Оценщик



В статье рассмотрены этапы эволюции нормативно-правового регулирования оценочной деятельность. В статье рассматриваются нормативные акты с точки зрения их эффективности в области регулирования недвижимости на разных стадиях исторического развития. Указаны существующие проблемы современного правового регулирования оценочной деятельности.

Ключевые слова: правовое регулирование, оценочная деятельность, недвижимость, оценщик

Keywords: Legal regulation, appraisal activity, real estate, appraiser

Актуальность обращения к проблемам правового регулирования оценочной деятельности обуславливается как новыми теоретико-методологическими подходами к оценочной деятельности, так и изменениями законодательства в области недвижимости в целом и оценочной деятельности, в частности. Значимость обращения к проблемам правового регулирования оценочной деятельности обуславливается также тем, что на сегодняшний день, указанный институт является не только результатом усилий законодателей последних лет, но и институтами саморегулирования. Принято множество новых норм в сфере правового регулирования оценочной деятельности. Однако при всем при этом, существует как ряд научно-теоретических, так и правоприменительных проблем. Проблема правового регулирования оценочной деятельности носит многоаспектный характер и затрагивает не только нормы об оценочной деятельности, но и конституционное, гражданское, налоговое право, законодательство о недвижимости, которое в последние годы претерпело изменения.

Недвижимое имущество, или недвижимость представляет собой один из самых ценных объектов гражданских прав. Понятие недвижимости является комплексным сложным понятием, включающим в себя публично-правовые и частноправовые, экономические аспекты.

Исторически данное понятие возникло как представление о принадлежащих определенным лицам или родам земельным участкам. Земля представляет собой основу понятия недвижимости, ее первичный и доминирующий элемент.

Расширение содержания понятия недвижимости в дальнейшем происходило в результате включения в него лесных участков, участков недр, многолетних насаждений, водных бассейнов.

На следующем этапе расширения данного понятия в него были также включены рукотворные объекты недвижимости — долговременные сооружения (здания, дома и др.). Они отличаются от земельных участков не только тем, что являются искусственно возведенными объектами. Данные объекты недвижимости имеют ограниченный срок службы, на протяжении сравнительно небольших сроков человеческой жизнедеятельности они способны утрачивать свою целостность и свою функциональную и потребительскую ценность.

Изменения представлений о недвижимости отражают развитие общественных отношений по поводу присвоения и извлечения потребительских свойств из различных видов недвижимого имущества. Таким образом, с экономической точки зрения, сущность понятия недвижимости составляют общественно-производственные отношения по поводу присвоения материальных предметов, расположенных на поверхности земли, а также являющихся ее частями. Эти экономические отношения по поводу недвижимого имущества получили закрепление в различных правовых конструкциях недвижимости.

Обращение к эволюции правового регулирования оценочной деятельности в России показывает, что точкой отсчета принято считать XIX в. когда впервые появляется прототип закона об оценочной деятельности в сфере недвижимости.

Всю историю правового регулирования оценочной деятельности можно разделить на несколько периодов:

  1. Период влияния общемировых тенденций на формирование оценочной деятельности в России XVII-XIX вв.
  2. Регулирование оценочной деятельности в период российской империи (с XIX в. по 1917 г.).
  3. Советский период правового регулирования оценочной деятельности (с 1917 по 1993 гг.).
  4. Постсоветский период как первое десятилетие с 1993 по 2003 г.
  5. Период демократического развития с 2003 по современное время (2017 г.)

Период влияния общемировых тенденций на формирование оценочной деятельности в России XVII-XIX вв. В XVIIв. в странах Западной Европы начинает формироваться институт оценочной деятельности недвижимости. А поскольку в XVII в. в Россию проникали идеи просветительства, вмести с ними проникали и идеи совершенствования законодательства по образу западноевропейских стран. Сложившийся институт оценки недвижимости в XVIIв. показал свою эффективность и необходимость на тот период времени.

Предпосылкой формирования института оценочной деятельности явилась и реформа 1861 г., касающаяся прав на землю . При этом, земельное право тесно было связано с налоговым. Размер налогообложения так называемых «недвижимых имуществ» определялся их доходностью и ценностью. В 70–80-е годы XIX века происходит постепенный процесс институционализации оценки земли.

В 1864 году выходит «Положение о земских учреждениях» с которого принято говорить об институте оценочной деятельности в России.

Для оценки иной недвижимости зданий, строений использовался метод рассылки собственникам специально разработанных вопросников. После получения заполненного собственником собственноручно вопросника, статистические органы рассчитывали стоимость соответствующего объекта с использованием принятой в данной губернии методики . Надо заметить, что налоги на имущество были земскими (местными), поэтому упомянутые методики в различных губерниях отличались и порой весьма значительно.

Регулирование оценочной деятельности в период российской империи (с XIX в. по 1917 г.) происходило на основе разработки и апробации различных методов и способов оценки недвижимости для целей налогообложения.

Октябрьская революция 1917 г. ознаменовала начало нового этапа в развитии правовой системы России. Новое становление права в первые годы советской власти существенным образом было связано с процессами полной трансформации органов государственного управления, принятием новых нормативных актов в сфере недвижимости . Правовое регулирование этого периода времени кардинально меняло подход к недвижимости. Земля была национализирована, недвижимость перестала быть объектом налогообложения. В период с 1917 по 1991 г. институт оценки недвижимости не развивался, в нем не было потребности.

И только в 1991 г. институт начинается постепенно возрождаться, что было связано с рыночными механизмами развития. А с принятием Конституции РФ в 1993 г. изменились многие основы управления и правового регулирования. Появляется понятие частной собственности, происходит изменение основных законов в области гражданско-правового, налогового, земельного права.

Главными экономическими рычагами механизма регулирования рынка недвижимости, земельных отношений считаются налог на недвижимость — земельный налог, плата за землю и цена земли . С переходом России к рыночным отношениям, совершенствованием платности землепользования и налогообложения земель, развитием рынка аренды и др. возникла объективная необходимость стоимостной оценки объектов недвижимости .

В начале 90-х годов ХХ в., появляется необходимость в независимой оценке недвижимого имущества. Отсюда начинает формироваться новое профессиональное направление — оценка собственности. В 1993 создаётся Общество Оценщиков, которое в 1995 году насчитывает уже 48 региональных отделений .

В 1998 г. принимается Федеральный закон РФ от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» который систематизировал нормы об оценке недвижимости.

В 2001 г. вводится лицензирование оценочной деятельности, которое обеспечивало регулирование юридических лиц. Несмотря на то, что в период государственного лицензирования у оценщиков не было прямой необходимости поддерживать членство в профессиональной организации, РОО на этом этапе не только сохранило свою членскую базу, но и привлекало в свои ряды новых специалистов.

В 2007 году для профессиональных сообществ землеустроителей и инвентаризаторов ФЗ № 221 и от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» было введено два новых понятия, ранее не фигурировавших в истории российского учета недвижимого имущества: «кадастровые инженеры» и «саморегулирующие организации в сфере кадастровой деятельности». Первое понятие означает слияние двух специальностей — землеустроителя и инвентаризатора, однако в настоящее время эти специальности не подлежат лицензированию.

Федеральным законом от 22 июля 2010 г. № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» закреплен порядок кадастровой оценки. Она должна проводиться по решению регионального или местного органа власти не реже одного раза в пять лет. Перечень объектов недвижимости формирует орган кадастрового учета. Информацию о кадастровой оценке публикуют и заносят в государственный кадастр недвижимости.

В соответствии со ст. 24.22 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» сведения, использованные при проведении государственной кадастровой оценки и сформированные в результате ее проведения, составляют фонд данных государственной кадастровой оценки. Порядок ведения фонда данных государственной кадастровой оценки и предоставления сведений из этого фонда устанавливается уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками в соответствии с требованиями выше указанных Федеральных законов, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости.

Под кадастровой стоимостью объекта недвижимости понимается стоимость, установленная вследствие проведения государственной кадастровой оценки или рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» .

В 2016 году Государственной Думой был принят Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» . Данный ФЗ призван регулировать отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации.

Деятельность субъектов оценочной деятельности играет все более заметную роль в сфере национальной экономики и в общественно‑политической жизни страны. В основе правового регулирования статуса субъектов оценочной деятельности находится практически апробированная нормативно‑правовая база, основой которой является Закон «Об оценочной деятельности». Согласно ст. 4 указанного закона «субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность» .

Правосубъектность оценщика является одним из основных элементов его правового статуса и представляет собой способность иметь и приобретать права и обязанности с целью осуществления оценочной деятельности. Элементами правосубъектности являются правоспособность, дееспособность и деликтоспособность.

«Правоспособность оценщика — это признаваемая государством и закрепленная в законе юридическая возможность физического лица обладать субъективными правами и обязанностями, необходимыми для осуществления оценочной деятельности» . То есть, правоспособность физического лица и оценщика по объему совпадают, поскольку как физическое лицо, так и оценщик обладают абстрактной возможностью иметь гражданские права и нести обязанности по осуществлению оценочной деятельности. Однако, для реализации своего права необходимо обладать еще одним элементом правосубъектности — дееспособностью.

Момент возникновения правосубъектности оценщика определяется моментом приобретения им статуса субъекта оценочной деятельности в полном смысле этого статуса, предусмотренного ст. 4 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», то есть внесения сведений об оценщике в реестр членов СРО оценщиков, что является правоустанавливающим фактом.

С получением статуса оценщика содержание его правосубъектности изменяется за счет специальных элементов правосубъектности, обусловленных родом его деятельности. Это выражается как в дополнительной возможности фактически осуществлять оценочную деятельность, которой лишено лицо, не обладающее таким статусом, так и в предъявленных к физическим лицам, намеренным осуществлять оценочную деятельность и оценщикам специальных требований для возникновения и реализации правосубъектности оценщика.

Для определения стоимости объекта оценки оценщик обязательно использует исходную информацию двух видов: о самом объекте и о рыночной среде, в которой он находится. Ответственность за предоставление достоверной информации об объекте оценке, как правило, несет заказчик, который обычно является правообладателем оцениваемого имущества и располагает всей необходимой документацией, а также сведениями о нем.

Одним из проблем правового регулирования оценочной деятельности на современном этапе стоит назвать следующие.

Стоит отметить, что цена может меняться не только на основе динамики рыночной конъюнктуры, но также и на основе развития региона. В этом смысле используют сравнительный метод оценки. Там, где сделки заключаются не в больших количествах и процент продажи недвижимости не особо велик, оценщику затруднительно определить аналог проданной недвижимости. Работа оценщиком осуществляется исходя не из цены (конечный результат сделки), а из стоимости (возможная цена купли продажи) .

Кроме того, становится довольно сложно методически обеспечить точной исходной информацией саморегулируемые организации (СРО) и государственные органы. Точная и объективная информация о недвижимых объектах позволяет наиболее правильно дать им оценку, и предотвратить дальнейшие проблемы. Такая информация требуется для каждого субъекта отношений возникающих в ходе реализации объектов недвижимости, не говоря уже и об организации системы налогообложения. Приходится констатировать тот факт, что искажение оценочной информации оценщиками, осуществляется намерено. Как правило, чаще всего, это происходит, когда требуется оценка недвижимости крупных объектов, так как объем непосредственно влияет на сумму начисления налогов субъектам.

Таким образом, ряд моментов еще нуждается в совершенствовании института оценки недвижимости.

Литература:

  1. Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 05.07.2016) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» // СЗ РФ 1998. № 31, ст. 3813
  2. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» // СЗ РФ 2016. № 27 (Часть I), ст. 4170.
  3. Гоибовский С. В., ЛейферЛ.А, Нейман Е. И. О концепции оценки недвижимости для целей налогообложения: состояние и перспективы // Имущественные отношения в Российской Федерации. — 2010. — № 5 — С. 105
  4. Лиманская А. П. Основные этапы развития института оценки объектов недвижимости для целей налогообложения в России // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2012.№ 7 (26). С. 60–65.
  5. Мищенко Д. Купля-продажа недвижимости: плюсы и минусы // Молодые ученые. 2015. № 6. С. 25–27.
  6. Носов С. И., Антонов В. П., Лойко П. Ф., Воронков П. Т. Оценка природных ресурсов (учебное пособие). — М.: Институт оценки природных ресурсов, 2012.
  7. О Российском обществе оценщиков // : http://sroroo.ru/about/
  8. Петрова Е. С. Феномен оценочной деятельности: генезис правового регулирования // Человеческий капитал. 2016. № 7 (91). С. 38–41.
  9. Салихова Д. Ч. К вопросу о возникновении и прекращении правосубъектности оценщика //В сборнике: Профессионал года 2016 сборник статей Международного научно-практического конкурса. Пенза, 2016.
  10. Соколова А. Недвижимость / Подходы к определению понятия недвижимости // : realty.web-3.ru/definitions/realty: http://realty.web-3.ru/definitions/realty/
  11. Статистические методы массовой и индивидуальной оценки недвижимости и земельных участков. III Поволжская научно-практическая конференция оценщиков 11 марта 2010 года, Нижний Новгород // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2010. № 4. С. 104–108.
  12. Экономика недвижимости: Учебное пособие / НовГУ им. Ярослава Мудрого. : http://finance-credit.biz/voprosyi-ekonomicheskie-obschiie/ekonomika-nedvijimosti-uchebnoe-posobie.html
  13. Декрет «О социализации земли» 1918 года всенародной собственности на землю, трудового характера землепользования, равного права на пользование землей» // СПС Консультант плюс 2017; Положение «О социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию» 1919 г. // СПС Консультант плюс 2017
  14. Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ (ред. от 07.06.2013) «О саморегулируемых организациях» // СЗ РФ — 2007. — № 49, ст. 6076.
  15. СЗ РФ 1998. № 31, ст. 3813

Должностная инструкция для оценщика (эксперта по оценке имущества) разрабатывается в том случае, если юридическое лицо осуществляет оценочную деятельность. Это может быть организация, основной специализацией которой является оценочная деятельность, или же организация, которая оказывает услуги по оценке имущества в совокупности с другими услугами (например, юридические конторы, агентства недвижимости, пр.).

В организациях первого типа оценщик может подчиняться непосредственно руководителю организации (в небольшой организации) или руководителю структурного подразделения (в организации, структурированной на подразделения, выполняющие функции по оценке различных объектов).

В организациях второго типа оценщик может подчиняться: руководителю организации (в небольшой организации, в штате которой несколько специалистов, отвечающих за разные направления деятельности) или руководителю структурного подразделения (в крупных организациях, структурированных на подразделения, одним из которых является подразделение оценки).

1 января 1999 года Госстандарт России утвердил ГОСТ Р 51195.0.02-98 «Единая система оценки имущества. Термины и определения». В нем даются определения основным понятиям оценочной деятельности. Кадровым работникам, разрабатывающим должностные инструкции оценщику, желательно ознакомиться с положениями этого ГОСТа, хотя бы для того, чтобы не возникало вопросов по отдельным терминам. Так, в должностной

инструкции можно ограничиться указанием основной обязанности оценщика — оценка имущества, под которой понимается определение стоимости имущества в соответствии с поставленной целью, процедурой оценки и требованиями этики оценщика. А можно подробно указать основные цели оценки — отражение в отчетности, купля-продажа, мена; проведение конкурсов, аукционов, торгов; аренда, права аренды, лизинг; залог; раздел, наследование, дарение; страхование; исчисление налога, пошлин, сборов; приватизация; конфискация; национализация; ликвидация; разрешение имущественных споров; передача прав собственности; внесение имущества в уставный капитал; определение доли имущественных прав; передача в доверительное управление; инвестиционное проектирование; коммерческая концессия; возмещение ущерба; хранение; составление брачного контракта.

Если организация приглашает оценщика на условиях гражданско-правового договора, то документом, определяющим права и обязанности оценщика, является сам договор. Должностная инструкция разрабатывается только для работников, с которыми заключен трудовой договор. Это означает, что при разработке инструкции необходимо дополнить квалификационную характеристику оценщика (эксперта по оценке имущества), которая содержит обязанности и права по отношению к заказчикам оценки, обязанностями и правами специалиста по отношению к организации-работодателю.

В должностной инструкции желательно определить полномочия оценщика (эксперта по оценке имущества) по заключению договоров с клиентами от имени организации.

ИНСТРУКЦИЯ ОЦЕНЩИКА (ЭКСПЕРТА ПО ОЦЕНКЕ ИМУЩЕСТВА)

I. Общие положения

1. Оценщик (эксперт по оценке имущества) относится к категории специалистов.

2. На должность оценщика (эксперта по оценке имущества) назначается лицо, имеющее высшее профессиональное, дополнительное <1> образование и стаж работы по профилю не менее 1 года.

<1> К дополнительному образованию можно отнести второе высшее или среднее профессиональное образование, различные курсы, стажировки и т.п.

3. Оценщик (эксперт по оценке имущества) должен знать:

3.1. Конституцию Российской Федерации, законы Российской Федерации, постановления и решения Правительства Российской Федерации по вопросам оценочной деятельности.

3.2. Постановления, распоряжения, приказы, другие нормативные правовые акты по вопросам, входящим в сферу профессиональных интересов оценщиков объектов гражданских прав.

3.3. Стандарты, методические и инструктивные документы, нормы и нормативы материальных и финансовых затрат.

3.4. Цены, изменение и соотношение цен.

3.5. Ставки арендной платы, налогов, лизинговых платежей и другую информацию, необходимую для выполнения оценочной деятельности.

3.6. Методические приемы определения величины стоимости объектов гражданских прав, в т.ч. таких основных методов оценки, как затратный, доходный анализ сравнительных продаж.

3.7. Основы организации и технологии строительства, производства промышленной, сельскохозяйственной и другой продукции, услуг.

3.8. Приемы анализа хозяйственной деятельности, финансовых показателей предприятий.

3.9. Законодательство и нормативные документы по налогообложению.

3.10. Систему бухгалтерского учета, методы и порядок составления отчетности.

3.11. Средства вычислительной техники, телекоммуникаций и связи.

3.12. Основы трудового законодательства.

3.13. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

4. Назначение на должность оценщика (эксперта по оценке имущества) и освобождение от должности производится приказом руководителя организации.

5. Оценщик (эксперт по оценке имущества) подчиняется непосредственно

II. Должностные обязанности

Оценщик (эксперт по оценке имущества):

1. Устанавливает деловые контакты и проводит переговоры с заказчиками с целью проведения работ по оценке объектов гражданских прав.

2. Заключает и оформляет договор по установленной форме.

3. Предоставляет заказчику в момент заключения договора копию страхового полиса, подтверждающего страхование гражданской ответственности оценщика (организации).

4. Предоставляет по требованию заказчика документ об образовании, подтверждающий получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности.

5. Проводит оценочную деятельность по установлению рыночной или иной стоимости (первоначальной, остаточной, инвестиционной, ликвидной, восстановительной, страховой, залоговой и другой) объектов гражданских прав:

(недвижимого и движимого имущества, в том числе имущественных прав; работ и услуг;

информации; результатов интеллектуальной деятельности и прав на них; нематериальных благ)

6. Использует все известные методы оценки имущественных комплексов.

7. Консультирует заказчика по вопросам действующего законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и других (применяемых при оценке объектов гражданских прав) нормативных и правовых документов.

8. Готовит мотивированное сообщение о невозможности участия в проведении оценки объекта вследствие возникновения обстоятельств, препятствующих проведению объективной оценки, и представляет его на согласование непосредственному руководителю для принятия окончательного решения и передачи заказчику.

9. Составляет в письменной форме отчет о выполненной работе, в котором указывает:

— дату составления и порядковый номер отчета;

— основание для проведения оценщиком оценки объекта;

— юридический адрес организации и сведения о выданной ей лицензии на осуществление оценочной деятельности по данному виду имущества;

— точное описание объекта оценки, а в отношении объекта оценки, принадлежащего юридическому лицу, — реквизиты юридического лица и балансовую стоимость данного объекта оценки;

— стандарты оценки для определения соответствующего вида стоимости объекта, обоснование их использования при проведении оценки данного объекта, перечень использованных при проведении оценки объекта данных с указанием источников их получения, а также принятые при проведении оценки объекта допущения;

— последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговую величину, а также ограничения и пределы применения полученного результата;

— дату определения стоимости объекта оценки;

— перечень документов, используемых при оценке и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки.

10. Собственноручно подписывает отчет о выполненной работе, заверяет своей печатью и передает заказчику.

11. Отражает в отчете исходные данные и содержание использованных методов для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта.

12. Обеспечивает сохранность:

— составленного им отчета об оценке в течение трех лет;

— документов, получаемых от заказчиков и третьих лиц в ходе проведения оценки.

13. Соблюдает конфиденциальность информации, полученной от заказчиков в ходе проведения оценки.

14. Предоставляет по требованию правоохранительных, судебных, иных уполномоченных государственных органов либо органов местного самоуправления информацию из своего отчета об оценке.

15. Собирает и систематизирует данные для создания информационной базы для оценочной деятельности.

16. Представляет непосредственному руководителю отчетность по установленной форме.

III. Права

Оценщик (эксперт по оценке имущества) имеет право:

1. Самостоятельно определять и применять методы проведения оценки объекта в соответствии со стандартами оценки.

2. Требовать от заказчиков при проведении обязательной оценки объекта обеспечения доступа в полном объеме к документации, необходимой для осуществления этой оценки.

3. Получать от заказчиков разъяснения и дополнительные сведения, необходимые для осуществления данной оценки.

4. Запрашивать в письменной или устной форме у третьих лиц информацию, необходимую для проведения оценки, за исключением информации, являющейся государственной или коммерческой тайной.

5. Привлекать по мере необходимости и с согласия руководителя организации и заказчиков к участию в проведении оценки на договорной основе иных оценщиков либо специалистов.

6. Знакомиться с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.

7. Участвовать в обсуждении вопросов относительно исполняемых им обязанностей.

8. Требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении им его должностных обязанностей и реализации предоставленных прав.

IV. Ответственность

Оценщик (эксперт по оценке имущества) несет ответственность:

1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, установленных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

2. За правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, — в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

3. За причинение материального ущерба организации — в пределах, установленных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Эксперты считают, что профессия оценщика входит в десятку наиболее престижных и высокооплачиваемых специальностей, причем перспективной и прибыльной она останется еще как минимум ближайшие 15 лет. Что же делает оценщик? Этот специалист определяет реальную стоимость всех видов имущества: движимого, недвижимого, долей бизнеса и пакетов акций, земельных участков, нематериальных активов и имущественных прав.

Соответственно, в профессии есть отдельные отрасли: существуют оценщики недвижимости, квартир, автомобилей, земли, бизнеса, имущества в целом.

Места работы

Профессиональный оценщик обязательно потребуется при совершении сделок купли-продажи, выделении долей бизнеса, оформлении прав собственности, в том числе и интеллектуальной, при работе с ценными бумагами, при определении ущерба и размера его компенсации и пр.

Специальность оценщика — это возможность работать как самостоятельно, «в свободном полете», так и в рамках оценочной фирмы.

История профессии

Уже 5000 лет назад функции оценщика выполняли писари и казначеи при любых правителях Древнего Рима, Ближнего Востока и Северной Африки. Именно на них лежала обязанность составлять списки захваченного армией имущества и указывать его примерную стоимость, оценивать материальный урон, нанесенный вражескими армиями, а также определять количество разнообразного имущества, необходимого на уплату налогов и дани.

В современном мире квалификационные требования и определение того, чем занимается оценщик, были сформированы только в 1996 году. В России профессию официально признали с 1997 года.

Обязанности оценщика

Основные должностные обязанности оценщика выглядят следующим образом:

  • Сбор информации для оценки имущества;
  • Самостоятельная оценка имущества ;
  • Взаимодействие с клиентом, консультативная поддержка клиента;
  • Подготовка отчетов по результатам оценки.

Как правило, обязанности зависят от специфики работы оценщика — его рабочие функции будут отличаться в зависимости от того, работает он в сфере недвижимости, земельных участков, страховой сфере или же оценивает автомобили, компании, оборудование или ювелирные изделия.

Требования к оценщику

Чаще всего работодатели предъявляют следующие требования к оценщику:

  • Наличие высшего профильного образования либо диплома о переподготовке;
  • Опыт работы в оценочной сфере;
  • Знание ПК;
  • Членство в СРО оценщиков (наличие свидетельства), страховка;
  • Опыт самостоятельного составления отчетов и их согласования с аудиторами и банками.

Также у многих работодателей есть дополнительные требования, которые в основном звучат так:

  • Наличие водительских прав категории В;
  • Прохождение профильных тренингов, семинаров, курсов;
  • Возможность ездить в командировки;
  • Наличие специальных знаний в зависимости от рода деятельности (к примеру, оценщику автомобилей желательно знать устройство авто и программы, оценивающие стоимость кузовного ремонта).

Образец резюме оценщика

Образец резюме

Как стать оценщиком

Очень и очень немногие вузы готовят оценщиков, поэтому обычно приходится идти другим путем: получить высшее экономическое или юридическое образование, затем пройти профильную переподготовку (курсы оценщиков) и вступить в СРО. Перед тем, как стать оценщиком, придется 1-2 года набираться опыта в качестве помощника. Однако не стоит думать, что на этом обучение закончилось — чтобы оценщик мог работать эффективно и точно, ему необходимо постоянно повышать свою квалификацию.

Риски профессии

Основной риск профессии оценщика — неправильная или неточная оценка товара или имущества. Опасность ошибиться есть всегда, а такие ошибки не только сказываются на репутации специалиста, но и приводят к материальной ответственности за неправильную оценку.

Зарплата оценщика

Заработная плата оценщика зависит от специфики его деятельности и от региона проживания — суммы здесь колеблются от 20 до 130 тыс. рублей. Средняя зарплата оценщика составляет 45 тыс. рублей. Отдельно стоит упомянуть, что зарплата оценщика недвижимости, одного из самых востребованных специалистов отрасли, составляет 40-50 тыс. рублей в месяц.

Где пройти обучение

Помимо высшего образования на рынке есть ряд краткосрочного обучения длительностью, как правило, от недели до года.

Межрегиональная Академия строительного и промышленного комплекса и ее курсы направления «Оценочная деятельность».

Оценка (оценочная деятельность)- беспристрастное мнение о стоимости, основанное на подробном изучении оцениваемого объекта, или это деятельность, направленная на установление в отношении объекта оценки рыночной или иной стоимости (ст. 3 Закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Оценщик — человек, который обладает специальными знаниями и образованием для проведения оценки определенного объекта собственности.

В потребительском секторе народного хозяйства профессия оценщика известна давно (оценщик в ломбарде, в комиссионном магазине, отчасти товаровед).

Существует мнение, что в производственном секторе экономики, то есть, как оценка активов предприятий, этот вид профессиональной деятельности в России зародился относительно недавно — в 1992-1993 г.г. В это время появились первые оценочные фирмы, тогда же было создано Российское общество оценщиков (РОО). РОО — профессиональная общественная организация, объединяющая специалистов в области оценки из всех регионов России.

Процедура оценки предшествует принятию любого решения, связанного с недвижимостью. Оценка представляет обоснованное мнение независимой стороны о рыночной стоимости недвижимости.

Существует несколько характерных случаев, когда необходимо обращение к услугам оценщика:

  • — оценка по заказу продавца перед выставлением недвижимости на продажу;
  • — оценка по заказу потенциального покупателя перед заключением сделки;
  • — оценка перед реконструкцией недвижимости на предмет прироста дохода от эксплуатации и ее рыночной стоимости в зависимости от затрат на преобразование объекта;
  • — оценка инвестиционного проекта;
  • — оценка при получении кредита под залог недвижимости, при внесении недвижимости в качестве доли в уставный капитал нового предприятия;
  • -оценка для определения стартовой цены объекта недвижимости на конкурсах, аукционах и др.

Оценщик имеет право:

  • · применять самостоятельно методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки;
  • · требовать от заказчика при проведении обязательной оценки объекта обеспечения доступа в полном объеме к документации, необходимой для осуществления этой оценки;
  • · получать разъяснения и дополнительные сведения, необходимые для осуществления данной оценки;
  • · запрашивать в письменной или устной форме у третьих лиц информацию, необходимую для проведения оценки объекта оценки, за исключением информации, являющейся государственной или коммерческой тайной; в случае, если отказ в предоставлении указанной информации существенным образом влияет на достоверность оценки объекта оценки, оценщик указывает это в отчете;
  • · привлекать по мере необходимости на договорной основе к участию в проведении оценки объекта оценки иных оценщиков либо других специалистов;
  • · отказаться от проведения оценки объекта оценки в случаях, если заказчик нарушил условия договора, не обеспечил предоставление необходимой информации об объекте оценки, либо не обеспечил соответствующие договору условия работы.

Оценщик обязан:

  • · соблюдать при осуществлении оценочной деятельности требования настоящего Федерального закона, а также принятых на его основе нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;
  • · сообщать заказчику о невозможности своего участия в проведении оценки объекта оценки вследствие возникновения обстоятельств, препятствующих проведению объективной оценки объекта оценки;
  • · обеспечивать сохранность документов, получаемых от заказчика и третьих лиц в ходе проведения оценки объекта оценки;
  • · предоставлять заказчику информацию о требованиях законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, об уставе и о кодексе этики соответствующей саморегулируемой организации (профессионального общественного объединения оценщиков или некоммерческой организации оценщиков), на членство в которой ссылается оценщик в своем отчете;
  • · предоставлять по требованию заказчика документ об образовании, подтверждающий получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности;
  • · не разглашать конфиденциальную информацию, полученную от заказчика в ходе проведения оценки объекта оценки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  • · хранить копии составленных отчетов в течение трех лет;
  • · в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предоставлять копии хранящихся отчетов или информацию из них правоохранительным, судебным, иным уполномоченным государственным органам либо органам местного самоуправления по их законному требованию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *