Оценка заявок



Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 утверждаются «Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», которые повлекли за собой множество изменений процесса оценки государственных закупок .

Критерий — это признак, основание или правила, на основании которого принимается решение по оценки чего-либо по предъявленным требованиям.

Значимость критерия — это вес критерия, оценки выраженный в процентах.

Коэффициент значимости критерия оценки — это вес критерия оценки в совокупности всех критериев, деленный на сто.

Оценка — это процесс, в котором в соответствии с законодательством о закупках определяется победитель.

Рейтинг заявки участника по критерию оценки — это оценка в баллах, которую получает участник по результатам оценки с учетом коэффициента значимости критерия оценки.

Цена — это экономическое явление, которое определяет соотношение обмениваемых благ и характеризующее их.

Критерий оценки — показатель оценки заявок, который предусмотрен порядком оценки окончательных предложений.

На сегодняшний день согласно законодательству Российской Федерации критерии оценки заявок подразделяются на стоимостные и нестоимостные компоненты, которые можно представить в виде следующей схемы:

Рис. 1. Критерии оценки заявок

Ранее для оценки заявок использовались следующие критерии:

– Цена контракта;

– Функциональные или качественные характеристики товара;

– Качество работ или услуг;

– Квалификация участника конкурса, торгов;

– Расходы на эксплуатацию товара;

– Расходы на техническое обслуживание;

– Сроки поставки, выполнения или оказания;

– Сроки предоставления гарантий качества;

– Объем предоставления гарантий качества.

Для всех признаков используется согласно законодательству Российской Федерации 100-балльная система оценки поступивших заявок. Для принятия решения о победителе государственных закупок первостепенным признаком оценки является «цена».

Также согласно «Правилам оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» на сегодняшний день из первых признаков оценки может оказаться «стоимость жизненного цикла», если предполагается заключение «контракта жизненного цикла», который подразумевает покупку товара, его обслуживание, ремонт и при необходимости утилизацию .

Заказчик имеет право на основании законодательства Российской Федерации заменить критерием «стоимости жизненного цикла» остальные признаки оценки.

Согласно законодательству Российской Федерации изменились значения стоимостных критериев, которые приведены в следующей таблице:

Таблица 1

Предельные величины значимости критериев оценки

Минимальное значение стоимостных критериев (40 %) установлены для таких видов предмета договора, как:

– Создание документов, которые регламентируют сферу образования и воспитания;

– Аварийно-спасательные работы;

– Реставрация памятников культуры и исторического наследия;

– Медицинские, образовательные и юридические услуги;

– Услуги специализированных учреждений.

Процентное соотношение 30/70 устанавливается согласно «Правилам оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» для следующих объектов закупки:

– Проведение экспертизы чего-либо;

– Работы по созданию, обслуживанию информационных систем и официальных сайтов государственных органов и учреждений.

Максимальное значение (80 %) нестоимостных критериев относится к следующим объектам договорных отношений:

– Финансирование показа или проката отечественной кинематографии;

– Выполнение технологических работ или НИ ОКР (Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы);

– Исполнение, как результат интеллектуальной деятельности.

По нестоимостным критериям оцениваются в 100 % поданные заявки содержащие следующее:

– Создание произведений литературы и искусства;

– Создание памятников архитектуры;

– Градостроительство;

– И так далее согласно Федеральному закону № 44-ФЗ от 05.04.2015г. .

Во всех случаях критерий «расходы на эксплуатацию и ремонт» входит в общую оценку значимости величин и не должен превышать критерий «цена контракта».

Порядок расчета значимости критериев оценки закреплен в «Правилах оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Согласно «Правилам оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» количество баллов по критериям «цена договора» и «стоимость жизненного цикла» рассчитывается по формуле:

В случае если минимальное предложение из всего списка представленных заявок меньше нуля, то используют следующую формулу:

Количество баллов по критерию «расходы на эксплуатацию и ремонт» согласно Правилам оценки заявок рассчитываются по следующей формуле:

Если все предоставленные заявки содержат одинаковые предложения, то оценка не проводиться, значимость прибавляется к значимости критерия «цена контракта».

Заказчик может установить показатели для нестоимостных критериев, которые раскрывают содержание показателя и учитывают особенности процесса оценки закупаемых объектов. Для каждого подобного показателя устанавливается следующее:

– Значимость показателей, сумма которых должна равняться 100 %;

– Индикаторы, в соответствии с которыми будет производиться оценка;

– Значения индикаторов оценки:

• Предельно необходимые значения;

• Шкала возможных значений показателей, для использования которой заказчик должен указать количество баллов присуждаемых за определенные значения индикаторов.

В показатель критерия «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» могут входить следующие индикаторы:

– Качество товара, работ или услуг;

– Функциональные или потребительские свойства объекта закупок;

– Соответствие экологическим требованиям.

Показателями критерия «квалификация участников закупки» являются следующие индикаторы:

– Квалификация трудовых ресурсов;

– Опыт участника закупки;

– Обеспеченность материально-техническими ресурсами;

– Обеспеченность трудовыми ресурсами;

– Деловая репутация участников торгов, закупок.

Если лучшим условием исполнения договора является наименьшее значение критерия, то используется для вычислений следующая формула:

Если же лучшим условием для заказчика является наименьшее значение критерия, но установлено предельно необходимое минимальное значение, то используются следующие формулы:

Если для исполнения договора лучшим условием является наибольшее значение критерия, то используется следующая формула:

Если же для заказчика лучшим условием является наибольшее значение критерия, но установлено предельное необходимое максимальное значение, то используются следующие формулы:

Количество баллов, которые приравниваются заявке по вышеуказанным критериям, вычисляется как среднее арифметическое оценок всех членов комиссии по закупкам, присуждаемых заявкам по каждому критерию.

В соответствии с законодательством Российской Федерации Правительство РФ имеет право предъявить дополнительные требования к участникам процедуры закупок отдельных видов товаров, работ или услуг, закупки которых проходят:

– Ограниченным участием;

– Закрытым конкурсом;

– Аукционом;

– Двухэтапным конкурсом;

– Закрытым конкурсом с ограниченным участием;

– Закрытым двухэтапным конкурсом .

Среди дополнительных требований можно выделить наличие следующего:

– Денежных ресурсов для исполнения условий договора;

– Наличие необходимого оборудования;

– Опыта работа связанного с предметом договора;

– Необходимое число специалистов, определенного уровня квалификации для исполнения условий договора.

Но также нужно отметить, что дополнительные требования, которые предъявляются к участникам процесса закупки отдельных видов товаров, работ или услуг специализированного характера, установлены Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013г. № 1089 «Об условиях проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» .

В данных случаях такие требования не используются в качестве критериев оценки заявок участников процесса закупки.

Таким образом, можно сделать вывод что «Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» определяют порядок оценки окончательных заявок в целях выделения лучших из всего списка представленным участниками, а также устанавливают предельные значения значимости каждого критерия оценки. Данные Правила входят в основу нормативно-методической базы, которая регламентируют документационное обеспечение процесса государственных закупок.

Литература:

2. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 утверждаются «Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 10.11.2015);

3. Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 г. № 1089 «Об условиях проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» URL: http://www.garant.ru (дата обращения 10.11.2015).

При проведении государственных закупок заказчики обязаны оценивать поступающие заявки по различным критериям. Среди них различают группу стоимостных и нестоимостных критериев.

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию 8 (800) 350-34-85 или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

Законодательное регулирование оценки заявок

Порядок оценки поступивших заявок содержится в ФЗ-44 статье 32. Здесь указано, что для оценки поступивших на конкурс заявок заказчик должен предварительно определиться с критериями и прописать их в конкурсной документации. В их числе могут быть цена контракта, расходы на эксплуатацию товара и на использование результатов работ, характеристики объекта закупки и квалификация участников.

Более подробно система оценки поступивших заявок прописана в Правилах оценки заявок, утвержденных постановлением Правительства РФ в 2013 г. №1085 (кратко — Правила №1085).

Оценка поступивших от участников заявок по комплексу критериев производится при закупке товаров через процедуру конкурса. Это одна из наиболее сложных закупочных процедур в рамках 44-ФЗ, поэтому применяется сравнительно редко. Проведение такой процедуры имеет смысл, если цена не является единственным значимым критерием выбора поставщика или исполнителя для заказчика.

Виды критериев оценки заявок: стоимостные и нестоимостные

Все критерии оценки поступивших заявок подразделяются на нестоимостные и стоимостные. Для оценки заявок по каждому критерию применяется 100-бальная шкала.

При закупке технически сложных товаров могут применяться дополнительные критерии оценки.

Стоимостные критерии включают все аспекты, связанные с ценой товаров, услуг и сопутствующих товаров. Нестоимостные критерии ставят во главу угла качественные характеристики товаров и услуг либо репутационные или квалификационные признаки подрядчиков.

В число стоимостных критериев оценки поступивших предложений входят:

  1. Цена товара.
  2. Общая стоимость заключаемого контракта (также именуется «стоимость жизненного цикла»). Нередко при заключении контракта расходы не ограничиваются только закупкой определенного товара, но также требует затрат на гарантийное обслуживание, ремонт и пр.
  3. Стоимость расходов на ремонт и применение товаров, включенных в поставку.
  4. Расходы, которые понесет заказчик в энергосервисном контракте.

В группу нестоимостных критериев оценки входят те, которые относятся к покупаемому объекту недвижимости или к самому участнику. В их числе:

  1. Качество товаров, предполагаемых к поставке.
  2. Потребительские характеристики поставляемых товаров.
  3. Квалификация руководителя компании, а также сотрудников, которые будут задействованы в реализации контракта.
  4. Соответствие объекта закупки требованиям экологической безопасности.
  5. Наличие у участника успешного опыта в реализации аналогичных контрактов.
  6. Наличие у участника достаточной численности трудовых ресурсов.
  7. Обеспеченность материально-техническими ресурсами, которые нужны для исполнения обязательств.
  8. Деловая репутация участника закупки.

Заказчик не должен прописывать все критерии оценки, он может отобрать только значимые для себя.

Согласно действующим правилам, заказчик должен прописать в конкурсной документации как минимум два критерия. При этом ценовой критерий обязательно должен присутствовать в системе оценок. Связано это с тем, что в процессе государственных закупок всегда имеет значение факт экономии бюджетных средств.

Сумма значимости двух и более критериев должна составлять 100%, при этом их удельный вес определяется заказчиком исходя из индивидуальных особенностей закупок.

Правила №1085 содержат предельные величины значимости различных критериев в зависимости от того, что закупается. При этом по стоимостным критериям установлено минимальное значение, ниже которого заказчик прописывать не вправе, по нестоимостным – максимальное. То есть заказчик при формировании конкурсной документации может изменять распределение между двумя значениями, но только путем увеличения значимости стоимостного критерия и уменьшения значения неценовых факторов.

Максимальная и минимальная величины значимости критериев содержатся в следующей таблице.

Объект закупки Минимальное значение стоимостных критериев Максимальное значение нестоимостных критериев
Аварийно-спасательные услуги 40 60
Юридические услуги, а также медицинские и образовательные 40 60
НИОКР 20 80
Прокат нац. фильмов 20 80
Написание литературных произведений, создание объектов искусства или архитектурных проектов 0 100
Услуги артистов, режиссеров 20 80
Создание документов, которые регламентируют качество образования 40 60
Реставрация культурных объектов 40 60
Экспертные услуги 30 70
Работы по техподдержке информсистем 30 70
Товары, не входящие в специфические списки 70 30
Работы и услуги, не входящие в отдельные перечни 60 40

Каждому нестоимостному критерию также присваивается свой коэффициент значимости в процентах (в сумме они также должны составлять 100%); если он один, то коэффициент имеет значение «1».

При проведении конкурса нельзя использовать непредусмотренные Постановлением №1085 критерии. Все они находят отображение в конкурсной документации.

В отношении некоторых видов работ законодательством предусмотрены дополнительные требования к распределению значимости критериев. Например, по отношению к строительным работам на «опыт участника в выполнении аналогичных работ» должно приходиться не менее 50% среди нестоимостных критериев.

Порядок оценки

Этап оценки поступивших заявок наступает после того, как истекли сроки для подачи предложений от участников конкурса.

Основная цель заявок – определение компании, предлагающей самые оптимальные условия сделки и выбор победителя, с которым будет заключен государственный контракт.

Каждому из поступивших предложений присваивается свой порядковый номер. Номер «1» получает победитель, остальные предложения ранжируются в порядке уменьшения степени выгоды для участника.

Для оценки поступивших заявок заказчик создает конкурсную комиссию. Ее обязанности и порядок работы прописываются в утвержденном заказчиком положении.

Для того чтобы подвести итоги конкурса, у заказчика будет 20 дней. Он не вправе нарушать данные сроки. В процессе проведения конкурсов в сфере искусства и культуры может потребоваться дополнительное время на оценку: сроки рассмотрения предложений допускается увеличить на 10 дней.

При оценке заявок комиссия рассматривает и оценивает все заявки, которые не были отклонены в процессе их рассмотрения, а при необходимости направляет дозапросы по полученным сведениям и для получения скорректированных от участников после изменения конкурсной документации.

Кратко процедура оценки предложений состоит из следующих этапов:

  1. Рассчитывается количество баллов по каждому критерию.
  2. Они суммируются с учетом значимости критериев.
  3. Побеждает участник с самым высоким рассчитанным рейтингом.

Важно учесть, что комиссия не может применять критерии для оценки поступивших заявок, которые не прописаны в конкурсной документации (согласно ч. 4 ст. 32 ФЗ-44).

При рассмотрении поступившей заявки по стоимостным критериям конкурсная комиссия применяет такой принцип: чем ниже стоимость, тем выше балл, который получает участник закупки.

В отношении эксплуатационных расходов применяется то же правило: чем они ниже, тем выше балл, который присваивается предложению участника.

Согласно требованиям 2 раздела Постановления №1085, баллы участнику выставляются по следующей формуле: «(Максимальная предложенная цена/Цену, предложенную данным участником)*100». Полученное значение умножается на величину значимости критерия, прописанное в конкурсной документации.

Указанная методика оценки применяется, только если цена предложения больше нуля. При нулевой минимальной стоимости (или даже при отрицательном ценовом предложении) формула немного видоизменяется: «(Ценовой максимум – Цена, предложенная участником)/Цена, которая предложена участником *100».

Нулевая цена может быть предложена по контрактам по открытию банковского счета. ФАС считает сделки с нулевой ценой правомерными и не нарушающим антимонопольное законодательство, но на практике они встречаются редко.

Приведем пример расчета баллов по стоимостным критериям. Критерию «цена контракта» была присвоена величина значимости 0,7. Предварительный отбор прошли два участника: один из них предложил цену 6 млн. р., второй – 5,1 млн. р.

По каждому из выбранному заказчиком нестоимостному критерию участнику выставляются определенные баллы. Чем больше баллов он получит, тем больше шансов на заключение контракта.

Формула для оценки по нестоимостным критериям выглядит так: значимость показателя*100*(предложение данного участника/максимальное значение из предложенных).

Например, заказчик включил в конкурсную документацию такие критерии, как численность работников и опыт работы на рынке. Для опыта была установлена значимость в 60%, обеспеченности персоналом – 40%.

Компания с наибольшим опытом среди всех участников проработала на рынке 10 лет. Оценивается предложение участника с опытом 5 лет так: 0,6*100*(5/10)=30.

Компания получает 30 баллов по данному показателю. Тогда как самый опытный поставщик – 60 баллов: (0,6*100*1).

Если во всех заявках одинаковое значение по определенному критерию, то он не учитывается при определении победителя.

Таким образом, при проведении государственной закупки через конкурс заказчик должен определиться с применяемой им системой оценки и разработать критерии оценки предложений от участников. При этом необходимо ориентироваться не только на нормы 44-ФЗ, но и на Постановление Правительства №1085 от 2013 года.

Различают две группы критериев: стоимостные и нестоимостные. Первые включают цену товара и прочие затраты, которые предполагает закупка данного товара в ходе его эксплуатации. Нестоимостные критерии связаны с качественными характеристиками поставки и с поставщиком. Каждому критерию присваивается свой коэффициент значимости. Цена всегда имеет значимый вес при оценке заявки участника и должна присутствовать во всех оценках предложений. Все критерии оценки конкурса, используемые заказчиком, должны обязательно отображаться в конкурсной документации. При выборе поставщика-победителя заказчику нужно использовать не менее 2 критериев. Сумма значимости всех используемых критериев составляет 100%.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Илья Тарасов Опыт в сфере госзакупок Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *