Отчет по квотированию рабочих мест

Кто должен сдавать отчет о квотировании рабочих мест

Кодекса об административных нарушениях РФ, неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, а также отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти тысяч рублей. Обратите внимание, что эта статья не предусматривает ответственности за непредоставление сведений о квотировании рабочих мест органам службы занятости. Поэтому если обязанности по квотированию вы выполнили, но позабыли вовремя отправить отчет, то все шансы избежать административной ответственности, по мнению Верховного Суда РФ, у вас имеются.

Обратите внимание! За неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов установлена административная ответственность. Согласно ст. 5.

42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) штраф за данное административное нарушение, а также за отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты составляет для должностных лиц от 5000 до 10 000 руб.

Необоснованный отказ в регистрации инвалида в качестве безработного согласно этой же статье влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5000 до 10 000 руб.
А ст.

Алгоритм квотирования рабочих мест для инвалидов и молодежи

Отдела квотирования. Если у работодателя изменится место постановки на учет в налоговых органах, придется пройти перерегистрацию, а в случае ликвидации организации — сняться с учета.

Для снятия работодателя с учета представляется заявление работодателя о снятии с учета или решение собственника или судебных органов о ликвидации организации. ШАГ 5.

СДАВАТЬ ОТЧЕТНОСТЬ ПО КВОТИРОВАНИЮ РАБОЧИХ МЕСТ Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов (ст.
25 Закона РФ № 1032-1).

Отчет по квотированию рабочих мест

О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге».

Согласно данному Закону для организаций, численность работников которых составляет более 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере 2,5% к среднесписочной численности работников.

А в Ленинградской области правовые, экономические и организационные основы квотирования рабочих мест для инвалидов определены Областным законом Ленинградской области от 15 октября 2003 г.

N 74-оз «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Ленинградской области».

В силу названного Закона организациям, расположенным на территории Ленинградской области, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников которых составляет более 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере 3% к среднесписочной численности работников.

Квотирование рабочих мест в москве: штрафов нет, но закон соблюдается

Так, количество рабочих мест для инвалидов рассчитывается, исходя из средней численности сотрудников компании. Их создание или выделение осуществляется за счет средств работодателя. ФЗ №181 устанавливает, что компании, численность штата в которых превышает 100 человек, обязаны принимать на работу лиц с ограниченными возможностями.

Правила и отчетность по выделению квоты на инвалидов в организации

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов оснащаются (оборудуются) работодателями с учетом нарушенных функций инвалидов и ограничений их жизнедеятельности в соответствии с основными требованиями к такому оснащению (оборудованию) указанных рабочих мест, определенными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения. Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов (ст. 22 Закона N 181-ФЗ).
Напомним, в соответствии с действующим московским законодательством, работодатели, осуществляющие деятельность на территории столицы, у которых среднесписочная численность работников составляет более 100 человек, должны соблюдать квоту в размере 4% от среднесписочной численности работников. Из них 2% – для трудоустройства инвалидов и 2% – для трудоустройства некоторых категорий молодежи (ч. 1 ст. 3 Закона г. Москвы от 22 декабря 2004 г. № 90 «О квотировании рабочих мест»; далее – закон Москвы о квотировании рабочих мест).
В том числе речь идет о выпускниках учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет и высшего профессионального образования в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущих работу впервые (ч. 1 ст. 2 закона Москвы о квотировании рабочих мест).

Внимание

Если вакантных мест для перевода, кроме как должностей, созданных для инвалидов по квоте, нет, то организация не может предложить их увольняемым, если только они не является инвалидами.

Поиск сотрудников В обязанности работодателя входит лишь создание квоты для инвалидов, а не ее заполнение.

Квота по инвалидам на предприятии считается выполненной, если сотрудник проработал в организации не менее срока, указанного в региональном законе.

Важно

В Москве данный срок составляет 15 дней (в течение месяца), в Карелии — 3 мес. (в течение календарного года). Если вакантные места остаются незанятыми, это не может служить причиной наложения взысканий. Поиск работников с инвалидностью является задачей службы занятости.

Гарантии и льготы инвалидам при трудоустройстве Действующие законодательные нормы предусматривают, что для инвалидов устанавливается индивидуальный рабочий процесс.

Стандартная форма данных актов законодательством не установлена, ввиду чего работодателю предоставлена полная свобода по их оформлению. Он вправе также ограничиться внесением изменений в уже существующие локальные положения.

Организации Любопытная статистика Количество трудоустроенных инвалидов по видам заболеваний в России: 5% — инвалидность по зрению; 7% — инвалидность по слуху; 28% — нарушения опорно-двигательной системы; 4% — передвижение на кресло-коляске; 2% — ментальное расстройство; 54% — инвалидность вследствие иных заболеваний. Форма собственности предприятия и его род деятельности не влияют на обязанность обеспечивать вакантные места для лиц с инвалидностью. Единственным критерием этого служит количество реально работающих сотрудников, имеющееся в организации на первое число отчетного периода. Как правило, таковое должно превышать 100 человек ( ст. 21, 24 ФЗ № 181).

Кто сдает отчет о квотировании рабочих мест

Ознакомиться с примером приказа о приеме на работу можно в статье https://otdelkadrov.

online/3852-forma-zapolneniya-numeratsiya-kopiya-prikaza-o-prieme-na-rabotu Прием на работу гражданина с ограниченными возможностями осуществляется в общем порядке.

Трудовой Кодекс РФ не устанавливает особых правил, за исключением содержания трудового договора. В него должны быть вписаны все гарантии и льготы, регламентированные законодательством, для этой группы граждан.

Законом определено, что каждый работодатель, у которого в штате имеются более 35 работников, уже могут начинать оборудовать рабочее место для инвалида. Это значит, что руководитель такого предприятия должен зарезервировать рабочее место для приема на работу инвалида. Причем, сделать это следует в обязательно, вне зависимости от того пришел уже такой работник устраиваться трудиться или нет.

Кадровый вопрос», 2014, N 2 КВОТИРОВАНИЕ РАБОЧИХ МЕСТ Вопрос трудоустройства зачастую оборачивается серьезной проблемой даже для здорового человека. Что уж говорить о людях с ограниченными возможностями — инвалидах.

В представленном материале мы поговорим о квотировании рабочих мест — эффективном механизме, обеспечивающем защиту от безработицы лиц с пониженной конкурентоспособностью на рынке труда.

Итак, квота — это минимальное число рабочих мест для особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы граждан (в процентах от среднесписочной численности работников организации), которых работодатель обязан трудоустроить в данной организации. В счет квоты включаются и рабочие места, на которых уже работают граждане указанной категории.

Например, в Москве должностные лица службы занятости предлагают округлять результат расчета в меньшую сторону. ШАГ 3.

ИЗДАТЬ ЛОКАЛЬНЫЙ НОРМАТИВНЫЙ АКТ О КВОТИРОВАНИИ Если понятно, что организация обязана заниматься квотированием, и размер квоты рассчитан, следует принять соответствующее положение, в котором определить размер квоты, порядок работы по квотированию и ответственное за этот процесс лицо. ШАГ 4. ВСТАТЬ НА УЧЕТ В СЛУЖБЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ Учет работодателей для целей квотирования, как правило, ведут местные центры занятности.

Рассмотрим порядок учета работодателей на примере Закона г. Москвы № 90. В Москве работодателей, осуществляющих квотирование, учитывает Отдел квотирования рабочих мест Центра занятости населения города Москвы.

Как составить отчет в центр занятости о квотировании рабочих мест

Важно Также могут разниться условия совместного квотирования инвалидов и молодежи. ШАГ 2. ОПРЕДЕЛИТЬ РАЗМЕР КВОТЫ Квоту организация рассчитывает самостоятельно, исходя из среднесписочной численности работников.

Для расчета среднесписочной численности рекомендуем пользоваться указаниями Росстата по вопросам заполнения формы № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников» (далее — форма № П-4) (Приказ Росстата от 01.09.2017 № 566).

Обратите внимание, что при расчете квоты на инвалидов не учитываются рабочие места с вредными и опасными условиями труда (ст.

Федерального закона № 181-ФЗ). Возникает вопрос, как быть, если в результате расчета квоты получилось дробное число. Однозначного ответа на этот вопрос нет. Если возникнет такая ситуация, лучше всего уточнить в службе занятости, как поступить.

Головная организация или филиал сдает отчет по квотам

Такие создаваемые структурные подразделения не являются юридическими лицами и лишены правоспособности, присущей юридическим лицам. Помимо указанного отличия от организаций для структурных подразделений предписаниями ГК РФ установлены некоторые ограничения.

Так, структурные подразделения не могут находиться по одному и тому же адресу с основной организацией и с иными структурными подразделениями такой организации. Такие структурные подразделения должны иметь стационарные рабочие места, созданные на срок больше месяца (ст.

11 НК РФ). Подразделениями компании могут быть филиалы, представительства или иные обособленные подразделения (ст. 55 ГК РФ и ст. 11 НК РФ ).

Сведения о каждом конкретном подразделении, за исключением стационарных рабочих мест, обязательно содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц.

Обособленные подразделения: учет и отчетность

ФЗ № 181);

  • трудящиеся в филиалах компании, находящихся в другом городе (определение № ВАС-11395/12 от 3 сентября 2012 г. по делу № А32-13713/11).

Величина квоты Некоторые факты Самые подходящие профессии для инвалидов регламентируются специальным перечнем приоритетных рабочих должностей для инвалидов, который утвержден правительственным Постановлением Министерства труда РФ № 150 от 08.09.93г., который действителен и сегодня. Приказ № 181н от 30 апреля 2013 г.; ст. 21 ФЗ № 181 от 24 ноября 1995 г.
предписывают устанавливать квоту в пределах:

  1. 2–4% от среднего числа сотрудников, если таковое больше 100.
  2. 2–3%, если работников от 35 до 100.

Конкретное значение указывается в нормативных актах, выпущенных муниципальным образованием отдельного региона.
→ Бухгалтерские консультации → Обособленное подразделение Обновление: 21 сентября 2016 г. Совершенно все российские юридические лица обладают возможностью открывать обособленные подразделения.

Порядок организации их деятельности, права и обязанности, а также цели, для которых они создаются, определяются нормами гражданского законодательства.

Помимо гражданских прав и обязанностей у организации, открывающей структурные подразделения, возникают соответствующие налоговые обязательства, в том числе и обязанность осуществлять учет и отчетность по обособленным подразделениям.

Нормы об обособленных подразделениях Отечественные законодательные акты всех субъектов отечественных предпринимательских отношений, являющихся организациями, наделяют некоторыми правами, в том числе правом на открытие обособленных подразделений (ст. 55 ГК РФ).

Пунктом 3 статьи 288 Налогового кодекса РФ предусмотрено правило, согласно которому организация самостоятельно рассчитывает суммы налога на прибыль по каждому своему структурному подразделению. Указанная сумма должна быть указана в налоговой декларации.

При этом обязанность составления декларации каждым обособленным подразделением положения статьи 288 Налогового кодекса РФ не предусматривают. Статьей 230 Налогового кодекса России определена обязанность организаций, имеющих обособленные подразделения, ежегодно предоставлять налоговикам сведения о начисленных, удержанных и перечисленных в бюджет суммах НДФЛ.

Такие сведения передают налоговикам по месту учета основной компании и по месту учета каждого структурного подразделения.

Организации ежемесячно предоставляют в службу занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест, локальных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, и выполнении квоты по инвалидам (ч. 2 ст. 24 Закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ, ч. 3 ст.

25 Закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1). Конкретные сроки и формы представления отчетности о выполнении квот по инвалидам устанавливают территориальные органы власти.

Так, например, в Московской области распоряжением Мособлтруда от 16 мая 2014 г.

№ РВ-24 утверждены форма № 1 и форма № 2, которые работодатели должны ежемесячно представлять в центр занятости населения по местонахождению организации до 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем.

В то же время в Москве действует иной порядок. Работодатели представляют сведения по форме № 1-квотирование, утвержденной приказом Департамента труда и занятости г.

Москвы от 20 июля 2015 г.

Образец штатного расписания с обособленным подразделением можно скачать по ссылке. Налог на прибыль для компаний, имеющих обособленные подразделения Налоговое законодательство детально прописывает порядок расчета и уплаты налога на прибыль компаниями, в состав которых входят структурные обособленные подразделения.

В статье 288 Налогового кодекса России содержится ответ на вопрос, куда организация, имеющая обособленные подразделения, платит налоги. Из содержания пунктов 1 и 2 вышеназванной статьи следует, что организация, имеющая действующие структурные подразделения, уплачивает налог на прибыль в бюджет Федерации, а также в региональные бюджеты по адресам своих подразделений.

Пунктом 3 статьи 288 Налогового кодекса РФ предусмотрена обязанность головной организации самостоятельно производить расчет по обособленному подразделению сумм налога на прибыль.

В качестве такого места называются бюджеты субъектов по адресу основной организации и по адресам каждого обособленного подразделения. Согласно предписанию ст. 19 Налогового кодекса России налогоплательщиками являются организации или физические лица.

Как было указано ранее, структурные подразделения компании организациями не являются, а потому не являются и налогоплательщиками.

Подводя итог сказанному в области налогообложения обособленных структурных подразделений, можно сделать вывод о том, что налоги структурное подразделение уплачивает не самостоятельно, а через основную организацию.

Отчетность обособленных подразделений Исходя из сведений, указанных выше, следует вывод, что налоговый и бухгалтерский учет в обособленных подразделениях организует основная компания.

По закону Самарской области «О квотировании рабочих мест для инвалидов в Самарской области», работодателям, расположенным на территории Самарской области, численность работников которых составляет не менее 35 человек, установлена квота для приема инвалидов в размере 2% от среднесписочной численности работников. Вопрос: выполнять квоту для трудоустройства инвалидов организация должна по какому адресу — юридическому или фактическому? И при расчете количества рабочих мест для инвалидов необходимо учитывать численность сотрудников и по юридическому адресу и по фактическому? Ответ Ответ на вопрос: В ст.

54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) употребляется выражение «место нахождения юридического лица» — так называемый юридический адрес, официально зарегистрированный в ЕГРЮЛ. В то же время юридическое лицо может располагаться и по другому адресу — фактическому.

Организации необходимо будет встать на учет по месту нахождения такого подразделения в налоговой инспекции (п. 1 ст. 83 НК РФ). Если организация создает обособленное подразделение в иной форме, нежели филиал или представительство, то она должна уведомить об этом налоговую инспекцию по своему местонахождению в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения (подп.3 п.

2 ст. 23 НК РФ). Для этого необходимо направить сообщение по форме № С-09-3-1, утв. приказом ФНС России от 09.06.2011 № МMВ-7-6/ На основании данного сообщения налоговая инспекция поставит организацию на учет по месту нахождения ее обособленного подразделения в течение пяти дней с момента получения сведений (п. 4 ст. 83 и п. 2 ст. 84 НК РФ).

Представительства и филиалы не являются юридическими лицами (это тоже обособленные подразделения).
Кроме того, выделение обособленного подразделения на отдельный баланс осуществляется путем утверждения соответствующего положения, а также закрепления данного выделения в учетной политике основной компании, где будет предусмотрена совокупность способов ведения бухучета.

В заключение следует отметить, что отечественное законодательство не запрещает открытие обособленных подразделений с отдельными расчетными счетами. Но Банк России в своей Инструкции от 30.05.2014 № 153-И не предусмотрел возможность открытия расчетного счета обособленному подразделению.

Основная компания имеет право открыть счет на себя, но для совершения по нему операций ее структурным подразделением. Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.

Как составить отчет в центр занятости о квотировании рабочих мест для инвалидов?

Согласно законодательству, квота на инвалидов в организации устанавливается в определенных пределах. Конкретное ее значение определяется администрацией региона.

Согласно закону №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов», работодатели, будь то организации или индивидуальные предприниматели, обязаны обеспечивать трудоустройство лиц с ограниченными возможностями путем выделения или создания соответствующих рабочих мест.

В соответствие со ст. 21 закона, трудоустройство инвалидов обеспечивается согласно установленной квоте – процента от среднесписочной численности сотрудников организации:

  • фирмы с численностью работников от 35 до 100 человек включительно обязаны трудоустроить инвалидов в количестве не более 3% от средней численности сотрудников;
  • квота для предприятий и организаций с численностью более 100 работников составляет от 2% от 4% от среднесписочного количества.

Конкретный показатель квоты по трудоустройству инвалидов определяется на основании законодательно-нормативных актов региона, в пределах процентного диапазона, установленного ст. 21 закона №181-ФЗ.

Расчет количества рабочих мест для инвалидов осуществляется на основании среднемесячной численности работников организации. Сотрудники, привлеченные к вредным/опасным работам, в расчет квоты не включаются.

статью ⇒ «Квота для приема на работу инвалидов: как рассчитать».

Новый отчет в центр занятости 2018

В связи с проводимой в РФ пенсионной реформой Правительство утверждает новую категорию трудящихся лиц под названием предпенсионеры.

Таких граждан нельзя просто так уволить или как-то иначе нарушить их трудовые права. С 1-го октября 2018 г.

Роструд обязывает работодателей предоставить новую форму отчета в центр занятости о предпенсионерах. Соответствующие разъяснения приведены в Письме № 858-ПР от г.

Документ должен быть подан не позже г. Госорганы интересуют не все сотрудники компаний, а только лица, достигшие следующего возраста:

  • Женщины 1964 г.р.
  • Мужчины 1959 г.р.

Указывать необходимо данные по работающим на определенную дату лицам, а также по тем, кто был уволен в отчетном периоде. Отдельно поясняются случаи расторжения трудовых взаимоотношений по инициативе работодателя. Предполагается, что форма должна подаваться ежеквартально с целью контроля увольнения лиц предпенсионного возраста.

На данный момент законодательно утвержденного бланка не существует. Равно как и не определена ответственность за непредоставление документа.

Поэтому работодателям рекомендуется проконсультироваться в своей службе занятости, нужно отчитываться или пока нет. Если ответ будет положительным, для заполнения можно использовать форму по Письму Роструда № 858-ПР от г.

Именно такой документ рекомендует ведомство для получения сведений от центров занятости. Срок подачи данных за 3 кв. – до 15-го октября.

Правовое регулирование

К нормативно-правовым актам, регулирующим вопросы трудоустройства лиц с ограниченными возможностями, относится:

  1. Конституция РФ. Закрепляет право инвалидов на труд и социальную защиту.
  2. ФЗ №181 от 1995 года (в редакции от 2014 года). Устанавливает основы социальной защиты инвалидов в России.
  3. Приказ Министерства труда №664н от 2014 года. Регламентирует порядок проведения медико-социальной экспертизы.
  4. Отдельные статьи ТК РФ. Предусматривают порядок приема инвалидов на работу, льготы и гарантии.

Региональными властями устанавливаются нормативные акты, отражающие местные особенности определенного субъекта РФ и содержащие более детальные указания, касающиеся:

  • предприятий, обязанных предоставлять квоту;
  • точного количества вакансий для инвалидов;
  • создания специальных условий на рабочем месте;
  • периодичности составляемой отчетности.

Помимо этого, начиная с 2013 г., руководителю предприятия вменяется в обязанность принятие локальных нормативных актов относительно рабочих мест, предназначенных для инвалидов.

Стандартная форма данных актов законодательством не установлена, ввиду чего работодателю предоставлена полная свобода по их оформлению.

Он вправе также ограничиться внесением изменений в уже существующие локальные положения.

Как отчет составить

Скачать бланк отчета по квотированию рабочих мест для инвалидов бесплатно в формате word

Согласно п. 3 ст. 25 Федерального закона №1032, ежемесячно или ежеквартально работодатели обязаны отправлять в Центр занятости отчеты о выполнении обязанностей по квотированию рабочих мест.

Порядок предоставления сведений и сама форма отчета определяются Центрами занятости конкретных субъектов Российской Федерации.

Учтите! В отчет должны вноситься сведения следующего характера:

  • Название организации и адрес ее нахождения,
  • Сведения из нормативных актов локального характера,
  • Численность работников,
  • Сколько мест было специально создано или переоборудовано для работников-инвалидов,
  • Вакансии для инвалидов,
  • Специальность, квалификация,
  • Образование и наличие опыта работы,
  • В каком режиме осуществляются трудовые функции (вахтовый метод, свободный или сменные графики, стандартный),
  • К какому виду относится работа: сезонные работы, по совместительству, на постоянной основе,
  • Заработная плата,
  • Сколько часов составляет рабочий день,
  • Гарантии социального характера.

Субъекты РФ вправе самостоятельно на региональном уровне устанавливать и другие обязанности для работодателя. Например, в Москве юридические лица обязаны состоять на учете в Центре квотирования, в который отправляются соответствующие отчеты. Встать на учет требуется в течение месяца после государственной регистрации организации.

Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам. Узнайте подробности здесь.

Количество сотрудников

При расчете среднесписочной численности учитываются лишь реально работающие сотрудники. Незанятые должности при этом во внимание не принимаются, как и работники:

  • выполняющие свои обязанности в опасных и вредных условиях труда, что подтверждено аттестацией должностей или специальной оценкой (ст. 21 ФЗ № 181);
  • трудящиеся в филиалах компании, находящихся в другом городе (определение № ВАС-11395/12 от г. по делу № А32-13713/11).

Сведения о сокращении персонала

В соответствии с п. 2 ст. 25 Закона № 1032-1, организация должна уведомить ЦЗН о сокращении штата не позднее чем за два месяца, а в случае массового увольнения — за три месяца до события. Форма документа установлена в приложениях к Постановлению Правительства РФ от № 99, согласно которому в бланке необходимо указать следующую информацию о каждом сотруднике:

  • Ф.И.О.;
  • образование;
  • профессия или специальность;
  • квалификация;
  • размер и условия оплаты труда.

Критерии массового увольнения также установлены в указанном Постановлении. К ним относятся:

  1. Ликвидация предприятия с численностью работающих 15 и более человек.
  2. Сокращение штата работников в количестве:
  • 50 и более человек в течение 30 календарных дней;
  • 200 и более человек в течение 60 календарных дней;
  • 500 и более человек в течение 90 календарных дней.

При этом в каждом регионе могут устанавливаться дополнительные критерии, направленные на защиту трудящихся, и такие условия могут быть предусмотрены в отраслевых, территориальных или региональных соглашениях.

Кто отчет должен делать

Сбор сведений для отчета и его составление осуществляет сотрудник кадровой службы. После этого он представляет готовый отчет в Центр занятости.

Сотрудники Центра занятости каждый месяц получают отчеты о предоставлении рабочих мест инвалидам, при этом сравнивают полученные данные из отчетов с актуальной статистикой.

Предусмотренные сроки

Сроки, в которые должна быть предоставлена информация, и форма, в которой должен быть представлен отчет, устанавливаются законами субъектов РФ о квотировании.

Могут ли уволить за один прогул?

Отчет о предпенсионерах

Новый отчет в центр занятости с года называется «Сведения об организации и численности работников организации, не являющихся пенсионерами».

Форма отчета предложена в письме Роструда от № 858-ПР (скачать и письмо, и форму можно ниже).

Подробно о том, как заполнить отчет, обязаны ли работодатели его сдавать, или это рекомендации, будет ли штраф за несдачу — мы написали в статье «До года работодатели должны сдать новый отчет».

Ответственность

В соответствии с ч. 1 ст. 5.

42 Кодекса об административных нарушениях РФ, неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, а также отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти тысяч рублей.

Обратите внимание, что эта статья не предусматривает ответственности за непредоставление сведений о квотировании рабочих мест органам службы занятости. Поэтому если обязанности по квотированию вы выполнили, но позабыли вовремя отправить отчет, то все шансы избежать административной ответственности, по мнению Верховного Суда РФ, у вас имеются.

Однако, с учетом того, что к полномочиям региональных органов по труду и занятости относится осуществление надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи предписаний и составления протоколов, представляется более полезным для нервной системы как руководителя, так и кадровика, отправлять отчеты в службу занятости вовремя.

Налоги

Начисление страховых взносов сотрудникам-инвалидам производится по заниженным тарифам. Страхование от несчастного случая составляет 60% от тарифа.

Средства, затраченные на инвалидов (обустройство рабочих мест, стажировка, переквалификация, выплата взносов в общества инвалидов) могут внести в прочие расходы предприятия, на которых:

  • количество сотрудников-инвалидов составляет не менее половины всех работников, за исключением работающих по совместительству и гражданским договорам;
  • на заработную плату инвалидам приходится не меньше 25% средств, затраченных на оплату труда всех сотрудников.

Если в организации несколько сотрудников попадают на увольнение по сокращению по закону им обязаны предложить все имеющиеся свободные места равноценные или ниже их квалификации. Если вакантных мест для перевода, кроме как должностей, созданных для инвалидов по квоте, нет, то организация не может предложить их увольняемым, если только они не является инвалидами.

Для того, чтобы сдать отчетность через Интерактивный портал организации необходимо войти в личный кабинет или пройти регистрацию для создания личного кабинета.
Заполнить заявку на создание личного кабинета дистанционно.
Сотрудник Центра направит код активации на адрес электронной почты, указанной в карточке организации.

После процедуры активации и регистрации в «Личном кабинете» работодатель получает возможность заполнить необходимые поля формы 1-кв. «Квартальная». В «Личном кабинете» появляется подтверждение о принятии отчета.
Предоставление отчета в электронном виде считается исполнением обязательств работодателя по предоставлению сведений о вакансиях.
Согласно Закону города Москвы от 22.12.2004 № 90 «О квотировании рабочих мест», работодателям, осуществляющим деятельность на территории города Москвы, у которых среднесписочная численность работников составляет более 100 человек, устанавливается квота в размере 4 % от среднесписочной численности работников: 2 % — для трудоустройства инвалидов и 2 % — для трудоустройства установленных Законом категорий молодежи. При этом, условия квотирования не распространяются на общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов.
Согласно Постановлению Правительства Москвы от 04.08.2009 N 742-ПП (ред. от 23.12.2015) «Об утверждении Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве» работодатели, которые попадают под условия квотирования, представляют в Отделы квотирования рабочих мест ГКУ ЦЗН ежеквартально до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, сведения о выполнении установленной квоты по форме, утвержденной Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы и согласованной с Мосгорстатом.

Государство в рамках социальной политики стремится заботиться о категориях населения, которые являются менее защищенными в сравнении с остальными. Это происходит в различных сферах, в том числе и в обеспечении содействия в занятости всех групп населения.

Зачастую найти работу бывает непросто даже людям с отличным здоровьем, имеющим специальное образование.

А если речь идет о потенциальных работниках, еще не достигших совершеннолетия, с ограниченными возможностями или испытывающих какие-либо проблемы, не позволяющие им выполнять трудовые функции наравне с другими? Неужели они обречены на прозябание в бедности из-за низкой вероятности трудоустройства?

Чтобы позаботиться о таких людях и дать им возможность достойно зарабатывать на жизнь, государство вводит ряд социальных гарантий. Одной из их разновидностей является квотирование рабочих мест, которое вменяется в обязанность работодателям.

Что такое рабочая квота?

Квотируемые рабочие места – это определенная доля трудовых вакансий, предназначенная специально для особых категорий наемного персонала, который в обычных условиях может испытывать трудности при трудоустройстве. Кто входит в эти категории, определяется на законодательном уровне муниципального, регионального или федерального уровня.

Работодатели, трудоустраивающие таких сотрудников, за это доброе дело получают от государства определенные бонусы.

Законодательное регулирование квотирования

Одного федерального закона, специально посвященного вопросу рабочих квот, не существует, однако эта проблема затрагивается в таких федеральных нормативных актах:

  • «О занятости населения в Российской Федерации» № 1032-1 от 19 апреля 1991 г. (изменения не вносились с советского времени);
  • «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181 24 ноября 1995 г.

Детально законодательное регулирование предоставления трудоустройства по квоте осуществляется на местном уровне, именно поэтому состав потенциальных сотрудников на такие рабочие места и государственные льготы, предоставляемые за квотирование работодателю, могут значительно отличаться в различных регионах РФ.

Кто вправе претендовать на рабочее место по квоте?

Население, по каким-либо причинам испытывающее проблемы при устройстве на работу, нуждается в социальной защите. Региональные нормативные акты каждого конкретного субъекта РФ приводят перечень категорий, имеющих право занять зарезервированные для них рабочие места. Список может быть различным, но, к какой бы местности он не относился, в него непременно будут входить две категории социально незащищенных слоев населения, подлежащих заботе в обязательном порядке.

  1. Инвалиды 1 и 2 групп. Такие лица трудоустраиваются на специально предназначенные для них места, отводимые предпринимателями. Работодатель должен помнить, что не полностью здоровым людям положен укороченный рабочий день, им доступен не весь перечень трудовых функций, их нельзя заставлять работать сверхурочно и в ночные смены.
  2. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если инвалиды 1 и 2 группы не изъявляют желание занять все квотируемые места, закон не против того, чтобы на эти места были приняты инвалиды 3 группы.

  3. Лица младше 18 лет. Официальное трудоустройство в РФ разрешено с 14 лет, а совершеннолетие наступает в 18. Этот промежуток часто является «мертвым» для желающих работать, но не принимаемых работодателями подростков. На помощь приходит государственная квота. Наниматели подростков обязаны соблюдать законодательные требования относительно их организации труда – ограничений и особенностей для таких сотрудников предусмотрено немало.

Другие возможные категории для квотирования

В разных регионах РФ, помимо двух обязательных социальных групп, квотируемые места могут предоставляться представителям таких соцгрупп:

  • детям, воспитанным в специализированных заведениях;
  • подросткам, растущим в многодетных и/или неполных семьях;
  • детям 14-18 лет, чьи родители официально признаны безработными;
  • родителям-одиночкам, особенно матерям;
  • заключенным, отбывшим свой срок наказания и получившим возможность трудоустройства;
  • отслужившим или комиссованным военнослужащим;
  • лицам, трудоустраивающимся впервые после окончания учебы;
  • трудоспособным людям предпенсионного или пенсионного возраста;
  • участникам ликвидации Чернобыльской катастрофы и т.п.

ВАЖНО! Ключевым смыслом определения категории, нуждающейся в квотировании, является невозможность конкурировать в трудоустройстве с другими слоями населения.

Между тем, возможность обеспечить себя и свою семью является базовой потребностью любого гражданина, обеспечение которой государство гарантирует Конституцией путем предоставления права на труд.

Какие предприятия обязаны квотировать рабочие места?

Обязанность обеспечивать социальные государственные гарантии накладывается отнюдь не на каждого работодателя.

  • Если штатное количество персонала в организации не более 35 человек, квоты вполне могут никогда не коснуться этой фирмы, если она сама того не пожелает.
  • Персонал численностью в 35 и более сотрудников минимум на 3% должен состоять из льготных категорий. То есть, хотя бы 1 сотрудник должен быть принят по квоте в организацию со штатом 35-40 человек, а если работников от 70 до 100, то квотированных место должно быть уже 2.
  • Более крупные организации, позволяющие себе содержать штат более 100 наемных сотрудников, должны выделять на квоты 4% рабочих мест: минимум 4 сотрудников на сотню должны быть из социально защищаемых категорий.
  • Дальнейшее увеличение численности персонала не влияет на квотируемую долю – она остается 4-процентной.

Можно трудоустроить больше таких сотрудников, чем говорит закон, но меньшее количество недопустимо. Делить процент квоты между разными категориями разрешено: например, взять 2 % несовершеннолетних и 2% инвалидов.

К СВЕДЕНИЮ! Форма собственности организации и особенности организации трудового процесса (кроме фактора вредности труда) не имеют значения для установления квот на рабочие места.

Квотирование для работодателя

Участие в программе по квотированию налагает на предпринимателя ряд обязательств, неисполнение которых чревато серьезной ответственностью.

Начиная деятельность, владелец организации обязан встать на учет в Центре по квотированию рабочих мест. Присоединение к этой социальной программе обязательно для всех, даже небольших организаций – ведь численность персонала со временем может вырасти.

Пакет документов для регистрации в Центре квотирования:

  • свидетельство о государственной регистрации (копия);
  • устав (копия);
  • бумага о постановке на учет в налоговом органе (копия);
  • письмо из Единого госрегистра;
  • сведения о количестве сотрудников в составе штата.

После подачи документов предпринимателю присваивается регистрационный номер, после чего он должен ежеквартально отчитываться перед этим Центром так же, как и перед ИНФС. Информацию о наличии на предприятии квот нужно подать и на местную биржу труда.

Внутри предприятия руководитель должен создать специальный нормативный акт (положение), регламентирующий процесс квотирования, издать приказ и отредактировать штатное расписание.

За что могут наказать работодателя в связи с квотированием

Ответственность за пропуск сроков или отсутствие регистрации в Центре квотирования может быть наложена вследствие проверки трудовой инспекций и предусматривает наложение штрафов.

Наказание предусмотрено в следующих ситуациях:

  • в фирме с определенным количеством персонала нет вакансий по квоте или их меньше предусмотренного количества;
  • на такие места трудоустроены люди не льготных категорий;
  • работодатель отказал сотруднику из таких категорий при наличии свободных квотированных мест.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Работодатель не должен сам искать сотрудников на квотированные места. Поэтому, если такие лица не обратились к нему за трудоустройством, наказывать его не за что.

Права квотирующего работодателя

Работодатель за выполнение обязанностей по квотированию приобретает и дополнительные права, в основном, информационные:

  • Центр занятости и/или Центр квотирования должен предоставлять работодателям любую необходимую информацию, касающуюся льготных категорий;
  • требование к соответствию занимаемой должности распространяется и на работников по квоте – недостаточно квалифицированный или не справляющийся с обязанностями «льготник» может быть не принят или уволен так же, как и обычный сотрудник (причины отказа нужно аргументировать).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *