Передача имущества между учреждениями

Согласно п. 276 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н) счет 304 04 «Внутриведомственные расчеты» предназначен для учета расчетов:

    • между главным распорядителем, распорядителями и получателями бюджетных средств, находящимися в их ведении (главным администратором источников финансирования дефицита бюджета, администраторами источников финансирования дефицита бюджета, главным администратором доходов бюджета, администраторами доходов бюджета);
    • между головным учреждением и его обособленными структурными подразделениями (филиалами);
    • между обособленными структурными подразделениями (филиалами) учреждения.

Таким образом, у казенных учреждений внутриведомственные расчеты могут быть между ГРБС и его РБС, ПБС; между двумя ПБС, которые относятся к одному ГРБС. Этот вариант к рассматриваемой ситуации отношения не имеет, поскольку бюджетное учреждение не является ПБС, участником бюджетного процесса.

Второй вариант (расчеты между головным учреждением и его филиалами, не являющимися юридическими лицами, но ведущими учет самостоятельно) к вашему случаю также не подходит, т.к. бюджетное учреждение – не филиал администрации, а самостоятельное юридическое лицо.

Следовательно, передача основных средств между учредителем и созданным им бюджетным учреждением не может отражаться в учете с применением счета 304 04.

В соответствии с п. 10.8.1 порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н (далее – Порядок № 209н), безвозмездная передача основных фондов (в т.ч. активов в составе казны публично-правового образования), а также показателей, уменьшающих стоимость основных фондов, внутри сектора государственного управления, отражается по подстатье 281 КОСГУ.

Администрация городского поселения учитывает передачу основных средств записями (пп. 10, 19, 41.3 инструкции, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н, далее – Инструкция № 162н):

Дебет КРБ ХХХХ0000000000000 1 401 20 281 Кредит КРБ ХХХХ0000000000000 1 101 ХХ 410 – передано основное средство по балансовой стоимости;

Дебет КРБ ХХХХ0000000000000 1 104 ХХ 411 Кредит КРБ ХХХХ0000000000000 1 401 20 281 – передана амортизация, начисленная на объект;

Дебет КРБ ХХХХ0000000000000 1 114 ХХ 412 Кредит КРБ ХХХХ0000000000000 1 401 20 281 – передан убыток от обесценения, начисленный ранее (при наличии).

Если ранее основное средство не было закреплено за администрацией на праве оперативного управления, а учитывалось в составе имущества казны как органом, наделенным полномочиями собственника в отношении этого имущества, передачу следует отразить записями (пп. 20, 38 Инструкции № 162н):

Дебет КРБ ХХХХ0000000000000 1 401 20 281 Кредит КРБ ХХХХ0000000000000 1 108 50 410 – передано основное средство в составе имущества казны по балансовой стоимости;

Дебет КРБ ХХХХ0000000000000 1 104 50 411 Кредит КРБ ХХХХ0000000000000 1 401 20 281 – передана начисленная на объект амортизация (при наличии).

На объекты нефинансовых активов с даты их включения в состав казны амортизация не начисляется, если иное не установлено нормативным правовым актом финансового органа публично-правового образования, в собственности которого находится имущество казны (п. 94 Инструкции № 157н).

Учредитель должен указать принимающей стороне (бюджетному учреждению), если передаваемое имущество следует отнести к особо ценному.

Операция не отражается в справке по консолидируемым расчетам (ф. 0503125), т.к. такие расчеты не консолидируются.

Согласно п. 24 СГС «Основные средства», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н, объекты, полученные учреждением от собственника (учредителя), отражаются в учете по стоимости из передаточных документов. Одновременно к учету принимается сумма начисленной амортизации (п. 29 Инструкции № 157н).

Безвозмездные неденежные поступления капитального характера от сектора государственного управления и организаций государственного сектора учитываются по подстатье 195 КОСГУ (п. 9.9.5 Порядка №209н).

Принимающая сторона отражает поступление имущества от учредителя записями (пп. 9, 27, 67.7 инструкции, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н, далее – Инструкция № 174н):

Дебет КРБ ХХХХ0000000000000 4 101 ХХ 310 Кредит КДБ ХХХХ0000000000150 4 401 10 195 – принят к учету полученные объект основных средств по балансовой стоимости;

Дебет КДБ ХХХХ0000000000000 4 401 10 195 Кредит КРБ ХХХХ0000000000000 4 104 ХХ 411 – принята к учету начисленная ранее амортизация (при наличии);

Дебет КДБ ХХХХ0000000000000 4 401 10 195 Кредит КРБ ХХХХ0000000000000 4 114 00 412 – принят к учету ранее начисленный убыток от обесценения (при наличии).

В соответствии с п. 13.1 порядка, утв. приказом Минфина России от 08.06.2018 № 132н, безвозмездные поступления нефинансовых активов отражаются в доходах бюджетов по соответствующим статьям и подстатьям доходов кода вида доходов бюджетов 000 2 07 00000 00 0000 000 «Прочие безвозмездные поступления». Из буквального прочтения этого пункта следует, что в разрядах 4 – 8 номера счета 0 401 10 195 ставятся статья и подстатья доходов кода вида доходов бюджетов, в разрядах 9 – 16 – нули (2 07 ХХХХХ 00 0000 000 1 401 10 195).

В то же время в сопоставительной таблице кодов видов доходов бюджетов и соответствующих им кодов аналитической группы подвидов доходов бюджетов, применяемых в 2018 году, к кодам, применяемым в 2019 году (информация Минфина России), допускается увязка статьи 150 «Безвозмездные денежные поступления» аналитической группы подвида доходов бюджетов и подстатей статьи 190 «Безвозмездные неденежные поступления в сектор государственного управления» КОСГУ. Поэтому полагаем, что указание в разрядах 15 – 17 номера счета 4 401 10 195 кода 150 не является ошибкой. Однако в целях обособления денежных и неденежных потоков, по нашему мнению, в разрядах 15 – 17 номера счета 0 401 10 199 целесообразно поставить нули.

Операция также не отражается в справке по консолидируемым расчетам учреждения (ф. 0503725), поскольку такие расчеты не консолидируются.

Если имущество относится к особо ценному или является недвижимостью, необходимо скорректировать расчеты с учредителем (п. 116 Инструкции № 174н):

Дебет КДБ 00000000000000000 4 401 10 172 Кредит КДБ 00000000000000000 4 210 06 661 – скорректированы расчеты с учредителем в размере балансовой стоимости имущества.

Учет запасов в соответствии с их целевым назначением: разъяснения Минфина

Сизонова О., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Начиная с 2020 года при учете запасов следует применять положения ФСБУ «Запасы» и Письмо Минфина РФ от 01.08.2019 № 02-07-07/58075, в котором доведены Методические рекомендации по применению указанного стандарта (далее – Методические рекомендации). В данном документе разъяснены правила учета материальных запасов в соответствии с их целевым назначением. Подробнее об этом расскажем в публикации.

Cогласно п. 118 Инструкции № 157н материальные запасы учитываются по соответствующим аналитическим счетам:

  • 105 01 000 «Медикаменты и перевязочные средства»;

  • 105 02 000 «Продукты питания»;

  • 105 03 000 «Горюче-смазочные материалы»;

  • 105 04 000 «Строительные материалы»;

  • 105 05 000 «Мягкий инвентарь»;

  • 105 06 000 «Прочие материальные запасы»;

  • 105 07 000 «Готовая продукция»;

  • 105 08 000 «Товары»;

  • 105 09 000 «Наценка на товары».

Минфин пояснил, что если бухгалтеру не удается отнести материальные запасы на тот или иной счет аналитического учета, то следует руководствоваться положениями отраслевых нормативных правовых актов и Общероссийского классификатора (принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст). К примеру, учреждение приобрело шторы для интерьеров. Согласно Общероссийскому классификатору они относятся к изделиям текстильным готовым (кроме одежды), то есть являются мягким инвентарем и учитываются на счете 0 105 05 000 «Мягкий инвентарь».

Однако если невозможно точно определить счета аналитического учета, то их целесообразно учитывать в составе прочих материальных запасов на счете 0 105 06 000 «Прочие материальные запасы».

В 24 – 26-м разрядах счета 0 105 хх 000 (последние 3 цифры) указывается соответствующая подстатья статьи 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ, отнесение на которую осуществляется по целевому (функциональному) назначению материального запаса.

В Методических рекомендациях на примерах рассмотрены особенности применения КОСГУ и бухгалтерских счетов в отношении приобретения и списания отдельных видов материальных запасов.

Лекарственные препараты и медицинские изделия

В соответствии с п. 11.4.1 Порядка № 209н расходы на оплату договоров на приобретение (изготовление) лекарственных препаратов и медицинских изделий, применяемых в медицинских целях, относятся на подстатью 341 «Увеличение стоимости лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях» КОСГУ.

При этом согласно Общероссийскому классификатору лекарственные средства и материалы, применяемые в медицинских целях, относятся к классу 21. Вместе с тем в перечне изделий этого класса не поименованы шприцы, иглы, катетеры, канюли для переливания, стерильные перчатки и прочие медицинские расходные материалы, антисептики, дезинфицирующие материалы, системы тест-полосок и другие расходные материалы медицинского назначения. Они относятся к классу 32 («Изделия готовые прочие») как инструменты и приспособления, применяемые в медицинских целях, не включенные в другие группировки.

Поэтому многие учреждения здравоохранения при приобретении таких изделий, применяемых в медицинских целях, используют счет 0 105 06 341, а не 0 105 01 341.

Обратите внимание: в настоящее время подготовлен проект изменений в Инструкцию № 157н, после внесения которых счет 105 01 000 будет называться «Лекарственные препараты и медицинские материалы». На нем будут учитываться не только медикаменты, компоненты, эндопротезы, бактерийные препараты, сыворотки, вакцины, кровь и перевязочные средства, но и материалы, применяемые в медицинских целях (такие как шприцы, катетеры и т. п.).

В Методических рекомендациях приведены следующие корреспонденции счетов по поступлению и списанию материальных запасов, включенных в группу «Медикаменты и перевязочные средства»:

Дебет

Кредит

Приобретение медикаментов и медицинских материалов, в том числе медицинские аптечки и санитарные сумки, перевязочные средства (вата, марля, бинты), шприцы, иглы, катетеры, канюли для переливания, стерильные перчатки и прочие медицинские расходные материалы, антисептики, дезинфицирующие материалы, системы тест-полосок, применяемых в медицинских целях

0 106 34 341
0 105 31 341

0 302 34 73х
0 106 34 341

Выбытие израсходованных материальных ценностей, относящихся к объектам материальных запасов по группе «Медикаменты и перевязочные средства»

0 109 х0 272
0 401 20 272

0 105 31 441

В то же время расходы на приобретение лекарственных препаратов и материалов, не предназначенных для применения в медицинских целях, подлежат отражению по подстатье 346 «Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)» КОСГУ.

Дебет

Кредит

Приобретение аптечек, лекарственных препаратов и т. п.для нужд учреждения

0 106 34 346
0 105 36 346

0 302 34 73х
0 106 34 346

Выбытие израсходованных материальных ценностей, относящихся к объектам материальных запасов по группе «Медикаменты и перевязочные средства», применяемых для нужд учреждения

0 109 х0 272
0 401 20 272

0 105 36 446

Бутилированная вода

Согласно Порядку № 209н приобретение питьевой воды в бутылях может осуществляться по разным кодам КОСГУ в зависимости от целевого назначения:

1. Если в учреждении имеется система централизованного питьевого водоснабжения, но в его функции входит обеспечение питанием различного контингента (например, детей в дошкольных образовательных учреждениях, больных, находящихся в медицинских организациях), бутилированная вода приобретается по подстатье 342 «Увеличение стоимости продуктов питания» КОСГУ.

Дебет

Кредит

Приобретение бутилированной питьевой воды, предусмотренной нормативами обеспечения питанием, включенной в меню-раскладку

0 106 34 342
0 105 32 342

0 302 34 73х
0 106 34 342

Выбытие израсходованной бутилированной воды

0 109 х0 272
0 401 20 272

0 105 32 442

2. В случае, если в учреждении отсутствует система централизованного водоснабжения (либо уполномоченным органом выдано заключение о несоответствии воды санитарным нормам), приобретение бутилированной воды следует отражать по подстатье 349 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения» КОСГУ.

Дебет

Кредит

Приобретение бутилированной питьевой воды при отсутствии питьевого водоснабжения либо при несоответствии санитарным нормам

0 106 34 349
0 105 36 349

0 302 34 73х
0 106 34 349

Выбытие израсходованной бутилированной воды

0 109 х0 272
0 401 20 272

0 105 36 449

3. В случае, если в учреждении есть централизованное водоснабжение и нет обязанности по обеспечению питанием различного контингента (например, посетителей, работников отделов), такие расходы отражаются по подстатье 346 «Увеличение стоимости прочих оборотных запасов» КОСГУ.

Дебет

Кредит

Приобретение бутилированной питьевой воды для посетителей, работников и т. п.

0 106 34 346
0 105 36 346

0 302 34 73х
0 106 34 346

Выбытие израсходованной бутилированной воды

0 109 х0 272
0 401 20 272

0 105 36 446

Твердое топливо для печного отопления

В силу п. 10.2.3 Порядка № 209н расходы на приобретение коммунальных услуг, в том числе оплата твердого топлива при наличии печного отопления по договорам о предоставлении коммунальных услуг, отражаются по подстатье 223 «Коммунальные услуги».

Вместе с тем расходы на оплату договоров на приобретение (изготовление) горюче-смазочных материалов, в том числе всех видов топлива, горючих и смазочных материалов, присадок, иных материалов, используемых в качестве топлива и (или) смазочных материалов для обеспечения функционирования топливных систем, относятся на подстатью 343 «Увеличение стоимости горюче-смазочных материалов» КОСГУ (п. 11.4.3 Порядка № 209н).

В Методических рекомендациях разъясняется, что операции по приобретению материальных запасов, включенных в группу «Горюче-смазочные материалы», в виде твердого топлива (дров, угля) для печного отопления в бухгалтерском учете отражаются следующими записями:

Дебет

Кредит

Приобретение твердого топлива (дров, угля) для печного отопления

0 106 34 343
0 105 33 343

0 302 23 73х
0 106 34 343

Выбытие твердого топлива (дров, угля), приобретенного по договорам на оказание коммунальных услуг, включающих в себя услуги предоставления твердого топлива при наличии печного отопления

0 109 х0 223
0 401 20 223

0 105 33 443

Выбытие израсходованного топлива (дров, угля), приобретенного по договорам на поставку (приобретение) для использования на нужды учреждения (для работы отопительных систем учреждения)

0 109 х0 272
0 401 20 272

0 105 33 443

Как видим, в Методических рекомендациях приведена корреспонденция счетов по приобретению твердого топлива по подстатье 223 КОСГУ, а списание осуществляется в зависимости от целевого назначения: расходы отражаются либо по подстатье 223, либо по подстатье 272 КОСГУ.

По нашему мнению, приобретение и списание твердого топлива по подстатье 223 КОСГУ следует отражать только в рамках заключенных договоров о предоставлении коммунальных услуг. Если твердое топливо приобретается для нужд учреждения (не в рамках договоров о предоставлении коммунальных услуг), то нужно применять следующие бухгалтерские записи:

Дебет

Кредит

Приобретение твердого топлива (дров, угля) для печного отопления (не в рамках договоров о предоставлении коммунальных услуг)

0 106 34 343
0 105 33 343

0 302 34 73х
0 106 34 343

В Методических рекомендациях также отмечено, что стоимость приобретенного природного газа, поступающего в учреждение по трубопроводу (не подлежащего хранению), относится на расходы текущего финансового периода – по дебету счета 0 401 20 223 (либо 0 109 х0 223).

Приобретение молока работникам, занятым на работах с вредными условиями труда

Согласно п. 10.1.4 Порядка № 209н расходы на приобретение молока или других равноценных пищевых продуктов для бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, а также компенсационная выплата этим работникам в размере, эквивалентном стоимости указанных продуктов, относятся на подстатью 214 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме» КОСГУ.

При приобретении и списании названных материальных ценностей применяются следующие корреспонденции счетов:

Дебет

Кредит

Приобретение молока или других равноценных пищевых продуктов для бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда

0 106 34 346
0 105 36 346

0 302 14 73х
0 106 34 346

Выбытие молока или других равноценных пищевых продуктов при выдаче их упомянутым работникам

0 109 х0 214
0 401 20 214

0 105 36 446

Призы, знамена, кубки, медали

В соответствии с п. 11.4.8 Порядка № 209н расходы на оплату договоров на приобретение (изготовление) прочих объектов, относящихся к материальным запасам однократного применения, в том числе подарочной, сувенирной продукции, а также иных материальных ценностей в целях награждения, дарения относятся на подстатью 349 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения» КОСГУ.

Таким образом, приобретение призов, знамен, кубков, учрежденных разными организациями и получаемых от них для награждения команд-победителей, а также материальных ценностей, приобретенных и предназначенных для награждения (дарения), в том числе ценных подарков и сувениров, отражается на счете 0 105 36 349.

Дебет

Кредит

Приобретение призов, знамен, кубков, медалей, предназначенных для вручения

0 106 34 349
0 105 36 349
Забалансовый счет 07

0 302 34 73х
0 106 34 349

Вручение призов, знамен, кубков, медалей

0 109 х0 272
0 401 20 272

0 105 36 449
Забалансовый счет 07

Минфин напомнил в Методических рекомендациях, что отражение ценных подарков (сувениров) на забалансовом счете 07 «Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры» осуществляется с момента приобретения (в случае, когда материальные ценности принимаются на склад) и до момента вручения ценных подарков (сувениров).

При одновременном представлении лицами, ответственными за приобретение и вручение (дарение) ценных подарков (сувениров), документов, подтверждающих приобретение и вручение ценных подарков (сувениров), информация о таких материальных ценностях на забалансовом счете 07 не отражается (признаются расходы текущего финансового периода в сумме стоимости ценных подарков (сувениров)).

Порядок отражения в бухгалтерском учете операций по приобретению памятных подарков (сувенирной продукции), а также бланков строгой отчетности определен в Письме Минфина РФ от 26.04.2019 № 02-07-07/31230.

Венки, цветы для возложения к памятникам

В Методических рекомендациях разъясняется, что расходы на приобретение (изготовление) венков, цветов, а также оплата услуг по их изготовлению относятся на финансовый результат текущего года по дебету счета 0 401 20 226 «Расходы на прочие работы, услуги» и кредиту счета 0 105 00 000 «Материальные запасы» без отражения на забалансовом счете 07 «Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры».

Строительные материалы

Согласно п. 11.4.4 Порядка № 209н расходы на оплату договоров на приобретение (изготовление) строительных материалов, за исключением строительных материалов для целей капитальных вложений, относятся на подстатью 344 «Увеличение стоимости строительных материалов» КОСГУ.

Таким образом, строительные материалы, приобретенные (изготовленные) в целях выполнения строительных работ, не связанных с капитальными вложениями (например, текущий ремонт здания), следует отражать по дебету счета 0 105 34 344 «Увеличение стоимости строительных материалов – иного движимого имущества учреждения».

Все виды материалов, включая строительные материалы, приобретенные (изготовленные) для целей капитальных вложений (в рамках капитального ремонта с реконструкцией), подлежат отражению на счете 0 105 34 347 «Увеличение стоимости строительных материалов – иного движимого имущества учреждения».

В то же время строительные материалы, приобретенные (изготовленные) для ремонта движимого имущества – объектов нефинансовых активов (например, приобретение ДСП, стекла, шурупов для ремонта мебели), следует отражать на счете 0 105 36 346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов – иного движимого имущества учреждения».

* * *

Помимо рассмотренных правил учета материальных запасов, в Методических рекомендациях:

  • приведен перечень случаев, когда положения ФСБУ «Запасы» не применяются (в том числе при ведении бухгалтерского учета библиотечных фондов, живых организмов, культивируемых для получения биологической продукции, объектов культурного наследия, финансовых инструментов);

  • разъяснен порядок определения первоначальной стоимости материальных запасов, в том числе при обменной операции, изготовлении собственными силами, а также если их стоимость выражена в иностранной валюте;

  • даны рекомендации по формированию резерва под снижение стоимости запасов;

  • разъяснены вопросы по реклассификации материальных запасов.

Отдельные рекомендации посвящены переходным положениям ФСБУ «Запасы» при его первом применении.

Учет передачи НФА между бюджетными, казенными и автономными учреждениями

Порядок отражения в учете и в отчетности передачи нефинансовых активов (НФА) изменился в связи с нововведениями, внесенными Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Поскольку бюджетные и автономные учреждения более не являются участниками бюджетного процесса, такие факты хозяйственной жизни учреждений, как:

  • безвозмездное получение материальных ценностей бюджетными и автономными учреждениями от казенных учреждений и учредителя (главного распорядителя бюджетных средств);
  • безвозмездное получение материальных ценностей казенными учреждениями от бюджетных и автономных учреждений;
  • расчеты между учредителем (главным распорядителем бюджетных средств) и бюджетным (автономным) учреждением по централизованному снабжению материальными ценностями;0
  • безвозмездное получение материальных ценностей бюджетными и автономными учреждениями в рамках движения объектов между учреждениями

должны оформляться бухгалтерскими записями в корреспонденции со счетами 040110180 (поступление) и 040120241 (выбытие). При этом в Справках (ф. 0503125) и Справках (ф.0503725) данные операции не подлежат отражению, так как консолидация бюджетной отчетности получателей бюджетных средств и бухгалтерской отчетности бюджетных (автономных) учреждений в настоящее время не предусмотрена.

Отражение в учете передачи НФА

Согласно пункту 276 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, счет 30404 «Внутриведомственные расчеты» предназначен только «для учета расчетов между главным распорядителем, распорядителями и получателями бюджетных средств, находящимися в их ведении (главным администратором источников финансирования дефицита бюджета, администраторами источников финансирования дефицита бюджета; главным администратором доходов бюджета, администраторами доходов бюджета, а также для расчетов между головным учреждением и его обособленными структурными подразделениями по поступлению и выбытию нефинансовых, финансовых активов и обязательств между ними».

Бюджетными и автономными учреждениями счет 030404000 «Внутриведомственные расчеты» применяется только для отражения расчетов между головным учреждением и его обособленными подразделениями (филиалами) (п. 141 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н, п. 169 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 183н).

Таким образом, с 1 января 2011 года (с даты вступления в действие Единого плана счетов бухгалтерского учета) счет 030404000 не применяется для отражения расчетов по передачам финансовых и нефинансовых активов между учреждениями разных типов, а также между учреждениями — получателями субсидий, бюджетными и автономными.

Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н, в новой редакции:

— «принятие к бухгалтерскому учету объектов основных средств по первоначальной стоимости, сформированной при безвозмездном получении отражается на основании первичных учетных документов: Акта о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001) (не оформляется на объекты библиотечного фонда), Акта о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306031), Акта о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. 0306030), с приложением в установленных законодательством Российской Федерации случаях документов о государственной регистрации прав на недвижимость или их копий, заверенных в установленном порядке:

при закреплении права оперативного управления, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе при реорганизации — по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010100000 «Основные средства» (410111310-410113310, 410115310, 410118310, 410121310-410128310, 410131310-410138310) и кредиту счета 440110180 „Прочие доходы»;

в иных случаях от резидентов Российской Федерации и физических лиц нерезидентов Российской Федерации — по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 210100000 „Основные средства» (210111310-210113310, 210115310, 210118310, 210121310-210128310, 210131310-210138310) и кредиту счета 240110180 „Прочие доходы»» (п. 9);

— «передача в соответствии с законодательством Российской Федерации объекта основных средств безвозмездно отражается на основании: Акта о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001), Акта о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306031), Акта о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. 0306030), с приложением документов о государственной регистрации прекращения права на оперативное управление недвижимостью или их заверенных копий в случаях, установленных законодательством Российской Федерации:

при передаче органу власти, государственному (муниципальному) учреждению, в том числе при прекращении права оперативного управления (изъятия из оперативного управления) — по дебету счета 040120241 „Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 010100000 „Основные средства» (010111410-010113410, 010115410, 010118410, 010121410-010128410, 010131410-010138410, 010141410-010148410) — по балансовой стоимости объекта учета» (п. 12);

— «…по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010400000 «Амортизация» (010411410-010413410, 010415410, 010418410, 010421410-010428410, 010429420, 010431410-010438410, 010439420) и кредиту счета 040101241 „Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям…»» (п. 28).

Аналогичные положения содержатся в Инструкции по применению плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н, а также в Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 183н.

Таким образом, любая передача финансовых и нефинансовых активов между учреждениями разных типов, а также между учреждениями — получателями субсидий, бюджетными и автономными, отражается с применением счетов 0 401 20 241 (при выбытии) и 0 401 10 180 (при поступлении).

При этом независимо от того, что амортизация по нефинансовому активу начислена полностью, передается балансовая стоимость объекта и сумма накопленной по нему амортизации.

Отражение движения НФА между учреждениями в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8»

В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» операции по движению нефинансовых активов между государственными (муниципальными) учреждениями оформляются следующими документами:

— Списание хоз.инвентаря, операция Безвозмездная передача организациям (401.20.240);

— Списание библиотечного фонда, операция Передано безвозмездно организациям (401.20.240);

— Поступление материалов прочее, операция Безвозмездное получение (прочее) (10Х — 401.10.180);

При проведении документов будут сформированы бухгалтерские записи:

— при поступлении

Дебет 0.101.00.300 Кредит 0.401.10.180 Дебет 0.401.10.180 Кредит 0.104.00.400

— при выбытии

Дебет 0.401.20.241 Кредит 0.101.00.400 Дебет 0.104.00.400 Кредит 0.401.20.241

Отражение передачи имущества в Справках ф. 0503725, ф. 0503125

Нормативными документами не предусмотрено составление единой консолидированной отчетности учреждений всех типов — казенных, бюджетных и автономных. Отдельно консолидируется бюджетная отчетность участников бюджетного процесса, отдельно бухгалтерская отчетность бюджетных и автономных учреждений.

Справка по консолидируемым расчетам учреждения (ф. 0503725) формируется только головным учреждением и его обособленными подразделениями для определения взаимосвязанных показателей, подлежащих исключению при формировании головным учреждением консолидированной отчетности (п. 23 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н).

Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125), далее — Справка (ф. 0503125), формируется получателем бюджетных средств, администратором источников финансирования дефицита бюджета, администратором доходов бюджета для определения взаимосвязанных показателей, подлежащих исключению при формировании главным распорядителем, распорядителем бюджетных средств, главным администратором, администратором, осуществляющим отдельные полномочия главного администратора, источников финансирования дефицита бюджета, главным администратором, администратором, осуществляющим отдельные полномочия главного администратора, доходов бюджета, финансовым органом, консолидированных форм бюджетной отчетности (п. 23 Инструкции о порядке составления и представления… отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н).

Соответственно, указанные Справки по консолидируемым расчетам не составляются по передачам финансовых активов и НФА между учреждениями разных типов, а также между учреждениями — получателями субсидий, бюджетными и автономными.

5. Выбытие материальных запасов в связи с безвозмездной передачей

Безвозмездная передача материальных запасов может производиться учреждениями в рамках расчетов между головным учреждением, обособленными подразделениями, в рамках передачи государственным и муниципальным организациям, а также наднациональным организациям, правительствам иностранных государств, международным организациям, другим организациям.

Безвозмездная передача материальных запасов осуществляется по их фактической стоимости.

Первичные документы,

которыми оформляется безвозмездная передача

материальных запасов

Безвозмездная передача материальных запасов оформляется Накладной на отпуск материалов на сторону (ф. 0315007).

Налогообложение

при безвозмездной передаче материальных запасов

Передача на безвозмездной основе материальных запасов не облагается НДС, если указанное имущество передается некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью. В иных случаях при безвозмездной передаче материальных запасов НДС начисляется в общеустановленном порядке (абз. 2 пп. 1 п. 1, пп. 1 п. 2 ст. 146, пп. 3 п. 3 ст. 39 НК РФ).

Бухгалтерские записи бюджетного учреждения

при безвозмездной передаче материальных запасов

N п/п Номер счета
по дебету по кредиту
При передаче материальных запасов учредителю
1 Списание стоимости передаваемых материальных запасов 0 210 06 560 0 105 2X 440
При передаче материальных запасов государственным и муниципальным организациям
2 Списание стоимости передаваемых материальных запасов 0 401 20 241 0 105 XX 440
При передаче материальных запасов организациям, за исключением государственных и муниципальных
3 Списание стоимости передаваемых материальных запасов 0 401 20 242 0 105 XX 440
При передаче материальных запасов наднациональным организациям и правительствам иностранных государств
4 Списание стоимости передаваемых материальных запасов 0 401 20 252 0 105 XX 440
При передаче материальных запасов международным финансовым организациям
5 Списание первоначальной стоимости передаваемого объекта нематериальных активов 0 401 20 253 0 105 XX 440

Применяются соответствующие группа и вид кода синтетического учета.

Применяется соответствующий код вида синтетического учета.

Ситуации из практики:

Корреспонденция счетов: Как отразить в учете бюджетного учреждения безвозмездную передачу (пожертвование) общественной организации объекта материальных запасов (специальной обуви) для осуществления основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью?

Корреспонденция счетов: Федеральное бюджетное учреждение передает объект материальных запасов (металлолом) органу государственной власти, выполняющему в отношении данного учреждения функции и полномочия учредителя. Как отразить передачу (получение) металлолома в учете передающей (принимающей) стороны?

Корреспонденция счетов: Как отразить в учете бюджетного учреждения безвозмездную передачу (дарение) общественной организации объекта материальных запасов (специальной одежды)?

Другие ситуации из практики:

Корреспонденция счетов: Автономным учреждением здравоохранения от бюджетного учреждения здравоохранения одного уровня бюджета на основании распоряжения учредителя (органа государственной власти) безвозмездно получена донорская кровь. Как отразить указанную операцию в учете передающей и принимающей сторон?

Бухгалтерские записи автономного учреждения

при безвозмездной передаче материальных запасов

N п/п Номер счета
по дебету по кредиту
При передаче материальных запасов учредителю
1 Списание стоимости передаваемых материальных запасов 0 210 06 560 0 105 2X 000
При передаче материальных запасов государственным и муниципальным организациям
2 Списание стоимости передаваемых материальных запасов 0 401 20 241 0 105 XX 000
При передаче материальных запасов организациям, за исключением государственных и муниципальных
3 Списание стоимости передаваемых материальных запасов 0 401 20 242 0 105 XX 000
При передаче материальных запасов наднациональным организациям и правительствам иностранных государств
4 Списание стоимости передаваемых материальных запасов 0 401 20 252 0 105 XX 000
При передаче материальных запасов международным финансовым организациям
5 Списание первоначальной стоимости передаваемого объекта нематериальных активов 0 401 20 253 0 105 XX 000

Применяются соответствующие группа и вид кода синтетического учета.

Применяется соответствующий код вида синтетического учета.

Ситуации из практики:

Корреспонденция счетов: Автономное учреждение передает объект материальных запасов (оборудование для вентиляционной системы, требующее монтажа) органу государственной власти, выполняющему в отношении данного учреждения функции и полномочия учредителя. Как отразить передачу (получение) оборудования для вентиляционной системы в учете передающей (принимающей) стороны?

Корреспонденция счетов: Автономное учреждение безвозмездно передает (дарит) частному учреждению объект материальных запасов (тару для хранения круп).

Корреспонденция счетов: Как отразить в учете автономного учреждения оприходование кабеля, полученного при демонтаже телефонной линии (объекта основных средств), и его передачу головному учреждению в рамках внутренних расчетов?

Операции по безвозмездной передаче (получению) недвижимого имущества

В. Лахматова, редактор журнала

Журнал «Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение» № 5/2012

Безвозмездность – это передача имущества, денежных средств одним лицам со стороны других лиц без оплаты, бесплатно. При этом производиться безвозмездная передача может в рамках внутриведомственных, межведомственных и межбюджетных расчетов. В настоящей статье рассмотрен порядок отражения операций по безвозмездной передаче (получению) недвижимого имущества в учете казенных учреждений.

Правовые положения

Начнем с того, что имущество закрепляется за казенным учреждением на праве оперативного управления. Учреждение владеет и пользуется им в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности и назначением данного имущества и если иное не установлено законом, а распоряжается им с согласия собственника этого имущества (ст. 296 ГК РФ).

В силу абз. 5 п. 1 ст. 216 ГК РФ право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. При этом в соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ вещные права на недвижимое имущество, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. То есть право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Федеральный закон № 122-ФЗ) недвижимым имуществом (недвижимостью), права на которое подлежат государственной регистрации, признаются:

  • земельные участки и участки недр;
  • объекты, связанные с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (в частности, здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы).

Факт государственной регистрации прав на указанное имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации (п. 1 ст. 14 Федерального закона № 122-ФЗ). Датой государственной регистрации права оперативного управления является день внесения соответствующих записей о данном праве в Единый государственный реестр.

Бюджетный учет операций по безвозмездной передаче

В соответствии с п. 4 и 5 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н (далее – Инструкция № 162н), для учета казенными учреждениями операций с недвижимым имуществом, права на которое подлежат государственной регистрации, предназначены следующие счета:

Номер счета

Наименование счета

0 101 10 000

Основные средства – недвижимое имущество учреждений

0 101 11 000

Жилые помещения – недвижимое имущество учреждений

0 101 12 000

Нежилые помещения – недвижимое имущество учреждений

0 101 13 000

Сооружения – недвижимое имущество учреждений

Передача (получение) объектов государственного (муниципального) имущества (в том числе недвижимого) осуществляется по балансовой (фактической) стоимости объектов учета с одновременной передачей (принятием к учету) суммы ранее начисленной на этот объект амортизации (в случае ее наличия) (п. 29 Инструкции № 157н).

Срок полезного использования безвозмездно полученных объектов недвижимого имущества в целях принятия к учету в составе основных средств и начисления амортизации определяется исходя из срока фактической эксплуатации и срока ранее начисленной суммы амортизации (п. 44 Инструкции № 157н).

Безвозмездная передача (получение) может осуществляться в рамках внутриведомственных, межведомственных и межбюджетных расчетов.

Порядок отражения в бюджетном учете казенных учреждений операций по безвозмездной передаче недвижимого имущества в рамках первых двух видов расчетов (внутриведомственных и межведомственных) изложен Минфином в письмах от 01.03.2011 № 02-06-07/733 и от 30.03.2012 № 02-06-07/1061.

В первом письме специалисты финансового ведомства отводят важную роль кодам бюджетной классификации, которые следует указывать с 1 по 17 разряды номера счета бюджетного учета сторонами расчетов (передающей и принимающей) при отражении в учете операций по безвозмездной передаче. Среди них:

  • КРБ <1> – код расходов по бюджетной классификации РФ, по которому учтено передаваемое имущество;
  • КРБ <2> – код доходов по бюджетной классификации РФ XXX 2 07 00000 00 0000 180 «Прочие безвозмездные поступления» соответствующего бюджета бюджетной системы РФ;
  • КРБ <3> – код расходов по бюджетной классификации РФ, по которому полученное имущество подлежит учету получающей стороной.

Далее подробно рассмотрим особенности учета операций по безвозмездной передаче отдельно по каждому из приведенных выше видов расчетов.

Безвозмездная передача в рамках внутриведомственных расчетов

Внутриведомственные расчеты – это расчеты между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств. Для учета таких расчетов предназначен счет 0 304 04 000. Аналитический учет по счету ведется в Карточке учета средств и расчетов в разрезе участников расчетов (удержаний), а учет операций – в журналах операций в соответствии с содержанием хозяйственной операции. В частности, учет операций по безвозмездной передаче недвижимого имущества ведется в Журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов (ф. 0504071) (п. 276 – 278 Инструкции № 157н).

С порядком отражения в учете передающей и принимающей сторон операций по внутриведомственной передаче (получению) недвижимого имущества познакомимся на примере.

Пример 1

Стоимость передаваемого нежилого здания составляет 1 200 000 руб., сумма ранее начисленной амортизации – 400 000 руб. Здание относится к девятой амортизационной группе со сроком полезного использования 30 лет (360 мес.). Право на оперативное управление этим зданием у передающей стороны прекращено в январе. У принимающей стороны право оперативного управления зарегистрировано в мае.

Передающая и принимающая стороны являются учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю.

1. В бухгалтерском учете передающей и принимающей сторон в январе будут произведены следующие записи:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

В учете передающей стороны

Внутриведомственная передача нежилого здания*:

– балансовая стоимость;

КРБ <1> 1 304 04 310

КРБ <1> 1 101 12 410

1 200 000

– начисленная амортизация

КРБ <1> 1 104 12 410

КРБ <1> 1 304 04 310

400 000

В учете принимающей стороны

Внутриведомственное получение нежилого здания*:

– балансовая стоимость;

КРБ <3> 1 107 11 310

КРБ <1> 1 304 04 310

1 200 000

– начисленная амортизация

КРБ <1> 1 304 04 310

КРБ <3> 1 107 11 410

400 000

Одновременно нежилое здание ставится на забалансовый учет (до момента государственной регистрации прав)**

1 200 000

* Проводка оформляется на основании следующих документов (Письмо № 02-06-07/733):

  • Извещения (ф. 0504833);
  • Акта о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. 0306030), подписанного обеими сторонами расчетов на основании распорядительного акта органа, осуществляющего полномочия собственника;
  • документа, подтверждающего прекращение у передающей стороны права оперативного управления.

** Проводка приведена в соответствии с Письмом № 02-06-07/1061. В письме не сказано, по какой стоимости следует отражать принимаемый объект на забалансовый учет. Согласно п. 333 Инструкции № 157н объект имущества, полученный учреждением от балансодержателя (собственника) имущества, учитывается на забалансовом счете 01 на основании акта приема-передачи (иного документа, подтверждающего получение имущества и права его пользования) по стоимости, указанной (определенной) передающей стороной (собственником). Однако из данной нормы не совсем ясно, какую стоимость указывать – балансовую или остаточную. В примере указана балансовая стоимость принимаемого объекта недвижимого имущества.

2. В учете принимающей стороны в мае операции по получению нежилого здания будут отражены бухгалтерскими проводками:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Принятие к учету нежилого здания, полученного в рамках внутриведомственных расчетов, по факту государственной регистрации прав*:

– балансовая стоимость;

КРБ <3> 1 101 12 310

КРБ <3> 1 107 11 310

1 200 000

– начисленная амортизация

КРБ <3> 1 107 11 410

КРБ <3> 1 104 12 410

400 000

Одновременно нежилое здание списывается с забалансового учета

1 200 000

Начисление амортизации за время учета нежилого здания на забалансовом учете**

(1 200 000 руб. / 360 х 3)

КРБ <3> 1 401 20 271

КРБ <3> 1 104 12 410

10 000

* Проводка оформляется на основании Справки (ф. 0504833) с приложением документа, подтверждающего государственную регистрацию права на оперативное управление у принимающей стороны.

** Проводка оформляется на основании Справки (ф. 0504833). Амортизация доначислена за февраль – апрель.

Безвозмездная передача в рамках межведомственных расчетов

В рамках межведомственных расчетов осуществляются операции по безвозмездной передаче (получению) объектов недвижимости между учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям (распорядителям) одного уровня бюджета. В учете передающей стороны данные операции отражаются на счете 0 401 20 241 «Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям», а в учете принимающей стороны – на счете 0 401 10 180 «Прочие доходы» (п. 7 и 10 Инструкции № 162н).

Порядок отражения межведомственной передачи недвижимого имущества в учете передающей и принимающей сторон рассмотрим на примере.

Пример 2

Стоимость передаваемого сооружения составляет 330 000 руб., сумма ранее начисленной амортизации – 165 000 руб. Сооружение относится к пятой амортизационной группе со сроком полезного использования
10 лет (120 мес.). Право на оперативное управление этим сооружением у передающей стороны прекращено в марте. У принимающей стороны право оперативного управления зарегистрировано в мае.

Передающая и принимающая стороны являются учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям одного уровня бюджета.

1. В бухгалтерском учете передающей и принимающей сторон в марте будут произведены следующие записи:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

В учете передающей стороны

Межведомственная передача сооружения*:

– балансовая стоимость;

КРБ <1> 1 401 20 241

КРБ <1> 1 101 13 410

330 000

– начисленная амортизация

КРБ <1> 1 104 13 410

КРБ <1> 1 401 20 241

165 000

В учете принимающей стороны

Межведомственное получение сооружения*:

– балансовая стоимость;

КРБ <3> 1 107 11 310

КРБ <2> 1 401 10 180

330 000

– начисленная амортизация

КРБ <2> 1 401 10 180

КРБ <3> 1 107 11 410

165 000

Одновременно сооружение ставится на забалансовый учет (до момента государственной регистрации прав)**

1 200 000

* Проводка оформляется на основании следующих документов (Письмо № 02-06-07/733):

  • Извещения (ф. 0504833);
  • Акта о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. 0306030), подписанного обеими сторонами расчетов на основании распорядительного акта органа, осуществляющего полномочия собственника;
  • документа, подтверждающего прекращение у передающей стороны права оперативного управления.

** Проводка приведена в Письме № 02-06-07/1061.

2. В бухгалтерском учете принимающей стороны в мае операции по получению сооружения будут отражены следующими проводками:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Принятие к учету сооружения, полученного в рамках межведомственных расчетов, по факту государственной регистрации прав*:

– балансовая стоимость;

КРБ <3> 1 101 13 310

КРБ <3> 1 107 11 310

330 000

– начисленная амортизация

КРБ <3> 1 107 11 410

КРБ <3> 1 104 13 410

165 000

Одновременно сооружение списывается с забалансового учета

330 000

Начисление амортизации за время учета сооружения на забалансовом учете**

(330 000 руб. / 120 х 1)

КРБ <3> 1 401 20 271

КРБ <3> 1 104 13 410

2 750

* Проводка оформляется на основании Справки (ф. 0504833) с приложением документа, подтверждающего государственную регистрацию права на оперативное управление у принимающей стороны.

** Проводка оформляется на основании Справки (ф. 0504833). Амортизация доначислена за апрель.

Безвозмездная передача в рамках межбюджетных расчетов

Межбюджетные расчеты осуществляются между учреждениями разных уровней бюджетов бюджетной системы РФ. Операции по безвозмездной передаче (получению) недвижимого имущества в рамках данных расчетов отражаются в учете передающей стороны на счете 0 401 20 251 «Расходы на перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации», принимающей стороны – на счете 0 401 10 151 «Доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (п. 7 и 10 Инструкции № 162н).

В Письме № 02-06-07/733 проводки по отражению межбюджетной передачи недвижимого имущества Минфином не приводятся, однако, по мнению автора, они аналогичны проводкам, рассмотренным при межведомственной передаче. Разница лишь в том, что передающей стороне вместо счета 0 401 20 241 следует указывать счет 0 401 20 251, а принимающей стороне вместо счета 0 401 10 180 – счет 0 401 10 151.

Кроме того, по мнению автора, будет иным код доходов по бюджетной классификации РФ КРБ <2>, который указывается в разрядах 1 – 17 номера счета бюджетного учета принимающей стороной при отражении в учете операций по безвозмездному получению недвижимого имущества. Вместо кода XXX 207 00000 00 0000 180 «Прочие безвозмездные поступления» следует указывать код
ХХХ 202 00000 00 0000 151 «Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».

* * *

В заключении отметим, что расходы по содержанию объекта недвижимости, понесенные в соответствии с законодательством РФ до получения государственной регистрации (до момента принятия к учету основных средств), отражаются на счете 0 401 20 000 «Расходы текущего финансового года» по соответствующим статьям (подстатьям) КОСГУ (Письмо № 02-06-07/1061).

Понятие приведено из «Современного экономического словаря» (ИНФРА-М, 2006).

Таким органом является Росреестр и его территориальные органы (п. 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 № 457).

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *