Отпуск гражданского служащего

Содержание

Единовременная выплата к отпуску является распространённым способом поощрить работников компании за плодотворную трудовую деятельность. Данная выплата прописывается в положении об оплате труда вместе с материальной помощью, начисляемой с отпускным пособием. В статье рассмотрим как получить единовременную выплату к отпуску в 2020 году, как ее оформить (в том числе увольняющимися сотрудниками) её размерах и получателях.

Виды дополнительных выплат работникам предприятий

Кроме заработной платы предприятие может назначать своим работникам 2 вида дополнительных выплат:

  • стимулирующие поощрительные выплаты (к таковым относится и единовременная выплата к отпуску);
  • социальные пособия (финансовая поддержка при возникновении сложной жизненной ситуации, пособие для организации предстоящей свадьбы, пособия при появлении в семье ребёнка, выплаты на лечение и оздоровление).

Кому полагается единовременная выплата к отпуску

Чтобы претендовать на единовременную финансовую помощь к отпуску, сотрудник должен отработать на предприятии как минимум полгода.

Единовременная выплата к отпуску может быть начислена сотрудникам любых учреждений:

  • коммерческих предприятий;
  • муниципальных учреждений;
  • бюджетных организаций.

В любом случае правила назначения и выплаты данного пособия внутри предприятия не должны противоречить нормам закона, трудового контракта с сотрудником и коллективного договора фирмы.

В каком размере начисляется единовременная выплата к отпуску

Величина выплаты определяется работников бухгалтерии и согласовывается с руководством компании. Зависит сумма от зарплаты сотрудника и наличия достаточного количества средств в бюджете предприятия. Какая бы сумма не была начислена, выплата не производится чаще одного раза в год и не может оказаться больше чем двойной размер заработной платы. Перед тем как назначить выплату, бухгалтер дожидается Приказа директора.

Пример начисления единовременной выплаты к отпуску

Сотрудник кадровой службы, зарплата которого составляет 49 000 рублей, отправляется в ежегодный отпуск по графику отпусков. Согласно трудовому контракту он должен получить единовременную помощь к отпуску в размере 35% от оклада.

  1. Единовременная выплата к отпуску без учёта налогов составит: 49 000 руб. х 35% = 17 150 руб.
  2. Четыре тысячи рублей налогом не облагаются, а потому налоговая база составит: 17 150 руб. – 4 000 руб. = 13 150 руб.
  3. НДФЛ и страховые взносы: 13 150 х 13% + 13 150 х 22% = 4 602 руб. 50 коп.
  4. Единовременная выплата к отпуску будет начислена в размере: 17 150 руб. – 4 602 руб. 50 коп. = 12 547 рублей 50 копеек.
  5. Отпускные с учётом данной выплаты составят: 49 000 + 12 547,5 = 61 547 рублей 50 копеек.

Заявление на получение единовременной выплаты

Единовременная выплата к отпуску предусмотрена коллективным и трудовым договором, а потому при уходе в отпуск согласно графику отпусков подавать заявление на начисление данного пособия не требуется. Зато если отдых предоставляется не по утверждённому заранее графику, заявление подавать необходимо, указав в нём полное наименование предприятия, ФИО руководителя и просьбу о назначении выплаты. К заявлению прилагаются требуемые справки, свидетельствующие о нуждаемости в финансовой поддержке.

Читайте также статью ⇒ «Порядок оформления очередного отпуска после декрета”.

Как облагается налогом единовременная выплата к отпуску

Единовременная выплата к отпуску по закону не признаётся финансовой помощью, несмотря на регулярность её назначения. Это поощрение, стимуляция сотрудника. Выплата производится вместе с расчётом по отпускным начислениям и облагается налогом на доходы физических лиц. В связи с этим, работодатели, как налоговые агенты своих работников, обязана удерживать положенную сумму с начислений и уплачивать НДФЛ в бюджет.

Единовременная выплата к отпуску не будет облагаться НДФЛ, если её размер составляет менее 4 тысяч рублей в расчёте на одного работника.

Чтобы экономически обосновать необходимость совершения выплаты, положение об оплате труда должно содержать полные сведения о характере начисления:

  • её величину в процентном соотношении к окладу или в фиксированной сумме;
  • необходимый трудовой стаж для появления права на выплату;
  • потерю права на поощрительную выплату в случае выявления случаев нарушения трудовой дисциплины.

Единовременная выплата к отпуску подлежит включению в состав расходов на оплату работы сотрудников и обложению:

  • НДФЛ по ставке 13%;
  • страховыми взносами в ФСС, ФОМС, ПФР (с 2017 года – в ИФНС) по ставке 22%.

Как начисляется единовременная выплата к отпуску при последующем увольнении

Работник, сообщивший об увольнении с предприятия, не теряет права на ежегодный оплачиваемый отпуск. Своё право он может реализовать двумя путями:

  1. Отдохнуть положенное время, после чего уволиться.
  2. Получить компенсацию за отпуск, которым он не успел воспользоваться, и уйти с работы.

Наниматель может предоставить служащему частичный отпуск, а оставшуюся его часть компенсировать в денежном эквиваленте. Условиями получения права на отпуск перед увольнением являются:

  • заключение трудового контракта при устройстве на работу;
  • расторжение трудового контракта по личной инициативе или по согласованию с нанимателем;
  • окончание срочного трудового контракта при нежелании нанимателя его продлевать;
  • желание работника уйти с работы, когда подходит его очередь на ежегодный оплачиваемый отдых;
  • отсутствие нарушений трудовой дисциплины, которые привели к увольнению;
  • подача заявления об уходе в положенный срок.

Все полагающиеся работнику деньги, включая отпускное пособие, должно быть выплачено в течение трёх календарных дней до наступления отпуска, а окончательный расчёт проводится в крайний рабочий день перед отпуском.

Когда увольнение согласовано с работодателем, заявление должно быть составлено отдельно, и процесс увольнения и получения права на отдых согласуется с руководством. В прочих ситуациях отпуск возможно совместить с процедурой увольнения. При уходе с работы служащий получит:

  • отпускное пособие;
  • долг по заработной плате за прошедшие рабочие периоды;
  • расчётные деньги за предшествующий месяц выполнения должностных обязанностей;
  • компенсационную сумму за отпуска, которыми работника не воспользовался.

Читайте также статью ⇒ «Порядок выплаты компенсации за несколько неиспользованных отпусков”.

Какие документы оформляются для выплаты единовременной помощи к отпуску

Сам сотрудник не должен подавать какие-либо документы для оказания ему материальной помощи к отпуску – он только должен иметь на неё право. Если отпуск предоставляется вне графика отпусков, тогда работник пишет заявление о начислении ему выплаты.

Основным же документом является Приказ руководителя фирмы, которому подчиняется работник бухгалтерии, производящий выплату. Приказ должен включать в себя следующие сведения:

  • конкретную сумму выплаты;
  • дату начисления средств;
  • кто является получателем средств;
  • откуда берётся финансирование (прибыль компании, бюджет, профессиональный союз, фонд зарплаты);
  • на каком основании совершается выплата денег (должны быть прописаны реквизиты документа).

Посмотреть образец приказа о начислении единовременной выплаты к отпуску

Как начисляется единовременная выплата к отпуску государственным и муниципальным служащим, работникам бюджетных организаций

Работники бюджетных организаций имеют право на ежегодную выплату к отпуску, как и сотрудники коммерческих предприятий. Об этой поощрительной выплате должно говориться в локальных нормативных актах фирмы, в которых также указывается, что деньги выплачиваются в случае наличия достаточного количества средств на счету предприятия.

Органы местного самоуправления тоже утверждают внутренними нормативными актами подобные выплаты для муниципальных служащих. Деньги выплачиваются либо единожды в год вне зависимости от длительности отпуска, либо при продолжительности отдыха от 2 недель. Всё зависит от решения руководства Администрации, подробности необходимо узнавать в самих органах управления территориального образования.

Федеральные госслужащие также имеют право на единовременную выплату, приуроченную к отпуску, которая будет начислена в двукратном размере стандартного оклада единожды в год. Гражданские служащие будут получать средства в соответствии с законами того региона, в котором они несут службу. Средства должны быть начислены в течение 10 дней, предшествующих отпуску. Если на протяжении данного периода сумма не будет выплачена, госслужащий вправе отсрочить отпуск по согласованию с начальством.

Читайте также статью ⇒ «Порядок расчёта компенсаций за задержку отпускных и декретных выплат”.

Законодательные акты по теме

п. 1 ст. 226 НК РФ

О том, что единовременная выплата к отпуску облагается НДФЛ
Письмо Минфина РФ от 29.02.2012 № 03-03-06/4/13

О том, что единовременная выплата к отпуску принимается во внимание при расчёте затрат на оплату труда

Типичные ошибки

Ошибка: Работник трудился на предприятии 5 месяцев, после чего оформил отпуск. Он требует единовременную выплату в дополнение к отпускным.

Комментарий: Сотрудника, отработавшим менее полугода, не полагается единовременная выплата к отпуску.

Ошибка: Сотрудник регулярно нарушал трудовую дисциплину, за что и был уволен, не успев воспользоваться ежегодным оплачиваемым отпуском. При получении компенсации за неиспользованный отпуск он потребовал дополнительно выплатить единовременное пособие к отпуску.

Комментарий: Единовременное пособие к отпуску является поощрительной выплатой за отличную работу, поэтому нарушения трудовой дисциплины лишают работника прав на её получение.

Ответы на распространённые вопросы про то, как начисляется единовременная выплата к отпуску

Вопрос №1: Что делать, если директор фирмы не имеет права или не желает выплачивать единовременное пособие к отпуску?

Ответ: В такой ситуации необходимо созвать специальную комиссию, состоящую минимум из 3 человек (директора, бухгалтера и председателя профсоюза), которая проведёт заседание и составит акт о выплате средств.

Вопрос №2: Можно ли требовать единовременное пособие к отпуску, если сотрудник трудоустроен без подписания трудового контракта?

Ответ: В такой ситуации любые поощрительные выплаты начисляются на усмотрение работодателя, и закон не может защитить работника, поскольку законных оснований для трудоустройства нет, НДФЛ с доходов не уплачивается, как и страховые отчисления.

Видео-советы. Какой срок выплаты отпускных работникам?

В видео раскрывается информация о том, что выплатить отпускные работнику надо не позднее чем за 3 дня до начала отпуска⇓

Оцените качество статьи. Нам важно ваше мнение:

не действует Редакция от 09.07.2007 Подробная информация

Наименование документ ПРИКАЗ Минфина РФ от 09.07.2007 N 61н «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЙ О ПОРЯДКЕ ВЫПЛАТЫ ЕЖЕМЕСЯЧНОЙ НАДБАВКИ К ДОЛЖНОСТНОМУ ОКЛАДУ ЗА ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ГРАЖДАНСКИМ СЛУЖАЩИМ, О ПОРЯДКЕ ПРЕМИРОВАНИЯ, О ПОРЯДКЕ ВЫПЛАТЫ МАТЕРИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ И ЕДИНОВРЕМЕННОЙ ВЫПЛАТЫ ПРИ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЕЖЕГОДНОГО ОПЛАЧИВАЕМОГО ОТПУСКА ГОСУДАРСТВЕННЫМ ГРАЖДАНСКИМ СЛУЖАЩИМ И РАБОТНИКАМ, ЗАМЕЩАЮЩИМ ДОЛЖНОСТИ, НЕ ЯВЛЯЮЩИЕСЯ ДОЛЖНОСТЯМИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ, МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Вид документа приказ, положение
Принявший орган минфин рф
Номер документа 61Н
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 09.07.2007
Номер регистрации в Минюсте 9964
Дата регистрации в Минюсте 06.08.2007
Статус не действует
Публикация
  • «Российская газета», N 177, 15.08.2007
  • «Финансовая газета», N 37, 2007
  • «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N 36, 03.09.2007
Навигатор Примечания

ПРИКАЗ Минфина РФ от 09.07.2007 N 61н «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЙ О ПОРЯДКЕ ВЫПЛАТЫ ЕЖЕМЕСЯЧНОЙ НАДБАВКИ К ДОЛЖНОСТНОМУ ОКЛАДУ ЗА ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ГРАЖДАНСКИМ СЛУЖАЩИМ, О ПОРЯДКЕ ПРЕМИРОВАНИЯ, О ПОРЯДКЕ ВЫПЛАТЫ МАТЕРИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ И ЕДИНОВРЕМЕННОЙ ВЫПЛАТЫ ПРИ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЕЖЕГОДНОГО ОПЛАЧИВАЕМОГО ОТПУСКА ГОСУДАРСТВЕННЫМ ГРАЖДАНСКИМ СЛУЖАЩИМ И РАБОТНИКАМ, ЗАМЕЩАЮЩИМ ДОЛЖНОСТИ, НЕ ЯВЛЯЮЩИЕСЯ ДОЛЖНОСТЯМИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ, МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

II. Порядок выплаты материальной помощи гражданским служащим (работникам)

1. Материальная помощь выплачивается в пределах средств фонда оплаты труда в течение календарного года по приказу Министерства.

2. Выплата материальной помощи производится:

— гражданскому служащему — в размере одного оклада месячного денежного содержания;

— работнику — в размере двух должностных окладов.

В случае смерти гражданского служащего (работника) материальная помощь, не полученная им в год смерти, выплачивается его наследникам в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

3. При наличии экономии по фонду оплаты труда материальная помощь может выплачиваться в случаях:

— рождения ребенка у гражданского служащего (работника) Министерства в размере 3 тысяч рублей;

— свадьбы гражданского служащего (работника) Министерства в размере 3 тысяч рублей;

— смерти гражданского служащего (работника) Министерства в размере 6 тысяч рублей;

— смерти близкого родственника гражданского служащего (работника) Министерства в размере 3 тысяч рублей;

— других случаях при наличии согласия руководства Министерства в каждом случае отдельно.

4. При рождении ребенка и по случаю свадьбы материальная помощь выплачивается супругу (одному из супругов), работающему в Министерстве. Выплата производится по заявлению названного лица при предъявлении соответственно копии свидетельства о рождении или свидетельства о браке.

5. В случае смерти гражданского служащего (работника) Министерства материальная помощь может выплачиваться супругу (супруге), одному из родителей, детей или иному лицу, оплачивающему похороны. Выплата производится по заявлению указанных лиц при предъявлении копии свидетельства о смерти.

6. В случае смерти супруга (супруги), родителей, детей гражданского служащего (работника) Министерства материальная помощь может выплачиваться при представлении заявления гражданского служащего (работника) Министерства, копии свидетельства о смерти и документов, подтверждающих родство с умершим.

7. Заявление на имя заместителя Министра финансов Российской Федерации и документы, предусмотренные в пунктах 4, 5 и 6 главы II настоящего Положения, представляются в Административный департамент.

8. Общая сумма материальной помощи, выплачиваемой в календарном году конкретному гражданскому служащему (работнику), максимальными размерами не ограничивается.

Отпуск без сохранения заработной платы гражданскому служащему

Статья 46. Отпуска на гражданской службе

1. Гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.

2. Ежегодный оплачиваемый отпуск гражданского служащего состоит из основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков.

3. Гражданским служащим, замещающим высшие и главные должности гражданской службы, предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 35 календарных дней.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июня 2016 г. N 176-ФЗ часть 4 статьи 46 настоящего Федерального закона признана утратившей силу по истечении шестидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

4. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы иных групп, предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней.

5. Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет исчисляется из расчета один календарный день за каждый год гражданской службы.

ГАРАНТ:

О предоставлении дополнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный рабочий день см. справку

7. Гражданскому служащему предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в связи с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями гражданской службы, в том числе в связи со службой в местностях с особыми климатическими условиями, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Отпуск без сохранения заработной платы госслужащим предоставляется на общем основании, регламентируется нормативными актами трудового законодательства РФ. Оформление отпуск за свой счет возможно по обязательным поводам, указанным в Трудовом кодексе РФ и по личным/семейным обстоятельствам при условии соглашения с руководством.

Из этой статьи вы узнаете:

  • виды отпусков для госслужащих;
  • порядок предоставления отпуска без сохранения заработной платы госслужащим;
  • отпуск без сохранения заработной платы госслужащим: особенности.

Гражданские государственные служащие – это отдельная категория работников, занятых профессиональной деятельностью в организациях и служебных органах федерального управления или субъектов РФ, соответственно получает заработную плату из федерального или местного бюджета. Основное отличие гражданских служащих от всех иных работников заключается в том, что работодателем в данном случае выступает государство или его субъект.

Подробнее об отпуске госслужащим читайте здесь:

Трудовые отношения, права и обязанности государственных служащих регламентируются Федеральным законом № 79 «О государственной гражданской службе РФ», принятым 27 июля 2004 года, отредактированным, дополненным и измененным 3 июля 2016 года (изменения вступили в силу 2. 08. 2016).

У государственных служащих существуют определенные законодательством права, ограничения и запреты, обусловленные особым статусом и уровнем ответственности занимаемой должности.

В остальном на служащих государственных органов распространяются все нормативные акты Трудового кодекса, которые не противоречат и не регулируются отдельно законом о госслужащих № 79-ФЗ.

Виды отпусков для госслужащих

Государственных гражданский служащий имеет такие же права на отпуска, как и работники предприятий иных форм собственности.

Режим работы и отдыха, виды и продолжительность отпусков госслужащих регулируются ст. 45 и 46 Федерального закона № 79-ФЗ.

В июле 2016 года в эти нормативные акты были внесены изменения с корректировкой продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска, вступившие в силу 2 августа 2016 года.

Согласно ст. 73 Закона о государственных служащих к работникам федеральных и местных органов государственного управления применяются все нормативные акты, установленные в Трудовом кодексе.

Исключение составляют те правовые акты, которые регламентируются отдельно Федеральным законе № 79-ФЗ. Это означает, что государственные гражданские служащие имеют право на все типы отпусков, что и работники организаций других форм собственности и подчинения.

Что касается отпусков, то госслужащие имеют право на такие виды отдыха:

  • Ежегодный оплачиваемый отпуск ст. 122 ТК РФ;
  • Дополнительные дни отпуска за выслугу лет (п. 5 т. 46 закона № 79-ФЗ);
  • Дополнительный отпуск за работу во вредных и опасных условиях и тяжелый труд (п. 7 ст. 46 закона № 79-ФЗ);
  • Дополнительные дни отпуска за ненормированный рабочий день (ч. 4 ст. 45 закона № 79-ФЗ);
  • Дополнительные дни отпуска за работу в условиях Крайнего Севера и приравненных к нему районах (п. 7 ст. 46 закона № 79-ФЗ);
  • Отпуск без сохранения заработной платы госслужащему на основании фактов, указанных в ст. 128 ТК РФ.

Как рассчитывается отпуск госслужащего в 2020 году?

Современное законодательство подробно не раскрывает определение «государственная служба». Эксперты из области права понимают государственную службу как общественную трудовую деятельность, связанную с осуществлением государственных задач.

Она регулируется многими нормами страховой, трудовой, социальной, пенсионной отраслей права. Множество нормативных актов было принято в этой сфере в 2020 и 2020 годах.

Государственные служащие – это граждане России, которые наделены рядом специальных прав и обязанностей.

К таковым лицам можно отнести:

  • чиновников, работающих в субъектах Федерации,
  • чиновников, находящихся на федеральной службе.

Некоторыми правоведами предлагается иная классификация. Они подразделяют государственных служащих, работающих в судебной, муниципальной, исполнительной, представительной системе органов власти. Их деятельность регулируется одними нормами права.

Входит ли в трудовой стаж отпуск?

Законодательная основа

В 2020 году был изменен ФЗ от 27.07.2004 N 79-ФЗ.

Кроме базового отпуска, предоставляемого каждый год, чиновникам предоставлена возможность получать дополнительные оплачиваемые дни на основании:

  • трудовой деятельности на Крайнем Севере,
  • ненормированного трудового распорядка,
  • выслуги лет,
  • трудовой деятельности в местах с опасными и вредными условиями работы.

Учтите! Эти преобразования распространяют свое действие и на отпускные дни государственного служащего в 2020 году. Число дней будет определяться в индивидуальном порядке для каждого сотрудника с учетом стажа и иных факторов.

Время на проезд к месту проведения отпуска и обратно

Проезд в отпуск МЧС

Давайте разберемся, в каких случаях дают так называемые «дни на проезд» и что они собой представляют?

Итак, это количество календарных дней, которые необходимы для проезда к месту проведения отпуска и обратно с учетом вида транспорта. На данное количество дней увеличиваются следующие виды отпусков:

  • основной отпуск;
  • отпуск по личным обстоятельствам;
  • отпуск по окончании образовательной организации высшего образования федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности;
  • отпуск продолжительностью десять календарных дней и более, предоставленный сотруднику ФПС в год поступления на службу.

Изменения на 2019 год

Все изменения, намеченные на этот год, в основном касаются длительности всех разновидностей оплачиваемых отпусков, в особенности для госслужащих.

В ходе производимых изменений была в полном объеме преобразована юридическая часть установления допустимой длительности.

В данное время длительность оплачиваемого отпуска, согласно статье 46 N 79-ФЗ, составляет:

  • для сотрудников, которые занимают руководящие посты гражданской службы, – тридцать пять календарных дней,
  • для сотрудников, которые занимают иные посты гражданской службы, – тридцать календарных дней.

В отношении дополнительного отпуска существуют следующие особенности:

  • за стаж подчитывается по формуле один календарный день за год,
  • при ненормированном рабочем дне – не меньше трех календарных дней за год,
  • за работу на вредных и (или) опасных местах трудовой деятельности – не меньше семи календарных дней,
  • за труд в районах Крайнего Севера – двадцать четыре календарных дня, а в тех местностях, которые приравнены к ним, – шестнадцать дней.

Согласно установленным изменениям, будут осуществлены определенные преобразования. Все гражданские служащие (вне зависимости от поста) получат оплачиваемый отпуск одной длительности – тридцать календарных дней.

За выслугу лет будет даваться следующее число дополнительных дней к отпускному периоду:

  • от одного года до пяти лет – один день,
  • от пяти до десяти лет – пять дней,
  • от десяти до пятнадцати лет – семь дней,
  • пятнадцать лет и больше – десять дней.

Внимание!Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам.Узнайте подробности здесь.

Порядок предоставления отпуска

В соответствии с действующими нормативными актами госслужащим гарантируется ежегодный оплачиваемый отпуск и дополнительный отпуск, предоставляющийся за трудовой стаж.

Оба таких отпуска могут быть совмещены или же браться по частям.

В случае разделения отпуска один его период не может быть меньше двух недель (статья 125 Трудового кодекса). Помимо этого, служащий вправе получить неоплачиваемый отпуск длительностью не больше года.

Отпуск госслужащим дается с соблюдением следующих правил:

  • первый отпуск после трудоустройства предоставляется по истечении одиннадцати месяцев работы в государственном органе. Исключением в данном случае будут только беременные женщины и работники, которые переведены из одного учреждения в другое,
  • при согласовании с руководством отпуск служащий может получить заранее,
  • ежегодный оплачиваемый отпуск может перенестись или удлиниться в той ситуации, если сотрудник временно нетрудоспособен,
  • если служащий согласен, его отпуск могут передвинуть на иной трудовой год. Один фрагмент отпуска (длительностью более шести дней) при этом надо применить не позднее, чем в течение одного года со времени появления права на него. Другой фрагмент можно прибавить к отдыху следующего трудового года. Тем не менее, руководство не вправе не давать отдых служащему в течение двух лет подряд,
  • отпуск не должен компенсироваться финансовой выплатой кроме момента увольнения служащего,
  • дополнительный отпуск дается поверх стандартного отпуска,
  • в случае согласия госслужащего он может быть преждевременно отозван из отпуска. Внезапный отзыв должен быть оформлен в форме приказа, в котором ставятся условия предоставления фрагмента неиспользованных дней отдыха,
  • в случае предоставления служащему отпуска без сохранения заработной платы за ним сохраняется его должность.

Посмотрите видео. Расчет отпускных в 2020 году с помощью калькулятора онлайн:

По личным обстоятельствам

Отпуск продолжительностью до десяти календарных дней (без учета времени проезда к месту проведения отпуска и обратно) предоставляется сотруднику ФПС в случае наступления следующих обстоятельств:

  • тяжелое заболевание или смерть близкого родственника сотрудника.

К близким родственникам относятся: муж (жена), родители, родители супруга, дети и родные сестры и братья

  • стихийное бедствие или пожар, случившийся у сотрудника или его близкого родственника. Кто относится к близким родственникам, мы рассмотрели выше;
  • необходимость психологической реабилитации сотрудника МЧС и другие исключительные случаи. Данная формулировка оставляет пространство для маневра и предоставляет некоторое право руководителю принять решение о предоставлении отпуска по личным обстоятельствам в тех случаях, которые не относятся к перечисленным первым двум пунктам. Во многих подразделениях отпуск по личным обстоятельствам предоставляется по случаю рождения ребенка.

Количество отпусков по личным обстоятельствам в течение календарного года не ограничивается.

рапорта по личным обстоятельствам можно по ссылке.

Дополнительные дни отдыха

Важной деталью, связанной с предоставлением дополнительных дней отпуска, является право на их применение лишь в той ситуации, если служащий в нынешнем году имеет право на ежегодный отпуск.

Государственные служащие могут рассчитывать как на оплачиваемый, так и на неоплачиваемый дополнительный отпуск. При этом отпуск, который не подлежит оплате, предоставляется в том случае, если у работника если есть уважительная причина.

Существование этого основания устанавливается руководителем организации, однако по традиции таковым может стать:

  • лечение на курорте,
  • выполнение общественных обязанностей,
  • семейные проблемы,
  • основания, установленные статьей 128 Трудового кодекса.

Можно ли заменить отпуск денежной компенсацией?

Кроме обязательного ежегодного оплачиваемого отпуска государственные служащие имеют право на использование оплачиваемых дополнительных отпусков.

Так, статьей 116 Трудового кодекса предусматривается обязательность предоставления дополнительных оплачиваемых отпусков для некоторых категорий служащих:

  • работающих граждан на производствах с вредными условиями труда,
  • лиц, занимающихся работой с особенным характером трудовой деятельности,
  • трудящихся в регионах Крайнего Севера и на территориях, которые приравнены к ним.

Важно! Статья 321 Трудового кодекса устанавливает, что сотрудникам, работающим на Крайнем Севере, дополнительно дается оплачиваемый отпуск. Его длительность равняется: двадцати четырем дням для Крайнего Севера, шестнадцати дням для приравненных к Крайнему Северу территорий.

Статьей 14 Закон РФ от 19.02.1993 N 4520-1 устанавливает дополнительный оплачиваемый отпуск длительностью восемь суток для работников, трудящихся в других районах Севера.

Статьей 2 этого же правового акта устанавливается перечень территорий Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, который обязан применяться при предоставлении компенсационных выплат и гарантий.

Ответственность работодателя

Внесение пунктов в договор, изменяющих сроки выплаты отпускных (за 3 дня до отпуска) является с точки зрения трудового кодекса неправомерным. Подобная норма касается также заявления работника об этом.

На работодателя могут быть наложены меры административной ответственности: до 5 тыс. руб. – на руководителя или предпринимателя и до 50000 руб. – на юридическое лицо.

Для ИП также мерой наказания может послужить запрет на осуществление деятельности до трех месяцев.

Отпуск за выслугу лет

Выслугой лет признается непрерывный трудовой стаж, который позволяет получать особые преимущества в виде надбавок, льгот, преференций.

Также она оказывает влияние на продолжительность оплачиваемого отдыха:

  • прибавка в один день – за один-пять лет,
  • прибавка в пять дней – за пять-десять лет,
  • прибавка в десять дней – за пятнадцать лет и более.

При установлении числа дней отдыха должен учитываться только период работы на государственной должности. В зачет не должен браться временной период, отработанный в частных компаниях.

Неоплачиваемый отпуск госслужащий может получить по семейным обстоятельствам, для выполнения общественной обязанности или в случае пребывания на санаторно-курортном лечении.

Как определяются отпускные

Прогулы, другие причины отсутствия на работе не учитываются при расчете отпускных. Суммы больничных будут вычтены при исчислении средней заработной платы. То же правило относится к командировочным, доплатам за питание, проезд. Отпускные выплаты подлежат налогообложению и включаются в новую форму отчетности.

При ненормированном графике

Существенное количество государственных служащих может рассчитывать на дополнительный отпуск за трудовую деятельность при ненормированном рабочем дне.

Запомните! Согласно статье 101 Трудового кодекса, ненормированный рабочий день представляет собой особый режим работы, при котором по приказу руководителя организации сотрудники могут в некоторых случаях исполнять свои трудовые обязанности за пределами законодательно установленной продолжительности рабочего дня.

Перечень должностей, которые чаще всего подвержены ненормированному рабочему графику, устанавливается корпоративными документами или коллективными договорами.

Особенность такого трудового режима заключается в подчинении сотрудников общему распорядку, установленному в компании. В случае необходимости такие служащие могут либо начинать свой трудовой день до официально принятого времени его старта, либо задерживаться после его окончания.

Такой ненормированный распорядок дня является основанием предоставления госслужащему дополнительного отпуска продолжительностью в трое суток.

Может ли работодатель отказать в отпуске?

Пример расчета отпускных выплат

Рассмотрим ситуацию: работник получил за год работы на предприятии 450 000 руб. (включая доплаты за повышение квалификации – 40 000 руб.). Он оправляется в отпуск на 14 дней. Расчет суммы отпускных:

  • из годового дохода вычитается сумма за обучение (450 000 – 40 000);
  • определяется среднемесячная заработная плата (410 000 / 12) – 34166, 67 руб.;
  • затем определяем ежесуточный доход (34166,67 / 29,3). Получается 1166 руб.;
  • среднедневной доход умножаем на 14 (количество дней отпуска), получаем отпускные – 16325,37 руб.

Бухгалтер должен всегда помнить о том, что выплата отпускных за 3 дня до начала отдыха работника – это обязательная норма законодательства.

Отпуск за свой счет (без сохранения зарплаты) – правильное оформление

По нормам трудового права, работодатель обязан на основании письменного заявления работника предоставить ему отпуск без сохранения заработной платы, если этот работник:

  • участник Великой Отечественной войны — до 35 календарных дней в году;
  • работающий пенсионер (по возрасту) – до 14 календарных дней в году;
  • родитель и жена (муж) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы,, таможенных органов, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших или умерших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (службы), либо вследствие заболевания, связанного с прохождением военной службы (службы), – до 14 календарных дней в году;
  • работающий инвалид — до 60 календарных дней в году;
  • работник, у которого родился ребенок, который регистрирует брака, в связи со смертью близких родственников — до 5 календарных дней;
  • в других случаях, предусмотренных ТК, иными федеральными законами либо коллективным договором.

Все перечисленные основания приводятся в ч. 2. ст. 128 ТК РФ. Уточняется, что продолжительность такого отпуска определяется по соглашению между работником и работодателем.

В ч. 2 ст. 173 ТК РФ указывается еще одна категория работников, которым в связи с экзаменами и обучением тоже должен быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы. Речь идет о работниках, совмещающих работу с получением высшего образования по программам бакалавриата, специалитета или магистратуры, и работниках, поступающих на обучение по этим программам:

  • работники, допущенные к вступительным испытаниям, — 15 календарных дней;
  • работники — слушатели подготовительных отделений образовательных организаций высшего образования для прохождения итоговой аттестации — 15 календарных дней;
  • на прохождение промежуточной аттестации выделяется 15 календарных дней в учебном году, на подготовку и защиту выпускной квалификационной работы и сдачу итоговых экзаменов — 4 месяца; на сдачу итоговых экзаменов — 1 месяц.

Тема гарантии предоставления отпуска за свой счет работникам, совмещающим работу с образованием, продолжена в ч. 2 ст. 174 ТК РФ. Но она касается именно тех, кто получает среднее профессиональное образование, а также работников, поступающих в соответствующие заведения.

Итак, работодатель обязан предоставить отпуск без сохранения заработной платы:

  • работникам, допущенным к вступительным испытаниям, — 10 календарных дней;
  • для прохождения промежуточной аттестации — 10 календарных дней в учебном году; для прохождения государственной итоговой аттестации — до 2 месяцев.

В ст. 263 ТК РФ говорится о том, что ежегодные дополнительные отпуска без сохранения заработной платы могу быть предоставлены в удобное время продолжительностью до 14 календарных дней работникам:

  • имеющим 2-х или более детей в возрасте до 14 лет;
  • работникам, имеющим ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет;
  • одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до 14 лет;
  • отцу, воспитывающему ребенка в возрасте до 14 лет без матери.

Однако это должно быть прописано в коллективном договоре. Причем отпуск за свой счет по письменному заявлению работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован отдельно полностью либо по частям. Перенесение этого отпуска на следующий рабочий год не допускается.

Следует также обратить внимание на ч. 2 ст.

286 ТК РФ «Отпуск при работе по совместительству», в которой говорится следующее: «Если на работе по совместительству продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска работника меньше, чем продолжительность отпуска по основному месту работы, то работодатель по просьбе работника предоставляет ему отпуск без сохранения заработной платы соответствующей продолжительности».

Обратите внимание на ч. 11 ст. 11 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», в которой говорится о том, что супругам военнослужащих отпуск по их желанию предоставляется одновременно с отпуском военнослужащих.

Продолжительность отпуска может быть по их желанию равной продолжительности отпуска военнослужащих.

Часть отпуска супругов военнослужащих, превышающая продолжительность ежегодного отпуска по основному месту их работы, предоставляется без сохранения заработной платы.

В Федеральном законе от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» даются разъяснения о предоставлении отпуска без сохранения заработной платы инвалидам войны (п. 17 ч. 1. ст.14), ветеранам боевых действий (ч. 1-2 ст. 16) и другим категориям работников.

Ежегодный дополнительный отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до 10 календарных дней предоставляется народным дружинникам и внештатным сотрудникам полиции (ч. 3 ст. 26 Федерального закона от 02.04.2014 № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка»).

Порядок предоставления отпуска за свой счет

Процедура документального оформления отпуска без сохранения заработной платы довольна проста. Для начала нужно проверить, попадает ли сотрудник в список тех лиц, которым отпуск без сохранения заработной платы предоставляется в обязательном порядке. Если да, то нужно выяснить продолжительность отпуска, установленную законодательством.

Если сотрудник не в списке, то следует руководствоваться ч. 1 ст. 128 ТК РФ, в которой сказало, что продолжительность отпуска без сохранения заработной платы определяется по соглашению сторон. В отдельных случаях законом устанавливается предельный срок отпуска. В частности, для гражданского служащего он составляет не более одного года (ч. 15 ст. 46 Федерального закона от 27.07.2004 №79).

Кроме того, решая вопрос о предоставлении такого отпуска человеку, который не находится в списке тех категорий, которым он предоставляется в обязательном порядке, нужно учитывать важность причин и оснований. Если работодатель расценивает эти причины как серьезные, то он согласовывает с работником продолжительность отпуска.

Следующий этап — документационное оформление отпуска. Для этого нужно:

  1. Получить от работника заявление на отпуск. В нем должны быть указаны причины предоставления отпуска за свой счет и планируемая дата отпуска.
  2. Издать приказ о предоставлении отпуска без сохранения заработной платы (можно использовать унифицированные формы Т-6 или Т-6а).
  3. Подписать приказ руководителю или иному уполномоченному лицу.
  4. Ознакомить работника с приказом под роспись.

Как заполнить приказ о предоставлении отпуска без сохранения заработной платы

В разделе Б формы Т-6 следует указать «отпуск без сохранения заработной платы», а также вписать количество календарных дней отпуска и даты, на которые он приходится.

Если отпуск без сохранения заработной планы оформляется вместе с ежегодным оплачиваемым отпуском, то необходимо также заполнить раздел А.

В разделе В указывается общее количество дней отпуска и его даты.

Кроме того, нужно не забыть оформить личную карточку работника (форма Т-2). Информация об отпуске без сохранения заработной платы вносится в раздел VIII. Здесь работодателю следует заполнить следующие графы:

  • вид отпуска (без сохранения заработной платы);
  • количество календарных дней отпуска;
  • даты начала и окончания отпуска;
  • основание отпуска (реквизиты приказа о предоставлении отпуска).

Последние изменения: Январь 2020

Перед уходом в отпуск работник вправе рассчитывать на получение обязательных отпускных, рассчитанных по среднему заработку за последний период, однако в некоторых случаях помимо обычного расчета работникам полагается материальная помощь к отпуску. Данная выплата не является обязательной по ТК РФ, однако может регулироваться отдельными федеральными положениями и коллективным договором. Чтобы получить матпомощь, следует изучить порядок, принятый на предприятии, когда выплачивается дополнительная сумма.

Общие положения

Отдельной статьи в ТК РФ, регулирующей выплату материальной помощи, нет, однако есть ряд положений, из которых следует допустимость дополнительного финансирования отпускника:

  1. Ст. 136 ТК РФ разъясняет вопросы относительно обязательных выплат, положенных работнику.
  2. Ст. 135 ТК РФ описывает, каким образом распределяется матпомощь в качестве добровольной меры со стороны руководства с целью дополнительной мотивации человека на качественное исполнение обязанностей.
  3. Ст. 144 ТК РФ разрешает устанавливать сумму выплаты выше положенных в регионе тарифов.

Поскольку трудовое законодательство отменяет обязательность матпомощи перед отпуском, персоналу следует исходить из внутренних положений, действующих на предприятии – распоряжений, внутренних приказов, пунктов трудового или коллективного договора. Для бюджетников принцип назначения определяется по специальным законодательным актам.

Есть общие правила, в каких случаях допускается назначение матпомощи:

  • может быть выплачена независимо от трудовых достижений отпускника, либо наоборот, зависеть от того, насколько хорошо работник справлялся с работой (выступает в качестве мотивационного инструмента);
  • предполагает право на финансовую поддержку при наличии определенных социальных потребностей;
  • служит дополнительной добровольной мерой в коммерческих организациях, и обязательной – для госучреждений;
  • устанавливается независимо от финансовых результатов компании, достижений сотрудника (если он относится к бюджетной отрасли);
  • выдается нерегулярно, не чаще 1 раза в год;
  • размер помощи назначается по усмотрению предприятия.

Есть специальные виды матпомощи перед свадьбой или при рождении ребенка, однако чаще всего деньги выделяются перед началом отпускного периода.

Для коммерческих организаций в первую очередь важно, позволяет ли прибыль компании выплачивать дополнительные суммы отпускникам. Если компании грозит банкротство, не стоит ждать выделения материальной помощи, когда финансовые показатели говорят об отсутствии прибыли или свободных денежных ресурсов.

Аналогично решается вопрос о возможности выплат в отношении бюджетников – при дефиците бюджета предприятие вряд ли располагает достаточными свободными суммами для назначения матпомощи.

Выплаты в частной организации могут также называться как премия или пособие, а само поощрение выплачивается при подведении некоторых итогов работы.

Социальные платежи рассматриваются независимо от достижений конкретного человека и связаны с наступлением определенных событий:

  • болезнь, требующая дорогостоящего лечения;
  • удовлетворение нужд многодетной семьи;
  • смерть члена семьи;
  • нетрудоспособность по причине несчастного случая, аварии на производстве;
  • иные ситуации с негативными последствиями.

Определяя, кому положена помощь следует учитывать некоторые ограничения, общие для всех организаций.

Когда выплачивается материальная помощь

По мере приближения времени отпуска, возникает вопрос о материальной помощи, что это такое, кому полагается и как выплачивается.

Если на предприятии действует общий порядок назначения финансовой помощи отпускнику, есть некоторые ограничивающие факторы, при которых единовременная выплата к отпуску невозможна:

  1. Если человек отработал на предприятии меньше полугода, получить дополнительную сумму к отпуску не получится, поскольку право на очередной оплачиваемый отпуск появляется при отработке не менее 6 месяцев.
  2. При расторжении трудового договора сразу после отпуска работодателю нет смысла дополнительно тратить средства, которые используются для поощрения действующих работников.
  3. Беременные работницы, при оформлении декрета, не вправе рассчитывать на матпомощь, поскольку этот вид отпуска не относится к очередному оплачиваемому и оформляется как социальная мера со стороны государства, с назначением пособий работнице на период декрета.

Поскольку матпомощь – мера сугубо добровольная, не стоит заранее рассчитывать на нее, до того, как будет согласован отпуск. Не имеет смысла также требовать дополнительного финансирования, если оно не закреплено положениями трудового договора.

Как оформить

Если на предприятии принято выплачивать некую сумму накануне отпуска, необходимо заранее ознакомиться с порядком, как получить материальную помощь на работе.

Последовательность действий, как выплачивается пособие отпускнику, выглядит следующим образом:

  • Основанием для назначения станет заявление на материальную помощь к отпуску по образцу, который можно взять в отделе кадров на предприятии. Если отпускной период совпадает с графиком отпусков, установленным на предприятии, дополнительно уведомлять работодателя не требуется, а финансовая поддержка осуществляется по умолчанию, согласно принятым внутренним регламентам компании.
  • При получении заявления, незадолго до начала отпускного периода, издается приказ за подписью руководителя с согласованием даты отпуска и необходимости выплатить матпомощь в указанном размере (определяется по усмотрению руководства, опираясь на стаж, величину заработка, показатели работы человека).
  • Выплата материальной помощи к отпуску оформляется бухгалтерией, ответственной за своевременное выполнение перечислений в отношении отпускника.

Таким образом, получить компенсационную выплату можно будет за три дня до ухода вместе с суммой положенных отпускных.

Как рассчитывается выплата

Поскольку материальная поддержка не входит в обязательный перечень трудовых выплат, обеспеченных социальными нормами, точная сумма определяется в индивидуальном порядке.

Чаще всего, к параметрам, влияющим на размер матпомощи, относят:

  • текущий заработок человека, уходящего в отпуск;
  • действующая тарифная ставка работника;
  • среднемесячный показатель за последние несколько месяцев;
  • длительность работы.

Есть некоторая норма в отношении госслужащих – законодательно определена величина матпомощи, равная размеру 2 окладов работника. Для работников иных бюджетных сфер матпомощь может варьировать от одной до трех зарплат.

Удержания из суммы

Бухгалтерия, организуя перечисление, обязана действовать согласно закону, вычитая из суммы взносы и удержания, установленные по закону. Чтобы узнать правильный размер суммы к выплате, следует разобраться в вопросе, облагается ли страховыми взносами данный вид перечисления.

В Налоговом Кодексе (ст. 270) утверждается, что материальная помощь входит в число неучитываемых расходов предприятия.

Для работника принят следующий порядок налогообложения:

  1. Удерживается подоходный налог.
  2. Уплачиваются из суммы страховые взносы в Пенсионный фонд, внебюджетные фонды Соцстраха и обязательного медстрахования.

При расчете размера удержаний из матпомощи бухгалтерия должна учитывать следующие правила:

  1. Если размер перечисления не более 4 тысяч рублей, работник освобождается от уплаты налогов.
  2. Из перечисления вычитают 22 процентов страховых платежей и 13 процентов подоходного налога.
  3. Поскольку федеральное законодательство прямо определяет неприменимость районных коэффициентов, различных надбавок, доплаты в отношении к матпомощи, ее размер рассчитывается отдельно. Если же помощь оформлена как единовременный платеж в счет заработной платы, если это установлено законодательством или внутренним регламентом компании, повышающие коэффициенты могут включаться.
  4. Если работник является алиментоплательщиком, следует различать характер выплат – если матпомощь носит социальный характер, платеж в пользу ребенка не удерживается. Если матпомощь рассматривается как акт поощрения работника со стороны руководства (премия), алименты отчисляются в обязательном порядке, как и из обычного заработка человека.

Материальная помощь, не являясь обязательной частью трудового договора, тем не менее, часто используется при оформлении предстоящего ежегодного очередного отпуска. Со стороны предприятия это выглядит как добровольная мера финансовой поддержки добросовестных работников. Однако такие платежи возможны только при наличии прибыли у коммерческой организации и невозможны в состоянии банкротства.

Для бюджетных организаций правила назначения матпомощи полностью регламентированы законодательством и не зависят от мнения руководства или результатов работника. Однако, как и в случае с коммерческими структурами, недостаток средств в бюджете не позволяет рассчитывать на прибыль, поскольку источником финансирования является часть дополнительных ресурсов в казне.

Отпускной период – приятное время, и получение дополнительной прибавки к отпускным в виде матпомощи позволяют планировать полноценный отдых и восстановление сотрудников. По этой причине, перед оформлением отпуска, стоит поинтересоваться в отделе кадров или других уполномоченных структурах, имеется ли пункт о матпомощи отпускникам во внутреннем регламенте предприятия или коллективном договоре.

Здравствуйте!

Президентским Указом от 31.12.2010 г. № 1657 «Об оптимизации численности федеральных государственных гражданских служащих и работников федеральных государственных органов» предопределено сокращение предельной численности госслужащих и работников тех органов, деятельностью которых руководит российское Правительство, а также федеральных агентств и служб, подведомственных таким министерствам.

В 2011- 2013 г.г. запланировано сокращение должностей в государственных учреждениях приблизительно на 20%, поэтапно на протяжении этих трех лет. В 2011 и 2012 годах уже сокращено по 5% сотрудников, а в наступившем 2013 году госслужащих ожидает самое крупное сокращение — 10%.

По задумке Правительства, 50% бюджетных ассигнований, высвободившихся в результате оптимизации численности госслужащих, будут направляться для материального стимулирования работников, оставшихся на службе.

Сокращение должностей может осуществляться как через уменьшение количества должностей, так и путём мероприятий по реорганизации госоргана либо изменения его структуры (пересмотр штатного расписания или штата, уставных документов и т.п.).

Служащие, уволенные по причине сокращения должностей государственной службы, пользуются всеми предусмотренными действующим законодательством гарантиями, льготами и компенсациями. Давайте подробнее рассмотрим, какими именно.

Предупреждение об увольнении госслужащих

Наниматель обязан в письменной форме предупреждать работников об увольнении по причине сокращения не позднее, чем за 2 месяца. На это указывает часть четвертая ст.31 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон № 79-ФЗ).

Увольнение государственного служащего может быть осуществлено без двухмесячного срока предупреждения лишь с письменного согласия работника.

Также работодателю за 2 месяца до предстоящего увольнения необходимо уведомить об этом событии выборный профсоюзный орган госоргана, а не только самих служащих. Такое требование содержит ст.38 Закона №79-ФЗ.

Действия представителя нанимателя при сокращении госслужащих

Приняв решение о сокращении должностей государственной гражданской службы, соответствующие органы власти и представители нанимателей должны учесть и соблюсти отдельные положения нормативных правовых актов.

Работодателю необходимо в течение 2-х месяцев с момента письменного предупреждения о сокращении госслужащих решить следующие вопросы:

    Оценить возможность преимущественного права работников, попавших под сокращение, на замещение свободных должностей гражданской службы.Предусмотреть возможность продолжения дальнейших отношений с данной категорией государственных гражданских служащих.

Оба данных вопроса могут решаться в рамках внеочередной аттестации государственных служащих. Законом №79-ФЗ (ч. 7 ст.31) преимущественное право на замещение должности предоставляется служащим, имеющим более высокую квалификацию, более длительный стаж работы (службы) по специальности или гражданской службы, соответствующий уровень профессионального образования и более высокие показатели результата профессиональной служебной деятельности.

Варианты продолжения трудовых отношений

Законом №79-ФЗ (ч. 1 ст.31) предусматривается, что в случае сокращения должностей гражданской службы трудовые отношения с занимающими их служащими могут быть продолжены:

  • если госслужащему предоставят возможность замещения иной должности гражданской службы в этой же государственной организации, либо в другом госоргане с учетом стажа его работы (службы) по специальности или стажа гражданской службы, профессионального образования госслужащего и уровня его квалификации;
  • при направлении гражданского служащего на повышение квалификации либо профессиональную переподготовку.

Также существует возможность замещения гражданскими служащими должностей временно отсутствующих гражданских служащих (ч. 3 ст. 30 Закона №79-ФЗ). В этом случае с госслужащим, попавшим под сокращение, заключается срочный служебный контракт (см. также письмо Минздравсоцразвития РФ №2956-17 от 01.10.2008).

Такого рода вариант возможен в случае наличия у работодателя должностей, по которым некоторые гражданские служащие находятся в отпусках по уходу за ребенком, длительно болеют, находятся в длительных отпусках без сохранения денежного содержания и т.д.

Следует учесть, что одновременно с выходом на работу «основного» служащего расторгается служебный контракт, заключенный с временным работником.

В органах власти зачастую заняты не только госслужащие, но и иные категории работников, трудовая деятельность которых не регламентируется Законом № 79-ФЗ. К ним относятся так называемые «технические исполнители», обслуживающий персонал и т.п.

Если государственного служащего переводят на такие должности, не предусмотренные Реестром должностей государственной гражданской службы РФ, речь необходимо вести не о переводе (переходе), а об увольнении работника с гражданской службы и о приеме того же сотрудника на новую должность.

В случае, если госслужащий отказывается от направления на переподготовку, либо его не устраивает альтернативная предложенная должность, он увольняется с гражданской службы по причине сокращения: пункт 6 части 1 ст.33 Закона №79-ФЗ будет являться основанием для увольнения.

Компенсация при увольнении по сокращению

Госслужащему должна выплачиваться компенсация, равная четырехмесячному денежному содержанию, если он увольняется в связи с сокращением (ч. 9 ст.31 Закона № 79-ФЗ). Выходное пособие, которое предусматривает Трудовой кодекс РФ (далее — ТК РФ), в данном случае не выплачивается.

Денежное содержание сохраняется также в течение пятого и шестого месяцев при увольнении по сокращению госслужащих, проходящих гражданскую службу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к таковым.

Президиум Верховного Суда РФ подтвердил правомерность осуществления государственным служащим данной выплаты, предусмотренной частью второй ст.318 ТК РФ. В этом случае речь также ведется о выплате компенсации в размере денежного содержания за 5-й и 6-й месяцы со дня увольнения, а не о выходном пособии.

Порядок расчета компенсации оговаривается в соответствующих локальных нормативных актах. Применительно к федеральным государственным гражданским служащим исчисление выплаты производится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 № 562. Этим документом утверждены Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих (далее – Правила).

Расчет месячного денежного содержания государственных служащих согласно п.8 Правил состоит:

  • из установленных на дату расторжения служебного контракта оклада денежного содержания (оклад за классный чин и должностной оклад), ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы, ежемесячной надбавки за выслугу лет, надбавки за работу с составляющими государственную тайну сведениями, а также из ежемесячного денежного поощрения;
  • из одной двенадцатой части размера премий за выполнение особо важных и сложных заданий, матпомощи и единовременной выплаты к отпуску, начисленных по факту в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.

Пример расчета компенсации при сокращении госслужащего

Предположим, что государственный служащий, являющийся советником государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса, увольняется 01 марта 2013 года в связи с сокращением должности федеральной государственной гражданской службы.

Допустим, что его месячное содержание складывается из следующих выплат:

  • должностной оклад – 5 419 рублей;
  • оклад за классный чин – 1 515 рублей;
  • надбавка за выслугу лет (10%) – 542 рубля;
  • надбавка за особые условия гражданской службы (120%) – 6 503 рубля;
  • ежемесячное денежное поощрение (1 оклад) – 5419 рублей.

Кроме того, в течение 12 месяцев перед увольнением (с марта 2012 по февраль 2013 г) государственному служащему начислялись премии за выполнение особо сложных и важных заданий на общую сумму 189 300 рублей. Также госслужащий получил за 12 месяцев, предшествующих сокращению, материальную помощь и единовременную выплату к отпуску на общую сумму 20 802 рубля.

Итак, кроме оклада денежного содержания, госслужащему за 12 месяцев было выплачено 210 102 рубля (189 300 рублей + 20 802 рубля).

Сумма компенсации при увольнении составит 147 626 руб. (36 906,5 руб. * 4 мес.).

В отношении государственных служащих субъектов РФ соответствующими законами или иными нормативными правовыми актами могут предусматриваться несколько иные правила расчета компенсации.

Рассматриваемая выплата относится к компенсационным выплатам, связанным с увольнением, а потому в полной мере не включается в базу для начисления страховых взносов и не облагается налогом на доходы физических лиц.

Иные выплаты при увольнении

При увольнении по сокращению гражданским служащим наряду со специальной компенсацией производятся другие установленные выплаты, включая:

  • Денежное содержание за отработанное служебное время в окончательный расчет;
  • Компенсацию за неиспользованные на дату увольнения отпуска (при этом выплата производится за все неиспользованные дни отпуска без каких-либо ограничений);
  • Материальную помощь;
  • Единовременную выплату к отпуску.

Матпомощь и единовременная выплата к отпуску производятся в порядке, предусмотренном соответствующими ведомственными нормативными актами. В отдельных случаях данные единовременные выплаты к отпуску производятся пропорционально количеству календарных дней отработанных в году увольнения и т.д.

В окончательный расчет приведенные выплаты производятся при увольнении служащего с государственной гражданской службы. Если же госслужащего переводят на иную должность гражданской службы, указанные выплаты производятся в общем порядке. В частности, выплата госслужащему материальной помощи и единовременной выплаты к отпуску производятся на основании его письменного заявления, а компенсация за неиспользованный отпуск – в случае дальнейшего увольнения и т.п.

Как отмечалось ранее, с письменного согласия госслужащего представитель нанимателя вправе расторгнуть с данным сотрудником служебный контракт без предупреждения об освобождении от замещаемой должности за два месяца. Однако Закон № 79-ФЗ, в отличие от ТК РФ, не предусматривает в данном случае возможность выплаты предусмотренной ст.180 ТК РФ дополнительной компенсации, равной размеру денежного содержания, исчисленной пропорционально оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении времени. Следовательно, данная выплата государственным служащим не производится.

Удачи Вам!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *