В строку под шифром 2110 вписываются доходы от стандартных видов деятельности, таких как:
- выполнение работ,
- оказание различного вида услуг,
- продажа товаров.
Данные вносятся без акцизов и НДС;
Шифр 2120 включает расходы по тем же стандартным видам деятельности. Показатели сюда нужно вносить в круглых скобках, что будет говорить о том, что они подлежат вычитанию;
Шифр 2100 фиксирует валовую прибыль, равную следующей формуле: значение строки 2110 минус значение строки 2120;
Шифр 2210 здесь, также в круглых скобках, указываются затраты, понесенные при сбыте и реализации товаров и услуг;
Шифр 2220 учитывает расходы по управлению (тоже в круглых скобках);
Шифр 2200: тут ставится значение, высчитанное по формуле: из данных 2100 вычитаются данные 2210, далее минусуется строка 2220, т.е. образованные в результате продаж прибыли или убытки;
Шифр 2310 показывает доход организации из уставных долей иных компаний;
Шифр 2320 показывает проценты, полученные в виде прибыли по акциям, облигациям, депозитам и т.п.;
Шифр 2330 показывает проценты, подлежащие к оплате (значение вписывается в круглых скобках);
Шифр 2340 содержит все прочие доходы, не внесенные в вышестоящие строки (например, выручка от реализации нематериальных активов, основных средств, материалов и т.п.);
Шифр 2350 в круглых скобках содержит все прочие расходы (штрафы, пени и т.п.);
Шифр 2300 указывает на прибыль до подсчета и вычитания налога на прибыль. Формула расчета проста: строка 2200 плюс 2310 плюс 2320 минус 2330 плюс 2340 минус 2350;
Шифр 2410: Здесь указывается высчитанный налог на прибыль. Если предприятие использует в своей деятельности «упрощенку», здесь ничего писать не нужно;
Шифр 2460 включает штрафы, доплаты по налогам, пени и т.п.;
Шифр 2400: тут содержится чистая прибыль за год, подсчитанная из значений в предыдущих строках.
Вторая часть документа содержит в себе справочную информацию, которая также разнесена на отдельные пункты.
Шифр 2510 включает в себя не вошедшие в чистую прибыль данные об итогах переоценки активов;
Шифр 2520 фиксирует результат от не вошедших в чистую прибыль прочих операций;
Шифр 2500 регистрирует итоговый финансовый результат: т.е. из 2400 вычитается 2510 и прибавляется 2520;
Шифр 2900 показывает базовую прибыль или убыток на акцию (т.е. базовая прибыль (убыток) делиться на количество акций);
Шифр 2910 дает сведения о разводненной прибыли или убытке на акцию. Формула подсчета: (чистая прибыль минус дивиденды по привилегированным акциям) делиться на количество обычный акций.
После того, как вся необходимая информация в документ внесена, его необходимо подписать у руководителя компании и еще раз датировать.