ПАО магнит

«Впервые более чем за пятилетний период мы зафиксировали позитивный LFL-рост продаж по всем форматам, а совокупный рост продаж превысил рост торговых площадей уже в январе и феврале в условиях сократившейся промо-активности на рынке», — приводятся в пресс-релизе к отчету слова генерального директора сети Яна Дюннинга.

Рост сопоставимого трафика компания объясняет как операционными улучшениями магазинов и увеличением частоты посещений, так и ажиотажным спросом со стороны покупателей начиная со второй декады марта. «Покупатели запасались сухими продуктами и предметами первой необходимости», — отмечает компания.

Во вторник, 28 апреля, аналитики «Уралсиба» прогнозировали относительно хорошую динамику выручки «Магнита» с учетом всплеска спроса в связи с эпидемией COVID-19. «Основная доля выручки Магнита приходится на сегмент «магазинов у дома», который в условиях режима самоизоляции должен выиграть от перетока клиентского трафика из магазинов других форматов», — отмечали они, однако указывали, что в связи с ростом издержек из-за пандемии и снижения покупательной способности есть риски для рентабельности компании.

Аналитики Райффайзенбанка в своей рассылке указывали, что в марте оборот розницы достиг рекордных 5,6% год к году на фоне ускорения как продовольственного (4,7%), так и непродовольственного (6,4%) сегментов. Последний раз такие высокие темпы роста наблюдались в декабре 2014 года — 5,1% год к году. По их оценке, продуктовый ретейл продолжает рост и в апреле. В первую очередь так происходит благодаря тому, что большинство продовольственных форматов ретейла работают в обычном режиме. Несмотря на режим самоизоляции, население продолжает предъявлять повышенный спрос на товары первой необходимости, сказывается и переток потребительского спроса из непродовольственной розницы, чьи магазины в большинстве своем закрыты, а также сферы услуг, гостиниц и ресторанов, объяснили аналитики. Те средства, которые потребители не потратили в этих сегментах розницы, теперь в большей степени идут на финансирование покупок в традиционных форматах продуктового ретейла.

Из-за ограничений для борьбы с распространением коронавируса «Магнит» решил пересмотреть план по открытию и редизайну магазинов всех своих форматов. Небольшое количество подтвержденных или начатых объектов будут открыты в течение нескольких месяцев, остальные же работы будут возобновлены «после стабилизации ситуации и отмены ограничений», сообщает компания.

Ранее ретейлер отмечал, что в 2020 году планирует сосредоточиться на повышении эффективности уже действующей сети и бизнес-процессов, перейдя от модели «быстрого роста» к модели «доходного роста», и заявлял, что планирует открыть 700 «магазинов у дома», при этом намерен закрыть около 450, в результате чего за год сеть «магазинов у дома» «Магнита» должна была прирасти только на 250 магазинов.

Чем управляет «Магнит»

«Магнит» управляет одноименными магазинами у дома, супермаркетами, сетью бытовой химии и косметики «Магнит Косметик», а также аптеками. По состоянию на 30 марта 2020 года сеть «Магнит» насчитывала 20 860 магазинов: 14 594 «магазина у дома», 472 супермаркета «Магнит Семейный» и 5 794 магазина-дрогери, расположенных в 3 718 населенных пунктах. «Магниту» также принадлежат 11 промышленных комплексов и четыре агропромышленных комплекса в Краснодарском крае, Московской, Саратовской, Тверской, Самарской, Липецкой областях и Башкирии. Предприятия ретейлера производят замороженные полуфабрикаты, макароны, снеки, крупы, орехи, семечки, уксус, сиропы, сухие завтраки, каши и т.д. Производительность агропромышленных объектов — около 70 тыс. т. «Магнит» сам выращивает огурцы, томаты, зелень, шампиньоны, картофель, лук, морковь, свеклу и т.п. В 2019 году «Магнит» нарастил чистую розничную выручку на 9,5% — до 1,33 трлн руб.

Краснодарский «Магнит», сохранявший лидерство среди продовольственных сетей с 2013 года, в 2016 году начал значительно терять в показателях квартальной и годовой выручки, а также эффективности. В 2016 году X5 значительно наращивала темпы прироста выручки, планомерно сокращая разрыв с «Магнитом», в сентябре 2016 года она сумела обойти конкурента по продажам еды. По итогам 2017 года она потеснила «Магнит» и стала крупнейшим ретейлером России по обороту. На начало 2020 года ее доля на рынке продовольственных сетей составляла 11,5%, у «Магнита» — 9,6%, следует из презентации (*.pdf) к годовому отчету краснодарского ретейлера.

Рассказываем о главных событиях и объясняем, что они значат.

Чистая прибыль «Магнита» за 2019 год снизилась по сравнению с предыдущим годом на 49% и составила 17,1 млрд руб. По итогам четвертого квартала минувшего года данный показатель составил 4 млрд руб., показав снижение год к году на 51,2%. Рост общей выручки ритейлера за прошлый год составил 10,6% (1,37 трлн руб.), за четвертый квартал – 11% (368,2 млрд руб.). Аналитики компании считают, что увеличение выручки обусловлено ростом трафика в магазинах сети, а отрицательные показатели чистой прибыли — высокими затратами, пересмотром налоговой политики и выплатой дивидендов дважды в год. Эксперты отмечают возврат покупательской способности клиентов «Магнита».

Общая выручка ПАО «Магнит» за 2019 год выросла к 2018 году на 10,6% и составила 1,37 трлн руб., чистая розничная выручка увеличилась на 9,5% до 1,33 трлн руб., показатель EBITDA составил 83,1 млрд руб. Маржа сократилась на 117 базовых пунктов (б. п.) год к году – до 6,1%. Чистая прибыль ритейлера при этом сократилась на 49% и составила 17,1 млрд руб. Рентабельность чистой прибыли снизилась на 146 б. п. год к году до 1,3%, говорится в официальной отчетности общества.

Так, выручка «Магнита» за четвертый квартал 2019 года составила 368,2 млрд руб. и выросла год к году на 11%. Чистая розничная выручка за этот же период составила 357 млрд руб., ее рост по сравнению с аналогичным периодом 2018 года составил 9,2%. Чистая прибыль «Магнита» в четвертом квартале сократилась на 51,2% год к году и составила 4 млрд руб. Рентабельность чистой прибыли снизилась на 140 б. п. до 1,1%.

В четвертом квартале было открыто 228 новых магазинов торговой сети (115 магазинов формата «у дома», шесть супермаркетов и 107 магазинов дрогери), рост торговой площади составил 12,7%. По состоянию на 31 декабря 2019 года сеть «Магнит» насчитывала 20 725 магазинов (14 622 магазина «у дома», 473 супермаркета «Магнит Семейный» и 5 630 магазинов дрогери, расположенных в 3 742 населенных пунктах России).

Оптовые продажи «Магнита» выросли на 135,2% до 11,3 млрд руб. преимущественно за счет дистрибуции фармацевтических товаров. Валовая маржа ритейлера в рассматриваемом периоде составила 21,7%, снизившись на 198 б. п. год к году. Это, по данным аналитиков компании, связано со снижением торговой маржи, ростом логистических затрат, потерь и увеличением доли низкомаржинального оптового сегмента, частично компенсированными улучшением коммерческих условий и увеличением доли высокомаржинального формата дрогери. Показатель EBITDA «Магнита» в четвертом квартале прошлого года составил 20 млрд руб. «Сокращение маржи EBITDA на 154 б. п. год к году до 5,4% обусловлено динамикой валовой маржи и небольшим ростом коммерческих, общехозяйственных и административных расходов, частично компенсированными ростом прочих операционных доходов»,- говорится в отчетности компании.

«Магнит» с 2016 года начал серьезно терять в показателях годовой и квартальной выручки, а также эффективности (EBITDA). Рост выручки ритейлера за 2017 год по сравнению с 2016-м составил всего 6,38% (до 1,143 трлн руб.) вместо прогнозируемых 8—10%, показав самые низкие темпы роста за всю историю компании. По итогам того же года, общество, являющееся лидером среди российских продуктовых ритейлеров, по выручке, уступило первенство в этой области X5 Retail Group.

Как отмечает генеральный директор ПАО «Магнит» Ян Дюннинг, в компании видят положительную динамику продаж благодаря стабильно растущему трафику. «Рост трафика стал результатом притока новых уникальных клиентов из других сетей и ростом частоты посещений. Мы видим, что эта динамика продолжается в январе. Повышение операционной эффективности существующей сети магазинов, оптимизация ключевых бизнес-процессов и жесткий контроль затрат остаются нашими приоритетами и будут основными драйверами роста в 2020 году»,- комментирует господин Дюннинг.

В компании отмечают, что снижение чистой прибыли обусловлено, в частности, пересмотром суммы налоговых выплат за предыдущие годы и корректировкой налоговых деклараций в части подлежащих к вычету расходов. В связи с этим эффективная налоговая ставка в четвертом квартале 2019 года была отрицательной, а за полный год она составила 22,1%. Кроме того, капитальные затраты ритейлера выросли на 9% и составили 58,6 млрд руб. на фоне ускорения программы развития. Общий долг общества увеличился на 19,6 млрд руб. и составил 184,2 млрд руб. по состоянию на 31 декабря 2019 года. Это связывают с ускорением программы редизайна торговых точек и увеличением количества открытых магазинов, а также инвестициями в программу обратного выкупа акций и двумя выплатами дивидендов в течение прошлого года по сравнению с одной выплатой в течение 2018-го.

Ранее «Ъ-Кубань” писал, что снижению финансовых результатов «Магнита» могла стать новая стратегия развития компании, которую реализовывала выходец из X5 Retail Group Ольга Наумова. Она официально возглавила ритейлер в мае 2018 года, спустя несколько месяцев после ухода из «Магнита» его создателя – Сергея Галицкого. По данным источников издания, топ-менеджмент оказался недоволен стратегией, предполагающей децентрализацию торговой сети, после чего госпожа Наумова ушла из компании, получив небольшой процент акций общества. С лета 2019 года «Магнит» полноценно возглавляет выходец из питерской «Ленты» Ян Дюннинг.

По словам аналитика ГК «ФИНАМ» Натальи Малых, снижение рентабельности торговой сети стало, прежде всего, результатом сужения коммерческой маржи, роста амортизационных отчислений после изменения политики учета, а также увеличения неподконтрольных расходов: аренды, коммунальных платежей и других. Эксперт отмечает оптимизацию расходов ритейлера на маркетинг, упаковку и персонал. «Выручка выросла благодаря новым торговым площадям. Сопоставимые продажи при этом вышли в небольшой плюс после трех лет снижения за счет роста среднего чека на 2,8%. Траффик за год уменьшился на 2,3%, но мы отмечаем существенное улучшение его динамики. При этом в декабре он стал положительным впервые за долгое время. Возврату покупателей способствовали реализованные промо, а также введение программы лояльности и улучшение ассортимента», — комментирует госпожа Малых.

Сокращение чистой прибыли «Магнита» обусловлено сочетанием продолжающейся трансформации бизнеса, считает генеральный директор «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров. Речь, по его словам, идет о реализации инициатив по изменению категорийного менеджмента и распродаже ассортимента товарной матрицы, повышении эффективности логистики и внедрении программы лояльности, усилении конкуренции на рынке, что выражается в увеличении промоактивности (особенно в четвертом квартале), а также разового влияния негативных факторов (в первую очередь пожара на РЦ «Воронеж». «Рост розничной выручки к концу года замедлился и в 2020 году замедление продолжится в связи с сокращением инвестиционной программы и планов по открытию магазинов. Так, в 2020 году планируется открытие 700 магазинов у дома (1630 – в 2019 году) и закрытие 450 магазинов (434 – в 2018 году), то есть чистый прирост количества объектов сократится практически в пять раз — до 250 (1195 – в 2018 году). При этом видны некоторые позитивные моменты по сопоставимым продажам, и мы впервые за более чем два года фиксируем положительные перетоки количества покупателей от конкурентов в «Магнит”», — резюмирует аналитик.

Дмитрий Михеенко

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *