ПБУ 01 учетная политика

Содержание

Что такое ПБУ «Учетная политика»

Что такое учетная политика

Содержание ПБУ «Учетная политика организации»

Отличия ПБУ 1/08 «Учетная политика организации» от ПБУ 1/98 «Учетная политика организации»

Есть ли нововведения в ПБУ «Учетная политика организации» в 2019-2020 годах

Составляем учетную политику — ПБУ 1/2008

Итоги

Что такое ПБУ «Учетная политика»

Для начала вспомним, что нормативно-правовое регулирование бухучета (далее — БУ) в РФ представлено несколькими уровнями:

Ст. 21 закона № 402-ФЗ определяет следующую структуру нормативной документации БУ:

До составления федеральных и отраслевых стандартов БУ и придания им законодательной силы действует нормативно-правовая база, разработанная до начала действия закона № 402-ФЗ (информация Минфина РФ № ПЗ-10/2012 «О вступлении в силу с 01.01.2013 закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухучете”»).

ПБУ «Учетная политика» относится к числу положений по БУ, регламентирующих порядок составления и применения в организации учетной политики. Данное ПБУ имеет порядковый номер 1, первая редакция ПБУ «Учетная политика» (ПБУ 1/98) была утверждена приказом Минфина РФ от 09.12.1998 № 60н. В настоящее время действует ПБУ 1/2008, утвержденное приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н.

Нормы ПБУ «Учетная политика организации» распространяются на всех юрлиц, кроме кредитных организаций и бюджетных учреждений — они составляют учетную политику по иным НПА (п. 1 ПБУ 1/2008).

Что такое учетная политика

Учетная политика (далее — УП) — совокупность способов ведения организацией БУ (п. 1 ст. 8 закона № 402-ФЗ). УП обязаны составлять все экономические субъекты, кроме освобожденных от обязанности вести БУ: ИП, филиалы или представительства иностранной компании — при условии, что они ведут учет доходов и расходов в соответствии с иными НПА РФ (п. 2 ст. 6 закона № 402-ФЗ).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В отличие от бухгалтерского, налоговый учет (НУ) является обязательным для всех налогоплательщиков — как юрлиц, так и ИП, независимо от режима налогообложения. Поэтому УП для целей НУ составляют все экономические субъекты (п. 2 ст. 11, ст. 313 НК РФ). Предприниматели могут составлять УП для целей БУ по собственному желанию, но не обязаны этого делать. В дальнейшем в статье мы рассматриваем вопросы составления и оформления УП только для целей БУ.

Учетная политика составляется не только для целей БУ и НУ, но и для нужд управленческого учета — примерную структуру такой УП вы найдете в статье «Учетная политика для целей управленческого учета».

Экономические субъекты составляют свою УП самостоятельно на основе НПА по БУ. Способы ведения учета компания выбирает из установленных федеральными стандартами, а если возникает ситуация, которую не регламентирует федеральный стандарт, то допускается разработать способ учета самостоятельно.

Последние изменения, внесенные в текст ПБУ 1/2008 (приказ Минфина России от 28.04.2017 № 69н), установили порядок предпочтений в выборе образца для самостоятельно разрабатываемого способа учета (п. 7.1 ПБУ 1/2008):

  • правила, содержащиеся в стандартах МСФО;
  • аналогии, имеющиеся в российских стандартах;
  • рекомендации, дававшиеся по этому вопросу.

УП применяется последовательно из года в год. Изменения, внесенные в УП, должны действовать с начала следующего календарного года. Менять УП среди года разрешено в исключительных случаях:

  • изменение законодательства РФ;
  • использование иных способов ведения БУ в целях формирования наиболее достоверной информации об объектах учета;
  • изменение условий деятельности фирмы (п. 5 ст. 8 закона № 402-ФЗ).

ВАЖНО! На практике изменения и дополнения УП бывают 2 видов:

  • собственно изменения УП (например, в связи с изменением законодательства), последствия которых отражаются в БУ и отчетности в соответствии с требованием законодательства, а при отсутствии таких требований — ретроспективно;
  • дополнения, вносимые в УП (например, при развитии нового направления бизнеса) — они вносятся и действуют с того момента, как это стало нужно. А в учете и отчетности отражаются перспективно.

Подробнее о процедуре внесений изменений в УП читайте в статье «Когда и как должно вводиться изменение учетной политики?».

Содержание ПБУ «Учетная политика организации»

ПБУ 1/2008 состоит из 4 разделов.

Раздел I посвящен общим сведениям о самом нормативном акте и используемой далее терминологии.

На что обратить внимание:

  • ПБУ распространяется только на юрлиц, за исключением кредитных и бюджетных организаций. Соблюдать нормы положения в части формирования УП должны все компании, на которые распространяется ПБУ; в части раскрытия информации о положениях УП, ее изменении и прочих аспектах, предусмотренных разделом IV ПБУ 1/2008 — только фирмы, публикующие бухотчетность.
  • Филиалы и подразделения иностранных юрлиц на территории РФ могут составлять УП либо по правилам ПБУ 1/2008, либо по правилам страны происхождения, но тогда они не должны противоречить МСФО (п. 1 ПБУ 1/2008).
  • К способам ведения БУ относятся способы группировки, оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота и обработки информации, инвентаризации, использования счетов и регистров БУ (п. 2 ПБУ 1/2008).

Раздел II содержит детальную инструкцию по формированию УП и чек-лист того, что должно быть в УП.

На что обратить внимание:

  • УП составляет главбух либо ответственный за ведение БУ в компании, а утверждает руководитель приказом или распоряжением (п. 4 ПБУ 1/2008);
  • УП опирается на следующие допущения: имущественной обособленности, непрерывности деятельности, последовательности применения УП и временной определенности хозопераций (п. 5 ПБУ 1/2008);
  • к УП предъявляются требования: полноты, своевременности, осмотрительности, непротиворечивости, рациональности отражения хозопераций, приоритета содержания над формой (п. 5 ПБУ 1/2008);
  • компании, которым разрешено применять упрощенные способы БУ, могут вести учет без двойной записи (п. 6.1 ПБУ 1/2008) и руководствоваться при самостоятельном выборе способа учета только требованием рациональности (п. 7.2 ПБУ 1/2008);
  • если вы только недавно создали компанию или реорганизовали уже существующую, то УП для БУ следует сформировать в течение 90 дней со дня госрегистрации, при этом после утверждения УП считается действующей с момента госрегистрации фирмы;
  • способы ведения БУ, зафиксированные в УП, применяются с начала календарного года, следующего за годом утверждения УП, всеми подразделениями юрлица, даже если они выделены на отдельный баланс (п. 9 ПБУ 1/2008).

Раздел III посвящен изменениям в УП.

На что обратить внимание:

  • изменения УП вступают в силу с начала следующего отчетного года либо в исключительных случаях, которые были разобраны в разделе «Что такое учетная политика?»;
  • изменения в УП вносятся распоряжениями или приказами руководителя;
  • не считается изменением УП утверждение способов ведения БУ по новым хозоперациям, существенно отличающимся от тех, которые осуществляла организация ранее, либо возникшим впервые в деятельности компании (п. 10 ПБУ 1/2008);
  • результаты изменения УП выражаются в денежной оценке, а в учете отражаются в соответствии с законодательством РФ. Если УП поменялась не из-за изменений в законодательстве, то отражать последствия изменения УП следует ретроспективно, то есть корректируя входящий остаток по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» за самый ранний представленный в отчетности период и представляя связанные статьи отчетности так, как если бы новая УП применялась ранее (пп. 13, 14 ПБУ 1/2008);
  • фирмы, применяющие упрощенные способы ведения БУ, отражают в бухотчетности последствия изменения УП без ретроспективного пересчета, если иное не установлено законодательством РФ (п. 15.1 ПБУ 1/2008).

Раздел IV ПБУ 1/2008 информирует бухгалтера о необходимости раскрытия положений УП в бухотчетности.

На что обратить внимание:

  • Раскрывать информацию об УП следует в пояснительной записке (приложение 3 к приказу Минфина России от 02.07.2010 № 66н).
  • Если УП сформирована с учетом допущений из п. 5 ПБУ 1/2008, то такие допущения могут не озвучиваться в бухотчетности. В остальных случаях состав и объем информации об УП, подлежащей раскрытию в бухочетности, определяется в соответствии с другими ПБУ. Если есть сомнения в применимости допущения непрерывности — на них нужно обязательно указать и привести причины возникновения таких сомнений (пп. 19, 20 ПБУ 1/2008).
  • Раскрываются существенные способы ведения БУ, принятые в организации (п. 17 ПБУ 1/2008).
  • При изменении УП в пояснительной записке фиксируются причины изменений, их суть, порядок отражения результатов изменения в бухотчетности и суммы корректировок по статьям отчетности (п. 21 ПБУ 1/2008).
  • Если организация планирует поменять какие-то положения УП на следующий отчетный год, то этот факт нужно задокументировать в пояснениях к бухотчетности за текущий период (п. 25 ПБУ 1/2008).

Отличия ПБУ 1/08 «Учетная политика организации» от ПБУ 1/98 «Учетная политика организации»

Как уже было сказано выше, в настоящий момент действует ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утвержденное приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н.

Ниже в таблице мы привели ключевые отличия ПБУ 1/2008 от ПБУ 1/98, действовавшего ранее:

ПБУ 1/98

(утверждено приказом Минфина РФ от 09.12.1998 № 60н, утратило силу на основании приказа Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н)

ПБУ 1/2008

(утверждено приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н в редакции от 28.04.2017)

Отсутствует

5.1. Способы учета фирма выбирает независимо от других организаций, но установленная ею УП обязательна для ее дочерних обществ

5. УП формируется главбухом

4. УП формируется главбухом или иным лицом, ведущим БУ в организации

5. Утверждаются нетиповые формы первички, регистров и документов внутренней бухотчетности

4. Утверждаются формы первички, регистров, документов внутренней бухотчетности

Отсутствует

6.1. Фирмы, имеющие право вести БУ в упрощенной форме, могут вести его без двойной записи

8. При формировании УП происходит выбор из способов БУ, допускаемых законодательством по БУ. Если способ отсутствует, то компания может разработать его сама в соответствии с ПБУ 1/98 и другими ПБУ

7. При формировании УП происходит выбор из способов БУ, допускаемых законодательством по БУ. Если способ отсутствует, то компания может разработать его сама в соответствии с правилами, установленными ПБУ 1/2008. Организации, создающие отчетность по МСФО, при несоответствии способов, содержащихся в стандартах РСБУ, требованиям МСФО вправе предпочесть в УП применение способов, установленных для МСФО

Отсутствует

7.1. При самостоятельной разработке способов бухучета устанавливается следующая последовательность приоритетов в выборе образцов для подражания: стандарты МСФО – аналоги в стандартах РСБУ – рекомендации в области бухучета

Отсутствует

7.2. Фирмы, имеющие право вести БУ в упрощенной форме, вправе при самостоятельном выборе способа бухучета руководствоваться исключительно требованием рациональности

Отсутствует

7.3. Если применение установленных РСБУ способов бухучета приводит к формированию недостоверной информации, допустимо отступление от них

7.4. В отношении информации, расцениваемой как несущественная для принятия экономических решений, при выборе способа бухучета также допустимо ориентироваться только на требование рациональности

12. К способам ведения БУ, принятым при формировании УП и подлежащим раскрытию в бухотчетности, относятся способы амортизации ОС, НМА, оценки ТМЦ, признания прибыли и другие способы, отвечающие требованиям п. 11 ПБУ 1/98

2. К способам ведения БУ относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов БУ, организации регистров БУ, обработки информации

21. Последствия изменения УП, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финположение или финрезультаты, отражаются в бухгалтерской отчетности исходя из требования представления числовых показателей минимум за 2 года, кроме случаев, когда оценка в денежном выражении этих последствий не может быть достаточно надежной. Бухгалтеру следует исходить из предположения, что измененный способ ведения БУ применялся с первого момента возникновения случая, для которого способ предназначен. Отражение последствий изменения УП заключается в корректировке только бухотчетности — по данным за периоды, предшествующие отчетному. В БУ записи не производятся

15. Последствия изменения УП, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финположение или финрезультаты, отражаются в бухгалтерской отчетности ретроспективно, за исключением случаев, когда оценка в денежном выражении таких последствий не может быть достаточно надежной

Отсутствует

15.1. Фирмам, применяющим упрощенные способы ведения БУ, разрешено отражать в бухотчетности существенные последствия изменения УП, перспективно, если иной порядок не указан в законодательстве

Отсутствуют

20.1 и 20.2. Отступления от стандартов РСБУ должны раскрываться с объяснением причин этого в пояснениях к бухотчетности. Это касается как предпочтений в пользу стандартов МСФО (20.1), так и замененного альтернативным способа РСБУ (20.2)

Отсутствует

21. В случае изменения УП следует раскрывать причину, содержание изменений, порядок отражения последствий изменения в бухотчетности и суммы корректировок. Если организация обязана показывать данные о прибыли, приходящейся на одну акцию, то следует отражать корректировку по сведениям о базовой и разводненной прибыли или убытку на акцию. Кроме того, следует указывать сумму корректировки за периоды, предшествующие указанным в бухочетности

Отсутствует

22. В случае если раскрытие информации, предусмотренной п. 21 данного ПБУ, по какому-то отдельному предшествующему отчетному периоду, представленному в бухотчетности, или по отчетным периодам, более ранним в сравнении с представленными, невозможно, этот факт следует отразить в отчетности вместе с указанием отчетного периода, в котором будет применено изменение УП

Отсутствует

23. Если НПА по БУ может быть применен добровольно до его официального вступления в силу, компания должна раскрыть этот факт в бухотчетности

Есть ли нововведения в ПБУ «Учетная политика организации» в 2019-2020 годах

В 2019 году поправки в ПБУ 1/2008 не вносились. Информации о корректировке положения в 2020 году пока нет.

Последние нововведения в ПБУ 1/2008 вступили в силу с 06.08.2017, утв. приказом Минфина России от 28.04.2017 № 69н. Ряд пунктов ПБУ в результате этих изменений подвергся редакционным правкам, уточнившим формулировки (пп. 1, 6, 7, 8, 10, 15, 17, 18, 24), но появились и новые положения, дополнившие текст ПБУ. К числу последних относятся такие моменты:

  • Организация выбирает способы ведения БУ автономно от других юрлиц (п. 5.1). Исключение сделано для дочерних компаний — они должны использовать те же способы БУ, что и материнская компания.
  • Если компания формирует отчетность по МСФО, то она пользуется федеральными стандартами БУ в соответствии с требованиями МСФО (п. 7). Однако если способ БУ, рекомендованный федеральными стандартами, противоречит МСФО, то организация может этот способ не применять. Компания должна будет в таком случае обосновать, почему способ, предложенный федеральным стандартом, противоречит МСФО.
  • Выбор образца для самостоятельной разработки способа учета, отсутствующего в федеральных или отраслевых стандартах, осуществляется в определенной последовательности (п. 7.1): МСФО – аналогии в РСБУ – рекомендации по бухучету. Фирмы, имеющие право применять упрощенные способы БУ, в такой ситуации могут исходить только из принципа рациональности (п. 7.2).
  • В исключительных ситуациях, если применение ПБУ 1/2008 ведет к получению недостоверной информации о финположении компании, разрешено отступать от норм ПБУ (п. 7.3) при условии, что будут определены обстоятельства, мешающие использовать ПБУ, и внедрены альтернативные способы учета, которые не приведут к еще большей его недостоверности.
  • В отношении организации учета информации, являющейся несущественной для понимания финансового положения, возможен выбор способа учета по принципу рациональности (п. 7.4).
  • В пояснениях к отчетности фирма должна раскрыть причины и следствия замены способов, содержащихся в РСБУ, положениями МСФО (п. 20.1), а также причины отступления от норм РСБУ (п. 20.2) с пояснениями образующихся в учете разниц.
  • Если законодательство по БУ поменялось, а нововведения можно добровольно применять до наступления срока обязательного применения, то компания, применившая новый НПА досрочно, отражает этот факт в бухотчетности (п. 23).

Исключенным из текста ПБУ оказалось требование о раскрытии в пояснениях к бухотчетности положений УП на следующий за отчетным год (п. 25).

Составляем учетную политику — ПБУ 1/2008

В соответствии с п. 4 ПБУ 1/2008 в состав УП организации должны входить следующие документы:

  • рабочий план счетов;
  • формы первички, регистров БУ и документов внутренней бухотчетности;
  • порядок проведения инвентаризации;
  • способы оценки активов и обязательств;
  • правила документооборота и обработки информации;
  • механизм контроля хозопераций;
  • иные необходимые для организации БУ документы.

Все эти документы, а также образцы составления УП для разных компаний и систем налогообложения вы найдете в нашем разделе «Учетная политика-2020».

Итоги

ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» не зря имеет первый порядковый номер среди всех ПБУ, поскольку УП — важнейший документ для организации БУ экономического субъекта. Положение содержит правила составления, утверждения и изменения УП, а также описывает порядок выбора способов ведения БУ.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

ГОСТ 12.3.008-75
Группа Т58

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА

ПРОИЗВОДСТВО ПОКРЫТИЙ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ И НЕМЕТАЛЛИЧЕСКИХ НЕОРГАНИЧЕСКИХ

Общие требования безопасности

Occupational safety standards system. Metal and non-metal inorganic coating.
General safety requirements

Дата введения 1976-07-01

ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 4 сентября 1975 г. N 2328
ПЕРЕИЗДАНИЕ. Октябрь 2000 г.
Настоящий стандарт распространяется на процессы производства металлических и неметаллических неорганических покрытий, наносимых способами: электрохимическим, химическим, анодного окисления, горячим и металлизационным.
Стандарт устанавливает общие требования безопасности для всех стадий производства покрытий.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Производство всех видов покрытий должно соответствовать требованиям настоящего стандарта и ГОСТ 12.3.002-75; должны соблюдаться строительные нормы и правила, санитарные нормы проектирования промышленных предприятий, утвержденные Госстроем СССР, санитарные правила организации технологических процессов и гигиенические требования к производственному оборудованию, утвержденные Министерством здравоохранения СССР.

1.2. Производство покрытий должно обеспечивать:
автоматизацию и герметизацию процессов, являющихся источниками опасных и вредных производственных факторов;
механизацию и автоматизацию ручного труда;
замену токсичных и горючих веществ менее токсичными, нетоксичными и негорючим веществами.

1.3. Оборудование, применяемое при производстве покрытий, должно соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.003-91.

1.4. Качество приборов, инструментов, приспособлений должно соответствовать эргономическим показателям РД 50-149-79.

ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ ПРОЦЕССАМ

2.1. Требования безопасности следует предъявлять:
при подготовке поверхности перед нанесением покрытий;
при приготовлении электролитов и растворов;
при нанесении покрытий;
при обработке покрытий.

2.2. При применении абразивного инструмента необходимо руководствоваться правилами и нормами безопасной работы по ГОСТ 12.3.028-82.

2.3. Процессы загрузки и возврата дроби в установках для дробеструйной и гидропескоструйной очистки, включение и выключение подачи сжатого воздуха, песка и пульпы должны бы механизированы.
Применение сухого кварцевого песка для очистки деталей не допускается.

2.4. Полировальные и шлифовальные станки должны быть оборудованы защитными экранами, местными отсосами, сблокированными с механизмом пуска станка. Не допускается применение полировальных кругов, состоящих из секций, изготовленных из различных материалов. Смена и переналадка кругов на ходу станка не допускается.

2.5. Чистка и ремонт оборудования, содержащего остатки органических растворителей, необходимо производить только после продувания его воздухом или паром до полного удаления паров растворителей. При продувке должны быть включены вентиляционные устройства, предотвращающие загрязнение воздуха помещения парами органических растворителей.

2.6. Приспособления в виде подвесок и корзин для загрузки и выгрузки деталей при их травлении должны быть кислотостойкими. Для уменьшения выделения водорода и вредных газов при травлении деталей из черных металлов следует применять специальные присадки.

2.7. В дробеструйных и гидропескоструйных камерах должна быть блокировка пусковых устройств с загрузочными. Открывание ворот гидроочистных камер должно быть сблокировано с работой насосов высокого давления.

2.8. При работе всех видов ультразвукового оборудования должен быть полностью исключен непосредственный контакт работающих с рабочей жидкостью, ультразвуковым инструментом и обрабатываемыми деталями.

2.9. При приготовлении растворов из смеси кислот следует вводить кислоты в порядке возрастания их плотности. Разбавляя кислоты, необходимо вливать их только в холодную воду тонкой струей и одновременно перемешивать.
Растворение щелочи и цианистых солей при массовом и крупносерийном производстве необходимо производить в механизированных установках.

2.10. Не допускается контакт хромового ангидрида с уксусной кислотой, спиртом, керосином и другими горючими жидкостями.

2.11. Отработанные электролиты перед спуском в сточные воды должны быть нейтрализованы.
Шлам, содержащий токсичные вещества, должен подвергаться обезвреживанию. Полнота нейтрализации и обезвреживания подтверждается анализом.

2.12. Раствор электролита перед добавлением щелочи в ванну оксидирования должен быть охлажден до температуры не выше 100 °С.
Для предупреждения выброса раствора из ванн оксидирования во время корректировки растворов и наполнения ванн должны применяться специальные приспособления (перфорированные ведра для растворения щелочи, трубки для подачи горячей воды, доходящие до дна ванн).

2.13. Ванны для горячего фосфатирования и оксидирования должны быть оборудованы автоматическими или ручными регуляторами температуры нагрева ванн.

2.14. При работе с расплавами металлов приспособления для загрузки ванн, погружаемые изделия, металл, добавляемый в ванну, должны быть сухими и нагретыми до 70-80 °С.

2.15. Загрузка в ванны и выгрузка их них крупногабаритных и тяжелых изделий массой более 20 кг должны производиться грузоподъемными устройствами (кранами, тельферами).

2.16. Очистку оборудования, штанг, контактов, анодных крючков и анодов необходимо производить влажным способом.

2.17. Для извлечения упавших деталей из ванн необходимо пользоваться специальными приспособлениями.

ТРЕБОВАНИЯ К ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ ПОМЕЩЕНИЯМ

3.1. Помещения для производства покрытий должны соответствовать требованиям строительных норм и правил, утвержденных Госстроем СССР.

3.2. При производстве покрытий уровни опасных и вредных факторов в производственных помещениях и на рабочих местах не должны превышать величин, установленных санитарными нормами проектирования промышленных предприятий, утвержденными Госстроем СССР.

3.3. Устройства для приготовления растворов, ванны, шлифовальные, полировальные станки и другое оборудование, размещенное в помещениях, при эксплуатации которого могут выделяться вещества с опасными и вредными свойствами, должны иметь местные отсосы.

3.4. Не допускается соединение в одну систему воздуховодов местных отсосов от ванн с кислыми и цианистыми электролитами, а также от ванн обезжиривания органическими растворителями, шлифовальных и полировальных станков.

3.5. Помещения и воздуховоды от местных отсосов должны систематически очищаться от пыли по мере необходимости, чтобы количество взвешенной в воздухе и осевшей пыли не могло образовать взрывоопасную пылевоздушную смесь в объеме более 1% объема помещений.

ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБОРУДОВАНИЯ

4.1. Расположение оборудования в цехах (участках) производства покрытий должно отвечать нормам технологического проектирования, согласованным с Госстроем СССР.

4.2. Высота стационарных ванн от уровня площадки обслуживания должна находиться в пределах 0,85-1,00 м.

4.3. Ультразвуковые установки, которые генерируют шум, превышающий установленные предельно допустимые уровни, должны быть изолированы. Уровни звукового давления на рабочих местах — по ГОСТ 12.1.001-89.

ТРЕБОВАНИЯ К ХРАНЕНИЮ И ТРАНСПОРТИРОВАНИЮ ХИМИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ

5.1. Места хранения химических веществ должны быть оборудованы стеллажами и шкафами и снабжены инвентарем, приспособлениями, средствами индивидуальной защиты, необходимыми для безопасного обращения с химическими веществами.

5.2. Химические вещества должны поступать в исправной таре или упаковке с полным комплектом сопроводительной документации, оформленной в установленном порядке.

5.3. Наполнение цистерн, контейнеров и других больших емкостей агрессивными веществами и опорожнение их должны быть механизированы.

5.4. Транспортирование химических веществ должно производиться в исправной чистой таре. Транспортирование бутылей с кислотами и жидкими щелочами на специальных тележках должно производиться двумя рабочими со скоростью не более 5 км/ч.

5.5. Транспортирование легковоспламеняющихся и горючих жидкостей должно осуществляться централизованно по трубопроводам. При сменной потребности в этих жидкостях до 200 кг каждого наименования допускается их подача к рабочему месту в плотно закрытой небьющейся таре.

ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРСОНАЛУ

6.1. Рабочие и инженерно-технический персонал должны проходить медицинский осмотр как при поступлении на работу, так и периодически. Периодичность профессиональных осмотров устанавливается в соответствии с порядком, определенным Министерством здравоохранения СССР

6.2. Все рабочие, служащие и инженерно-технические работники должны проходить инструктаж по безопасности труда:
вводный — при поступлении на работу;
первичный — на рабочем месте;
повторный — не реже одного раза в три месяца;
внеплановый — при изменении технологического процесса, смене оборудования, нарушениях требований безопасности и несчастных случаях.

ТРЕБОВАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ СРВДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РАБОТАЮЩИХ

7. ТРЕБОВАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ
ЗАЩИТЫ РАБОТАЮЩИХ

7.1. Средства индивидуальной защиты работающих, применяемые при процессах производств покрытий, должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.4.011-89.

7.2. Работающие должны пользоваться средствами индивидуальной защиты, выдаваемыми им в соответствии с нормами, утвержденными в установленном порядке.

7.3. Вся спецодежда работающих, занятых в производстве металлопокрытий, должна периодически подвергаться стирке, а спецодежда работающих с ядовитыми веществами и растворами дополнительно должна предварительно обезвреживаться.

7.4. При выполнении работ по растворению хромового ангидрида необходимо пользоваться шланговыми противогазами или фильтрующими респираторами.

7.5. Персонал, участвующий в приготовлении и применении электролитов и растворов, должен пользоваться защитными пастами и мазями.

7.6. При работе с металлизаторами обязательно применение очков со светофильтрами для защиты глаз от потока ультрафиолетовых лучей.

КОНТРОЛЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ БЕЗОПАСНОСТИ

8.1. Контроль за составом воздуха рабочей зоны на содержание пыли и вредных веществ должен проводиться путем систематических анализов.
Периодичность проведения анализов должна устанавливаться администрацией предприятия в зависимости от местных условий.

8.2. При любом изменении в технологических процессах (смена оборудования, изменение режимов работы, введение новых компонентов в составе электролита и т.д.) следует производить внеочередной анализ воздуха. В случае содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны в количестве, превышающем предельно допустимые концентрации, работа должна быть приостановлена и приняты меры по дегазации помещений и устранению причин, вызвавших загазованность воздушной среды.

8.3. Контроль за технологическим оборудованием, создающим шум в воздушной среде, должен проводиться по ГОСТ 23941-79.

8.4. При контроле оборудования, создающего при эксплуатации вибрацию, должны соблюдаться требования ГОСТ 18778-80, ГОСТ 12.1.012-90.

8.5. Контроль электробезопасности проводится в соответствии с требованиями «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей” и «Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей”, утвержденных Госэнергонадзором СССР.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (справочное). Перечень физических и химических опасных и вредных факторов производства покрытий

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Справочное

Условные обозначения:

«+” — фактор существует;

«-» — фактор отсутствует

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (справочное). Перечень основных мероприятий и средств, обеспечивающих безопасность труда при производстве покрытий

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Справочное

Условные обозначения:

«+” — указанное мероприятие для обеспечения безопасности обязательно;

«0” — мероприятие желательно;

«-» — указанное мероприятие проводить не требуется.

Текст документа сверен по:
официальное издание
Система стандартов безопасности труда:

Сб. ГОСТов —
М.: ИПК Издательство стандартов, 2000

Учет расчетов по налогу на прибыль организаций

Приказом Минфина России от 20.11.2018 № 236н в ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» внесены изменения, основной целью которых является приведение правил бухгалтерского учета налоговых обязательств и связанных с ними объектов бухгалтерского учета в соответствие МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль».

Изменения, внесенные в ПБУ 18/02

Основные новшества следующие:

1. Дополнено определение временных разниц.

Теперь под временными разницами понимаются доходы и расходы, формирующие бухгалтерскую прибыль (убыток) в одном отчетном периоде, а базу по налогу на прибыль – в другом или в других отчетных периодах, а также результаты операций, не включаемые в бухгалтерскую прибыль (убыток), но формирующие базу по налогу на прибыль в другом или в других отчетных периодах. Временная разница по состоянию на отчетную дату определяется как разница между балансовой стоимостью актива (обязательства) и его стоимостью, принимаемой для целей налогообложения.

2. Изменен перечень случаев, в которых образуются временные разницы.

В ПБУ 18/02 включен перечень случаев, в которых образуются временные разницы, а также из перечня исключены отдельные ситуации. Приведенный в ПБУ 18/02 перечень случаев, в которых образуются временные разницы, не является исчерпывающим. Временные разницы могут образовываться также в иных случаях.

3. Введен показатель, характеризующий изменение экономических выгод организации в связи с налогообложением прибыли.

С целью характеристики изменения объема экономических выгод организации за отчетный период в связи с налогообложением прибыли в ПБУ 18/02 введен показатель «Расход (доход) по налогу на прибыль», под которым понимается сумма налога на прибыль, признаваемая в отчете о финансовых результатах в качестве величины уменьшающей (увеличивающей) прибыль (убыток) до налогообложения при расчете чистой прибыли (убытка) за отчетный период. В новой редакции ПБУ 18/02 приведен практический пример определения расхода по налогу на прибыль и связанных с ним показателей.

4. Уточнено определение текущего налога на прибыль.

Теперь под текущим налогом на прибыль понимается налог на прибыль для целей налогообложения, определяемый в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.

5. Изменен состав показателей, раскрываемых в отчете о финансовых результатах.

В новой редакции ПБУ 18/02 к показателям, характеризующим налог на прибыль, которые должны раскрываться в отчете о финансовых результатах организации, отнесены расход (доход) по налогу на прибыль и налог на прибыль, относящийся к операциям, не включаемым в бухгалтерскую прибыль (убыток).

6. Уточнено содержание пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах.

В новой редакции ПБУ 18/02 уточнено содержание пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, в которых должна раскрываться информация, необходимая пользователям бухгалтерской отчетности для понимания характера показателей, связанных с налогом на прибыль организации. Приведенный в ПБУ 18/02 перечень показателей, раскрываемых в пояснениях, не является исчерпывающим. Организация должна включать в пояснения и иную информацию, необходимую пользователям бухгалтерской отчетности для понимания характера показателей, связанных с налогом на прибыль организации.

7. Разъяснен порядок применения ПБУ 18/02 участниками консолидированной группы налогоплательщиков (КГН).

В ПБУ 18/02 включены специальные положения, посвященные порядку применения этого ПБУ участниками КГН.

8. Уточнен ряд норм ПБУ 18/02.

Кроме вышеприведенных изменений,уточнен ряд норм и терминов ПБУ 18/02, например термин «постоянное налоговое обязательство (актив)» заменен термином «постоянный налоговый расход (доход)».

Порядок применения изменений

Организации обязаны применять рассмотренные новшества начиная с бухгалтерской отчетности за 2020 год. Вместе с тем организации вправе были принять решение о раннем начале применения новой редакции ПБУ 18/02 – с 2019 года, которое должно быть отражено в учетной политике. Соответственно, если организация досрочно не применяла ПБУ 18/02 в новой редакции, а начала это делать с 2020 года, то никаких изменений в учетную политику вносить не нужно.

Учет государственной помощи

Организациям, получающим и использующим государственную помощь, важны изменения, которые внесены в ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» Приказом Минфина России от 04.12.2018 № 248н. ПБУ 13/2000 приведено в соответствие МСФО (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи».

Изменения, внесенные в ПБУ 13/2000

Основные новшества следующие:

1. Скорректированы границы применения ПБУ 13/2000

Теперь нормы данного положения распространяются и на государственную помощь, предоставленную из бюджетов государственных внебюджетных фондов, при этом данное ПБУ не применяется также в отношении:

  • экономической выгоды, связанной с участием РФ, субъектов РФ и муниципальных образований в уставных фондах государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе предоставлением бюджетных средств в связи с таким участием;

  • государственной помощи, связанной с возмещением недополученных доходов и (или) финансовым обеспечением (возмещением) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг на договорной основе.

2. Установлены варианты учета бюджетных средств.

Пункт 5 ПБУ 13/2000 приведен в соответствие п. 7 данного положения, и теперь моментом принятия бюджетных средств к бухгалтерскому учету может быть момент фактического получения этих средств организацией. Выбранный порядок учета бюджетных средств организация должна будет отразить в учетной политике для целей бухгалтерского учета.

3. Уточнен порядок списания бюджетных средств со счета учета целевого финансирования капитальных затрат.

Теперь это делается по мере начисления амортизации на протяжении срока полезного использования внеоборотных активов, подлежащих амортизации, или в течение периода признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления бюджетных средств на приобретение внеоборотных активов, не подлежащих амортизации. При этом целевое финансирование учитывается при вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию в качестве доходов будущих периодов с последующим отнесением в течение срока полезного использования объектов внеоборотных активов по мере начисления амортизации на финансовые результаты организации.

4. Установлен порядок отражения бюджетных средств на финансирование капитальных затрат прошлых периодов.

Теперь бюджетные средства, предоставленные в установленном порядке на финансирование расходов, понесенных организацией в предыдущие отчетные периоды, относятся на увеличение финансового результата организации. Бюджетные средства, предоставленные на финансирование капитальных затрат, понесенных организацией в предыдущие отчетные периоды, отражаются:

  • в размере начисленной амортизации как увеличение финансового результата организации;

  • в оставшейся части – в качестве доходов будущих периодов.

5. Изменен состав показателей бухгалтерского баланса, раскрывающих информацию о государственной помощи.

В соответствии с новой редакцией п. 20 ПБУ 13/2000 в бухгалтерском балансе с учетом существенности отражаются по отдельным статьям:

  • остаток средств целевого финансирования в части предоставленных организации бюджетных средств;

  • дебиторская задолженность в части бюджетных средств, принятых к бухгалтерскому учету;

  • кредиторская задолженность по возврату бюджетных средств, признанная в бухгалтерском учете организации;

  • доходы будущих периодов, признанные в связи с полученной организацией государственной помощью на финансирование текущих расходов, в составе краткосрочных обязательств.

6. Установлен порядок раскрытия доходов будущих периодов, связанных с полученными бюджетными средствами на финансирование капитальных затрат.

Предусмотрено два способа представления в бухгалтерском балансе полученных бюджетных средств:

  • в качестве обособленной статьи в составе долгосрочных обязательств. При этом суммы, отнесенные в отчетном периоде на финансовые результаты, представляются в отчете о финансовых результатах в качестве отдельной статьи доходов;

  • в качестве регулирующей величины, уменьшающей балансовую стоимость внеоборотных активов. При этом суммы, отнесенные в отчетном периоде на финансовые результаты, уменьшают в отчете о финансовых результатах расходы по амортизации.

Соответствующий выбранный способ должен быть отражен в учетной политике для целей бухгалтерского учета организации.

7. Установлен порядок раскрытия доходов, связанных с полученными бюджетными средствами на финансирование текущих расходов.

Доходы, связанные с признанием сумм бюджетных средств на финансирование текущих расходов, представляются в отчете о финансовых результатах по выбору организации:

  • в качестве отдельной статьи доходов (с учетом существенности);

  • в качестве суммы, уменьшающей расходы, на финансирование которых получены соответствующие бюджетные средства.

В данном случае организация также должна отразить в учетной политике для целей бухгалтерского учета выбранный способ раскрытия доходов, связанных с получением бюджетных средств на финансирование текущих расходов.

8. Дополнен перечень информации, раскрываемой в бухгалтерской отчетности.

ПБУ 13/2000 установлен минимальный перечень информации о полученной организацией государственной помощи. В связи с введенным правом организации выбирать способы представления информации о полученных бюджетных средствах указанный перечень дополнен – организация обязана раскрывать в своей отчетности выбранные способы представления информации.

Новшества обязательны к применению с 2020 года. При этом организации были вправе принять решение о досрочном применении новых норм, то есть уже в 2019 году, что подлежит раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации.

Поскольку новая редакция ПБУ 13/2000 предоставляет право выбора отдельных элементов бухгалтерского учета государственной помощи, нужно отразить эти способы в учетной политике.

Информация по прекращаемой деятельности

Приказом Минфина России от 05.04.2019 № 54н в действующий стандарт ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности» внесен ряд поправок. Правила раскрытия информации о прекращаемой деятельности в бухгалтерской отчетности приведены в соответствие МСФО (IFRS) 5 «Внеоборотные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность».

Изменения, внесенные в ПБУ 16/02

Выделим основные новшества:

1. Введен новый вид актива – долгосрочные активы к продаже, под которыми понимаются:

  • объект основных средств или других внеоборотных активов (за исключением финансовых вложений), использование которого прекращено в связи с принятием решения о его продаже. Должно иметься подтверждение того, что возобновление использования этого объекта не предполагается;

  • предназначенные для продажи материальные ценности, остающиеся от выбытия, в том числе частичного, внеоборотных активов или извлекаемые в процессе их текущего содержания, ремонта, модернизации, реконструкции, за исключением случая, когда такие ценности квалифицируются в качестве запасов.

2. Введен порядок учета, оценки и отражения в бухгалтерской отчетности долгосрочного актива к продаже.

3. Уточнены определение понятия «информация по прекращаемой деятельности», а также порядок раскрытия данной информации в бухгалтерской отчетности.

4. Резерв заменен оценочным обязательством.

Порядок признания оценочного обязательства регулируется ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы».

Начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год организации обязаны применять изменения, внесенные в ПБУ 16/02.

Отметим, что хозяйствующий субъект вправе был принять решение о досрочном применении рассматриваемых новшеств в 2019 году, что должно быть раскрыто в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за 2019 год. Если организация начнет применять рассматриваемые новшества с 2020 года, то отдельно отмечать это в учетной политике для целей бухгалтерского учета не нужно.

Поскольку изменения, внесенные ПБУ 16/02, не требуют от хозяйствующего субъекта сделать выбор способа ведения бухгалтерского учета, вносить изменения в учетную политику в связи с началом применения ПБУ 16/02 в новой редакции с 2020 года не нужно.

Бухгалтерский учет аренды

В конце 2018 года Минюст зарегистрировал первый ФСБУ для коммерческих организаций – ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды», целью которого является определение требований к формированию информации об объектах, возникающих при получении (предоставлении) в аренду имущества, в бухгалтерском учете организации. ФСБУ 25/2018 разработан на основе МСФО (IFRS) 16 «Аренда».

Основные понятия ФСБУ 25/2018

Основным принципом ФСБУ 25/2018 является исключение зависимости порядка бухгалтерского учета объектов у одной стороны договора аренды от порядка учета у другой стороны того же договора. Каждая сторона договора аренды организует и ведет бухгалтерский учет соответствующих объектов самостоятельно в порядке, установленном ФСБУ 25/2018.

ФСБУ вводит новое понятие «объект учета аренды» и устанавливает его критерии. Объекты бухгалтерского учета, не отвечающие этим критериям, учитываются по правилам других стандартов бухгалтерского учета. Идентификация объектов учета аренды производится на раннюю из двух дат: дату предоставления предмета аренды или дату заключения договора аренды.

ФСБУ 25/2018 устанавливает порядок бухгалтерского учета у арендатора, для чего вводится понятие «право пользования активом». Арендатор отражает в бухгалтерском учете право пользования активом и обязательство по аренде. Право пользования активом оценивается по фактической стоимости и амортизируется (за исключением случаев, когда схожие по характеру использования активы не амортизируются). Обязательство по аренде представляет собой кредиторскую задолженность по уплате арендных платежей в будущем и оценивается как суммарная приведенная стоимость этих платежей на дату оценки. Причем арендатор может применить упрощенный порядок учета договоров аренды: он допустим в отношении краткосрочной аренды и аренды малоценных объектов. Такой порядок не предполагает отражение в бухгалтерском учете арендатора права пользования активом и обязательства по аренде, ограничиваясь признанием расхода по арендным платежам в прибылях и убытках (аналогично применяемому в настоящее время подходу, когда предмет аренды учитывается на балансе арендодателя).

ФСБУ 25/2018 предлагает арендодателю квалифицировать объекты учета аренды в качестве объектов учета операционной аренды или объектов учета неоперационной (финансовой) аренды. Аренда считается финансовой, если к арендатору переходят экономические выгоды и риски, обусловленные правом собственности арендодателя на предмет аренды. Если такие выгоды и риски не переходят к арендатору, аренда рассматривается в качестве операционной. Учет финансовой аренды предполагает признание в качестве актива чистой инвестиции в аренду, доходы при этом признаются в виде процентных начислений по этой инвестиции. В бухгалтерском учете операционной аренды доход по арендным платежам признается в прибылях и убытках равномерно или на основе иного систематического подхода, отражающего характер использования арендатором экономических выгод от предмета аренды.

Организации обязаны будут в бухгалтерской (финансовой) отчетности раскрывать информацию об объектах учета аренды, которая оказывает или способна оказать влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и движение денежных средств.

Порядок применения нового ФСБУ

Организация обязана начать применять ФСБУ 25/2018 начиная с бухгалтерской отчетности за 2022 год. Вместе с тем организация вправе принять решение о досрочном применении этого стандарта, в том числе начиная с отчетности за 2019 год, и данное решение должно быть отражено в учетной политике.

Если организация примет решение о начале применения ФСБУ 25/2018 с 2020 года, то нужно внести дополнения в учетную политику.

ФСБУ 25/2018 установлены переходные положения, которые облегчат начало применения нового стандарта. Организация должна раскрыть примененный ею порядок изменения учетной политики в связи с началом применения нового стандарта в своей бухгалтерской (финансовой) отчетности, начиная с которой он применяется.

Отметим, что представители Минфина не настаивают на досрочном применении ФСБУ 25/2018 (Письмо от 21.11.2019 № 07-01-09/90116).

* * *

Подведем итоги.

Начиная с бухгалтерской отчетности за 2020 год организации обязаны применять следующие стандарты с учетом внесенных в них изменений: ПБУ 18/02, 13/2000, 16/02. Поскольку изменения, внесенные в ПБУ 18/02 и 16/02,не требуют от хозяйствующего субъекта сделать выбор способа ведения бухгалтерского учета, вносить изменения в учетную политику в связи с началом их применения в новой редакции с 2020 года не нужно.

При этом новая редакция ПБУ 13/2000 предоставляет право выбора отдельных элементов бухгалтерского учета государственной помощи, соответственно, нужно отразить эти способы в учетной политике, выбрав:

  • порядок учета бюджетных средств;

  • способ представления в бухгалтерском балансе полученных бюджетных средств на финансирование капитальных затрат;

  • порядок раскрытия доходов, связанных с полученными бюджетными средствами на финансирование текущих расходов, в отчете о финансовых результатах.

Что касается нового ФСБУ 25/2018, обязательным к применению он будет только начиная с бухгалтерской отчетности за 2022 год. Если организация примет решение о начале применения ФСБУ 25/2018 с 2020 года, то нужно внести дополнения в учетную политику.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *