Переоформление автомобиля после лизинга

В данной статье мы собрали ответы на наиболее часто задаваемые вопросы о лизинге.

В чём основные отличия лизинга от кредита?

В отличие от кредита лизинг имеет ряд преимуществ:

  • более низкий первоначальный взнос (от 10%);
  • не требуется дополнительный залог;
  • вы экономите 18% за счёт возврата НДС;
  • лизинговые платежи относятся на расходы и уменьшают налог на прибыль вашей компании в полной сумме, в отличие от кредита, где в качестве расходов вы можете учесть только проценты;
  • возможен сезонный график платежей.

Кто является собственником предмета лизинга?

До погашения всех лизинговых платежей (в том числе выкупного) собственником автомобиля является лизинговая компания. При этом лизингополучатель обладаете правом пользования автомобилем — то есть имеете полное право управлять автомобилем вместе с правом доверить управление любому лицу, указанному в полисе КАСКО.

Ведение бухгалтерского и налогового учета лизинговых операций

В бухгалтерском учёте отражается стоимость предмета лизинга в размере суммы лизинговых платежей в соответствии с актом о приеме-передаче объекта основных средств, сформированным на момент передачи предмета лизинга лизингополучателю.

В налоговом учёте отражается стоимость предмета лизинга в размере суммы расходов лизингодателя на его приобретение, сооружение, доставку, изготовление и доведение до состояния, в котором он пригоден для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов, указанных в справке о первоначальной стоимости, направляемой лизингополучателю вместе с документами на первую лизинговую услугу.

Возможен ли выезд за границу на автомобиле, взятом в лизинг?

Выехать заграницу возможно, но, как правило, для этого надо получить письменное согласие лизинговой компании. Внимательно ознакомьтесь с условиями Вашего договора.

Порядок уплаты штрафов

Лизингополучатель обязан нести все расходы, связанные с эксплуатацией предмета лизинга. Административные штрафы по КоАП РФ, возникшие по вине сотрудника лизингополучателя в результате несоблюдения им Правил дорожного движения, должны оплачиваться лизингополучателем самостоятельно. Лизингодатель в целях оперативного исполнения постановления ГИБДД иногда самостоятельно оплачивает штраф с последующей компенсацией со стороны лизингополучателя.

С какой периодичностью уплачиваются лизинговые платежи?

При расчете лизинговых платежей за основу берется принцип погашения основного долга равными долями при ежемесячных лизинговых платежах. Первый лизинговый платеж лизингополучатель уплачивает, как правило, через месяц после даты перечисления авансового платежа, который отправляется поставщику предмета лизинга.

Однако, зачастую лизингополучателям удобнее аннуитетные (равномерные) платежи – в этом случае погашение основного долга будет происходить по нарастающей, с увеличением суммы погашения от периода к периоду.

На кого регистрируются транспортные средства, являющиеся предметом лизинга? Кто уплачивает транспортный налог?

Транспортное средство, являющееся предметом лизинга, временно (до окончания срока действия договора лизинга) регистрируется за лизингополучателем, как фактическим владельцем.

В ПТС указывается, что его собственником является лизинговая компания, а фактическим владельцем выступает лизингополучатель. ПТС остается на хранении у лизинговой компании либо у банка, который профинансировал сделку. А лизингополучатель эксплуатирует транспортное средство на основании свидетельства о регистрации ТС.

Транспортный налог, согласно требованиям действующего законодательства, уплачивает именно фактический владелец транспортного средства – лизингополучатель.

Кто выбирает поставщика предмета лизинга и определяет цену договора купли – продажи?

Лизинговая компания в подавляющем большинстве случаев предлагает поставщиков, с которыми у лизингодателя имеются партнерские отношения или программы сотрудничества, для совершения более выгодной сделки в пользу лизингополучателя.

Но стоит помнить, что даже в случае, когда поставщик фактически выбран лизингодателем, непосредственно в договоре лизинга может быть указано, что поставщик выбран лизингополучателем. Таким образом лизинговая компания закрывает для себя риск ответственности за возможную недобросовестность поставщика. Более того, при наличии записи о том, что поставщик выбран лизингополучателем, именно лизингополучатель будет отвечать за возможные нарушения условий сделки поставщиком, включая компенсацию убытков лизингодателю.

Является ли страхование предмета лизинга необходимым условием заключения сделки? Кто выступает страхователем и выгодоприобретателем?

Как правило, страхование предмета лизинга является обязательным условием лизинговой сделки. Обычно страхователем и выгодоприобретателем по ущербу является лизингополучатель, а выгодоприобретателем по тоталу (гибели имущества) — лизинговая компания или банк, профинансировавший лизинговый проект.

Время чтения: 4 минут

Смена места жительства — явление распространенное. Одни переезжают в поисках лучшей жизни, других вынуждают к переезду семейные обстоятельства или род деятельности. Мигранты не только перемещаются по территории РФ, но и прибывают из-за ее пределов. Поскольку многие из них имеют собственное транспортное средство, каждому переселенцу следует выяснить, как осуществляется временный учет автомобиля в России в 2020 году и предпринять предписываемые законом действия.

О регистрации ТС на ограниченный срок

До недавнего времени учет и идентификация автомобилей регламентировали Правила регистрации автомототранспортных средств, принятые на основании Приказа № 1001 МВД РФ 24 ноября 2008 года. П. 47 этого документа предписывал временный учет транспортного средства, вывозимого более чем на 2 месяца за пределы субъекта РФ, на территории которого оно зарегистрировано.

Регистрация осуществлялась по месту пребывания автомобиля и юридического/физического лица, являющегося его владельцем, в следующих ситуациях:

  • авто, купленное или взятое в аренду в одном регионе РФ, эксплуатировалось в другом ее субъекте;
  • владелец ТС переезжал в другой регион страны на ограниченный по времени период (с сохранением постоянной регистрации);
  • ТС использовалось по доверенности и так далее.

Новый регламент был представлен в приказе МВД РФ № 605 от 07 августа 2013 года. Согласно этому документу, для граждан России временная регистрация автомобиля по месту пребывания упразднялась, оставлена была лишь процедура изменения регистрационных данных.

С 1.01.20 вступил в силу новый Федеральный закон «О государственной регистрации транспортных средств…” от 03.08. 2020 № 283-ФЗ и новые Правила государственной регистрации транспортных средств…”, утвержденные Постановлением Правительства РФ №1764 от 21.12.19 где указано, что регистрация транспортного средства на ограниченный срок осуществляется в следующих случаях:

  • ТС принадлежит гражданину РФ, который не имеет регистрации по месту жительства – на срок регистрации по месту пребывания;
  • ТС является объектом лизинга или сублизинга – на срок действия договора;
  • принадлежит аккредитованному сотруднику диппредставительства, консульского учреждения, международной (межгосударственной) организации, – на срок действия карточки или удостоверения;
  • принадлежит иностранцу или лицу без гражданства, временно пребывающим на территории Р Ф, – на срок пребывания, или, если они признанны беженцами или получили временное убежище, – на срок регистрации;
  • принадлежит иностранцу или лицу без гражданства, временно или постоянно проживающим на территории РФ, – на срок регистрации владельца;
  • принадлежит иностранному юридическому лицу по месту нахождения его обособленного подразделения, – на срок действия документов, подтверждающих аккредитацию (регистрацию, создание) филиала (представительства, корреспондентского пункта) на территории РФ;
  • ТС временно ввезено на территорию РФ на срок более 1 года, – на срок ввоза;
  • ТС регистрируется с предъявлением разрешительных документов, имеющих ограниченный срок действия (лицензии, аттестаты, сертификаты, разрешения и иные документы), – на срок их действия;
  • владельцем ТС является лицо, не достигшее возраста 16 лет, – на срок до достижения им указанного возраста;
  • ТС является опытным (испытательным) образцом, – на срок испытаний, но не более чем на 1 год.

О мероприятиях по оформлению машины в ГИБДД рассказывается в статье «Процедура постановки на учет автомобиля в 2020 году».

Потребность во временном учете

Законодательство обязывает ставить на учет в ГИБДД временно ввезенные в Россию машины, если срок их пребывания превысит 1 год месяцев. Так что процедура, которая прежде называлась «временная регистрация транспортного средства» а в настоящее время «регистрация на ограниченный срок”, применяется не только к иностранным гражданам, но также к вынужденным переселенцам и беженцам, ввозящим авто на территорию Российской Федерации.

В этом случае территориальное регистрационное подразделение Госавтоинспекции обязано выдать временное свидетельство о регистрации ТС и номерные знаки на срок пребывания гражданина. Все регистрационные мероприятия производятся только после таможенного оформления. «Родные» номера и документы следует передать на хранение в регистрирующий орган ГИБДД. При необходимости они будут возвращены владельцу авто.

В свидетельстве о временной регистрации ТС содержатся таможенные ограничения:

  • запрет на передачу/отчуждение автомобиля без санкций российской таможни;
  • допустимый срок ввоза.

Для оформления автомобиля на иностранного гражданина следует обращаться в подразделение ГИБДД, расположенное по месту временного жительства соискателя. Временная регистрация автомобиля по месту пребывания оформляется по предъявлении следующего комплекта документов:

  1. Заявление о постановке на учет (бланк можно получить в регистрационном окошке или загрузить с сайта ГИБДД).
  2. Документ, легализующий временное нахождение иностранца в РФ.
  3. Удостоверение личности (паспорт).
  4. ПТС.
  5. Подтверждение права собственности на ТС (например, договор купли-продажи).
  6. Разрешение на временный ввоз машины (если нерезидент прибыл в Россию на собственном авто).
  7. Страховка ОСАГО.

После стандартной процедуры проверки документов и соответствия указанных в них данных фактам, иностранец получит платежные реквизиты для уплаты федерального сбора. Размер госпошлин одинаков для россиян и граждан других государств:

  • номерные знаки – 2 тыс. рублей;
  • СТС – 500 руб.;
  • Внесение изменений в ПТС – 350 руб. (или 800 руб. если нужен новый ПТС).

Перечень документов для регистрации лизингового автомобиля чуть более обширен:

Если регистрация закончилась

Следует напомнить, какие существуют сроки временной регистрации авто. Если иностранный гражданин планирует более длительное пребывание в России, то в отношении его авто действует п. 2.6 «Правил перемещения в упрощенном льготном порядке ТС физлицами через таможенную границу РФ», утвержденных приказом № 814 ГТК РФ от 24 ноября 1999 года. Основное требование к иностранцам в отношении легализации их автомобилей заключается в том, что срок регистрации должен соответствовать продолжительности законного пребывания на территории РФ, но не превышать 1 год.

Когда закончилась временная регистрация автомобиля, сотрудники ГИБДД присылают уведомление о необходимости ее продлить. Как отмечается в том же пункте вышеупомянутых Правил, эта возможность дается дважды при условии внесения 50% совокупного таможенного платежа при каждом продлении.

Нарушение требований регистрации ТС наказывается штрафом. Хотя его размер вряд ли испугает иностранца, наличие административных санкций может обернуться неприятностями при следующем приезде в РФ.

Завершаем изучение основного закона, регулирующего лизинговую отрасль — Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)» №164-ФЗ.

Наконец то добрался до рассмотрения той части Закона, где устанавливаются правила обращения взысканий на предмет лизинга со стороны третьих лиц, таких как Банки, частные кредиторы, или же действия ФССП (служебных приставов) по решению суда, например из-за искового заявления против лизингополучателя или лизинговой компании.

Ситуации, в результате которых лизинговый автомобиль Клиента может оказаться в залоге у Банка, мы подробно разбирали в одной из прошлых статей канала. Теперь же поговорим, как могут действовать Клиенты и лизинговая компания, если на предмет лизинга обращено взыскание.

Статья 23. Обращение взыскания третьих лиц на предмет лизинга

Пункт 1. На предмет лизинга не может быть обращено взыскание третьего лица по обязательствам лизингополучателя, в том числе в случаях, если предмет лизинга зарегистрирован на имя лизингополучателя.

Эта статья, наверное, декларирует единственный плюс для бизнеса Клиента, когда собственником лизингового имущества в течение всего договора лизинга является не он сам, а лизинговая компания.

Простыми словами: никто и ни при каких обстоятельствах не может предъявить по долгам именно Клиента (важно!) какие либо права на лизинговое имущество. Ни изъять, ни арестовать, ни взять в залог по долгам Клиента (еще раз подчеркиваю) лизинговое имущество нельзя. Почему? Потому что это имущество принадлежит лизинговой компании на праве собственности. Клиент же до момента полного завершения договора будет являться просто арендатором этого имущества. А лизинговая компания никакие гарантии за долги своих Клиентов не дает, это исключительно обязательства самих Клиентов. Единственное кто может предъявить имущественные права на предмет лизинга — это сама лизинговая компания (или ее правопреемник по договору лизинга, об этом чуть позже).

Пара ситуаций, с которыми я лично встречался, и где сработал данный пункт Закона:

  • производственная компания, занималась изготовлением малых архитектурных форм (скамейки, беседки, арт-объекты, качели, ограждения, и т.д.). Собственник компании, он же генеральный директор, взял несколько довольно крупных муниципальных подрядов на изготовление и установку партии изделий в парках и скверах города. Большая часть работ им была произведена вовремя, часть изделий, как всегда бывает, поставлена чуть позже указанного срока. А вот со сдачей-приемкой изделий и работ возникли серьезные сложности: чиновников все время что-то не устраивало: то цвет, то форма что-то не та, то срок позже указанного. А без подписанных актов муниципалитет окончательную оплату не осуществляет. Авансы давно закончились, основной оплаты нет, с поставщиками надо расплачиваться за поставленные сырье и материалы. Бизнесмен — заложник ситуации, рад бы расплатиться, да нечем, и неизвестно когда конфликт с муниципалитетом разрешится. Некоторые поставщики подали на него в суд, суд вынес решение о взыскании и передал на исполнение в ФССП. Приставы же во исполнение решения суда могут изъять только собственное имущество бизнесмена. Ничего из арендованного или лизингового изъятию согласно данной статьи закона, не подлежит! С компанией несколько лет назад было заключены договоры лизинга на спецтехнику — грузовики манипуляторы для доставки и выгрузки форм к заказчикам и на пару легковых авто. Договоры эти к моменту конфликтной ситуации уже подошли к концу, практически все лизинговые платежи были бизнесменом выплачены, оставались только выкупные платежи за символические деньги (1% от стоимости автомобилей). Но вот выкупать их он категорически не торопился: как только он оформлял бы в свою собственность данное имущество (спецтехнику и легковушки), на них бы тот час накладывались обеспечительные меры ФССП и была угроза изъятия техники для выставления на торги в счет долгов. А пока они числились на лизинговой компании — ничего подобного произойти не могло.
  • ситуация №2: транспортная компания, средний по размерам парк из крупнотоннажных седельных тягачей и полуприцепов, занимаются доставкой промтоварной продукции по РФ. Собственник, он же исполнительный директор, принципиально закупал всю технику исключительно в лизинг на 3-4 летние договоры. Так же вел переговоры о приобретении в лизинг базы старого АТП на более длительный срок, чтобы впоследствии сделать там штаб-квартиру своей компании. В разговоре признался, что категорически против покупки активов в свою собственность за свои деньги или с привлечением кредитов. Причина такого убеждения оказалась следующей: то ли он сам ранее, то ли кто-то из его близких родственников оказался мишенью рейдерского захвата бизнеса. Отбиться им вроде бы удалось, но часть активов потеряли, а еще потеряли уйму нервов, времени и денег на решения конфликта. Так что об уважении к частной собственности в РФ у данного бизнесмена сложилось свое специфическое, но выработанное жизнью мнение, переспорить его в этом вопросе было просто невозможно. А с лизинговым имуществом на руках он чувствовал себя намного спокойнее: даже если и набегут рейдеры, переоформить в свою собственность ничего кроме мебели и стульев у них не получится — все остальное принадлежит крупным лизинговым компаниям, и за все это надо ежемесячно платить еще годами.

Пункт 2. Взыскания третьих лиц, обращенные на имущество лизингодателя, могут быть отнесены только к данному объекту права собственности лизингодателя в отношении предмета лизинга. К приобретателю прав лизингодателя в отношении предмета лизинга в результате удовлетворения взыскания в обязательном порядке переходят не только права, но и обязательства лизингодателя, определенные в договоре лизинга.

Молодцы наши законодатели, так мудрено завернуть это надо еще постараться.

Попробуем разобраться и изложить текст статьи попроще. В этом пункте речь идет уже о правах третьих лиц по обязательствам лизингодателя, то есть лизинговой компании, которая и является собственником предмета лизинга вплоть до момента его выкупа клиентом в самом конце договора. Откуда могут взяться обязательства у лизинговой перед третьими лицами? Ну самый простой пример — это привлечение банковских кредитов для финансирования своих оборотов и залог лизинговых автомобилей в качестве обеспечения в банке. В случае просрочек платежей по кредитам лизинговой компании в банк, банкиры могут предъявить свои права на залог.

Если честно, я ни разу не сталкивался с подобной ситуацией в живую. Как правило, лизинговые компании с крупным клиентским портфелем довольно аккуратно обслуживают свои кредиты, даже если у части клиентов возникают просрочки платежей и долги, остальной денежный поток и высокая доходность лизинговых сделок позволяют перекрыть эти потери. К тому же оказаться в «черном списке» в бюро кредитных историй для лизинговой компании равно остановке бизнеса. Если все банкиры откажутся кредитовать новые контракты лизинговой компании, ее выручка схлопнется в разы, компания сможет рассчитывать только на денежные поступления от ранее выданных договоров и о каком-то росте клиентского портфеля говорить уже не придется. К тому же об этом очень быстро станет известно на рынке, что приведет к полноценному кризису внутри компании. Короче, крупной лизинговой компании такая ситуация крайне невыгодна и они будут избегать проблем с банками всеми силами.

Так что если кто-либо из читателей столкнулся с похожей ситуацией — дайте знать в комментариях.

Более того, Закон говорит о том, что взыскания третьих лиц могут быть отнесены только к данному объекту права собственности лизингодателя в отношении предмета лизинга. То есть кредиторы могут предъявить претензии не ко всему имуществу лизинговой компании, а только к конкретному автомобилю, выступившему обеспечением под конкретный кредит. На остальные клиентские автомобили, не имеющие отношения к данному кредиту, претензии распространяться не могут.

Даже если Клиенты лизинговой компании окажутся в ситуации, когда право собственности на их лизинговые авто перейдут третьим лицам — кредиторам лизинговой компании, Закон четко защищает их права фразой: «в обязательном порядке переходят не только права, но и обязательства лизингодателя, определенные в договоре лизинга».

То есть, банкиры — новые собственники авто, могут только продолжить получать от Клиентов лизинговые платежи по графику, и именно на тех условиях, которые прописаны в изначальном договоре лизинга. Никто из них не вправе изъять автомобиль без прописанных в договоре оснований, никто не в праве расторгать прежний договор и требовать от Клиентов заключения нового договора на новых условиях — это незаконно. И как только лизинговый договор завершится, банкиры обязаны будут предоставить Клиентам возможность выкупить авто по указанной в договоре стоимости.

Можно сказать, что данная статья Закона серьезно защищает права именно лизингополучателей. Если пункт первый в принципе не дает возможности изъять или ограничить использование лизингового имущества даже при наличии у клиентов долгов перед третьими лицами, то пункт второй защищает прописанные в лизинговом договоре права клиентов и обязанности собственника лизингового имущества, даже если этим собственником стало третье лицо.

Подписывайтесь на канал, будет много полезной информации, чтобы Вы не теряли свои деньги!

В следующих статьях мы будем подробно разбирать и сравнивать два основных способа приобретения транспорта с заемным финансированием — Лизинг и Кредит. Что выгоднее и почему? В том числе подробно разберем, какие налоговые преимущества закрепляют за лизинговыми и кредитными сделками российское законодательство.

Предыдущие публикации на канале, посвященные изучению основного закона, регулирующего лизинговую отрасль — Федерального закона «О финансовой аренде (лизинге)» №164-ФЗ. :

Законы о лизинге. Часть 1. — основные понятия и определения Закона. Законы о лизинге. Часть 2. — платные доп услуги в договорах Лизинга, это законно? Законы о лизинге. Часть 3. — когда лизинговая компания изымает авто у клиента.. Законы о лизинге. Часть 4. — как правильно получать лизинговый авто в автосалоне и не попасть на деньги. Законы о лизинге. Часть 5. — кто платит за ТО и тюнинг авто. Законы о лизинге. Часть 6. — лизинговый автомобиль оказался в залоге у Банка. Как так получилось? Законы о лизинге. Часть 7. — регистрируем лизинговый автомобиль в ГАИ. Важно знать. Законы о лизинге. Часть 8. — страховка лизингового авто. Кто, кому и сколько платит? Законы о лизинге. Часть 9. — ситуация, когда полная страховка Каско не спасает от убытков лизингополучателя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *