Ответственность за достоверность показателей отчетности несет

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К УЧЕТУ И ОТЧЕТНОСТИ

А.И. Голов,
юрист

9 июня 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 29.05.2019 № 113-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – Закон № 113-ФЗ). Изменения касаются административной ответственности должностных лиц за правонарушения в области бюджетного и бухгалтерского учета и отчетности.

Разграничение составов правонарушений по субъектам

Термин «организации государственного сектора» заменен термином «организации бюджетной сферы» (Федеральный закон от 27.07.2019 № 247-ФЗ).

Одним из основных новшеств Закона № 113-ФЗ стало разграничение составов правонарушений по субъектам. Теперь для должностных лиц всех организаций бюджетной сферы, ведущих как бюджетный, так и бухгалтерский учет, предусмотрены одинаковые нормы КоАП РФ.
Для того чтобы ясно понимать суть произошедших изменений, обратимся, как ни странно, не к началу ст. 15.15.6 КоАП РФ, изложенной теперь полностью в новой редакции, а к примечанию № 1 этой статьи. Здесь указано, на должностных лиц каких организаций возлагается ответственность, предусмотренная данной статьей. Это организации бюджетной сферы (ранее – государственного сектора), поименованные в п. 9 ст. 3 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ), а именно:

государственные (муниципальные) учреждения (заметим сразу, что данные учреждения ведут как бюджетный (казённые учреждения), так и бухгалтерский учет (бюджетные и автономные учреждения);
государственные органы;
органы местного самоуправления;
органы местной администрации;
органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и территориальными государственными внебюджетными фондами.

Также ответственность, предусмотренная ст. 15.15.6 КоАП РФ, возлагается на должностных лиц иных организаций, осуществляющих в соответствии с бюджетным законодательством РФ бюджетные полномочия по ведению бюджетного учета и (или) составлению бюджетной отчетности. Такими организациями являются, например, государственные корпорации в части исполнения ими полномочий (функций) ГРБС, ПБС, главного администратора и администратора доходов бюджета.
Напомним, что до 9 июня 2019 года статья 15.15.6 КоАП РФ предусматривала административную ответственность только за нарушение порядка представления бюджетной отчетности. Что же касается ответственности должностных лиц за нарушение требований к бухгалтерской отчетности, представляемой, например, бюджетными и автономными учреждениями, то к ним применялся общий порядок, установленный статьей 15.11 «Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности» КоАП РФ. Теперь в эту норму внесены дополнения об исключении случаев, предусмотренных ст. 15.15.6 КоАП РФ.
Таким образом, ответственность должностных лиц всех организаций бюджетной сферы, причем не только за нарушение порядка представления бюджетной отчетности, как было предусмотрено ранее, но и за нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению, представлению бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности, установлена теперь в статье 15.15.6 КоАП РФ.
Ответственность должностных лиц всех других организаций за нарушение требований к бухучету установлена в статье 15.11 КоАП РФ.

По НК РФ cроки давности привлечения к ответственности за налоговое правонарушение 3 года, ну да, там есть сроки составления акта по 101.4 НК РФ, но эти сроки формальные и не пресекательные главное налоговикам уложиться в сроки давности при рассмотрении материалов проверки (или 101.4).
Другой вопрос КоАП РФ (протокол и рассмотрение),
Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности
1. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, — по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации об экспортном контроле, о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, о геодезии и картографии, о наименованиях географических объектов, патентного, антимонопольного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, о безопасности дорожного движения (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 12.8, 12.24, 12.26, частью 3 статьи 12.27, частью 2 статьи 12.30 настоящего Кодекса), об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, законодательства Российской Федерации в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, о потребительском кредите (займе), о кредитных историях, о государственном регулировании цен (тарифов), о естественных монополиях, об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, о рекламе, об электроэнергетике, о теплоснабжении, в сфере водоснабжения и водоотведения, о газоснабжении, о лотереях, законодательства о физической культуре и спорте (в части, касающейся нарушения требований к положениям (регламентам) об официальных спортивных соревнованиях), о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр (в части, касающейся нарушения требований к организаторам азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах при заключении пари на официальные спортивные соревнования и проведении иных азартных игр), о выборах и референдумах, об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, об организации и о проведении азартных игр, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг, страхового законодательства, законодательства о клиринговой деятельности, об организованных торгах, об инвестиционных фондах, о негосударственных пенсионных фондах, законодательства Российской Федерации о кредитной кооперации, о сельскохозяйственной кооперации, о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях, о ломбардах, законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, законодательства Российской Федерации о национальной платежной системе, а также за нарушение трудового законодательства, иммиграционных правил, правил пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников), процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.4 настоящего Кодекса), порядка деятельности некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, законодательства в сфере государственного оборонного заказа (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.1, частями 1, 2 и 2.1 статьи 14.55, статьями 14.55.1, 14.55.2, 15.37, 15.40, 19.4.2, частью 7.1 статьи 19.5, частью 2 статьи 19.7.2 настоящего Кодекса), о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.29 — 7.32, частью 7 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса), законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.3, частью 7.2 статьи 19.5, статьей 19.7.2-1 настоящего Кодекса), об организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, об основах государственного регулирования торговой деятельности, в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о пожарной безопасности, о промышленной безопасности, о безопасности гидротехнических сооружений, о градостроительной деятельности, о техническом регулировании, о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, о применении контрольно-кассовой техники, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, об исполнительном производстве, об иностранных инвестициях на территории Российской Федерации, о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также за административные правонарушения против порядка управления (в части непредставления или несвоевременного представления в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган по их требованию сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, либо представления в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, а также в части непредоставления или неполного предоставления демонстратором фильма, осуществляющим платный показ фильма в кинозале, информации в единую федеральную автоматизированную информационную систему сведений о показах фильмов в кинозалах либо предоставления заведомо недостоверной информации) по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения, за нарушение таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее — Таможенный союз) и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном деле, за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также за административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.35.1, 6.1.1 настоящего Кодекса, за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете по истечении двух лет со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации о политических партиях (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 5.64 — 5.68 настоящего Кодекса), о несостоятельности (банкротстве) по истечении трех лет со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии терроризму (в части административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27.1 настоящего Кодекса) и законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции — по истечении шести лет со дня совершения административного правонарушения.
Т.е. тут все зависит от компетентности налоговиков и суде (мировые судьи везде все по разному рассматривают, даже из 15 и 19 главы), кто из 4.5 срок давности берет, а кто-то из нее же но, считает, как материалы переданные в судебные органы — т.е. 3 месяца с момента совершения. Т.е. получаете протокол и смотрите дальше как действовать.
В какой-то ветке уже писала, но еще раз
Статья 2.1. Административное правонарушение
1. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
2. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
3. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Представим, ну вот закончено проведение СОУТ, мероприятия улучшающие условия труда выполнены, кажется, можно жить и радоваться ☺

Но это еще не все!

Потому что дальше нас ждет производственный контроль, поэтому сейчас расскажу, что нужно делать, чтобы не оказаться в неловкой ситуации и не оплачивать штрафы.

А в конце заметки обсудим: у кого какие возникли вопросы, кто с какими ситуациями сталкивался, и любую другую информацию, которая вам интересна, приглашаю в комментарии. Обмен опытом, дискуссия и раскрытие истины это всегда хорошо!

Производственный контроль на предприятии

Итак, дальше необходимо выполнить производственный контроль за соблюдением санитарных правил, который подразумевает под собой лабораторные исследования и испытания.

Но начну с пояснения для начинающих в охране труда, что такое производственный контроль, чтобы далее по материалу не было расхождений в интерпретировании данного мероприятия.

Производственный контроль – это наблюдение за тем, как соблюдаются санитарные и гигиенические правила и нормы на рабочих местах предприятия.

Казалось бы, какой смысл? Только ведь недавно была проведена специальная оценка условий труда?!

Вот тут-то и возникает путаница, а может быть и просто по незнанию, специалисты по охране труда не понимают разницы и думают, что, проведя спецоценку, можно закрыть все вопросы.

Ан нет, производственный контроль на предприятии должен быть обязательно.

Нормативные документы

В принципе, специальная оценка условий труда рабочих мест и производственный контроль на предприятии включают в себя лабораторные исследования и испытания, и повторяют друг друга. Но контроль осуществляют разные ведомства!

СОУТ курирует Минтруд, а соблюдение требований охраны труда в плане производственного контроля – Роспотребнадзор.

В рамках исполнения ст. 32 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» работодатель обязан осуществлять производственный контроль, а выстраивать план производственного контроля должен по СанПиН 1058.

Цель производственного контроля – это создание безопасной рабочей среды для работников, путем выполнения санитарных правил: исследований и испытаний.

На основании замеров и выясняют, а соответствуют ли показатели нормам СанПин или нет, какие и как часто должны проводиться лабораторные исследования в рамках производственного контроля приведены в таблице.

Хочу обратить ваше внимание на исследования воды, потому как многие забывают, что должна быть разработана и рабочая программа производственного контроля качества питьевой воды.

Обычно берут за основу только вредные и опасные производственные факторы, указанные в специальной оценке условий труда, но это ошибка.

Если рассуждать логично, производственный контроль – это не только измерения, но и наблюдение затем насколько качественной питьевой водой обеспечены сотрудники!

Не забывайте об этом и соблюдайте периодичность, иначе придется платить штрафы, когда к вам в гости придет Роспотребнадзор – они то про этот момент помнят, потому как такая невнимательность самая распространенная ошибка ☺

Знаю не понаслышке, сама попалась в начале карьеры специалиста по охране труда, но инспектор был благосклонен и отделалась лишь предупреждением.

Ответственность за своевременность организации производственного контроля

Отсутствие производственного контроля на предприятии часто приводит к штрафным санкциям, даже если вы добросовестно провели СОУТ.

Потому что работодатель несет ответственность за своевременность организации производственного контроля, поэтому, если не выполнен контроль рабочих мест, вам будет направлен штраф по ст.6.3 КоАП РФ :

  • от 500 до 1000 рублей для должностных лиц;
  • от 500 до 1000 рублей или же приостановление деятельности до 90 суток для ИП;
  • от 10000 до 20000 рублей на ЮЛ или приостановление деятельности на срок до 90 суток для юридических лиц.

Штраф вроде и невелик, но обратите внимание на приостановку деятельности! Не хочется, правда?

У моих коллег случались такие казусы, что штраф «прилетал” даже если производственный контроль проведен! Но… не на всех рабочих местах.

Про офисников часто забывают, а ведь и у них безопасные условия труда должны быть соблюдены (электромагнитные поля, освещенность и микроклимат).

План производственного контроля

Для того чтобы спать с чувством выполненного долга, вам необходимо выполнить следующее:

  1. Произвести анализ СОУТ.
  2. Разработать программу производственного контроля и утвердить работодателем.
  3. Провести лабораторные и инструментальные исследования.
  4. Вести формы учета и отчетности.

Приказ о назначении ответственного за производственный контроль

Чтобы не возникал вопрос «кто осуществляет производственный контроль на предприятии”, расставим все точки над Ё. Организует все мероприятия на предприятии специалист по охране труда, если же есть эколог и медицинский работник, то они также должны быть задействованы. Это и их тема!

Для этого и готовится приказ о назначении ответственного за осуществление производственного контроля.

Программа производственного контроля

Программа производственного контроля – это основной документ, без него никуда. Вся работа по надзору за поддержанием безопасных условий труда строится вокруг нее.

И у каждого предприятия она индивидуальна и разрабатывается «под себя”, программа производственного контроля должна составляться без ограничения срока действия и должна корректироваться и меняться только, если произошли какие-то изменения в технологии производства или штатку снова кадры «потрясли” ☺

Отразите в ППК следующие моменты:

  • перечислите места, объекты, зоны производственного контроля;
  • укажите контрольные точки, где нужно будет сделать замеры;
  • какие именно методы контроля необходимо применять;
  • перечислите факторы исследования (биологические, физические, химические);
  • как часто необходимо отбирать пробы в течение года;
  • раз речь идет о безопасности, нужно указать информацию о прохождении медосмотров работниками;
  • добавить мероприятия, которых необходимо проводить, что соблюдать требования СанПиН.

Разрешается использовать типовой образец программы производственного контроля, потому как составляется в произвольной форме.

Но так как в ней должно содержаться достаточно много индивидуальной информации (загляните в раздел 3 СанПиН 1058), то лучше подойти к ней со всей серьезностью и сваять свою единственную и неповторимую ☺

Нелишним будет отметить, что программа производственного контроля утверждается руководителем предприятия, а вот согласование программы производственного контроля с Роспотребнадзором не требуется (п. 2.6 СанПиН 1058).

Для большего представления и понимания о чем идет речь, предлагаю посмотреть пример, как структурирована программа производственного контроля одного из предприятий, подготовленная нашей командой.

Когда должна составляться программа?

Спецоценка спецоценкой, но программа производственного контроля должна составляться до начала осуществления деятельности, вот так то!

То есть получается, вы еще только столы и стулья покупаете, да штатку ваяете, а уже в это время должны думать о производственном контроле (п. 2.6 СанПиН 1058).

Кстати, если вы решите открыть салон красоты, маникюрную или косметологическую студию, то для того, чтобы получить разрешение Роспотребнадзора для открытия такого бизнеса в список необходимой документации входит программа производственного контроля, иначе, не видать удачи.

График производственного контроля

Для того, чтобы все было четко и не упустить ни один из замеров и не получить впоследствии за это штраф, необходимо составить план – график производственного контроля.

Составляя таблицу, укажите в какие месяца, какие замеры будут производиться, количество точек, и где они располагаются.

Как определить количество точек при производственном контроле

Составляя план производственного контроля, часто в ступор вгоняет вопрос «Как определить количество точек?”.

Если есть возможность, лучше обратиться за помощью в специализированную организацию, которая у вас будет производить замеры.

Если же еще не определились, а составить и утвердить руководителем график необходимо то рассчитываются точки примерно так:

  • ПК замеряется каждый;
  • микроклимат в каждом помещении в двух точках;
  • освещенность измеряется над каждым рабочим местом;
  • по шуму и вибрации, также замеряется на каждом р.м., где они присутствуют.

Кто осуществляет производственный контроль

Лабораторные и инструментальные исследования осуществляются работодателем самостоятельно, но для этого у него должна быть аккредитованная в установленной порядке лаборатория.

Если таковой нет, то заключаете договор (п.2.5. СанПиН 1058), в результате работы лаборатории у вас должны быть протоколы измерений.

Если норма предельно допустимых показателей превышена, то следует разработать мероприятия по приведению в соответствие условий труда рабочих мест и собственно все это воплотить в жизнь.

Основной вывод

Производственный контроль очень важен для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия на предприятии, который является как бы защитной мерой как для работодателя, так и для работников.

И служит показателем ответственности юридического лица перед своими работниками и государством, поэтому стоит уделите особое внимание своей программе производственного контроля.

Не забывайте следовать букве закона, обеспечивать безопасные условия труда и тогда будет гораздо меньше всеразличных случаев, которые создают неприятные ситуации для всех.

Желаю вам эффективной работы!

Если у вас возникают проблемы с разработкой программы, или вы не знаете, как составить план-график с учетом периодичности выполнения замеров, готова выполнить работу за вас или произвести развернутую консультацию по особенностям вашей организации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *