Пени НК РФ

Учет налогоплательщиков

Учет налогоплательщиков — это одна из основных задач ФНС, выполнение которой позволяет своевременно и в полном объеме пополнять государственную казну. В этом материале рассмотрим подробнее, как производится учет налогоплательщиков в налоговых органах.

Согласно части 1 статьи 19 НК РФ, на физических лиц и организации возложена обязанность платить налоги. Иными словами, эти две категории лиц являются налогоплательщиками. Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 23 НК РФ, налогоплательщики подлежат постановке на налоговый учет.

Учет и регистрация налогоплательщиков

Согласно статье 83 НК РФ, постановка налогоплательщика на учет осуществляется по месту:

  • нахождения организации;
  • нахождения ее обособленных подразделений;
  • жительства физического лица;
  • нахождения недвижимого имущества, автотранспорта.

В НК РФ предусмотрены и другие основания, по которым может быть осуществлена постановка на учет налогоплательщиков, они перечислены в статьях 335, 346.28, 346.46 и 366. Например, если плательщик налогов занимается добычей полезных ископаемых, то он может зарегистрироваться в ФНС по месту нахождения недр.

Нередки случаи, когда учет физических лиц налоговыми органами осуществляется в нескольких отделениях ФНС. Например, если у физлица имеется водное немаломерное судно, то гражданин будет учтен, как плательщик налогов по месту жительства и по месту регистрации судна. Иными словами, налогоплательщик обязан поставить на учет все имеющиеся у него объекты налогообложения.

Учет налогоплательщиков: порядок осуществления

Постановка на учет осуществляется в территориальных органах ФНС, куда гражданин должен обратиться с соответствующим заявлением по форме № 2-2-Учет, а также документом, удостоверяющим личность. Подать документы можно посредством личного посещения ФНС, при помощи портала «Госуслуги» или отправив документы по почте.

Заполнение формы заявления, как правило, не вызывает трудностей. В него вносятся стандартные личные данные:

  • фамилия, имя, отчество;
  • номер и серия паспорта;
  • пол и дата рождения;
  • сведения о месте проживания.

Образец заполнения бланка заявления

Результатом регистрации является получение соответствующего свидетельства, в котором указан ИНН. ФНС обязана подготовить этот документ в течение пяти рабочих дней. ИНН представляет собой девятизначную комбинацию цифр, в которой зашифрован код подразделения ФНС, а также индивидуальный номер налогоплательщика в соответствующем реестре.

Если свидетельство оформляется на ребенка до 14 лет, подается заявление, паспорт гражданина, от имени которого оно заполнено, а также свидетельство о рождении ребенка. Иностранные граждане должны предоставить документ, удостоверяющий личность, а также подтверждение законности своего нахождения на территории РФ. В зависимости от статуса иностранца допускается предоставление разных бумаг. В частности, это может быть миграционная карта, а также различные справки из миграционной службы.

Если налоговые платежи перечисляются в бюджет с опозданием (то есть с нарушением установленных сроков), то помимо самих налогов необходимо дополнительно уплатить еще и пени. Расчет пеней является, пожалуй, одной из самых рутинных задач, которую приходится решать бухгалтеру. Впрочем, для ее успешного выполнения ему нужно учесть ряд нюансов.

В начале напомним основные тезисы, касающиеся исполнения обязанности по уплате налога, определенные п. 3 ст. 45 НК РФ:

  • обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком только после предъявления им соответствующего поручения в банк. Данное поручение подтверждает перечисление денежных средств на счет Федерального казначейства;
  • на банковском счете налогоплательщика, предъявляющего поручение, должна быть достаточная сумма денежного остатка на момент совершения платежа.

Что такое пеня по налогам?

В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов (включая налоги, уплачиваемые в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза) в более поздние по сравнению с установленными налоговым законодательством сроки. 📌 Реклама Отключить

Словом, пеня является средством обеспечения своевременной уплаты налога. Но не только. Кроме того, пени могут быть начислены также в случаях выявления налоговиками занижения суммы налогового платежа или перечисления налоговым агентом налоговых платежей позже установленного срока.

Случаи, когда пени не начисляются

Налоговым кодексом определен ряд случаев, когда пеня по налогам не начисляется. Они поименованы в п. 3 и 8 ст. 75 НК РФ:

  • арест имущества налогоплательщика на основании решения налогового органа;
  • арест денежных средств или иного имущества налогоплательщика, а также приостановление операций по счетам в банках на основании решения суда;

выполнение письменных рекомендаций уполномоченных органов.

Важная деталь: в первых двух случаях освобождение от уплаты пеней работает лишь в период действия указанных в них обстоятельств. Подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) или инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисление пеней на сумму налога, подлежащую уплате (абз. 2 п. 3 ст. 75 НК РФ).

📌 Реклама Отключить

Порядок начисления пени

Начисление пени производится за каждыйкалендарныйдень текущей просрочки уплаты налогового платежа. К примеру, налог нужно заплатить до 25 июля, но налогоплательщик не смог внести необходимую сумму для погашения налоговой задолженности до указанной даты включительно. Следовательно, с 26 июля начинает начисляться пеня. Начисление пени будет производиться до дня погашения налоговой задолженности в полном ее объеме.

Иными словами, для определения величины пени нужны сумма налоговой задолженности и период просрочки (п. 3 ст. 75 НК РФ).

Однако при исчислении периода просрочки (за который начисляются пени) необходимо учесть одну особенность: налоговым законодательством точно определен лишь первый день такого периода – день, следующий за установленным днем уплаты налога или сбора. О последнем дне расчетного периода в п. 3 ст. 75 НК РФ не сказано ни слова. Зато в п. 4 названной статьи содержится важная оговорка – пеня определяется за каждый день просрочки.

📌 Реклама Отключить

Предположим, что налогоплательщик уплатил налог с нарушением установленного срока: не 25 июля, а лишь 16 августа 2016 года. Какой день – 15 или 16 августа следует считать последним днем просрочки? Возможны варианты.

Два мнения по поводу одного дня

В недавнем Письме Минфина России от 05.06.2016 № 03‑02‑07/39318 изложена следующая точка зрения: Налоговым кодексом не предусмотрено начисление пеней за день, в котором просрочка исполнения обязанности по уплате налога отсутствует. Финансисты рассуждают так: в момент предъявления в банк платежного поручения просрочка исполнения обязанности по уплате налога в силу п. 3 ст. 45 НК РФ отсутствует. Следовательно, деньпогашения налоговой задолженности не должен учитываться при расчете пени.

Сказанное означает следующее. К примеру, налог на прибыль по сроку должен быть уплачен 28 июля 2016 года. Однако налогоплательщик платежное поручение направил лишь на следующий день, то есть 29 июля. Формально в описанной ситуации имеется однодневная просрочка. Но! В соответствии с п. 3 ст. 75 НК РФ период просрочки начинается с 29 июля, то есть в день, когда в банк подано платежное поручение, а налог (как отмечено в Письме № 03‑02‑07/39318) считается уплаченным. Получается, что в данном случае нет никакой просрочки. Идем дальше.

📌 Реклама Отключить

Обозначенная позиция финансистов отличается от мнения налоговиков относительно последнего дня периода просрочки. Последние при расчете величины пеней, как правило, руководствуются разъяснениями, содержащимися в п. 57 и 61 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, где сказано (практически дословно), что пени начисляются по день фактического погашения недоимки.

Иными словами, налоговики настаивают на включении дня погашения налоговой задолженности в период для расчета пеней, тогда как финансисты считают, что этот день следует исключить из расчета. То есть предметом разногласий представителей двух контролирующих ведомств является день погашения задолженности.

Учитывать (или нет) его при определении размера пени – решать вам, исходя из возможных рисков. Со своей стороны добавим, что финансисты в Письме № 03‑02‑07/39318 высказали (на наш взгляд) более обоснованную точку зрения по анализируемому вопросу, нежели высшие арбитры, которые ограничились, по сути, лишь указанием на необходимость включения спорного дня в период просрочки, при этом никак не аргументируя свою позицию.

📌 Реклама Отключить

Но вернемся к нашему примеру. Учитывая разъяснения Минфина, получается, что пени налогоплательщик должен исчислить за 21 день, то есть с 26 июля по 15 августа.

Итак, для расчета пени нужны сумма налоговой задолженности и две даты – определенный налоговым законодательством срок уплаты налога и дата погашения недоимки.

Формула расчета пени

Формула для расчета пени приведена в п. 4 ст. 75 НК РФ.

Пени

=

Сумма налоговой задолженности

х

1/300 ставки рефинансирования

х

Количество

дней

просрочки

📌 Реклама Отключить

Важная деталь: с 2016 года значение ставки рефинансирования приравнено к ключевой ставке (Указание Банка России от 11.12.2015 № 3894‑У).

Для расчета пеней ключевая ставка применяется в том размере, в котором она действовала в период просрочки. Расчет усложняется, если ключевая ставка изменяется в периоде просрочки.

С 14 июня 2016 года величина ключевой ставки составляет 10,5% (Информация Банка России от 10.06.2016).

Обратите внимание

В начале августа на сайте regulation.gov.ru было размещено уведомление о разработке проекта поправок в ст. 75 НК РФ, целью которых является увеличение ставки пени. Но текст самого законопроекта пока не опубликован.

Пример 1.

Величина просроченного налогового платежа за период с 26 июля по 15 августа 2016 года составила 178 000 руб.

Размер пени составит 1 308,3 руб. (178 000 руб. х 1/300 х 0,105 х 21 дн.).

📌 Реклама Отключить

Налоговая задолженность может погашаться частями. Как это скажется на расчете пеней – покажем на примере.

Пример 2.

Воспользуемся данными предыдущего примера. Уплату налога (178 000 руб.) налогоплательщик произвел двумя платежами:

– 1 августа 2016 года – 80 000 руб.;

– 15 августа 2016 года – 98 000 руб.

Недоимка по налогу и соответствующий ей размер пени составит:

И последнее. Уплата пени обычно осуществляется одновременно с уплатой основного долга по налогу. Также возможна их уплата после перечисления полной суммы просроченной налоговой задолженности. 📌 Реклама Отключить

Резюмируем сказанное. Пеня – является инструментом, обеспечивающим своевременную уплату налогов и сборов, поскольку ее начисление прекращается при погашении просроченного налогового платежа. Размер пени исчисляется в процентном соотношении к неуплаченной сумме по одному виду платежа. Процентное отношение приравнивается к 1/300 установленной ставки рефинансирования (которая с 2016 года приравнена к ключевой ставке).

Но есть одна сложность: период просрочки законодательно не определен. Финансисты считают (Письмо № 03‑02‑07/39318), что день погашения налоговой задолженности не должен учитываться при расчете пени. То есть, если платежное поручение на перечисление налога на прибыль направлено в банк 29 июля вместо установленного Налоговым кодексом 28 июля, оснований для расчета пени не возникает. Ведь пени рассчитываются со дня, следующего после установленного срока уплаты, а день погашения налоговой задолженности, по мнению Минфина, должен исключаться из расчета пени.

📌 Реклама Отключить

Тогда как налоговики, руководствуясь разъяснениями Пленума ВАС (п. 57, 61 Постановления № 57), напротив, полагают, что пени начисляются по день фактического погашения недоимки. Выгода первой из двух изложенных позиций очевидна, как, впрочем, и ее риск. Поэтому с учетом данного обстоятельства налогоплательщику следует самостоятельно решить, какому из обозначенных вариантов расчета пени отдать предпочтение.

1. Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

2. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

3. Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.

Не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик (участник консолидированной группы налогоплательщиков, к которому в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса были приняты меры по принудительному взысканию налога) не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа был наложен арест на имущество налогоплательщика или по решению суда были приняты обеспечительные меры в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика (участника консолидированной группы налогоплательщиков, к которому в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса были приняты меры по принудительному взысканию налога) в банке, наложения ареста на денежные средства или на имущество налогоплательщика (участника консолидированной группы налогоплательщиков). В этом случае пени не начисляются за весь период действия указанных обстоятельств. Подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) или инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисления пеней на сумму налога, подлежащую уплате.

4. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.

Процентная ставка пени принимается равной:

для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, — одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации;

для организаций:

за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком до 30 календарных дней (включительно) — одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации;

за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком свыше 30 календарных дней — одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период до 30 календарных дней (включительно) такой просрочки, и одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период начиная с 31-го календарного дня такой просрочки.

4.1. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого применяется порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, вправе принять закон, устанавливающий, что на сумму недоимки по налогу на имущество физических лиц пени начисляются:

1) за налоговый период 2015 года — начиная с 1 мая 2017 года;

2) за налоговый период 2016 года — начиная с 1 июля 2018 года;

3) за налоговый период 2017 года — начиная с 1 июля 2019 года.

5. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.

6. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств (драгоценных металлов) налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 — 48 настоящего Кодекса.

Принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, а с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, — в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

Принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей в случаях, предусмотренных подпунктами 1-3 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, производится в судебном порядке.

7. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, страховых взносов и распространяются на плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов и консолидированную группу налогоплательщиков.

8. Не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора, страховых взносов) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (отчетным, расчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа), и (или) в результате выполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) мотивированного мнения налогового органа, направленного ему в ходе проведения налогового мониторинга.

Положение, предусмотренное настоящим пунктом, не применяется в случае, если указанные письменные разъяснения, мотивированное мнение налогового органа основаны на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом).

Комментарий к Ст. 75 НК РФ

Согласно п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

В отличие от гражданского законодательства налоговое разделяет понятия пени и штрафа. Статья 330 Гражданского кодекса РФ объединяет эти понятия под общим термином «неустойка». При этом в гражданском законодательстве неустойка имеет двоякий характер: с одной стороны это способ обеспечения обязательств, а с другой — одна из мер ответственности за нарушение обязательств.

Налоговое законодательство не рассматривает пеню как санкцию за совершение налогового правонарушения, к таким санкциям относятся только штрафы, установленные гл. 16 и 18 НК РФ.

Согласно п. 2 комментируемой статьи пени уплачиваются независимо от применения других мер обеспечения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Законодательство о налогах и сборах не предусматривает возможность уменьшения размера пени, рассчитанного за несвоевременную уплату налога (сбора) (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 22 января 2008 г. N Ф03-А73/07-1/6214 по делу N А73-845к А73-5149/2007-9, Постановление ФАС Московского округа от 26 августа 2011 г. N КГ-А40/9308-11 по делу N А40-33815/10-124-140).

Согласно п. 3 комментируемой статьи пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ и гл. 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (Единый сельскохозяйственный налог)» НК РФ.

Помимо того что пени начисляются на сумму неуплаченного налога (сбора), пени начисляются также и на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей по налогу.

Так, исходя из п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой НК Российской Федерации» и согласно абз. 2 п. 3 ст. 58 НК РФ в случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном ст. 75 НК РФ.

При этом порядок исчисления пеней не ставится в зависимость от того, уплачиваются ли соответствующие авансовые платежи в течение или по итогам отчетного периода, исчисляются ли они на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со ст. ст. 53 и 54 НК РФ и отражающей реальные финансовые результаты деятельности налогоплательщика.

Пени за неуплату в установленные сроки авансовых платежей по налогам подлежат исчислению до даты их фактической уплаты или в случае их неуплаты — до момента наступления срока уплаты соответствующего налога.

Если по итогам налогового периода сумма исчисленного налога оказалась меньше сумм авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого налогового периода, судам необходимо исходить из того, что пени, начисленные за неуплату указанных авансовых платежей, подлежат соразмерному уменьшению.

Данный порядок надлежит применять и в случае, если сумма авансовых платежей по налогу, исчисленных по итогам отчетного периода, меньше суммы авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого отчетного периода.

На исчисленные (восстановленные) авансовые платежи по отчетным периодам и по налогу, исчисленному по налоговой декларации за налоговый период, пени должны быть рассчитаны в соответствии со ст. 75 НК РФ начиная со дня, следующего за днем, в который истек установленный Налоговым кодексом РФ срок уплаты авансовых платежей и налога (Письмо Минфина России от 28 декабря 2012 г. N 01-02-03/03-482 «О начислении пени по налогу на прибыль организаций»).

При этом следует учесть, что требование налогового органа об уплате должно содержать сведения об основаниях начисления пеней, о периоде, за который они начислены и т.п. В противном случае такое требование будет признано недействительным (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 27 февраля 2008 г. N А19-13280/07-24-Ф02-451/08 по делу N А19-13280/07-24).

Пени на недоимку, которую налогоплательщик не погасил вследствие того, что были приостановлены его операции в банке или наложен арест на его имущество, не начисляются на весь период действия данных обстоятельств.

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора (п. 4 ст. 75 НК РФ).

Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

Таким образом, расчет пени можно представить в следующем виде:

Неуплаченная сумма Количество календарных 1/300 действующей

налога (сбора, дней просрочки исполнения ставки

Пени = авансового платежа x обязанности по уплате x рефинансирования

по налогу) налога(сбора, авансового Банка России

платежа по налогу)

Согласно п. 6 ст. 75 НК РФ принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей в случаях, предусмотренных пп. 1 — 3 п. 2 ст. 45 НК РФ, производится в судебном порядке.

Напомним, что в п. 2 ст. 45 НК РФ закреплено положение, устанавливающее судебный порядок взыскания налога:

с организации, которой открыт лицевой счет;

в целях взыскания недоимки, числящейся более 3 месяцев за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий) в случаях, когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий), а также за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации основными (преобладающими, участвующими) обществами (предприятиями) с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий);

с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной таким налогоплательщиком, и характера деятельности этого налогоплательщика.

В соответствии с п. 8 комментируемой статьи не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания этого документа).

При этом положение, предусмотренное п. 8 ст. 75 НК РФ, не применяется в случае, если указанные письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации, сообщенной налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом).

Отметим только, что в п. 8 ст. 75 НК РФ закреплено 3 принципиальных положения:

пеня не начисляется на сумму недоимки, которая образовалась в результате выполнения им письменных разъяснений;

разъяснение может быть адресовано не конкретному налогоплательщику, а неопределенному кругу лиц;

разъяснение должно по смыслу и содержанию относиться к налоговым периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания этого документа.

Отметим, что согласно п. 8 ст. 75 НК РФ (в ред. Закона N 348-ФЗ, действующей с 1 января 2015 г.) пени не начисляются на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (отчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа), и (или) в результате выполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) мотивированного мнения налогового органа, направленного ему в ходе проведения налогового мониторинга.

Вышеуказанное положение не применяется в случае, если указанные письменные разъяснения, мотивированное мнение налогового органа основаны на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) (абз. 2 п. 8 ст. 75 НК РФ в редакции Закона N 348-ФЗ).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *