П 6 инструкции 157н

Сизонова О., главный редактор журнала

Журнал «Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение» № 2/2019

В 2019 году вступили в силу новые правила применения КОСГУ и ряд федеральных стандартов. В связи с этим финансовое ведомство подготовило очередные изменения в Инструкцию № 157н (Приказ Минфина РФ от 28.12.2018 № 298н (далее – Приказ № 298н)). Как только поправки вступят в силу, необходимо актуализировать учетную политику на 2019 год. В статье предлагаем ознакомиться с основными изменениями в Едином плане счетов и инструкции по его применению.

Корректировка общих положений.

Из общих положений Инструкции № 157н исключаются положения, дублирующие нормы федеральных стандартов. При этом по тексту инструкции будут ссылки на соответствующие документы.

Так, из п. 6 Инструкции № 157н исключены нормы о составе документов учетной политики, сроках их хранения и иные вопросы формирования учетной политики. При этом дополнено, что организация и ведение бухгалтерского учета осуществляются учреждением (централизованной бухгалтерией) в соответствии с учетной политикой, сформированной исходя из ФСБУ «Учетная политика, оценочные значения и ошибки».

Внесено дополнение в п. 13 Инструкции № 157н, согласно которому объекты учета, стоимость которых выражена в иностранной валюте, принимаются к бухгалтерскому учету в рублевом эквиваленте, исчисленном на дату совершения операции (в случаях, пре­дусмотренных Инструкцией № 157н, – на отчетную дату) путем пересчета суммы в иностранной валюте по курсу пересчета, определенному с учетом ФСБУ «Влияние изменений курсов иностранных валют».

Из пункта 18 Инструкции № 157н исключен порядок исправления ошибок. В этом пункте теперь указано, что исправление ошибок, обнаруженных в регистрах бухгалтерского учета, производится в соответствии с ФСБУ «Учетная политика, оценочные значения и ошибки». Причем порядок документального оформления исправительных записей останется неизменным: дополнительные бухгалтерские записи по исправлению ошибок, а также исправления способом «красное сторно» оформляются первичным учетным документом, составленным учреждением, – справкой (ф. 0504833), содержащей информацию по обоснованию внесения исправлений, наименование исправляемого регистра бухгалтерского учета (журнала операций), его номер (при наличии), а также период, за который он составлен, и период, в котором были выявлены ошибки. Бухгалтерские записи по исправлению ошибок прошлых лет подлежат обособлению в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности в отдельном журнале по прочим операциям, содержащем отметку «Исправление ошибок прошлых лет».

Согласно дополнениям, внесенным в п. 301 Инструкции № 157н, счет 0 401 40 000 «Доходы будущих периодов» предназначен для отражения сумм доходов, начисленных (полученных) в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, с учетом ФСБУ «Доходы».

В пункте 308 Инструкции № 157н скорректировано определение термина «принимаемые обязательства» – обусловленные законом, иным нормативным правовым актом обязанности учреждений предоставить с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений) или при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (при условии размещения извещения, приглашения принять участие) в соответствующем финансовом году денежные средства. Суммы принимаемых обязательств определяются в размере начальной (максимальной) цены контракта (договора) на основании размещаемых в единой информационной системе в сфере закупок извещений об осуществлении закупок (направленных приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя)) с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (при условии размещения извещения, приглашения принять участие). Напомним, для отражения в бухгалтерском учете принимаемых обязательств используется счет 0 502 07 000.

Единый план счетов в свете последних изменений в КОСГУ.

С 2019 года нужно руководствоваться порядком применения КОСГУ, утвержденным Приказом Минфина РФ от 29.11.2017 № 209н (далее – Порядок № 209н). При этом новый порядок применения КОСГУ, не успев вступить в силу, претерпел изменения. Соответствующие поправки в Порядок № 209н внесены Приказом Минфина РФ от 30.11.2018 № 246н.

Согласно Приказу № 298н Единый план счетов приведен в соответствие новому порядку применения КОСГУ.

Напомним, две последние цифры кода КОСГУ содержатся в 22, 23-м разрядах счета (отражают аналитические коды) по расчетам по доходам, выданным авансам, с подотчетными лицами, по ущербам и иным доходам, по принятым обязательствам.

Также в силу п. 21 Инструкции № 157н автономные учреждения отражают коды КОСГУ в 24 – 26-м разрядах номера счета рабочего плана счетов (в трех последних цифрах) по счетам финансового результата, затрат на изготовление готовой продукции, выполнение работ, оказание услуг, внутриведомственных расчетов. У остальных счетов допускается применять аналитический код поступлений, выбытий объектов учета в рамках формирования учетной политики. Как правило, большинство автономных учреждений в данных разрядах проставляет нули.

Согласно дополнениям, внесенным Приказом № 298н в Инструкцию № 157н, для учета операций на счетах 0 205 00 000 «Расчеты по доходам», 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам», 0 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами», 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам», 0 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам» указываются в 1 – 17-м разрядах номера счета соответствующие коды (составные части кодов) бюджетной классификации РФ (Приказ Минфина РФ от 08.06.2018 № 132н), а в 24 – 26-м разрядах номера счета – код КОСГУ, соответствующий экономической сущности осуществляемых фактов хозяйственной жизни (отражаемых объектов бухгалтерского учета) (Порядок № 209н) (соответствующие поправки внесены в п. 199, 204, 217, 221, 256 Инструкции № 157н).

Необходимо отметить, что в настоящее время подготовлен Приказ Минфина РФ от 28.12.2018 № 300н о внесении изменений в Инструкцию № 183н с аналогичными дополнениями. То есть автономным учреждениям тоже нужно будет применять коды КОСГУ в 24 – 26-м разрядах практически по всем счетам.

Далее отметим новшества в порядке применения КОСГУ, которые необходимо учесть при формировании рабочего плана счетов.

Счета по доходам.

Согласно Порядку № 209н доходы подразделяются следующим образом:

1) по форме (денежные либо неденежные);

2) по характеру (текущие либо капитальные).

Так, безвозмездные поступления в сектор государственного управления подразделяются на поступления текущего и капитального характера и отражаются по соответствующим подстатьям статей (здесь и далее – статьи, подстатьи КОСГУ):

  • 150 «Безвозмездные денежные поступления»;

  • 160 «Безвозмездные денежные поступления капитального характера»;

  • 190 «Безвозмездные неденежные поступления в сектор государственного управления».

Согласно последним изменениям в Порядке № 209н описание доходов по безвозмездным денежным поступлениям по подстатьям 151 – 159 изложено в новой редакции.

Статья 160 также изменила свое назначение, теперь по ней отражаются безвозмездные денежные поступления капитального характера (ранее по ней показывались поступления в виде страховых взносов на обязательное социальное страхование). Данная статья детализирована подстатьями 161 – 168.

Статья 190 новая и детализируется подстатьями 191 – 199. Операции по статье 190 (в разрезе подстатей) отражаются по факту учетных операций, при планировании их нет.

Кроме того, из КОСГУ исключены подстатьи 183, 184, по которым ранее отражались субсидии на иные цели и осуществление капитальных вложений. Для этих целей в 2019 году применяются подстатьи 152, 162.

По подстатье 189 теперь показываются только прочие доходы в денежной форме. Безвозмездное поступление доходов в натуральной форме учитывается по соответствующим подстатьям статьи 190.

Все эти и другие изменения в КОСГУ учтены в Едином плане счетов путем добавления соответствующего аналитического кода к счету 205 00 000 «Расчеты по доходам».

Номер счета

Наименование счета

205 2К 000

Расчеты по доходам от концессионной платы

205 36 000

Расчеты по доходам бюджета от возврата субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания

205 51 000

Расчеты по поступлениям текущего характера от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

205 52 000

Расчеты по поступлениям текущего характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления

205 53 000

Расчеты по поступлениям текущего характера в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации от бюджетный и автономных учреждений

205 54 000

Расчеты по поступлениям текущего характера от организаций государственного сектора

205 55 000

Расчеты по поступлениям текущего характера от иных резидентов (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора)

205 56 000

Расчеты по поступлениям текущего характера от наднациональных организаций и правительств иностранных государств

205 57 000

Расчеты по поступлениям текущего характера от международных организаций

205 58 000

Расчеты по поступлениям текущего характера от нерезидентов (за исключением наднациональных организаций и правительств иностранных государств, международных финансовых организаций)

205 61 000

Расчеты по поступлениям капитального характера от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

205 62 000

Расчеты по поступлениям капитального характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления

205 63 000

Расчеты по поступлениям капитального характера в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации от бюджетных и автономных учреждений

205 64 000

Расчеты по поступлениям капитального характера от организаций государственного сектора

205 65 000

Расчеты по поступлениям капитального характера от иных резидентов (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора)

205 66 000

Расчеты по поступлениям капитального характера от наднациональных организаций и правительств иностранных государств

205 67 000

Расчеты по поступлениям капитального характера от международных организаций

205 68 000

Расчеты по поступлениям капитального характера от нерезидентов (за исключением наднациональных организаций и правительств иностранных государств, международных организаций)

Счета 0 205 83 000 «Расчеты по субсидиям на иные цели», 0 205 84 000 «Расчеты на осуществление капитальных вложений» исключаются из Единого плана счетов. Вместо этих счетов будут применяться счета 0 205 62 000 (по субсидиям на осуществление капитальных вложений и на иные цели в части поступлений капитального характера), 0 205 52 000 (по субсидиям на иные цели по поступлениям текущего характера).

Счета по расходам.

В силу Порядка № 209н выплаты детализированы следующим образом.

Безвозмездные перечисления организациям из сектора государственного управления подразделяются на перечисления:

1) текущего характера (статья 240 «Безвозмездные перечисления текущего характера организациям»);

2) капитального характера (статья 280 «Безвозмездные перечисления капитального характера организациям»).

Выплаты физическим и юридическим лицам также разграничиваются на выплаты:

1) текущего характера (подстатьи 296 «Иные выплаты текущего характера физическим лицам», 297 «Иные выплаты текущего характера организациям»);

2) капитального характера (подстатьи 298 «Иные выплаты капитального характера физическим лицам», 299 «Иные выплаты капитального характера организациям»).

Выплаты работникам (за исключением заработной платы) делятся на выплаты:

1) в денежной форме:

  • социального характера (подстатья 266 «Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме»);

  • несоциального характера (подстатья 212 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в денежной форме»);

2) в натуральной форме:

  • социального характера (подстатья 267 «Социальные компенсации персоналу в натуральной форме»);

  • несоциального характера (подстатья 214 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме»).

Социальные выплаты населению также разграничиваются на выплаты:

1) в денежной форме (подстатьи 262 «Пособия по социальной помощи населению в денежной форме», 264 «Пенсии, пособия, выплачиваемые работодателями, нанимателями бывшим работникам в денежной форме»);

2) в натуральной форме (подстатьи 263 «Пособия по социальной помощи населению в натуральной форме», 265 «Пособия по социальной помощи, выплачиваемые работодателями, нанимателями бывшим работникам в натуральной форме»).

Данные изменения отражены в Едином плане счетов путем добавления соответствующего аналитического кода к счетам:

  • 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам»;

  • 0 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами»;

  • 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам»;

  • 0 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам».

Приведем новые счета в таблице.

Номер счета

Наименование счета

206 14 000

Расчеты по авансам по прочим несоциальным выплатам персоналу в натуральной форме

206 43 000

Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям текущего характера иным финансовым организациям (за исключением финансовых организаций государственного сектора) на производство

206 44 000

Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям текущего характера нефинансовым организациям государственного сектора на производство

206 45 000

Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям текущего характера иным нефинансовым организациям (за исключением нефинансовых организаций государственного сектора) на производство

206 46 000

Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям текущего характера некоммерческим организациям и физическим лицам – производителям товаров, работ и услуг на производство

206 47 000

Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям текущего характера финансовым организациям государственного сектора на продукцию

206 48 000

Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям текущего характера иным финансовым организациям (за исключением финансовых организаций государственного сектора) на продукцию

206 49 000

Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям текущего характера нефинансовым организациям государственного сектора на продукцию

206 4А 000

Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям текущего характера иным нефинансовым организациям (за исключением нефинансовых организаций государственного сектора) на продукцию

206 4В 000

Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям текущего характера некоммерческим организациям и физическим лицам – производителям товаров, работ и услуг на продукцию

206 62 000

Расчеты по авансам по пособиям по социальной помощи населению в денежной форме

206 63 000

Расчеты по авансам по пособиям по социальной помощи населению в натуральной форме

206 64 000

Расчеты по авансам по пенсиям, пособиям, выплачиваемым работодателями, нанимателями бывшим работникам в денежной форме

206 65 000

Расчеты по авансам по пособиям по социальной помощи, выплачиваемым работодателями, нанимателями бывшим работникам в натуральной форме

206 66 000

Расчеты по авансам по социальным пособиям и компенсациям персоналу в денежной форме

206 67 000

Расчеты по авансам по социальным компенсациям персоналу в натуральной форме

206 81 000

Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям капитального характера государственным (муниципальным) бюджетным и автономным учреждениям

206 82 000

Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям капитального характера финансовым организациям государственного сектора

206 83 000

Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям капитального характера иным финансовым организациям (за исключением финансовых организаций государственного сектора)

206 84 000

Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям капитального характера нефинансовым организациям государственного сектора

206 85 000

Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям капитального характера иным нефинансовым организациям (за исключением нефинансовых организаций государственного сектора)

206 86 000

Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям капитального характера некоммерческим организациям и физическим лицам – производителям товаров, работ и услуг

206 96 000

Расчеты по авансам по оплате иных выплат текущего характера физическим лицам

206 97 000

Расчеты по авансам по оплате иных выплат текущего характера организациям

206 98 000

Расчеты по авансам по оплате иных выплат капитального характера физическим лицам

206 99 000

Расчеты по авансам по оплате иных выплат капитального характера организациям

208 33 000

Расчеты с подотчетными лицами по приобретению непроизведенных активов

208 62 000

Расчеты с подотчетными лицами по оплате пособий по социальной помощи населению в денежной форме

208 63 000

Расчеты с подотчетными лицами по оплате пособий по социальной помощи населению в натуральной форме

208 64 000

Расчеты с подотчетными лицами по оплате пенсий, пособий, выплачиваемых работодателями, нанимателями бывшим работникам

208 65 000

Расчеты с подотчетными лицами по оплате пособий по социальной помощи, выплачиваемых работодателями, нанимателями бывшим работникам в натуральной форме

208 66 000

Расчеты с подотчетными лицами по социальным пособиям и компенсациям персоналу в денежной форме

208 67 000

Расчеты с подотчетными лицами по социальным компенсациям персоналу в натуральной форме

208 96 000

Расчеты с подотчетными лицами по оплате иных выплат текущего характера физическим лицам

208 97 000

Расчеты с подотчетными лицами по оплате иных выплат текущего характера организациям

208 98 000

Расчеты с подотчетными лицами по оплате иных выплат капитального характера физическим лицам

208 99 000

Расчеты с подотчетными лицами по оплате иных выплат капитального характера организациям

302 40 000

Расчеты по безвозмездным перечислениям текущего характера организациям

302 70 000

Расчеты по приобретению финансовых активов

302 80 000

Расчеты по безвозмездным перечислениям капитального характера организациям

302 14 000

Расчеты по прочим несоциальным выплатам персоналу в натуральной форме

302 43 000

Расчеты по безвозмездным перечислениям текущего характера иным финансовым организациям (за исключением финансовых организаций государственного сектора) на производство

302 44 000

Расчеты по безвозмездным перечислениям текущего характера нефинансовым организациям государственного сектора на производство

302 45 000

Расчеты по безвозмездным перечислениям текущего характера иным нефинансовым организациям (за исключением нефинансовых организаций государственного сектора) на производство

302 46 000

Расчеты по безвозмездным перечислениям текущего характера некоммерческим организациям и физическим лицам – производителям товаров, работ и услуг на производство

302 47 000

Расчеты по безвозмездным перечислениям текущего характера финансовым организациям государственного сектора на продукцию

302 48 000

Расчеты по безвозмездным перечислениям текущего характера иным финансовым организациям (за исключением финансовых организаций государственного сектора) на продукцию

302 49 000

Расчеты по безвозмездным перечислениям текущего характера нефинансовым организациям государственного сектора на продукцию

302 4А 000

Расчеты по безвозмездным перечислениям текущего характера иным нефинансовым организациям (за исключением нефинансовых организаций государственного сектора) на продукцию

302 4В 000

Расчеты по безвозмездным перечислениям текущего характера некоммерческим организациям и физическим лицам – производителям товаров, работ и услуг на продукцию

302 62 000

Расчеты по пособиям по социальной помощи населению в денежной форме

302 63 000

Расчеты по пособиям по социальной помощи населению в натуральной форме

302 64 000

Расчеты по пенсиям, пособиям, выплачиваемым работодателями, нанимателями бывшим работникам

302 65 000

Расчеты по пособиям по социальной помощи, выплачиваемым работодателями, нанимателями бывшим работникам в натуральной форме

302 66 000

Расчеты по социальным пособиям и компенсациям персоналу в денежной форме

302 67 000

Расчеты по социальным компенсациям персоналу в натуральной форме

302 96 000

Расчеты по иным выплатам текущего характера физическим лицам

302 97 000

Расчеты по иным выплатам текущего характера организациям

302 98 000

Расчеты по иным выплатам капитального характера физическим лицам

302 99 000

Расчеты по иным выплатам капитального характера организациям

Забалансовый учет.

В Приказе № 298н также затронут порядок отражения объектов учета на забалансовых счетах (новое выделено полужирным курсивом).

Счет 01 «Имущество, полученное в пользование»

Согласно дополнениям, внесенным в п. 333 Инструкции № 157н, данный счет предназначен для учета:

  • имущества, полученного учреждением в пользование, не являющегося объектами аренды (имущество казны и иное имущество, полученное на безвозмездной основе, как вклад собственника (учредителя));

  • имущества, которым по решению собственника (учредителя) пользуется учреждение (орган власти) при выполнении возложенных на него функций (полномочий), без возложения на него обязанности по содержанию указанного имущества;

  • ценностей, которые в соответствии с законодательством РФ не подлежат отражению на балансе учреждения (музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав государственной части (негосударственной части – по объектам муниципальной собственности) Музейного фонда РФ);

  • неисключительных прав пользования на результаты интеллектуальной деятельности, прав ограниченного пользования чужими земельными участками (включая сервитут);

  • объектов, по которым сформированы капитальные вложения, но не получено право оперативного управления.

Внутренние перемещения материальных ценностей в учреждении, учитываемых на забалансовом счете 01, могут отражаться на основании оправдательных первичных документов путем изменения ответственного лица и (или) места хранения либо и записью в инвентарной карточке.

Счет 04 «Сомнительная задолженность»

В силу изменений, внесенных в п. 339 Инструкции № 157н, счет 04 носит новое название (прежнее название – «Задолженность неплатежеспособных дебиторов»). В порядке применения данного счета уточнено, в частности, что счет 04 предназначен для учета сомнительной задолженности неплатежеспособных дебиторов.

Счет 20 «Задолженность, не востребованная кредиторами»

В соответствии с п. 371 Инструкции № 157н данный счет предназначен для учета сумм не предъявленных кредиторами требований, вытекающих из условий договора, контракта, в том числе сумм кредиторской задолженности, не подтвержденных по результатам инвентаризации кредитором.

Согласно дополнениям на данном счете также необходимо учитывать кредиторскую задолженность, образовавшуюся в связи с переплатами в бюджет, в том числе налогов.

Счет 25 «Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)»

Данный счет предназначен для учета объектов неоперационной (финансовой) и операционной аренды в части предоставленных прав пользования имуществом, переданным учреждением (органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника государственного (муниципального) имущества) в возмездное пользование (по договору аренды), в целях обеспечения надлежащего контроля за его сохранностью, целевым использованием и движением (п. 381 Инструкции № 157н).

В силу изменений этот счет теперь распространяется также на объекты финансовой аренды.

Счет 26 «Имущество, переданное в безвозмездное пользование»

С учетом поправок в п. 383 Инструкции № 157н данный счет предназначен для учета объектов неоперационной (финансовой) аренды, операционной аренды в части предоставленных прав пользования имуществом, переданным учреждением (органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника государственного (муниципального) имущества) в безвозмездное пользование, а также имущества, переданного в пользование в целях обеспечения деятельности получателя имущества по иным основаниям (в том числе в социальный наем, концессию), для обеспечения надлежащего контроля за его сохранностью, целевым использованием и движением.

ИЗМЕНЕНИЯ В ИНСТРУКЦИИ № 157Н — ЗАБАЛАНСОВЫЕ СЧЕТА

И.В. Артемова,
главный бухгалтер, консультант

На сайте Минфина России www.minfin.ru опубликован текст приказа о внесении изменений в Инструкцию по применению Единого плана счетов, утвержденную приказом ведомства от 01.12.2010 № 157н (далее — Инструкция № 157н). Инструкция № 157н является основополагающим документом, на котором основан учет в государственных (муниципальных) учреждениях всех типов, поэтому изменения коснутся всех учреждений. При этом нововведения коснулись и забалансовых счетов: введены два новых забалансовых счета, уточнены некоторые принципы учета на некоторых забалансовых счетах.

Изменения и дата вступления в силу

На официальном сайте Минфина России по адресу http://minfin.ru/ru/budget/bu_gs/budgetaccounting/ опубликован текст приказа Минфина России от 29.08.2014 № 89н о внесении изменений в Инструкцию № 157н (далее — Приказ № 89н). Приказ № 89н в настоящее время находится на регистрации в Минюсте и его окончательный текст может еще претерпеть изменения.
Согласно пункту 2 Приказа № 89н его положения применяются при формировании показателей объектов учета на последний день отчетного периода 2014 года, если иное не предусмотрено учетной политикой учреждения. Переход на применение учетной политики с учетом положений Приказа № 89н в части рабочего плана счетов бухгалтерского (бюджетного) учета государственных (муниципальных) учреждений осуществляется по мере организационно-технической готовности субъектов учета.
Для применения измененной Инструкции № 157н в практике бухгалтерского учета должны быть опубликованы соответствующие изменения в инструкции по учету для различных типов учреждений:

Инструкцию по бюджетному учету, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н, — для казенных учреждений;
Инструкцию по бухгалтерскому учету для бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н, — для бюджетных учреждений;
Инструкцию по бухгалтерскому учету для автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н, — для автономных учреждений.

Принцип существенности для забалансовых счетов

Согласно действующей редакции абз. 7 п. 3 Инструкции № 157н при ведении бухгалтерского учета учреждениям необходимо учитывать, что информация в денежном выражении о состоянии активов и обязательств, об операциях, их изменяющих, и финансовых результатах указанных операций (доходах, расходах), отражаемая на соответствующих счетах рабочего плана счетов субъекта учета, должна быть полной, с учетом существенности.
Согласно Приказу № 89н учреждениям необходимо учитывать, что информация в денежном выражении о состоянии активов, обязательств, иного имущества, об операциях, их изменяющих, и финансовых результатах указанных операций (доходах, расходах, источниках финансирования деятельности экономического субъекта), отражаемая на соответствующих счетах, в том числе на забалансовых, рабочего плана счетов субъекта учета, должна быть полной с учетом существенности ее влияния на экономические (финансовые) решения учредителей учреждения (заинтересованных пользователей информации) и существенности затрат на ее формирование.
Таким образом, полной (с учетом существенности) должна быть информация, например, об основных средствах в эксплуатации стоимостью до 3 000 рублей, об имуществе, полученном в безвозмездное пользование, о поступлениях и выбытиях на счетах учреждения по кодам КОСГУ и т. д.
Если в настоящий момент в бухгалтерском учете конкретного учреждения критерии существенности применяются только к балансовым счетам, то необходимо будет утвердить в учетной политике критерии существенности для иного имущества и информации на забалансовых счетах, а также определить влияние существенности затрат на учет данной информации.

Новые критерии основных средств

Федеральный стандарт не заменяет Инструкцию № 157н (в ред. от 27.09.17), а устанавливает основополагающие правила бухгалтерского учета в отношении основных средств (ОС). Два документа существуют параллельно, и в ближайшем будущем стоит ждать, что данная инструкция и детализирующие ее акты (№ 162н, 174н, 182н) будут скорректированы согласно положениям ФСБУ.
Одно из важнейших различий кроется в самом толковании термина «основные средства». С 1 января 2018 года в это понятие включаются не просто материальные объекты, а материальные ценности, которые являются активами. Это значит, что кроме стандартных требований к объекту появляется новое — обладать полезным потенциалом. Это означает, что объект можно использовать для выполнения государственных (муниципальных) функций или оказания услуг, погашения обязательств или обменивать на другие активы. Принять объект к учету как основное средство можно лишь в том случае, если его первоначальная стоимость надежно оценена.
Если эти критерии федерального стандарта не выполняются, то объект учитывается на забалансовом счете. Обратите внимание: условия об обязательной государственной регистрации права на недвижимое имущество в ФСБУ, в отличие от инструкции № 157н, нет.
Другое новшество — возможность отнести к основным средствам арендованные объекты или полученные в пользование на безвозмездной основе. Требования к таким ОС диктует ФСБУ «Аренда». Кроме того, как основные средства теперь следует учитывать и некоторые объекты имущества казны.
В то же время из категории основных средств вынесены сразу две группы объектов — биологические активы, если они служат для производства биопродукции, и предназначенная для продажи недвижимость. Многолетние насаждения сами по себе (не производящие биопродукцию) остаются в составе ОС. Для них, возможно, будет выделен отдельный бухгалтерский счет.
Актив культурного наследия признается ОС только в двух случаях: если есть возможность получить в будущем экономические выгоды или полезный потенциал, связанный с указанным активом, или если его полезный потенциал не ограничивается культурной ценностью. В иных случаях такой объект отражается на забалансовых счетах в условной оценке — 1 рубль.
В определении единицы учета и порядке принятия к учету ОС существенных различий немного. Стоит упомянуть о том, что ФСБУ вводит понятие «комплекс ОС», то есть позволяет рассматривать как инвентарную единицу объекты с равным сроком полезного использования и несущественной стоимостью.

Требования к оценке объектов

Федеральный стандарт не обошел стороной и оценку объектов основных средств. Он вводит новые термины, разграничивающие два типа возможных операций с объектами:

  1. Обменные операции — активы обмениваются на деньги или иные материальные ценности, в счет стоимости объекта могут быть учтена стоимость выполненных работ, оказанных услуг или прав на пользование активом. Такой обмен основан на рыночной стоимости объекта. При обменных операциях объект оценивается по размеру фактических затрат.
  2. Необменные операции — активы передаются на безвозмездной основе или за незначительные деньги. В данном случае первоначальная стоимость определяется, исходя из справедливой стоимости объекта.

Учредитель должен решить, как оценивать разные категории объектов, и выбор должен найти отражение в учетной политике учреждения.

Как сгруппировать объекты

Федеральный стандарт вводит новые принципы объединения основных средств. Вместо двух групп («Нежилые помещения» и «Сооружения») в новой классификации появилась одна — «Нежилые помещения (здания и сооружения)». Для библиотечного фонда, мягкого инвентаря, драгоценностей и ювелирных изделий в новой классификации тоже отдельных групп не нашлось, все эти счета переходят в группу «Прочие основные средства».

Вести учет по новым правилам в программе «Контур-Бухгалтерия Бюджет»

Зато выделена инвестиционная недвижимость — объекты недвижимости, их части или движимое имущество, предназначенные для сдачи в аренду. Бухгалтеру следует изучить, какие из объектов, которые числятся на счете 01, надо будет перевести в разряд ОС.

Инструкция № 157н (в ред. от 27.09.2017)

Федеральный стандарт «Основные средства»

0 10101 000 «Жилые помещения»

0 10101 000 «Жилые помещения»

0 10102 000 «Нежилые помещения»

0 10102 000 «Нежилые помещения (здания и сооружения)»

0 10103 000 «Сооружения»

0 10103 000 «Инвестиционная недвижимость»

0 10104 000 «Машины и оборудование»

0 10104 000 «Машины и оборудование»

0 10105 000 «Транспортные средства»

0 10105 000 «Транспортные средства»

0 10106 000 «Производственный и хозяйственный инвентарь»

0 10106 000 «Инвентарь производственный и хозяйственный»

0 10107 000 «Библиотечный фонд»

0 10107 000 «Биологические ресурсы»

0 10108 000 «Мягкий инвентарь»

0 10109 000 «Драгоценности и ювелирные изделия»

0 10110 000 «Прочие основные средства»

0 10108 000 «Прочие основные средства»

Чтобы корректно учитывать ОС согласно обновленным группам, объекты необходимо переместить: исключить объекты из одной группы и включить в другую. Стоимость их при этом не меняется.

Основные средства между счетами переводятся разово, исходя из ситуации на начало января 2018 года, через счет 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов». Основание для перевода — бухгалтерская справка (форма 0504833).

Какой метод амортизации выбрать

С введением федерального стандарта расширился перечень методов начисления амортизации, тогда как Инструкция № 157н предлагала только линейный метод. Федеральный стандарт предложил еще варианты. Итого в распоряжении бухгалтера есть три метода начисления амортизации.

  1. Линейный метод. Он подразумевает начисление равных сумм амортизации ежемесячно во время всего срока полезного использования (СПИ). Чтобы рассчитать платеж, надо первоначальную стоимость объекта разделить на СПИ.
  2. Метод уменьшаемого остатка. Удобен для тех объектов, которые быстро устаревают или эксплуатируются в сложных условиях, в агрессивной среде. Метод позволяет провести ускоренную амортизацию, применяя к годовой сумме повышающий коэффициент от 1 до 3. За основу берется остаточная стоимость объекта (затраты на покупку и ввод в эксплуатацию за вычетом уже погашенных начислений на начало отчетного года), учитываются также норма амортизации исходя из СПИ и показатель износа.
  3. Метод расчета суммы амортизации пропорционально объему продукции. Метод хорош для объектов, для которых указан заложенный в них производственный потенциал (то есть понятно, сколько продукции объект сможет произвести за весь срок эксплуатации). Расчет опирается на фактический объем выпущенной продукции за отчетный период, помноженный на норму амортизации (первоначальная стоимость / предполагаемый объем продукции за срок полезного использования).

Метод амортизации учреждение вправе определить самостоятельно с учетом специфики видов деятельности, но основным критерием должна стать потенциальная экономическая выгода. Выбранный метод обязательно указывается в учетной политике.

Важно! Цель эксплуатации объекта может измениться, а значит, организация должна проверить, подходит ли выбранный метод начисления амортизации. Делать это надо в начале отчетного года. При необходимости метод можно сменить, при этом предыдущие начисления пересчитывать не надо.

Еще одно новшество: федеральный стандарт обязывает начислять амортизацию даже на те объекты, которые простаивают, временно не используются или подготовлены для дальнейшего списания. Исключение — объекты, остаточная стоимость которых сравнялась с нулем. Инструкция № 157н разрешала приостанавливать начисление амортизационных сумм в такие периоды.

Федеральный стандарт также сместил границы первоначальной стоимости для малоценных ОС. Объекты стоимостью до 10 000 рублей учитываются на забалансовом счете, амортизация на них не начисляется. Ранее действовал лимит в 3 000 рублей. Для объектов стоимостью от 10 000 до 100 000 рублей амортизация равна 100% первоначальной стоимости в момент ввода в эксплуатацию. Особое правило для библиотечного фонда — сумма амортизации на объекты библиотечного фонда стоимостью до 100 000 рублей рассчитывается и начисляется в 100-процентном размере в момент ввода в эксплуатацию. Для объектов дороже 100 000 рублей суммы амортизации определяются согласно выбранному учреждением методу. Эта граница ранее была обозначена на уровне 40 000 рублей.

Что изменилось в отчетности

Разработчики федерального стандарта не обошли свои вниманием и вопросы отчетности. С 1 января 2018 года бухгалтер должен указывать балансовую стоимость активов, метод амортизации, накопленную амортизацию и многое другое. Важно отразить в отчетности изменения оценки объектов в отчетном периоде, которые повлияют на СПИ, и метод амортизации. Кроме того, необходимо представить сравнение остаточной стоимости объекта на начало и конец отчетного периода.

Вести бюджетный учет и формировать отчетность в программе «Контур‑Бухгалтерия Бюджет»

Сведения нужно готовить по всем группам ОС, это касается инвестиционной недвижимости, активов с нулевой остаточной стоимостью, простаивающих объектов и пр. До вступления в силу ФСБУ «Основные средства» учреждение включало отчетность сведения лишь по некоторым видам ОС.
Сейчас сведения о суммах отражаются в отчетности, но не по всем группам, которые перечислены в стандарте. Поэтому в ближайшее время ожидаем изменений в Инструкцию № 157н, связанных, в частности, со счетами 0 10100 000, а также появления новых строк в формах 0503168, 0503768, а также баланса 0503130, 0503730. Данные изменения будут отражаться в отчетности за 2018 год.

Как начать работу по новому стандарту

Чтобы грамотно внедрить ФСБУ, учреждение должно предпринять несколько шагов. И начать следует с инвентаризации, которая даст представление о состоянии остатков ОС для корректного учета и применения выбранного метода амортизации. Необходимо проверить имущество, которое учитывалось до 1 января 2018 года на счете 0 10100 000 на предмет соответствия стандарту. Получив данные об объектах, которые ранее отражались на забалансовых счетах или по каким-то критериям не входили в группу ОС, бухгалтер должен поставить на баланс по первоначальной стоимости.

Результаты инвентаризации стандартно отражаются в Инвентаризационной описи в разделе про нефинансовые активы (форма 0504087). Важно упомянуть, что объекты лизинга, долгосрочная аренда с правом выкупа, безвозмездное (бессрочное) пользование, иные арендные платежи относятся к НФА. Для этого приказом Минфина России от 17.11.2017 № 194н в форму описи введены дополнительные столбцы: статус объекта учета, целевая функция актива. Новые графы в описи появились и для объектов, которые после введения стандарта не соответствуют критериям актива. Они также вносятся в Ведомость расхождений по результатам инвентаризации (форма 0504092).

Это нужно сделать, чтобы разделить ОС на группы, в том числе выделить объекты группы «Инвестиционная недвижимость» (сейчас они учтены по отдельной аналитике на счете 101 и за балансом на счетах 25 и 26).

В завершение хочется отметить, что реформа в бухучете бюджетной сферы и все сопутствующие изменения связаны со сменой ключевой задачи. Если ранее было важно выстроить контроль расчетов с бюджетом, то сейчас на первый план выступает оценка капитализации организаций и качества самих активов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *